Научная статья на тему 'Комплексные мероприятия по модернизации регионального здравоохранения и ожидаемые результаты'

Комплексные мероприятия по модернизации регионального здравоохранения и ожидаемые результаты Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
212
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОГРАММА / МЕРОПРИЯТИЯ / REGIONAL HEALTH CARE / MODERNIZATION / PROGRAM / MEASURES
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексные мероприятия по модернизации регионального здравоохранения и ожидаемые результаты»

смогли добиться успехов благодаря социальной ориентированности Правительства ХМАО—Югры и его готовности обеспечить жителей округа бесплатной качественной медицинской помощью в объеме государственных гарантий (расходы на здравоохранение в 2009 г. составили 17% от консолидированного бюджета). Тенденция к организации высокоспециализированных кардиологических клиник руководителями здравоохранения автономного округа, увеличение объемов оперативных вмешательств (за пять лет в 2 раза) обеспечили доступность высокотехнологичной медицинской помощи и способствовали снижению показателей смертности от острой сердечно-сосудистой патологии. Наибольшего роста достигло число эндоваскулярных методов диагностики и лечения болезней сердца, операций при врожденных аномалиях системы кровообращения. Проводится большая работа по пренатальной диагностике врожденных пороков сердца.

В то же время БСК остаются основной причиной смертности и инвалидности, мужчины болеют чаще и продолжительность заболевания у них больше. На фоне уменьшения удельного веса мужского населения данная проблема требует особого внимания. Следует направить усилия и на охрану здоровья детей, поскольку выявлен резкий рост болезненности среди детей между возрастными группами до и после 14 лет. В отдельных муниципальных образованиях округа в 2009 г. отмечено повышение заболеваемости цереброваскулярными

болезнями, что скорее всего требует пересмотра стратегии первичной профилактики на местах, поскольку это происходит на фоне снижения смертности от цереброваскулярной болезни по всему округу.

В целом за 2005—2009 гг. достигнуто улучшение показателей сердечно-сосудистого здоровья жителей ХМАО—Югры. Достигнутые успехи придают кардиологам округа уверенность в правильности выбранного пути и, несмотря на существующие проблемы, оптимизм и готовность продолжать работу дальше.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бокерия Л. А., Гудкова Р. Г. Сердечно-сосудистая хирургия — 2007. Болезни и врожденные аномалии системы кровообращения. — М., 2007.

2. Бокерия Л. А., Туманян Р. Т. // Грудная и серд.-сосуд. хир. — 2009. — № 6. — С. 15—22.

3. Ощепкова Е. В. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2007. — № 5. — С. 18—21.

4. Урванцева И. А., Милованова Е. В. // Сборник материалов Окружной науч.-практ. конф., посвящ. 15-летию Окружного кардиол. диспансера "Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии" "Проект Югра-Кор в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры", 27—28 мая 2010 года. — Сургут, 2010. — С. 71—74.

Поступила 19.11.10

© Г. М. ГАЙДАРОВ, Н. Ю. АЛЕКСЕЕВА, 2012 УДК 614.2:008

Г. М. ГАЙДАРОВ, Н. Ю. АЛЕКСЕЕВА

Комплексные мероприятия по модернизации регионального здравоохранения и ожидаемые результаты

ГОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет

Ключевые слова: региональное здравоохранение, модернизация, программа, мероприятия Key words: regional health care, modernization, program, measures

Состояние российской системы здравоохранения и направления ее совершенствования занимают одно из центральных мест в долгосрочных перспективах развития нашей страны. О проблемах, накопившихся в здравоохранении России, свидетельствуют как объективные, так и субъективные показатели, характеризующие такие параметры данной отрасли, как состояние здоровья населения и собственно системы здравоохранения, оценка населением состояния своего здоровья и его отношение к системе здравоохранения вообще и к реформам в частности. Учитывая приоритетность в государственной политике повышения качества и доступности медицинской помощи, весной 2010 г. Председателем Правительства РФ В. Путиным была предложена программа модернизации здравоохранения. В соответствии с этим в каждом регионе Российской Федерации была разработана программа модернизации здравоохранения с учетом индивидуальных особенностей каждой территории, эпидемиологии заболеваемости, структуры смертности, софинансирования из региональных бюджетов.

В Иркутской области с нашим участием также была разработана Программа модернизации здравоохранения Иркутской области на 2011—2012 гг. (далее — Программа). Целью Программы является улучшение качества и доступности медицинской помощи населению Иркутской области, задачами — укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение стандартов медицинской помощи и современных информационных систем в сферу здравоохранения.

Программа модернизации здравоохранения Иркутской области включает Паспорт системы здравоохранения Иркутской области и ряд разделов, посвященных планируемым мероприятиям. Паспорт здравоохранения содержит основные фактические за 2005—2009 гг. и прогнозные на период 2010—2012 гг. показатели состояния регионального здравоохранения.

Раздел 1 Программы представляет собой вводную часть и включает данные о медико-демографической ситуации в области, основные показатели здоровья населения, характеристику кадрового потенциала и финансовой обеспеченности здравоохранения региона. В дан-

55

ном разделе обозначены ключевые проблемы системы здравоохранения Иркутской области — существенное недофинансирование Территориальной программы государственных гарантий (45% от установленного федерального норматива) и неэффективное использование ресурсов системы здравоохранения.

В разделе 2 Программы перечислены основные мероприятия, направленные на реализацию задачи укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения:

• реструктуризация сети лечебно-профилактических учреждений, в том числе сокращение коечного фонда и приведение его в соответствие с потребностями населения в медицинской помощи (на основе анализа смертности, заболеваемости и половозрастной структуры населения и существующих нормативов Территориальной программы государственных гарантий);

• регионализация сети учреждений здравоохранения, предусматривающая подразделение территории Иркутской области на зоны обслуживания 7 межмуниципальных региональных медицинских центров и 5 межмуниципальных районных центров по оказанию медицинской помощи различного профиля с учетом транспортной доступности, характера расселения населения и среднего радиуса обслуживания;

• координация и интеграция медицинского и медико-социального обслуживания в области.

С целью улучшения материально-технического обеспечения в рамках Программы для завершения строительства ранее начатых объектов было отобрано 12 учреждений здравоохранения, для оснащения оборудованием — 69, для текущего и капитального ремонта — 156 учреждений.

Внедрение современных информационных систем в сферу здравоохранения (раздел 3 Программы) предусматривает ряд мероприятий в рамках следующих направлений:

• персонифицированный учет оказанных медицинских услуг путем создания регионального информационного ресурса, единого центра обработки данных, наполняемого на основе первичных данных о произведенных медицинских услугах;

• ведение электронной медицинской карты гражданина путем внедрения во всех лечебно-профилактических учреждениях Иркутской области, работающих в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), типового сервиса единой медицинской информационной системы для учета первичных данных;

• реализация записи к врачу в электронном виде путем создания единого интернет-портала системы здравоохранения Иркутской области, единого call-центра и установки терминалов самозаписи (информационных киосков) в доступных зонах;

• обмен телемедицинскими данными путем развертывания в ведущих лечебных учреждениях региона консультативных телемедицинских центров, в ведущих лечебных учреждениях муниципальных образований — абонентских телемедицинских пунктов с единым областным электронным регламентом по планированию и проведению телемедицинских сеансов;

• внедрение системы электронного документооборота с образованием ведомственного удостоверяющего центра, позволяющего верифицировать передаваемые документы электронной цифровой подписью;

• ведение единого регистра медицинских работников, предполагающего внедрение в работу ЛПУ области информационно-аналитической системы Минз-

Показатели интегральной результативности и эффективности Программы модернизации здравоохранения Иркутской области к 2013 г.

Показатель 2009 г Целевое значение к 2013 г.

Общий коэффициент смертности населения (число случаев на 1000 населения) 13,9 Снижение до 13,2

Смертность населения от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) 685 Снижение до 635,8

Смертность от внешних причин (на 100 тыс. населения) 209,3 Снижение до 193,7

Коэффициент младенческой смертности (на 1000 рожденных живыми) 10,1 Снижение до 8,99

Смертность трудоспособного населения (на 1000 трудоспособного населения) 8,0 Снижение до 7,03

Удовлетворенность населения медицинской помощью (% от всего населения) 31,4 Повышение до 35

Эффективность вложений в здравоохранение: соотношение общего коэффициента смертности и затрат на здравоохранение в Иркутской области в сравнении с аналогичным соотношением в среднем по РФ 2 Более 1

Уровень удовлетворенности населения региона высокотехнологичной медицинской помощью (% от нуждающихся в ней) 77 96

дравсоцразвития России "Федеральный регистр медицинских работников;

• ведение электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения субъекта РФ.

В разделе 4 Программы обозначены основные перспективные направления для решения задачи внедрения стандартов оказания медицинской помощи. Прежде всего в учреждениях стационарного типа в 2011—2012 гг. планируется внедрение федеральных стандартов оказания медицинской помощи по 8 наиболее распространенным группам нозологий, на долю которых приходится 30% госпитализаций; в амбулаторно-поликлинических учреждениях — по 7 группам нозологий (22,3% обращений).

В связи с запланированным на 2013 г. включением в тариф ОМС ряда дополнительных статей в период 2011-2012 гг. предусмотрены анализ фактических расходов на текущее содержание муниципальных учреждений здравоохранения и оценка объемов планируемых расходов на 2013—2014 гг. с учетом расчетных нормативов коечного фонда, оснащения, площадей и проведения мероприятий по энергосберегающим технологиям, эффективному использованию оборудования. В соответствии с этими оценками в консолидированном бюджете Иркутской области будут выделены средства для дотаций территориального фонда ОМС, в том числе за счет ассигнований, предусмотренных на увеличение тарифов страховых взносов на неработающее население.

В целях улучшения профессиональной деятельности медицинских работников предусмотрены меры по повышению квалификации и переподготовке кадров для межмуниципальных региональных медицинских центров и межмуниципальных районных центров по оказанию медицинской помощи различного профиля, а также планируются внедрение системы непрерывного

56

медицинского образования и использование электронной медицинской библиотеки.

Для удовлетворения потребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинской помощи по Территориальной программе государственных гарантий в регионе предполагаются повышение заработной платы врачей и среднего медицинского персонала на 15% ежегодно и доведение ее к 2013 г. до уровня среднемесячной начисленной заработной платы в целом по Иркутской области, а также переход на новую систему оплаты труда всех бюджетных учреждений здравоохранения.

Учитывая включение с 2013 г. в Территориальную программу ОМС дополнительных денежных выплат медицинским работникам первичного звена здравоохранения и дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, диспансеризации детей 14-летнего возраста, за 2011—2012 гг. в регионе будут определены:

• потребности в заработной плате в соответствии с численностью медицинских работников соответствующего профиля и предусмотренной динамикой роста заработной платы;

• потребности в объемах медицинской помощи и численность соответствующего контингента для диспансеризации детей-сирот, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей 14-летнего возраста.

Систематизированный перечень программно-целевых мероприятий и механизм их реализации и контро-

ля над их выполнением представлены в разделах 5 и 6 Программы.

Объем финансового обеспечения Программы модернизации здравоохранения Иркутской области (раздел 7) на 2011—2012 гг. составляет 8451 млн руб., в том числе на 2011 г. 4176 млн руб., на 2012 г. 4275 млн руб. На укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения предусмотрено 39,6% от общего объема средств (из них 25% на учреждения здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь женщинам и детям), на внедрение современных информационных систем в здравоохранение предусмотрено выделение 5% объема финансирования Программы, на внедрение стандартов медицинской помощи — 55,4%.

В разделе 8 Программы представлены показатели для оценки эффективности и результативности программы. Главные результаты в плане улучшения состояния здоровья населения Иркутской области отражены в показателях интегральной результативности Программы к 2013 г. (см. таблицу).

Таким образом, модернизация здравоохранения Иркутской области, действуя параллельно с приоритетным национальным проектом "Здоровье", будет способствовать системному решению накопившихся в данной сфере проблем региона и позволит приблизиться к современному уровню медицинской помощи, а также позволит переориентировать отрасль на профилактические и реабилитационно-восстановительные мероприятия и усиление мотивации человека на сохранение собственного здоровья.

Поступила 31.01.11

Журнал "Здравоохранение Российской Федерации " входит в Перечень ведущих научных журналов и изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.

Журнал «Здравоохранение Российской Федерации» представлен в следующих информационно-справочных изданиях: Biological Abstracts; Index Medicus; International Aerospase Abstracts; Ulrich’s International Periodicals Directory

Уважаемые читатели!

Подписаться на журнал "Здравоохранение Российской Федерации” можно во всех отделениях связи.

По каталогу "Роспечать": индекс 73163

для индивидуальных подписчиков; индекс 73164

для предприятий и организаций

По каталогу "Книга-сервис": индекс 27875 для индивидуальных подписчиков;

индекс 27876 для предприятий и организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.