Раздел I
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
А.Н. Гуров, З.Б. Рахманова
Необходимость и предпосылки внедрения инфокоммуникационных технологий в системе охраны здоровья населения Московской области. Настоящий этап развития инфокоммуникационных технологий в медицине характеризуется усилением интеграционных процессов, обусловленных развитием вычислительных сетей сложной топологии, обеспечивающих эффективную работу многофункциональных систем. Принципиальные решения, закладываемые в основу проектов, должны быть ориентированы на постепенный переход к комплексной автоматизации и созданию корпоративных информационных систем учреждений и служб, для чего необходимо предусматривать разработку «открытых» систем, имеющих модульное построение.
Решение большинства управленческих вопросов в здравоохранении невозможно без использования современных методов информатики, планирования и прогнозирования. Развивающийся быстрыми темпами научно-технический прогресс выдвигает сегодня информационные технологии на одно из самых приоритетных мест, поэтому их постоянное совершенствование является обязательным условием для эффективного управления здравоохранением.
Несомненно усиливается значение «сквозных» программных продуктов по разделам медицины, обеспечивающим сочетание персонифицированных баз данных на учрежденческом уровне с аналитико-статистичес-кой обработкой информации на городском, региональном и федеральном уровнях, что отвечает понятию единого информационного пространства. Корпоративные информационные системы и сети учреждений, служб и территорий обеспечивают создание единого информационного пространства на горизонтальном уровне (город, область) и по вертикали (службы). Сочетание горизонтального и вертикального принципов построения корпоративных систем позволит получать различные разрезы показателей состояния здоровья, что является основной целью мониторинга здоровья населения Российской Федерации. В системах анализа заболеваемости и деятельности учреждений предполагается их анализ с использованием методов математического моделирования и прогнозирования.
Информатизация здравоохранения должна осуществляться с учетом приоритетных направлений медицины согласно приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.07.99 № 279 «Основные направления развития информатизации охраны здоровья населения России на 1999 - 2002 годы».
В 1993 году был издан Указ Президента Российской Федерации N 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», где, в частности, говорится: «разработать и внедрить систему наблюдения и контроля (мониторинга) здоровья населения».
В результате выполнения этих программ создан ряд комплексных проектов информатизации управленческой деятельности на федеральном, тер-
риториальном и муниципальном уровнях, разработаны концепции создания государственной системы мониторинга здоровья населения России, информатизации охраны здоровья детей, психиатрической, противотуберкулезной, онкологической служб, стоматологической помощи и проекты информатизации на уровне областных (городских) диспансеров.
Разработаны и внедряются Государственные регистры онкологических больных (приказ Минздрава России от 23.12.96 № 420 «О создании Государственного ракового регистра»), больных туберкулезом (приказ Минздрава России от 03.07.97 № 193 «О создании Государственной системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза»), медико-генетический (приказ Минздрава России от 23.05.97 № 162), больных сахарным диабетом, лиц, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС и другие.
Созданы типовые проекты информатизации стационаров, поликлиник, родильных домов, станций скорой медицинской помощи, станций переливания крови, медико-генетических консультаций, разработаны проекты автоматизированных рабочих мест (АРМ) врачей различного профиля, расчета медицинских услуг и определения качества медицинской помощи населению.
В результате выполнения «Комплексной программы информатизации системы ОМС РФ на 1994 - 1997 гг.» удалось, в основном, создать техническую базу информатизации ЛПУ, фондов и страховых организаций.
По постановлению Правительства РФ от 6 октября 1994 года № 1146 разрабатывается и внедряется система социально-гигиенического мониторинга в центрах Госсанэпиднадзора субъектов Российской Федерации.
Для экспертизы программных средств Минздравом России были изданы приказы от 26.07.91 № 127 «О сертификации программных средств», от 04.04.95 «О сертификации программных средств и баз данных в системе Минздравмедпрома России», от 11.12.98 № 359 «Об экспертизе программных средств и баз данных, используемых в системе здравоохранения РФ». К 2000 году в России работали 11 Центров экспертизы программных средств, в том числе и в Московской области - на базе Отдела информационных технологий и областной медицинской статистики МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского.
К началу 2002 года в отрасли здравоохранения России действовали 56 информационно-вычислительных центров на самостоятельном балансе, 61 отдел АСУ при областных, краевых, республиканских больницах, сформирован рынок сертифицированных программных средств (302). В ряде регионов и городов функционируют и успешно развиваются центры телемедицины.
План мероприятий по реализации «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» на 2001-2005 годы и на период до 2010 года включает следующие пункты в области медицинских информационных технологий и систем мониторинга:
1. Утвердить типовое положение о медицинском информационно-аналитическом центре и внести его в номенклатуру учреждений здравоохранения.
2. Создать научно-аналитический центр стратегического планирования и прогнозирования на базе Государственного медцентра Минздрава РФ.
3. Создать (развить) информационно-аналитические центры органов управления здравоохранением в субъектах РФ.
4. Создать координационно-методические советы по информатизации здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования на федеральном и территориальном уровнях.
5. Создать «Интернет-портал» Минздрава РФ и РАМН по предоставлению медицинских услуг населению.
6. Создать единую информационно-аналитическую сеть МЗ РФ и органов управления здравоохранением в субъектах РФ.
7. Продолжить подготовку нормативных правовых и информационно-методических документов, регламентирующих вопросы информатизации здравоохранения.
8. Разработать и внедрить единые программные продукты по:
* медицинской статистике, ведению реестра федерального имущества и земельного кадастра, реализации ФЦП;
* учету материальных ценностей, кадров, материально-техническому обеспечению.
9. Разработать и внедрить систему электронного документооборота на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
10. Разработать и утвердить Концепцию развития телемедицины в здравоохранении.
11. Создать и внедрить телемедицинскую систему связи Минздрава РФ с представителями МЗ в федеральных округах
12. Отработать порядок сертификации телемедицинских центров в системе здравоохранения РФ
13. Внедрить единую общероссийскую персонифицированную информационную систему «Электронный паспорт пациента».
Для реализации государственной политики по осуществлению управления в области развития связи и информатизации Министерством связи Российской Федерации совместно с Минэкономразвития России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами была разработана Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия на 2002 -2010 годы». Основание для разработки - распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 207-р.
Основные направления ФЦП «Электронная Россия»:
* совершенствование регулирования деятельности в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
* обеспечение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и открытости государственных информационных ресурсов для гражданского общества, создание предпосылок для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий;
* модернизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления посредством внедрения ИКТ;
* взаимодействие органов государственной власти с хозяйствующими субъектами и создание предпосылок внедрения информационных технологий в реальный сектор;
* образование и развитие кадрового потенциала;
* развитие инфраструктуры публичных сетей доступа;
* развитие электронной торговли.
Основные мероприятия по реализации ФЦП «Электронная Россия»:
* разработка и реализация проекта Концепции представительства федеральных органов в сети Интернет;
* разработка Концепции электронного документооборота между органами власти, в том числе определение стандартов и протоколов обмена информацией для систем электронного документооборота между органами власти и координация вопросов использования на региональном и муниципальном уровнях стандартов и протоколов электронного документооборота;
* внедрение электронного документооборота в органах государственной власти;
* проведение анализа и организация мониторинга эффективности бюджетных расходов на информатизацию по отраслям;
* разработка и реализация пилотного проекта по созданию в субъектах Российской Федерации фрагментов автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (АС ГРН);
* проведение инвентаризации и организация мониторинга доступа бюджетных организаций и органов государственной власти различного уровня к телекоммуникационным сетям;
* осуществление работ по обеспечению доступа бюджетных организаций к телекоммуникационным сетям (созданию узлов доступа);
* разработка и создание общероссийской сети информационно-маркетинговых центров;
* разработка и практическая реализация системы мониторинга эффективности использования информационных технологий, информационных ресурсов в органах власти и бюджетном секторе экономки, а также мониторинга уровня существующей технической и телекоммуникационной обеспеченности органов государственной власти.
Все вышеизложенное говорит о значительном продвижении в идеологии и развитии инфокоммуникационных технологий, однако присутствует ряд негативных факторов, тормозящих этот процесс в здравоохранении. К ним следует отнести практическое отсутствие финансирования на информатизацию, на централизованную закупку для учреждений здравоохранения федерального и областного подчинения компьютерной техники, системного лицензионно чистого программного обеспечения. Существующее положение по рассматриваемому вопросу характеризуется отсутствием высоконадежных и оперативных средств связи, а также низким качеством сбора, обработки и анализа информации, необходимой для рационального управления объектами здравоохранения, низким уровнем подготовки в учебных учреждениях и качества научных исследований.
В то же время новые возможности, представляемые современными средствами информатизации и новыми информационными технологиями, позволяют в полной мере и в кратчайшие сроки реализовать эти задачи. Так, например, скорость работы процессоров стала приближаться к 1500 мГц, дисковая память может наращиваться до десятков тысяч Гб, скорость
работы в локальных сетях превышает 100 Мб/сек, а глобальная сеть Интернет стала необходимым элементом для любого образовательного, научного и лечебного учреждения, и тем более - для органов управления здравоохранением.
Неблагоприятной сложилась медико-демографическая обстановка и в Московской области. Остается низким уровень рождаемости (7,9 на 1000 населения в 2001 году). Увеличиваются показатель смертности (18,2 на 1000 населения) и, соответственно, отрицательный прирост населения (-10,3). Более половины всех смертей среди трудоспособного населения приходится на болезни системы кровообращения, смерть от неестественных причин занимает 2-3 места, а среди молодых возрастов - первое. Общая заболеваемость возрастает (1086,9 на 1000 населения в 2001 г.). Возрастают показатели заболеваемости болезнями органов дыхания, эндокринной системы, системы кровообращения. Новообразованиями в 2000 г. составили 343,5 случая на 100 тысяч населения (в 1996 г. - 314,4). Высок уровень заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем, и заразными кожными болезнями. Резко увеличилась заболеваемость ВИЧ-инфекцией и СПИДом (с 0,5 на 100 тысяч населения в 1996 г. до 33,24 в 2001 г. За последние 5 лет в 2 раза возросла заболеваемость туберкулезом, заболеваемость новорожденных увеличилась с 321,2 на 1000 родившихся живыми -до 597,6. Состояние здоровья граждан, призываемых на военную службу, также имеет четкую тенденцию к ухудшению.
Медицинская помощь населению области оказывается в 257 амбулатор-но-поликлинических и 251 больничном учреждении, 2 НИИ, 87 диспансерах, 34 стоматологических подразделениях, 2 МСЧ, 394 здравпунктах, 36 санаториях, 8 домах ребенка, 64 сельских участковых больницах, 149 сельских врачебных амбулаториях, 725 фельдшерско-акушерских пунктах. В области функционируют 60713 коек.
Приведенные данные позволяют представить себе крайне трудную ситуацию, сложившуюся в здравоохранении области, и большой объем информации, который необходимо проанализировать для принятия решений и управления здравоохранением. К сожалению, основным источником информации являются только ежегодные данные медицинских статистических отчетов ЛПУ. Невозможность получения оперативной информации о состоянии дел на местах, новых методах и методиках во врачебной практике и применении лекарственных препаратов, использовании имеющейся медицинской техники и коечного фонда, наличии и загруженности врачей и среднего медицинского персонала ведет к низкому качеству обслуживания населения.
Состояние информатизации управления здравоохранением Московской области. В настоящее время в здравоохранении Московской области сложилась следующая обстановка по разработке и применению компьютерных систем. В целом по области количество персональных компьютеров в органах управления и 397 ЛПУ из 623 составляет 4136, из них 1653 - устаревших модификаций (РС386, РС-486). В среднем на 1 ЛПУ приходится 5,6 компьютера, на 1 медицинского работника - 0,06 компьютера. Наибольшее количество компьютеров на 1 ЛПУ в Солнечногорском районе, Троицке, Протвине, Лобне, Климовске, Шаховском районе, наименьшее - в г. Же-
лезнодорожном, Можайском, Серебряно-Пруде ком, Серпуховском, Шатурском, Воскресенском, Клинском районах. На 1 медработника наибольшее количество компьютеров приходится в городах Троицк, Дубна, Бронницы, Климовск, а также в Красногорском, Лотошинском, Мытищинском, Шаховском районах. Наименьшее - в городах Железнодорожный, Рошаль, а также Клинском, Серпуховском, Чеховском районах.
В ряде ЛПУ имеется разнообразное периферийное оборудование, системы мультимедиа и видеоконференцсвязи. 25 ЛПУ, в том числе 7 областных учреждений имеют выход в Интернет, 28 ЛПУ используют в своей деятельности электронную почту. Основная часть учреждений здравоохранения имеет выход в Интернет по коммутируемым линиям, только отдельные из них имеют выделенные каналы связи, 3 учреждения - радиорелейные (ЦРБ городов Коломны, Ступино и МОНИИАГ). Распространенность локальных вычислительных сетей в учреждениях здравоохранения также невелика.
Отделов АСУ или аналогичных структур в органах управления и ЛПУ 69 муниципальных образований и 27 областных учреждений в 2002 г. всего 27 (в 2000 г. - 22), причем в них, в основном, решаются задачи обязательного медицинского страхования.
Персональной вычислительной техникой (зачастую морально устаревшей) обладают 63,7% от всех организаций, находящихся в области. Распределение парка компьютерной техники по ЛПУ внутри районов крайне неравномерно. Как правило, большинство компьютеров находится в центральных учреждениях (г. Королев, г. Электросталь, Можайский район и т. д.).
Большое внимание Минздрав МО уделяет развитию и совершенствованию информационных систем лечебных учреждений, поскольку именно они являются основными источниками информации, то есть теми «кирпичиками», на которых строятся более сложные, многоуровневые информационные системы. В ряде лечебных учреждений области районного и городского уровня практически автоматизированы основные управленческие технологии (медико-статистический учет, бухгалтерско-экономичес-кая деятельность, анализ дефектов диагностики и лечения больных и др.), разработано и внедрено множество систем поддержки лечебно-диагностического процесса, АРМы врачей-специалистов, мультимедийные информационные технологии.
Среди информационных систем лечебных учреждений есть много интересных разработок, которые неплохо решают конкретные, возложенные на них задачи, но сейчас настало время интеграции всех этих многочисленных подсистем в единую ИС лечебно-профилактического учреждения на основе современных сетевых технологий. Этот процесс идет очень медленно из-за недостатка финансовых средств. Опыт построения административного сегмента такой сети есть в ЦГБ г. Дубна, ЦРБ г. Коломны и г. Подольска.
В течение последних двух лет проводится работа по внедрению в здравоохранение области современных телемедицинских технологий. В ЦРБ г. Ступино проводились циклы телелекций специалистами кафедры Семейной медицины ММА им. И.М. Сеченова на основе видеоконференций. Некоторые ЦРБ (ЦГБ) Коломны, Подольска и др. имеют опыт проведе-
ния телемедицинских консультаций с Институтом хирургии им. Вишневского как в режиме on-line, так и в режиме отложенных консультаций. Проводятся переговоры с научным Центром сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева по организации лекций и консультирования больных через систему видеоконференций в ЦРБ (ЦГБ) создаваемых медицинских округов Московской области. Разрабатывается проект создания областного телемедицинского центра в г. Подольске.
Поскольку часть областных лечебных учреждений, а также ЦРБ (ЦГБ) большинства муниципальных образований области имеют выход в Интернет, в здравоохранении МО получили свое развитие информационные системы, построенные на основе Web-технологий, которые являются в настоящее время наиболее перспективными в сфере информатизации. Создаются WWW-сервера в Минздраве МО, МОНИКИ, МОНИИАГ, МОФОМС, областном Центре ГСЭН. Современные электронные информационные системы по мере своего развития не только решают задачи здравоохранения, но и открывают доступ для удовлетворения потребностей населения в медицинской информации, что особенно важно для системы здравоохранения в настоящее время. Построенный на базе Интернет-технологий информационный ресурс «Аптечная справка», предоставляющий информацию о наличии и стоимости лекарственных средств в некоторых аптеках городов Московской области, является примером такой системы.
В настоящее время Минздрав МО разрабатывается проект создания Интернет-ресурса о наличии и стоимости лекарств в фармацевтических фирмах Московской области и электронной системы учета и оптимизации государственных закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
В Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации подчеркивается важность усиления мер по профилактике заболеваний среди населения. По данным опросов общественного мнения, до 90% жителей Московской области считают, что их образ жизни нельзя назвать здоровым, но ничего не делают, чтобы его изменить. Такая же ситуация среди 60% врачей.
На данном этапе определено 3 генеральных направления деятельности профилактической медицины. Это - материнство и детство, гипертоническая болезнь, а также профилактика травматизма, ставшего серьезной проблемой нашего времени. В частности, в работе по предупреждению гипертонической болезни в МО главным внештатным кардиологом МО профессором Ю.М. Поздняковым применяется специальный программный комплекс экспертной системы коррекции индивидуального здоровья, предназначенный для массовой работы с населением в возрасте от 35 до 70 лет с целью профилактики основных неинфекционных заболеваний и преждевременной смерти.
Говоря о развитии И С в здравоохранении, нельзя обойти стороной новые информационные технологии поддержки учебного процесса и последипломной подготовки специалистов. Информационные системы интерактивного обучения, электронные атласы и учебники, различные мультимедийные приложения все шире используются при в системе последипломной подготовки на Факультете усовершенствования врачей (ФУВ) МОНИКИ.
В течение последних лет на ФУВ МОНИКИ на некоторых клинических кафедрах, руководителями которых являются профессора А. Г. Ватазин, А.И. Лобаков, А.А. Никитин, проводятся занятия с использованием ви-деоконференцсвязи между операционной и учебной аудиторией, что обеспечивает общение хирурга с аудиторией во время операции. Такая организация учебного процесса очень хорошо воспринимается слушателями и способствует более быстрому и качественному усвоению материала.
В 1997 году для решения задач информатизации в различных сферах деятельности здравоохранения Московской области в составе МОНИКИ был организован Отдел информационных технологий и областной медицинской статистики (ОИТ и ОМС). В структуру ОИТ и ОМС входят отдел информационных технологий, отделение медицинских информационных баз данных и отделение областной медицинской статистики.
Совместно с сотрудниками ГУЗМО был разработан и издан приказ от 12.10.99 г. № 134 «О внедрении автоматизированной системы учета работы с кадрами в учреждениях здравоохранения, подведомственных Главному управлению здравоохранения Московской области». Во исполнение этого приказа сотрудниками отдела ИТ и ОМС совместно с разработчиками ППП «Кадры» Межрегионального Центра MKT НПП ЭКСИН было разработано и внедрено в ЛПУ Московской области соответствующее программное обеспечение.
Совместно с планово-финансовым отделом ГУЗМО был подготовлен и издан приказ от 17.12.99 № 163 «О совершенствовании информационной базы материально-технического обеспечения органов и учреждений здравоохранения Московской области». Была проведена работа по формированию Областного реестра материально-технической базы органов и учреждений здравоохранения (распространение инструкций, карточек ТЭП и вкладышей к ним, программного обеспечения). В установленные сроки по графику были организованы сбор и обработка материалов по маттехбазе всех ЛПУ Московской области.
Отделом ИТ и ОМС проводится большая работа по ежегодному сбору, обработке и анализу медико-статистической информации. Принимаются и обрабатываются около 3500 отчетных форм по 67 территориям области -городам и районам муниципального подчинения и по 27 самостоятельным учреждениям областного подчинения, подведомственным Минздраву МО, кроме того, по 7 учреждениям Федерального подчинения и 27 учреждениям в подчинении Комитету здравоохранения г. Москвы - всего 691 лечебно-профилактическому учреждению, находящемуся на территории Московской области.
По всем отчетным медицинским формам и разделам работы формируется свод медицинских статистических сведений в целом по области, отдельно по территории (все сведения по форме №47 «Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения» соответственно сопоставляются и обмениваются с отчетами учреждений Комитета здравоохранения г. Москвы), по подчинению ЛПУ МЗ МО, муниципальным учреждениям, по областным учреждениям, Федеральному подчинению. Впервые по 12 медицинским округам области рассчитываются соответствующие показатели, характеризующие деятельность системы здраво-
охранения и состояния здоровья населения Московской области. Все своды медицинских статистических отчетов успешно защищаются в Минздраве России и предоставляются ведущим специалистам Минздрава МО и МОНИКИ.
Используя демографические данные и сведения о численности населения, полученные в Госкомстате области, проводим расчеты различных воз-растно-половых групп населения по всем городам и районам области и далее формируем медицинские статистические показатели.
На основании полученной медико-статистической информации подготавливаются к выпуску и распространяются сборники «Основные показатели здоровья населения и деятельности учреждений Московской области» за последние 2 года и в динамике за 7 лет. Материалы сборника богато иллюстрированы аналитическими графиками и диаграммами.
Во исполнение приказа Минздрава РФ от 15.03.2002 г. № 81 «О проведении всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.», отделом информационных технологий и областной медицинской статистики организационно-методическая работа по приему медицинских карт Всероссийской детской диспансеризации была начата в мае 2002 г.
Проведены организационно-методические семинары в Минздраве Московской области и отделе информационных технологий и областной медицинской статистики МОНИКИ, на которых представители с мест проходили инструктаж по правильному заполнению медицинских карт, разъяснялись положения приказов по теме диспансеризации детей.
Поэтапно, по мере развития программного обеспечения Центром новых информационных технологий МНИИ педиатрии и детской хирургии, проводилось обучение операторов и программистов методике работы с компьютерной программой Всероссийской диспансеризации детей, которая совершенствовалась и менялась в процессе выполнения этой работы. Тиражировались на лазерных дисках и распространялись 4 версии программы.
При приеме медицинских карт диспансеризации из некоторых районов было выявлено большое количество ошибок в кодировании диагнозов. В 40 - 70% карт диспансеризации кодирование диагнозов не отвечало требованиям Международной статистической классификации болезней (МКБ-10). Почти в 50 - 90% карт были неверно закодированы и другие пункты карт диспансеризации. Было обнаружено, что врачи-педиатры, узкие специалисты и школьные врачи не владеют методикой кодирования диагнозов. Особенно много ошибок было в кодировании заболеваний, обусловивших возникновение инвалидности. Необходимость срочного обеспечения врачей инструктивно-методическими материалами и их обучения была очевидной.
В связи с этим в Отделе информационных технологий и областной мед-статистики:
а) разработаны инструктивно-методические материалы с анализом основных, наиболее типичных ошибок в кодировании карт диспансеризации с примерами правильного кодирования;
б) размножено Информационно-методическое письмо Минздрава РФ от 2002 г. «Использование Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-
10) в практике отечественного здравоохранения», для чего с брошюры было проведено сканирование, редактирование и запись на дискеты;
в) разработан список диагнозов хронических заболеваний и их кодов по МКБ-10, используемых в педиатрической практике. Список диагнозов представлен в отдел медицинской статистики и информатики Минздрава РФ на рецензию с целью распространения этого документа по всем регионам России.
Этими методическими материалами в электронном варианте были обеспечены все районы Московской области (как в процессе инструктажа и приема данных по детской диспансеризации, так и на областном совещании руководителей статистических служб).
Были организованы контрольные учебно-методические проверки 100 -350 и более карт диспансеризации детей-инвалидов и детей с третьей группой здоровья. Одновременно проводились индивидуальные семинары для главных районных педиатров, заведующих и врачей-педиатров детских лечебно - профилактических учреждений.
Создана база данных по 1 млн. 150 тыс. детей Московской области. В перспективе предполагается ее развитие по темам: «Дети-инвалиды», «Перинатальная, младенческая, детская и подростковая смертность», «Мони-торирование состояния здоровья детей, подростков, молодежи», поддержка регистров по социально значимым заболеваниям.
Разработана и эксплуатируется программа анализа информации по младенческой смертности. Ежемесячно проводится работа по сбору, обработке и представлению аналитических материалов в Минздрав Московской области. Проводилось и проводится исследование разработок, связанных с анализом детской смертности от 0 до 17лет включительно.
В составе рабочей группы, во исполнение приказа ГУЗМО от 05.10.99 г. № 127/418 «О формировании интегрированной модели информационного обеспечения управления ресурсами здравоохранения Московской области», был проведен анализ стандартов баз данных. Внесены предложения по унификации стандартов баз данных для ведения единой базы данных государственной медицинской статистики и обязательного медицинского страхования.
Во исполнение приказа Минздрава России от 11.12.98 г. № 359 «Об экспертизе программных средств и баз данных, используемых в системе здравоохранения Российской Федерации» Центром экспертизы программных средств и баз данных Отдела ИТ и ОМС было проведено 5 экспертиз программных средств: микробиологический мониторинг «Микроб» (разработчик - коллектив авторов 15 ГБ г. Москвы); «Медицинская информационно-консультативная система «Странник» (разработчик -ООО «Мимекс», г. Сочи), «Медицинская административная информационная система «Инфосоциум АМ5»» (разработчик - ООО «Инфосоци-ум», г. Москва), «Стоматологическая поликлиника Единой информационной системы обязательного медицинского страхования» (разработчик -стоматологическая поликлиника № 1 МУЗ, г. Сургут), «Мониторинг здоровья и качества медико-социальной защиты супружеских пар в репродуктивный период» (разработчик - Ивановский НИИ материнства и детства Минздрава РФ).
Согласно Закона Московской области об областной целевой программе «Территориальная информационная система Московской области на 2001-2005 годы» (ТИС МО) от 19.12. 2000 г. № 92/2000-03, п. 2.6, осуществляется «Проведение ежегодного мониторинга состояния информатизации муниципальных образований». Так как в настоящее время еще не разработана и не внедрена государственная учетно-отчетная документация по состоянию информатизации в муниципальных образованиях, сотрудниками ОИТ и ОМС проводится обследование состояния информатизации и службы статистики органов управления и учреждений здравоохранения Московской области методом анкетирования.
Проанализированы: возрастной состав руководителей информационно-статистических служб (ИСС), образование, структуры ИСС, состав ИСС, технология сбора и обработки государственной учетно-отчетной медицинской статистической документации, используемые прикладные и системные программные средства, распределение парка компьютерной техники.
В соответствии с Распоряжением Губернатора Московской области от 14.08.98 № 726-РГ в 1998 г. было начато создание в 1998 - 2000 гг. Системы медико-демографического мониторинга в Московской области. Несмотря на отсутствие финансирования, в продолжение работы по договору № 10 по НИР МОНИКИ «Медико-демографический мониторинг населения Московской области» выполнены его основные этапы.
Кроме того:
проведен анализ концепций и систем мониторинга, разрабатываемых в Российской Федерации и за рубежом;
сформированы требования к правовым основам межведомственного взаимодействия, к организационным мероприятиям построения мониторинга;
рекомендованы стандарты баз данных;
проведено исследование-маркетинг современного программного обеспечения информатизации деятельности ЛПУ, существующих мониторинговых проектов и систем. Лучшая по техническим характеристикам, объему реализуемых функций, адаптивности, доступности, сертифицированная в Минздраве РФ и соответствующая задачам, сформулированным в Концепции информатизации и Отчете по демографическому мониторингу, типовая система рекомендовалась для внедрения в ЛПУ области. В настоящее время внедрили необходимые программные средства и готовы к экспериментальному проведению медико-демографического мониторинга ряд ЛПУ в г. Дубне, частично готовы к проведению эксперимента в г. Орехово-Зуево, Чеховском, Серебряно-Прудском, Орехово-Зуевском, Волоколамском районах. По электронной почте по итогам полугодия из ЛПУ г. Дубны в порядке эксперимента были получены своды по разделам медицинских статистических форм № 12, 14, счета-фактуры по медуслугам и т.п.
Разработан и получен прототип экспертной лечебно-диагностической системы для диагностики, прогнозирования и рекомендации лечения острой почечной недостаточности и сопутствующих нарушений гомеостаза. В основу построения системы положена методология искусственного интеллекта.
Разработаны и поданы на рассмотрение для решения о финансировании бизнес-планы на проведение НИР и НИОКР по темам: «Телемедицина Подмосковья», «Разработка и внедрение лечебно-диагностических экспертных систем», «Создание системы координации и управления потоками обращаемости населения в медицинских округах Московской области», «Комплексный анализ состояния охраны здоровья населения Московской области на базе геоинформационной системы (ГИС - Здоровье)», «Разработка проекта Концепции информатизации здравоохранения Московской области», «Детская смертность».
Разработан ряд программ информатизации здравоохранения Московской области, последняя из которых написана в соответствии с Областной целевой программой «Территориальная информационная система здравоохранения Московской области» на 2001-2005 годы (ТИС МО), утвержденной приказом Губернатора Московской области и нашедшей отражение в Законе Московской области от 19 декабря 2000 года № 92/2000-03.
Информатизация ведомств, участвующих в системе охраны здоровья населения Московской области. Информационное межведомственное взаимодействие. Министерство здравоохранения Правительства Московской области уделяет большое внимание вопросам развития информационной инфраструктуры в системе здравоохранения на областном и муниципальном уровне.
Основные направления и принципы развития информатизации здравоохранения МО изложены в разработанной Минздравом МО совместно с территориальным фондом ОМС проекте Программы информатизации здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования Московской области на 2003 - 2005 гг., подготовленной для рассмотрения Правительством МО.
В Программе сформулирована основная цель информатизации - повышение эффективности использования ресурсов и управляемости системы здравоохранения и ОМС, определен круг ключевых задач и подходы к их решению. В качестве основополагающей методологии рассматривается развитие существующих информационных систем, создание новых и их интеграция в рамках единого информационного пространства Московской области. Ведущим органом, координирующим работы по информатизации здравоохранения, является Координационный совет по информатизации, созданный при Минздраве МО.
Во всем многообразии направлений развития информатизации хочется выделить те, которые являются наиболее прогрессивными и актуальными и могут быть заложены в основу создания современной многоуровневой информационной системы в соответствии с целями и задачами, отраженными в Концепции информатизации Минздрава РФ.
Полезным опытом по развитию и упорядочению межведомственного информационного взаимодействия явилась информационная система электронного обмена данными между лечебными учреждениями МО и Московским областным фондом ОМС (МОФОМС). В результате был разработан нормативный документ территориального стандарта обмена данными. По согласованию с Правительством области МОФОМС открыт
доступ к базе данных физических лиц Московской области, созданной в областном Управлении статистики МО, на основе которой фонд ОМС проводит работу по идентификации базы данных застрахованного населения. С 2001 г. в фонде ОМС на основании реестров счетов лечебных учреждений создается база данных объемов медицинской помощи, которая используется для расчета тарифов на медицинские услуги в системе ОМС и оценки качества медицинской помощи населению МО. Развитие данных технологий способствовало значительному сокращению потерь финансовых средств в здравоохранении и систематизации учета в сфере ОМС Московской области.
Заслуживает внимания информационная система областного центра ГСЭН, объединяющая городские и районные центры ГСЭН в единую региональную сеть на основе модемных соединений. Создание такой корпоративной сети предоставило возможность быстрого обмена информацией, что помогает своевременно реагировать на изменение санитарно-эпидемиологической обстановки в области.
За последние годы в информационных системах Минздрава МО накоплен значительный объем персонифицированной медицинской информации, охватывающий порядка 1 млн. 500 тысяч жителей области, причем большая часть баз данных имеет унифицированный формат. Подобная информация представляет собой большую ценность и может быть основой для построения геоинформационной системы оценки здоровья населения региона. Основным недостающим звеном здесь является отсутствие уникального номера записи в масштабах области. Идентификация всей совокупности баз данных могла бы быть проведена на основе базы данных АИПС «Население» Мособлстата. Трудности на этом пути были связаны с закрытостью информации в этой системе. Сейчас достигнуты договоренности в этом направлении и разрабатывается проект об информационном взаимодействии между Минздравом МО и Управлением статистики МО.
Перспективы и проблемы. Хотелось бы сказать несколько слов о наших дальнейших планах в развитии информационных технологий здравоохранения. Основной стратегической задачей является постепенная интеграция существующих информационных систем на основе единых стандартов, разработка и внедрение новых информационных технологий и аналитических подходов к оценке состояния здоровья и управлению качеством оказания медицинской помощи с выходом на принятие управленческих решений по улучшению организации работы системы здравоохранения.
Важным моментом здесь является информационное взаимодействие системы здравоохранения с учреждениями других ведомств, которые владеют информацией о факторах, формирующих здоровье человека. Это центры Госсанэпиднадзора, органы государственной статистики, народного образования и социальной защиты, организации социального и медицинского страхования. Грамотные и продуманные управленческие решения могут приниматься только на основе анализа всех влияющих факторов и прогнозирования медико-социальных, демографических и экономических процессов, протекающих на территории региона.
Безусловно, данную задачу невозможно решить быстро в силу отсутствия широкой нормативно-правовой базы межведомственного информационного взаимодействия. Для эффективного регулирования этого процесса необходимо снять некоторые существующие сегодня запреты и пополнить нормативную базу рядом конкретных законов и подзаконных актов, оговаривающих механизм сбора, обработки, передачи, хранения, защиты и уничтожения медико-социальных данных.
Серьезной проблемой остаются вопросы стандартизации, а также безопасности и защиты информации в медицинских информационных системах. Стандартов медицинской информатики в нашей стране нет. Разработка собственных территориальных стандартов нецелесообразна, поскольку такие разработки будут существенно отставать от общепринятых международных стандартов и в конечном итоге затруднят процесс интеграции, не говоря уже о том, что обмен информацией с зарубежными специалистами будет просто невозможен.
Наиболее экономичным и технически грамотным способом решения проблемы представляется адаптация к российским условиям разработок организаций международного уровня, специализирующихся на стандартизации электронного обмена данными в соответствующей отрасли.
Что касается разработки и установки средств безопасности и защиты информации, здесь необходим квалифицированный персонал, однако сложившаяся в здравоохранении ситуация такова, что таких специалистов практически нет.
И наконец, одной из главных является задача определения необходимого объема показателей, критериев, качественных характеристик, используемых для принятия управленческих решений. Эта задача также не имеет простого решения, так как потребует преодоления субъективизма на уровне управления и ориентацию на методы математической статистики и построение имитационных моделей.
Несколько слов о самом главном составляющем звене процесса информатизации - кадрах. В настоящее время в этом плане сложилась очень тревожная ситуация - в связи с низким уровнем заработной платы из информационных служб здравоохранения уходят высококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы. Заменить такие кадры всегда очень непросто. Хотелось бы еще раз обратить внимание Правительства Московской области на необходимость принятия неотложных мер по решению этой проблемы, так как без квалифицированных специалистов мы не сможем конструктивно развивать и поддерживать серьезные информационные технологии. Привлечение же сюда коммерческих структур и фирм со стороны приведет к неоправданно большим затратам средств и не обеспечит гарантированную долговременную работу информационных систем.
В здравоохранении Московской области время и место информационных технологий определено, и задача сейчас - сделать все возможное, чтобы направить этот процесс в нужное русло, максимально эффективно использовать все имеющиеся средства и ресурсы и стать полноправными членами современного информационного общества.