Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ С БОЛЬШИМИ ДАННЫМИ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ'

КОМПЛЕКСНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ С БОЛЬШИМИ ДАННЫМИ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / IT-СЕРВИСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЛЕКСНЫМ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ1 ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР УСПЕХА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КЛЮЧЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ1 ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ / АНАЛИЗА И ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лескина И.Н.

В статье раскрывается содержание понятия «комплексные компетенции» специалиста сферы образования в области применения функциональных возможностей платформенных решений, цифровых инструментов и сервисов для работы с большими данными об образовательных результатах обучающихся и результатах образовательной деятельности в режиме настоящего времени. Представлена модель корреляционного анализа данных об эффективности профессиональной деятельности руководителя образовательной организации и педагога, обеспеченной IT-сервисным сопровождением. Введено понятие «критический фактор успеха» как индикатор эффективности профессиональной деятельности в рамках внутришкольной системы оценки качества образования и определены инструментальные возможности его измерения на основе ключевых показателей эффективности, позволяющие управлять процессом формирования и совершенствования комплексных компетенций не только руководителя, но и педагога в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лескина И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX COMPETENCES FOR WORK WITH BIG DATA IN GENERAL EDUCATION

The article reveals the content of the concept of «complex competencies» of an education specialist in the field of using the functionality of platform solutions, digital tools and services for working with big data about the educational results of students and the results of educational activities in the real time. A model of correlation analysis of data on the effectiveness of the professional activity of the educational organization head and a teacher provided with IT service support is presented. The concept of “critical success factor” is introduced as an indicator of the effectiveness of professional activity within the framework of the intra-school system for assessing the quality of education, and the instrumental possibilities of measuring it based on key performance indicators are identified, which allow to manage the process of forming and improving complex competencies not only of a leader but also of a teacher in an educational organization.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ С БОЛЬШИМИ ДАННЫМИ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ»

Современные тенденции развития образования

КОМПЛЕКСНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ С БОЛЬШИМИ ДАННЫМИ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

И. Н. ЛЕСКИНА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий НИРО, федеральный эксперт Программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» inleskina @ yandex. ru

В статье раскрывается содержание понятия «комплексные компетенции» специалиста сферы образования в области применения функциональных возможностей платформенных решений, цифровых инструментов и сервисов для работы с большими данными об образовательных результатах обучающихся и результатах образовательной деятельности в режиме настоящего времени. Представлена модель корреляционного анализа данных об эффективности профессиональной деятельности руководителя образовательной организации и педагога, обеспеченной IT-сервисным сопровождением. Введено понятие «критический фактор успеха» как индикатор эффективности профессиональной деятельности в рамках внутришкольной системы оценки качества образования и определены инструментальные возможности его измерения на основе ключевых показателей эффективности, позволяющие управлять процессом формирования и совершенствования комплексных компетенций не только руководителя, но и педагога в образовательной организации.

The article reveals the content of the concept of «complex competencies» of an education specialist in the field of using the functionality of platform solutions, digital tools and services for working with big data about the educational results of students and the results of educational activities in the real time. A model of correlation analysis of data on the effectiveness of the professional activity of the educational organization head and a teacher provided with IT service support is presented. The concept of "critical success factor" is introduced as an indicator of the effectiveness of professional activity within the framework of the intra-school system for assessing the quality of education, and the instrumental possibilities of measuring it based on key performance indicators are identified, which allow to manage the process of forming and improving complex competencies not only of a leader but also of a teacher in an educational organization.

Ключевые слова: компетенции цифровой экономики, большие данные в области образования, IT-сервисное сопровождение процессов профессиональной деятельности, комплексным компетенции специалиста сферы1 образования, критический фактор успеха в управленческой и педагогической деятельности, ключевой показатель эффективности специалиста сферы1 образования в области педагогических измерений, анализа и применения результатов в профессиональной деятельности

Key words: competences of digital economy, big data in education, IT-service support of professional activities processes, complex competences of an education specialist, critical success factor in management and teaching, key indicator of the effectiveness of an education specialist in the field of pedagogical measurements, analysis and application of results in professional activity

Решение ключевой задачи национального проекта «Образование» — «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования» —обуславливает необходимость совершенствования механизмов управления качеством образования на всех уровнях на основе применения современных инструментов для работы с большими данными в области оценки качества образования. Таким образом, для развития стратегически значимого сектора российской экономики — системы образования — необходимы кадровые ресурсы, обладающие компетенциями цифровой экономики, способствующие успешному решению профессиональных задач в новых условиях [4; 9].

В данной статье под компетенциями цифровой экономики специалистов сферы образования необходимо понимать готовность решать профессиональные задачи, используя не только свои знания, умения и психосоциальные ресурсы, но и функциональные возможности цифровой образовательной среды, позволяющие в режиме настоящего времени управлять качеством образовательной деятельности и образовательных результатов на основе работы с данными из разных источников [2; 13].

В этой связи эффективности реализации мероприятий, ориентированных на укрепление позиций российского образо-

вания на международном уровне, может способствовать устранение в кратчайшие сроки проблемы дефицита квалифицированных специалистов в сфере образования, «которые хорошо разбирались бы в технологических процессах сферы образования, понимали значимость современных цифровых технологий для эффективности собственной профессиональной деятельности» и применяли их [2, с. 28; 11].

Таким образом, актуализирован вопрос формирования и совершенствования комплексных профессиональных компетенций руководящих и педагогических работников в области педагогических измерений, анализа и работы с результатами оценочных процедур на основе функциональных возможностей цифровой образовательной среды.

Новизна нашего исследования заключается в том, что наряду с развитием механизмов управления качеством общего образования особую значимость сегодня приобретают механизмы управления эффективностью профессиональной деятельности специалиста сферы образования в области педагогических измерений и применения их результатов. Причем достижению эффективности профессиональной деятельности способствует качество применения платформенных решений, инструментов и сервисов цифровой образовательной среды для организации 1Т-сер-висного сопровождения процессов собственной профессиональной деятельности.

Рассматривая 1Т-сервисное сопровождение как «структурированную совокупность действий, реализуемую для решения задач профессиональной деятельности» [2, с. 28; 11] в области оценки качества образовательной деятельности руководителем и педагогическим работником, важно отметить, что эффективность любого процесса зависит не столько от выбора платформенных решений и инструментов, сколько от наличия компетенций самого субъекта, «позволяющих максимально эффективно использовать новые функциональные возможности цифровой образовательной среды для достижения планируемого результата в кратчайшие сроки» [2, с. 28—29; 11].

В контексте реализации мероприятий национального проекта «Образование», прежде всего в части мероприятий федерального проекта «Цифровая образовательная среда», в основные общеобразовательные программы внедряются современные цифровые технологии [2]. Несомненным преимуществом современных платформенных решений, цифровых инструментов и сервисов являются их функциональные возможности, позволяющие получать большие данные о результатах учебной деятельности ученика/класса/параллели/ школы, создавать отчеты по заданным параметрам, выстраивать рейтинги на основе сравнительного анализа. Возможности для работы с данными об учебной и внеучебной деятельности, инструменты визуализации и обратной связи позволяют педагогу в режиме реального времени получать объективную информацию о «дефицитах» и достижениях обучающихся по конкретному учебному предмету (предметной области) и на их основе совершенствовать условия для персонализированного обучения с учетом особенностей здоровья и потребностей обучающегося [1; 6; 11].

Современный руководитель образовательной организации должен знать законы, нормативные правовые акты, регламентирующие работу общеобразовательной организации по вопросам оценки качества образования.

Таким образом, под комплексными компетенциями специалиста сферы образования в области оценки качества современного образования мы понимаем интеграцию знаний, умений и навыков в профессиональной сфере образования с цифровой грамотностью в области применения функциональных возможностей платформенных решений, цифровых инструментов и сервисов для оперативной работы с данными об образовательных результатах обучающихся и результатах образовательной деятельности [2].

Наличие комплексных компетенций (профессиональных и цифровых), способствующих эффективности профессиональной деятельности в области оценки качества современного образования, предполагает их соответствие требованиям, зафиксированным в проекте Профессионального стандарта руководителя образовательной организации, в Профессиональном стандарте педагога, Едином квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [5; 7; 8], а также требованиям цифровой экономики.

Современный руководитель образовательной организации должен знать законы, нормативные правовые акты, регламентирующие работу общеобразовательной организации по вопросам оценки качества образования, и уметь:

3 применять в своей деятельности законы, нормативные правовые акты, регламентирующие работу общеобразовательной организации по вопросам оценки качества образования;

3 планировать и осуществлять работу общеобразовательной организации с использованием инструментов ИКТ для эффективной реализации оценочных процедур и применения их результатов;

3 ставить цели для образовательной деятельности образовательной организации в целом и для субъектов педагогической деятельности в частности, прогнози-

ровать результаты по четвертным периодам, постоянно сравнивать поставленные цели и полученные результаты, выявлять причины проблем при их несоответствии, владеть инструментарием анализа цели и результата, пользуясь одинаковыми измерителями и параметрами;

3 оценивать эффективность организационно-педагогических мер учебно-воспитательного процесса, используя результаты оценочных процедур;

3 соотносить результаты оценки качества образования в образовательной организации с социальным заказом;

3 делать выводы и конкретные предложения по устранению выявленных недостатков и развитию положительных тенденций образовательного процесса [5; 7; 8].

При этом руководителю образовательной организации необходимо обеспечить условия для непрерывного совершенствования профессиональных компетенций своего педагогического коллектива, который в свою очередь не только должен быть осведомлен о направлениях государственной политики в области оценки качества образования, но и:

3 уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля;

3 владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми в соответствии с их возрастными особенностями;

3 быть способным оценивать в динамике метапредметные образовательные результаты учеников;

3 при оценке успехов и возможностей учащихся учитывать неравномерность индивидуального психического развития детей;

3 уметь отслеживать динамику развития ребенка;

3 владеть специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-раз-вивающую работу на основе результатов оценочных процедур;

3 планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

3 владеть элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся и проводить совместно с психологом мониторинг личностных характеристик ребенка;

3 владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, что позволит оценивать результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них интегративных качеств, соответствующих их возрастным особенностям и необходимых для дальнейшего обучения и развития в школе.

Рассматривая вопрос о совершенствовании профессиональных компетенций в области оценки качества образования в условиях реализации исследований качества образовательных результатов обучающихся на разных уровнях, особо отметим, что для достижения эффективности профессиональной деятельности и руководителя, и педагога способствуют такие умения, как:

3 диагностировать результаты реализации оценочных процедур и анализировать их в контексте образовательной организации, муниципальной и региональной систем образования;

3 обеспечивать получение достаточной и необходимой информации по вопросам оценки качества образования и использовать ее в своей работе.

Однако составить полное представление о качестве подготовки обучающихся на уровне школы невозможно без привлечения результатов национальных исследований качества образовательных результатов обучающихся (НИКО, ВПР) и, что

Руководителю образовательной организации необходимо обеспечить условия для непрерывного совершенствования профессиональных компетенций своего педагогического коллектива.

особенно важно, международных сравнительных исследований (PISA, PIRLS, TIMS и др.). С 2020 года в российских общеобразовательных организациях реализуется системный подход к оценке качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (по модели PISA). Если учитывать, что сегодня все направления исследований в области качества образования реализуются на основе цифровых платформ и сервисов, то вопрос о развитии комплексных компетенций специалиста сферы образования надо рассматривать как вопрос о совершенствовании механизма стратегического управления качеством российского образования.

При этом следует отметить, что уровень сформированности и качество применения комплексных компетенций (профессиональных и цифровых) в профессиональной деятельности руководителя и педагога можно определить непосредствен-

но в процессе реализации мероприятий внутришкольной системы оценки качества образования (ВСОКО).

Внутренняя система оценки качества образования в современной школе — важный компонент единой системы оценки качества российского образования (ЕСОКО), аккумулирующий данные о качестве образования из разных источников (федерального, регионального, муниципального и школьного уровней) в соответствии с реализуемыми в конкретной образовательной организации образовательными программами. Грамотное выстраивание направлений работы всех участников ВСОКО на основе 1Т-сервисного сопровождения способствует созданию в школе условий для эффективной образовательной деятельности, удовлетворяющей в полном объеме потребности и запросы всех участников образовательных отношений (школы и семьи) и информирования общественности о качестве образования в образовательной организации (схема 1).

Схема 1

ВСОКО в контексте единой системы оценки качества образования

\

\_________\___________ЕСОКО___________/__________/

\ ^ (федеральный уровень) ' /

\______1,_________РСОКО________X______

\ (региональный уровень) / ^

\ > МСОКО Д /

V — — — — — Г" — — — — — — — — — — — — — — — у— — — — — — V

х ^ (муниципальный уровень) ^ *

\ /У

\ \ -/V/ /

У/ \Ч /

\ Ту ВСОКО /

^(уровень ОО) N / / X \ч ' / \

/ 11 \ / * А * \

/ ШКОЛА I СЕМЬЯ \

/ \ / ОБЩЕСТВО \

/

Традиционные формы и способы педагогических измерений и работы с результатами оценочных процедур, которые сегодня реализуются в образовательной организации, нельзя назвать эффективными, поскольку:

3 ручные способы обработки данных делают невозможным расширение баз данных за счет привлечения других информационных источников (например, международных, национальных исследований и др.), необходимых для получения полной картины о «дефицитах» и достижениях обучающихся в конкретной образовательной организации;

3 отсроченные результаты учебной деятельности и отсутствие оперативной обратной связи между учителем и школьником, а также его родителями, снижают мотивацию ребенка к обучению и затрудняют достижение положительной динамики результатов учебной деятельности;

3 бумажный формат проведения социологических опросов получателей образовательных услуг о качестве образовательной деятельности в школе с последующей ручной обработкой является основной причиной необъективных результатов исследований и невозможности привлечения большего числа обучающихся и их родителей к разным направлениям ВСОКО;

3 применение традиционных формализованных показателей (есть/нет, количество, скорость интернета и др.) при анализе условий, созданных в образовательной организации для реализации общеобразовательных программ, не позволяет получить объективные результаты о доступности и эффективности применения в учебном процессе материально-технической базы и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности.

Таким образом, эффективность созданных и применяемых в отдельной образовательной организации механизмов управления качеством образования можно определить только на основе оценки эффек-

тивности профессиональной деятельности управленческой команды и педагогического коллектива в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур [2; 3].

Достичь объективных результатов при проведении оценки эффективности профессиональной деятельности руководителя в качестве главного субъекта организации и координации процесса совершенствования внутренних механизмов управления качеством образовательной деятельности современной школы можно только на основе корреляционного анализа с привлечением результатов оценки эффективности профессиональной деятельности педагогических работников, соисполнителей и исполнителей производственных процессов. При этом эффективность профессиональной деятельности должна быть подтверждена событиями, возможными только при условии достижения определенных показателей эффективности каждым субъектом в соответствии с решаемой задачей.

В этой связи мы ввели термин «критический фактор успеха» (CSF) и его определение: событие, которое должно произойти для того, чтобы конкретный процесс профессиональной деятельности считался эффективным. В свою очередь каждый CSF должен быть подтвержден перечнем ключевых показателей эффективности (KPI) [2; 14].

Одним из поручений Президента РФ В. В. Путина является требование «принять меры для снижения административной нагрузки на образовательные организации, и уменьшить нагрузку учителей, связанную с составлением отчетов, провести оптимизацию документооборота» [10, п. 3д]

В этой связи в качестве критического фактора успеха, подтверждающего эффективность профессиональной деятельности руководителя образовательной организа-

Эффективность профессиональной деятельности должна быть подтверждена событиями, возможными только при условии достижения определенных показателей эффективности каждым субъектом в соответствии с решаемой задачей.

ции, необходимо прежде всего рассматривать факт устранения в кратчайшие сроки избыточной нагрузки в управленческих процессах, обеспечивающих деятельность внутришкольной системы оценки качества образования. В свою очередь критическим фактором успеха, подтверждающим эффективность профессиональной деятельности педагога, является организация контрольно-оценочной и аналитической деятельности педагогического работника в режиме настоящего времени.

Исходя из этого, выделим основные показатели эффективности профессиональной деятельности для руководителя:

3 сокращение среднего количества времени, затрачиваемого в школе на решение задач, связанных с делопроизводством, в частности на подготовку отчетов в режиме настоящего времени и корреляций событий участников цифровой образовательной среды (1 КР1);

3 сокращение среднего количества времени, затрачиваемого в школе в целом на процесс, — от мониторинга качества образования в условиях ЦОС до внесения корректив в положения, учебный план, основные образовательные программы, рабочие программы в соответствии с требованиями ФГОС и поведения анализа эффективности принятых мер (2 КР1);

3 увеличение доли педагогов (от общего количества в ОО), осуществляющих учебную деятельность на основе технологии формирующей аналитики (аналитики для обучения, а не аналитики об обучении), способствующей в том числе устранению школьной неуспешности обучающихся и выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи (3 КР1); 3 увеличение доли получателей образовательных услуг, обучающихся и их родителей (от общего количества обучающихся в образовательной организации), удовлетворенных (4 КР1):

Критическим фактором успеха, подтверждающим эффективность профессиональной деятельности педагога, является организация контрольно-оценочной и аналитической деятельности педагогического работника в режиме настоящего времени.

— качеством профессиональных компетенций руководителя образовательной организации в условиях ЦОС;

— качеством профессиональных компетенций педагогического коллектива (в целом) в условиях ЦОС;

для педагога:

3 сокращение среднего количества времени, затрачиваемого на процессы, — от анализа качества собственной педагогической деятельности и подготовки аналитических материалов по направлениям ВСОКО до внесения корректив на основе полученных данных в программу по самообразованию и(или) «образовательный маршрут» профессионального саморазвития и поведения анализа эффективности принятых мер (1 КР1);

3 сокращение среднего количества времени, затрачиваемого педагогом на процессы, — от педагогических измерений и анализа образовательных результатов обучающихся до внесения корректив на основе полученных данных в рабочие программы, индивидуальные учебные планы обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и проведения анализа эффективности принятых мер (2 КР1);

3 увеличение доли получателей образовательных услуг, обучающихся и их родителей (от общего количества обучающихся в образовательной организации), удовлетворенных качеством коммуникации с педагогом в рамках учебной деятельности (3 КР1) (см. схему 2 на с. 11).

В основе организационного принципа, способствующего получению объективных результатов при оценке эффективности профессиональной деятельности, лежит модель корреляционного анализа данных об эффективности деятельности руководителя образовательной организации в зависимости от эффективности деятельности педагога.

Достижение в полном объеме критического фактора успеха профессиональной деятельности руководителя подтверждается общей суммой всех его составляющих: четырех ключевых показателей

эффективности (KPI) руководителя образовательной организации, из которых 100-процентный результат двух зависит от успешного показателя фактора успеха (CSF)

профессиональной деятельности педагогов (в целом в 00), в свою очередь подтвержденных тремя ключевыми показателями эффективности (КР1) педагогов (схема 2).

Схема 2

Модель механизма управления эффективностью профессиональной деятельности на основе корреляционного анализа данных

CSF

(критический фактор успеха) руководителя 00

1 KPI

3 KPI

1*"

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 KPI Y- I

\ J

CSF

педагога

/

<--

1 KPI

2 KPI

3 KPI

4 KPI

__I

Приведенный в качестве одного из стратегических механизмов управления качеством образования в современной школе подход к оценке эффективности профессиональной деятельности руководителя образовательной организации и педагога по направлениям, связанным с педагогическими измерениями, анализом и применением результатов в образовательной деятельности, позволяет обозначить возможные результаты и эффекты его применения в системе образования. Ожидаемые результаты: 3 снижение доли неуспевающих обучающихся;

3 увеличение числа обучающихся, демонстрирующих выдающиеся способности;

3 повышение уровня учебной самостоятельности учащихся;

3 повышение успешности обучающихся, их хорошего самочувствия и психологического благополучия;

3 снижение нагрузки на составление образовательной отчетности. Основные эффекты: 3 достижение гибкости и прозрачности управления образовательной организацией;

3 увеличение доли получателей образовательных услуг, обучающихся и их родителей (от общего количества обучающихся в образовательной организации), удовлетворенных качеством условий оказания образовательных услуг в образовательной организации в условиях ЦОС (в целом);

3 увеличение доли получателей образовательных услуг, обучающихся и их родителей (от общего количества обучающихся в образовательной организации), готовых рекомендовать организацию родственникам и знакомым (если бы была возможность выбора организации).

Итак, на повышение и укрепление качества российского образования ориентированы мероприятия по формированию и совершенствованию комплексных профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций и педагогов в области обеспечения объективности данных об образовании, манипуляции над данными, управления основными данными объекта управления, выстраивания информационной стратегии развития общеобразовательной организации. При этом индикатором эффективности профессио-

нальной деятельности является профессиональное и позиционное самоопределение субъекта профессиональной деятель-

ности в контексте новых требований к качеству образования в условиях цифровой образовательной среды.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Альтиментова, Д. Ю. Повышение качества подготовки бакалавров с применением компьютерного тестирования и рациональных способов коррекции знаний /Д. Ю. Альтиментова, А. Ю. Федосов // Педагогическая информатика. — 2017. — № 1. — С. 45—53.

2. Лескина, И. Н. Оценка эффективности управленческой деятельности как инструмент совершенствования профиля цифровых компетенций / И. Н. Лескина // Нижегородское образование. — 2020. — № 1. — С. 27—34.

3. Максимова, С. А. Культурные эффекты образования взрослых: на пути к человеку эпохи постпостмодерна : монография / С. А. Максимова, И. В. Герасимова. — Нижний Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2016. — 127 с. — ISBN 978-5-7565-0684-6.

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями) : постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. — URL: https://base.garant.ru/71848426/ (дата обращения: 21.12.2020).

5. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» : приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761нг. — URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-26082010-n-761n/ (дата обращения: 12.12.2020).

6. Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий : распоряжение Министерства просвещения России от 18.05.2020 № Р-44. — URL: http://docs.cntd.ru/document/565227683 (дата обращения: 21.12.2020).

7. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.06.2019) : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. — URL: https:// base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 12.12.2020).

8. Об утверждении профессионального стандарта руководителя образовательной организации (управление в сфере образования) (подготовлен Минтрудом России) (по состоянию на 18.06.2019) : проект приказа Минтруда России. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/56658228/ (дата обращения: 21.12.2020).

9. Паспорт национального проекта «Образование» : утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16). — URL: https://base.garant.ru/72192486/ (дата обращения: 21.12.2020).

10. Перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного Совета от 05.12.2014 № Пр 28-21. —URL: http://docs.cntd.ru/document/420267333 (дата обращения: 25.01.2021).

11. Практические аспекты применения IT-сервиса для научно-методического сопровождения независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций : учебно-методическое пособие / Е. Г. Калинкина, И. Н. Лескина, Р. X. Сулейменов. — Нижний Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2019. — 158 с. + 1 электрон. диск. — ISBN 978-5-7565-0795-9.

12. Система оценки качества образования в школе: направления, инструментарий, программное обеспечение : сборник материалов по вопросам педагогических измерений, анализа и исполь-

зования оценочных процедур в рамках внутренней системы оценки качества образования общеобразовательной организации / авторы-составители : Е. Г. Калинкина, И. Н. Лескина, М. С. Гришина. — Нижний Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2020. — 146 с. — ISBN 978-5-7565-0863-5.

13. Цифровая экономика Российской Федерации : национальная программа : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 года № 1632-р. — URL: http://static.government.ru/ media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 21.12.2020).

14. Planning, Protection and Optimisation. Capacity Management. CSF и KPI. — URL: https://ya-ann. livejournal.com/34252.html (дата обращения: 21.12.2020).

ПРОЕКТ СЕТЕВОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ *

Д. С. ЕРМАКОВ, доктор

педагогических наук, кандидат химических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики РУДН (Москва) егта^^ @шdn.ш

Т. Ф. СЕРГЕЕВА, доктор

педагогических наук, профессор дирекции образовател ьных программ МГПУ (Москва)

Sergeeva TF@mgpu. ги

М. В. ШАБАНОВА, доктор педагогических наук, профессор кафедры экспериментальной математики и информатизации образования Северного (Арктического) федерального университета (Архангельск) shabanova.maria-рото^и @yandex.ru

Наставничество (менторство) находит широкое применение как в подготовке профессиональных кадров, так и в общем образовании. В статье обосновывается целесообразность реализации наставничества в работе с одаренными обучающимися с использованием информационно-коммуникационных технологий («сетевое наставничество», ментворкинг). Обсуждаются практические примеры образовательных проектов по сопровождению талантливой молодежи на основе ментворкинга.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00730.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.