Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ'

КОМПЛЕКСНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC
198
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ / АКТЫ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайкова Светлана Николаевна

Правовой анализ обеспечения безопасности на внутреннем водном транспорте и транспортной безопасности имеет теоретическое и практическое значение. Актуальными остаются вопросы единообразного толкования терминологии, используемой в российском законодательстве в области обеспечения безопасности и в сфере транспортной отрасли; выстраивания системной работы множества субъектов, обеспечивающих и участвующих в охране и защите объектов речного транспорта и инфраструктуры; совершенствования превентивного механизма защиты от актов незаконного вмешательства. Рост аварийности обращает внимание на необходимость совершенствования действующего административно-правового механизма. Целью исследования стала попытка выработать предложения, направленные на повышение эффективности защищенности речных перевозок пассажиров и опасных грузов. Задачами исследования - проведение анализа правовых основ обеспечения безопасности внутренних водных путей и обеспечения транспортной безопасности на внутреннем водном транспорте; систематизация множества дефиниции, используемых при регулировании вопросов обеспечения безопасности. На основе проведенного анализа выделены следующие виды безопасности внутреннего водного транспорта: безопасность судоходства, внутренних водных путей и расположенной на них инфраструктуры. Отсутствие в КВВТ РФ правовых норм, регламентирующих транспортную безопасность, не позволяет говорить о комплексной безопасности, о созданном правовом механизме защиты указанного вида транспорта от различных видов угроз, в том числе, от актов незаконного вмешательства. Для повышения защищенности судов и речных портов предложено: включить паспорт обеспечения транспортной безопасности судна в документированную систему мер управления безопасностью судна; рассмотреть обязательные требования, установленные для обеспечения безопасности судов и для обеспечения транспортной безопасности судов, на предмет их дублирования и необоснованной нагрузки на бизнес; сопоставить контрольно-надзорную деятельность на внутреннем водном транспорте по объектам защиты в части судоходных гидротехнических сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPLEXITY OF ENSURING SAFETY IN INLAND WATERWAY TRANSPORT

Legal analysis of inland waterway transport security and transport safety is of theoretical and practical importance. The following issues are relevant: uniform interpretation of the terms used in the Russian legislation what concerns ensuring security, in general, and transport industry, in particular; systematizing multiple entities aimed at providing and participating in the protection and defence of river transport facilities and infrastructure; improving preventive mechanism of protection from unlawful interference acts. The growth of accident rate entails the need to refine the current administrative law mechanism. The research goal is an attempt to work out proposals aimed at improving protection effectiveness of river traffic of passengers and hazardous goods. The objectives of the research are to conduct a legal analysis of the legal framework designed to ensure the safety of inland waterways and transport safety on inland water transport; to systematize a variety of definitions used while regulating safety issues. Based on the analysis, the author singled out the following types of inland waterway transport security: navigation security, and security of inland waterways and their infrastructure. The fact there are no legal norms regulating transport security in the Inland Water Transport Code of the Russian Federation testifies to the lack of both comprehensive security and the stipulated legal mechanism that can be used to protect this type of transport from various types of threats, including acts of unlawful interference. In order to boost the security of vessels and river ports, the author suggests to add the transport security passport of a ship to the documented system of measures used to manage ship security; to review the mandatory requirements established to ensure the safety and transport security of vessels in order for such demands not to overlap and not to impose unreasonable burden on business entities; to compare control and supervision activities on inland water transport by objects of protection in terms of navigable hydraulic structures.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ»

Административное и муниципальное право

Правильная ссылка на статью:

Зайкова С.Н. — Комплексность обеспечения безопасности на внутреннем водном транспорте // Административное и муниципальное право. - 2023. - № 4. DOI: 10.7256/2454-0595.2023.4.43672 EDN: VTRRIQ URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=43672

Комплексность обеспечения безопасности на внутреннем водном транспорте

Зайкова Светлана Николаевна

ORCID: 0000-0003-1205-50^ кандидат юридических наук

доцент кафедры административного и муниципального права, Саратовская государственная

юридическая академия

410056, Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Вольская, 1

И snzaikova@rambler.ru

Статья из рубрики "Административное и муниципальное право и безопасность"

DOI:

10.7256/2454-0595.2023.4.43672

EDN:

УТЯЯЩ

Дата направления статьи в редакцию:

30-07-2023

Аннотация: Правовой анализ обеспечения безопасности на внутреннем водном транспорте и транспортной безопасности имеет теоретическое и практическое значение. Актуальными остаются вопросы единообразного толкования терминологии, используемой в российском законодательстве в области обеспечения безопасности и в сфере транспортной отрасли; выстраивания системной работы множества субъектов, обеспечивающих и участвующих в охране и защите объектов речного транспорта и инфраструктуры; совершенствования превентивного механизма защиты от актов незаконного вмешательства. Рост аварийности обращает внимание на необходимость совершенствования действующего административно-правового механизма. Целью исследования стала попытка выработать предложения, направленные на повышение эффективности защищенности речных перевозок пассажиров и опасных грузов. Задачами исследования - проведение анализа правовых основ обеспечения безопасности внутренних водных путей и обеспечения транспортной безопасности на внутреннем водном транспорте; систематизация множества дефиниции, используемых при регулировании вопросов обеспечения безопасности. На основе проведенного

анализа выделены следующие виды безопасности внутреннего водного транспорта: безопасность судоходства, внутренних водных путей и расположенной на них инфраструктуры. Отсутствие в КВВТ РФ правовых норм, регламентирующих транспортную безопасность, не позволяет говорить о комплексной безопасности, о созданном правовом механизме защиты указанного вида транспорта от различных видов угроз, в том числе, от актов незаконного вмешательства. Для повышения защищенности судов и речных портов предложено: включить паспорт обеспечения транспортной безопасности судна в документированную систему мер управления безопасностью судна; рассмотреть обязательные требования, установленные для обеспечения безопасности судов и для обеспечения транспортной безопасности судов, на предмет их дублирования и необоснованной нагрузки на бизнес; сопоставить контрольно-надзорную деятельность на внутреннем водном транспорте по объектам защиты в части судоходных гидротехнических сооружений.

Ключевые слова:

безопасности, национальная незаконного вмешательства, регулирование, транспортный ий водный транспорт

транспортная безопасность, система транспортной безопасность, безопасность на транспорте, акты административное законодательство, государственное комплекс, административно-правовой механизм, внутренн

Введение

В транспортной системе России водный транспорт занимает особое место. Положительные технико-экономические показатели (значительная протяженность российских водных путей - более 100 тыс. км., грузоподъемность судов, небольшая энергоемкость) делают привлекательным внутренний водный транспорт (далее - ВВТ) для перевозки пассажиров и грузов. Однако статистический учет фиксирует снижение объемных показателей перевозки за период с 2000 по 2021 г. (с 28 до 9 миллион человек) и незначительную долю ВВТ в структуре перевозок пассажиров всеми видами транспорта - 0,4 % [информационно-аналитические материалы и статистические показатели. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения 12.06.2023)].

Как отмечают ученые и практические работники, спад объемных показателей объясняется рядом причин: критическое состояние инфраструктуры, мелководность акваторий, устаревание флота (общее количество пассажирских и грузопассажирских судов составляет 2595, из них более половины старше 30 лет) и аварийность. В два раза увеличилось число погибших в происшествиях на ВВТ за период с 2012 по 2020 г. [Происшествия с подвижным составом и пострадавшими в них. Электронный ресурс https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения 12.06.2023)].

Безопасность водного транспорта ранее становилась предметом научных исследований. Так, в литературе, посвященной вопросам государственного регулирования в транспортной отрасли, имеются исследования по ряду направлений обеспечения безопасности на водном транспорте [1-3] и отдельным видам безопасности: экологической [4], информационной ^^ пожарной [6], промышленной ^^ медико-санитарной -t8!. Рассматривая показатели экологической безопасности водного транспорта с применением системной методологии, ученые отмечают, что система безопасности зависит от состояния каждого из ее элементов. Они выделяют на водном

транспорте в зависимости от функционального содержания безопасность транспортных процессов (управления судами, коммуникаций, транспортной инфраструктуры) и террористическую безопасность. При этом авторы отмечают необходимость проведения дальнейшей детализации структуры безопасности на водном транспорте [9, с 1621.

Среди зарубежных работ можно выделить исследования группы белорусских ученых, которые рассматривают современное состояние правового регулирования транспортной безопасности на водном транспорте. Отмечается смешение понятийного аппарата в рассматриваемой сфере и значительное количество ведомственных правил, как правовой основы обеспечения транспортной безопасности на указанном виде транспорта

В учебной литературе по-разному отражается содержание системы безопасности на водном транспорте. В одном случае особое внимание уделено инженерным, техническим средствам охраны и связи, комплексу организационных мероприятий [11, с- 73; 12, с- 311. в другом случае приоритет отдан правовому регулированию и выстраиванию системы субъектов обеспечения безопасности [13, с- 81. Не оспаривая значимость каждого из перечисленных элементов, следует отметить, что только системное их выстраивание может стать гарантией защищенности водного транспорта.

Несмотря на проведенные исследования, до настоящего времени не имеется комплексного исследования, определяющего место транспортной безопасности в структуре безопасности ВВТ, их соотношение и особенности правового регулирования. Актуальными остаются вопросы единообразного толкования терминологии, используемой в нормативных правовых актах в сфере транспортной отрасли и в области обеспечения транспортной безопасности; налаживания взаимодействия субъектов, осуществляющих охрану и защиту объектов речного транспорта; совершенствования действующего административно-правового механизма защиты от актов незаконного вмешательства.

Научная новизна исследования состоит в предложенной классификации видов безопасности ВВТ в зависимости от объектов защиты, в выделении из инфраструктуры внутренних водных путей объектов, в отношении которых исполнение обязательных требований является одновременно предметом федерального государственного контроля (надзора) в области ВВТ и в области транспортной безопасности.

Целью исследования является формирование предложений, направленных на повышение эффективности защиты речных перевозок пассажиров и опасных грузов. Задачи исследования: сопоставить правовые основы обеспечения безопасности внутренних водных путей и обеспечения транспортной безопасности на ВВТ; проанализировать виды безопасности на ВВТ, предложить авторские определения ключевых понятий, используемых в рассматриваемой области и не нашедших законодательного закрепления.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработанных положениях, выявляющих особенности правового регулирования в области обеспечения транспортной безопасности ВВТ, систематизирующих существующее многообразие правовых терминов, используемых для регулирования правоотношений на водном транспорте. Практическая - в предложениях по внесению изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ), которые могут быть использованы при совершенствовании законодательства в сфере транспортной отрасли.

Методология:

Использованы общенаучные и специальные юридические методы познания. При изучении законодательства в области ВВТ и законодательства в области транспортной безопасности применен формально-юридический метод. Административно-правовые отношения по организации выполнения, обеспечению и соблюдению требований в области безопасности на ВВТ рассмотрены с использованием диалектического метода. Формально-логический метод использован при классификации различных видов безопасности по объектам защиты, выявлении имеющихся усложнений правового регулирования.

Результаты:

Обеспечение безопасности на ВВТ всегда относилось к стратегическим государственным задачам. Основным нормативным правовым актом, регулирующим защищенность ВВТ, является КВВТ РФ.

Содержание понятия «безопасность внутреннего водного транспорта» в КВВТ РФ не раскрывается, но вопросам ее обеспечения посвящено множество правовых норм: безопасность судоходства (п. 4 ст. 1), плавания судов (п. 4 ст. 1, п. 2 ст. 30, п.п. 12 п. 1 ст. 34.1, ст. 41), их подхода и стоянки (ст. 3, 56), технической эксплуатации (п. 3 ст. 31, п. 1 ст. 61), судоходных (п. 4 ст. 4) и гидротехнических сооружений (п.п. 1 п. 2 ст. 4.1), погрузочно-разгрузочных работ (п. 2 ст. 56), внутренних водных путей (п. 4 ст. 4), безопасность труда (п. 4 ст. 28), пожарная (п.п. 1 п. 2 ст. 4.1), экологическая (ст. 34, 39, 40), санитарная (ст. 34) и иные виды безопасности (п.п. 3 п. 4 ст. 34.1, ст. 69).

Анализ указанных правовых норм в зависимости от объектов защиты позволяет объединить их в группы, каждой из которых соответствует определенный вид безопасности на ВВТ.

Первая группа правовых норм определяет содержание безопасности судоходства. Обособление указанной группы обоснованно не только потому, что указанному виду безопасности посвящена отдельная глава 6 КВВТ РФ, но и потому, что понятие «судоходство» является обобщающим для деятельности на внутренних водных путях с использованием судов.

Обязанность по обеспечению безопасности судоходства возложена на судовладельцев, владельцев сооружений, расположенных на внутренних водных путях, и администрации бассейнов внутренних водных путей.

Основной обязанностью судовладельцев является разработка и реализация системы управления безопасностью судна, подготовка судна к плаванию, укомплектование его экипажем, соответствующим установленным требованиям, исполнение требований безопасности.

Владельцы сооружений, расположенных на внутренних водных путях, обязаны их содержать в состоянии, обеспечивающем безопасность судоходства, и незамедлительно информировать уполномоченных лиц о возникновении ситуации, угрожающей такой безопасности.

Администрации бассейнов внутренних водных путей наделены широким перечнем функций, обеспечивающих безопасность судоходства, среди которых организующие, регистрационные, разрешительные и контрольные (п. 4 ст. 34 КВВТ РФ).

Наряду с обязательными требованиями по обеспечению безопасности судоходства установленными КВВТ РФ, отдельные требования содержатся в правилах, утвержденных

Минтрансом России. Так, согласно Правилам плавания судов по внутренним водным путям, утвержденным приказом Минтранса России от 19 января 2018 г. № 19, судовладельцем должен быть разработан и согласован с администрациями бассейнов план обеспечения безопасности плавания судна по всему маршруту следования, позволяющий с учетом габаритов судна проходить через шлюзы и под мостами. В соответствии с п. 7.5.1 Общих правил плавания и стоянки судов в речных портах Российской Федерации (утв. приказом Минтранса России от 31 мая 1995 г. № 33) указания капитана порта по обеспечению безопасности являются обязательными для исполнения капитанами судов, находящихся в порту.

Безопасность плавания судов обеспечивается ведомственными правилами: движения судов в конкретных бассейнах, пропуска через шлюзы, диспетчерского регулирования движения и связи. По содержанию указанные правила устанавливают технические параметры безопасной эксплуатации судов, поэтому можно согласиться с мнением, согласно которому «безопасность судоходства соответствует безопасности эксплуатации судов» [14, с' 6].

Особый интерес для исследования представляют Правила разработки и применения системы управления безопасностью судов, утвержденные приказом Минтранса России от 6 ноября 2020 г. № 465.

Указанная система включает в себя инструкции, порядки и иные документы, определяющие алгоритмы взаимодействия между работниками судовладельца и экипажем, последовательность действий при возникновении аварийных ситуаций, оценку эффективности принятых мер (п. 1 ст. 34.1 КВВТ РФ).

Обязанность по разработке и реализации указанной системы возложена на судовладельца. Разработка системы согласно установленным требованиям подтверждается документом о соответствии, а надлежащая ее реализация - судовым свидетельством об управлении безопасностью. Обязательно назначается ответственное лицо, основная задача которого - внутренний (среди работников судовладельца) контроль за безопасной эксплуатацией судна. Ответственное лицо не может быть членом экипажа.

Следует отметить, что наличие указанной системы является одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии по перевозке пассажиров ВВТ.

Несмотря на законодательно установленную систему управления безопасностью судов, требования по обеспечению антитеррористической защищенности судов в нее не включены, что значительно снижает защищенность указанных объектов.

Анализ статистики причин, повлекших аварии на водном транспорте, показал, что среди ошибок в эксплуатации судов в 2021 году несоблюдение транспортной безопасности составило одну четвертую часть от общего количества нарушений. Основной причиной возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций на водном транспорте остается

человеческий фактор - «ошибки лица, принимающего решения» [15, с 881. Именно поэтому требуется системная подготовка команды судна и сотрудников сил транспортной безопасности, на которую указывает в монографическом исследовании профессор А.И.

Землин ———1181]. Однако следует обратить внимание на имеющиеся правовые против о ре ч ия .

Для целей обеспечения транспортной безопасности на ВВТ Федеральным законом от 9

февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) определены не все суда, а только те из них, которые используются для перевозки пассажиров и (или) грузов повышенной опасности. К числу обязательных требований для перевозчиков с использованием указанных судов относятся назначение из числа командного состава лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности судна, разработка и направление в Росморречфлот паспорта обеспечения транспортной безопасности судна и ряд других.

В первом случае (управление безопасностью судна) лицо, ответственное за обеспечение безопасности, не может быть членом экипажа, во втором случае (транспортная безопасность) - назначается из членов экипажа, что означает необходимость обучения и поддержание квалификации минимум двух сотрудников перевозчика, осуществляющего перевозки пассажиров речным транспортом. Возникает вопрос об эффективности использования ресурсов перевозчика и излишней административной нагрузке на бизнес.

Указанная проблема также влечет за собой увеличение числа субъектов, обеспечивающих транспортную безопасность наряду с представителями правоохранительных органов. Множественность субъектов вызывает сложности в координации их совместной деятельности.

О потребности в налаживании взаимодействия субъектов транспорта и публичных органов власти, позволяющего предупреждать аварийные ситуации, неоднократно отмечалось в научных публикациях [17-19]. Отдельными авторами предлагается даже создать в портах центры мониторинга для координации всех служб охраны, которые

обеспечивают транспортную безопасность [20, с 58]. Поддержать такое предложение достаточно сложно, поскольку неопределенность административно-правового статуса таких центров не позволит им регулировать деятельность правоохранительных ведомств.

Таким образом, безопасность судоходства ВВТ соотносится с транспортной безопасностью судов как целое и частое. Поскольку управление безопасностью представлено в виде системы документированных мер, видится возможным для судов, которые используются для перевозки пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, дополнить их перечень, определенный пунктом 1 статьи 34.1 КВВТ РФ, паспортом обеспечения транспортной безопасности транспортного средства ВВТ, типовая форма которого утверждена Правительством РФ. Также видится необходимым уточнение обязательных требований, установленных для обеспечения безопасности судов и транспортной безопасности судов, аналогичных по содержанию.

Вторая группа исследуемых правовых норм регламентирует безопасность инфраструктуры внутренних водных путей (абзац шестнадцатый статьи 3 КВВТ РФ): маяки, пункты отстоя судов технического флота, судоходные гидротехнические сооружения (например, судоходные шлюзы).

Обеспечение указанного вида безопасности возложено на владельцев указанных сооружений. Так, общим требованием для них является установка по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей навигационных огней, знаков, оборудования и их обслуживание (п. 2 ст. 9 КВВТ РФ). Отдельные требования по безопасности установлены, например, для владельцев судоходных шлюзов, в их числе регулярные обследования гидротехнического сооружения, мониторинг за показателями его состояния, аттестация работников по вопросам безопасности, декларирование и другие требования. Исполнение указанных требований является предметом

федерального государственного контроля (надзора) в области ВВТ.

Обязательные требования по безопасности установлены также Федеральным законом № 16-ФЗ, поскольку судоходные гидротехнические сооружения являются объектами транспортной инфраструктуры, подлежащей защите от актов незаконного вмешательства. Например, для обеспечения транспортной безопасности судоходных шлюзов обязательными требованиями являются: мониторинг состояния границ зоны транспортной безопасности, аттестация сил ее обеспечения и другие. Исполнение указанных требований является предметом федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности.

Таким образом, безопасность инфраструктуры внутренних водных путей (п.п. 1 п. 2 ст. 4.1 КВВТ РФ) и транспортная безопасность объектов транспортной инфраструктуры ВВТ (п. «д» ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ) имеют аналогичные по содержанию обязательные требования. В части судоходных гидротехнических сооружений они соотносятся как виды безопасности, пересекающиеся по объектам защиты.

В части обеспечения безопасности речных портов имеются различные правовые подходы, содержащиеся в Федеральном законе № 16-ФЗ и в КВВТ РФ. Федеральный закон № 16-ФЗ относит речные порты к объектам транспортной инфраструктуры. В КВВТ РФ речные порты не отнесены к инфраструктуре внутренних водных путей и рассматриваются в качестве самостоятельных сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, погрузки (выгрузки) грузов. При этом обязательных требований по обеспечению безопасности речных портов КВВТ РФ не устанавливает, отдельные правовые нормы касаются лишь безопасных подходов и стоянки судов, а также проведения погрузочно-разгрузочных работ. Указанное положение позволяет прийти к выводу о том, что в настоящее время защищенность речных портов регулируется исключительно законодательством о транспортной безопасности.

Третью группу представляют правовые нормы, регулирующие безопасность внутренних водных путей (п. 4 ст. 4 КВВТ РФ). Администрации бассейнов содержат внутренние водные пути, обеспечивают безопасность судовых ходов и рейдов. Требований по обеспечению транспортной безопасности внутренних водных путей КВВТ не содержит.

Согласно Федеральному закону № 16-ФЗ антитеррористической защищенности подлежат не все внутренние водные пути, а только отдельные участки, расположенные в границах Южного федерального округа. Видится необходимым в отношении указанных участков водных путей дополнение КВВТ РФ положением о принятии обязательных мер, связанных с антитеррористической защищенностью таких участков.

Возвращаясь к ранее проведенным исследованиям и принимая предложение ученых о детализации выработанной ими структуры безопасности на водном транспорте в

зависимости от функционального содержания [9, с—162], представляется возможным предложить следующую структуру: безопасность транспортных путей, безопасность водного транспорта и инфраструктурных транспортных объектов, безопасность транспортных процессов и террористическая безопасность.

Заключение

На основе проведенного анализа правовых норм, содержащихся в КВВТ РФ и ведомственных правовых актах, можно констатировать, что безопасность ВВТ включает в себя безопасность судоходства, внутренних водных путей и расположенной на них инфраструктуры, и не выделяет в качестве обязательной составной части транспортную

безопасность. Отсутствие в КВВТ РФ правовых норм, регламентирующих транспортную безопасность, не позволяет говорить о комплексной безопасности ВВТ, о созданном правовом механизме защиты указанного вида транспорта от различных видов угроз, в том числе, от актов незаконного вмешательства.

Видится возможным предложить следующие определения ключевых понятий, используемых в рассматриваемой области и не нашедших законодательного закрепления.

Под безопасностью внутреннего водного транспорта предлагается понимать состояние защищенности внутренних водных путей Российской Федерации, судоходства, судов и инфраструктуры внутренних водных путей от транспортных происшествий, актов незаконного вмешательства, иных внутренних и внешних угроз, обеспечиваемое установленной государством системой мер.

Под обеспечением безопасности внутреннего водного транспорта предлагается понимать реализацию установленных законодательством Российской Федерации мер предупреждения терроризма, правовых, организационных, экономических, информационных и иных мер для безопасного судоходства по внутренним водным путям.

Под безопасностью внутренних водных путей, судоходства, судов и инфраструктуры внутренних водных путей предлагается понимать их состояние, исключающее или снижающее риск причинения вреда личности, обществу и государству.

Для повышения защищенности судов и речных портов предлагается включить паспорт обеспечения транспортной безопасности судна в документированную систему мер управления безопасностью судна с внесением соответствующих изменений в КВВТ РФ. Для исключения случаев необоснованной нагрузки на бизнес видится необходимым провести дальнейшие научные исследования в части сопоставления содержания обязательных требований по обеспечению безопасности судов и обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности судов, а также в части сопоставления различной контрольно-надзорной деятельности, проводимой на внутреннем водном транспорте в части судоходных гидротехнических сооружений.

Библиография

1. Дмитриев В.И. Предложения по внесению в российское законодательство изменений, касающихся безопасности мореплавания и защиты окружающей среды // Речной транспорт (XXI век). 2022. № 1(101). С. 32-35.

2. Францкевич М. С. Вопросы регламентации безопасности мореплавания в рамках международного права // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17. № 2. С. 150-156.

3. Марков В.П., Хаснутдинов Р.Р. Безопасность на водном транспорте: нормативно-правовые основания // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2020. № С. 205-207.

4. Васильев С.А. Проблемы обеспечения экологической безопасности торгового мореплавания // Океанский менеджмент. 2021. № 1(10). С. 18-22.

5. Коротков В.В., Мельников А.В. Актуальные вопросы информационной безопасности радиосвязи морского и речного транспорта // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. 2021. № 12. С. 82-84.

6. Крисанова В.Ю., Панасюгина Л.Е., Довбня А.В., Шеков А.А. Морские и речные суда

как объекты судебной пожарно-технической экспертизы в системе МВД России // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. № 3(98). С. 213-222.

7. Панасенко Н.Н., Дульгер Н.В., Кораблин А.В. Экспертиза промышленной безопасности аварийного портового перегрузочного процесса // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. 2020. № 1. С. 125-139.

8. Воронкова С.В. Обеспечение законности при сохранении человеческой жизни на море // Административное право и процесс. 2023. № 3. С. 36-41.

9. Каминский В.Ю., Скороходов Д.А., Турусов С.Н. Показатели экологической безопасности водного транспорта // Морские интеллектуальные технологии. 2021. № 3-1(53). С. 161-170.

10. Степенко В.Е., Чернова О.А., Уланов В.В. Обеспечение транспортной безопасности на внутреннем водном транспорте // Транспорт и транспортные системы: конструирование, эксплуатация, технологии: сборник научных статей / Министерство образования Республики Беларусь; Белорусский национальный технический университет. Том Выпуск 2. Минск: Белорусский национальный технический университет, 2020. С. 92-103.

11. Транспортная безопасность. Охрана судов: учебное пособие / В.А. Богословский, С.В. Голод, А.А. Ершов. СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2021. 180 с.

12. Транспортная безопасность: учебник / А.Н. Александров, А.В. Гундаров, П.Н. Жукова [и др.]. Белгород: Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации им. И.Д. Путилина, 2017. 326 с.

13. Транспортная безопасность для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта: учебное пособие. Л.А. Перевозный, А.И. Кондратьев, Э.Э. Субанов, А.Н. Попов. Новороссийск: РИО ГМУ им адм. Ф.Ф. Ушакова, 2018. 258 с.

14. Зырянов С.М., Кузнецов В.И. Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения // Журнал российского права. 2012. № 12. С. 5-12.

15. Куватов В.И., Заводсков Г.Н., Колеров Д.А. Оценка эффективности управления безопасностью на объектах водного транспорта // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2022. № 4. С. 81-90.

16. Правовое обеспечение транспортной безопасности в России / А. И. Сидоркин, Д. В. Ирошников, А. И. Землин [и др.]. Москва: Российский университет транспорта, 2021. 264 с.

17. Стиславский А.Б. Управление рисками нарушения безопасности объектов транспортной инфраструктуры // Информационные технологии и вычислительные системы. 2009. № 1. С. 49-57.

18. Дмитриев И.В. Безопасность судоходства на внутренних водных путях. М.: Моркнига, 2018. 284 с.

19. Хабиров Т.Р., Савченко С.А. Анализ рисков возникновения чрезвычайных ситуаций при перевозке генеральных грузов морским транспортом // Современные проблемы гражданской защиты. 2022. № 4(45). С. 116-124.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Степкин Р.М., Голубятникова Ю.Ю. Риск нарушения безопасности на объектах внутреннего водного транспорта // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. № 1. С. 56-59.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной на рецензирование статье являются, как это следует из ее наименования, транспортная безопасность и безопасность на внутреннем водном транспорте. Автор собрался сконцентрировать внимание читателей на сравнительно-правовом анализе указанных проблем и анонсировал использование сравнительно-правового метода исследования. Фактически этот метод, предполагающий анализ зарубежного законодательства, регулирующего соответствующие общественные отношения, ученым не использовался. В связи с этим наименование работы необходимо уточнить.

Методология исследования определена ученым: "Использованы общенаучные и специальные юридические методы познания. При изучении законодательства в области ВВТ и законодательства в области транспортной безопасности применен формально-юридический метод. Административно-правовые отношения в рамках федеральной контрольно-надзорной деятельности рассмотрены с использованием диалектического метода. Формально-логический метод использован при классификации различных видов безопасности по объектам защиты, сравнительно-правовой - при выявлении имеющихся усложнений правового регулирования". Как уже было отмечено, использование автором сравнительно-правового метода исследования при написании статьи не усматривается. Актуальность избранной ученым темы исследования обоснована им следующим образом: "В транспортной системе России водный транспорт занимает особое место. Положительные технико-экономические показатели (значительная протяженность российских водных путей - более 100 тыс. км., грузоподъемность судов, небольшая энергоемкость) делают привлекательным внутренний водный транспорт (далее - ВВТ) для перевозки пассажиров и грузов. Однако статистический учет фиксирует снижение объемных показателей перевозки за период с 2000 по 2021 г. (с 28 до 9 миллион человек) и незначительную долю ВВТ в структуре перевозок пассажиров всеми видами транспорта - 0,4 % [информационно-аналитические материалы и статистические показатели. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения 12.06.2023)]. Как отмечают ученые и практические работники, спад объемных показателей объясняется рядом причин: критическое состояние инфраструктуры, мелководность акваторий, устаревание флота (общее количество пассажирских и грузопассажирских судов составляет 2595, из них более половины старше 30 лет) и аварийность. В два раза увеличилось число погибших в происшествиях на ВВТ за период с 2012 по 2020 г. в 2 раза [Происшествия с подвижным составом и пострадавшими в них. Электронный ресурс https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения 12.06.2023)]". Ученым раскрыта степень изученности поднимаемых в статье проблем: "Несмотря на проведенные исследования, до настоящего времени не имеется комплексного исследования, определяющего место транспортной безопасности в структуре безопасности ВВТ, их соотношение и особенности правового регулирования. По-прежнему, актуальными остаются вопросы единообразного толкования терминологии, используемой в нормативных правовых актах в сфере транспортной отрасли и в области обеспечения транспортной безопасности; налаживания взаимодействия субъектов, осуществляющих охрану и защиту объектов речного транспорта; совершенствования действующего административно-правового механизма защиты от актов незаконного в ме ша те льс тв а ".

Как указывает ученый, научная новизна работы "... состоит в предложенной классификации видов безопасности ВВТ в зависимости от объектов защиты, в выделении

из инфраструктуры внутренних водных путей объектов, в отношении которых исполнение обязательных требований является одновременно предметом федерального государственного контроля (надзора) в области ВВТ и в области транспортной безопасности". В качестве цели исследования заявлено "... формирование предложений, направленных на повышение эффективности защищенности речных перевозок пассажиров и опасных грузов", а задачами исследования поставлены "...сравнительно-правовой анализ правовых основ обеспечения безопасности внутренних водных путей и обеспечения транспортной безопасности на ВВТ"; систематизация дефиниций, используемых законодателем при регулировании вопросов обеспечения безопасности; сопоставление обязательных требований и выявление особенностей контрольно-надзорной деятельности по отдельным инфраструктурным объектам. Очевидно, что первые две поставленные автором задачи исследования не выполнены - следовательно, их перечень необходимо уточнить. Ряд замечаний и предложений ученого, безусловно, заслуживает внимания читательской аудитории: "Несмотря на законодательно установленную систему управления безопасностью судов, требования по обеспечению антитеррористической защищенности судов в нее не включены, что значительно снижает защищенность указанных объектов"; "В первом случае (управление безопасностью судна) лицо, ответственное за обеспечение безопасности, не может быть членом экипажа, в втором (транспортная безопасность) -назначается из членов экипажа, что означает необходимость обучения и поддержание квалификации как минимум двух сотрудников перевозчика, осуществляющего перевозки пассажиров речным транспортом. Возникает вопрос об эффективности использования ресурсов перевозчика и излишней административной нагрузке на бизнес"; "Поскольку управление безопасностью представлено в виде системы документированных мер, видится возможным для судов, которые используются для перевозки пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, дополнить их перечень, определенный пунктом 1 статьи 34.1 КВВТ РФ, паспортом обеспечения транспортной безопасности транспортного средства ВВТ, типовая форма которого утверждена Правительством РФ. Также видится необходимым уточнение обязательных требований, установленных для обеспечения безопасности судов и транспортной безопасности судов, аналогичных по содержанию"; "... в настоящее время защищенность речных портов регулируется исключительно российским законодательством о транспортной безопасности"; "Требований по обеспечению транспортной безопасности внутренних водных путей КВВТ не содержит. ... Видится необходимым в отношении указанных участков дополнение КВВТ РФ положением о принятии обязательных мер, связанных с антитеррористической защищенностью". Таким образом, статья вносит определенный вклад в развитие отечественной правовой науки.

Научный стиль исследования выдержан автором в полной мере.

Структура работы вполне логична. Во вводной части статьи автор обосновывает актуальность избранной им темы исследования, раскрывает степень изученности поднимаемых в работе проблем, определяет цель и задачи исследования, описывает его методологию. В основной части работы ученый на основании анализа действующего российского законодательства выделяет три группы правовых норм, каждой из которых соответствует определенный вид безопасности на внутреннем водном транспорте, выявляет имеющиеся в них пробелы и противоречия, определяет направления совершенствования данного законодательства. В заключительной части статьи содержатся выводы по результатам проведенного исследования.

Содержание работы, как уже отмечалось, не вполне соответствует ее наименованию. Также оно не лишено некоторых других недостатков.

Так, вводная часть статьи по объему составляет 1/2 работы, и поэтому нуждается в

сокращении (как минимум - в части описания изученности прямо или косвенно затрагиваемых в статье проблем).

Автор справедливо отмечает: "Содержание понятия «безопасность внутреннего водного транспорта» в КВВТ РФ не раскрывается". Однако и своего оригинального определения указанного понятия ученый не предлагает. Между тем это одно из ключевых понятий статьи. То же самое касается понятий "безопасность судоходства", "безопасность инфраструктуры внутренних водных путей", "безопасность внутренних водных путей". Библиография исследования представлена 20 источниками (монографиями, научными статьями, учебником и учебными пособиями). С формальной точки зрения этого вполне достаточно. С фактической - некоторые положения работы нуждаются в уточнении. Апелляция к оппонентам как таковая отсутствует. Автор ссылается на ряд использованных при написании статьи источников исключительно в подтверждение своих суждений или для иллюстрирования отдельных положений работы. В научную дискуссию ученый не вступает.

Выводы по результатам проведенного исследования имеются ("На основе проведенного анализа правовых норм, содержащихся в КВВТ РФ и ведомственных правовых актах, можно констатировать, что безопасность ВВТ включает в себя безопасность судоходства, внутренних водных путей и расположенной на них инфраструктуры, и не выделяет в качестве обязательной составной части транспортную безопасность. Отсутствие в КВВТ РФ правовых норм, регламентирующих транспортную безопасность, не позволяет говорить о комплексной безопасности ВВТ, о созданном правовом механизме защиты указанного вида транспорта от различных видов угроз, в том числе, от актов незаконного вмешательства. Для повышения защищенности судов и речных портов предлагается включить паспорт обеспечения транспортной безопасности судна в документированную систему мер управления безопасностью судна с внесением соответствующих изменений в КВВТ РФ. Для исключения случаев необоснованной нагрузки на бизнес видится необходимым провести дальнейшие научные исследования в части сопоставления содержания обязательных требований по обеспечению безопасности судов и обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности судов"), являются достоверными и обоснованными и, следовательно, заслуживают внимания читателей.

Статья нуждается в дополнительном вычитывании. В ней встречаются опечатки. Интерес читательской аудитории к представленной на рецензирование статье может быть проявлен прежде всего со стороны специалистов в сфере административного права и транспортного права при условии ее доработки: уточнении предмета и задач исследования, его наименования, а также ряда положений статьи, введении элементов дискуссионности, устранении нарушений в оформлении работы.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь. РЕЦЕНЗИЯ

на статью на тему «Комплексность обеспечения безопасности на внутреннем водном транспорте».

Предмет исследования.

Предложенная на рецензирование статья посвящена актуальным вопросам обеспечения безопасности на внутреннем водном транспорте. В соответствии с задачами своего

ис с ле до в а ния а в тор с о по с та в ля е т пра в о в ые о с нов ы обе с пе ч е ния бе з о па с нос ти внутренних водных путей и обеспечения транспортной безопасности на ВВТ; анализирует виды безопасности на ВВТ, предлагает авторские определения ключевых понятий, используемых в рассматриваемой области и не нашедших законодательного закрепления. В качестве конкретного предмета исследования выступили нормы законодательства, мнения ученых, материалы практики и статистические данные.

Методология исследования.

Цель исследования прямо указана в статье. Автор указывает, что «Целью исследования является формирование предложений, направленных на повышение эффективности защиты речных перевозок пассажиров и опасных грузов». Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана методологическая основа исследования.

В частности, автором используется совокупность общенаучных методов познания: анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, другие. В частности, методы анализа и синтеза позволили обобщить и разделить выводы различных научных подходов к предложенной тематике, а также сделать конкретные выводы из материалов практики. Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором активно применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего законодательства (прежде всего, норм действующего транспортного законодательства РФ). Например, следующий вывод автора: «Наряду с обязательными требованиями по обеспечению безопасности судоходства установленными КВВТ РФ, отдельные требования содержатся в правилах, утвержденных Минтрансом России. Так, согласно Правилам плавания судов по внутренним водным путям, утвержденным приказом Минтранса России от 19 января 2018 г. № 19, судовладельцем должен быть разработан и согласован с администрациями бассейнов план обеспечения безопасности плавания судна по всему маршруту следования, позволяющий с учетом габаритов судна проходить через шлюзы и под мостами. В соответствии с п. 7.5.1 Общих правил плавания и стоянки судов в речных портах Российской Федерации (утв. приказом Минтранса России от 31 мая 1995 г. № 33) указания капитана порта по обеспечению безопасности являются обязательными для исполнения капитанами судов, находящихся в порту».

Следует положительно оценить возможности эмпирического метода исследования, связанного, в частности, с анализом статистических данных, которые помогли автору обосновать актуальность исследования и сделать конкретные выводы. Укажем на следующий вывод: «В транспортной системе России водный транспорт занимает особое место. Положительные технико-экономические показатели (значительная протяженность российских водных путей - более 100 тыс. км., грузоподъемность судов, небольшая энергоемкость) делают привлекательным внутренний водный транспорт (далее - ВВТ) для перевозки пассажиров и грузов. Однако статистический учет фиксирует снижение объемных показателей перевозки за период с 2000 по 2021 г. (с 28 до 9 миллион человек) и незначительную долю ВВТ в структуре перевозок пассажиров всеми видами транспорта - 0,4 %».

Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели исследования, позволяет изучить все аспекты темы в ее совокупности.

Актуальность.

Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Имеется как теоретический, так и практический аспекты значимости предложенной темы. С точки зрения теории тема безопасности на внутреннем водном транспорте сложна и неоднозначна. При этом от ее решения зависит развитие данного вида транспорта, его

экономическое значение, обеспечение прав пассажиров и грузоотправителей. Сложно спорить с автором в том, что «Актуальными остаются вопросы единообразного толкования терминологии, используемой в нормативных правовых актах в сфере транспортной отрасли и в области обеспечения транспортной безопасности; налаживания взаимодействия субъектов, осуществляющих охрану и защиту объектов речного транспорта; совершенствования действующего административно-правового механизма защиты от актов незаконного вмешательства».

Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только поприветствовать. Научная новизна.

Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнений. Во-первых, она выражается в конкретных выводах автора. Среди них, например, такой вывод: «Под безопасностью внутреннего водного транспорта предлагается понимать состояние защищенности внутренних водных путей Российской Федерации, судоходства, судов и инфраструктуры внутренних водных путей от транспортных происшествий, актов незаконного вмешательства, иных внутренних и внешних угроз, обеспечиваемое установленной государством системой мер. Под обеспечением безопасности внутреннего водного транспорта предлагается понимать реализацию установленных законодательством Российской Федерации мер предупреждения терроризма, правовых, организационных, экономических, информационных и иных мер для безопасного судоходства по внутренним водным путям».

Указанный и иные теоретические выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях.

Во-вторых, автором предложены идеи по совершенствованию действующего законодательства. В частности,

«Для повышения защищенности судов и речных портов предлагается включить паспорт обеспечения транспортной безопасности судна в документированную систему мер управления безопасностью судна с внесением соответствующих изменений в КВВТ РФ. Для исключения случаев необоснованной нагрузки на бизнес видится необходимым провести дальнейшие научные исследования в части сопоставления содержания обязательных требований по обеспечению безопасности судов и обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности судов, а также в части сопоставления различной контрольно-надзорной деятельности, проводимой на внутреннем водном транспорте в части судоходных гидротехнических сооружений». Приведенный вывод может быть актуален и полезен для правотворческой деятельности. Таким образом, материалы статьи могут иметь определенных интерес для научного сообщества с точки зрения развития вклада в развитие науки.

Стиль, структура, содержание.

Тематика статьи соответствует специализации журнала «Административное и муниципальное право», так как она посвящена правовым проблемам, связанным с обеспечением безопасности на внутреннем водном транспорте.

Содержание статьи в полной мере соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, достиг цели исследования.

Качество представления исследования и его результатов следует признать в полной мере положительным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология и основные результаты исследования.

Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенных нарушений данных требований не обнаружено.

Библиография.

Следует высоко оценить качество использованной литературы. Автором активно использована литература, представленная авторами из России (Дмитриев В.И., Крисанова В.Ю., Панасюгина Л.Е., Довбня А.В., Шеков А.А., Панасенко Н.Н., Дульгер Н.В., Кораблин А.В. и другие). Хотело бы отметить использование автором большого количества материалов практики, что позволило придать исследованию правоприменительную направленность.

Таким образом, труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, обладают признаком достаточности, способствуют раскрытию различных аспектов темы.

Апелляция к оппонентам.

Автор провел серьезный анализ текущего состояния исследуемой проблемы. Все цитаты ученых сопровождаются авторскими комментариями. То есть автор показывает разные точки зрения на проблему и пытается аргументировать более правильную по его мнению.

Выводы, интерес читательской аудитории.

Выводы в полной мере являются логичными, так как они получены с использованием общепризнанной методологии. Статья может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к перспективам комплексного обеспечения безопасности на внутреннем водном транспорте.

На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи

«Рекомендую опубликовать»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.