Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНОЕ ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ'

КОМПЛЕКСНОЕ ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
адаптация / здоровье / напряжение / adaptation / health / strain

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Голованов С.А., Расулов М.М.

В статье приведены данные исследования состояния здоровья подростков. Установлена связь здоровья обследуемых с их адаптивными возможностями. Выявлен низкий уровень адаптированности пятиклассников и выявлены дети с психосоматической дезадаптацией, ведущие «нездоровый» образ жизни с фиксированными отрицательными переживаниями. Предположено возникновение у детей с низким уровнем адаптивности психосоматических заболеваний и снижение уровня здоровья в дальнейшем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Голованов С.А., Расулов М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBINED IMPACT OF ADAPTIVE CAPACITY ON ADOLESCENT HEALTH

The article presents data from a study of the health status of adolescents. The connection of the health of the subjects with their adaptive capabilities has been established. A low level of adaptation of fifth-graders was revealed, and children with psychosomatic disadaptation, leading an “unhealthy” lifestyle with fixed negative experiences, were identified. It is assumed that children with a low level of adaptability of psychosomatic diseases and a decrease in the level of health in the future are expected.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНОЕ ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ»

17. Сачук Ю. G. Проблема сощально-про-фесшно1 мобiльностi сучасного фах1вця у контекстi реформування системи вищо1 освiти. Педагоггчний часопис Волит. Луцьк, 2016. № 1 (2). С. 10-15.

18. Стельмах О. В. Роль позитивно!' та негативно! Я-концепцп у формуванш особистостi май-бутнього рятiвника. Фшософсько-психологгчнг ас-пекти духовностг: doeipa як основа змт в економщ

та сyсniльствi . збiрник тез II Всеукрш'нсько1' гау-ково-прaктичноï конференцiï з мiжнaродною yчaстю. Львiв . СПОЛОМ, 2016. С. 291-293.

19. Чернyxa H. М. Формyвaння соцiaльноï мобiльностi стyдентiв в сyчaсномy iнтегрaцiйномy освiтньомy просторi. Iнновацiйнi процеси в освiтнь-ому просторi: доступнкть, ефективтсть, яюсть . зб. мaтер. конф., 13-15 листоп. 2012 р. С. 91-101.

КОМПЛЕКСНОЕ ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НА ЗДОРОВЬЕ

ПОДРОСТКОВ

Голованов С.А.,

Государственного университета управления, Директор Центра физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, доцент.

Расулов М.М.

Государственный научно-исследовательский институт химии и технологии элементоорганических соединений, начальник отдела, доктор медицинских наук,

профессор.

COMBINED IMPACT OF ADAPTIVE CAPACITY ON ADOLESCENT HEALTH

Golovanov S.A.,

State University of management, Director of the Center ofphysical culture and sports, candidate of pedagogical Sciences, assistant professor.

Rasulov M.M.

State research Institute of chemistry and technology of Organoelement compounds, head of Department, doctor of medical Sciences, professor.

Аннотация

В статье приведены данные исследования состояния здоровья подростков. Установлена связь здоровья обследуемых с их адаптивными возможностями. Выявлен низкий уровень адаптированности пятиклассников и выявлены дети с психосоматической дезадаптацией, ведущие «нездоровый» образ жизни с фиксированными отрицательными переживаниями. Предположено возникновение у детей с низким уровнем адаптивности психосоматических заболеваний и снижение уровня здоровья в дальнейшем.

Abstract

The article presents data from a study of the health status of adolescents. The connection of the health of the subjects with their adaptive capabilities has been established. A low level of adaptation of fifth-graders was revealed, and children with psychosomatic disadaptation, leading an "unhealthy" lifestyle with fixed negative experiences, were identified. It is assumed that children with a low level of adaptability of psychosomatic diseases and a decrease in the level of health in the future are expected.

Ключевые слова: адаптация, здоровье, напряжение.

Keywords: adaptation, health, strain.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов. Примерно такое же определение понятия «здоровье» дано в Большой медицинской энциклопедии.

Среда обитания - это совокупность природных и социальных факторов, влияющих на рост, развитие, общее состояние органов и систем, организма в целом. Компоненты среды обитания (вода,

воздух, пища, почва, климат и др.) способны оказывать прямое или косвенное влияние на здоровье человека в любой возрастной период его развития. Они в той или иной степени вызывают ответную реакцию организма, могут спровоцировать заболевание. Таким образом, здоровье является отражением взаимосвязи организма и среды. Если эти взаимоотношения уравновешены, то человек практически здоров [7].

Здоровье свидетельствует об адаптации и устойчивости организма к меняющимся условиям существования.

Адаптация - это приспособление организма как биологической системы к условиям среды обитания. Различают три вида адаптации: физическую, физиологическую, психологическую. Физическая адаптация - приспособление организма к природно-климатическим и географическим условиям, акклиматизация в различных географических поясах. Физиологическая адаптация - физиологические изменения в организме, обеспечивающие приспособление к меняющимся условиям среды (высоким и низким температурам, недостатку кислорода и т. д.). Психическая (социальная) адаптация -поведенческая адаптация, или деятельность человека по приспособлению к производственным и социальным условиям. Физиологический смысл адаптации заключается в поддержании биологической системой гомеостаза. При этом появляются физиологические механизмы устойчивости организма к изменениям среды [7].

Состояние здоровья человека в итоге определяется мощностью его адаптационных резервов. Чем выше функциональный резерв, тем ниже «цена адаптации». Адаптация организма к новым условиям жизнедеятельности обеспечивается не отдельными органами, а скоординированными во времени и пространстве и соподчиненными между собой специализированными функциональными системами [2]. Главная роль в поддержании механизмов активной адаптации и устойчивости отводится нервной и эндокринной системам, т. е. системам быстрого реагирования. Сбои же в работе этих систем снижают устойчивость организма и являются причиной многих заболеваний.

Адаптивность — врожденная и приобретенная способность к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Различают высокую, среднюю и низкую степень адаптивности человека [1]. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни. Формирующиеся или сформировавшиеся личностные особенности, ориентации, выбор, иерархия систем ценностей, целей и потребностей, притязания, уровень вербального (формируемого воспитанием, обучением и жизнью) интеллекта и культуры, в том числе культуры эмоциональной экспрессии и межличностных отношений, облегчают или затрудняют адаптацию человека в реальной жизни, также являясь факторами адаптивности.

Высокая или нормальная адаптивность — это благоприятные психофизические данные, высокая работоспособность, выносливость, стрессотоле-рантность, высокая или нормальная обучаемость и способность к приобретению опыта, безусловная уверенность в себе, адекватность притязаний и выбора жизненных целей [1]. Очевидно, что способствование приобретению качеств нормальной адаптивности и как следствие этого достаточная адап-тированность — одна из основных забот учителя здорового образа жизни (ЗОЖ) в работе с низкоадаптивными и дезадаптированными детьми.

В исследовании принимали участие 132 учащихся пятого класса МОУ лицея № 44 г. Липецка

(63 девочки и 69 мальчиков). Известно, что к 9 - 10 годам совершенствуются не только функциональные, но и адаптационные возможности организма школьника.

Для выявления уровня адаптивности нами использован тестовый метод.

В предложенной анкете сгруппированы основные жалобы, возникающие при наличии отклонений со стороны нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, почек, при заболеваниях носоглотки и аллергических состояниях. Целенаправленное исследование имеет особое значение, так как нередко данные патологии выявляются не достаточно полно, что в свою очередь приводит к несвоевременному проведению профилактических мероприятий и снижает их эффективность.

При сумме положительных ответов («да») не более 3 - адаптивность высокая, если 3 - 10 - средняя, свыше 10 - низкая, 20 - 25 - очень низкая [8].

Хотя большинство детей благополучно переживают трудный период адаптации к школе в среднем звене (другое здание школы, смена кабинетов, новые учителя), к тому же в этот период у девочек интенсивно протекают процессы полового созревания, для некоторых связанное с этим напряжение оказывается чрезмерно большим. У таких школьников могут возникать разнообразные функциональные нарушения, в том числе снижение умственной и физической работоспособности, снижение иммунобиологических, защитных свойств, повышенная заболеваемость. В этой связи возросла роль и значение регулирующей функции вегетативной нервной системы в обеспечении психофизиологической адаптации.

Было проанкетировано 126 учащихся (из них 59 - девочек (46, 8 %) и 67 - мальчиков 53, 2 % соответственно) и установлено, что 69 учащихся или 54, 8 % (из них 33 - мальчики - 49, 3 % и 36 - девочек - 61 %) положительно ответили на 3 и более вопросов, которые были направлены на выявление возможной патологии нервной системы (невротические и вегетативные расстройства).

Положительно на вопросы, которые касались, возможных заболеваний сердечно-сосудистой системы ответили, 42 учащихся или 33, 3 % из них 18 мальчиков (26, 9 %) и 24 девочки (40, 7 %). На вопросы, направленные на выявление предполагаемых заболеваний носоглотки положительно на один или несколько вопросов ответили 74 подростка, что составило 58, 7 % из них 36 мальчиков (53, 7 %) и 38 девочек (64, 4 %) соответственно. Ответы «Да» на два и более вопросов, направленных на выявление возможной патологии со стороны желудочно-кишечного тракта дали 49 учащихся (38, 9 %) из них 20 мальчиков (29, 9 %) и 29 девочек (49, 2 %). Положительно на вопросы, которые касались, возможных заболеваний со стороны мочевыдели-тельной системы 20 человек, что составило 15, 9 % из них 8 мальчиков (11, 9 %) и 12 девочек (20, 3 %). Аллергические проявления у себя отметили 46 пятиклассников (36, 5 %) из них 22 мальчика (32, 8 %) и 24 девочки или 40, 7 % соответственно. Причем

из 126 опрошенных учащихся только четверо или 3, 2 % не отметили у себя никаких проявлений (3 мальчика - 4, 5 % и 1 девочка - 1, 7 %).

Нами проведено исследование уровня адаптивности учащихся параллели 5-х классов МОУ лицея № 44 г. Липецка. Проанкетировано 132 учащихся (из них 63 девочки и 69 мальчиков) и установлено, что высокую и нормальную адаптивность имеют 98 учащихся (74, 2%) из них 42 девочки (66,7%) и 56 мальчика (81, 2%), а низкоадаптивными соответственно оказались 34 (25, 75%) учащихся из них 21 девочка (33, 3%) и 13 мальчиков (18, 8%).

Выявлено, что из всего контингента обследованных к III группе здоровья относятся 29 учащихся (22%); 84 пятиклассника (63,6%) имеет II группу здоровья; и лишь 19 относятся к I группе здоровья (11,4%), что подтверждает низкий уровень здоровья школьников, отмечаемый огромным числом авторов. При этом среди детей, относящихся к I группе здоровья, низкую адаптивность имеют четверо (21%); из всех подростков, имеющих II группу здоровья, низкоадаптирован 21 учащийся (25%); а из всех детей, относящихся к III группе здоровья, имеют низкий уровень адаптивности 9 (31%). На основании полученных результатов установлено, что, с одной стороны, снижение адап-тированности коррелирует с уровнем здоровья, а с другой - I группа здоровья не гарантирует высоких адаптивных способностей организма. При этом можно сделать вывод о том, что адаптивность значительно снижена в целом у 25,7% обследованных, т. е. более, чем у четверти подростков происходит нарушение гармонии «души и тела», так как дезадаптация — всегда психосоматическая (души и тела).

Результаты исследования позволяют проследить взаимосвязь уровня и пропусков занятий учащимися по болезни. Нами установлено, что более 70% (20 дней и более) пропусков по болезни имеют учащиеся с низкой адаптированностью - 12 учащихся (35,3%) из них 7 девочек (33,3%) и 5 мальчиков или 38,5 % соответственно.

Психосоматические заболевания - составная часть психосоматической дезадаптации человека. Соответственно, нарушения гармоничности психических и вегетативно-соматических функций

Исследованные системы в порядке частоты жалоб, возникающих у опрошенных детей располагаются следующим образом.

устраняются отдыхом, изменением обстановки (например, во время выходных и каникул), упорядочением режима жизни, занятиями физкультурой и спортом, переключением на новый род деятельности (хобби) и пр.

Заключение. Результаты исследования не только продемонстрировали низкий уровень адап-тированности пятиклассников, но и выявили детей с психосоматической дезадаптацией, ведущих «нездоровый» образ жизни и имеющих фиксированные отрицательные переживания. В связи с этим можно предположить в дальнейшем возникновение у детей с низким уровнем адаптивности психосоматических заболеваний и снижение уровня здоровья.

Список литературы

1. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. — Санкт-Петербург: АО «Сфера», 1994. - 160 с.

2. Детская спортивная медицина. / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. - Руководство для врачей. - М.: Медицина. - 1991. - 560 с.

3. Дубровский В. И. Валеология. Здоровый образ жизни. - M.:RITORIKA - А: Флинта, 1999. -560 с.

4. Заболевания вегетативной нервной системы / А.М. Вейн, Т.Г. Вознесенская, В.Л. Голубев и др. / Под ред. А.М. Вейна - М.: Медицина,- 1991. - 624с.

5. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль. / Под ред. М. Ф. Рзянинной, В. Г. Молочного. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2005. - 376 с.

6. Мызников И. Л. Экспресс - оценка функционального состояния организма подводников. //Воен.-мед. журнал. - 2004. - № 7. - С. 35 - 37.

7. Основы валеологии и школьной гигиены: Учеб. пособие/ М. П. Дорошкевич, М. А. Нашкевич, Д. М. Муравьева, В. Ф. Черник. - Мн.: Выш. шк., 2003. - 238 с.

8. Психологическая характеристика личности школьника. / Сост. Е. М. Васильева. - Липецк: ЛГПИ, 1997. - 69 с.

Группа Место

1 2 3 4 5 6

Мальчики ЛОР Нерв.с. Аллерг. ЖКТ ССС Мочевыд.

Девочки ЛОР Нерв.с. ЖКТ ССС и аллерг. Мочевыд.

Общая ЛОР Нерв.с. ЖКТ Аллерг. ССС Мочевыд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.