Научная статья на тему 'Особенности проявления тревожности у подростков 13-14 лет'

Особенности проявления тревожности у подростков 13-14 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1988
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / УРОВНИ ТРЕВОЖНОСТИ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / ДЕТИ 13 И 14 ЛЕТ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТРЕСС / SCHOOL ANXIETY / ANXIETY LEVELS / MENTAL HEALTH OF SCHOOLCHILDREN / CHILDREN 13 AND 14 YEARS / NEUROPSYCHIATRIC HEALTH / STRESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Параничева Т. М., Макарова Л. В., Тюрина Е. В., Лукьянец Г. Н., Лезжова Г. Н.

В ходе исследования изучены возрастные и половые особенности психического здоровья детей 13-14 лет, раскрыта специфика проявления тревожности у подростков, а также установлена взаимосвязь с нарушениями нервно-психического здоровья в данный возрастной период. У каждого третьего подростка 13 14 лет наблюдаются повышенный и высокий уровни общей тревожности в школе, свыше 30,0% учащихся независимо от пола испытывают переживание социального стресса. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, «проблемы и страхи в отношении с учителями» отмечен у 30-45% подростков, причем в большей степени у девочек. У 14-летних подростков по сравнению с 13-летними более выражены астенические и депрессивные расстройства. У девочек сильнее, чем у мальчиков, проявляются нарушения вегетативной нервной системы, обсессивно-фобические и астенические расстройства. Возрастные различия проявляются в достоверном увеличении от 13 к 14 годам процента детей, имеющих нарушения вегетативной нервной системы. Лишь 7,0 % детей не имеют нарушений нервно-психического здоровья. В условиях современной школы возрастает значимость ранней диагностики пограничных нервно-психических расстройств, выявления донозологических проявлений нервно-психических нарушений у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study examined age and sex peculiarities of mental health of children 13-14 years old, disclosed the specifics of its manifestation of anxiety in adolescents, and also showed a correlation with impaired psychological health in this age period. At every third teenager of 13 14 years the increased and high levels of the general uneasiness at school are observed, over 30,0% of pupils irrespective of a floor experience of a social stress. The fear not to meet expectations of people around, "problems and fears in the relation with teachers" is noted at 30-45% of teenagers, and more at girls. At 14-year-old teenagers in comparison with the 13-year-old asthenic and depressive frustration are more expressed. At girls is stronger, than at boys, violations of vegetative nervous system, obsessivno-fobichesky and asthenic frustration are shown. Age distinctions are shown in reliable increase from 13 by 14 years of percent of the children having violations of vegetative nervous system. Only 7,0% of children have no violations of psychological health. In the conditions of modern school the importance of early diagnostics of boundary psychological frustration, identifications the donozologicheskikh of manifestations of psychological violations at teenagers increases.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления тревожности у подростков 13-14 лет»

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 13-14 ЛЕТ

Т.М. Параничева1, Л.В. Макарова, Е.В. Тюрина, Г. Н. Лукьянец, Г.Н. Лезжова, К.В. Орлов ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва

В ходе исследования изучены возрастные и половые особенности психического здоровья детей 13-14 лет, раскрыта специфика проявления тревожности у подростков, а также установлена взаимосвязь с нарушениями нервно-психического здоровья в данный возрастной период. У каждого третьего подростка 13 - 14 лет наблюдаются повышенный и высокий уровни общей тревожности в школе, свыше 30,0% учащихся независимо от пола испытывают переживание социального стресса. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, «проблемы и страхи в отношении с учителями» отмечен у 30-45% подростков, причем в большей степени у девочек. У 14-летних подростков по сравнению с 13-летними более выражены астенические и депрессивные расстройства. У девочек сильнее, чем у мальчиков, проявляются нарушения вегетативной нервной системы, обсессивно-фобические и астенические расстройства. Возрастные различия проявляются в достоверном увеличении от 13 к 14 годам процента детей, имеющих нарушения вегетативной нервной системы. Лишь 7,0 % детей не имеют нарушений нервно-психического здоровья. В условиях современной школы возрастает значимость ранней диагностики пограничных нервно-психических расстройств, выявления донозологических проявлений нервно-психических нарушений у подростков.

Ключевые слова: школьная тревожность, уровни тревожности, психическое здоровье школьников, дети 13 и 14 лет, нервно-психическое здоровье, стресс.

Manifestation of anxiety in 13-14-year-old teenagers. The study examined age and sex peculiarities of mental health in 13-14-year-old children, disclosed the peculiarities of anxiety manifestation in adolescents, and also showed the correlation with impaired psychological health in this age period. Every third teenager at the age of 13 - 14 years old demonstrates the increased and high levels of general anxiety at school. Over 30,0 % of pupils, irrespective of gender, experience social stress. The fear not to meet expectations of other people, "problems and fears in the relation with teachers" is noted in 30-45 % of teenagers, mostly in girls. 14-year-old teenagers, in comparison with the 13-year-old ones, demonstrate more expressed asthenic and depressive disorders. Girls, in comparison with boys, show stronger vegetative nervous system disorders, obsessive-phobic, and asthenic disorders. Only 7,0 % of children have no psychological health problems. In the situation of modern school it becomes more important to perform early diagnostics of borderline mental disorders and to identify pre-nosological manifestations of psychological disorders in teenagers.

Key words: school anxiety, anxiety levels, schoolchildren mental health, 13-14-year-old children, neuropsychiatric health, stress.

Контакты: 1 Параничева Т.М. - E-mail:<t.paranicheva@mail.ru>

Начало отрочества (с 10-11 лет до 13-15) характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Подростковый возраст - это период, когда возникает желание понять себя, появляется потребность в самооценке, становится важной объективная оценка его деятельности. Происходит ориентация на реальные достижения. Повышается значимость проблем, связанных с самооценкой, развивается рефлексия. Представления о собственных возможностях, интересах составляют самооценку подростков, являются главным предметом их гордости, служат основой для чувства их собственного достоинства. В период полового созревания у подростков на физиологическом уровне происходят перестройки, которые нередко являются причиной появления тревожности по поводу своего физического развития. У некоторых из них может развиваться комплекс неполноценности. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, он реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность. Его эмоциональное состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии - активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию.

Тревожность часто является следствием противоречивых ожиданий окружающих: высоких стандартов поведения и деятельности, которым должен соответствовать подросток, и низких представлений о его возможностях, в результате чего развивается симптом «дефицита успеха». Другая ситуация противоположная этой, аффект неадекватности - подростки болезненно реагируют даже на незначительные замечания, неправильно воспринимают критику в свой адрес, отвечая на нее грубостью, плачем, другими острыми отрицательными эмоциональными реакциями.

Большая часть проблем, с которыми родители «трудных детей» обращаются к психологу и психотерапевту, большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью ребенка, то есть в конечном итоге - с тревогой [11].

Тревожность - распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности [6; 7; 8].

Педагогическая практика в настоящее время сталкивается с такой проблемой: учащимся, по каким- либо причинам не комфортно в школе, одна из причин выступающая на первое место - это повышенная тревога у детей. С каждым годом таких детей становится все больше. Тревожность может проявляться в общении со сверстниками, с учителями, родителями, при проверке знаний и т.д.

Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. Тревожность выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия [18]. Изучение тревожности на разных этапах детства важно, как для раскры-

тия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращения в психологическую службу образования [10; 15; 20].

По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого ее воздействия часто является нарушение психического здоровья учащихся, которое имеет огромное значение для полноценного развития ребенка.

Совершенствование профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков требует ранней диагностики пограничных нервно-психических расстройств, выявления донозологических нарушений и приобретает особую значимость в условиях современной школы, изобилующей действием многих стрессовых факторов [7; 8; 9; 16].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 485 детей 13-14 лет образовательных учреждений г. Москвы. Все исследования проводились с письменного разрешения родителей или опекунов.

Нервно-психическое здоровье - это совокупность характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие человека с окружающим миром, и возможность выполнения его социальных функций. Поэтому у каждого конкретного ребенка осуществлялся сбор информации о нарушениях нервно-психического здоровья, о социально-психологической адаптации, включая особенности его самочувствия, самовосприятия и различные поведенческие проявления социального функционирования путем анкетирования и тестирования: школьная тревожность (тест Филлипса); нервно-психическое здоровье оценивалось по анкете ученика и некоторым пунктам анкеты учителя; социально-психологическая адаптация оценивалась по анкете учителя [13].

По всем показателям мы сравнивали статистически между собой группы: 1) возрастные; 2) мальчики с девочками; 3) мальчики с девочками внутри каждой возрастной группы. Каждая характеристика представлена в таблице в двух разделах: в первом - данные по возрасту и по полу, раздельно; во втором - по полу внутри возраста. Полученные результаты (средние или проценты), где найдены значимые на двустороннем уровне р<.05 различия между группами, выделены с помощью подстрочных латинских букв в соответствии со стандартом, разработанным и рекомендуемым Американской Психологической Ассоциацией [21]. Согласно этому становящемуся популярным стандарту, если два числа не различаются значимо, они подписаны одной и той же подстрочной буквой, а если различаются, то разными. Если число подписано несколькими буквами, то это значит, что оно не отличается значимо от нескольких других значений, которые между собой различаются значимо. Для проверки гипотезы о среднем использовался ^критерий, для проверки гипотезы о доле - 7-критерий. Проводился дисперсионный анализ и корреляционный анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

Школьная тревожность (Тест Филллипса)

Цель теста школьной тревожности Филлипса: анализ общего внутреннего, эмоционального состояния школьника, во многом определяющегося наличием тех или иных тревожных синдромов, их количеством и уровнем. Полученные результаты позволяют анализировать каждый фактор (рис. 1, 2).

Как и в предыдущем возрасте среди мальчиков и девочек 13-14 лет почти по всем факторам тревожности не наблюдалось возрастных различий.

От 13 к 14 годам снижаются «переживание социального стресса» и «страх самовыражения», то есть развиваются социальные контакты подростков (прежде всего со сверстниками) и снижаются негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрация своих возможностей (во взаимоотношениях учитель-ученик).

У каждого третьего подростка 13-14 лет наблюдается общая тревожность в школе (повышенный и высокий уровни), чему способствует высокая требовательность учителей, родителей, или же высокий уровень ответственности у детей. Однако причина стресса может быть и не только в этом. Возможно, что в этом отражается неблагополучная семейная обстановка, социальная среда, а также отношения, сложившиеся с учителями.

Свыше 30,0% подростков 13-14 лет испытывают переживание социального стресса, причем независимо от пола.

Вторая причина тревоги - «фрустрация в потребности в достижении успеха», до 20,0% мальчиков и девочек испытывают высокую степень тревожности. Неуверенность в различных видах деятельности, свойственных подросткам, и прежде всего - учебной, связана, прежде всего, с тем, что ориентированность на ту или иную систему ценностей здесь искажена, подавление настоящих целей происходит в силу высокого уровня подверженности влиянию своих сверстников, обычно такое влияние не является позитивным. Симптомы также первично обусловлены здесь психосоциальными факторами.

Наиболее значительным фактором, вызывающим отрицательные эмоции у подростков, продолжает оставаться школьная жизнь. Тревогу часто испытывают не только «двоечники», но и школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревога в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе.

Страх самовыражения проявляется почти у 40,0 % подростков и в 13 и в 14 лет, подавляющее большинство - это девочки. Это одна из наиболее значительных групп, как по объему, так и по уровню переживаемого стресса. Проблема страха самовыражения связана с низкой самооценкой, соперничеством, стереотипами в поведении, подражательностью, из-за которой и складываются различные опасе-

ния и страхи. Именно из-за подобных переживаний подростки начинают испытывать дополнительные жизненные стрессы.

Страх ситуации проверки знаний достигает 35 % и у мальчиков и особенно у девочек 13-летнего возраста, немного снижаясь к 14 годам.

Прежде всего подобная ситуация складывается в связи с высокими требованиями, предъявляемыми педагогами школы и родителями в отношении учебы, а также возможностями и условиями обучения. В какой-то степени это связано с высокой ответственностью, с другой стороны, высокие ожидания родителей и учителей, которые приходят в противоречие с желаниями возможностями и подростков также отражаются на этих страхах.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, «проблемы и страхи в отношении с учителями» достигает 30-45 %, причем выражен в большей степени у девочек 13-14 лет. Это - наиболее показательный фактор тревожности с возрастной точки зрения. Известно, что подражание сверстникам в данном возрасте проявляется наиболее сильно, авторитетность одноклассника или сверстника бывает порой намного выше старших по дому или учителей. Именно поэтому у опрошенных данная позиция проявилась так сильно. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

До 20 % подростков, независимо от возраста, но гораздо чаще у девочек, имеют высокую тревожность вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу. То есть, в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера. Это не случайно и данный показатель находится в тесной взаимосвязи с другими показателями тревожности. Естественно, что состояние нервной системы тесно связано с различными физиологическими процессами организма, вызывая болезненные состояния разных процессов и органов. Все это проявляется в виде функциональных соматических симптомов [19].

Проблемы и страхи в отношениях с учителями, как мы уже отмечали выше, возникают одинаково часто и в 13 лет и в 14 лет, особенно у девочек. Данный показатель непосредственно соотносится с общей тревожностью в школе, переживанием социального стресса, страхом ситуации проверки знаний и формируется на базе личностных взаимоотношений с учителями. В целом это связано со всем комплексом психосоматических проблем, возникающих в подростковом возрасте.

Рис. 1. Повышенный и высокий уровни тревожности у девочек и мальчиков

13лет (в %)

Рис. 2. Повышенный и высокий уровни тревожности у девочек и мальчиков 14 лет (в %)

Эмоциональные расстройства у детей не проходят бесследно, а способствуют возникновению в последующем своеобразных личностных характеристик, нервно-психических и психосоматических отклонений [2; 7].

Нервно - психическое здоровье

Полученные в результате многочисленных исследований данные свидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненными ситуациями и началом развития различных заболеваний [4; 5].

Они позволяют сделать вывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть одним из многочисленных факторов повседневной жизни, способствующих возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний. Психосоматические проблемы довольно часты у подростков и часто стресс играет важную роль в их развитии и поддержании. Психосоматические болезни - это болезни нарушенной адаптации (приспособления, защиты) организма. Они возникают, когда воздействие внешнего фактора настолько интенсивное, что защитные силы организма не справляются со стрессом. Психогенная ситуация, как провоцирующий фактор, запускает вначале общую неспецифическую реакцию адаптации. В некоторых случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других случаях они являются своего рода толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада [16]. Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями; у детей могут наблюдаться нарушения поведения в школе, а дома они ведут себя нормально, или наоборот. У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно они носят временный характер. У некоторых же детей такие нарушения проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Эти состояния могут быть определены как психические расстройства.

Нервно-психическое здоровье оценивалось нами по анкете ученика и некоторым пунктам анкеты учителя [13]. Средний балл мог быть в диапазоне от 0 до 1, чем выше балл - тем более выражено нарушение.

У 14-летних подростков по сравнению с 13-летними более выражены астенические расстройства, депрессивные расстройства. Проявляются половые различия: у девочек сильнее, чем у мальчиков, выражены нарушения ВНС, обсессивно-фобические расстройства, астенические расстройства. Распределение патологий дает представление о достоверном наличии у 80,0 % детей в возрасте 13-14 лет хотя бы одного симптома обсессивно-фобических расстройств (ОФР), нарушений вегетативной нервной системы, астенических расстройств, церебрастенических нарушений, личностные расстройства наблюдаются у более 20,0% детей, причем независимо от возраста и пола. Лишь 7,0 % детей не имеют нарушений нервно психического здоровья (в большей степени у мальчиков). И у девочек, и у мальчиков, одинаково часто выражены нарушения ВНС и обсессивно-фобические рас-

стройства. Возрастные различия проявляются в достоверном увеличении от 13 к 14 годам процента детей, имеющих нарушения вегетативной нервной системы. Доказано, что все патологические нарушения сопутствуют друг другу (табл.1), сочетанная патология (2 и более нарушений здоровья у одного подростка) выявлена у каждого второго из трех детей 13-14 лет. Вместе с тем с увеличением возраста уменьшается число сочетанных нарушений, причем в большей степени у девочек.

Таблица

Распределение нервно-психических синдромов среди детей 13-14 лет (число случаев в %)

% от базы в столбцах Возраст Пол

13 лет 14 лет Мальчики Девочки

Нервно психическое здоровье (имеется хотя бы один симптом) Нарушения вегетативной нервной системы 77.1а 84.1ь 78.5а 82.4а

Обсессивно-фобические расстройства 88.2а 90.7а 88.7а 90.1а

Астенические расстройства 80.6а 87.4Ь 83.0а 84.9а

Депрессивные расстройства 79.6а 82.2а 78.9а 82.7а

Церебрастенические нарушения 83.2а 87.0а 84.2а 85.9а

Личностные расстройства 21.1а 18.5а 21.9а 18.0а

Нет нарушений 7.2а 4.1а 7.2а 4.2а

N 279 270 265 284

% от базы в столбцах 13 лет 14 лет

Мальчики Девочки Мальчики Девочки

Нервно психическое здоровье (имеется хотя бы один симптом) Нарушения вегетативной нервной системы 76.8а 77.3а 80.3а 87.4а

Обсессивно-фобические расстройства 87.0а 89.4а 90.6а 90.9а

Астенические расстройства 80.4а 80.9а 85.8а 88.8а

Депрессивные расстройства 77.5а 81.6а 80.3а 83.9а

Церебрастенические нарушения 82.6а 83.7а 85.8а 88.1а

Личностные расстройства 21.7а 20.6а 22.0а 15.4а

Нет нарушений 9.4а 5.0а 4.7а 3.5а

N 138 141 127 143

% от базы в столбцах Возраст Пол

13 лет 14 лет Мальчики Девочки

Нервно психическое здоровье (имеется хотя бы пара сочетанных симптомов) Нарушения вегетативной нервной системы + Обсессивно-фобические расстройства 15.1а 8.6а 16.9а 9.2Ь

Нарушения вегетативной нервной системы + Астенические расстройства 9.8а 8.6а 14.0а 5.3Ь

Нарушения вегетативной нервной системы + Депрессивные расстройства 23.3а 15.0а 24.2а 16.9а

Нарушения вегетативной нервной системы + Церебрастени-ческие нарушения 9.4а 7.1а 11.2а 6.3а

Нарушения вегетативной нервной системы + Личностные расстройства 76.7а 89.3Ь 78.1а 84.1а

Обсессивно-фобические расстройства + Астенические расстройства 11.0а 1.4ь 9.6а 5.8а

Обсессивно-фобические расстройства + Депрессивные расстройства 14.7а 12.1а 14.0а 13.5а

Обсессивно-фобические расстройства + Церебрастениче-ские нарушения 9.8а 2.9Ь 9.0а 5.8а

Обсессивно-фобические расстройства + Личностные расстройства 81.2а 95.0Ь 82.6а 89.4а

Астенические расстройства + Депрессивные расстройства 20.0а 12.1ь 16.9а 17.4а

Астенические расстройства + Церебрастенические нарушения 4.5а 2.9а 5.1а 2.9а

Астенические расстройства + Личностные расстройства 79.2а 93.6Ь 82.0а 86.5а

Депрессивные расстройства + Церебрастенические нарушения 20.4а 13.6а 17.4а 18.4а

Депрессивные расстройства + Личностные расстройства 76.3а 88.6Ь 76.4а 84.5ь

Церебрастенические нарушения + Личностные расстройства 82.9а 93.6Ь 84.8а 88.4а

Нет сочетанных нарушений 8.2а .7ь 7.9а 3.4а

N 245 140 178 207

% от базы в столбцах 13 лет 14 лет

Мальчики Девочки Мальчики Девочки

Нервно психическое здоровье (имеется хотя бы Нарушения вегетативной нервной системы + Обсессивно-фобические расстройства 16.9а 13.4а 16.7а 2.5ь

пара сочетанных симптомов) Нарушения вегетативной нервной системы + Астенические расстройства 12.7а 7.1а 16.7а 2.5ь

Нарушения вегетативной нервной системы + Депрессивные расстройства 24.6а 22.0а 23.3а 8.8ь

Нарушения вегетативной нервной системы + Церебрастенические нарушения 10.2а 8.7а 13.3а 2.5ь

Нарушения вегетативной нервной системы + Личностные 76.3а 77.2а 81.7а 95.0Ь

расстройства

Обсессивно-фобические расстройства + Астенические рас- 12.7а 9.4а 3.3а .01

стройства

Обсессивно-фобические рас- 14.4а 15.0а 13.3а 11.3а

стройства + Депрессивные

расстройства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обсессивно-фобические расстройства + Церебрастениче- 10.2а 9.4а 6.7а .01

ские нарушения

Обсессивно-фобические расстройства + Личностные рас- 78.0а 84.3а 91.7а 97.5а

стройства

Астенические расстройства + 18.6а 21.3а 13.3а 11.3а

Депрессивные расстройства

Астенические расстройства + Церебрастенические наруше- 4.2а 4.7а 6.7а .01

ния

Астенические расстройства + Личностные расстройства 78.8а 79.5а 88.3а 97.5ь

Депрессивные расстройства + Церебрастенические наруше- 17.8а 22.8а 16.7а 11.3а

ния

Депрессивные расстройства + Личностные расстройства 72.0а 80.3а 85.0а 91.3а

Церебрастенические нарушения + Личностные расстрой- 83.1а 82.7а 88.3а 97.5Ь

ства

Нет сочетанных нарушений 11.0а 5.5а 1.7а .01

N 118 127 60 80

Сила связи между 6-ю рубриками нервно-психических нарушений (мера связи - косинус, коэффициент Ошиа, использованный нами для оценки силы связи между заболеваниями) между большинством рубрик довольно высока (выше 0,8, а между астеническими и цереброастеническими нарушениями даже выше 0,9).

Таким образом, тревожность - это многозначный психологический термин, который описывает как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека [14].

Проблема тревожности имеет и другой аспект - психофизиологический. Второе направление в исследовании беспокойства, тревоги, идет по линии изучения тех физиологических и психологических особенностей личности, которые обуславливают степень данного состояния. Большое число авторов считают, что тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения -стресса [3].

Стресс представляет собой одну из форм тревоги, причем зачастую неосознанную и подавляемую. Из исследований [11] известно, что стрессоустойчивость

отрицательно коррелирует с на статистически значимом уровне (р < 0,05) с реактивной и личностной тревожностью.

Следовательно, общий вывод, который можно сделать на основании различных исследований, это то, что стресс - универсальное явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие. Высокие уровни стресса могут быть связаны с дисстрессом и соматическими симптомами, заставляющими подростка обращаться за медицинской помощью. Психологи и врачи часто встречают пациентов с такими симптомами, диагностика и ведение таких подростков вызывает много проблем и требует осведомленности о роли стресса и других психологических факторов в развитии и сохранении симптомов с тем, чтобы в дальнейшем обеспечить здоровое развитие молодого поколения.

Для того чтобы подросток смог нормально преодолеть один из самых сложных периодов своей жизни, его нужно стараться предостеречь от последствий дистресса. Дистресс оказывает отрицательное влияние не только на деятельность человека, его эмоциональную сферу, но и на организм в целом, что влечет за собой множество болезней, начинающих развиваться под влиянием каких-либо сильных отрицательных эмоций, которые потрясли человека. Для ребенка последствия дистресса могут быть в несколько раз хуже, чем для взрослого человека. Это объясняется тем, что подростковый организм очень уязвим и восприимчив к внешним воздействиям со стороны как близких, так и незнакомых ему людей. Подросток восприимчив к любой критике со стороны окружающих, поэтому необходимо поддержать его в период «подросткового комплекса». Необходимо предостеречь ребенка от пагубного влияния критики или насмешек, чаще всего исходящих от сверстников. Иначе это повлечет за собой серьезные расстройства психики и другие нервные расстройства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: дисс. ... канд. психол. наук. -Тамбов, 2009. - 219 с.

2. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. - 2002. - № 5. - С. 111-117.

3. Бодров В.А. Б 75 Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: Пер Сэ, 2006. - 528 с.

4. Дыхан Л.Б., Пижугийда В.В., Бочарников Е.В. Тревожность подростков с разным уровнем здоровья // Известия Южного федерального университета. Технические науки. Раздел III. Проблемы психологии и безопасности жизнедеятельности. - 2013. - № 6. - С. 205-213

5. Зарытовская Н.В., Калмыкова А.С., Федько Н.А. Психологическое здоровье школьников старших классов // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 1-8.

6. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: монография. - СПб.: КАРО, 2006. - 672 с.

7. Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб.: Дельта, 1996. - 480 с.

8. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1982. - 236 с.

9. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. - Мн.:ООО «ФУ Аинформ», 2002. - 128 с.

10. Мамадалиева Г.А. Тревожность как психологическое образование. Особенности проявлений тревожности у подростков //Ж. : Наука, новые технологии и инновации. - 2007. - № 3-4. - С. 86-88.

11. Михеева А.В.Особенности соотношения стрессоустойчивости и тревожности у мужчин и женщин / /Вестник РУДН, серия Педагогика и психология. -2016. - №2. - С. 84-90.

12. Мэй Р. Проблема тревоги. - М.: «Эксмо-Пресс», 2001. - 432 с.

13. Оценка нервно-психического здоровья и психофизиологического статуса детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: пособие для врачей. - М., 2005.

14. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. - 1996. - № 1. -С. 169-174.

15. Полякова И.В. Психологические механизмы социализации подростка: тревожность и общительность. // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2017. - № 2 (17). - С. 193-194.

16. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование / Ред. В.В. Рубцов, Аркадий Аронович Марголис, В.А. Гуружапов. - 1998. - № 2. - С. 11-18.

17. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: МПСИ, 2000. - 304 с.

18. Северный А.А., Шевченко Ю.С., Волошин В.М. Проблема эффективности и безопасности современной психофармакотерапии детей и подростков // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2004. - № 2 (4). - С. 39-42.

19. Сухарева Л. М., Надеждин Д. С., Сахаров В. Г. и др. // Сборник материалов конф. "Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков". Москва, 24-25 октября 2007 г. - М., 2007.

20. Тарасова С.Ю. Тревожность и страхи подростков как отражение социально-экономического неравенства // Сборник трудов конференции Материалы Всероссийской научной конференции Экономическая психология и поведенческая экономика в условиях глобальных социальных и экономических изменений. - М., 2014. - С. 166-169.

21. Publication Manual of the American Psychological Association, 6th édition, 2009

REFERENCES

1. Andreyeva A.A. Stressoustoychivost kak faktor razvitiya pozitivnogo otnosheniya k uchebnoy deyatelnosti u studentov: diss. ... kand. psikhol. nauk. Tambov. 2009.- 219 s.

2. Astapov V.M. Funktsionalnyy podkhod k izucheniyu sostoyaniya trevogi // P sikhologiche skiy zhurnal. - 2002. - № 5. - S. 111-117.

3. Bodrov V.A. B 75 Psikhologicheskiy stress: razvitiye i preodoleniye. - M.: Per Se. 2006. - 528 s.

4. Dykhan L.B.. Pizhugiyda V.V.. Bocharnikov E.V. Trevozhnost podrostkov s raznym urovnem zdorovia // Zh. Izvestiya Yuzhnogo federalnogo universiteta. Tekhnicheskiye nauki. Razdel III. Problemy psikhologii i bezopasnosti zhizned-eyatelnosti. - 2013. - № 6. - S. 205-213

5. Zarytovskaya N.V.. Kalmykova A.S.. Fedko N.A. Psikhologicheskoye zdo-rovye shkolnikov starshikh klassov // Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. -

2016. - № 6.. - S. 1-8.

6. Zakharov A.I. Proiskhozhdeniye i psikhoterapiya detskikh nevrozov: mono-grafiya. - SPb.: KARO. 2006. - 672 s.

7. Zakharov A.I. Nevrozy u detey. - SPb.: Delta.? 1996. - 480 s.

8. Zakharov A.I. Psikhoterapiya nevrozov u detey i podrostkov. - L.: Meditsina.-1982. - 236 s.

9. Kolodich E.N. Korrektsiya emotsionalnykh narusheniy u detey i podrostkov. -Mn.:OOO «FU Ainform.- 2002. - 128 s.

10. Mamadaliyeva G.A. Trevozhnost kak psikhologicheskoye obrazovaniye. Oso-bennosti proyavleniy trevozhnosti u podrostkov // Zh.: Nauka. novyye tekhnologii i innovatsii. - 2007. - № 3-4. - S. 86-88.

11. Mikheyeva A.V.Osobennosti sootnosheniya stressoustoychivosti i trevozhnosti u muzhchin i zhenshchin //Vestnik RUDN. seriya Pedagogika i psikhologiya.- 2016.-№2.- S. 84-90.

12. Mey R. Problema trevogi. -M.: «Eksmo-Press». 2001. - 432 s.

13. Otsenka nervno-psikhicheskogo zdorovia i psikhofiziologicheskogo statusa detey i podrostkov pri profilakticheskikh meditsinskikh osmotrakh: posobiye dlya vrachey. - M.. 2005.

14. Pasynkova N.B. Svyaz urovnya trevozhnosti podrostkov s effektivnostyu ikh intellektualnoy deyatelnosti. // Psikhologicheskiy zhurnal. - 1996. - № 1. - S. 169-174.

15. Polyakova I.V. Psikhologicheskiye mekhanizmy sotsializatsii podrostka: trevozhnost i obshchitelnost. // Voprosy psikhicheskogo zdorovia detey i podrostkov. -

2017. - № 2 (17). - S. 193-194.

16. Prikhozhan A.M. Prichiny. profilaktika i preodoleniye trevozhnosti // Psikho-logicheskaya nauka i obrazovaniye / Red. V.V. Rubtsov. Arkadiy Aronovich Margolis. V.A. Guruzhapov. - 1998. - №2. - S. 11-18.

17. Prikhozhan A.M. Trevozhnost u detey i podrostkov: psikhologicheskaya pri-roda i vozrastnaya dinamika. - M.: MPSI. 2000. - 304 s.

18. Severnyy A.A.. Shevchenko Yu.S.. Voloshin V.M. Problema effektivnosti i bezopasnosti sovremennoy psikhofarmakoterapii detey i podrostkov// Voprosy psikhicheskogo zdorovia detey i podrostkov.- 2004.- № 2 (4). s.39-42.

19. Sukhareva L. M.. Nadezhdin D. S.. Sakharov V. G. i dr. // Sbornik materialov konf. "Aktualnyye voprosy psikhogigiyeny i okhrany psikhicheskogo zdorovia detey i podrostkov". Moskva. 24-25 oktyabrya 2007 g. - M.. 2007.

20. Tarasova S.Yu. Trevozhnost i strakhi podrostkov kak otrazheniye sotsialno-ekonomicheskogo neravenstva // Sbornik trudov konferentsii Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii Ekonomicheskaya psikhologiya i povedencheskaya ekonomika v

usloviyakh globalnykh sotsialnykh i ekonomicheskikh izmeneniy. -M. 2014. - S. 166169.

21. Publication Manual of the American Psychological Association. 6th edition. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.