Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / СТРУКТУРА / МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Китаева Р.Р.

Актуальность статьи обусловлена проблемой недостатка компетентных слушателей, которые способны понять и оценить высокохудожественные произведения музыкального искусства. Воспитание таких слушателей необходимо начинать с раннего детства, т.к. данный период характеризуется высокой степенью восприимчивости. Музыкально-перцептивная компетенция формируется в процессе художественно-эстетического воспитания и способствует всестороннему, гармоничному развитию личности дошкольника. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать сущность музыкально-перцептивной компетенции, раскрыть структуру, создать модель психолого-педагогического процесса ее формирования. Цель статьи заключается в характеристике музыкально-перцептивной компетенции воспитанников дошкольной образовательной организации. Автором предложен диагностический инструментарий, основывающийся на структуре исследуемой компетенции. В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, программа формирования музыкально-перцептивной компетенции. Раскрыты результаты трех этапов комплексного исследования и сформулированы соответствующие выводы. Материалы статьи предназначены для исследователей, психологов и педагогов в различных образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE RESEARCH OF MUSICAL-PERCEPTUAL COMPETENCE OF PUPILS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The relevance of the article is due to the problem of the lack of competent listeners who are able to understand and appreciate highly artistic works of musical art. The education of such listeners must begin from early childhood, since this period is characterized by a high degree of susceptibility. Musical-perceptual competence is formed in the process of artistic-aesthetic education and contributes to the comprehensive, harmonious development of the child's personality. The analysis of psychological-pedagogical literature allows us to formulate the essence of musical-perceptual competence, to reveal the structure, to create a model of the psychological-pedagogical process of its formation. The purpose of the article is to characterize musical-perceptual competence of pupils of preschool educational organization. The author proposes diagnostic tools based on the structure of the studied competence. The article considers psychological-pedagogical conditions, a program for the formation of musical-perceptual competence. The results of the three stages of the comprehensive study are disclosed and the corresponding conclusions are formulated. The materials of the article are intended for researchers, psychologists and teachers in various educational organizations.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 159.9.072.432

Комплексное исследование музыкально-перцептивной компетенции воспитанников дошкольной образовательной организации

Comprehensive research of musical-perceptual competence of pupils of preschool educational organization

Китаева Р.Р., ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева», kitaeva.renata@yandex.ru

Kltaeva R., Mordovian State Pedagogical University, kitaeva.renata@yandex.ru DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.032

Ключевые слова: музыкально-перцептивная компетенция, дошкольники, структура, модель психолого-педагогического процесса, комплексное исследование, программа формирования компетенции, психолого-педагогические условия.

Keywords: musical-perceptual competence, preschool children, structure, model of psychological-pedagogical process, a comprehensive study, programme for the formation of competence, psychological-pedagogical conditions.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена проблемой недостатка компетентных слушателей, которые способны понять и оценить высокохудожественные произведения музыкального искусства. Воспитание таких слушателей необходимо начинать с раннего детства, т.к. данный период характеризуется высокой степенью восприимчивости. Музыкально-перцептивная компетенция формируется в процессе художественно-эстетического воспитания и способствует всестороннему, гармоничному развитию личности дошкольника. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать сущность музыкально-перцептивной компетенции, раскрыть структуру, создать модель психолого-педагогического процесса ее формирования. Цель статьи заключается в характеристике музыкально-перцептивной компетенции воспитанников дошкольной образовательной организации. Автором предложен диагностический инструментарий, основывающийся на структуре исследуемой компетенции. В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, программа формирования музыкально-перцептивной компетенции. Раскрыты результаты трех этапов комплексного исследования и сформулированы соответствующие выводы. Материалы статьи предназначены для исследователей, психологов и педагогов в различных образовательных организациях.

Abstract. The relevance of the article is due to the problem of the lack of competent listeners who are able to understand and appreciate highly artistic works of musical art. The education of such listeners must begin from early childhood, since this period is characterized by a high degree of susceptibility. Musical-perceptual competence is formed in the process of artistic-aesthetic education and contributes to the comprehensive, harmonious development of the child's personality. The analysis of psychological-pedagogical literature allows us to formulate the essence of musical-perceptual competence, to reveal the structure, to create a model of the psychological-pedagogical process of its formation. The purpose of the article is to characterize musical-perceptual competence ofpupils ofpreschool educational organization. The author proposes diagnostic tools based on the structure of the studied competence. The article considers psychological-pedagogical conditions, a program for the formation of musical-perceptual competence. The results of the three stages of the comprehensive study are disclosed and the corresponding conclusions are formulated. The materials of the article are intendedfor researchers, psychologists and teachers in various educational organizations.

Введение. На современном этапе развития культуры общества остро встала проблема недостатка музыкально компетентных слушателей. Массовая, коммерчески

ориентированная музыка захватила повседневную жизнь человека, она не признает моральные и нравственные ценности духовного мира, отодвигая квалитативные произведения искусства

в сторону. Для решения данной проблемы необходимо выстроить вокруг человека развивающее пространство, которое создаст условия для формирования музыкально-перцептивной компетенции, будет основой становления культуры слушания.

В детстве ребенок активно приобщается к ценностям и нормам социума, в это время

развиваются его основные базовые компетенции (информационная, коммуникативная,

регулятивная и т.д.). Освоение данных компетенций происходит непосредственно в процессе общения с отдельно взятыми людьми и ценностями культуры, которыми выступают музыкальные произведения.

В дошкольном возрасте дети по своей сущности являются коллекционерами чувств, импрессий, эмоциональных состояний. Они активно воспринимают окружающее

пространство, включая и звуковое. Дети данного возраста проявляют стойкий интерес к музыкальной деятельности, которая способствует освоению ими различных нюансов эмоциональных и чувственных переживаний. В ходе такой деятельности дошкольники помещаются в звуковое пространство, которое помогает им выразить свои чувства, ощущения, состояния в словах, пантомиме, движении. Ребенок этого возраста демонстрирует сильное эмоциональное переживание в процессе восприятия музыкального материала, тем самым вбирая в себя чувственные ценности и нормы социума. Эти данные послужили основой для изучения музыкально-перцептивной

компетенции.

Стоить отметить, что в педагогической психологии проблема формирования музыкально-перцептивной компетенции недостаточно изучена. Данная тематика не рассматривается в каких-либо трудах достаточно подробно, системные исследования по проблеме практически отсутствуют, не раскрыто понятие и содержание компетенции, пути ее развития. Но

имеются работы, которые близки данной тематике. В том числе, исследование И.С. Кобозевой в котором рассматривается среда, созданная педагогом-музыкантом для развития музыкальной отзывчивости у обучающихся [5]. Также работа И.В. Лопатковой в области арт-терапии, основывающаяся на отображении ребенком своих представлений от воспринятого образа произведения при помощи изобразительных, пластических и музыкальных средств выразительности [6]. Важное место в современных психологических исследованиях занимает труд А.В. Тороповой о процессах бессознательного музыкального восприятия дошкольника, в ходе которого она раскрывает основные этапы развития данной способности [10]. Кроме того ранее были написаны несколько диссертационных исследований, которые частично затрагивают изучаемую проблему (И.Е. Молоствова [7], С.Н. Петросьян [8], Т.Г. Рубан

[9]).

В процессе изучения теоретической литературы по данной проблеме и обобщения личного педагогического опыта автором разработано определение исследуемой компетенции. Под музыкально-перцептивной компетенцией понимаются способности к адекватному восприятию, пониманию и переживанию музыкального искусства, формируемые в ходе обыденной жизнедеятельности и специально организованной музыкальной деятельности ребенка [2, с.43].

На основе теоретического анализа была раскрыта структура исследуемой компетенции, которая отражена на рисунке 1.

мотивационный аспект

потребность в коммуникации с музыкальным искусством

познавательный аспект

знания в области музыкального искусства

чувственный аспект п

эмоциональный отлик на музыкальный материал

способность адекватно понимать и интерпретировать свои представления

Рисунок 1. - Структура музыкально-перцептивной компетенции

Данная структура предопределила педагогического процесса, направленного на

необходимость разработки модели психолого- формирование музыкально-перцептивной

234

компетенции (всех ее компонентов) у воспитанников дошкольной образовательной организации.

Теоретико-методологический базис модели составили подходы: на философском уровне -личностно-деятельный; на теоретическом уровне - культурно-исторический; на практико-организационном - компетентностный. К

каждому подходу были подобраны соответствующие принципы, способствующие эффективной организации процесса

формирования музыкально-перцептивной

компетенции. Теоретико-методологическая

основа модели психолого-педагогического процесса представлена в таблице 1.

Таблица 1. - Теоретико-методологическая основа модели психолого-педагогического процесса

Подходы Принципы

Личностно-деятельностный подход Принцип учета разноуровневого музыкального развития дошкольников Принцип психологического комфорта

Культурно-исторический подход Принцип целостности Принцип преемственности Принцип вариативности

Компетентностный подход Принцип активного обучения Принцип диагностичности

Рассмотрим более подробно каждый аспект компетенции и педагогические формы, методы и средства ее формирования.

Мотивационный аспект компетенции проявляется в наличии у дошкольников интереса, потребности к музыкальной деятельности. Его формирование осуществляется в процессе приобщения детей к различным видам музыкальной деятельности (музыкально-игровая, слушательская, исполнительская,

импровизационная).

Для развития мотивации дошкольников использовались:

музыкальные игры-драматизации; игру на детских шумовых инструментах; рисование, конструирование; творческие импровизации.

Познавательный аспект компетенции включает в себя следующие знания о:

- функциях музыкального искусства;

- произведениях и их создателях;

- стилистике и жанровом многообразии музыкального искусства;

- выразительных средствах в музыке.

Для формирования познавательной сферы в области музыкального искусства применялись:

- метод беседы;

- слушание различного музыкального материала;

- метод морфологического анализа.

Содержанием чувственного аспекта

компетенции является:

- отношение к воспринятому музыкальному материалу;

эмоциональная реакция в процессе восприятия.

При формировании чувственной сферы дошкольников использовались:

музыкально-дидактические игры; слушание разнохарактерных

произведений;

- перцептивно-развивающие приемы (идентификация, эмпатия).

В состав поведенческого аспекта компетенции входит:

- адекватное понимание замысла композитора;

- умение интерпретировать свои представления в различных видах музыкально-художественной деятельности.

В процессе формирования данного аспекта применялись:

сравнительный метод; сочинение рассказов-миниатюр; театрализованная деятельность. Целью комплексного исследования, раскрытого в данной статье, становиться сравнение исходного и полученного уровней музыкально-перцептивной компетенции

воспитанников дошкольной образовательной организации.

Гипотеза нашего психолого-педагогического исследования содержит систему предположений о том, что формируя музыкально-перцептивную компетенцию по созданной модели, мы:

- получим положительные сдвиги в формировании компетенции благодаря количественным и качественным изменениям исследуемых показателей;

- выявим значительный рост общего уровня формирования музыкально-перцептивной компетенции;

- подтвердим эффективность созданной и реализованной программы.

Организация и методы исследования. Материалом изучения послужили эмпирические данные исследования изначального значения музыкально-перцептивной компетенции 68 дошкольников, воспитанников детского сада № 2 г. Саранска, и ее преобразования в ходе реализации формирующей части исследования. Воспитанники были разделены на две группы (экспериментальную и контрольную). Участниками формирующего исследования были 34 дошкольника, включенные в состав экспериментальной группы. В работе применялись методы и методики, которые соответствовали цели изучения, оценки преобразований компетенции. Первой методикой была рейтинговая оценка «Расписание» Н.В. Елфимовой [4] устанавливающая основные мотивы, интересы, потребности в области познавательного развития. Вторая методика «Беседа» Н.А. Ветлугиной [3] изучающая исходный уровень познавательного аспекта. Третья методика «Наблюдение в процессе восприятия музыкального материала» Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой [11] фиксирующая характерные особенности эмоциональной реакции в ходе восприятия. Четвертая методика «Игровая ситуация» Г.А. Урунтаевой, Т.И. Ерофеевой, Р.Г. Казаковой [12] применяемая для оценивания адекватности понимания замысла композитора и умения интерпретировать свои представления в различных видах музыкально-художественной деятельности.

Психолого-педагогические исследование включало в себя три этапа.

Первый этап - констатирующий, позволил выявить особенности компетенции, определить исходный уровень ее аспектов.

Второй этап - формирующий, предусматривал реализацию программы и условий формирования изучаемой компетенции.

Третий этап - контрольный, способствовал выявлению эффективности реализованной программы, обобщению полученных результатов.

Результаты исследования. Анализируя данные экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования обнаружено:

- отсутствие мотивации для установления контакта с музыкальным искусством (мотивационный аспект);

- низкий уровень музыкальной эрудированности, отсутствие знаний о музыке (познавательный аспект);

- средний уровень эмоционального реагирования на музыкальный материал (чувственный аспект);

- высокий интуитивный уровень адекватного понимания замысла композитора и умения интерпретировать свои представления в различных видах музыкально-художественной деятельности (поведенческий аспект).

Сравнительные данные рейтинга

познавательных интересов в изучаемых группах раскрыты на рисунке 2.

Сравнительная оценка исходного уровня музыкально-перцептивной компетенции в исследуемых группах раскрыта на рисунке 3.

Рисунок 2. - Сравнительная характеристика рейтинга познавательных интересов

100%

80%

60%

40%

20%

0%

познавательный аспект чувственный аспект поведенческий аспект

□ высокий уровень

□ средний уровень

□ низкий уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3. - Сравнительная оценка уровня музыкально-перцептивной компетенции по каждому аспекту

Результаты данного этапа исследования создали потребность в решении проблемы с помощью разработки программы направленной на формирование изучаемой компетенции.

На формирующем этапе исследования была создана и апробирована программа, которая основывалась на структуре музыкально-перцептивной компетенции, возрастных и личностных особенностях дошкольников, учитывая результаты первого этапа исследования.

Данная программа содержала четыре тематических блока. Первый блок (Музыкальные затеи) способствовал формированию интереса, мотивации необходимой для общения с музыкальным искусством и состоял из занятий направленных на получение навыков в различных видах музыкальной деятельности. Второй блок (Знаток музыки) был направлен на формирование познавательной сферы дошкольников в области музыкального искусства. Третий блок (Душа музыки) содействовал формированию эмоциональной реакции на музыкальный материал. Четвертый блок (Ценитель музыки) обеспечивал формирование умения адекватно понимать замысел композитора и интерпретировать свои представления в различных видах музыкально-художественной деятельности [1, с.49].

В процессе реализации программы удалось установить психолого-педагогические условия, которые позволяли эффективно формировать данную компетенцию. Они были поделены на три группы: 1) диагностические (ежеквартальная диагностика каждого аспекта компетенции; учет возрастных и индивидуальных характеристик дошкольников); 2) развивающие (благоприятная психологическая атмосфера в процессе музыкальной деятельности; создание ситуаций

успеха; положительная эмоциональная насыщенность содержания занятий; активизация детского творчества; подбор квалитативного музыкального материала); 3) организационно-развивающие (применение различных методов и приемов взаимодействия участников

воспитательного процесса; использование в организации самостоятельной деятельности дошкольников музыкально-развивающей среды; создание условий для проявления инициативы дошкольников в различных видах музыкальной деятельности; формирование преемственных связей между педагогами и родителями в процессе психолого-педагогической работы).

Проанализировав сравнительные данные исследуемых групп на контрольном этапе исследования выявлено:

- наличие устойчивого интереса к процессу коммуникации с музыкальным искусством в экспериментальной группе и отсутствие интереса к коммуникации в контрольной группе (мотивационный аспект);

- высокий уровень знаний о музыке в экспериментальной группе с одной стороны, а с другой стороны средний уровень - небольшое количество представлений о музыке в контрольной группе (познавательный аспект);

- высокий уровень эмоциональной реакции на музыкальный материал в экспериментальной группе и средний уровень эмоциональной реакции в контрольной группе (чувственный аспект);

- высокий уровень понимания замысла композитора и умения интерпретировать свои представления в различных видах музыкально-художественной деятельности, как в экспериментальной, так и в контрольной группах (поведенческий аспект).

Сравнительные данные рейтинга

сформированности познавательных интересов в экспериментальной и контрольной группах раскрыты на рисунке 4.

Сравнительная оценка уровня

сформированности музыкально-перцептивной компетенции на контрольном этапе исследования в изучаемых группах отражена на рисунке 5.

3,5 3

2,5 2 1,5 1

0,5 0

* Л V

* У </ * * ,

<0

г

СУ

ж

¿г

® экспериментальная группа 0 контрольная группа

Рисунок 4. - Сравнительная характеристика рейтинга познавательных интересов

100% 80% 60% 40% 20%

0%

познавательный аспект

□ высокий уровень Н средний уровень

□ низкий уровень

чувственный аспект

поведенческий аспект

Рисунок 5. - Сравнительная оценка уровня музыкально-перцептивной компетенции по каждому аспекту

Эмпирические данные третьего этапа исследования выявили значительные изменения в показателях уровня сформированности музыкально-перцептивной компетенции в исследуемых группах. В экспериментальной группе обнаружился высокий уровень сформированности музыкально-перцептивной компетенции, а в контрольной группе - средний уровень, что доказывает успешность предпринятого комплексного исследования.

Заключение. Рассмотренное психолого-педагогическое исследование позволило: получить положительные сдвиги в формировании

компетенции, выявить значительный рост общего уровня формирования музыкально-перцептивной компетенции в экспериментальной группе, подтвердить эффективность разработанной модели и программы. Полученные данные доказали выдвинутую нами гипотезу. Цель исследования была достигнута.

Стоит заметить, что результаты исследования не являются исчерпывающими и создают основу для последующего многоаспектного изучения проблемы формирования музыкального-перцептивной компетенции в настоящий временной период.

Литература:

1. Варданян Ю.В. Психолого-педагогическая программа развития музыкально-перцептивной компетенции старшего дошкольника / Ю.В. Варданян,

Р.Р. Китаева // Мир науки. Педагогика и психология. -2020. - № 4. - С. 47-59.

2. Варданян Ю.В. Психолого-педагогическая характеристика музыкально-перцептивной компетенции детей старшего дошкольного возраста / Ю.В. Варданян, Р.Р. Китаева // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 2. - С. 42-52.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2011. - 240 с.

4. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников / Н.В. Елфимова. - М., 2017. - 120 с.

5. Кобозева И.С. Развитие эмоциональной отзывчивости как проблема современного музыкального образования / И.С. Кобозева, Н.И. Чинякова // Вестник психофизиологии. - 2016. - № 4. -С. 45-48.

6. Лопаткова И.В. Художественное восприятие как технология психоконсультирования / И.В. Лопаткова // Ярославский педагогический вестник. -2020. - № 2(113). - С. 121-130.

7. Молоствова И.Е. Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Молоствова Ирина Евгеньевна. - Саранск, 1998. - 191 с.

8. Петросьян С.Н. Развитие восприятия музыкальных произведений с учетом стиля индивидуальности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Петросьян Светлана Николаевна. - Ставрополь, 2003. -136 с.

9. Рубан Т.Г. Развитие музыкального восприятия у дошкольников на занятиях по слушанию музыки в условиях взаимодействия искусств: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07 / Рубан Татьяна Геннадиевна. - Москва, 1998. - 113 с.

10. Торопова А.В. Подходы к исследованию психофизиологических характеристик восприятия музыки различных культурных традиций / А.В. Торопова, И.Н. Симакова, М.К. Кабардов, О.М. Базанова // Вопросы психологии. - М., - 2014. - № 1. - С. 124-134.

11. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, 2015. - 256 с.

12. Урунтаева Г.А. Примерные технологии отслеживания развития ребенка дошкольного возраста в разных видах деятельности / Г.А. Урунтаева, Т.И. Ерофеева, Р.Г. Казакова. - М.: Педагогика, 2018. - 249 с.

References:

1. Vardanyan Yu.V. Psychological-pedagogical program for the development of musical-perceptual competence of a senior preschool / Yu.V. Vardanyan, R.R. Kitaeva // World of Science. Pedagogy and psychology. -2020. - № 4. - S. 47-59.

2. Vardanyan Yu.V. Psychological-pedagogical characteristic of the musical-perceptual competence of children of older preschool age / Yu.V. Vardanyan, R.R. Kitaeva // World of Science. Pedagogy and psychology. -2019. - № 2. - S. 42-52.

3. Vetlugina N.A. Musical education in kindergarten / N.A. Vetlugina. - M.: Enlightenment, 2011. - 240 p.

4. Elfimova N.V. Diagnosis and correction of the motivation of the teaching among preschoolers and younger schoolchildren / N.V. Elfimova. - M., 2017. - 120 p.

5. Kobozeva I.S. The development of emotional responsiveness as a problem of modern musical education / I.S. Kobozeva, N.I. Chinyakova // Bulletin of Psychophysiology. - 2016. - № 4. - S. 45-48.

6. Lopatkova I.V. Artistic perception as a technology of psycho-consultation / I.V. Lopatkova // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2020. - № 2(113). - S. 121-130.

7. Molostvova I.E. Formation of adequate musical perception in the process of university training of a music

teacher: dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.02 / Molostvova Irina Evgenievna. - Saransk, 1998. - 191 p.

8. Petrosyan S.N. Development of perception of musical works taking into account the style of individuality: dis. ... cand. psychol. sciences: 19.00.07 / Petrosyan Svetlana Nikolaevna. - Stavropol, 2003. - 136 p.

9. Ruban T.G. Development of musical perception among preschoolers in classes on listening to music in the conditions of interaction of the arts: dis. ... cand. psychol. sciences: 19.00.07 / Ruban Tatyana Gennadievna. -Moscow, 1998. - 113 p.

10. Toropova A.V. Approaches to the study of the psychophysiological characteristics of the perception of music of various cultural traditions / A.V. Toropova, I.N. Simakova, M.K. Kabardov, O.M. Bazanova // Psychology issues. - M., 2014. - № 1. - S. 124-134.

11. Uruntaeva G.A. Workshop on child psychology / G.A. Uruntaeva, Yu.A. Afonkina. - M.: Enlightenment, 2015. - 256 p.

12. Uruntaeva G.A. Exemplary technologies for tracking the development of a preschool child in various activities / G.A. Uruntaeva, T.I. Erofeeva, R.G. Kazakova. -M.: Pedagogy, 2018. - 249 p.

19.00.07 - Педагогическая психология

Сведения об авторе:

Китаева Рената Рамилевна (г. Саранск, Россия), аспирант кафедры психологии и дефектологии, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева», e-mail: kitaeva.renata@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.