Научная статья на тему 'Комплексное использование средств информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку курсантов вузов МЧС России'

Комплексное использование средств информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку курсантов вузов МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОДХОД / ПРОДУКТЫ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / APPLICATION SOFTWARE / SOFTWARE PRODUCTS / COMPETENCE BASED APPROACH / FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришина Елена Владимировна, Кондюрина Ирина Михайловна, Шевелева Виктория Владимировна

В данной статье предпринята попытка рассмотреть информационные и коммуникационные технологии, играющие важную роль в профессиональной подготовке, деятельности и жизни человека 21 века. Подчеркивается, что в современных условиях широко применяется понятие «инфокоммуникационные технологии», которые включают в себя информационные и телекоммуникационные технологии. Предлагается последовательность изучения теоретического материала, который будет способствовать умению применять знания на практике. В качестве теоретической основы был выбран междисциплинарный подход с учетом различных аспектов развития иноязычной коммуникации и применения инфокоммуникационных технологий. Особое внимание в статье уделяется компетентностному подходу, который является методом моделирования и проектирования результатов образования. Анализируются материалы экспериментальной работы, в результате которой был разработан и реализован спецкурс «Интернет-ресурсы в обучении иностранного языка в вузах МЧС России (специалистов пожарной безопасности). Представлена педагогическая модель,обеспечивающая взаимодействие участников педагогического процесса и образовательными ресурсами. Делается вывод о том, что применение инфокоммуникационных технологий способствует значительному повышению показателей когнитивного, эмоционального, информационного компонентов иноязычной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришина Елена Владимировна, Кондюрина Ирина Михайловна, Шевелева Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION MEANS TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF CADETS IN EMERCOM RUSSIA INSTITUTES

This article attempts to examine information and communication technologies, which play an important role in training activities and human life in the 21st century. This article emphasizes that in modern conditions it is widely used the concept of «infocommunication technologies,» which include information and telecommunication technologies. Proposed sequence of study of theoretical material, which will contribute the ability to apply knowledge application in practice. As theoretical framework was chosen interdisciplinary approach taking into account various aspects of foreign language communication and use of information and communication technologies. Special attention is paid to competence-based approach, which is the method of simulation and design of educational outcomes. The authors analyze the experimental work, as a result of which was designed and implemented a special course "Internet resources in teaching foreign languages at the Universities of EMERCOM of Russia (specialists of fire safety). The authors present a pedagogical model that enables interaction of participants of educational process and educational resources. It is concluded that the use of information and communication technology contributes to a significant increase in indicators of cognitive, emotional, and informational components of foreign language competence.

Текст научной работы на тему «Комплексное использование средств информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку курсантов вузов МЧС России»

Педагогика

УДК: 372.881.1

кандидат педагогических наук, доцент Гришина Елена Владимировна

Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства по черезвычайным ситуациям России (г. Екатеринбург), Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург), Уральский политехнический институт университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, доцент Кондюрина Ирина Михайловна Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства по черезвычайным ситуациям России (г. Екатеринбург),

Росийский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург);

начальник кафедры иностранных языков,

майор внутренней службы Шевелева Виктория Владимировна

Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства по черезвычайным ситуациям России (г. Екатеринбург)

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ

Аннотация. В данной статье предпринята попытка рассмотреть информационные и коммуникационные технологии, играющие важную роль в профессиональной подготовке, деятельности и жизни человека 21 века. Подчеркивается, что в современных условиях широко применяется понятие «инфокоммуникационные технологии», которые включают в себя информационные и телекоммуникационные технологии. Предлагается последовательность изучения теоретического материала, который будет способствовать умению применять знания на практике. В качестве теоретической основы был выбран междисциплинарный подход с учетом различных аспектов развития иноязычной коммуникации и применения инфокоммуникационных технологий. Особое внимание в статье уделяется компетентностному подходу, который является методом моделирования и проектирования результатов образования. Анализируются материалы экспериментальной работы, в результате которой был разработан и реализован спецкурс «Интернет-ресурсы в обучении иностранного языка в вузах МЧС России (специалистов пожарной безопасности). Представлена педагогическая модель ,обеспечивающая взаимодействие участников педагогического процесса и образовательными ресурсами. Делается вывод о том, что применение инфокоммуникационных технологий способствует значительному повышению показателей когнитивного, эмоционального, информационного компонентов иноязычной компетенции.

Ключевые слова: инфокоммуникационные технологии, прикладное программное обеспечение, компетентностный подход, программные продукты, иноязычная компетенция.

Annotation. This article attempts to examine information and communication technologies , which play an important role in training activities and human life in the 21st century. This article emphasizes that in modern conditions it is widely used the concept of «infocommunication technologies,» which include information and telecommunication technologies. Proposed sequence of study of theoretical material, which will contribute the ability to apply knowledge application in practice. As theoretical framework was chosen interdisciplinary approach taking into account various aspects of foreign language communication and use of information and communication technologies. Special attention is paid to competence-based approach, which is the method of simulation and design of educational outcomes. The authors analyze the experimental work, as a result of which was designed and implemented a special course "Internet resources in teaching foreign languages at the Universities of EMERCOM of Russia (specialists of fire safety). The authors present a pedagogical model that enables interaction of participants of educational process and educational resources. It is concluded that the use of information and communication technology contributes to a significant increase in indicators of cognitive, emotional, and informational components of foreign language competence.

Keywords: information and communication technologies, application software, software products, competence -based approach, foreign language competence.

Введение. Информационные технологии играют все более важную роль в профессиональной подготовке, деятельности и жизни человека 21 века. С учетом этого, все большее внимание уделяется вопросам информатизации образования, которая выступает в качестве одного из важнейших стратегических путей развития цивилизации. Качество подготовки специалистов в вузах во многом определяется их умениями работать с учебной, научной, специальной литературой на иностранном языке, использовать инфокоммуникационные технологии в целях развития общекультурных и профессиональных компетенций. Соответственно одной из ключевых компетенций выпускников современных образовательных учреждений является иноязычная компетенция, рассматриваемая как интегративное личностное качество, определяющее готовность и способность личности к иноязычному общению, обучению и взаимодействию на иностранном языке.

В настоящее время в связи с существенным ростом объема и сложности задач обеспечения безопасности личности, общества, государства, основной целью вузов МЧС России является подготовка высококомпетентных профессионалов, специалистов, сотрудников МЧС, готовых к решению задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. В современных условиях все более широкое применение получает понятие «инфокоммуникация», которое, по сути, объединяет характерные для 21 века информатизацию и связь, базирующиеся на современных достижениях науки и техники. То есть, инфокоммуникация - это современная информационно-телекоммуникационная инфраструктура, и понятие «инфокоммуникационные технологии» объединяет две составляющие: информационные и телекоммуникационные технологии. В целом, эти составляющие характеризуются следующим образом: к информационным технологиям относят все то, что связано с прикладным программным обеспечением, а к телекоммуникационным - средства, создающие инфраструктуру, или, другими словами, системно-техническую базу для той или иной прикладной

функциональности. К ним относятся и глобальная телекоммуникационная сеть (транспортная среда, абонентский доступ), а так же и сетевое оборудование (локальные сети, маршрутизаторы, сервера) [1, 2]. В целом, ресурсы инфокоммуникационных технологий, используемых в современном вузовском образовании, классифицируют по следующим основаниям: по развиваемым видам деятельности; по курсам и учебным дисциплинам, на которых задействованы средства инфокоммуникационных технологий;по формируемым и развиваемым компетенциям и личностным качествам; по используемым средствам инфокоммуникационных технологий (мультимедийные, гипермедийные, локальные, сетевые);по функциям технологии обучения (монотехнология, проникающая технология, основная технология и т.п.);по степени взаимной удаленности участников образовательного процесса (дистанционное обучение, очное обучение) [3].

Изложение основного материала статьи. Как показал анализ теории и практики подготовки обучающихся в вузах МЧС России, актуальность разработки и применения инфокоммуникационных технологий как условия совершенствования образовательного процесса, профессиональной подготовки и деятельности сотрудников МЧС России связана с активным поиском новых средств и способов реализации ведущих принципов обучения (проблемность, наглядность, индивидуализация и дифференциация).

Развитие образования привело к пониманию необходимости перехода к подготовке в вузе на основе компетентностного подхода, который подчеркивает роль опыта и умений практически применять знания, что определяет его перспективность в проектировании и реализации личностного содержания профессионального образования [4, 5, 6, 7].

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на основе формирования компетенций предполагает участие работодателей, призванных помочь академическому сообществу в формировании социального заказа на выпускника, обладающего определенным составом компетенций, в том числе иноязычных. Не излагая многообразие определений и классификаций относительно компетентностного подхода [4, 5, 6, 8], приведем следующие утверждения:

- компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы [9];

- компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально - экономическую реальность [5];

- компетентностный подход - это обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций [10];

- компетентностный подход является методом моделирования и проектирования результатов образования [11].

Проведенный анализ исследований [11,12]позволил сделать вывод, что иноязычная компетенция (ИЯ) сотрудника МЧС России может быть представлена на трех уровнях. Компетенции, составляющие ИК, могут быть объединены в три группы: лингвистические, коммуникативные и прагматические.

К первой группе - лингвистической - можно отнести основные компетенции, определяющие владение сотрудником МЧС устной и письменной иноязычной речью. Вторая группа - коммуникативная -представлена коммуникативной компетенцией, которая является способностью адекватно использовать языковые и речевые средства применительно к задачам общения, а также основывается на умениях строить речевое поведение с учетом профессиональных ситуаций общения и умении осуществлять коммуникационную иноязычную деятельность в сфере безопасности в ЧС. Также сюда относится межкультурная компетенция, предполагающая владение будущим сотрудником МЧС определенной совокупностью знаний о культуре обучаемого, через которые опосредуется культурное взаимодействие в наукоемкой технической области безопасности в ЧС, пожарной безопасности, а также умение преодолевать межкультурные расхождения в процессе иноязычного общения [12].

Третья группа - прагматическая - представлена информационно - технологической и самообразовательной компетенциями. Информационно - технологическая компетенция основывается на умении применять инфокоммуникационные технологии, осуществлять поиск, извлекать нужную иноязычную профессионально значимую информацию из различных источников, оценивать и передавать содержание этой информации адекватно поставленной цели. Развитие самообразовательной компетенции сотрудника МЧС частично обусловлено небольшим объемом времени, отводимого на изучение иностранного языка в вузах МЧС России.

Применение инфокоммуникационных технологий повышает результативность развития иноязычной компетенции обучающихся в вузах МЧС России при реализации следующих педагогических условий: 1) определение целей, задачи порядка применения инфокоммуникационных технологий; 2) обоснованный выбор программных продуктов и средств инфокоммуникации, методик их применения; 3) разделение сфер участия преподавателей и обучающихся; 4) оценка и развитие готовности субъектов к применению инфокоммуникационных технологий.

Реализация выделенных педагогических условий осуществлялась посредством обоснования, организации и проведения в Уральском институте ГПС МЧС России учебных занятий по экспериментальной программе развития иноязычной компетенции на основе применения современных инфокоммуникационных технологий обучения. В качестве теоретической основы был выбран междисциплинарный подход с учетом социальных, психологических, социолингвистических, технологических и собственно педагогических аспектов развития иноязычной коммуникации и применения инфокоммуникационных технологий.

В ходе экспериментальной работы были выделены по две экспериментальные и контрольные группы. В состав первых двух групп входили курсанты УРИ ГПС МЧС России. Другие две группы состояли из обучающихся по программе дополнительного профессионального образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Указанные группы имели примерно равное количество участников и исходный уровень подготовки. Суть эксперимента заключалась в реализации в экспериментальной группе выделенных педагогических условий применения инфокоммуникационных технологий для развития иноязычной компетентности обучающихся. Для оценки результативности экспериментальных воздействий осуществлялось проведение исходной и итоговой диагностики. В процессе обучения в экспериментальных группах было дополнительно включено применение совокупности инфокоммуникационных технологий, был разработан и реализован спецкурс «Интернет - ресурсы в обучении иностранному языку в вузах МЧС России (специалистов пожарной безопасности)».

В контексте реализации выдвинутых условий в экспериментальных группах были использованы следующие инфокоммуникационные технологии и средства развития иноязычной

компетентности:электронные учебно -методические комплексы по дисциплинам; системы электронного обучения;справочник интернет -ресурсов по пожарной безопасности на английском языке и методическая разработка по их применению;иноязычные ресурсы и поисковые системы сети Интернет; интернет-тестирование, компьютерная диагностика; электронная почта, вэбквесты, чаты, телеконференции; мультимедиа-презентации, электронные учебники, интерактивные книги;электронные лексикографические источники, компьютерные словари и справочники (сетевые и локальные версии).

Данные технологии и средства применялись в процессе организации и осуществления как индивидуальной (выполнение учебных заданий на основе поиска информации, решение тестов и т.д.), так и коллективной учебной работы (создание интернет - страниц, баз данных, подготовка интернет газеты и написание писем).

Основной задачей стала разработка программы и этапов экспериментальной работы. Первый этап (диагностический) предполагал обоснование актуальности проблемы использования

инфокоммуникационных технологий в развитии иноязычной компетенции обучающихся в вузах МЧС с помощью констатирующего наблюдения и систематизации фактического материала. На втором этапе (прогностическом) были разработаны педагогические условия применения инфокоммуникационных технологий, направленные на развитие иноязычной компетенции, определены критерии анализа полученных результатов, прогнозирование ожидаемых изменений. Третий этап (организационный) состоял в изучении ресурсов Интернет, разработке и апробации методических материалов спецкурса «Интернет ресурсы английского языка для обучающихся в вузах МЧС (для специалистов пожарной безопасности), организации работы со справочником сайтов. Во время четвертого этапа происходило преподавание спецкурса, осуществлялся мониторинг экспериментальной педагогической деятельности и текущее измерение уровня иноязычной компетенции обучающихся в вузах МЧС. На пятом этапе обрабатывались данные, полученные в ходе анкетирования, тестирования, наблюдения, интервьюирования. Шестой этап (внедренческий) характеризовался обсуждением эффективности спецкурса, повышением мотивации изучения иностранного языка, проведением методических семинаров преподавателей в вузах МЧС России.

Одним из ключевых методов исследования явилось создание модели, которая обеспечивает взаимодействие участников педагогического процесса (обучающихся в вузах МЧС и преподавателей) между собой и образовательными ресурсами. Педагогическая модель, направленная на развитие иноязычной компетенции обучающихся в вузах МЧС включает целевой, содержательный, технологический, оценочно -результативный блоки. Были сформулированы требования, заложенные в основу модели развития иноязычной компетенции:

1) Обучение иноязычной коммуникации должно наряду с базовыми лингвистическими знаниями обеспечивать вхождение обучающихся в информатизированную профессионально - ориентированную практическую деятельность сотрудников МЧС России;

2) Использование Интернет ресурсов должно быть направлено на развитие общей осведомленности о мире, формирование умений взаимодействия с разными культурами, установление причинно - следственных связей социокультурных явлений и общей социализации личности;

3) Развитие навыков общения в виртуальном пространстве.

В ходе экспериментального обучения заметно улучшились показатели когнитивного, эмоционального, информационного компонентов иноязычной компетенции. Мотивационный компонент изначально был сформирован, что объясняется социально-значимыми личностными качествами обучающихся в вузах МЧС. Курсанты экспериментальных групп заметно повысили учебные успехи (средний балл вырос на 0,4 в среднем по группе), тогда как в контрольных группах мы наблюдали незначительную динамику роста успеваемости (0,1 и 0,2 балла).

Выводы. Основными преимуществами применения инфокоммуникационных технологий для развития иноязычной компетенции являются: организация учебно-познавательной деятельности путем моделирования; имитация типичных ситуаций иноязычной коммуникации с помощью средств мультимедиа; автоматизированный контроль результатов развития иноязычной компетенции, возможность осуществления обратной связи; объединение в программах визуальной и звуковой форм представления материала.

Литература:

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2004. 11. С. 3-13.

2. Давыдов В.П. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста // Инновации в образовании. 2002. №2. С. 62-83.

3. Джерелиевская М.А.Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных условиях. М.: Смысл, 2000. 191 с.

4. Зарубин В.Г. Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий // Российский государственный педагогический ун-т им. А.И. Герцена. Санкт Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Симанюк Э.Э.Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. // Москва:Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2005.

6. Кулик А.Н. Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития // Материалы междунар. Интернет-конф. / Под общ.ред. А.П. Кулика. М.:Логос, 2003.

7. Макаров А.В. Компетентностный подход в проектировании моделей социально-гуманитарной подготовки выпускников вузов // Социально-гуманитарные знания. 2004. №6. С. 46-62.

8. Мегалова И.А. Новейшие информационные и коммуникативные технологии формирования иноязычной компетенции в российских и зарубежных вузах (сравнительный анализ): дис.канд.пед. наук. Саратов, 2000. 180 с.

9. Миронова Д.А. Инфокоммуникационные технологии в развитии иноязычной компетенции обучающихся в вузах // Вестник ТОГИРРО. 2013. № 3 (27). С. 127-128.

10. Миронова Д.А. Педагогические аспекты использования информационных технологий в образовательном процессе военных вузов // Информац.технологии в образовательном процессе вузов внутренних войск МВД России: Материалы межвузовской научно-практич. конференции. Санкт-Петербург, 25.10.2013 СПб:Сиб ВИВ МВД России, 2013. С. 89-92

11. Татур Ю.Г. Проектирование образовательного процесса в вузе // Компетентностный подход // Модульная структура // Рейтинговая оценка: Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007.

12. Халяпина Л.П. Интернет-коммуникация и обучение иностранным языкам: монография // Л.П.Халяпина. - Кемерово: Изд-во «Кузбассвузиздат», 2005. 210 с.

Педагогика

УДК 378.147.146

доктор технических наук, профессор Гузанов Борис Николаевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, доцент Федулова Ксения Анатольевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

ОПТИМИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ

Аннотация. В последние годы в системе университетского образования довольно четко прослеживается тенденция роста доли самостоятельной работы студентов и смещение акцента с получения знаний на развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени, выработку умений рациональной организации учебного труда. При планировании подобной деятельности в соответствии с новым поколением учебных планов подготовки бакалавров и магистров особое место занимает вопрос мониторинга учебных достижений студентов при реализации самостоятельной работы, что особенно важно при организации и прохождении различных видов производственных практик. Совершенствование педагогического процесса путем использования облачных технологий и сервисов позволяет внедрить новые технологические подходы, которые становятся не только решением обозначенных проблем, но и источником саморазвития, проектирования и преобразования собственных действий современных студентов.

Ключевые слова: облачные технологии, самостоятельная работа, активное обучение, мониторинг, качество подготовки, бакалавр профессионального обучения.

Annotation. In recent years the system of university education quite clearly shows a tendency to increase the proportion of independent work of students and the shift in emphasis from gaining knowledge to the development of analytical skills, control skills and planning of study time, the development of skills in the rational organization of academic work. When planning such activities in accordance with a new generation of curricula for the preparation of bachelors and masters, a special place is occupied by the issue of monitoring the students' learning achievements in the implementation of independent work, which is especially important when organizing and passing various types of production practices. Improving the pedagogical process through the use of cloud technologies and services allows the introduction of new technological approaches that become not only a solution to the identified problems, but also a source of self-development, design and transformation of the actions of modern students.

Keywords: cloud technologies, independent work, active training, monitoring, quality of preparation, bachelor of vocational training.

Введение. Важнейшими направлениями совершенствования учебного процесса в высшей школе являются индивидуализация обучения и развитие творческих способностей будущих специалистов. Этому способствуют внедрение активных форм и методов обучения, тесная интеграция учебно-воспитательного процесса и научно-производственной сферы, а также поиск новых эффективных форм организации самостоятельной работы студентов (СРС). Другими словами, для достижения требуемого качества профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях многоуровневой системы обучения необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами фундаментальных профессиональных знаний и оптимизировать организацию их самостоятельной работы с учетом приоритетности собственных интересов в самоопределении и самореализации [4].

Анализ многочисленных подходов к сущности самостоятельной работы в научно-педагогической литературе позволил определить ее дидактическое содержание, уточнить вид и формы организации познавательной деятельности, оценить мотивы и личную заинтересованность студентов в самообразовании при формировании профессионально значимых качеств [1, 3, 7, 8, 10]. Можно сказать, что правильно спроектированная система СРС позволяет создать необходимые предпосылки для непрерывного образования, дает возможность обучаемым развить и повысить свои компетенции на опережение, быть социально и профессионально мобильной личностью.

Изложение основного материала статьи. Самостоятельная работа, практикуемая в вузе, предполагает поэтапное освоение нового материала, его закрепление, применение, повторение и т.д. Эффективность СРС зависит от содержания и характера приобретаемых знаний, логики учебного процесса, взаимосвязи усвоенных и предполагаемых умений в данном виде работы, результатов ее выполнения с целью приобретения устойчивых навыков и т.д. Такое понимание сущности самостоятельной работы позволяет учитывать внешнюю и внутреннюю стороны этого понятия и с этих позиций определить, что СРС в системе учебного процесса в высшей школе необходимо рассматривать как средство обучения и как форму учебно-научного познания. В результате, мы определяем самостоятельную работу как целенаправленную, инициативную, относительно свободную деятельность студента, которая осуществляется на основе опосредованного взаимодействия с преподавателем. Самостоятельная работа немыслима без воспитания таких черт личности, как активность, целеустремленность, организованность, которые в перспективе должны перерасти в самоорганизацию, самообразование и саморазвитие. Самостоятельная деятельность вырабатывает у студентов психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и является необходимым условием самоорганизации собственной учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.