Научная статья на тему 'Возможности применения инфокоммуникационных технологий для развития лексической культуры обучающихся в вузах МЧС России'

Возможности применения инфокоммуникационных технологий для развития лексической культуры обучающихся в вузах МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СРЕДСТВА НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ЛЕКСИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА / INFORMATION TECHNOLOGY / INFO-COMMUNICATION TECHNOLOGIES / MEANS OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES / LEXICAL CULTURE / SPEECH SKILLS / LANGUAGE PERSONALITY / VOCATIONAL SPECIALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопанова Елена Владимировна

В данной статье рассмотрены особенности и возможности применения инфокоммуникационных технологий для развития лексической культуры курсантов в процессе обучения русскому языку. При помощи тестовой методики и анкетирования выявлена динамика показателей заинтересованности обучающихся в изучении русского языка, а также уровня их лексической культуры и грамотности. Подтверждена эффективность внедрения современных инфокоммуникационных технологий в учебный процесс по русскому языку. Статья предназначена для преподавателей вузов, студентов педагогических специальностей, филологов. Представленные результаты исследования могут быть использованы при написании курсовых работ, дипломных проектов, а также в учебном процессе для решения методических задач по развитию лексической культуры обучающихся в вузах МЧС России и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопанова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING INFOCOMMUNICATION TECHNOLOGIESFOR THE DEVELOPMENT OF THE LEXICAL CULTURE OF STUDENTSIN THE UNIVERSITIES OF EMERCOM OF RUSSIA

The features and possibilities of using info-communication technologies in the formation of students' and military students' lexical culture in the process of learning the Russian language are considered in the article. Using test methods and questionnaires, the dynamics of indicators of students' interest in learning their native language, as well as their level of lexical culture and literacy, are identified. The effectiveness of introducing modern ICT in the educational process in the Russian language was confirmed. The article is intended for university professors, students of pedagogical specialties, philologists etc. The presented research results can be used when writing term papers, graduation projects, as well as in the educational process to solve methodological problems of forming the lexical culture of university students of the Emergencies Ministry of Russia, etc.

Текст научной работы на тему «Возможности применения инфокоммуникационных технологий для развития лексической культуры обучающихся в вузах МЧС России»

УДК 37.012.7

DOI: 10.18384/2310-7219-2019-3-121-130

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ

Лопанова Е. В.

Московский городской педагогический университет

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, Российская Федерация

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности и возможности применения инфо-коммуникационных технологий для развития лексической культуры курсантов в процессе обучения русскому языку. При помощи тестовой методики и анкетирования выявлена динамика показателей заинтересованности обучающихся в изучении русского языка, а также уровня их лексической культуры и грамотности. Подтверждена эффективность внедрения современных инфокоммуникационных технологий в учебный процесс по русскому языку. Статья предназначена для преподавателей вузов, студентов педагогических специальностей, филологов. Представленные результаты исследования могут быть использованы при написании курсовых работ, дипломных проектов, а также в учебном процессе для решения методических задач по развитию лексической культуры обучающихся в вузах МЧС России и др.

Ключевые слова: информационные технологии, инфокоммуникационные технологии, средства новых информационных технологий, лексическая культура, речевые навыки, языковая личность, профессиональная лексика

POSSIBILITIES OF USING INFOCOMMUNICATION TECHNOLOGIES FOR THE DEVELOPMENT OF THE LEXICAL CULTURE OF STUDENTS IN THE UNIVERSITIES OF EMERCOM OF RUSSIA

E. Lopanova

Moscow City Pedagogical University

4, Vtoroy Selskohoziajstvenny proezd, 129226 Moscow, Russian Federation

Abstract. The features and possibilities of using info-communication technologies in the formation of students' and military students' lexical culture in the process of learning the Russian language are considered in the article. Using test methods and questionnaires, the dynamics of indicators of students' interest in learning their native language, as well as their level of lexical culture and literacy, are identified. The effectiveness of introducing modern ICT in the educational process in the Russian language was confirmed. The article is intended for university professors, students of pedagogical specialties, philologists etc. The presented research results can be used when writing term papers, graduation projects, as well as in the educational process to solve methodological problems of forming the lexical culture of university students of the Emergencies Ministry of Russia, etc.

© CC BY Лопанова Е. В., 2019.

Keywords: information technology; info-communication technologies, means of new information technologies, lexical culture, speech skills, language personality, vocational speciality

Гуманизация и демократизация российского общества, быстрое развитие информационного пространства, педагогической науки обусловили существенные изменения образовательной отрасли. Перспективы развития высшего образования требуют определения мероприятий, которые формируют профессиональные компетенции выпускников МЧС [11, с. 98]. Актуальность темы исследования определяется, в первую очередь, социальным заказом: наличие знаний и умений относительно инфокоммуникацион-ных технологий становится базовым требованием к выпускнику вуза, а их использование в процессе обучения русскому языку предоставляет огромные возможности для обучения на качественно новом уровне.

Цели работы - 1) описать эффективность применения инфокоммуни-кационных технологий в рамках развития лексической культуры в процессе обучения русскому языку курсантов в вузах МЧС; 2) определить новизну ин-фокоммуникационных технологий как качественно новых средств распространения и аккумулирования знаний; 3) подтвердить на уровне эксперимента эффективность применения ин-фокоммуникационных технологий в развитии познавательного интереса и формировании лексической культуры курсантов МЧС.

Новизна работы заключается в том, что были рассмотрены и экспериментально доказаны преимущества применения инфокоммуникацион-ных технологий в развитии лексической культуры обучающихся в вузах

МЧС России, были сделаны выводы согласно динамике изменений в формировании познавательного интереса обучающихся, а также уровня их лексической культуры.

Изучению особенностей применения инфокоммуникационных технологий в преподавании филологических дисциплин посвящены отдельные работы ученых О. П. Васильевой, С. В. Зенкиной, Н. А. Морева, Б. А. Даулетовой, Л. А. Козловской, И. П. Колчановой, Т. Г. Макаровой, А. А. Андреева, А. А. Веряева и др. В контексте нашего исследования важными являются работы, посвященные вопросам лексической культуры в профессиональной отрасли (А. П. Елисеев, А. С. Парамонова, Ж. Е. Ермолаева, А. Г. Корсунская и др.).

В настоящее время предъявляются высокие требования к подготовке специалистов пожарной безопасности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Специалист МЧС должен быть готов к спасению жизни людей в экстремальных ситуациях, к предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. Результатом подготовки специалистов МЧС России в рамках ФГОС должны быть сформированные профессиональные компетенции [2, с. 120]. Профессиональную компетентность будущего офицера МЧС можно представить как качественную характеристику личности специалиста, что включает систему научно-теоретических знаний, в том числе специальных знаний в отрасли пожарной безопасности («Пожарная техника», «Пожарная тактика», «Производственно-пожар-

ная автоматика»), профессиональных умений и навыков, опыта, наличие устойчивой потребности в приобретении компетентности, интереса к профессиональной компетентности своего профиля. Указанные знания необходимо применять в условиях, которые требуют коммуникационных навыков и лексической культуры.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) сформулированы требования к уровню владения русским языком в профессиональной сфере, ведущую роль при этом занимает формирование лексической стороны профессиональной речи, предполагающее овладение лексическими знаниями и умениями. Сегодня в вузах МЧС России «применяются современные методы обучения, вводятся новые формы и совершенствуется текущий и итоговый контроль» [12, с. 4].

Результатом качественной профессиональной подготовки специалистов МЧС России является сформирован-ность общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций. Профессиональная направленность изучения русского языка предусматривает умение и готовность принимать участие в общении, овладение профессиональной лексикой, формулировку собственной точки зрения на профессиональную тематику и т. п. Важными задачами языкового образования являются: формирование умений и навыков свободного выражения мыслей в различных сферах общения: личностной, публичной, образовательной, овладение культурой речи, т. е. выработка коммуникативной компетенции личности как способности при-

менять в конкретном виде общения знания русского языка, способы взаимодействия с людьми, которые её окружают, навыки работы в группе, владение разными социальными ролями.

Курс русского языка и культуры делового общения в вузе органично продолжает формирование национально-языковой личности, расширяет коммуникативную компетенцию будущего специалиста в профессиональной сфере. Для готовности курсантов МЧС к развитию лексической культуры формирование коммуникативной компетенции должно осуществляться интегрировано, в сочетании со специальными и гуманитарными дисциплинами вуза.

Процесс формирования профессиональной культуры речи обучающегося вуза МЧС включает следующие основные компоненты: усвоение профессиональной лексики и терминологии по специальности; навыков работы со словарями, справочниками; формирование умений воспринимать, воспроизводить и создавать специализированные тексты разных стилей речи; моделирование речевых ситуаций, которые возникают в будущей профессиональной деятельности; борьба с речевой «неаккуратностью» в общении, избегание типичных нарушений литературного языка в речевых стереотипах отрасли по данной специализации [1, с. 102].

Научная терминология сферы МЧС и безопасности, с которой должны быть хорошо ознакомлены курсанты, - «это часть лексики, которая не просто создается естественным образом, а может быть адаптирована и внедрена в сознание специалистов» [3, с. 178]. Необходимость в общении наряду с потреб-

ностью в деятельности, труде, является определяющей в становлении личности, в частности, обучающихся в образовательных учреждениях МЧС России.

В связи с модернизацией российского образования главной целью в процессе обучения русскому языку с использованием компьютерных технологий является повышение эффективности обучения. Для актуализации работы необходимо использовать новые технологии информационного и коммуникативного характера. С развитием информационных технологий во всём мире растёт и понимание преимуществ, которые они могут дать. Следует различать понятия «информационные технологии», «информационно-компьютерные технологии» (ИКТ) и «инфокоммуникационные технологии». Наиболее обширным является понятие информационные технологии. Это совокупность методов, средств и приёмов, используемых для отбора, обработки, хранения, представления, передачи различных данных и материалов, необходимых для повышения эффективности различных видов деятельности [7, с. 29]. Информационно-компьютерные технологии можно трактовать как процессы подготовки и передачи информации, средством осуществления которых является компьютер (технические средства работы, например мультимедийные презентации, специальные компьютерные обучающие программы, методические материалы, case-технологии (учебные пособия, представленные в электронном виде, которые включают различные виды заданий), мультимедиа-технологии (необходимая информация находится на дисках CD/DVD-ROM или флешнакопителях) и т. п.

Инфокоммуникационные технологии являются термином XXI в., термином нового информационного общества. Инфокоммуникационные технологии - это расширенный и более специфичный синоним термина «информационные технологии» (ИТ). Данные технологии связаны с системами связи, с коммуникацией, с передачей информации на расстояние, которую обеспечивают средства связи (интернет, технологии мобильной связи и т. п.).

В образовательной практике информационно-коммуникационные технологии рассматривают как качественно новые средства распространения и аккумулирования знаний [10]. Это учебные и справочные материалы, ссылки на учебные интернет-ресурсы, а также сетевые технологии (обучение через удалённый доступ) и др. [9, с. 114].

Использование компьютерных технологий для изучения лексики вносит в обучающий процесс свою специфику. С применением инфокоммуника-ционных технологий меняется роль обучающегося в учебном процессе, его значимость возрастает, курсант становится субъектом педагогического процесса, как и преподаватель, носителем информации. Преподаватель и курсант - это равноправные партнёры, носители разнообразного и необходимого опыта [4, с. 158].

Таким образом, инфокоммуни-кационные технологии позволяют модернизировать и активно компьютеризировать классическую систему обучения. Внедрение инфокоммуни-кационных технологий позволяет вовлечь в процесс обучения большое количество обучающихся, а также

повышает их интерес к самообразованию. Инфокоммуникационные технологии повышают эффективность процесса обучения, аккумулирования и передачи знаний, обеспечивая интегрированный подход к обучению, дают возможность моделировать различные ситуации обучения при помощи мультимедиа и электронных обучающих материалов. Важным преимуществом являются обеспечение и осуществление полноценной самостоятельной работы каждого обучающегося в индивидуальном режиме, а также возможность организации дистанционного обучения русскому языку. Данные технологии выступают сами как источники информации, а также как инструменты структурирования и систематизации знаний.

Курсанты могут использовать справочники, энциклопедии, словари и т. д., имея свободный доступ к материалу - огромному объёму научной литературы в нужное время (при наличии интернета). Роль педагога при этом становится координирующей, направляющей деятельность обучающихся; он также помогает определить цели и задачи, выбрать средства их достижения [6, с. 202].

Огромный объём языкового материала, исследованного обучающимися, должен быть отобран, систематизирован, что также позволяют осуществить инфокоммуникационные технологии (например, презентации) [8, с. 76]. В процессе контроля знаний привлекаются к выполнению электронные задания как отдельных обучающихся, так и группы (чаще всего пары) курсантов. При таком подходе удаётся, сохраняя преимущества коллективного обучения, обеспечить условия для осущест-

вления личностно ориентированного образовательного процесса.

С целью определения эффективности и целесообразности использования инфокоммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку нами было проведено эмпирическое исследование.

В процессе планирования и проведения эксперимента были использованы формы, методы и приёмы учебной деятельности согласно с определёнными направлениями работы: обеспечение высокого уровня осознания курсантами значения языка в личностном и профессиональном становлении, глубокого усвоения языковых понятий, развития речевых способностей; усовершенствование коммуникативных речевых умений.

В эксперименте нами использовались следующие методики: уровень развития познавательной активности при помощи методики Б. К. Пашнева, а также тестирование по лексической культуре речи с применением 30 пар единиц из деловой речи, в каждой паре необходимо было выбрать тот вариант, который испытуемый обычно употребляет. Тесты были адаптированы для группы курсантов [5, с. 11].

Тестирование проводилось в два этапа: 1) в первом семестре до проведения занятий с применением инфо-коммуникационных технологий; 2) во втором семестре по результатам обучения на занятиях с использованием инфокоммуникационных технологий. В апробации методики использования инфокоммуникационных технологий на занятиях русского языка принимали участие курсанты ФГБВОУ ВО «Академии гражданской защиты МЧС России» (всего 34 курсанта, курсанты

3-го курса, средний возраст испытуемых - 19 лет). Следует обратить внимание, что в контексте данной работы под словом «обучающийся» нами имеется в виду именно курсант.

Обработка результатов исследования по методике Б. К. Пашнева осуществлялась по предложенным автором критериям за счет сравнения ответов обучающихся с ключом анкеты (от 25-42 баллов - высокий уровень познавательного развития, от 12-ти до 24 баллов - средний, 0-11 баллов - низкий уровень).

По результатам первого этапа экспериментального исследования согласно первой методике у курсантов было отмечено преобладание среднего уровня познавательной активности (реконструктивный, поисково-исполнительский уровень - 52,94 %). Всего 26,47 % курсантов имели высокий (творческий, креативный) уровень

С целью проверки полученных данных по эффективности применения инфокоммуникационных технологий для развития лексической культуры

развития познавательной активности, 20,59 % имели низкий (репродуктивный, исполнительский) уровень исследуемого качества личности.

Успешность выполнения тестирования по культуре речи была отмечена на высоком уровне только у 32,35 % (11 респондентов) обучающихся, средний уровень выполнения заданий был отмечен у 44,12 % обучающихся, низкий уровень, соответственно, у 8 обучающихся, что составило 23,53 % от общего количества испытуемых. Нами был сделан вывод, что уровень лексической культуры напрямую зависит от заинтересованности курсантов в процессе изучения русского языка, а также от их познавательной активности.

Сводные данные по уровням познавательной активности и уровням знаний обучающихся представлены на рис. 1.

курсантов на занятиях по русскому языку во втором семестре был проведен ещё один этап эксперимента.

По результатам повторной диа-

Рис. 1. Уровни познавательной активности обучающихся

гностики можно констатировать, что показатели высокого уровня увеличились на 14,7 %, низкого - уменьшились на 5,88 %, что свидетельствует о положительной динамике в развитии познавательного интереса обучающихся в процессе обучения русскому языку. Среди курсантов можно отметить увеличение числа тех, кто с удовольствием изучает данную дисциплину после

цикла практических занятий с активным внедрением инфокоммуникаци-онных технологий в учебный процесс. Для достоверности ответов нами были предложены задания по теме, которые отличались от заданий на 1-м этапе эксперимента (табл. 1, рис. 2).

Результаты эксперимента доказывают положительное влияние применения инфокоммуникационных тех-

Таблица 1

Сравнительная характеристика результатов исследования уровня познавательной активности и результатов теста «Лексическая культура»

Уровни Познавательная активность Результаты тестирования

Количество обучающихся до эксп. Количество обучающихся после эксп. Количество обучающихся до эксп. Количество обучающихся после эксп.

Низкий уровень 9 (26,47%) 7 (20,59%) 8 (23,53%) 5 (14,71%).

Средний уровень 18 (52,94%) 15 (44,12%) 15 (44,12%) 16 (47,06%);

Высокий уровень 7 (20,59%) 12 (35,29) 11 (32,35%) 13 (38,28%);

Рис. 2. Сравнительные результаты диагностики познавательного интереса и тестирования уровня лексической культуры в процессе изучения русского языка

нологий в процессе обучения русскому языку и культуре делового общения, а именно в развитии основных навыков и компетенций курсантов, поскольку наблюдается положительная тенденция по результатам итогового теста. Показатели по высоким уровням владения знаниями выросли в среднем на 5,93 % по среднему уровню на 2,94 % и по низкому уровню - уменьшились на 8,82 % соответственно, что наглядно доказывает эффективность применения инфокоммуникационных технологий на практических занятиях по русскому языку и культуре делового общения.

Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения русскому языку будущих специалистов МЧС представляет собой сложную задачу с точки зрения методической науки. Однако уменьшение количества обучаемых с низким уровнем познавательной активности, а также повышение уровня лексической культуры свидетельствуют о положительной тенденции

применения инфокоммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку и культуре делового общения. Анализ работы курсантов позволяет утверждать, что лексические знания, интеллектуально-коммуникативные умения обучающихся улучшились, а их пассивный и активный профессиональный словари увеличились. Полученные результаты, безусловно, подтверждают эффективность использования современных средств инфокоммуникационных технологий.

Усвоив профессиональную лексику, повысив уровень коммуникативной компетенции, курсанты легче овладевают связной речью, что в перспективе активно повлияет на умение общаться в процессе будущей работы. Речь специалиста будет обогащена профессиональной лексикой, целесообразно и грамотно употребляемой в соответствии с производственной ситуацией и особенностями взаимодействия с коллегами.

Статья поступила в редакцию 27.11.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. Атабекова А. А. Новые компьютерные технологии в преподавании русского языка как иностранного: учеб. пособие. М., 2008. 245 с.

2. Волков А. В. Формирование профессиональных компетенций курсантов образовательных учреждений МЧС России для осуществления производственно-технологической деятельности // Педагогическое образование в России. 2017. № 7. С. 120-128.

3. Ермолаева Ж. Е. Формирование профессиональной речи специалистов системы МЧС посредством создания терминологического словаря в области пожарной безопасности // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2015. № 12. С. 176-180.

4. Корсунская А. Г. Эффективность информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранных военнослужащих // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Международной научной конференции, Самара, март 2017 г. Самара, 2017. С. 156-159.

5. Культура общения и ее формирование: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 23 / под ред. И. А. Стернина. Воронеж, 2010. 239 с.

6. Морзе Н. В. Основы информационно-коммуникационных технологий. Киев, 2008. 352 с.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под. ред. Е. С. Полат. М., 2000. 272 с.

8. Парамонова А. С. Использование ИКТ как реализация принципа наглядности в обучении русскому языку как иностранному // Вестник научных конференций. 2017. № 1-4 (17). С. 76-79.

9. Пашаева К. Г. К вопросу обучения русскому языку как иностранному с помощью средств информационно-коммуникационных технологий // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 3. С. 113-119.

10. Рыжкова Е. К. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка [Электронный ресурс]. URL: Шр://открытыйурок.рф/статьи/581867 (дата обращения: 12.11.2018).

11. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования: монография / под ред. П. И. Образцова. Орел, 2011. 338 с.

12. Фалеев М. И., Елисеев А. П., Икрамов Д. Б. Некоторые вопросы организации процесса обучения в вузах МЧС России // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014. № 2. С. 4-17.

1. Atabekova A. A. Novye komp'yuternye tekhnologii v prepodavanii russkogo yazyka kak in-ostrannogo [New computer technologies in teaching Russian as a foreign language]. Moscow, 2008. 245 p.

2. Volkov A. V. [Formation of professional competences of students of educational institutions of EMERCOM of Russia for the implementation of production and technological activities]. In: Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2017, no. 7, pp. 120-128.

3. Ermolaeva Zh. E. [The formation of the professional language specialists of the emergency Ministry of Russia through the creation of a terminological dictionary in the area of fire safety]. In: Kontsept: nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal [Concept: scientific-methodical electronic journal], 2015, no. 12, pp. 176-180.

4. Korsunskaya A. G. [The effectiveness of information and communication technologies in teaching foreign military personnel]. In: Aktual'nye voprosy sovremennoi pedagogiki: ma-terialy X Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Samara, mart 2017 g. [Topical issues of modern pedagogy: materials of the X International scientific Conference, Samara, March 2017]. Samara, 2017, pp. 156-159.

5. Sternina I. A., ed. Kul'tura obshcheniya i ee formirovanie. Vyp. 23 [Communication culture and its formation. Vol. 23]. Voronezh, 2010. 239 p.

6. Morze N. V. Osnovy informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii [The basics of information and communication technologies]. Kiev, 2008. 352 p.

7. Polat E. S., Bukharkina M. Y., Moiseyeva M. V., Petrov A. E. Novye pedagogicheskie i infor-matsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New pedagogical and information technologies in education]. Moscow, 2000. 272 p.

8. Paramonova A. S. [The use of ICT as an implementation of the principle of clarity in teaching Russian as a foreign language]. In: Vestnik nauchnykh konferentsii [Bulletin of scientific conferences], 2017, no. 1-4 (17), pp. 76-79.

9. Pashaeva K. G. [On the question of teaching Russian as a foreign language by means of information and communication technologies]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo

REFERENCES

oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2017, no. 3, pp. 113-119.

10. Ryzhkova E. K. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii kak sredstvo formirovaniya klyuchevykh kompetentsii obuchayushchikhsya na urokakh russkogo yazyka [Information and communication technologies as means of forming students' key competences at the lessons of the Russian language]. Available at: http://oTKpbiTbmypoK.p^/cTaTbM/581867 (accessed: 12.11.2018).

11. Obraztsov P. I., ed. Tekhnologii podgotovki spetsialistov v sisteme professional'no go obra-zovaniya [Technology training in vocational education]. Eagle, 2011. 338 p.

12. Faleev M. I., Eliseev A. P., Ikramov D. B. [Some questions of the organization of the learning process at universities of EMERCOM of Russia]. In: Strategiyagrazhdanskoi zashchity: prob-lemy i issledovaniya [The strategy of civilian protection: issues and research], 2014, no. 2, pp. 4-17.

Лопанова Елена Владимировна - аспирант кафедры методики обучения филологическим дисциплинам Института гуманитарных наук и управления Московского городского педагогического университета, преподаватель Академии гражданской защиты МЧС России; e-mail: lopanova.e.v@gmail.com

Elena V Lopanova - post-graduate student of the department of Methods of teaching philological disciplines, Institute of Humanitarian Sciences and Management, MCU, assistant, Academy of Civil Defence of the Ministry for Emergency Situations of the RF; e-mail: lopanova.e.v@gmail.com

Лопанова Е. В. Возможности применения инфокоммуникационных технологий для развития лексической культуры обучающихся в вузах МЧС России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 3. С. 121-130. Б01: 10.18384/2310-7219-2019-3-121-130

Lopanova E. V. Possibilities of the using infocommunication technologies for the development of the lexical culture of students in the universities of emercom of Russia. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 3, pp. 121-130. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-3-121-130

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

FOR CITATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.