Научная статья на тему 'Комплексное формирование качеств профессиональной бдительности: на примере исследования курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии'

Комплексное формирование качеств профессиональной бдительности: на примере исследования курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бдительность / умение / факторы / опасности / угрозы / vigilance / skill / factors / dangers / threats

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чёрный Сергей Петрович, Савин Александр Петрович

В статье рассматриваются основные умения необходимые при формировании бдительности у курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии. Исследование данного процесса позволило выявить основные характеристики бдительности: информированность, наблюдательность, готовность к действию, уверенность в своих действиях. Проведён анализ опроса респондентов по данным позициям, выявлена динамика роста показателей характеристик бдительности, обоснованно на основании каких факторов наблюдается рост. Рассмотрены основные умения необходимые при формировании бдительности: умение анализировать информацию, умение замечать детали, умение оценить ситуацию. Определены основные факторы влияющие на формирования бдительности такие как уровень образования, состояние здоровья, специфика окружающей социальной среды, информированность об опасностях и угрозах. Выявлены предметы на которых формируются основные умения которые необходимы при формировании бдительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чёрный Сергей Петрович, Савин Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE FORMATION OF THE QUALITIES OF PROFESSIONAL VIGILANCE: ON THE EXAMPLE OF A STUDY OF CADETS OF THE SIBERIAN FIRE AND RESCUE ACADEMY

The article discusses the basic skills necessary for the formation of vigilance among cadets of the Siberian Fire and Rescue Academy. Examining the process of vigilance formation among cadets, the main characteristics of vigilance such as awareness, observation, readiness for action, confidence in their actions were revealed. The analysis of the survey of respondents according to these positions was carried out, the dynamics of the growth of indicators of vigilance characteristics was revealed, and the growth was reasonably based on what factors. The basic skills are defined, such as the ability to analyze information, the ability to notice details, the ability to assess the situation, which are necessary for the formation of vigilance. The main factors influencing the formation of vigilance such as education, health, environment, awareness of dangers and threats are considered. The subjects on which the basic skills that are necessary for the formation of vigilance are formed are considered.

Текст научной работы на тему «Комплексное формирование качеств профессиональной бдительности: на примере исследования курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии»

Комплексное формирование качеств профессиональной бдительности: на примере исследования курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии

Чёрный Сергей Петрович.

канд. пед, наук, доц., кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГБОУ ВО «Сибирская Пожарно-спасательная Академия ГПС МЧС России» E-mail: opk@sibpsa.ru

Савин Александр Петрович,

канд. пед, наук, доц., кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГБОУ ВО «Сибирская Пожарно-спасательная Академия ГПС МЧС России» E-mail: opk@sibpsa.ru

В статье рассматриваются основные умения необходимые при формировании бдительности у курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии. Исследование данного процесса позволило выявить основные характеристики бдительности: информированность, наблюдательность, готовность к действию, уверенность в своих действиях. Проведён анализ опроса респондентов по данным позициям, выявлена динамика роста показателей характеристик бдительности, обоснованно на основании каких факторов наблюдается рост. Рассмотрены основные умения необходимые при формировании бдительности: умение анализировать информацию, умение замечать детали, умение оценить ситуацию. Определены основные факторы влияющие на формирования бдительности такие как уровень образования, состояние здоровья, специфика окружающей социальной среды, информированность об опасностях и угрозах. Выявлены предметы на которых формируются основные умения которые необходимы при формировании бдительности.

Ключевые слова: бдительность, умение, факторы, опасности, угрозы.

Актуальность исследования

Количество угроз и опасностей, которые окружают современного человека возрастает с каждым днём. Угрозы и опасности существуют в разных сферах жизнедеятельности человека. Угрозы и опасности происходят ежедневно в техносфере, в обществе, интернете, при общении, в результате террористических актов и боевых действий. Современный человек находясь в благополучном обществе не готов к встрече с угрозой и опасностью, а соответственно он ведёт себя беспечно, и за это приходится расплачиваться. Курсантам Сибирской пожарно-спасательной академии угрозы и опасности сопутствуют в их профессиональной деятельности, в обеспечении пожарной безопасности. Кроме того, они изучают специальные дисциплины которые формируют навыки бдительности. Опасности существуют постоянно, такие как природные, техногенные, социальные, антропогенные, космические, транспортные и мн. др. Опасность это явление, процессы, объекты, свойства предметов способные в определённых условиях нанести вред, ущерб. Мы же на первое место поставили угрозу, потому что угроза это опасность на стадии перехода из возможности в действительность. Для того чтобы избежать угрозы и опасности человек должен проявлять бдительность. Бдительность представляет собой состояние повышенной информированности и внимательности, которое помогает нам сохранять безопасность в повседневной жизни. Бдительность проявляется в разных сферах жизнедеятельности человека. Она выражается в нашей способности анализировать, замечать и распознавать признаки потенциальной опасности или угрозы, что позволяет нам принимать правильные меры для обеспечения нашей безопасности и защиты. Таким образом цель исследования - определить характеристики бдительности и выявить наиболее эффективные умения и факторы формирования бдительности у курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса Сибирской пожарно-спасательной академии.

Вначале выявим основные характеристики бдительности. Первое информированность - важное качество любого человека. Процесс информированности курсантов происходит на всех специальных профильных предметах изучаемых в академии. Знание всех опасностей и угроз с которыми может столкнутся курсант, позволяет адекватно реагировать и, по возможности, предотвращать их. Процесс информированности в современном обществе имеет свои особенности, информации

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

достаточно много как объективной так и не объективной. Информация, которую курсант получает в ходе учебно-воспитательного процесса и из официальных средств массовой информации в основном достоверна, её необходимо брать на вооружение и действовать соответственно. Информация полученная из других средств, например из социальных сетей, должна быть подвержена сомнению, с точки зрения бдительности. Информированность дает возможность понимать контекст ситуации, оценивать риски и принимать адекватные решения. Важным моментом является умение анализировать информацию, чтобы определить достоверность информации, необходимо одну и ту же информацию получить из нескольких источников, на основании этого сделать вывод. Второе - такая важная черта человека как наблюдательность. Наблюдательность это способность и умение анализировать окружающую среду. Умение замечать мельчайшие детали, обращать внимание на поведение и поступки людей вокруг, замечать малейшие изменения в обыденной ситуации. Если что-то кажется подозрительным или вызывает беспокойство, нельзя пренебрегать этим сигналом - лучше перестраховаться, чем попасть в опасную ситуацию. Третье -ориентированность на действие, люди которые проявляют навыки бдительности, обладают не только наблюдательностью, но и способностью к решительным действиям по профилактике и предотвращению опасностей и угроз. Своевременное обнаружение опасностей и угроз позволяет эффективно и планомерно действовать. В любой опасной ситуации прежде всего, осуществляется оценка ситуации, оценка включает анализ факторов поражения, время, место, вид угрозы или опасности, степень её реализации, на основании чего принимается решение о действии. Четвёртое - уверенность, которая дает возможность действовать незамедлительно, без паники, без потери самообладания, принимать правильные решения даже в стрессовых ситуациях. Кроме того, уровень бдительности формируется под влиянием образования, состояния здоровья, физической подготовки, имеют значение так же особенности окружающей среды, время суток, климатические условия.

Таким образом мы выявили характеристики бдительности и факторы влияющие на бдительность.

Исследование процесса влияния информированности курсантов на бдительность, показало, что абсолютное большинство курсантов считают информированность основным компонентом безопасности, и основной составляющей бдительности, как значимой личностной характеристики. Наблюдательность занимает второе место, по опросу респондентов. Более половины обследуемых считают наблюдательность необходимым условием бдительности. Информированность и наблюдательность, таким образом, являются ведущими компонентами бдительности. Большинство респондентов считают, что они готовы к быстрым

действиям в условиях опасностей природного и техногенного характера, однако беседы с курсантами показывают, что менее половины (46%) респондентов готовы действовать в условиях социальных опасностей и угроз. Очевидно это связано прежде всего с тем, что курсантов готовят к действиям при пожарах, авариях, природных и техногенных катастрофах. Проиллюстрировать данную особенность можно результатами следующего опроса:

Вопрос «На что Вы обращаете внимание находясь в кинотеатре?»

78% респондентов ответили - «На аварийные выходы, и пожарную сигнализацию», и только 26% на рядом находящихся людей». Данные результаты говорят прежде всего о профессиональной бдительности, что связано прежде всего с их служебными обязанностями. Исследование процесса подготовки к действиям курсантов академии, выявило, что готовность формируется прежде всего на занятиях по профессиональным дисциплинам, таким как тактическая подготовка, тактика сил РСЧС, организация и ведение аварийно-спасательных работ. Данные предметы у курсантов формируют наблюдательность, умение оценивать обстановку. Оценка обстановки происходит на основании данных разведки, разведка требует информированности и наблюдательности, как основных компонентов бдительности. На основании данных разведки принимается решение к действию. Так формируется алгоритм действий при возникновении опасностей и угроз.

По опросу курсантов четвёртого курса большинство (93%) готовы к действиям в условиях чрезвычайной ситуации природного или технос-ферного характера, на 1 курсе были готовы к действию всего 26%. Готовность к действиям в условиях социальных опасностей - соответственно 18% и 72%. Исследование компонента - уверенность в своих действиях, выявило то, что большинство курсантов четвёртого курса уверены в своих действиях (99%) при возникновении опасностей и угроз природного и техногенного характера, а 84% уверены в своих действиях при возникновении опасностей и угроз социального характера.

На процесс формирования бдительности влияют такие факторы как здоровый образ жизни, питание, сон, образование, место, время, сезон года, состояние здоровья. Одним из физических аспектов бдительности является состояние человеческого тела. Когда человек находимся в состоянии бдительности, его тело работает на пределе своих возможностей и готово к быстрой реакции. Адреналин, выделяющийся в таких ситуациях, увеличивает частоту сердечных сокращений, стимулирует работу дыхательной системы, повышает мышечный тонус и повышенную проницаемость чувств. Это позволяет быть готовым к борьбе или бегству[5,47].

Таким образом исследование характеристик бдительности выявило их недостатки, рассмотрим основные аспекты формирования бдительности. Первое - формирование умения планиро-

вать свои действия, в любой ситуации курсант должен знать цель и алгоритм ее достижения. Данное умение поддерживает бдительность и концентрацию внимания, позволяет сосредоточится на поставленных целях. Формирование данного умения осуществляется на занятиях по всем предметам, но целенаправленно на профессиональных. Второе - оценка окружающей среды, малейшие изменения в ней, необычность, фиксирование подробностей и деталей. Умение наблюдать и анализировать, умение выявлять причинно-следственные связи событий. Важным является умение распознавать источники опасности. Данные умения формируется на практических занятиях, где требуется от курсанта сосредоточенность, внимательность, наблюдательность, сила воли. Третье - информированность. Знания полученные во время учебно-воспитательного процесса составляют основу информированности курсанта, но источников информации много, их необходимо анализировать, выявлять своевременно скрытые опасности и угрозы. Данное умение формируется только преподавателем и офицером. Четвёртое - интуиция. Интуиция является объективным инструментом, который помогает нам чувствовать и предсказывать опасные ситуации. Использование своих внутренних ощущений и предчувствий, позволяет избежать угроз и опасностей. Если что-то кажется странным или вызывает беспокойство, необходимо доверять своей интуиции и принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности. Данное умение прежде всего формируется опытом, практикой, но в основе лежат знания. Пятое -здоровый образ жизни, который играет ключевую роль в поддержании бдительности. Такие факторы как заболевания, избыток веса, избыток стресса, плохое питание снижают уровень бдительности, и снижают способность замечать важные детали и события. Данное умение формируется распорядком дня и занятиями по специальной физической культуре, а также спортивно-массовыми мероприятиями. Шестое - умение выделять те области безопасности о которых курсант информирован менее всего, соответственно проявление в них бдительности особо важно. К таким областям по опросу курсантов относятся биологические опасности на них указали 38% респондентов, и информационные опасности на них указали 21% респондентов, финансовые опасности на них указали 13% респондентов.

Таким образом мы выявили основные характеристики бдительности и определили основные умения и факторы стимулирующие ее формирование и развитие бдительности как объективной личностной характеристики курсанта. Бдительность играет значимую роль в повседневной жизни человека, а при возникновении же опасностей и угроз - ведущую. Она обеспечивает предвидение и своевременное обнаружение угроз, а так же принятие адекватных решений по их предотвращению и ликвидации последствий. Бдительность актуальна для всех сфер жизнедеятельности человека.

Литература

1. Дормашев Ю.П., Романов В.Я. Психология внимания. Учебник. М.: Моск. ссих.-соц. Институт, 2007. 276с.

2. Жуков Г.К., Лазарев Б.П. Дейшле. Боепитание у советских воинов высокой политической бдительности в условиях резкого обострения международной обстановки. -М.: БПА, 1986. - 42с.

3. Калачников А.В. Воспитание бдительности у советских воинов. - М.: Воениздат, 1980. 152с.

4. О политической бдительности и боевой готовности (документы и материалы). М.: Воениздат, 1980. - 313с.

5. Рудской И.И., Савин Ю.Б. Педагогические проблемы воспитания политической бдительности у воинов-пограничников. - Голицыне, 1987. - 43с.

6. Саханский Н.Б. Воспитание политической бдительности у курсантов высших военно-политических училищ: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - М.: ВПА, 1971. 18с.

7. Шишов А.В. Деятельность военной печати по воспитанию политической бдительности у советских воинов: Автореф. дисс. .канд. 1 пед. наук. М.: ВПА>, 1985. - 20с.

COMPREHENSIVE FORMATION OF THE QUALITIES OF PROFESSIONAL VIGILANCE: ON THE EXAMPLE OF A STUDY OF CADETS OF THE SIBERIAN FIRE AND RESCUE ACADEMY

Cherny S.P., Savin A.P.

Siberian Fire And Rescue Academy EMERCOM of Russia

The article discusses the basic skills necessary for the formation of vigilance among cadets of the Siberian Fire and Rescue Academy. Examining the process of vigilance formation among cadets, the main characteristics of vigilance such as awareness, observation, readiness for action, confidence in their actions were revealed. The analysis of the survey of respondents according to these positions was carried out, the dynamics of the growth of indicators of vigilance characteristics was revealed, and the growth was reasonably based on what factors. The basic skills are defined, such as the ability to analyze information, the ability to notice details, the ability to assess the situation, which are necessary for the formation of vigilance. The main factors influencing the formation of vigilance such as education, health, environment, awareness of dangers and threats are considered. The subjects on which the basic skills that are necessary for the formation of vigilance are formed are considered.

Keywords: vigilance, skill, factors, dangers, threats. References

1. Dormashev Yu.P., Romanov V. Ya. Psychology of attention. Textbook. Moscow: Moscow. psycho.-soc. Institute, 2007. 276s.

2. Zhukov G.K., Lazarev B.P. Deyshle. The combat training of Soviet soldiers of high political vigilance in the conditions of a sharp aggravation of the international situation. - M.: VPA, 1986. - 42s.

3. Kalachnikov A.V. The education of vigilance among Soviet soldiers. - M.: Voenizdat, 1980. 152s.

4. On political vigilance and combat readiness (documents and materials). Moscow: Voenizdat, 1980. - 313s.

5. Rudskoy I.I., Savin Yu.B. Pedagogical problems of educating political vigilance among soldiers-border guards. -Golitsyn, 1987. - 43s.

6. Sakhansky N.B. Education of political vigilance among cadets of higher military and political schools: Abstract. diss. . Candidate of Pedagogical Sciences. -M.: VPA, 1971. 18s.

7. Shishov A.V. The activity of the military press on the education of political vigilance among Soviet soldiers: Abstract. diss. .cand.1 ped. nauk. M.: VPA>, 1985. - 20s.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.