Эмоционально- волевой компонент политического мировоззрения: методические аспекты формирования в условиях Сибирской пожарно-спасательной академии
Чёрный Сергей Петрович,
канд. пед. наук, доц. кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» E-mail: [email protected]
Савин Александр Петрович,
канд. пед. наук, доц. кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основные этапы формирования эмоционально-волевого компонента политического мировоззрения на примере курсантов и студентов Сибирской пожарно-спасательной академии. На первом этапе формируются эмоции, которые в жизни человека играют огромную роль в общении. Рассмотрены мероприятия которые вызывают наиболее яркие эмоции, которые составляют базу для формирования политического мировоззрения. Следующий этап формирования эмоционально-волевого компонента политического мировоззрения строится на основе кратковременных, но системных эмоций это чувства, которые более долговременные. Рассмотрены основные виды чувств и как они связаны с эмоциями. Третий этап формирования убеждений. Рассмотрены факторы влияющие на формирования убеждений, прежде всего политического характера. Рассмотрен широкий спектр мероприятий влияющих на формирования убеждений которые составляют основу политического мировоззрения. Завершающий этап формирования эмоционально-волевого компонента политического мировоззрения это формирование волевых качеств у курсантов и студентов. Выявлены основные виды учебной и вне учебной деятельности которые наиболее влияют на формирования волевых качеств. Определён основной фактор формирования политического мировоззрения.
Ключевые слова: формирования, эмоции, чувства, убеждения, воля, мероприятия, эмоционально-волевой компонент.
о с
U
со см о см
Актуальность исследования
Процесс формирования политического мировоззрения в современных условиях, в век информационных технологий когда происходит усложнение процессов социальной жизни, изменение стереотипов восприятия и поведения носит многогранный характер. В этом процессе участвуют разные акторы, которые преследуют свои цели, и пытаются сформировать определённые взгляды, ценности, убеждения у молодых людей. Исходя из такого многообразия политических событий, которые заполнили телеэфир, социальные сети, интернет возникают проблемы формирования эмоционально-волевого компонента политического мировоззрения у курсантов и студентов. Значительный вклад в исследование эмоционально-волевой сферы молодых людей внесли Л.С. Выготский, И.Л. Васильева, И.С. Кон, К.Н. Поливанова, Д.Б. Эльконин. В настоящее время исследований в данной области достаточно, однако учёные которые исследуют данную проблему политический аспект упускают. Рассмотрим прежде всего вопрос, эмоционального восприятия политических событий молодыми людьми, как проходит процесс формирования эмоционально-волевого компонента политического мировоззрения на современном этапе у студентов и курсантов. При формировании данного компонента важно выделить составляющие которые в профессиональной деятельности будут играть важнейшую роль, такие как эмоции, чувства, убеждения, мотивы, воля, инструменты которые их формируют. Эмоционально-волевой компонент политического мировоззрения формируется разными акторами родителями, ВУЗом, кинематографом, друзьями. Однако последние исследования показывают, что набольший всплеск эмоций у молодых людей происходит от просмотра фильма. Исходя из того, что на наших экранах можно увидеть разные картины, соответственно они вызывают разные эмоции. Например фильмы об Отечественной войне, о героях нашего времени вызывают альтруистические, пуг-нические эмоции, и совершенно другие эмоции вызывают фильмы голливуда - акизитивные, глориче-ские эмоции. Эмоция (от лат.emovere - «волновать, возбуждать») -переживание, выражающее оценку человеком определенной ситуации с точки зрения актуальной для него в данный момент потребно-сти[3,34]. Эмоции это кратковременные психические состояние которые формируют чувства, они более продолжительные, и вследствие чувства формируют убеждения. Убеждения формируют волевые
качества курсанта и студента. Таким образом цель исследования - выявить основные этапы процесса формирования эмоционально-волевого компонента политического мировоззрения на современном этапе у курсантов и студентов Сибирской пожарно-спасательной академии».
Рассматривая цепочку эмоции, чувства, убеждения, воля определим факторы наиболее активного воздействия на формирования эмоционально-волевого компонента. На первом этапе выявим как влияют визуальные мероприятия как кино, спектакль, беседа, тренинги, практические занятия на эмоции курсанта. Исходя из опроса курсантов и студентов наибольший эмоциональный всплеск происходит от просмотра фильма военного, приключенческого, та же реакция на просмотр спектакля однако эмоции значительно снижены. В этой ситуации курсант, студент эмоционально переживает победы и неудачи героя, находится виртуально в той же обстановке что и герой. При опросе курсантов после просмотра фильма «Грозовые ворота» возникает чувство гордости за русских офицеров которые сражаются на Кавказе, эмоционально они переживают за наших бойцов. Фильмы такой тематики формируют пугнические эмоции. Это эмоции, в основе которых лежит потребность в преодолении опасности. Пугнические эмоции отражают интерес к борьбе, возбуждение от рискованных, напряженных ситуаций[3,57]. Соответственно данные эмоции вызывают чувства гордости, ответственности, бдительности. По своему накалу эмоций просмотр спектакля «Сын полка» носит патриотический характер тоже, но занимает второе место исходя из опроса курсантов. В этом случае идёт процесс формирования пугнических и альтруистических эмоций. Данные эмоции вызывают чувства сострадания, горечи, ответственности. Беседы, встречи с ветеранами, работа в библиотеке вызывают в основном коммуникативные, глорические, праксические эмоции. Данные эмоции вызывают чувства коллективизма, ответственности, собранности. Вторым этапом формирования эмоционально-волевого компонента политического мировоззрения являются чувства. Особенностью формирования чувств является систематическое эмоциональное восприятие событий, образов, ценностей. Формирование познавательных, моральных, интеллектуальных, эстетических чувств происходит в ходе учебно-воспитательного процесса, и воспитательных мероприятий проводимых в академии. Чувства усваиваются и превращаются в индивидуальные черты личности, которыми должны обладать будущие офицеры. Следующим этапом формирования эмоционально-волевого компонента являются убеждения. Убеждения это социально-психологический механизм общения строящейся на системе логических доказательств, в основе которых лежат знания, эмоции, чувства. Убеждения являются основой политического мировоззрения. К основным источникам убеждения отно-
сятся прежде всего знания полученные на занятиях, при чтении литературы, при просмотре фильмов, полученные в беседах, просто в житейском опыте, и как результат знаний и опыта сформированные ценностные ориентации. Таким образом, формируются первичные убеждения, с течением времени формируются ценностные убеждения. Формирования вторичных устойчивых убеждений происходит на базе уже существующих но в другой ситуации. Процесс формирования убеждений политического характера проходит красной канвой через все занятия, мероприятия проводимые в академии. Завершающим этапом формирования эмоционально-волевого компонента является воля, волевые качества курсанта, студента. Воля формируется в процессе учебной, трудовой, служебной деятельности курсанта. Волевые качества формируются под воздействием прежде всего коллектива, боевых традиций, примеров поведения сотрудников в условиях чрезвычайной ситуации, личном общении курсантов с ветеранами. Для курсантов к числу важнейших условий формирования воли относится строгое соблюдение распорядка дня, точное соблюдение устава внутренней службы, строевого устава. Строгое соблюдение субординации. Волевые качества у курсантов закрепляются во время физической подготовки, практических занятий, тактических учений. Волевые качества также связаны с выбором мотива, и если мотив определён то необходимы усилия, принятие решения для достижения поставленной цели, а цель предполагает план действий, и когда волевое действие достигло результата наступает моральное удовлетворение, положительные эмоции[2,32]. Воля также предполагает и умение ограничивать себя в желаниях, стремлениях, поведении. Данный фактор играет немалую роль у сотрудников силовых структур.
Таким образом в ходе исследования мы выявили основные этапы формирования эмоционально-волевого компонента политического мировоззрения у курсантов и студентов Сибирской пожарно-спасательной академии. На первом этапе процесс формирования эмоционального восприятия материала основан на визуальном контакте с объектами которые вызывают интерес у курсантов и студентов, в основном это приключенческие фильмы военной, политической тематики. На втором этапе на основе повторяющихся эмоций формируются чувства, они более долговременные. На следующем этапе чувства подкреплённые практикой превращаются в убеждения. Политические убеждения составляют основу политического мировоззрения, и влияют на волевые качества. На завершающем этапе формируются волевые качества курсанта и студента такие как дисциплинированность, мужество, решительность, настойчивость, выдержка. Одним из важнейших факторов формирования эмоционально-волевого компонента политического мировоззрения являются мероприятия с визуализацией событий, образов, ценностей.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
Литература
1. Вудвордс Р.С. Зрительное восприятие глубины. - М. Изд. Московского университета, 1975.
2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: ПИТЕР 2006.-208 с.
3. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.,1979.-231с.
4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. - Психология и педагогика СПб.: Питер,2002.-432с.
5. Соборнов Г.Н.. Методика ЭВС под редакцией Линниченко А.Н.2002г
EMOTIONAL-VOLITIONAL COMPONENT OF THE POLITICAL WORLDVIEW: METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION IN THE CONDITIONS OF THE SIBERIAN FIRE AND RESCUE ACADEMY
Cherny S.P., Savin A.P.
Siberian Fire and Rescue Academy EMERCOM of Russia
The article discusses the main stages of the formation of the emotional-volitional component of the political worldview on the example of cadets and students of the Siberian Fire and Rescue Academy. At the first stage, emotions are formed, which play a huge role in communication in a person's life. The events that cause the most vivid emotions, which form the basis for the formation of a political
worldview, are considered. The next stage of the formation of the emotional-volitional component of the political worldview is built on the basis of short-term, but systemic emotions are feelings that are more long-term. The main types of feelings and how they are related to emotions are considered. The third stage of the formation of beliefs. The factors influencing the formation of beliefs, primarily of a political nature, are considered. A wide range of activities affecting the formation of beliefs that form the basis of a political world-view is considered. The final stage of the formation of the emotional-volitional component of the political worldview is the formation of volitional qualities in cadets and students. The main types of educational and extracurricular activities that most affect the formation of volitional qualities are identified. The main factor of the formation of a political worldview is determined.
Keywords: formations, emotions, feelings, beliefs, will, events, emotional-volitional component.
References
1. Woodworths R.S. Visual perception of depth. - Moscow University Publishing House, 1975.
2. Ivannikov V.A. Psychological mechanisms of volitional regulation. M.: PETER 2006.-208 p.
3. Rejkovsky Ya. Experimental psychology of emotions. M., 1979.-231s.
4. Rean A.A., Bordovskaya N.V., Rozum S.I. - Psychology and pedagogy St. Petersburg: Peter, 2002.-432s.
5. Sobornov G.N.. IVS methodology edited by Linnichenko A.N. 2002
о с
u
CO CM
о
CM