Научная статья на тему 'Условия формирования поведенческого компонента политического мировоззрения: на примере курсантов и студентов Сибирской пожарно-спасательной академии'

Условия формирования поведенческого компонента политического мировоззрения: на примере курсантов и студентов Сибирской пожарно-спасательной академии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поведенческий компонент / виды политической активности / конвенциональное и не конвенциональное поведение / behavioral component / types of political activity / conventional and unconventional behavior

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чёрный Сергей Петрович, Савин Александр Петрович

В статье рассматриваются основные виды поведенческого компонента политического мировоззрения курсантов и студентов Сибирской пожарно-спасательной академии, а также факторы влияющие на данный компонент. Выявлены политические установки и традиции которые существуют в академии, определена роль СМИ и профессорско-преподавательского состава в формировании политического сознания курсантов и студентов академии. Выявлены виды политической активности, рассмотрено конвенциональное и не конвенциональное поведение курсантов и студентов. Обоснован высокий процент электоральной активности курсантов и студентов академии. Рассмотрены молодёжные политические организации которые работают в России, в том числе и в академии. Рассмотрено участие курсантов и студентов в движении молодёжного парламентаризма. Выявлены причины политической апатии и политической активности молодёжи. Рассмотрено не конвенциональное политическое поведение курсантов и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Чёрный Сергей Петрович, Савин Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE BEHAVIORAL COMPONENT OF THE POLITICAL WORLDVIEW: ON THE EXAMPLE OF CADETS AND STUDENTS OF THE SIBERIAN FIRE AND RESCUE ACADEMY

The article discusses the main types of behavioral component of the political worldview of cadets and students of the Siberian Fire and Rescue Academy, as well as factors affecting this component. The political attitudes and traditions that exist in the academy are revealed, the role of the media and the teaching staff in the formation of the political consciousness of cadets and students of the Academy is determined. The types of political activity are revealed, the conventional and unconventional behavior of cadets and students is considered. The high percentage of electoral activity of cadets and students of the Academy is justified. Youth political organizations that work in Russia, including the Academy, are considered. The issues of youth parliamentarism, the participation of cadets and students in it are considered. The causes of political apathy among young people are revealed. The unconventional political behavior of cadets and students is investigated.

Текст научной работы на тему «Условия формирования поведенческого компонента политического мировоззрения: на примере курсантов и студентов Сибирской пожарно-спасательной академии»

Условия формирования поведенческого компонента политического мировоззрения: на примере курсантов и студентов Сибирской пожарно-спасательной академии

Чёрный Сергей Петрович,

канд. пед. наук, доц. кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» E-mail: opk@sibpsa.ru

Савин Александр Петрович,

канд. пед. наук, доц. кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» E-mail: opk@sibpsa.ru

В статье рассматриваются основные виды поведенческого компонента политического мировоззрения курсантов и студентов Сибирской пожарно-спасательной академии, а также факторы влияющие на данный компонент. Выявлены политические установки и традиции которые существуют в академии, определена роль СМИ и профессорско-преподавательского состава в формировании политического сознания курсантов и студентов академии. Выявлены виды политической активности, рассмотрено конвенциональное и не конвенциональное поведение курсантов и студентов. Обоснован высокий процент электоральной активности курсантов и студентов академии. Рассмотрены молодёжные политические организации которые работают в России, в том числе и в академии. Рассмотрено участие курсантов и студентов в движении молодёжного парламентаризма. Выявлены причины политической апатии и политической активности молодёжи. Рассмотрено не конвенциональное политическое поведение курсантов и студентов.

Ключевые слова: поведенческий компонент, виды политической активности, конвенциональное и не конвенциональное поведение.

о

U

со

см

см

Z

212

Актуальность исследования

Политические процессы которые происходят в обществе и на международной арене привлекают внимание молодёжи. Феноменом политического поведения молодых людей на современном этапе является его слабая активность по сравнению с прошлыми поколениями. Политическая сфера общества с каждым днём становиться всё более сложной и многогранной. Для современной России политическое поведение молодёжи является актуальной проблемой и задачей, ибо через 10-15 лет сегодняшние курсанты и студенты станут руководителями подразделений МЧС, руководителями организаций, которые будут реализовывать тот политический опыт, который приобрели в ВУЗе. Исследуя непосредственное отношение к политике молодёжи выявлена особенность сегодняшнего дня - недоверие, прежде всего к органам государственной власти, этим обуславливается и слабая политическая активность молодёжи. Государство проводит довольно грамотную политику во всех областях жизни человека, проводит политику толерантности, открытости, доступности. Применяет цивилизационные приёмы политической полемики и дискуссии, разрешает правовые формы давления на законодательную, исполнительную власть, политические партии, разрешает проведение различных массовых коммуникаций (демонстрации, митинги и т.д.). Исходя из этого цель исследования - выявить основные виды политической активности, установки, факторы влияющие на политическое поведение курсантов и студентов Сибирской пожарно-спасательной академии.

Исследованию политической активности молодёжи посвящено много научных работ, Э.Я. Баталов, Ф.М. Бурлацкий, А.А. Галкин приводят обобщенное определение политического поведения как формы участия граждан в политической жизни страны, авторы анализируют политическую систему и деятельность государства по вовлечению молодёжи в политику. Политическую активность исследователь В.К. Минников определяет как реакцию человека на действия политической власти, политических институтов или их представителей. Исходя из анализа данных работ мы видим, что политическая активность молодёжи составляет: 49-54% считают себя политически активными молодыми людьми, 28-32% иногда участвуют в политической жизни, 25% не интересуются политикой. Авторы раскрывают ряд причин низкой политической активности молодёжи. Важную роль

в формировании поведенческого компонента политического мировоззрения играет когнитивный и эмоционально-волевой компонент которые раскрыты ранее. Рассмотрим конвенциональное политическое поведение, выявим установки и виды политической активности студентов и курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии. Установка - это внутреннее качество субъекта политики которое базируется на его знаниях, предыдущем опыте, его отношении к политическим объектам и политической культуре. Установка которая формируется в академии прежде всего направлена на вооружение политическими знаниями курсантов и вовлечение в политическую жизнь учебного заведения, края, государства. Важнейшей функцией установки является прежде всего политическое регулирование отношений, стабилизация возможных противоречий, избегание потрясений. И в этом контексте особую роль играют политические традиции которые сформировались в семье, в коллективе где находится человек, политическое сознание которым он обладает. Исходя из опроса курсантов и студентов в политическом сознании доминируют государственнические и традиционно - демократические ориентации, тенденции к справедливости и порядку, но присутствуют и протестные настроения, особенно проявляются в период возникновения политических противоречий между объектами и субъектами политики, особенно остро реагируют на акты коррупции. Таким образом в ходе учебно-воспитательного процесса у курсантов и студентов формируются стереотипы политического поведения, в которых они принимают наиболее активное участие. Первым видом конвенционального политического поведения курсантов и студентов академии является электоральная активность. Здесь показатели опроса значительно превышают среднероссийские. 99-100% курсантов и студентов принимают участие в выборах в органы самоуправления, органы исполнительной, законодательной власти. Высокий процент обусловлен сложившимися политическими традициями в академии, политические традиции это исторически сложившиеся правила политического поведения курсантов и студентов, фактор дисциплинированности играет тоже роль. Однако отвечая на вопрос на основании чего Вы сделали выбор в пользу этой партии или кандидата - 76% респондентов ответили - на основании информации которую получили в различных интернет - ресурсах. Из этого можно сделать вывод о том, что интернет является важным источником информации для молодёжи, и государство данный аспект должно учитывать при формировании электоральной активности молодёжи, и даже вести диалог на интернет территории. Важным фактором является - умение студентов пользоваться полученной информацией, систематизировать ее, формировать политическое мышления. Мышления предполагает качественно новый уровень политических знаний их концеп-туальность, целостность, системность, объектив-

ность, научность. На основании этого формируется политический интерес, который подвержен влиянию телевидения, которое является вторым носителем социально-политической информации для молодых людей. Однако и здесь 23% респондентов подвергают сомнению информацию которую они получают из центральных каналов телевидения, хотя информация является государственной точкой зрения на все общественно-политические события. Третье место в формировании политических знаний, умений и навыков занимает профессорско-преподавательский состав и офицеры академии. Курсанты и студенты изучают цикл гуманитарных предметов на которых идёт процесс формирования политических знаний, умений и навыков, особую роль играют предметы история, политология, социология, философия. Важное значение имеет личный пример политического поведения преподавателя и офицера, именно они в течении пяти лет формируют политические навыки, традиции. Необходимо отметить, что иногда политические взгляды преподавателей отличаются, тем самым они вносят сомнения в студенческую среду, встречаются преподаватели с либеральными взглядами. Таким образом формирование поведенческого компонента политического мировоззрения в ВУЗах является одним из ведущих. Следующим видом политической активности является участие в деятельности молодёжных политических организаций. Каждая партия в Российской Федерации имеет свое молодёжное крыло, которое активно участвует в политической жизни партии, является кадровым резервом партии. Здесь всего 2% респондентов, притом студентов, являются участниками этих движений, и никто их них не связывает свою жизнь с политической деятельностью. Следующий вид политической активности курсантов и студентов является молодёжный парламентаризм. Основная задача молодёжного парламента вовлечение молодых людей в парламентскую политическую деятельность, научить разрабатывать и принимать нормативные акты которые входят в компетенцию молодёжного парламента. Такой парламент существует в академии, в основном принимает решения спортивного, культурологического, воспитательного характера, однако формирует у курсантов и студентов организаторские, парламентские, коммуникативные навыки. Исследуя молодёжный парламентаризм необходимо отметить, что молодёжные парламенты созданы в 82 субъектах Российской Федерации и обладают в них правом законодательной инициативы, кроме того в 72 субъектах Российской Федерации созданы молодёжные правительства, которые принимают активное участие в политической жизни субъекта. Государство проводит политику по вовлечению молодёжи в различные государственные объединения и организации, ввело квоту 20% молодых людей в возрасте до 28 лет в депутаты различных уровней законодательной власти[3,49]. Работает президентская платформа «Россия - страна возможно-

го о со "О

1=1 А

—I

О

сз т; о т

О от

З

и о со

стей», кроме того государство реализует программы, проекты, гранты с целью привлечь молодёжь к социально-экономической и политической деятельности. Таким образом государство стимулирует политическую активность молодёжи. Однако молодёжь не только принимает активное участие в ниже перечисленной политической деятельности, но и принимает участие в не конвенциональной деятельности, что является в современных условиях проблемой политического поведения. Данные эмпирических исследований говорят о политической активности студенчества и в протестных акциях. Исследование проводимое среди курсантов и студентов академии выявило лишь 3% студентов которые готовы принять участие в протестных мероприятиях, среди курсантов таких выявлено не было. Оценивая негативное отношение к существующей политической системе, можно также отметить политическую апатию и бойкот как формы политической пассивности. О.М. Карпенко и И.А. Ломанов в своей работе «Молодёжь в современном политическом процессе в России» выделяют индивидуальный и коллективный уровни политической активности.

Таким образом исследован поведенческий компонент политического мировоззрения, выявлены основные виды политической активности и факторы влияющие на политическое поведение курсантов и студентов Сибирской пожарно-спасательной академии. Основным видом политического поведения курсантов и студентов является электоральная активность. Вторым по рейтингу видом политического поведения - участие в деятельности молодёжных политических организаций, молодёжный парламентаризм занимает третье место. Необходимо отметить, что среди студенчества ещё существуют идеи не конвенционального поведения.

Литература

1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1994.

2. М.Р.Холмская, Политическое участие как объект исследования Электронный ресурс URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Kholm-skaya-1999-5.pdf

3. Мадатов А.С. Проблемы политического участи в демократическом процессе // Социально-гуманитарные знания. 2009

4. Артемова А. Г. Политическая культура и электоральное поведение // Политическая культура России: история, современное состояние, тенденции, перспективы. Сборник научных статей. СПб., 2001.

5. Тищенко Ю.Е. Рост политической активности среди молодежи как важный фактор в формировании российского гражданского общества // Политическая культура России: история, современное состояние, тенденции, перспективы. Сборник научных статей. СПб., 2001.

6. С.Хантингтон Политический порядок в меняющихся обществах // «Прогресс-Традиция» 2004

CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE BEHAVIORAL COMPONENT OF THE POLITICAL WORLDVIEW: ON THE EXAMPLE OF CADETS AND STUDENTS OF THE SIBERIAN FIRE AND RESCUE ACADEMY

Cherny S.P., Savin A.P.

FSBEE HE Siberian Fire and Rescue Academy EMERCOM of Russia

The article discusses the main types of behavioral component of the political worldview of cadets and students of the Siberian Fire and Rescue Academy, as well as factors affecting this component. The political attitudes and traditions that exist in the academy are revealed, the role of the media and the teaching staff in the formation of the political consciousness of cadets and students of the Academy is determined. The types of political activity are revealed, the conventional and unconventional behavior of cadets and students is considered. The high percentage of electoral activity of cadets and students of the Academy is justified. Youth political organizations that work in Russia, including the Academy, are considered. The issues of youth parliamentarism, the participation of cadets and students in it are considered. The causes of political apathy among young people are revealed. The unconventional political behavior of cadets and students is investigated.

Keywords: behavioral component, types of political activity, conventional and unconventional behavior.

References

1. Almond G., Verba S. Civil culture and stability of democracy // Polis. 1994.

2. M.R.Kholmskaya, Political participation as an object of research Electronic resource URL: http://www.civisbook.ru/files/File/ Kholmskaya-1999-5.pdf

3. Madatov A.S. Problems of political participation in the democratic process // Socio-humanitarian knowledge. 2009

4. Artemova A.G. Political culture and electoral behavior // Political culture of Russia: history, current state, trends, prospects. Collection of scientific articles. St. Petersburg, 2001.

5. Tishchenko Yu.E. The growth of political activity among young people as an important factor in the formation of Russian civil society // Political culture of Russia: history, current state, trends, prospects. Collection of scientific articles. St. Petersburg, 2001.

6. S. Huntington Political order in changing societies // "Progress-Tradition" 2004

о с

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.