то среди имеющих то же образование, но по системе ступенчатой подготовки - безработных нет. Этот факт подтверждается и в нашем колледже, где мы даём начальное, среднее и высшее образование.
И ещё один аспект, который напрямую влияет на качество профессионального образования. Хотя, может быть, для многих он покажется неожиданным. Он очень важен, его выполнение зависит только от усилий самого учебного заведения. Это отношение к физической культуре.
Усиленная деятельность мозга и малоподвижный образ жизни приводят к нарушению деятельности кардио-распираторной системы, к снижению уровня внимания и способности организма противостоять различным заболеваниям. Поэтому понимая, что современному обществу, производству нужны молодые специалисты, способные плодотворно работать в условиях жесткой рыночной конкуренции, что требует отменного здоровья, физических сил, волевых качеств, педагогический коллектив колледжа 2 года назад подготовил научное обоснование необходимости коррекции физического воспитания, разработал, утвердил и ввел в действие экспериментальную программу по совершенствованию физического воспитания. Она предусматривает:
1) для каждого возрастного периода ведущий вид деятельности;
2) все урочно-внеурочные мероприятия проводить с физической поддержкой;
3) увеличение уроков физического воспитания для всех с 2-х часов в неделю до 6 часов;
4) во время перерыва игра в теннис и проветривание в.сех учебных аудиторий;
5) введение в расписание теоретического обучения физкультурных пауз;
6) обязательное участие во всех городских и республиканских соревнованиях, нацеленное на победу;
7) еженедельные внутренние соревнования между группами на призы и подарки, учреждённые администрацией колледжа.
Программа состоит из 3-х этапов, на каждый этап с 2001 по 2004 годы сформулированы конкретные задачи, главная из которых: выявить взаимосвязь организованной двигательной активности с качеством успеваемости по всем основным дисциплинам.
Физическое воспитание рассматривается нами как самобытная, ничем не заменимая часть общего воспитания, которая способствует у обучающихся выработке социально необходимых качеств: настойчивости и способности действовать решительно в различных экстремальных ситуациях. За два года эксперимента качество знаний студентов стало повышаться быстрее, чем обычно. А главное - все заметили здоровый румянец на расширяющейся доброй ауре студенческого коллектива и крепкую поддержку этого дела со стороны их родителей.
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Ф.М. Калимумин, директор Бугульминского профессионально-педагогического колледжа, заслуженный учитель школы РТ
Приоритетной задачей профессионального образования в настоящее время является существенное повышение его качества. При этом под качеством профессионального образования понимается совокупность свойств, которая обусловливает его способность удовлетворять требования общества в области подготовки квалифицированных рабочих кадров и
специалистов, обладающих необходимыми личностными свойствами и квалификацией.
Чаще всего качество профессионального образования сводят к качеству результата, который, в свою очередь, сводится к измерению уровня знаний студентов. А между тем известно, что знания сами по себе не определяют качество под-
готовки выпускника. Конкурентоспособный специалист среднего звена - это человек, у которого, помимо профессиональных знаний, должны быть сформированы и мотивация к качественному труду, и эмоциональная устойчивость к различным ситуациям, и дисциплинированность, и умение управлять своим психическим состоянием и т.д.
Система контроля качества подготовки специалистов - органическая часть образовательного процесса. При этом в качестве её системообразующего фактора выступают цели подготовки специалиста, которые, как известно, задаются ГОС СПО по специальности и выделяются в виде требований к уровню подготовки выпускников и минимуму содержания основной образовательной программы.
Требования к уровню подготовки выпускника, в свою очередь, включают:
- общие требования к его образованности;
- требования к уровню его подготовки по дисциплинам;
- требования к уровню его подготовки по производственной практике.
В новом ГОС С ПО выделяется еще одна подгруппа - требования к выпускнику по итогам освоения профессиональной образовательной программы.
Под качеством подготовки выпускника ССУЗ мы понимаем степень соответствия результатов его подготовки заложенным в Государственном образовательном стандарте СПО требованиям к ее уровню и минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы. Отсюда следует, что контроль качества подготовки предполагает строгое выявление того, в какой мере полученный результат (т.е. подготовка выпускника) отвечает требованиям ГОС СПО. А это, в свою очередь, предполагает сравнение результата с цеЛью и последующую оценку степени их соответствия.
На наш взгляд, сегодня имеется ряд нерешенных проблем, связанных с контролем качества подготовки выпускников.
Во-первых, главное внимание обращается лишь на степень усвоения студентами содержания учебных дисциплин. К требованиям же ГОС СПО по специальности на этапе контроля практически не
обращаются. Это означает, что не осуществляется полного сравнения результата подготовленности выпускника с поставленной целью. К тому же анализ формулировок в ГОС СПО в части общих требований к уровню образованности с точки зрения отражения в них знаниевых и дея-тельностных компонентов показывает, что имеет место перегруженность недиагно-стичными требованиями.
Во-вторых, контроль качества подготовки ориентирован прежде всего на выявление уровня знаний, умений и навыков по тем или иным предметам, выносимым на итоговый экзамен, но при этом никак не контролируются и не оцениваются общие требования, заложенные в ГОС СПО и касающиеся личностных и деятельност-ных качеств, например, порядочность, добросовестность, ответственность, верность, надежность, честность, самостоятельность и т.д.
В-третьих, в стандартах преобладают дисциплинарные требования в ущерб междисциплинарным, хотя на современном этапе от специалиста среднего звена требуется владение базисными квалификациями, которые недостаточно полно представлены в ГОС СПО. Поэтому в процессе контроля эти квалификации никак не оцениваются.
В-четвертых, контроль качества подготовки специалистов осуществляется только самим учебным заведением. Основной потребитель выпускника - его работодатель в лице фирм, предприятий никак не участвует в системе контроля и поэтому о реальной готовности выпускника к осуществлению всех видов профессиональной деятельности объективно судить трудно.
В-пятых, в ГОС СПО отсутствуют ясно сформулированные критерии оценки качества подготовки выпускников и примерные варианты контрольных заданий, ситуаций, задач для его проверки.
Поэтому в ходе проектирования комплексной системы контроля качества подготовки выпускников были выделены следующие основные этапы.
Первый этап - обеспечение диагно-стичности требований ГОС СПО, для чего были сформированы рабочая и экспертная группы. При этом рабочая группа обеспе-
чивала реализацию данной технологии, а экспертная - определяла необходимую учебную информацию и средства педагогического контроля (тестовые задания, упражнения, вопросы и т.п.), позволяющие однозначно сделать заключение о степени реализации требований к уровню подготовки по данной дисциплине.
Второй этап - разработка комплекса критериев и показателей качества подготовки выпускников. В него были включены критерии оценки, применяемые собственно учебным заведением и критерии оценки, применяемые работодателем.
Что касается итогового контроля, то в блок критериев, предлагаемых в рекомендациях Министерства
образования РФ, были включены еще и критерии оценки личностных свойств. При их определении мы исходили из требований, заложенных в ГОС СПО в части общих требований к образованию. Анализ этих требований показал, что они включают 14 групп, из которых экспертным методом были отобраны 8 групп, касающихся социально-
Третий этап - разработка квалимет-рического инструментария для адекватной оценки качества подготовки выпускников, что связано с появлением социальной нормы качества образования (количественная оценка личностных параметров чрезвычайно сложная задача, поэтому используется качественная оценка).
Четвертый этап - реализация разработанных методик. При этом основные средства и методы контроля рассматривались в рамках междисциплинарного экзамена и выпускной квалификационной работы.
Разработанная комплексная система контроля качества подготовки выпускника прошла опытно-экспериментальную проверку на базе Бугульминского государственного профессионально-педагогического колледжа. В эксперименте участвовали студенты-выпускники, занимающиеся по специальности 0308 «Профессионально обучение».
Для реализации опытно-
экспериментальной части проводилась работа по отбору экспериментальных и контрольных групп. Была разработана методика экспертной оценки общих тре-
бований к уровню образованности студентов. Решалась также задача подготовки преподавателей к проведению междисциплинарного экзамена.
Затем были определены исходный уровень обученности в экспериментальных и контрольных группах, а также сформированность у студентов личностных свойств и способностей, заложенных в общих требованиях к образованности выпускника. Полученные данные заносились в карты индивидуального роста каждого студента. На конец эксперимента была составлена сводная карта развития студентов экспериментальной и контрольной групп, которая позволяла судить о ситуации с уровнем образованности по выделенным параметрам в учебной группе.
В комплексной системе контроля качества подготовки выпускников основное звено - междисциплинарный экзамен, который проводится на последнем этапе подготовки специалистов. В этой связи возникал вопрос: в чем особенности учебно-воспитательного процесса в экспериментальных и контрольных группах на предшествующих этапах? Единственное отличие состояло в целях, т.е. в экспериментальных группах преподаватель акцентировал внимание не только на сугубо предложенных целях (усвоение знаний и формирование умений), но и ставил и реа-лизовывал цели по воспитанию свойств личности, заложенных в требованиях к уровню образованности выпускников. Студентам также сообщалось о том, что, кроме итогового междисциплинарного экзамена, у них будут оценивать и уровень сформированности способностей и умений, относящихся к личностной сфере.
Рассмотрим полученные в ходе исследования результаты.
1. Анализ уровня развития студентов в экспериментальной и контрольной группах, имеющих высокие уровни сформированности личностных качеств и способностей показал, что по шести из восьми параметром в экспериментальных группах результаты выше. Наиболее заметна разница по параметрам «ответственность», «сотрудничество», «здоровье», «мышление».
Эти данные говорят о том, что если
педагоги колледжа в качестве целей учебно-воспитательного процесса ставят не только обучающие (направленные на освоение заложенных в ГОС СПО минимума содержания образовательной программы), но и воспитательные и развивающие (которые представлены в общих требованиях к образованности выпускника ССУЗ), то эти свойства и способности развиваются эффективнее.
Анализ показал, что для решения задач по выполнению требований к уровню образованности выпускника надо с самого начала создавать у преподавателей установку на необходимость не только формирования знаний по предмету, но и обозначенные умения. Соответственно, оценку качества подготовки студентов не ограничивать баллами за сданные экзамены и зачеты, а дополнять качественной характеристикой
сформированности выделенных способностей и черт личности (на основе
2. В ходе экспериментальной работы были получены результаты и по критерию «профессиональная обученность» студентов, т.е. их готовность к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности. При комплексной оценке профессиональной обученности учитывались следующие количественные и качественные показатели: коэффициенты усвоения знаний по дисциплинам учебного плана, качество выполнения самостоятельной работы с литературой, участие в работе факультативов и кружков, учебно-исследовательская работа, участие в работе научно-практических конференций, оценка деятельности в ходе практики, степень активности во внеучебной деятельности. Эти данные вносились в карту профессиональной обученности студента в конце учебного года на всех курсах. В результате было выявлено, что высоким уровнем профессиональной обученности в
экспериментальных группах обладает 64% студентов, а в контрольных - 48%.
Соответственно, на самом низком уровне (что равняется одному баллу пятибалльной шкалы) профессиональной обученности в контрольной группе находится почти вдвое больше студентов (7,5% против 4,0 % в экспериментальной).
3. Результаты, показанные выпускниками на итоговом междисциплинарном экзамене таковы: по итогам первого этапа (теоретического) оценки 5 и 4 получили 69,1% студентов экспериментальной и 51,7% контрольной групп, по итогам второго этапа (практического) - 81% студентов экспериментальной и 63,3% - контрольной групп, по итогам третьего этапа (ситуационного) экзамена оценки 5 и 4 получили 79,3% выпускников экспериментальной и 48,3% контрольной групп. Такие результаты объясняются тем, что студенты экспериментальной группы с самого начала обучения в колледже были ориентированы на соответствующие цели, о которых было сказано выше.
Опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования о том, что ориентация системы контроля качества подготовки выпускников на оценку не только профессиональной подготовки, но и общих требований к их образованности, позволяет формировать специалиста, отличающегося высоким уровнем профессиональной обученности и социально-личностного развития. Комплексная система контроля при этом более эффективно выполняет не только контролирующую функцию, но и развивающую (развивает мышление, умение решать профессиональные и социальные ситуации и др.), и воспитательную (формирование устойчивого интереса к профессии, ответственность и др.).