Научная статья на тему 'Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях СПО: медицинские аспекты'

Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях СПО: медицинские аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2693
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ / ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ / PEOPLE WITH DISABILITIES / COMPREHENSIVE REHABILITATION / MEDICAL SUPPORT / EDUCATION HEALTH / HEALTH PASSPORT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Амиридзе Светлана Петровна, Степанова Ольга Алексеевна

В статье показаны место и роль медицинского направления в системе комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья; изложены подходы к организации медицинского сопровождения данной социальной группы в учреждениях среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Амиридзе Светлана Петровна, Степанова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the place and role of medical direction in the complex rehabilitation of persons with disabilities, sets out approaches to the organization of medical support of this social group in the institutions of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях СПО: медицинские аспекты»

КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО: МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ

АМИРИДЗЕ С.П., СТЕПАНОВА О.А.

В статье показаны место и роль медицинского направления в системе комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья; изложены подходы к организации медицинского сопровождения данной социальной группы в учреждениях среднего профессионального образования.

The article shows the place and role of medical direction in the complex rehabilitation of persons with disabilities, sets out approaches to the organization of medical support of this social group in the institutions of secondary vocational education.

В 2008 году Россия, взяв на себя ответственейшие обязательства по «Доступной среде» для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), присоединилась к «Конвенции о правах инвалидов», процедура ратификации которой приближается. По времени данные события совпадают с активным общественным обсуждением положений проекта Федерального Закона (ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

Среди основных положений в проекте ФЗ особняком стоит вопрос обеспечения доступности и качества специального и инклюзивного образования для лиц с ОВЗ, успешности их образовательной и социальной интеграции. К нему не раз обращался в текущем году Д.А. Медведев в своих многочисленных поездках по стране, например, во время пребывания в московской детской психоневрологической больнице №18, на встрече с педагогическими работниками г. Майкопа с обещанием вернуться рассмотреть его во время заслушивания Отчёта комиссии по национальным проектам. Вопрос о доступной среде для инвалидов, других категорий лиц с ОВЗ обсуждался и на Президиуме Правительства РФ. О необходимости развития системы работы с детьми, молодежью с ОВЗ и перестройки системы коррекционного образования в городе, выработке стратегии, обеспечивающей оптимальный уровень инклюзива для каждого обучающегося, защите его конституционных прав на качественное образование и социализацию отмечено и в докладе Руководителя Департамента образования города Москвы И.И. Калины Мэру города С.С. Собянину.

На наш взгляд, условиями эффективной и качественной подготовки кадров и обеспечения рынка труда квалифицированными рабочими из числа лиц с ОВЗ являются сохранение и укрепление здоровья обучаемых и ориентация их на здоровый и безопасный образ жизни. Считаем, что проблема формирования культуры здоровья у подрастающего поколения, особенно лиц с ОВЗ, обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования Москвы, имеет стратегическое значение, поскольку снижение физического и психического потенциала грозит подрывом базового трудового ресурса экономики и представляет угрозу безопасности государства, особенно сейчас, когда страна встала на путь модернизации. Рациональное использование трудовых ресурсов и включение в производственную деятельность лиц с ОВЗ представляет экономический и социальный интерес для государства, позволяя формировать у данной группы населения новые позитивные социально направленные жизненные ориентации и ценности. Поэтому создание условий для обучения инвалидов и других лиц с ОВЗ в учреждениях профессионального образования, а также подготовки из их числа рабочих кадров для города является крайне актуальным.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся всех социальных групп является приоритетным направлением в сфере научно-исследовательской деятельности ГУ «Научно-

исследовательский институт развития профессионального образования» Департамента образования города Москвы, что отражено в базовой Концепции развития института. По отношению к лицам с ОВЗ образование должно носить коррекционно-развивающую направленность, что предполагает оказание разных видов помощи (реабилитационных услуг в современной терминологии). В основе проектирования модели коррекционно-развивающей помощи должен лежать междисциплинарный подход, позволяющий интегрировать знания и многочисленные практики в области реабилитации лиц с ОВЗ, накопленные в разных областях наук о человеке - медицине, психологии, педагогике, праве, социологии и т.д. Результаты отечественных и научных исследований убедительно доказывают, что комплексная и своевременная коррекция отклонений в развитии подрастающего поколения позволяет предупредить появление последующих (вторичных, третичных по характеру) отклонений в его развитии, значительно снизить степень социальной недостаточности и достичь успешной интеграции в общество (Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко, Т.С. Зыкова, В.З. Кантор, Л.М. Шипицына и др.).

Определённый опыт профессионального обучения и создания необходимой образовательно-реабилитационной среды для лиц с сенсорными, двигательными, интеллектуальными, комплексными и иными нарушениями в развитии накоплен в столичных техникумах и колледжах (ГОУ СПО №№ 4, 5, 10, 16, 21, 23, 26, 39, 43, 48 и др.). Однако существуют опасения, что в погоне за количеством учреждений профессионального образования, обучающих лиц с ОВЗ в инклюзивном режиме без опережающего формирования необходимой и достаточной по объему и характеру доступной среды обучения и создания специальных образовательных условий, которыми данная социальная группа была обеспечена на предшествующем (школьном) этапе обучения, может отойти на задний план идея комплексного (психологопедагогического и медико-социального) подхода. В связи с этим в лаборатории профессионального образования лиц с ОВЗ ГУ НИИРПО разработана комплексная модель профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ в учреждениях СПО [7], базирующаяся на современной трактовке термина реабилитация.

Согласно определению Комитета экспертов ВОЗ, реабилитация - это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. Реабилитация ставит целью не только «тренировку инвалидов для адаптации в окружающей среде», но также «вмешательство в их непосредственное окружение и общество в целом для содействия их социальной интеграции». В других источниках реабилитация рассматривается как процесс возвращения утраченных возможностей, «восстановления в правах» и приведения к состоянию, обеспечивающему независимую жизнь.

Все указанные выше дефиниции объединяет смещение акцента в решении проблем реабилитации лиц с ОВЗ и расширение сферы реабилитационного процесса, где «объектами реабилитационного воздействия являются и инвалиды, и здоровая часть общества, и общая для обеих популяций среда жизнедеятельности»; при этом «главным героем решения проблем инвалидности становится не сам инвалид, а все общество». Иными словами, реабилитация выступает в качестве основного инструмента преодоления инвалидности. Ее целью становится не компенсация нарушенных функций или ограничений жизнедеятельности, а «социальная интеграция популяций неинвалидов и инвалидов» [4, с.6].

Развивая данное положение, важно выделить общую логику развертывания реабилитационного процесса, не зависящую от биологических (вид, степень тяжести ограничений в здоровье) и социальных факторов. В ней четко просматриваются последовательные этапы:

1. выявление и квалификация затруднений, или барьеров жизнедеятельности,

2. проектирование индивидуального жизненного маршрута лиц с ОВЗ,

3. оказание необходимой реабилитационной помощи/поддержки (медицинской, педагогиче-

ской, психологической, социальной и др.),

4. анализ результативности реабилитационных мероприятий, при необходимости - их усиление, корректировка направленности и др. [7].

Опыт показывает, что особенно велико значение и продолжительность третьего этапа. Например, медицинская реабилитация направлена на восстановление или компенсацию утраченных или нарушенных функций, проведение различных лечебных и корригирующих мероприятий, приспосабливающих инвалида к жизни и общественно полезной деятельности. Психологическая реабилитация представляет собой систему специальных мер, за счет которых происходит восстановление разных видов психической деятельности, психических функций, качеств и образований, позволяющих ему успешно адаптироваться в среде и обществе, принимать и выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации. В систему психологической реабилитации включаются мероприятия по психологическому консультированию, психотерапии, психокоррекции и т.п. Социально-педагогическая реабилитация предполагает работу по предупреждению социальных отклонений, осуществляемую в системе воспитания и образования, а также процесс активного вовлечения в систему социальных связей и отношений на основе обеспечения успешности в различных видах деятельности и переоценки личностных резервов, сил и возможностей.

Каждый из названных компонентов реабилитационного процесса (или видов, направлений реабилитации) имеет свои специфические задачи, формы, методы и содержание, которые в различных сочетаниях с другими могут быть реализованы в разные возрастные периоды жизни человека с ОВЗ. Так, в раннем детстве приоритетными являются меры преимущественно медицинской направленности. В дошкольный период к ним присоединяются, а нередко - становятся доминирующими в этот и последующий школьный период - меры психоло-го-педагогической направленности. На этапе получения профессионального образования и начала трудовой карьеры они дополняются мерами социально-педагогического характера, обеспечивающими на основе вышеназванных компонентов профессиональную реабилитацию лиц с ОВЗ и т.д. Таким образом, реабилитационный процесс может продолжаться на протяжении всей жизни, при этом очевидными становятся системные связи между разными видами реабилитационных практик, усиливающие результаты друг друга и приводящие в совокупности к возникновению определенного синергетического эффекта [7].

Включение профессиональной реабилитации в качестве одной из основных задач деятельности учреждений СПО предполагает создание в них специальных образовательных условий, интегрирующих процессы профессионального обучения и коррекционной работы [8]. Одно из таких условий - создание в колледжах и техникумах, обучающих лиц с ОВЗ, службы комплексного (психолого-педагогического и медико-социального) сопровождения. Такая служба, объединяя усилия специалистов помогающих профессий (специальных педагогов и психологов, социальных педагогов и медицинских работников) и педагогических работников учреждений СПО, позволит достигать не только значительных образовательных, но и коррекционных (шире - реабилитационных) результатов, создавая благоприятную почву для социально-трудовой интеграции выпускников с ОВЗ.

К сожалению, сегодня приходится наблюдать фактическое отсутствие медицинского компонента в структуре такого рода служб и в целом низкий уровень медицинского обеспечения обучающихся и качества проводимой профилактической и оздоровительной работы в учреждениях СПО. На XVI Конгрессе Европейского союза школьной и университетской медицины и здоровья «Образование и здоровье с детства и до взрослой жизни» (июнь, 2011 г.) констатировалось, что в настоящее время отсутствуют приказы Минздравсоцразвития РФ, утверждающие Порядок и Стандарт оказания медицинской помощи воспитанникам дошкольных учреждений и обучающимся в системе общего и профессионального образования.

В то же время Приказом Минобрнауки РФ № 2106 от 28.12.2010 утверждены и в феврале 2011 г. вступили в силу «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» [6] как система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, в рамках которой выделяется восемь групп требований:

— целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (с акцентом на комплексном подходе в оказании психолого-педагогической и медико-социальной поддержки различных групп обучающихся);

— соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбереже-ния обучающихся, в том числе оснащение помещений медицинского персонала необходимым оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи; наличие в образовательном учреждении квалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение оздоровительной работы - медицинские работники, психологи, социальные педагоги, тьюторы и др.; сформированность культуры здоровья педагогических работников, (наличие у них знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения и т.д.);

— рациональная организация образовательного процесса (с включением в основную профессиональную образовательную программу учебных модулей по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, а также соблюдение здоровьесберегающего режима обучения, учет индивидуальных особенностей развития обучающихся при организации образовательного процесса и др.);

— организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении (организация физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися всех групп здоровья, занятий по лечебной физкультуре в соответствии с медицинскими показаниями по результатам медицинского профилактического осмотра и т.д.);

— организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;

— организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;

— комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников (с особым выделением такого критерия, как наличие системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся с ОВЗ);

— мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников, включая отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся.

Статья 10 Закона города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» № 16 от 28.04.2010 прямо указывает на то, что «государственные образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования осуществляют психолого-медико-педагогическую коррекцию ограничений возможностей обучающихся, направленную на восстановление или компенсацию нарушенных функций» [3]. Тем самым подтверждается целесообразность и необходимость более широкого и активного, нежели сегодня, вклада медицинских работников в поддержание и укрепление обучающихся с ОВЗ.

Предполагаем, что такое взаимодействие может быть реализовано на основе организации в колледжах и техникумах деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), созданного на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от

организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов [5]. Цель ПМПк - обеспечение диагностикокоррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся. Данная форма работы положительно зарекомендовала себя по отношении к учреждениям общего образования и, думается, что знакомство руководящих и педагогических работников учреждений СПО с теми возможностями, которые она открывает, поможет заложить базу для оказания действенных мер комплексной помощи обучающимся с ОВЗ.

В ряду инструментов, позволяющих интегрировать и направить в необходимое русло усилия междисциплинарной команды специалистов учреждения СПО, может быть назван паспорт здоровья обучающегося с ОВЗ, который позволит собирать необходимую информацию о его здоровье (физическое развитие, психоэмоциональное состояние, данные диспансеризации, информация о прививках, медицинских осмотрах и др.). В паспорт должны быть внесены данные медицинского освидетельствования при поступлении в колледж, физиологических особенностях, перенесённых заболеваниях, сведения о семье, успеваемости и личных достижениях. Предполагается, что паспорт будет заполняться обучающимся совместно с родителями, педагогическими и медицинскими работниками, педагогами-психологами, социальными работниками. Обобщенная с помощью такого инструмента оценка состояния здоровья интегрированного в систему профессионального образования контингента лиц с ОВЗ позволит осуществлять мониторинг состояния их здоровья, вносить необходимые изменения в условия обучения, чтобы эффективно обеспечивать сохранение и укрепление здоровья обучаемых, формировать у них культуру здорового и безопасного образа жизни [1, 2].

В заключение отметим, что в настоящей статье проблема медицинского сопровождения рассматривается в неразрывной связи с деятельностью всего педагогического корпуса работников учреждений СПО и родителей обучающихся с ОВЗ. Приглашаем всех заинтересованных лиц к ее обсуждению на страницах журнала.

Библиографический список:

1. Амиридзе С.П. Лица с ограниченными возможностями здоровья: нравственно ли в обществе отношение к ним? //Научные исследования в образовании (Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица»). 2011. №5. С.20-23.

2. Амиридзе С.П. Противодействие распространению ПАВ среди студентов колледжей: ориентация на здоровый образ жизни: учебно-методическое пособие. М.: НИИРПО, 2011.

3. Закон города Москвы от 28.04.2010 №16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (Электронный ресурс: http://www.educom.ru/ ru/documents/prav_akt/moscow_laws/16.pdf, дата обращения: 04.09.2011).

4. Лысенко А.Е. Этюды о реабилитации (Часть I) /Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации: Ежеквартальный бюллетень. 2008. №3 (август). С.4-13.

5. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» (Электронный ресурс: http://www.lawmix.ru/pprf/71491, дата обращения: 04.09.2011).

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части

охраны здоровья обучающихся, воспитанников». (Электронный ресурс: http://www.rg.ru/gazeta/rg/2011/02/16.html, дата обращения: 04.09.2011).

7. Степанова О.А. Модель профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья //В мире научных открытий. 2011. №2.1. С.348-355.

8. Степанова О.А. Пути интеграции профессиональной подготовки и реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в колледжах /Актуальные вопросы профессионального обучения и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья: Сб. статей / Сост. О.А. Степанова; Науч. ред. М.С.Савина. - М.: Типография ООО «ЦВТ «Ориентир», 2009. С.12-18.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, комплексная реабилитация, медицинское сопровождение, педагогика здоровья, паспорт здоровья.

Keywords: people with disabilities, comprehensive rehabilitation, medical support, education health, health passport.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.