Научная статья на тему 'Комплексная реабилитация инвалидов средствами адаптивной физической культуры'

Комплексная реабилитация инвалидов средствами адаптивной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2915
542
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ИНВАЛИДЫ / СРЕДСТВА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Марущак Лилия Александровна

В статье рассматривается комплексная реабилитация инвалидов как основными, так и вспомогательными средствами адаптивной физической культуры и предлагаются педагогические условия ее реализации. Процесс реабилитации инвалидов будет эффективнее при комплексном взаимодействии всех специалистов и отслеживание результатов на каждом этапе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Марущак Лилия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная реабилитация инвалидов средствами адаптивной физической культуры»

УДК 615.825 (075.8)

Л.А. Марущак

КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматривается комплексная реабилитация инвалидов как основными, так и вспомогательными средствами адаптивной физической культуры и предлагаются педагогические условия ее реализации. Процесс реабилитации инвалидов будет эффективнее при комплексном взаимодействии всех специалистов и отслеживание результатов на каждом этапе исследования.

Ключевые слова: педагогические условия, физическая реабилитация, инвалиды, средства адаптивной физической культуры.

По данным Министерства труда и социального развития России около 10% населения составляют инвалиды [2; 3]. Для человека, ставшего инвалидом, начинается новый этап жизни: деформируются привычные жизненные стереотипы, нарушается сложившаяся система социальных контактов, меняется общественный статус личности, появляются барьеры на пути осуществления важнейших биологических и социальных потребностей.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия комплексной реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры.

Методы и организация исследования. Основной базой исследования служило Муниципальное учреждение «Дом-интернат для пожилых и инвалидов «Родник» в г. Нягани Тюменской области. Дополнительной базой выступали отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов «Катарсис» в г. Нягани, клубы для инвалидов «Надежда» и «Искорка» в п. Та-линка Тюменской области.

Для организации и проведения исследования использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, социологический опрос (анкетирование), хронометрирование, анамнез, пульсомет-рия, динамометрия, тонометрия, соматоскопия, соматометрия, тестирование физической активности, интеллекта, психических и физических качеств. Результаты исследования обрабатывались с использованием методов математической статистики, применялись сравнительный анализ, корреляционный и факторный анализ.

В основе принятой нами гипотезы лежит тезис, что комплексная реабилитация инвалидов

средствами адаптивной физической культуры протекает более эффективно при выполнении следующих условий, если:

а) совместная деятельность педагогов, психологов, врачей направлена на физическую, психологическую и социальную реабилитацию инвалидов;

б) определена и экспериментально проверена совокупность форм, методов, средств, способствующая физической, психологической и социальной реабилитации инвалидов;

в) выявлены критерии оценки эффективности комплексной реабилитации инвалидов дома-интерната.

При выделении первого условия мы руководствовались представлением о том, что процесс реабилитации инвалидов должен быть комплексным охватывать все виды реабилитации (физическую, психологическую, социальную и т.д.) при взаимодействии всех специалистов вовлеченных в данный процесс на каждом этапе реализации.

При определении методических механизмов реализации данного условия мы учитывали, во-первых, что инвалиды нуждаются не только в физической реабилитации, задача которой восстановление здоровья больного посредством комплексного использования различных средств, но и психологической реабилитации, направленной на коррекцию психического состояния инвалида, а также формирование его отношения к лечению, врачебным рекомендациям, выполнению реабилитационных мероприятий.

При выделении второго условия мы исходили из того, что основной исследовательской базой бы дом-интернат, где инвалиды помимо существующих заболеваний, которые оказывают существенное негативное влияние на физическое и психологическое состояние, оказались в одиночестве, изолированными от социума, что сказывается на общем состоянии здоровья. Депрес-

302

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© Л.А. Марущак, 2009

сивное психологическое состояние обследуемых - один из факторов, препятствующих комплексной реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры. Мотивация к реабилитации у инвалидов находящихся в домах-интернатах отличается от уровня и содержания мотивации реабилитантов других медицинских и реабилитационных учреждений, а в большинстве случаях вообще отсутствует. Поэтому возникла необходимость в определении форм, методов, средств, способствующих физической, психологической и социальной реабилитации инвалидов учитывающие индивидуальные особенности контингента и условия пребывания.

При выделении третьего условия мы исходили из того, что необходимо выявить критерии оценки эффективности комплексной реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры, а также отслеживание и коррекция полученных результатов на протяжении всего эксперимента.

Выделенные педагогические условия, взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, образуя единый комплекс. На основе данного комплекса была разработана модель комплексной реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры.

Модель представлена тремя взаимосвязанными компонентами: 1) организационным, включающим методологию и педагогические условия комплексной реабилитации инвалидов средствами АФК (логика, принципы, факторы), а также комплексное обследование; 2) содержательно-технологическим, представленным компонентами адаптивной физической культуры (средства, методы, формы) и социально-психологической реабилитацией (реализация второго условия); 3) результативным (реализация третьего условия), включающим повторное комплексное обследование инвалидов (рис. 1).

При создании нашей модели комплексной реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры соблюдены основные педагогические принципы процесса реабилитации, а также мы учитывали весь комплекс морфологических, физиологических, психологических изменений.

Проанализировав работу многих домов-интернатов и клубов для инвалидов, мы сделали вывод, что каждый специалист выполняет свои обязанности, согласно своей специализации не

взаимодействуя с другими работниками и этапами реабилитации. Мы разработали методику согласно которой:

- до начала применения реабилитационных мероприятий нами составлен социальный паспорт инвалида, заполнены индивидуальные карты обследования с показателями соматометрии (антропометрии) и соматоскопии, проведено тестирование комплексной оценки состояния здоровья (способность к самообслуживанию, уровень социальной активности, состояние здоровья по данным о заболеваемости);

- предусмотрено комплексное взаимодействие всех специалистов, систематически уточняются показания и противопоказания к применению одного из видов АФК;

- на всех этапах реабилитационной деятельности предусматривается обращение к личности больного, сочетание биологических и психосоциальных форм лечебного восстановительного воздействия. Взаимозаменяемость одного реабилитационного мероприятия другим согласно режиму дня с учетом индивидуальных особенностей (пожеланий) проживающих не нарушая основных педагогических принципов АФК.

Результаты исследования и их обсуждение. Для характеристики состояния здоровья обследуемых использованы медико-статистические показатели заболеваемости. Основным источником информации при ее изучении являлись медицинские карты. После эксперимента была применена шкала динамики восстановления и возможных исходов заболеваний и проведена оценка функциональных возможностей, результаты представлены на рисунке 2.

С целью изучения уровня алкогольной и никотиновой зависимости инвалидов, было проведено социологическое исследование методами анкетирования и беседы.

2%

□ Улучшение □ Стабилизация □ Ухудшение

Рис. 2. Уровень восстановления функциональной способности

Никотин Алкоголь

■ Употребление никотина до эксперимента 54%

□ Употребление никотина после эксперимента 26%

В Употребление алкоголя до эксперимента 52%

ЕЗ Употребление алкоголя после 21%

Рис. 3. Уровень алкогольной и никотиновой зависимости до и после эксперимента

Анализируя данные рисунка 3, в конце эксперимента прослеживается тенденция снижения количества проживающих употребляющих алкогольную и никотиновую продукцию.

На основании соматоскопии, антропометрии, анкетирования составлены индивидуальные карты обследования, в которых фиксировались данные до и после эксперимента для прослеживания динамики физической реабилитации инвалидов.

Использованы основные антропометрические показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе), сила кистей. Все данные были внесены в индивидуальные карты обследования и высчитаны при помощи индексов, таких как весо-ростовой индекс Кетле, индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана), силовые индексы, показатель крепости телосложения (по Пинье).

Рассмотрим динамику показателей уровня физического развития за период проведения педагогического эксперимента, а также проведём сравнительный анализ темпов прироста показателей, их морфофункционального комплекса.

Согласно результатам исследования, полученных после обработки при помощи выше перечисленных индексов, показатель массы тела в норме только у 5% обследуемых, у 16% сред-

ний, у 16-21% показатели ниже нормы и ниже среднего и у 58% наблюдается чрезмерный вес.

Данные показатели после проведенного эксперимента остались практически на том же уровне, т.е. без изменений. Показатель внешнего дыхания был следующим: норма числа вдохов и выдохов в покое наблюдалась у 55,5% обследуемых, после эксперимента данный показатель улучшился на 12%.

Показатели кистевой динамометрии ниже нормы наблюдаются у 89,5% испытуемых. После эксперимента средний показатель кистевой динамометрии улучшился, прирост на правую руку составил 23 кг, а на левую 15 кг.

Результаты индекса Эрисмана, полученные до эксперимента, свидетельствуют, что у 60% обследуемых показатели ниже нормы. После эксперимента данные результаты значительно не улучшились.

Таким образом, исследования с измерением различных антропометрических показателей у инвалидов при занятии адаптивной физической культурой позволяют контролировать рост и развитие их физической работоспособности.

Для исследования и оценки функционального состояния организма использовались различные функциональные пробы, а именно ортостатическая и клиностатическая, а также проба Ромберга и т.д.

Проводя сравнительный анализ показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС) до и после экс-

х

i га

а *

о о х л

£ а.

До нагрузки после нагрузки после 1 минуты отдыха после 2 минут отдыха после 3 минут отдыха

-♦-До эксперимента 76 107 82 74 76

После эксперимента 73 98 77 74 72

Рис. 4. Динамика приспособляемости к физической нагрузке

перимента, можно констатировать, что произошло урежение ЧСС в покое на 3 у/мин, а после физической нагрузки она стала реже на 9 уд/мин, что свидетельствует об улучшении реакции сердечно-сосудистой системы (ССС) на физическую нагрузку и более быстрым восстановлении после неё (рис. 4).

Изменения ЧСС и уровня артериального давления (АД) возникающие после физической нагрузки, позволяют судить об адаптации к выполненной работе (нагрузке) и об уровне функционального состояния ССС.

На протяжении всего педагогического эксперимента систематически два раза в день фиксировались показатели АД, все данные внесены в индивидуальные карты обследования.

Анализируя данные рисунка 5, можно проследить положительную динамику систолического (САД) и незначительные изменения диастоли-ческого артериального давления (ДАД) после эксперимента.

В результате экспериментальных исследований и наблюдений установлено, что после физи-

50 -45 -40 -35 -30 -25 -20 -1 5 -10 5 0

311

гт

ш

30; 100] (100; 120] (120; 140] (140; 160] (160; 180] (180; 200]

Артериальное давление

□ САД до эксперимента

□ САД после эксперимента

□ ДАД до эксперимента

□ ДАД после эксперимента

У

Рис. 5. Динамика показателей артериального давления до и после эксперимента

[60; 80]

о е; ф

X

о m

с. о ы

Ы тШ

□ Быстрота реакции до эксп ери мен та

□ Быстрота реакции после эксп ери мен та

1 2 34 56 7 8910

Кол-во попыток Рис. 6. Динамика быстроты реакции до и после эксперимента

ческой нагрузки АД повышается, но под влиянием систематических занятий нормализуется.

Из вышеуказанных показателей достоверные различия в приростах подтвердились в показателе ЧСС (р<0,05), а также САД и ДАД (р<0,05).

Обследуемым был предложен тест для определения уровня быстроты реакции. Показатели в норме составили у 20% обследуемых до эксперимента и 30% после.

Как видно из рисунка 6, у обследуемых прослеживается положительная динамика быстроты реакции после эксперимента.

Также в начале и в конце эксперимента проведено тестирование способности к самообслуживанию, результаты которого показывают, что 60% (50% после эксперимента) обследуемых не способны самостоятельно себя обслужить, 30% (40% после) нуждаются в помощи и только 10% обслуживают себя без посторонней помощи.

Количественный анализ прироста физического развития инвалидов за время эксперимента показывает, что достоверное увеличение уровня развития морфофункциональных показателей обусловлен оптимальным объемом нагрузки, соблюдением основных педагогических принципов адаптивной физической культуры.

В итоге проведенного эксперимента выявлен факт положительного влияния различных средств и методов адаптивной физической культуры на комплексную реабилитацию инвалидов, наблюдалось достоверное увеличение показателей веса, САД, ДАД, быстроты реакции, ЧСС после нагрузки. Не было достоверных изменений показателей в пробах Ромберга, кистевой динамометрии, теп-пинг-теста, ЧСС в покое (табл.).

Таким образом, выявленная и теоретически обоснованная совокупность педагогических условий оказывает эффективное влияние на комп-

35

30

25 -

20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 5 -

10

5

0

0

Таблица

Изменение функциональной и физической подготовленности инвалидов до и после педагогического эксперимента

САД мм рт. ст. ДАД мм рт. ст. Проба Ромберга Динамометрия ЧСС ЧСС

Этап тестирования Вес, кг правой руки левой руки Теппинг тест Быстрота реакции в покое, уд/мин после нагрузки, уд/мин

Исходная 66,8 141 84 16,2 20,5 18,9 45,5 2,7 76 107

величина(1) ±1,4 ±7,8 ±1,2 ±1,9 ±1,4 ±1,6 ±1,7 ±0,3 ±1,9 ±0,3

Конечная 67 123 80 16,2 21,8 20 47 3,4 73 98

величина (2) ±1,4 ±2,8 ±1,6 ±1,9 ±1,5 ±1,6 ±1,7 ±0,3 ±1,4 ±1,7

Разница 2 2,2 2 0 -0,65 -0,5 0,625 3,9 1,25 5,3

р <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 <0,05

Примечание. 1 - тестирование до начала педагогического эксперимента; 2 - тестирование по завершении педагогического эксперимента.

лексную реабилитацию инвалидов средствами адаптивной физической культуры. Апробация обозначаемых условий и ее положительные результаты подтвердили достаточность данных условий.

Библиографический список

1. ГрецГ.Н. Технология сохранения и восстановления двигательных возможностей инвалидов и спортсменов-инвалидов средствами физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2005. - .№7. - 42 с.

2. Губарева Т. И. Гуманистически ориентированная педагогическая технология культурно-спортивной работы с инвалидами: Автореф. дис. ... д-ра пед наук. - М., 2001. - 54 с.

3. Жбиковский Я. Физкультура и спорт как средство социальной интеграции и адаптации инвалидов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.,

1994. - 21 с.

4. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.,

1995. - 47 с.

5. Кабанов М.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / М.М. Кабанов, А.В. Личко, В.М. Смирнов. - Л.: Медицина, 1983. - 311 с.

6. Храмов В.В. Институциализация адаптивной физической культуры // Адаптивная физическая культура. - 2007. - №№4 (32). - С. 16-19.

УДК 37.0

И.В. Мизинцева

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

Средствами воспитательного потенциала русской духовной музыки, способными воздействовать на толерантное поведение подростка являются: основные этические категории, проблематика, функции и система музыкально-выразительных средств. Художественное познание русской духовной музыки активизирует деятельность учащихся и закрепляет ценностно-значимый мотив этой деятельности — человеческих взаимоотношений. Под воспитанием толерантного поведения подростка средствами РДМмы понимаем: становление системы осознанных личностных действий подростка, направленных на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей в процессе художественного познания РДМ, основными этапами которого являются: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий.

Ключевые слова: толерантность, толерантное поведение, подросток, средства русской духовной музыки, художественное познание.

Задачей данной статьи является: на основе анализа сущностных характеристик «толерантности», выявления психологических особенностей подростка связанных с толерантным поведением - определить основные этапы процесса воспитания толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки (далее РДМ).

Согласно декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО, толерантность означает уважение, принятие и признание многообразия культур, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности [1].

Педагоги и психологи (А.Г. Асмолов, Г.В. Бе-зюлева Б.З. Вульфов, Н.В. Морозов, П.В. Степанов, Г.М. Шеламова и др.) дают различные толкования понятий «толерантности», «толерантного

поведения» [1]. В словаре по этике под редакцией И.С. Кона «толерантность» рассматривается как «терпимость». Это понятие определяется как «моральное качество, выражающее систему отношений человека к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей» [6]. Важными компонентами толерантности являются: эмпатия (постижение эмоционального состояния, проникновение, то есть понимание человека на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы) и коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, принятие себя и принятие других [1].

Раскрывая сущность толерантного поведения, необходимо уточнить понятие «поведение». В.Г. Крысько рассматривает поведение, как осо-

308

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© И.В. Мизинцева, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.