Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ ПОДРОСТКА В ПЕРИОД КРИЗИСА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ ПОДРОСТКА В ПЕРИОД КРИЗИСА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / КРИЗИС / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМЬЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ADOLESCENCE / CRISIS / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / FAMILY / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / INTEGRATED APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трушкина О.Г., Волкова О.В.

В статье представлен теоретико-методологический анализ кризиса подросткового возраста как объекта психологического вмешательства. Рассмотрены основные проблемы, связанные с кризисом в подростковом возрасте. Проведено изучение особенностей семей, воспитывающих подростков. Выявлены особенности системы детско-родительских отношений. Определены источники проблем во взаимоотношениях подростков и родителей. Обоснована значимость комплексной психологической поддержки семьи подростка в период кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Трушкина О.Г., Волкова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR THE TEEN’S FAMILY DURING THE CRISIS PERIOD: STATEMENT OF THE PROBLEM

The article presents a theoretical and methodological analysis of the crisis of adolescence as an object of psychological intervention. The main problems associated with the crisis in adolescence are considered. A study was made of the characteristics of families raising adolescents. The features of the system of parent-child relationships are revealed. The sources of problems in the relationship between adolescents and parents are identified. The importance of comprehensive psychological support for the teenager's family during the crisis is substantiated.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ ПОДРОСТКА В ПЕРИОД КРИЗИСА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

УДК 159.57

Трушкина О.Г.

выпускник специальности Клиническая психология КрасГМУ

Волкова О.В., ДПсН доцент, профессор кафедры клинической психологии

психотерапии с курсом ПО Красноярский государственный медицинский университет

г. Красноярск, Российская Федерация

КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ ПОДРОСТКА В ПЕРИОД КРИЗИСА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Аннотация: в статье представлен теоретико-методологический анализ кризиса подросткового возраста как объекта психологического вмешательства. Рассмотрены основные проблемы, связанные с кризисом в подростковом возрасте. Проведено изучение особенностей семей, воспитывающих подростков. Выявлены особенности системы детско-родительских отношений. Определены источники проблем во взаимоотношениях подростков и родителей. Обоснована значимость комплексной психологической поддержки семьи подростка в период кризиса.

Ключевые слова: подростковый возраст, кризис, детско-родительские отношения, семья, психологическая поддержка, комплексный подход

Trushkina O.G. student KP 441 graduate of the specialty Clinical Psychology of Krasnoyarsk State Medical University Volkova O. V., doctor of psychology associate professor

Professor of Clinical Psychology and Psychotherapy Department

Krasnoyarsk State Medical University Krasnoyarsk, Russian Federation

COMPLEX PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR THE TEEN'S FAMILY DURING THE CRISIS PERIOD: STATEMENT OF THE PROBLEM

Summary: the article presents a theoretical and methodological analysis of the crisis of adolescence as an object of psychological intervention. The main problems associated with the crisis in adolescence are considered. A study was made of the characteristics of families raising adolescents. The features of the system of parent-child relationships are revealed. The sources of problems in the

relationship between adolescents and parents are identified. The importance of comprehensive psychological support for the teenager's family during the crisis is substantiated.

Keywords: adolescence, crisis, parent-child relationships, family, psychological support, integrated approach.

Вопрос определения возрастных границ подросткового возраста остается актуальным на протяжении многих десятилетий. До настоящего времени в научной литературе отсутствует единая позиция относительно определения границ подросткового возраста. Это обусловлено тем, что основные характеристики биологического и социального развития молодых людей, становление их личности зависят от процесса исторического развития человечества, связаны с неоднородным формированием организма под влиянием различных, в частности, наследственных, социальных, климатических и других причин.

Понятие подросткового возраста происходит от латинского термина adolescere, который переводится как «взрослеющий», «зреющий». История психологии издавна изучает подростковый возраст как особую категорию, учитывая ее особенности. Еще Аристотель делил взросление души и тела на животный этап - с 7 до 14 лет и разумный этап - с 14 лет до 21 года.

Исторически сложилась традиция восприятия подросткового возраста с момента, когда у ребенка появлялись вторичные половые признаки и вплоть до социального взросления, то есть, до выхода замуж для девушек и до призыва на службу или начала трудовой деятельности, либо женитьбы для юношей. Позже в соответствии с медико-биологическими признаками пубертатным периодом признается период появления и развития вторичных половых признаков.

В современной психологической науке подростковый возраст понимается шире, чем пубертатный период, поскольку развитие психических процессов, которые характерны для подростков, происходит и после окончания периода полового созревания. В традиционной классификации подростковый возраст начинается в 11 -12 лет и заканчивается в 16-17 лет. Внутри он разделяется на собственно подростковый (11-15 лет) и раннюю юность (15-17 лет). Обращая внимание на такой критерий, как смена ведущих форм деятельности, Э. Шпрангер определяет границы подросткового возраста 14-17 годами, Д.Б. Эльконин называет подростковым возрастом период от 11 до 17 лет [9, с. 56].

В научной психологической литературе даны разные толкования подростковому возрасту, однако, общим для разных научных толкований является мнение о том, что социализация и физическое взросление представляет собой критический период онтогенеза. Разные авторы по-разному определяют границы начала и окончания кризиса подросткового

возраста, а также по-разному определяют причины появления таких кризисов и путей выхода из них.

По мнению И.В. Дубровиной период подросткового развития - это сплошной кризис независимости подростка, то есть если этот период происходит без конфликтов, то личность не развивается, она как бы остается в ментальной зависимости от взрослых, что приводит в большинстве случаев в особо острым конфликтам в 17-18-летнем возраста, либо, что еще хуже, вообще к отсутствию становления самостоятельной личности, которая так и не развивается и не становится самостоятельной [2, с. 69].

Для каждого периода взросления характерны свои задачи, которые сопровождаются изменениями в структуре его личности, изменением положения в системе социальных ролей в ходе социализации. В трудах автора Е.Л. Солдатовой [6] определены различные кризисные фазы посредством смены особенностей эго-идентичности и различных форм ее реализации: отношения, поддержка, время, ценности, дело. Фаза, предшествующая кризису, которую называет автор предрешенной эгоидентичностью, протекает с приданием идеального представления о будущем, отрицания собственного прошлого, лишней самоуверенностью, в своих силах и средствах. Сама фаза кризиса - фаза диффузной эгоидентичности, описывается как отрицание настоящего, напротив, придания идеальности всему прошедшего и неуверенности в собственных силах и самом себе. Фаза, которая завершает конфликт, сопровождается адаптацией отождествлением настоящего как настоящего, его реальным восприятием, принятием собственного прошлого и уверенностью в будущем, адекватной самооценкой, собственных сил и ресурсов. В этот период наблюдается стабилизация эго-идентичности - стадия моратория - и латентного развития психических.

Теория взросления представлена в трудах З. Фрейда и А. Фрейд, которые связывали фазы, которые проходит подросток, с сексуальным самосознанием себя во взрослом мире, появлении сексуальной энергии на фоне развития физиологических способностей к осуществлению функции репродукции. На фоне физиологических изменений и смены социальной поли личность выходит из равновесия, что приводит к кризисам и появлении внутриличностного конфликта [8, с. 113].

Для подростка семья является основой для его развития, социализации, приобретения первичных навыков исполнения различных социальных ролей. Для когнитивного и эмоционального развития подростка базой являются отношения с родственниками и родителями, - именно они формируют его дальнейшее отношение к окружающей среде. Даже во взрослом возрасте образ семьи для человека является ведущим и определяющим в части формирования его отношения со всеми окружающими. Мир, который формируется в глазах подростка, начинается с образа семьи, который формируется перед его глазами.

Имеются наблюдения о том, что в разных типах семей у подростков в течение возраста формируются разные образы семей. То есть в разных типах семей социализации личности подростка и формирование у него разных моделей поведения в тех или иных ситуациях, разных типов социальных ролей. Стиль отношений в семье является определяющим для формирования личности подростка. Автор М. Мид писала по этому поводу, что семейные отношения, которые формируют личность, во многом сформированы историческими и культурными традициями данного конкретного социума, в условиях которого проживает конкретная семья.

Гуманистическая теория социализации личности исходит из того, что подросток - уже сложившаяся система внутренних переживаний, который испытывает на себе корректирующее влияние внешних факторов и изменяется под их воздействием. Роль взрослых в взрослении и становлении личности подростка огромна, задача взрослых - помочь личности взрослеть адекватно ситуации без критических переживаний сложных моментов.

В теории социализации личности есть понятие родительских установок - это те аксиомы, которые родители прививают своим детям, а также родительские отношения, под которыми понимается модель восприятия ребенка родителями и модель отношения и взаимодействия с ним. В отношениях наиболее важна эмоциональная, коммуникативная и социальная ролевая составляющие.

По мнению авторов А.А. Бодалева и В.В. Столина под родительскими отношениями следует понимать устойчивое восприятие родителями своего ребенка с позиции эмоционального и ценностного элементов [5, с. 81]. Автор А.Я. Варга определила родительские отношения как совокупность чувств, эмоций, коммуникаций, иных актов поведения родителей к своему ребенку, уровень его принятия [1, с. 80]. В концепции О.А. Карабановой родительские отношения имеют трехмерную структуру: эмоции (принятие или неприятие), уровень социальной дистанции в коммуникации и уровень контроля за его поведением. В зависимости от сочетания эти компонентов выделяются различные модели родительского отношения [4, с. 54].

Близким термином к термину родительских отношений является понятие родительских чувств. Здесь авторы выделяют понятие родительский любви, уровень принятия личности ребенка, положительное отношение к нему, степень тревожности за него и т.д.

Важным термином в характеристике взаимоотношений между родителями и подростками играют социальные родительские установки, которые понимаются как базовые непреложные истины, которые были даны родителями своим детям как неоспариваемые положения, исходя из которых строятся все дальнейшие социальные и эмоциональные связи.

Понятие родительской установки содержится в работах А.И. Захарова, который понимает под ней модели родительского поведения и реакций и стандартных типовых ситуациях [3, с. 59]. То есть родительская

установка - это некоторая заданная модель родительского поведения в определенных стандартных жизненных социальных и эмоциональных ситуациях.

Более широким термином является понятие родительской позиции, которую, например, автор А.С. Спиваковская толкует как направленность сознательной и бессознательной оценки ребенка, которая отражается на взаимодействии его с родителями [7, с .20]. Как пишут авторы В.В. Столин и А.А. Бодалев, родительская позиция представляет собой совокупность эмоциональных установок, которые определяют отношение родителей к детям и поведенческие модели взаимодействия [5, с. 23].

Аналогичную терминологию можно встретить в работах А.Я. Варга, которая под родительской позицией понимает тройственную структуру: эмоции к ребенку, стиль общения с ним и стиль поведения с ним [1, с. 74]. В соответствии с трактовкой О.Н. Карабановой под родительской позицией можно понимать совокупность установок, отношений родителя к своему ребенку исходя из традиций семейных отношений, принятых в данном социуме [4, с. 55].

Источником проблем во взаимоотношениях подростков и родителей является непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т.п. Родители зачастую не учитывают в практике воспитания быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, и пытаются сохранить «детские» формы контроля (гиперопека, постановка целей в форме жесткого императива). Именно поэтому семья подростка в период кризиса нуждается в комплексной психологической поддержке.

Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и формирования личности ребенка, приводит к росту социально-средовой дезадаптации детей и подростков. Под социальной дезадаптацией индивида надо понимать неспособность индивида отвечать адекватным образом на предъявляемые к нему требования, основанные на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому месту в конкретной системе сложившихся межличностных взаимоотношений. В том числе его неспособность применять на практике общественно и исторически сложившиеся способы деятельности, овладение которыми соответствует индивидуальным возможностям личности и является необходимым условием для удовлетворения ею собственных потребностей (в широком смысле слова) [6, с. 24].

Итак, анализ современного состояния общества и семьи показывает, что родители зачастую неспособны создать благоприятные условия для развития подростка, эта неспособность приводит к проблем социального и психологического характера. В психологических и педагогических

исследованиях констатируются факты ослабления роли современной семьи, с одной стороны, и факты усиления влияния семьи на формирование личности подростка с помощью семейного консультирования и воспитания родителей - с другой.

Необходимость комплексной психологической поддержки семьи подростка в период кризиса зачастую связана с ослаблением семьи и неспособностью родителей воспитывать подростков согласно требованиям современного общества. Общепризнано, что общение является одним из основных факторов формирования личности, особенно это касается кризисных периодов развития, поэтому для полноценного развития подростков огромную роль играет готовность родителей к кризису возрастного развития ребенка, в частности к кризису подросткового возраста.

Использованные источники:

1. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: дис. ... канд. психол. наук / А.Я. Варга. - М., 1986. - 206 с.

2. Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. М.: Педагогика, 1987. - 181 с.

3. Захаров, А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / А.И. Захаров // Вопросы психологии. - 1982. - № 1. - С. 59-68.

4. Карабанова, О.А. Детско-родительские отношения как фактор профессионального самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте / О.А. Карабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 3. С. 54-62.

5. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

6. Солдатова, Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография / Е.Л. Солдатова. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 267 с.

7. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 160 с.

8. Фрейд, А. Детский психоанализ / А. Фрейд. - СПб. : Питер, 2004. - 477 с.

9. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. М.: Институт практической психологии, 1995. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.