ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
EDUCATIONAL SPACE OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS
УДК 378.016:796.5
ББК 75. 812.1
Б 43
Е.А. Белоцерковец
Старший преподаватель кафедры сервисной деятельности и туризма Негосударственного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский социально-экономический институт»; E-mail: [email protected]
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ ПОДГОТОВКА КАК АСПЕКТ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ КАДРОВ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В статье раскрыты аспекты формирования специалиста туристского профиля посредством профессионально-прикладной и туристско-экскурсионной подготовки на примере пеших походов. Объектом исследования явился педагогический процесс профессионально-прикладной физической подготовки специалистов социально-культурного сервиса и туризма. Предмет исследования: профессионально-прикладная физическая подготовка и ее разновидность -
профессионально-педагогическая туристско-экскурсионная подготовка как вариант использования профессионально-прикладной физической подготовки и инструмент формирования подготовки специалистов данного профиля.
Ключевые слова: формирование специалиста, профессионально-прикладная физическая
подготовка, профессионально-педагогическая туристско-экскурсионная подготовка.
E.A. Belotserkovets
Senior Lecturer of Service Activity and Tourism Department of Non-State Private Educational Institution of Professional Higher Training “The Kuban Social and Economic Institute”; E-mail: albelotserkovets@mail. ru
COMPLEX PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL PHYSICAL AND TOURIST-EXCURSION TRAINING AS AN ASPECT OF OPTIMIZATION OF FORMATION OF THE
TOURIST PERSONNEL
Abstract. The paper uncovers aspects of formation of the expert of a tourist profile by means of professional-applied and tourist-excursion training using an example of the pedestrian campaigns. The object of research is a pedagogical process of professional-applied physical training of experts of social-cultural service and tourism. The subject of research: is a professional-applied physical training and its version, namely: professional-pedagogical tourist-excursion training as a variant of use of professional-applied physical training and the tool of training of experts of this profile.
Keywords: formation of the expert, professional-applied physical training, professional-pedagogical tourist-excursion training.
Утверждение Сочи в качестве столицы зимних Олимпийских игр 2014 года резко ускорит создание в Краснодарском крае курорта мирового уровня с круглогодичным функционированием, который потребует для своего обслуживания множество квалифицированных специалистов, обслуживающих туризм, рекреацию, физическую
культуру и спорт.
Это обуславливает необходимость коррекции всей системы профессионального образования специалистов для южных курортов страны, которые, по мнению Ю.С. Тюнникова[1], по состоянию здоровья, личностным и деловым качествам, своему техническому оснащению должны приблизиться к уровню своих европейских коллег.
Анализ широкого спектра теоретических и научно-практических источников по вопросам совершенствования профессионального образования позволяет заключить, что в основных направлениях перестройки высшей школы большое значение придается практической подготовке студентов, активизации их познавательной деятельности путем перенесения части учебного процесса на конкретную профессиональную деятельность [2].
В условиях все возрастающих требований к профессиональной модели специалиста социально-культурного сервиса и туризма необходимо уже в ВУЗе вооружать студентов практическими умениями. Между тем ещё недостаточно изучены динамика и особенности формирования умений у студентов туристских факультетов в течение всего периода обучения, отсутствуют научно обоснованные методические рекомендации, раскрывающие технологию непрерывного формирования умений [3].
Обилие фактологии и недостаток обобщающих работ в области разработки квалификационной характеристики специалиста социально-культурного сервиса и туризма является одной из основных причин неполной научной разработанности учебных планов и программ специальной подготовки в туризме.
Отсюда вытекает актуальность темы исследования, в котором потенциальное решение проблемы заложено в оптимизации процесса преподавания дисциплин, входящих в учебный план подготовки специалистов социально-культурного сервиса и туризма в Кубанском социально-экономическом институте (КСЭИ).
Объектом исследования явился педагогический процесс профессионально-прикладной физической подготовки специалистов социально-культурного сервиса и туризма.
Предмет исследования: профессионально-прикладная физическая подготовка и ее разновидность - профессионально-педагогическая туристско-экскурсионная подготовка как вариант использования профессионально-прикладной физической подготовки и инструмент формирования подготовки специалистов данного профиля.
Цель исследования - разработка теоретико-методических основ совершенствования технологии подготовки специалистов социально-культурного сервиса и туризма посредством профессионально-педагогической туристско-экскурсионной подготовки.
Предполагалось, что активное применение средств профессионально-прикладной физической подготовки и ее специфической разновидности - профессиональнопедагогической туристско-экскурсионной подготовки должно способствовать более качественному формированию специалиста социально-культурного сервиса и туризма, в том числе с акцентом на значительное усиление аттрактивности учебных дисциплин. На этой основе планировалось разработать более эффективную технологию профессиональноприкладной физической подготовки специалистов данного профиля в условиях вхождения учебного пространства России в Болонский процесс.
Организация исследования. Исследование проводилось в 3 этапа в период с 2005 по 2009 г. Основной базой многолетних исследований явился Кубанский социальноэкономический институт (далее КСЭИ).
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и использовании системы совершенствования технологии подготовки специалистов социальнокультурного сервиса и туризма инструментами профессионально-прикладной физической подготовки и ее составляющей профессионально-педагогической туристской подготовки.
При планировании деятельности по физическому воспитанию посредством одной из разновидностей спортивного туризма - пешеходного были соблюдены все общеметодические и специфические принципы, регламентирующие данный вид деятельности. Занятия строились на принципах сознательности и активном вовлечении студентов в учебный
процесс, сознательном стимулировании инициативности, самоанализа, самоконтроля и самокорректировки в ходе занятий [4]. Реализовывались также принципы наглядности, доступности и индивидуализации. Все это было выстроено в систему физической подготовки специалистов сервиса и туризма. Так на первом курсе профессионально-прикладной туристской подготовке уделяется 16% от часового бюджета учебно-тренировочных занятий, в 3 и 4 семестрах эта цифра возрастает до 31%, а на 3 курсе доля профессионально-прикладной туристской подготовки составляет почти половину (47%) от часового фонда учебнотренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура». В дальнейшем профессионально-прикладная туристская подготовка занимает порядка 80% от общего времени, уделяемого физическому воспитанию студентов. Принцип цикличности и возрастной адекватности выражается в четко регламентированном проведении занятий по профессионально-прикладной физической подготовке и строго определенном объеме физических нагрузок в процессе выездных практических занятий.
Занятия по профессионально-прикладной туристской подготовке проводились в течение всего периода обучения студентов. Далее на старших курсах данная система продолжена в виде специфической формы выездных практических занятий пешеходным туризмом, учебное время на которые выделяется за счет ряда учебных дисциплин специализации. Основная цель таких занятий - поддерживать на необходимом уровне и совершенствовать приобретенные ранее профессиональные туристские физические навыки, а также повышать уровень профессиональных туристских знаний и умений. Большинство студентов старших курсов уже осознают важную роль данного вида занятий для последующей профессиональной деятельности. Благодаря этому уровень мотивации к данному виду деятельности достаточно высок, что практически не требует от преподавательского состава усилий по стимулированию обучающихся к участию в выездных практических занятиях. Таким образом, наблюдается практически стопроцентная посещаемость данных занятий и высокий уровень усвояемости полученных в ходе выездных практических занятий знаний.
Методической основой проведения выездных практических занятий выступают комплексы задач, определенные рабочими программами ряда дисциплин, имеющих непосредственное отношение к формированию системы мышления социально ориентированного специалиста туризма. Базовой дисциплиной методики выступает «физическая культура». Опираясь на требования учебно-методических комплексов, а также государственного образовательного стандарта по данной специальности, для каждого занятия разрабатывается программа. Программа для каждого выездного практического занятия раскрывает цели и задачи практического экскурсионного занятия, определяется перечень знаний, умений и навыков, формирование которых планируется в процессе занятия. Поскольку система выездных практических занятий представляет собой единый комплекс практической профессионально-прикладной, экскурсионной и педагогической подготовки специалиста по туризму, то соблюдается принцип преемственности, согласно которому для студентов младших курсов наиболее значима успешность выполнения заданий и их привлекательность, что связано с непростым процессом адаптации студента к профессиональной туристской деятельности [5]. Таким образом, для студентов младших курсов в большей мере задания должны носить репродуктивно-обучающий характер. Они детализируются, поскольку студенты еще не могут расчленить их на действия и самостоятельно расставить акценты на наиболее сложные моменты. Итак, педагогическая деятельность на выездных практических занятиях для студентов младших курсов носит обучающий характер, предусматривает конкретные и подробные объяснения выполнения различных действий на пешем маршруте. Самостоятельная работа на этом этапе заключается в анализе выездов и сборе информации по оптимизации движения по маршрутам.
На старших курсах по результатам анкетирования ведущее значение приобретают творческие задания, выполнение которых активизирует эвристические способности студента, они формируют его будущий профессиональный стиль, дают возможность самостоятельно
преодолевать определенные трудности, возникающие в процессе подготовки, проведения и анализа выездных практических занятий. Поэтому для старшекурсников широко используются вариативные творческие задания, как-то: разработка новых и
усовершенствование тематических экскурсий, модификация существующих маршрутов и оптимизация движения по ним.
Основными методами формирования профессиональных умений и навыков на выездных практических занятиях являются: система заданий студентам по профилю экскурсии или пешего похода, в процессе которых они приобретают опыт практической деятельности по подготовке и проведению экскурсий по пешим маршрутам; самостоятельная деятельность студентов по овладению методическими приемами показа и рассказа на экскурсиях, техникой движения по маршруту; консультации преподавателей по корректной и эффективной деятельности на маршруте; коллективное обсуждение и анализ выездных практических занятий.
Отмечается достаточно высокий уровень усвоения информации студентами. Данное обстоятельство объясняется особенностями преподнесения учебного материала: наглядностью, возможностью приобретения практических навыков. Необходимо отметить также интеграционный характер данных занятий. В ходе выездных практических занятий студентам демонстрируется туристский продукт для социального вида туризма в виде программы посещения тех или иных объектов, в результате потребления которого учащиеся осваивают навыки по организации и реализации основных элементов туристских услуг: размещению, питанию, перевозке, аттракции. Таким образом, достигается комплексность в изучении дисциплин, позволяющая сформировать определенную систему представлений о знаниях и умениях работника туристской отрасли. Это, в свою очередь, служит действенным инструментом интеллектуализации учебного процесса, протекающего в форме выездных практических занятий [6].
Занятия такой формы несут в себе и большую воспитательную функцию, которая заключается в формировании потребности у будущих специалистов сервиса и туризма в физической активности, что значительно повышает в дальнейшем уровень их трудоспособности.
В результате лонгитюдного педагогического эксперимента (5 лет) студентов экспериментальных групп (п=170) вышеозначенного учебного заведения были выявлены положительные достоверные изменения в физической подготовленности и физическом развитии, о чем свидетельствуют данные, представленные в таблицах 1 и 2.
Таблица 1.
Динамика показателей физического развития юношей и девушек факультета социальнокультурного сервиса и туризма (экспериментальная группа).
№пп антропометрический показатель ед. измерения пол до Х± m после Х± m t Р
1 Индекс Кетле (г./см.) Ю 379,79±5,52 397,65±1,77 3,07 <0,05
Д 361,51±5.98 372,44±3,33 1,59 >0,05
2 Окружность грудной клетки, см. Ю 87,30±1,37 93,00±1,06 3,27 <0,05
Д 85,15±1,31 90,48±1,49 2,68 <0,05
3 ЖЕЛ, см3 Ю 4483,50±97,57 4788,70±22,00 3,05 <0,05
Д 3261,00±89,86 3605,50±64,04 3,12 <0,05
4 Сила правой кисти, кг. Ю 44,40±1,61 50,00±1,19 2,79 <0,05
Д 29,00±0,60 34,40±2,20 5,87 <0,05
5 Сила левой кисти, кг. Ю 35,80±2,23 44,40±1,11 3,44 <0,05
Д 26,40±1,33 32,30±0,98 3,56 <0,05
6 Становая сила, кг. Ю 135,70±2,59 148,50±1,79 4,05 <0,05
Д 123,40±2,10 131,80±1,75 3,06 <0,05
Таблица 2.
Динамика показателей физической подготовленности юношей и девушек факультета социальнокультурного сервиса и туризма (экспериментальная группа).
Физ. качества показатель ед. измерения пол до эксперимента Х± m после эксперимента Х± m t Р
1. Скоростные Бег 100м., (с) Ю 14,02±0,17 13,31±0,14 3,20 <0,05
Д 16,94±0,89 15,52±0,31 4,35 <0,05
2. Скоростносиловые Прыжок в длину с места, (см) Ю 198,00±2,66 233,8±3,16 8,64 <0,05
Д 163,34±0,88 180,92±3,28 5,17 <0,05
3. Выносливость Бег ю. - 3000 м., дев. -2000 м., (мин) Ю 13,12±0,17 12,32±0,11 3,85 <0,05
Д 11,22±0,13 10,41±3,28 4,93 <0,05
4. Силовые Подтягивание на высокой перекладине, (кол-во раз) за 30 сек Поднимание-опускание туловища, (кол-во раз) за 30 сек Ю 5,33±0,47 11,86±0,63 8,19 <0,05
Д 14,42±0,66 20,11±$0,53 6,79 <0,05
5. Координацион но-скоростные Челночный бег 3х10 м., (с) Ю 9,16±0,16 7,08±0,20 7,83 <0,05
Д 10,78±0,22 8,87±0,21 6,19 <0,05
6. Гибкость Наклон вперед из положения «сед на полу», (см) Ю -1,90±1,08 0,13±0,85 1,49 >0,05
Д -0,5±0,85 3,11±0,90 2,91 <0,05
Краткий обзор данных контрольной группы студентов, занимавшихся традиционными видами профессионально-прикладной физической подготовки, свидетельствует о недостоверных изменениях уровня физической подготовленности как у юношей, так и у девушек. Стоит отметить, что наиболее существенные изменения у студентов экспериментальной группы произошли в показателях физической подготовленности. Очевидно, что при целенаправленных занятиях подобранными нами упражнениями и пешим туризмом в студенческом возрасте наибольшие сдвиги могли произойти в плане физической подготовленности, а не в физическом развитии. Это согласуется с основными положениями теории и методики физического воспитания о гетерохронности физического развития человека и развития двигательных качеств [7].
Выводы:
1. Процесс подготовки специалистов социально-культурного сервиса и туризма не в полной мере обеспечен программно-методическими документами по профессиональноприкладной туристско-экскурсионной подготовке как части профессионально-прикладной физической подготовки. Программы, как и сущность традиционного вузовского педагогического процесса, не содержат в себе серьезных предпосылок для целенаправленного развития у студентов профессионально-педагогических туристско-экскурсионных навыков.
2. Комплексные занятия по профессионально-педагогической туристско-экскурсионной подготовке как элемента профессионально-прикладной физической подготовки позволяют повысить уровень его профессиональной подготовленности на фоне значительной интеллектуализации процесса подготовки специалиста туристского профиля.
Основными особенностями развития профессионально-педагогических и туристско-экскурсионных навыков у студентов туристского профиля как основы формирования базовых компетенций специалиста являются:
- базовый элемент предлагаемой нами системы - учебная дисциплина «Физическая культура» и ее особая часть, посвященная профессионально-прикладной физической
подготовке;
- система профессионально-педагогической туристско-экскурсионной подготовки по специальной технологии с включением пеших походов, что является наиболее адекватным средством формирования специальных умений и навыков у будущего специалиста туристской сферы за счет высокого уровня мотивации студентов к получению знаний, приобретению умений, формированию и удовлетворению потребностей в физической активности и самосовершенствования;
- процесс профессионально-педагогической туристско-экскурсионной подготовки должен основываться на деятельностном подходе к обучению.
3. Разработанная программа профессионально-педагогической туристско-экскурсионной подготовки специалиста туристского профиля, на наш взгляд, должна содержать следующие компоненты:
- базовая физическая подготовка студентов с применением принципа постепенного наращивания развивающее-тренирующих воздействий для подготовки к совершению пеших походов;
- комплексность профессионально-педагогической туристско-экскурсионной подготовки заключается в интеграции ряда специальных учебных дисциплин в подготовке методического обеспечения комплексных практических выездных занятий, в том числе пеших походов;
- система заданий к выездным практическим занятиям предусматривает взаимосвязь следующих видов заданий, способствующих формированию профессионально значимых умений и навыков: комплексные задания организационно-подготовительного характера; задания содержательно-процессуального и контрольно-оценочного характера;
- целевое назначение должно определять специфические задачи занятий на разных этапах профессионально-педагогической туристско-экскурсионной подготовки: для студентов младших курсов обучение и формирование навыка к самостоятельному анализу, для старшекурсников - активизация эвристических способностей обучаемого.
Примечания:
1. Тюнников Ю.С. Социокультурное и педагогическое проектирование: проблемы и перспективы интеграции // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах: материалы Междунар. науч.-метод. конф. Сочи, 1998. С. 21-25.
2. Белоцерковец Е.А., Удовенко И.Л., Попов Л.Д. Инновационные тенденции профессионально-прикладной физической культуры // Курорты, сервис, туризм. 2007. № 3. С. 56-62.
3. Долгополов Л.П. Эвристика в творчестве педагога туристского вуза // Международный форум Туризм: наука и образование: сб. материалов науч. конф., 19-21 апреля 2007 г., Москва. Вып. Научные, образовательные и региональные проблемы в туризме. М.: Турист, 2007. С. 279-287.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: введение в предмет. СПб.: Лань, 2004. 160 с.
5. Агапов А.М. Профессионально-педагогическая адаптация студентов туристского вуза к практике // Международный форум Туризм: наука и образование: сб. материалов науч. конф., 19-21 апреля 2007 г., Москва. Вып. Культурный туризм в целях мира и развития. М.: Турист, 2007. С. 187189.
6. Квартальнов В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристской деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000. -382 с.
7. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической
технологии формирования физической культуры личности // ФК: воспитание, образование,
тренировка. 2001. № 3. С. 2-7.