Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА'

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
общеобразовательные учреждения различного типа / условия обучения / организация учебно-воспитательного процесса / general education establishments / schooling conditions / organization of a teaching-and-educational process

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — T.Р. Зулькарнаев, И.Ф. Тимербулотов, Р.А. Ахметшина, Е.А. Поварго, Р.Н. Зигитбаев

В результате комплексной оценки общеобразовательных учреждений города выявлено, что условия обучения во многих из них не отвечают требованиям гигиены и естественно-научным основам возрастной психофизиологии. Только во введенных в эксплуатацию в последние годы школах условия обучения признаны допустимыми, и при устранении недостатков в организации учебно-воспитательного процесса они могут стать оптимальными. В остальных школах, построенных ранее, условия умеренно опасные. Режим и организация учебно-воспитательного процесса имеют более значительные отклонения в инновационных школах по сравнению со средними общеобразовательными. Также в инновационных школах чаще отмечаются недостатки в организации медицинского обеспечения. Нивелирование отрицательного влияния повышенных нагрузок в инновационных школах возможно при активном внедрении в учебный процесс здоровьесберегающих и оздоровительных технологий, в осуществлении которых должны участвовать педагоги и медицинские работники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — T.Р. Зулькарнаев, И.Ф. Тимербулотов, Р.А. Ахметшина, Е.А. Поварго, Р.Н. Зигитбаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED ASSESSMENT OF EDUCATIONAL CONDITIONS IN GENERAL EDUCATION ESTABLISHMENTS OF DIFFERENT TYPES

The integrated assessment of urban general educational establishments has revealed that teaching conditions at most of them do not meet the requirements of hygiene and the natural science bases of age-related psychophysiology. Only at the recently commissioned schools, the teaching conditions are recognized to be acceptable and they may become optimal on remedying flaws in the organization of a teaching-and-educational process. The conditions at other earlier built schools are moderately hazardous. The routine and organization of a teaching-and-educational process have more significant deviations at innovational schools than those at secondary general education ones. Disadvantages in the organization of medical provision are more frequently observed at innovational schools too. The negative impact of higher loads at innovational schools can be leveled, by actively introducing into an educational process the health preserving and health-improving technologies that should be employed by teachers and medical workers.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА»

торов внутришкольной среды в формировании психической дезадаптации школьников.

2. В сложившихся условиях необходимы дальнейшие исследования данной проблемы, поиск наиболее эффективных и приемлемых механизмов оптимизации учебной нагрузки с целью профилактики психической дезадаптации школьников.

Литература

1. Антропова М. В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В. и др. // Здравоох. Рос. Федерации. — 1997. — № 3. — С. 29— 33.

2. Бруй Б. П., Дмитриев В. И., Булыгин М. М. Ц Здра-воохр. Рос. Федерации. — 1999. — № 2. — С. 41—47.

3. Вишневская Е. Л., Широкова Т. И., Мирская Н. Б. и др. // Школа здоровья. — 1996. — Т. 3, № 4. — С. 98-99.

4. Глушкова Е. К., Доскин В. А., Сорокина Т. И. // Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков. — М., 1987. — С. 153.

5. Громбах С. М. Школа и психическое здоровье учащихся. - М„ 1988.

6. Жариков Н. М., Логинова М. С., Лебедев М. А. Пограничные нервно-психические расстройства. — М., 1983. - С. 54-57.

7. Калиберный В. В., Сайкинова Н. И., Чернышова Э. С., Ткаченко М. Е. // Гигиена детей и подростков — важнейшее звено профилактической медицины. — М„ 1989. - С. 97-98.

8. Каневская Л. Я., Шелонина О. А. // Школа здоровья. - 1996. - Т. 3, № 4. - С. 36.

10. Ляхович А. В., Маркова А. И. // Гиг. и сан. — 1994. - № 7. - С. 47-50.

11. Маймулов В. Г. Профилактика донозологических изменений в системе окружающая среда—здоровье населения. - СПб., 1991. - С. 19-24.

12. Мокеева M. М., Сетко И. П., Бейлин С. М. // Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. - М., 2007. - С. 156-157.

13. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: Руководство для врачей / Баранов

A. А., Кучма В. Р., Сухарева J1. М. и др. - М„ 2004.

14. СанПиН 2.4.2.1178—02. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. — М., 2002.

15. Сердюковская Т. Н., Сапожникова Г. М., Белявская

B. И., Шаршаткина Г. А. // Гиг. и сан. — 1993. — № 8. - С. 45-48.

16. Сухарев А. Г., Каневская Л. Я. Комплексная оценка условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении: Метод, пособие. — М„ 2002.

17. Ястребов Г. Г., Ершова Т. Н., Новичкова П. И., Айди-нов Г. В. // Региональные проблемы профилактической медицины: Международная конф. — Великий Новгород, 1999. - С. 9-10.

18. Der Karabetian A., Stephenson К., Poggi T. // Percept. Mot. Skills. - 1996. - Vol. 83, N 2. - P. 541-562.

19. Duncan D. F., Bomar G. J., Nicholson T. et al. // Psychol. Rep. - 1995. - Vol. 77, N 1. - P. 205-206.

20. My rte k M., Weber D., Brugner G., Muller W. // Biol. Psychol. - 1996. - Vol. 42, N 3. - P. 379-391.

9. Кучма В. P. // Гиг. и сан. — 1996. — № 2. — С. 40—43. поступила зо.м.ов

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2009 УДК 613.955(1-21)

Т. Р. Зулькарнаев', И. Ф. Тимербулатов2Р. А. Ахметишна3, Е. А. Поварго4, Р. Н. Зигитбаев5, Р. Ф. Тимербулатов6

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет, Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, Уфа

'профессор, зав. каф. обшей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МГ1Ф БГМУ Росшрава (т. 8(347)272-82-06), 'старш. преподаватель каф. обшей m гиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МПФ БГМУ Росэлрава (e-mail: IFTdoc©mail.ru), 'начальник отдела по контролю за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребиадзора по РЬ (т. 8(347)223-94-01), 'доцент каф. обшей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МПФ БГМУ Росздрава (т. 8(347)272-82-06), 'ассистент каф. обшей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МПФ БГМУ Росирава (т. 8(347)272-82-06)

В результате комплексной оценки общеобразовательных учреждений города выявлено, что условия обучения во многих из них не отвечают требованиям гигиены и естественно-научным основам возрастной психофизиологии. Только во введенных в эксплуатацию в последние годы школах условия обучения признаны допустимыми, и при устранении недостатков в организации учебно-воспитательного процесса они могут стать оптимальными. В остальных школах, построенных ранее, условия умеренно опасные. Режим и организация учебно-воспитательного процесса имеют более значительные отклонения в инновационных школах по сравнению со средними общеобразовательными. Также в инновационных школах чаще отмечаются недостатки в организации медицинского обеспечения. Нивелирование отрицательного влияния повышенных нагрузок в инновационных школах возможно при активном внедрении в учебный процесс здоровьесберегающих и оздоровительных технологий, в осуществлении которых должны участвовать педагоги и медицинские работники.

Ключевые слова: общеобразовательные учреждения различного типа, условия обучения, организация учебно-воспитательного процесса

Zulkarnayev T. R., Timerbulatov I. F., Akhmetshina R. A., Povargo Ye. A., Zigitbayev R. N.. Timerbulatov R. F. INTEGRATED ASSESSMENT OF EDUCATIONAL CONDITIONS IN GENERAL EDUCATION ESTABLISHMENTS OF DIFFERENT TYPES

The integrated assessment of urban general educational establishments has revealed that teaching conditions at most of them do not meet the requirements of hygiene and the natural science bases of age-related psychophysiology. Only at the recently commissioned schools, the teaching conditions are recognized to be acceptable and they may become

:ена и санитария г/2009

optimal on remedying flaws in the organization of a teaching-and-educationaI process. The conditions at other earlier built schools are moderately hazardous. The routine and organizfltion of a teaching-and-educational process have more significant deviations at innovational schools than those at secondary general education ones. Disadvantages in the organizfltion of medical provision are more frequently observed at innovational schools too. The negative impact of higher loads at innovational schools can be leveled, by actively introducing into an educational process the health-preserving and health-improving technologies that should be employed by teachers and medical workers.

Key words: general education establishments, schooling conditions, organization of a teaching-and-educational process

В современных социально-экономических условиях существенно возросло количество внутри-школьных факторов, воздействующих на здоровье учащихся. К традиционным факторам, связанным со световой обстановкой, воздушной средой, используемой школьной мебелью, прибавились новые, обусловленные интенсификацией учебного процесса, в том числе с использованием новых информационных технологий [2, 6, 7]. Все это привело к тому, что существующие условия обучения во многих общеобразовательных учреждениях не отвечают требованиям гигиены и естественно-науч-ным основам возрастной психофизиологии [1,3, 5]. Принимая во внимание, что большую часть дня школьники проводят в общеобразовательных учреждениях и доля факторов внутришкольной среды составляет не менее 20% от всей совокупности внешних факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся, становится очевидным негативное воздействие неудовлетворительных условий воспитания и обучения на функциональное состояние и здоровье школьников [4, 6].

Материалы и методы

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в 2006—2007 учебном году была проведена плановая проверка 150 общеобразовательных учреждений Уфы на соответствие СанПиН 2.4.2.1178—02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях". Комплексную оценку условий воспитания и обучения детей и подростков по методике, предложенной А. Г. Сухаревым, JI. Я. Каневской [6], провели в 21 общеобразовательном учреждении города: 12 средних общеобразовательных школах и 9 общеобразовательных учреждениях инновационного типа (5 лицеев и 4 гимназии). Степень риска влияния условий обучения на здоровье учащихся оценивали с учетом критериальных признаков по 10 группам показателей по трехуровневой шкале: риск не выражен, слабая степень риска, сильная степень риска. Общая сумма баллов по всем 10 показателям позволила ранжировать обследованные общеобразовательные учреждения по степени их опасности для состояния здоровья детей и подростков.

Результаты и обсуждение

В структуре общеобразовательных учреждений Уфы основная доля приходится на средние общеобразовательные школы (59%), гимназии (12,4%), лицеи (8,7%), начальные школы (2,5%), негосударственные (1,9%), неполные средние школы (0,6%).

В общеобразовательных учреждениях Уфы в 2006—2007 учебном году обучались 103 424 ребенка. Обеспеченность школьными местами на 1000 населения Уфы составила 85,3. Вместимость превышала нормативную на 25—70% в 61% школ города.

По уровню санитарно-эпидемиологического благополучия образовательные учреждения Уфы распределились следующим образом: к 1-й группе отнесены 35,4%, ко 2-й — 57,8% и к 3-й - 6,8%, при этом за отчетный год в городе отмечено незначительное увеличение числа санитарно благополучных объектов с 34,4 до 35,4% за счет снижения удельного веса объектов, относящихся к 3-й группе, и сдачи в эксплуатацию новых школ. Наибольшее количество учреждений, относящихся к 3-й группе (неудовлетворительные условия обучения), отмечено среди начальных (25%) и других типовых школ (16,6%).

Большинство школ города построено до 1960 г. Эти школы не имеют необходимого набора помещений: недостаточно классных комнат, лаборантских при кабинетах, мастерских, спортивных и актовых залов. В большинстве школ отсутствуют отдельный блок для обучения учащихся начальных классов, процедурный и стоматологический кабинеты. Во многих школах процедурный кабинет и кабинет врача совмещены, медицинские кабинеты недостаточно оснащены необходимым оборудованием и инструментарием. При спортивных залах нет душевых, туалетных комнат. Кабинеты информатики не соответствуют гигиеническим требованиям по нормам площади, по расстановке компьютеров, в кабинетах не предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция для обеспечения оптимальных параметров воздушной среды, отсутствуют лаборантские комнаты.

В классах в среднем обучалось 25—35 учащихся. Большинство детей сидели за партами, не соответствующими их росту. В ряде школ не только не проводилась замена устаревшей мебели на новую, но и отсутствовала маркировка имеющихся ученических столов и стульев.

При проведении санитарного надзора за организацией и состоянием искусственного освещения ежегодно выявлялось занижение уровня искусственной освещенности в части школ, в основном из-за несвоевременной замены перегоревших ламп, использования ламп малой мощности, несвоевременной очистки светильников. В учебных помещениях отсутствовало местное освещение классных досок.

Характеризуя организацию учебного процесса необходимо отметить, что 26,5% школьников занимались во вторую смену. Так, в две смены работали 53,4% средних общеобразовательных школ, 8,1% гимназий и 5% лицеев. За отчетный год произошло уменьшение количества общеобразовательных учреждений, работающих в двухсменном режиме, с 107 до 99. Соответственно уменьшилось количество учащихся, занимающихся во вторую смену на 7500 человек (7,3%).

В части школ построение учебного процесса проводилось с нарушением гигиенических требований, так, например, максимальная недельная нагрузка не соответствовала гигиеническим требованиям, при составлении расписания уроков не соблюдалась ранговая шкала трудности предметов, допускались сдвоенные уроки, не выдерживалась продолжительность перемен между уроками.

С целью изучения условий обучения детей в общеобразовательных учреждениях различного типа мы провели их комплексную оценку, основанную на выявлении соответствия фактических данных гигиеническим нормативам. В результате только в двух обследованных общеобразовательных учреждениях условия обучения расценены как допустимые, в остальных же школах — как умеренно опасные, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье обучающихся, выражающееся в умеренном росте общей заболеваемости и морфофункциональных отклонений. Среди средних общеобразовательных школ доля тех, где условия обучения расценены как допустимые, составила 8,3%, среди инновационных — 11,1%. Общая сумма баллов по всем критериальным признакам колебалась в обычных школах от 700 до 893 баллов, в инновационных — от 656 до 901 балла.

При оценке санитарной ситуации на территории общеобразовательных учреждений сильная степень риска отмечена в 8,3% средних общеобразовательных школ и 22,2% инновационных школ, в 9,5% школ риск не выражен. В зависимости от набора, площади и оборудования помещений, а также внутренних систем водоснабжения, канализации и санитарного оборудования зданий сильная степень риска выявлена в 19,1% общеобразовательных учреждений, причем доля их примерно одинакова как в средних общеобразовательных, так и в инновационных школах.

Световой и воздушно-тепловой режимы во всех обследованных общеобразовательных учреждениях также не по всем параметрам соответствовали гигиеническим нормам и представляли слабую степень риска для здоровья школьников.

Наибольшее отличие между условиями обучения в средних общеобразовательных и инновационных школах отметили при анализе режима и организации учебно-воспитательного процесса. Если доля средних общеобразовательных школ с сильной степенью риска по данному показателю составила 9,5%, то среди гимназий и лицеев — 77,8%. Лишь частичное соответствие отмечено по таким критериальным признакам, как "Соответствие программ, технологий, учебных планов, дневной и недельной нагрузки гигиеническим рекомендациям", "Особенности учебно-воспитательного процесса в школе", "Правильность составления расписания занятий в течение дня и недели", "Продолжительность перемен между занятиями, условия и характер их организации", "Организация физкультурных пауз (физкультминуток) в середине занятия", "Организация факультативных занятий, организация щадящего режима для детей с отклонениями в состоянии здоровья и реконвалесцентов".

Условия и организация физического воспитания и питания, а также санитарно-противоэпиде-мический режим были примерно одинаковы во всех обследованных общеобразовательных учреждениях и представляли слабую степень риска для здоровья обучающихся.

При анализе организации медицинского обеспечения сильную степень риска отметили в 33,3% средних общеобразовательных и 44,5% инновационных школ за счет частичного соответствия гигиеническим требованиям таких критериальных признаков, как "Укомплектованность медицинским персоналом", "Состав и площадь медицинских помещений", "Оборудование медицинского кабинета", "Условия для организации лечебно-оздоровительной работы", "Разработка плана медико-педагогических мероприятий по укреплению здоровья детей и подростков и оптимизации среды обитания".

Таким образом, по результатам комплексной оценки обследованных общеобразовательных учреждений, только в двух из них, введенных в эксплуатацию в последние годы, условия обучения признаны допустимыми, при устранении недостатков в организации учебно-воспитательного процесса они могут стать оптимальными. В остальных же школах, построенных ранее, условия умеренно опасные. Режим и организация учебно-воспитательного процесса имеют более значительные отклонения в инновационных школах по сравнению со средними общеобразовательными. Также в инновационных школах чаше отмечаются недостатки в организации медицинского обеспечения, хотя общеизвестно, что нивелирование отрицательного влияния повышенных нагрузок в инновационных школах возможно при активном внедрении в учебный процесс здоровьесберегающих и оздоровительных технологий, в осуществлении которых должны участвовать педагоги и медицинские работники.

Литература

1. Калиберный В В., Сайкинова Н. И., Чернышева Э. С., Ткаченко М. Е. // Гигиена детей и подростков — важнейшее звено профилактической медицины. — М., 1989. - С. 97-98.

2. Кучма В. Р., Милушкина О. Ю. // Гиг. и сан. - 2004. - № 3. - С. 47-50.

3. Машиулов В. Г. Профилактика донозологических изменений в системе окружающая среда—здоровье населения. - СПб., 1991. — С. 19-24.

4. Онищенко Г. Г. // Гиг. и сан. — 2001. — № 5. — С. 7— 11.

5. Сердюковская Т. Н., Сапожникова Г. М., Белявская

B. И., Шаршаткина Г. А. // Гиг. и сан. — 1993. — № 8. - С. 45-48.

6. Сухарев А. Г., Каневсекая Л. Я. Комплексная оценка условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении: Метод, пособие. — М„ 2002.

7. Хромцов П. И. // Гиг. и сан. - 2003. - № 5. -

C. 56-58.

Поступила 06.02.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.