Научная статья на тему 'Комплексная оценка состояния здоровья и условий обучения детей в общеобразовательных школах-интернатах г. Уфы'

Комплексная оценка состояния здоровья и условий обучения детей в общеобразовательных школах-интернатах г. Уфы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
189
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / BOARDING-SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Акбашева Ю. Р., Ахметшина Римма Асхатовна, Грачева И. Ю., Поварго Е. А., Кучимова Н. А.

Дана комплексная оценка условий воспитания и обучения и состояния здоровья учащихся в общеобразовательных школах-интернатах г. Уфы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Акбашева Ю. Р., Ахметшина Римма Асхатовна, Грачева И. Ю., Поварго Е. А., Кучимова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex estimation of the state of health and terms of teaching of children is in general schools-boarding-schools of city of Ufa

Given a comprehensive assessment of the conditions of education and training and health status of students in boarding schools Ufa.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка состояния здоровья и условий обучения детей в общеобразовательных школах-интернатах г. Уфы»

26

ЗНиСО

МАРТ №3 (252)

УДК 613.9

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ Г. УФЫ

Ю.Р. Акбашева1, Р.А. Ахметшина2, И.Ю. Грачева2, Е.А. Поварго1, Н.А. Кучимова2 'Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, г. Уфа 2ГБОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Уфа

Дана комплексная оценка условий воспитания и обучения и состояния здоровья учащихся в общеобразовательных школах-интернатах г. Уфы. Ключевые слова: дети, школы-интернаты, здоровье.

Yu.R. Akbasheva, R.A. Ahmetshina, I. Yu. Gracheva, E.A. Povargo, N.A. Kuchimova □ COMPLEX ESTIMATION OF THE STATE OF HEALTH AND TERMS OF TEACHING OF CHILDREN IS IN GENERAL SCHOOLS-BOARDING-SCHOOLS OF CITY OF UFA □ Department of Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Well-being for the Respublic of Bashkortostan, Ufa, Russia; Federal State Educational Institution of Higher Professional Education Bashkir State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, Ufa, Russia □ Given a comprehensive assessment of the conditions of education and training and health status of students in boarding schools Ufa. Key words: children, boarding-schools, health.

Условия, в которых воспитывается и обучается подрастающее поколение, являются важнейшей государственной задачей и одним из основных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан. Санитарно-эпидемиологическое благополучие содержит две основные составляющие: состояние здоровья и состояние среды, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности [2—6]. Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден находиться значительную долю времени ребенок школьного возраста [1].

Цель исследования: проведение комплексной оценки условий воспитания и обучения и состояния здоровья учащихся в общеобразовательных школах-интернатах г. Уфы.

В г. Уфе размещаются 9 общеобразовательных школ-интернатов и 7 коррекционных школ-интернатов для детей с различными отклонениями в здоровье.

Из 9 школ-интернатов 2 (кадетский корпус и школа-интернат основного общего образования № 3) находятся в муниципальном ведомстве, остальные 7 (Башкирская республиканская гимназия-интернат № 1 им. Р. Гарипова, Республиканский экономический лицей-интернат, Республиканский башкирский лицей-интернат, Республиканская гимназия-интернат им. Г. Аль-мухаметова, Республиканский художественный интернат им. К. Давлеткильдеева, школа-интернат спортивного профиля № 5, санаторная школа-интернат № 2) — государственные.

В зданиях, построенных по типовым проектам, размещаются 6 школ-интернатов.

Планировка и набор основных и вспомогательных помещений отвечают требованиям санитарных правил и нормативов только в 3 школах-интернатах (Башкирская республиканская гимназия-интернат № 1 им. Р. Гарипова, Республиканская гимназия-интернат им. Г. Альмухаметова, Республиканская художественная гимназия-интернат им. К. Давлеткильдеева) — 33 %. Внутренняя отделка помещений выполнена из безопасных, разрешенных к применению в детских учреждениях материалов.

Общеобразовательные школы-интернаты обеспечены централизованным водоснабжением,

g

S

канализацией, отоплением. Отопление во всех обследованных школах центральное водяное. Условия для проветривания помещений созданы во всех учреждениях, однако показатели микроклимата не всегда соответствуют требованиям, что свидетельствует о несоблюдении режима проветривания помещений. Из 4 обследованных в 2011 г. Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Башкортостан» школ-интернатов показатели микроклимата в трех не отвечали санитарным правилам и нормам, из проведенных 68 замеров 52 не соответствовали гигиеническим требованиям (76,5 %). Из проведенных 80 замеров по освещенности все 100 % соответствовали санитарным правилам и нормам.

В 1-й школе-интернате кабинеты информатики не соответствовали требованиям санитарного законодательства по уровню электромагнитного излучения от мониторов. Из проведенного 81 замера по уровню электромагнитных излучений 6 (7,40 %) не соответствовали гигиеническим нормативам. Основными причинами превышения уровня электромагнитных излучений явились неправильная расстановка техники в компьютерных классах и отсутствие должного заземления.

Мебель не соответствовала росто-возрастным показателям в двух школах-интернатах из четырех обследованных. Замеры мебели были проведены в 32 кабинетах, из них в 6 кабинетах (18,75 %) мебель не соответствовала антропометрическим показателям учащихся.

Питание обучающихся организовано на базе собственных столовых в 8 учреждениях, кроме Кадетского корпуса, где питание осуществляется по договору. Согласно разработанным и согласованным примерным 2-недельным меню питание детей является сбалансированным по калорий -ности и содержанию основных пищевых веществ, микроэлементов и витаминному составу. В то же время лабораторный анализ химического состава рационов питания в отобранных образцах показал, что в 100 % случаев при соответствии закладки продуктов не выдерживается соотношение в блюдах жиров, белков и углеводов, калорийность обедов.

Режим дня во всех школах-интернатах составлен в соответствии с рекомендуемыми требованиями, но отмечены факты превышения предельно

МАРТ №3 (252)

27

^^ допустимой недельной учебной нагрузки за счет

факультативных часов. О Физическое развитие детей было оценено 5? у 2 063 обучающихся 5—11 классов в 9 школах-интернатах г. Уфы, из них на долю мальчиков пришлось 1 329 человек (64,42 %), на долю девочек = 734 человека (35,58 %).

Анализ физического развития показал, что ¡-^ среди обследованных детей большинство имеют среднее физическое развитие — 52,30 %. ^ Распределение детей с другими вариантами уров-ЕЕ ня физического развития было следующим: выше 3 среднего — 18,61 %, ниже среднего — 11,63 %, вы-

■_ сокое — 8,73 %, низкое — 3,83 %, очень высокое

— 2,81 %, очень низкое — 2,08 %.

Среднее гармоничное развитие встречается в 61,22 % случаев, дисгармоничное — в 23,75 %, резко дисгармоничное — в 15,03 %. При этом девочек с гармоничным развитием оказалась достоверно больше, чем мальчиков (р < 0,05). Отмечено, что большинство детей с очень высоким уровнем физического развития имеют дисгармоничное развитие.

В целом физическое развитие 82,6 % детей было оценено как нормальное, 12,6 % учащихся были отнесены в группу риска и 4,8 % детей имели значительные отклонения в физическом развитии.

В основу государственных мероприятий по улучшению здоровья детей положен принцип профилактики, предупреждения заболеваний. Важным звеном решения этой проблемы является работа оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. К таким учреждениям относится санаторная школа-интернат № 2.

Оздоровительные центры организованы в медицинских блоках 4 школ-интернатов, что составляет 44,4 % от их количества. В состав оздоровительных центров входят кабинеты для физиолечения, лечебной физкультуры, ингаляторий, массажный кабинет. В 6 школах-интернатах отмечается недостаточная оснащенность медицинских кабинетов оборудованием, инструментарием, а также недо-комплектованность медицинским персоналом, что затрудняет проведение полноценного комплекса мероприятий по оздоровлению учащихся.

Распределение обучающихся по группам здоровья в соответствии с приказом № 621 от 30.12.2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» позволило установить, что на долю абсолютно здоровых детей (I группа здоровья) приходится 34,78 %, на долю детей с морфофунк-циональными нарушениями (II группа) — 45,59 %, 19,63 % имеют хронические заболевания и нарушения развития (III группа здоровья).

Ранжирование по классам болезней в соответствии с МКБ-Х показало, что в структуре функциональных нарушений и хронических заболеваний первое место занимают болезни костно-мышечной системы, на долю которых приходится 19,0 %. На втором месте — болезни глаза и его придаточного аппарата (16,3 %), далее следуют врожденные аномалии за счет малых аномалий развития сердца (14,3 %), болезни органов пищеварения (13,5 %), болезни системы кровообращения (8,6 %).

Оценивая степень риска влияния условий обучения на здоровье обучающихся, установлено, что наибольшие отклонения выявлены по таким показателям, как «Санитарная ситуация территории» — в Республиканском экономическом лицее-интернате, «Световой режим» — в школе-интернате основного общего образования № 3, «Условия и организации питания» — Уфимской общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой, «Санитарно-противоэпидемический режим» — в 7 школах-интернатах, «Организация медицинского обеспе-чения»—в 2 школах-интернатах (Республиканский башкирский лицей-интернат, школа-интернат основного общего образования № 3).

В Республиканской гимназии-интернате им. Г. Альмухаметова 60 % признаков не представляют риска для здоровья учащихся, слабую степень риска имеют такие показатели, как «Воздушно-тепловой режим», «Режим и организация учебно- воспитательного процесса», «Условия и организация физического воспитания» (30 % признаков), 10 % признаков представляют сильную степень риска для здоровья (по санитарно-противоэпидемическому режиму).

В школе-интернате основного общего образования № 3 признаки, представляющие сильную степень риска для здоровья учащихся по световому режиму, санитарно-противоэпидемическому режиму и организации медицинского обеспечения, составляют 30 %, 60 % — слабую степень риска, 10 % признаков не представляют риска для здоровья учащихся (по санитарной ситуации территории).

При оценке школы-интерната спортивного профиля № 5 сильную степень риска представлял санитарно-противоэпидемический режим, слабая степень риска наблюдалась в 60 % показателей, в 20 % показателей риск был не выражен (по воздушно-тепловому режиму, организации медицинского обеспечения).

В Республиканском экономическом лицее-интернате 20 % признаков не представляют риска для здоровья учащихся, сильная степень риска отмечалась по таким показателям, как «Санитарная ситуация территории», «Санитарно-противоэпидемический режим», 60 % показателей представляют слабую степень риска.

В санаторной школе-интернате № 2 в 40 % показателей — риск не выражен, в 50 % признаков — слабая степень риска, по показателю «Санитарно-противоэпидемический режим» имеют сильную степень риска.

Республиканский башкирский лицей-интернат по «Организации медицинского обеспечения» имеет сильную степень риска, по остальным 90 % показателей — слабую степень риска.

Сильная степень риска в Уфимской общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой отмечается по признаку «Условия и организация питания», 60 % показателей представляют слабую степень риска, 20 % признаков не представляют риска («Световой режим», «Воздушно-тепловой режим»).

В Башкирской республиканской гимназии -интернате № 1 им. Р. Гарипова 70 признаков не

28

ЗНиСО

МАРТ №3 (252)

представляют риска для здоровья учащихся, 30 % — представляют слабую степень риска.

Республиканский художественный интернат им. К. Девлеткильдеева по «Санитарно-противоэпидемическому режиму» имеет сильную степень риска, 50 % признаков не представляют риска для здоровья учащихся, 40 % представляют слабую степень риска для здоровья.

Выводы. По результатам комплексной оценки общая сумма баллов была наибольшей в санаторной школе-интернате № 2 (951 балл), а наименьшей — в Республиканском башкирском лицее-интернате (735 баллов).

Пять из девяти обследованных школ-интернатов отнесены к первой группе по санитарно-эпидемиологическому благополучию, и условия обучения в них признаны допустимыми. В остальных общеобразовательных учреждениях условия обучения и воспитания оценены как умеренно опасные, и они отнесены ко второй группе по санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Таким образом, уровень здоровья и физического развития подростков, обучающихся в школах-интернатах г. Уфы, достаточно высок — более 1/3 приходится на долю здоровых детей, что связано с условиями обучения, медицинским отбором при поступлении их в специализированные учебные заведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишневский В.А. Анализ школьного расписания с учетом здоровья детей //Гигиена и санитария. 2005. № 1. С. 43—44.

2. Кучма В.Р. Задачи гигиены детей и подростков в свете Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) //Гигиена и санитария. 2000. № 1. С. 36—40.

3. Кучма В.Р. и др. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков в современных условиях: проблемы и пути решения / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8 (233). С. 4—6.

4. Сетко Н.П. и др. Роль медико-психолого-педагогической поддержки учащихся в формировании их психического статуса в общеобразовательных учреждениях, работающих в режиме пансиона и полупансиона / Н.П. Сетко, Е.В. Булычева, Е.Б. Бейлина //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 10 (236). С. 25—27.

5. Cухарева Л.М. и др. Новые подходы к гигиенической оценке условий и режимов обучения в общеобразовательных учреждениях / Л.М. Сухарева, В.Р. Кучма, М.И. Степанова, И.Э. Александрова, Т.В. Шумкова //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 4—5.

6. Шишова А.В. и др. Характеристика соотношений физического, интеллектуального развития, социальной адаптации и динамики здоровья школьников / А.В. Шишова, Л.А. Жданова, И.Н. Михайлова //Здоровье населения и среда обитания. 2011. № 2 (215). С. 28—31._

Контактная информация:

Ахметшина Римма Асхатовна,

тел.: 8(347)223-94-01, 8 (347) 229-90-88,

e-mail: [email protected];

Contact Information:

Akhmelshina Rimma,

рhone: 8(347)223-94-01, 8 (347) 229-90-88, e-mail: [email protected]

g

S

УДК 613.956

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ МОСКОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ (ЛОНГИТУДИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.А. Поленова

ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, г. Москва

Представлены данные логитудинального исследования состояния здоровья московских школьников, наблюдавшихся с 1-го по 9-й класс. Учащиеся ежегодно проходили клиническое обследование в условиях школ. Образ жизни школьников изучался методом анкетирования. Получены сведения о возрастных и половых особенностях заболеваемости и жизнедеятельности учащихся на различных этапах школьного онтогенеза. Рассмотрены факторы риска развития хронического утомления школьников. Ключевые слова: школьники; лонгитудинальное наблюдение; клиническое обследование; анкетирование; заболеваемость; особенности жизнедеятельности.

L.M. Sukhareva, I.K Rapoport, M.A. Polenova □ THE HEALTH OF THE MOSCOW SCHOOLCHILDREN AND THE FACTORS, THAT INFLUENCE ITS FORMATION (LONGITUDINAL STUDY) □ «Scientific Center of Children's Health» under the Russian Academy of Medical Sciences, Moscow □ The article presents the data of longitudinal study the health of Moscow schoolchildren, observed from the 1st to the 9th grade. Schoolchildren annually passed clinical examination in the context of schools. Lifestyle of schoolchildren was studied by the method of questioning. There was provided information about the age and sex features of morbidity and lifestyle of children at the different stages of school ontogenesis. Were considered risk factors for chronic fatigue schoolchildren. Key words: schoolchildren; longitudinal study; clinical examination; questionnaire survey; morbidity; features of lifestyle.

Актуальность. Для обеспечения здоровья и гармоничного развития подрастающего поколения необходимо систематическое изучение возрастной эволюции функциональных систем, их деятельности в критические периоды развития современного ребенка [2, 6]. Такие научные данные можно получить только в процессе лонгиту-динального наблюдения (longitudinal study) — клинического и гигиенического исследования, при котором на протяжении длительного времени ведется наблюдение над одними и теми же лицами. Лонгитудинальное наблюдение (ЛН) позволяет выявить особенности развития функциональных отклонений и хронических заболеваний, определить факторы риска ухудшения здоровья, разра-

ботать комплексные профилактические программы [1, 3—8].

Целью исследования являлось изучение динамики показателей состояния здоровья московских школьников и факторов, оказывающих влияние на его формирование, для научного обоснования гигиенически рациональной организации учебной деятельности, определения профилактических и оздоровительных мероприятий, являющихся приоритетными для каждого этапа школьного онтогенеза.

Материалы и методы. На протяжении 9 лет сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН проводилось ЛН за учащимися 4 московских школ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.