Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ НЕЙРОКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ У НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ В ЛОНГИТЮДЕ'

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ НЕЙРОКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ У НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ В ЛОНГИТЮДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ВНИМАНИЕ / МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ / КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / НЕДОНОШЕННОСТЬ / МЛАДЕНЧЕСТВО / РАННЕЕ ДЕТСТВО / ШКАЛЫ БЕЙЛИ / АЙТРЕКИНГ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кунникова Ксения И., Николаева Елена И.

Введение. Целью исследования было выявление различий в уровне развития когнитивных и сенсомоторных функций у недоношенных и доношенных детей раннего возраста. Недоношенность является значимым фактором риска возникновения неврологических и психомоторных отклонений, а также нарушений когнитивного развития. Новизна работы заключается в проведении комплексного исследования с применением современных аппаратурных и поведенческих методов в рамках лонгитюдного подхода. Методы. Экспериментальную группу составили 42 недоношенных младенца (срок гестации 32,4 ± 2,1 недели), в контрольную группу вошли 60 детей, родившихся в срок, с типичным развитием и отсутствием заболеваний ЦНС в анамнезе. Проводилось лонгитюдное исследование в следующих возрастах: 5, 10, 14 и 24 месяца. Для оценки навыков зрительного поиска и совместного внимания был использован айтрекер модели SMI RED500. Для оценки когнитивного развития, рецептивной и экспрессивной коммуникации, крупной и мелкой моторики применялись «Шкалы развития Н. Бейли, 3-є издание». Результаты. Недоношенные испытуемые показали достоверно более низкие результаты по когнитивной и коммуникативным субшкалам Бейли в 5 и 10 месяцев, а также отставание в развитии моторики в 14 и 24 месяца в сравнении с контрольной группой. Кроме того, экспериментальной группой были продемонстрированы снижение устойчивости и скорости переключения зрительного внимания и более низкий результат по зрительному поиску простого несоциального стимула в возрасте 14-и месяцев. Не было выявлено значимых межгрупповых различий по восприятию социальных стимулов и развитию совместного внимания. Обсуждение результатов. Делается вывод об избирательном влиянии недоношенности на становление нейрокогнитивных функций и частичном нивелировании этого влияния у детей к третьему году жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кунникова Ксения И., Николаева Елена И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ НЕЙРОКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ У НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ В ЛОНГИТЮДЕ»

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2019 VOL. 16 # 2/1

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922.72:612.821

doi: 10.21702/rpj.2019.2.1.1

Комплексная оценка траектории развития нейро-когнитивных навыков у недоношенных детей в лонгитюде

Ксения И. Кунникова1*, Елена И. Николаева2

1 Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация

2 Российский государственный педагогический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

* E-mail: kunnikova.ksenia@mail.ru

Аннотация

Введение. Целью исследования было выявление различий в уровне развития когнитивных и сенсомоторных функций у недоношенных и доношенных детей раннего возраста. Недоношенность является значимым фактором риска возникновения неврологических и психомоторных отклонений, а также нарушений когнитивного развития. Новизна работы заключается в проведении комплексного исследования с применением современных аппаратурных и поведенческих методов в рамках лонгитюдного подхода.

Методы. Экспериментальную группу составили 42 недоношенных младенца (срок гестации 32,4 ± 2,1 недели), в контрольную группу вошли 60 детей, родившихся в срок, с типичным развитием и отсутствием заболеваний ЦНС в анамнезе. Проводилось лонгитюдное исследование в следующих возрастах: 5, 10, 14 и 24 месяца. Для оценки навыков зрительного поиска и совместного внимания был использован айтрекер модели SMI RED500. Для оценки когнитивного развития, рецептивной и экспрессивной коммуникации, крупной и мелкой моторики применялись «Шкалы развития Н. Бейли, 3-е издание».

Результаты. Недоношенные испытуемые показали достоверно более низкие результаты по когнитивной и коммуникативным субшкалам Бейли в 5 и 10 месяцев, а также отставание в развитии моторики в 14 и 24 месяца в сравнении с контрольной группой. Кроме того, экспериментальной группой было продемонстрировано снижение устойчивости и скорости переключения зрительного внимания и более низкий результат по зрительному поиску простого несоциального стимула в возрасте 14-и месяцев. Не было выявлено значимых межгрупповых различий по восприятию социальных стимулов и развитию совместного внимания.

Обсуждение результатов. Делается вывод об избирательном влиянии недоношенности на становление нейрокогнитивных функций и частичном нивелировании этого влияния у детей к третьему году жизни.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Ключевые слова

когнитивное развитие, внимание, моторное развитие, коммуникативное развитие, визуальное восприятие, недоношенность, младенчество, раннее детство, Шкалы Бейли, айтрекинг

Основные положения

► у недоношенных детей наблюдается отставание в становлении когнитивных и речевых функций в период младенчества и задержка развития моторики на втором году жизни;

► в возрасте 14-и месяцев значимо снижаются темпы развития непроизвольного внимания у недоношенных детей относительно нормы;

► недоношенные и доношенные дети имеют равные способности к визуальному восприятию социальной информации;

► влияние недоношенности частично нивелируется ко второму и третьему годам внеутробного развития.

Для цитирования

Кунникова, К. И. и Николаева, Е. И. (2019). Комплексная оценка траектории развития нейрокогнитивных навыков у недоношенных детей в лонгитюде. Российский психологический журнал, 76(2/1), 5-21. (±н: 10.21702/гр].2019.2.1.1

Материалы статьи получены 31.08.2019

Введение

Периоды младенчества и раннего детства характеризуются наибольшей интенсивностью развития организма наряду с его адаптацией к окружающей среде. У детей раннего возраста возникает ряд значимых новообразований в когнитивной и сенсомоторной сферах, включающих в себя основные компоненты мыслительных процессов, моторное функционирование, сенсорное восприятие, речь и социально-эмоциональные навыки (Баранов, Маслова и Намазова-Баранова, 2012). Вместе с тем темпы и особенности развития детей в данные онтогенетические периоды в наибольшей степени зависят от биологических факторов риска и воздействия внешней среды (Белоусова, Прусаков и Уткузова, 2009; Ше1]ег-Вегд$та, Шцпго!«, & .1опдтап$, 2008). Одним из факторов риска, представляющих в настоящее время особый исследовательский интерес, является недоношенность (Сафина, Волянюк, Потапова и Фишелева, 2018).

На сегодняшний день наблюдается значительное увеличение количества детей, рожденных раньше срока, что связано с развитием технологий интенсивной терапии новорожденных и значительным ростом выживаемости

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2019 VOL. 16 # 2/1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

детей с низким и экстремально низким весом при рождении. По данным статистики, за последние годы в 184 странах показатели преждевременных родов варьируются от 5 до 18 % от общего числа новорожденных. Согласно официальным данным по России, выживаемость детей с массой тела меньше одного килограмма при рождении составляет около 85 % (Сафина и др., 2018). При этом данная категория пациентов является основной группой риска по возникновению неврологических и психомоторных отклонений, в том числе приводящих к инвалидизации (Сафина и др., 2018; Филькина, Долотова, Андреюк и Воробьева, 2010; Баркун, Лысенко, Журавлева, Косенкова и Бучкина, 2013; Долинина, Громова и Копылова, 2014). В российских и зарубежных клинических исследованиях недоношенность указывают в качестве одного из факторов формирования детского церебрального паралича (Намазова-Баранова и др., 2016), аутизма (Hofheimer, Sheinkopf, & Eyler, 2014; Elsabbagh et al., 2009) и синдрома дефицита внимания (Franz et al., 2018).

Однако даже при благоприятном состоянии соматического здоровья у младенцев легкой и средней степени недоношенности (срок гестации < 28 недель, масса тела при рождении < 1500 г) нередко наблюдается атипичное развитие в когнитивной и психомоторной сферах (Emberson, Boldin, Riccio, Guillet, & Aslin, 2017; Blencowe et al., 2012). Большой объем данных свидетельствует о различных нарушениях формирования когнитивных функций у недоношенных детей, включая повышенный риск дефицита памяти, внимания, скорости обработки информации и исполнительных функций (Emberson et al., 2017; Ross-Sheehy, Perone, Macek, & Eschman, 2017; lonio et al., 2016; Oudgenoeg-Paz, Mulder, Jongmans, van der Ham, & Van der Stigchel, 2017; Yaari et al., 2018; Zmij, Witt, Weitkämper, Neumann, & Lücke, 2017; Williamson, & Jakobson, 2014). Также многими зарубежными исследователями было отмечено, что дети, рожденные раньше срока, в значительно большей степени подвержены риску двигательных нарушений, чем их нормативно развивающиеся сверстники (Oudgenoeg-Paz et al., 2017; Yaari et al., 2018; Geldof et al., 2016; Zuccarini et al., 2018; You, Shamsi, Hao, Cao, & Yang, 2019; Kaul et al., 2019; Peyton, Schreiber, & Msall, 2018).

Гораздо менее изученным остается вопрос об особенностях развития зрительных функций и восприятия визуальной информации у детей с недоношенностью. Между тем данный аспект представляется важным для изучения, т. к. очевидно, что темпы и особенности развития зрительного восприятия в младенческом возрасте имеют значительную связь с последующим ней-рокогнитивным развитием ребенка.

Известно, что дети с первых месяцев жизни имеют общую тенденцию сосредотачиваться на лицах и стимулах, похожих на лица (Konishi Yukihiko et al., 2012; Beier & Spelke, 2012). Предпочтение социальных стимулов в младенческом

£

РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2019 ТОМ 16 № 2/1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

возрасте рассматривается исследователями в качестве индикатора дальнейшего развития социальных навыков, в частности, таких, как слежение за взглядом другого человека и совместное внимание (Imafuku et al., 2017). В свою очередь, уровень сформированности совместного внимания ко второму году жизни многими исследователями признается надежным предиктором речевого развития в младшем и старшем дошкольном возрасте (De Schuymer, Groote, Desoete, & Roeyers, 2012; Frischen, Bayliss, & Tipper, 2007; Tomasello, Carpenter, & Lizkowski, 2007). Было обнаружено, что частота, с которой младенцы инициируют совместное внимание, связана с эффективностью усвоения речи, с глубиной обработки информации, а также с индивидуальными различиями в измерениях интеллекта и социальной компетентности (Van Hecke et al., 2007).

Сегодня в качестве основного метода для оценки визуального восприятия применяется методика регистрации и анализа движений глаз - айтрекинг (от англ. eye-tracking). Данный метод является одним из наиболее распространенных для изучения когнитивных процессов у младенцев, поскольку не требует вербального ответа испытуемых и имеет высокую надежность результатов повторного тестирования в этой возрастной группе (Navab, Gillespie-Lynch, Johnson, Sigman, & Hutman, 2012).

Примерно с 4-месячного возраста младенцы начинают проявлять корковый контроль при переключении внимания от одного визуального объекта к другому. Таким образом, особенности фиксаций испытуемых на стимулах могут оказаться эффективным ранним индикатором нарушений внимания и связанных с атипичным развитием корковых структур головного мозга вследствие недоношенности (Atkinson & Braddick, 2012). Так, было показано, что дети, родившиеся преждевременно или с низким весом при рождении, подвержены повышенному риску нарушения восприятия и распознавания лиц (De Schuymer et al., 2012; Telford et al., 2016; Perez-Roche et al., 2017). В работе E. J. Telford et al. сообщалось, что доля времени, затраченного недоношенными детьми на рассматривание социального содержания стимулов, была достоверно меньше, чем у нормативной группы (Telford et al., 2016). Данные исследования L. De Schuymer et al. показывают, что недоношенные младенцы чаще и на более продолжительное время отводят взгляд при зрительном контакте с родителями, чем их доношенные ровесники (De Schuymer et al., 2012).

Однако несмотря на наличие многих исследований, посвященных отклонениям, связанным с преждевременным рождением, результаты по исходам нейрокогнитивного развития у таких детей неоднородны. В литературе описано, что раннее попадание во внешнюю среду может как нанести вред, так и стать преимуществом для развития нервной системы (Ionio et al., 2016; Peña, Arias, & Dehaene-Lambertz, 2014; Vandormael, Schoenhals, Hüppi, Filippa, & Tolsa, 2019).

Таким образом, представляется актуальным выявление особенностей когнитивного и социально-коммуникативного развития недоношенных детей в младенчестве и раннем возрасте, а ранняя оценка окуломоторной активности и различных компонентов зрительного внимания видится перспективной для прогнозирования темпов созревания психических функций при нормативном и отклоняющемся развитии ребенка.

Целью данной работы является изучение различий в уровне развития когнитивных и сенсомоторных функций у недоношенных и доношенных детей раннего возраста.

Новизна заключается в проведении комплексного исследования с применением современных аппаратурных и поведенческих методов на российской выборке недоношенных и нормативно развивающихся младенцев и детей в рамках лонгитюдного подхода. Впервые была осуществлена апробация методики «Шкалы развития Н. Бейли, 3-е издание» на выборке русскоговорящих детей, а также проведено сравнение полученных результатов с ранее опубликованными данными зарубежных исследований по данной проблематике.

Методы

Характеристика выборки

Исследование проводилось на базе «Лаборатории мозга и нейрокогни-тивного развития» Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина.

В экспериментальную группу вошли 42 недоношенных младенца, из них 22 мальчика, средний гестационный возраст составил 32,4 ± 2,1 недели, средний вес при рождении - 1614 ± 406 г. Испытуемые рекрутировались из «Городского перинатального центра» г. Екатеринбурга.

Критерии включения в экспериментальную группу: недоношенность на сроке 28-36 недель, масса тела не менее 1,0 кг, отсутствие пороков развития головного мозга, сердца и других внутренних органов; отсутствие кровоизлияний или гипоксических очагов любой локализации и степени по результатам нейросонографии; отсутствие перинатальной гипербилиру-бинемии, отсутствие подтвержденного внутриутробного инфицирования.

Контрольную группу составили 60 младенцев, родившихся в срок, с типичным развитием и отсутствием наблюдения у детского невролога по поводу заболевания ЦНС в анамнезе (из них 40 мальчиков).

Родители всех испытуемых подписывали информированное согласие на проведение обследования и обработку персональных данных. Дизайн исследования был одобрен Локальным этическим комитетом Минздрава России (выписка из протокола № 1 от 20 февраля 2015 г.).

Было проведено лонгитюдное исследование в следующих возрастах: 5, 10, 14 и 24 месяца (± 2 недели в каждом возрастном срезе).

ея^^и сс ву 4.о

9

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Испытуемые были уравнены по скорректированному возрасту (разность фактического возраста и количества недель недоношенности), т. к. согласно литературным данным, в значительном проценте случаев развитие недоношенных детей до двух лет соответствует нормативам развития не по биологическому, а по скорректированному возрасту (Лебедева, Неврюзина и Фролова, 2011; Наге^ас^ й а1., 2018).

Часть испытуемых была выведена из лонгитюда по желанию родителей или иным обстоятельствам. Критериями включения испытуемых в статистический анализ являлись наличие записи движений глаз в каждом возрастном срезе и достаточный для проведения обработки уровень качества данных. Итоговое количество испытуемых и возрастная характеристика групп представлены в таблице 1.

Таблица I Возрастная характеристика групп, включенных в статистический анализ

Возрастная Количество Средний Средний

точка испытуемых хронологический скорректированный

обсле- возраст (мес), m ± SD возраст (мес), m ± SD

дования

Контрольная группа

5 месяцев 17 (м = 9) 5,89 ± 0,78 —

10 месяцев 29 (м = 16) 10,50 ± 0,22 -

14 месяцев 36 (м = 20) 14,89 ± 1,05 -

24 месяца 19 (м = 12) 24,68 ± 0,62 -

Экспериментальная группа

5 месяцев 9 (м = 5) 6,23 ± 0,82 5,85 ± 0,77

10 месяцев 18 (м = 10) 11,92 ± 0,63 10,34 ± 0,52

14 месяцев 22 (м = 13) 15,20 ± 1,22 14,48 ± 0,93

24 месяца 11 (м = 6) 25,19 ± 1,23 24,68 ± 0,84

Примечание. м - количество мальчиков

Методика «Шкалы развития Н. Бейли»

Одной из наиболее широко используемых методик оценки раннего развития нейрокогнитивных функций у детей раннего возраста в настоящее время являются «Шкалы развития Н. Бейли» (Веу1еу Scales of Infant Development). Данная методика была разработана Нэнси Бейли в 1969 г. совместно с ее коллегами по университету в Беркли и предназначена для диагностики детей в возрасте от 1 до 42 месяцев (Bayley, 2006). В данной работе использовалось третье издание, переработанное и утвержденное в 2008 г., где произошло

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2019 VOL. 16 # 2/1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

разделение умственной субшкалы на три (когнитивная субшкала, экспрессивная и рецептивная коммуникация), а психомоторной - на две (крупная и мелкая моторика).

В каждой субшкале есть фиксированное число заданий и предметов, используемых для оценки того или иного навыка. Экспериментатор может самостоятельно выбирать порядок выполнения проб в зависимости от темперамента ребенка, его интереса к выполнению тех или иных заданий, а также от степени установленного контакта. Вариативность порядка выполнения проб позволяет получить адекватное представление о разных аспектах развития ребенка.

Метод регистрации движений глаз

В данной работе был использован айтрекер модели SMI RED500 - бесконтактная удаленно контролируемая инфракрасная камера, автоматически отслеживающая движение глаз. Во время эксперимента ребенок находился на коленях у одного из родителей или самостоятельно в автокресле. Расположение айтрекера регулировалось таким образом, чтобы середина монитора находилась на одной высоте с глазами ребенка и на расстоянии 60-70 см.

Стимульный материал был предоставлен исследовательской группой Центра мозга и когнитивного развития Лондонского университета, где были разработаны и апробированы процедуры эксперимента для развития младенцев в рамках Европейского проекта изучения факторов риска расстройств аутистического спектра (РАС) и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Стимульный материал включал в себя три блока:

1) 8 картинок с пятью различными объектами, один из которых - изображение лица человека - является социальным стимулом. Другие четыре объекта считаются дистракторами и представляют собой несоциальные стимулы: птица, автомобиль, телефон, зашумленное изображение лица. Аналогичные пробы использовались в работе E. J. Telford с соавторами (Telford et al., 2016);

2) 16 картинок с семью одинаковыми стимулами и одним отличающимся. Одинаковые (нерелевантные) стимулы - диагональный крест; отличающиеся (релевантные): в «простых» пробах - круг, в «сложных» пробах - вертикальный крест;

3) 6 видеороликов с тремя объектами: модель (женщина) и две игрушки. Модель сидит, опустив голову, затем поднимает голову и привлекает внимание ребенка, смотря прямо перед собой и поднимая брови, потом переводит взгляд на одну из игрушек, являющуюся в этом случае релевантным стимулом. Аналогичные пробы использовались в работе Senju & Csibra (2008).

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Количество проб, выполненных каждым испытуемым, было подсчитано на основании определенных критериев. В первом блоке проба считалась выполненной, если первая фиксация взгляда ребенка была в области лица. Во втором блоке для выполнения пробы необходимо было найти отличающийся объект, т. е. оценивалось наличие фиксаций в зоне релевантного стимула. При анализе третьего блока проба считалась пройденной, если ребенок переводил взгляд на релевантный стимул.

Статистическая обработка

Для оценки различий между группами испытуемых был применен критерий Манна - Уитни. Анализ проводился по следующим переменным:

1) «сырые» баллы по 5 субшкалам Bayley-III: когнитивная ^ogRaw), рецептивная (RecRaw) и экспрессивная коммуникация (ExpRaw); крупная (GmRaw) и мелкая моторика (FmRaw);

2) 1 блок: количество валидных (VT) и выполненных проб (CompT), длительность фиксаций (мс) на изображениях лица (faceFD), зашумленного лица (noiseFD), птицы (birdFD), машины (carFD), телефона (phoneFD);

3) 2 блок: количество валидных проб (VT), выполненных «простых» (CompO) и «сложных» (CompPI), время реакции (мс) на дистракторы (DisRT), на круг (ORT) и на вертикальный крест (PIRT);

4) 3 блок: количество валидных проб (VT), количество проб с первым взглядом на релевантный (Rel) и нерелевантный (Unrl) стимулы, длительность фиксаций (мс) на релевантном (RelFD) и нерелевантном (UnrlFD) стимулах.

Расчеты проводились при помощи программы IBM SPSS Statistics 22 для Windows.

Результаты

Результаты статистического анализа для оценки различий в развитии нейрокогнитивных функций на выборке доношенных и недоношенных детей представлены в таблице 2.

Можно говорить о наличии межгрупповых различий на уровне тенденции в первой точке лонгитюда по двум субшкалам: когнитивное развитие, рецептивная коммуникация. В возрасте 5-ти месяцев неврологически здоровые младенцы получили более высокие баллы в сравнении с недоношенными как по когнитивной субшкале (29.12 ± 3.53 против 25.80 ± 2.16), так и по рецессивной коммуникации (9.71 ± 1.40 против 8.00 ± 0.70).

Во второй точке лонгитюда значимые различия были получены по трем субшкалам, в каждой из которых было продемонстрировано опережение у нормативных испытуемых в сравнении с недоношенными: когнитивное развитие (39.41 ± 4.06 против 36.40 ± 4.06), рецептивная коммуникация (13.71 ± 2.05 против 11.60 ± 1.89), крупная моторика (39.88 ± 3.30 против 35.33 ± 3.96).

Ви$Б!АЫ Р$УСИ0106!СА1 JOURNAL• 2019 У01_. 16 # 2/1

психофизиология и медицинская психология

Таблица 2

и-критерий по Шкалам Бейли_

ТОЧка Среднее, уровень значимости (Ц-критерий)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лонгитюда CogRаw RecRaw ExpRaw FmRaw GmRaw

18.5; 10.5;

5 мес 26.0; 0.18 22.5; 0.11 26.5; 0.21

0.06* 0.01**

160.5; 119.5; 176.5;

10 мес 190.5; 0.16 98.5; 0.001**

0.04** 0.003** 0.08*

276.0; 208.5;

14 мес 253.0; 0.31 237.0; 0.17 191.0; 0.03**

0.56 0.06*

24 мес 39.0; 0,11 41.5; 0,15 45.0; 0,20 58.0; 0.62 32.0; 0.04**

Примечание: ** - значимые различия (р < 0.05), * - различия на уровне тенденции (р < 0.1)

В возрасте 14-ти месяцев испытуемые показали выраженные различия только в сфере моторного развития. По субшкале мелкой моторики здоровые испытуемые набрали больше баллов, чем дети с недоношенностью (33.56 ± 2.95 против 31.83 ± 2.72), аналогичные результаты были получены при оценке крупной моторики (49.14 ± 2.90 против 46.78 ± 4.32).

Наконец, в последней точке данного лонгитюда были выявлены различия только в крупной моторике: актуальный уровень сформированности моторных навыков у контрольной группы был достоверно выше по сравнению с экспериментальной (59.74 ± 4.01 против 56.42 ± 2.37).

Результаты анализа по выявлению межгрупповых различий в прохождении проб первого блока эксперимента с применением метода айтрекинга представлены в таблице 3.

Наблюдаются достоверные различия в количестве валидных проб у испытуемых в возрасте 14 месяцев: у нормативных детей было статистически больше валидных проб в первом блоке по сравнению с недоношенными (6.33 ± 1.51 против 5.50 ± 1.82).

Помимо этого, были обнаружены достоверные межгрупповые различия в длительности фиксаций на изображениях птицы у испытуемых в возрасте 10 месяцев (690.97 ± 289.06 мс у доношенных младенцев, 281.85 ± 129.99 мс у недоношенных младенцев), а также в длительности фиксаций на изображениях телефона у детей в возрасте 14 месяцев (630.46 ± 377.86 мс против 330.59 ± 149.58 мс, доношенные и недоношенные испытуемые соответственно).

Результаты оценки межгрупповых различий в выполнении проб второго блока для айтрекера представлены в таблице 4.

ея^^и сс ву 4.о

13

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Таблица 3

и-критерий по первому блоку стимулов для айтрекера

Среднее, уровень значимости Ш- критерий)

лонги-

тюда VI СотрТ fаceFD noiseFD birdFD са^ phoneFD

39.0; 39.0; 37.0; 33.0; 37.5; 30.0;

5 мес 32.0; 0.41

0.78 0.78 0.67 0.45 0.69 0.33

10 мес 248.5; 199.5; 245.0; 242.0; 126.0; 215.0; 246.0;

0.62 0.13 0.57 0.53 0.002** 0.24 0.58

14 мес 207.0; 277,0; 306.0; 218.0; 308.0; 260.0; 182.5;

0.04** 0,48 0.87 0.07* 0.90 0.32 0.014**

68.0; 62.0; 60.0; 74.0; 69.0; 65.0;

24 мес 56.0; 0,28

0.65 0.45 0.396 0.91 0.71 0.56

Примечание: обозначения как в таблице 2

Таблица 4

и-критерий по второму блоку стимулов для айтрекера

Точка Среднее, уровень значимости (и-критерий)

лонги-

тюда VI СотрО СотрР1 ^Т ORT Р^Т

26.5; 31.0; 29.0; 25.0;

5 мес 34.0; 0.84 30.0; 0.76

0,373 0.63 0.51 0.30

156.5; 213.5; 221.0; 183.0; 151.0;

10 мес 91.0; 0.55

0.19 0.78 0.92 0.31 0.38

245.5; 190.5; 244.0; 157.0; 202.0;

14 мес 219.00; 0.90

0.48 0.057* 0.45 0.011** 0.18

67.0; 50.5; 72.0; 66.0;

24 мес 58.0; 0.43 27.00; 0.46

0.81 0.22 1.00 0.91

Примечание: обозначения как в таблице 2

Были получены статистически значимые различия по времени реакции на дистракторы у испытуемых в 14 месяцев (658.25 ± 118.37 мс против 772.61 ± 165.46 мс, нормативные и недоношенные дети соответственно). Время реакции

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2019 VOL. 16 # 2/1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

в данном случае - это период в миллисекундах от начала предъявления пробы или изменения стимула до конца саккады в сторону целевого объекта либо дистрактора. Мы видим, что нормативно развивающиеся дети в возрасте 14-и месяцев более оперативно реагировали на предъявление и переключение стимулов, чем преждевременно рожденные дети.

Были выявлены различия на уровне тенденции между группами в количестве выполненных «простых» проб в той же точке лонгитюда. Нормативные дети в большем проценте случаев находили отличающийся стимул в виде круга в сравнении с недоношенными (6.85 ± 1.26 против 4.43 ± 0.81).

Результаты статистического анализа для оценки различий в выполнении проб из третьего блока для айтрекера представлены в таблице 5.

Таблица 5

U-критерий по третьему блоку стимулов для айтрекера

Точка лонгитюда Среднее, уровень значимости (U-критерий)

VT Rel Unrl RelFD UnrlFD

10 мес 45.0; 0.22 55.5; 0.65 60.0; 0.85 61.0; 0.907 61.0; 0.907

14 мес 137.5; 0,65 142.5; 0.84 119.5; 0.32 108.0; 0.19 75.0; 0.018**

24 мес 84.0; 0.13 92.5; 0.35 116.0; 0.97 101.0; 0.55 96.0; 0.42

Примечание обозначения как в таблице 2

По данному блоку были получены значимые межгрупповые различия в возрасте 14-и месяцев по длительности фиксаций на нерелевантном объекте, при этом дети из контрольной группы в течение большего времени фиксировали взгляд на неконгруэнтном стимуле, чем экспериментальная группа (1112.26 ± 429.01 мс против 750.83 ± 328.02 мс, доношенные и недоношенные дети соответственно).

Обсуждение результатов

Статистическая обработка данных, полученных при помощи «Шкал развития Н. Бейли», отчетливо показывает динамику развития различных ней-рокогнитивных функций у недоношенных детей относительно нормативной выборки. В течение первого года постнатального периода онтогенеза у детей,

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

рожденных преждевременно, наблюдается отставание в умственном и социально-коммуникативном развитии, однако ко второму году жизни нивелируется разница в уровне формирования когнитивных и коммуникативных навыков с контрольной группой. Полученные данные согласуются с зарубежными исследованиями, где утверждается, что недоношенные дети имеют повышенный риск речевых нарушений, в частности, восприятия речи, что может быть связано с замедленным созреванием нейронных путей и морфофункциональной незрелостью отдельных структур коры головного мозга (Adams-Chapman, Bann, & Vaucher, 2013; Torras-Mana, Guillamon-Valenzuela, Ramfrez-Mallafre, Brun-Gasca, & Fornieles-Deu, 2014; Velikos et al., 2015).

Отсутствие значимых различий между группами по субшкалам крупной и мелкой моторики на первом году жизни и появление различий по данным параметрам в последующих двух возрастных срезах не находят однозначного литературного подтверждения, что предположительно обусловлено особенностями выборки и спецификой используемой методики.

Анализ зрительного поиска в данном исследовании проводился в контексте парадигмы «pop-out» (Gliga, Elsabbagh, Andravizou, & Johnson, 2009). Согласно данной исследовательской парадигме, время нахождения целевого стимула не зависит от числа отвлекающих объектов (дистракторов), т. к. он значительно отличается от дистракторов благодаря наличию уникальной перцептивной черты, такой как цвет, форма или расположение в пространстве. В этом случае обнаружение визуального стимула обусловлено механизмами непроизвольного внимания и обработкой информации первичными областями зрительной коры.

Различия в количестве валидных проб в первом блоке показывают, что дети из контрольной группы в возрасте 14-ти месяцев стабильнее удерживали внимание во время предъявления изображений, тогда как внимание у недоношенных испытуемых оказалось более истощаемым. Также можно видеть отсутствие достоверных различий по данному параметру в других возрастных срезах, что демонстрирует своего рода «провал» в развитии непроизвольного зрительного внимания у детей, рожденных преждевременно. Подобное явление предположительно может объясняться особенностями миелинизации нейронных путей во фронтальной зрительной области, контролирующей глазодвигательное поведение, у детей с данной перинатальной патологией (Atkinson, & Braddick, 2012). Выявленные нами особенности развития устойчивости внимания у недоношенных детей подтверждаются данными, полученными по второму тесту зрительного поиска для айтрекера.

В данной работе не было получено достоверных межгрупповых различий по восприятию стимулов, несущих социальный смысл. Нормативно развивающиеся и недоношенные дети продемонстрировали равные умения в поиске

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2019 VOL. 16 # 2/1

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

лиц среди массива дистракторов и выполнении проб на слежение за взглядом. Как было сказано выше, способность к визуальному восприятию социальной информации в период младенчества играет важную роль в дальнейшем становлении коммуникативных и речевых навыков у ребенка.

1. В 5 месяцев недоношенные младенцы продемонстрировали более низкий уровень развития когнитивных навыков и рецептивной коммуникации в сравнении со здоровыми младенцами.

2. В 10 месяцев недоношенные дети показали более низкий результат по субшкалам когнитивного развития, рецептивной и экспрессивной коммуникации, а также по крупной моторике.

3. В 14 месяцев недоношенными детьми были продемонстрированы более низкие показатели по уровню развития мелкой и крупной моторики, а также снижение устойчивости и скорости переключения зрительного внимания, более низкий результат по зрительному поиску простого несоциального стимула.

4. В 2 года дети с недоношенностью продемонстрировали более низкий уровень развития крупной моторики по сравнению с нормативно развивающимися детьми.

Таким образом, можно видеть, что влияние недоношенности на темпы формирования зрительного внимания, когнитивных и коммуникативных навыков по большей части нивелируется к третьему году жизни. Тем не менее, дети, рожденные преждевременно, требуют чрезвычайного внимания, а также проведения клинических и психопрофилактических мероприятий с первых дней их жизни, направленных на сохранение соматического и психоневрологического благополучия.

Благодарности

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда № 16-18-10371.

Исследование проводилось в рамках Европейского проекта изучения детей с риском развития РАС и СДВГ (Studying Autism and ADHD Risk in Siblings), под руководством Centre for Brain and Cognitive Development (Birkbeck, University of London, UK).

Литература

Баранов, А. А., Маслова, О. И. и Намазова-Баранова, Л. С. (2012). Онтогенез нейрокогнитивного развития детей и подростков. Вестник РАМН, 8,

Баркун, Г. К., Лысенко, И. М., Журавлева, Л. Н., Косенкова, Е. Г. и Бучкина, Т. И. (2013). Катамнез детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела при рождении. Вестник ВГМУ, 12(2), 63-69.

Выводы

26-33.

РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2019 ТОМ 16 № 2/1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Белоусова, М. В., Прусаков, В. Ф. и Уткузова, М. А. (2009). Расстройства аути-стического спектра в практике детского врача. Практическая медицина, 38, 36-40.

Долинина, А. Ф., Громова, Л. Л. и Копылова, Е. Р. (2014). Исходы перинатальных повреждений центральной нервной системы гипоксического генеза у недоношенных детей. Педиатрический вестник Южного Урала, 7(2), 44-48. Лебедева, О. В., Неврюзина, Г. О. и Фролова, О. В. (2011). Особенности развития и состояние здоровья на первом году жизни глубоко недоношенных новорожденных. Медицинские науки. Организация здравоохранения, 4(2), 102-108.

Намазова-Баранова, Л. С. и др. (2016). Особенности соматической патологии у детей с низкой, очень низкой и экстремально низкой массой тела при рождении в различные возрастные периоды жизни. Бюллетень сибирской медицины, 75(4), 140-149. Сафина, А. И., Волянюк, Е. В., Потапова, М. В. и Фишелева, Т. С. (2018). Состояние здоровья детей, родившихся недоношенными: по данным городского центра катамнеза г. Казани. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 63(5), 192-196. doi: 10.21508/1027-4065-2018-63-5-192-196 Филькина, О. М., Долотова, Н. В., Андреюк, О. Г. и Воробьева, Е. А. (2010). Заболеваемость недоношенных детей, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела, к концу первого года жизни. Вестник Ивановской медицинской академии, 75(3), 49-53. Adams-Chapman, I., Bann, C. M., & Vaucher, Y. E. (2013). Association Between Feeding Difficulties and Language Delay in Preterm Infants Using Bayley III. The Journal of Pediatrics, 763(3), 680-685. doi: 10.1016/j.jpeds.2013.03.006 Atkinson, J., & Braddick, O. (2012). Visual attention in the first years: typical development and developmental disorders. Developmental Medicine & Child Neurology, 54, 589-595. doi: 10.1111/j.1469-8749.2012.04294 Bayley, N. (2006). Bayley scales of infant and toddler development (3rd ed.). San

Antonio, TX Harcourt Assessment Inc. Beier, J. S., & Spelke, E. S. (2012). Infants' Developing Understanding of Social Gaze.

Child Development, 83(2), 486-496. doi: 10.1111/j.1467-8624.2011.01702.x Blencowe, H., Cousens, S., Oestergaard, M. Z., Chou, D., Moller, A.-B., Narwal, R., ... Lawn, J. E. (2012). National, regional and worldwide estimates of preterm birthrates in the year 2010 with time tends since 1990 for selected countries: a systematic analysis and implications. The Lancet, 379(9832), 2162-2172. doi: 10.1016/S0140-6736(12)60820-4 De Schuymer, L., Groote, D., Desoete, A., & Roeyers, H. (2012). Gaze aversion during social interaction in preterm infants: A function of attention skills? Infant Behavior & Development, 35, 129-139. doi: 10.1016/j.infbeh.2011.08.002

18 cc BY 4.0 IMB^MI

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2019 VOL. 16 # 2/1

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Elsabbagh, M., Volein, A., Holmboe, K., Tucker, L., Csibra, G., Baron-Cohen, S., ... Johnson, M. H. (2009). Visual orienting in the early broader autism phenotype: disengagement and facilitation. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 50(5), 637-642. doi: 10.1111/j.1469-7610.2008.02051.x Emberson, L. L., Boldin, A. M., Riccio, J. E., Guillet, R., & Aslin, R. N. (2017). Deficits in top-down sensory prediction in infants at risk due to premature birth. Current Biology, 27, 1-6. doi: 10.1016/j.cub.2016.12.028 Franz, A. P., Bolat, G. U., Bolat, H., Matijasevich, A., Santos, I. S., Silveira, R. C., ... Moreira-Maia, C. R. (2018). Attention-Deficit / Hyperactivity Disorder and Very Preterm / Very Low Birth Weight: A Meta-analysis. Pediatrics, 141(1), 1 -18. doi: 10.1542/peds.2017-1645 Frischen, A., Bayliss, A., & Tipper, S. (2007). Gaze cueing of attention. Visual attention, social cognition, and individual differences. Psychological Bulletin, 133, 694-724. doi: 10.1037/0033-2909.133.4.694 Geldof, C., van Hus, J. W. P., Jeukens-Visser, M., Nollet, F., Kok, J. H., Oosterlaan, J., van Wassenaer-Leemhuis, A. G. (2016). Deficits in vision and visual attention associated with motor performance of very preterm/very low birth weight children. Research in Developmental Disabilities, 53, 258-266. doi: 10.1016/j.ridd.2016.02.008 Gliga, T., Elsabbagh, M., Andravizou, A., & Johnson, M. (2009). Faces Attract Infants' Attention in Complex Displays. Infancy, 14(5), 550-562. doi: 10.1080/1525ooo0903144199 Harel-Gadassi, A., Friedlander, E., Yaari, M., Bar-Oz, B., Eventov-Friedman, S., Mankuta, D., & Yirmiya, N. (2018). Developmental assessment of preterm infants: Chronological or corrected age? Research in Developmental Disabilities, 80, 35-43. doi: 10.1016/j.ridd.2018.06.002 Hofheimer, J. A., Sheinkopf, S. J., & Eyler, L. T. (2014). Autism risk in very preterm infants - new answers, more questions. The Journal of Pediatrics, 164(1), 6-8. doi: 10.1016/j.jpeds.2013.09.054 Imafuku, M., Kawai, M., Niwa, F., Shinya, Y., Inagawa, M., & Myowa-Yamakoshi, M. (2017). Preference for Dynamic Human Images and Gaze-Following Abilities in Preterm Infants at 6 and 12 Months of Age: An Eye-Tracking Study. Infancy, 22(2), 223-239. doi: 10.1111/infa.12144 Ionio, C., Riboni, E., Confalonieri, E., Dallatomasina, C., Mascheroni, E., Bonanomi, A., ... Comi, G. (2016). Paths of cognitive and language development in healthy preterm infants. Infant Behavior & Development, 44, 199-207. doi: 10.1016/j.infbeh.2016.07.004 Kaul, Y. F., Rosander, K., Gronqvist, H., Brodd, K. S., Hellstrom-Westas, L., & von Hofsten, C. (2019). Reaching skills of infants born very preterm predict neurodevelopment at 2.5 years. Infant Behavior and Development, 57, 101333. doi: 10.1016/j.infbeh.2019.101333

РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2019 ТОМ 16 № 2/1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Konishi,Yukihiko, Okubo, K., Kato, I.,Ijichi S., Nishida, T., Kusaka, T., ... Konishi, Yukuo (2012). A developmental change of the visual behavior of the face recognition in the early infancy. Brain & Development, 34, 719-722. doi: 10.1016/j.braindev.2012.01.004 Navab, A., Gillespie-Lynch, K., Johnson, S. P., Sigman, M., & Hutman, T. (2012). Eye-Tracking as a Measure of Responsiveness to Joint Attention in Infants at Risk for Autism. Infancy, 77(4), 416-431. doi: 10.1111/j.1532-7078.2011.00082.x Oudgenoeg-Paz, O., Mulder, H., Jongmans, M. J., van der Ham, I. J. M., & Van der Stigchel, S. (2017). The link between motor and cognitive development in children born preterm and/or with low birth weight: A review of current evidence. NeuroscienceandBiobehavioralReviews, 80, 382-393. doi: 10.1016/j. neubiorev.2017.06.009 Peña, M., Arias, D., & Dehaene-Lambertz, G. (2014). Gaze Following Is Accelerated in Healthy Preterm Infants. Psychological Science, 25(10), 1884-1892. doi: 10.1177/0956797614544307 Perez-Roche, T., Altemir, I., Giménez, G., Prieto, E., González, I., López Pisón, J., & Pueyo, V. (2017). Face recognition impairment in small for gestational age and preterm children. Research in Developmental Disabilities, 62, 166-173. doi: 10.1016/j.ridd.2017.01.016 Peyton, C., Schreiber, M., & Msall, M. (2018). The Test of Infant Motor Performance at 3 months predicts language, cognitive, and motor outcomes in infants born preterm at 2 years of age. Developmental Medicine & Child Neurology, 60(12), 1239-1243. doi: 10.1111/dmcn.13736 Ross-Sheehy, S., Perone, S., Macek, K., & Eschman, B. (2017). Visual orienting and attention deficits in 5- and 10-month-old preterm infants. Infant Behavior & Development, 46, 80-90. doi: 10.1016/j.infbeh.2016.12.004 Senju, A., & Csibra, G. (2008). Gaze Following in Human Infants Depends on Communicative Signals. Current Biology, 78, 668-671. doi: 10.1016/j. cub.2008.03.059

Telford, E. J., Fletcher-Watson, S., Gillespie-Smith, K., Pataky, R., Sparrow, S., Murray, I. C., ... Boardman, J. P. (2016). Preterm birth is associated with atypical social orienting in infancy detected using eye tracking. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 57(3), 11-18. doi: 10.1111/jcpp.12546 Tomasello, M., Carpenter, M., & Lizkowski, U. (2007). A new look at infant pointing.

Child Development, 78(3), 705-722. doi: 10.1111/j.1467-8624.2007.01025.x Torras-Mañá, M., Guillamón-Valenzuela, M., Ramírez-Mallafré, A., Brun-Gasca, C., & Fornieles-Deu, A. (2014). Usefulness of the Bayley scales of infant and toddler development, third edition, in the early diagnosis of language disorder. Psicothema, 26(3), 349-356. doi: 10.7334/psicothema2014.29 Van Hecke, A. V., Mundy, P. C., Acra, C. F., Block, J. J., Delgado, C. E. F., Parlade, M. V., ... Pomares, Y. B. (2007). Infant Joint Attention, Temperament, and Social

20 CC BY 4.0 IMB^MI

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2019 VOL. 16 # 2/1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Competence in Preschool Children. Child Development, 78(1), 53-69. doi: 10.1111/j.1467-8624.2007.00985.x Vandormael, C., Schoenhals, L., Hüppi, P. S., Filippa, M., & Tolsa, C. B. (2019). Language in preterm born children: atypical development and effects of early interventions on neuroplasticity. Neural Plasticity, Article ID 6873270. doi: 10.1155/2019/6873270 Velikos, K., Soubasi, V., Michalettou, I., Sarafidis, K., Nakas, C., Papadopoulou, V., ... Drossou, V. (2015). Bayley-III scales at 12 months of corrected age in preterm infants: Patterns of developmental performance and correlations to environmental and biological influences. Research in Developmental Disabilities, 45, 110-119. doi: 10.1016/j.ridd.2015.07.014 Weijer-Bergsma, E., Wijnroks, L., & Jongmans, M. J. (2008). Attention development in infants and preschool children born preterm: A review. Infant Behavior & Development, 31, 333-351. doi: 10.1016/j.infbeh.2007.12.003 Williamson, K. E., & Jakobson, L. S. (2014). Social perception in children born at very low birthweight and its relationship with social/behavioral outcomes. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 55(9), 990-998. doi: 10.1111/jcpp.12210 Yaari, M., Mankuta, D., Harel-Gadassi, A., Friedlander, E., Bar-Oz, B., Eventov-Friedman, S., ... Yirmiya, N. (2018). Early developmental trajectories of preterm infants. Research in Developmental Disabilities, 81, 12-23. doi: 10.1016/j. ridd.2017.10.018

You, J., Shamsi, B. H., Hao, M.-C., Cao, C.-H., & Yang, W.-Y. (2019). A study on the neurodevelopment outcomes of late preterm infants. Neurology, 19(108), 1-6. doi: 10.1186/s12883-019-1336-0 Zmij, N., Witt, S., Weitkämper, A., Neumann, H., & Lücke, T. (2017). Social cognition in children born preterm: a perspective on future research directions. Frontiers in Psychology, 8(455), 1-7. doi: 10.3389/fpsyg.2017.00455 Zuccarini, M., Guarini, A., Iverson, J. M., Benassi, E., Savini, S., Alessandroni, R., ... Sansavini, A. (2018). Does early object exploration support gesture and language development in extremely preterm infants and full-term infants? Journal of Communication Disorders, 76, 91-100. doi: 10.1016/j.jcomdis.2018.09.004

£

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.