СОВРЕМЕННЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
DOI: 10.23888/humJ20192390-401
НЕДОНОШЕННОСТЬ КАК ФАКТОР РИСКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
PREMATURITY AS A RISK FACTOR FOR DEVELOPMENTAL DISORDERS IN
CHILDREN OF EARLY AGE
БАКУШКИНА Н.И.1, РОГАЧЕВА Т.В.2
1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2 Государственное автономное учреждение Свердловской области «Областной центр реабилитации инвалидов»
Аннотация:
В статье раскрывается вклад недоношенности в формирование отклонений в развитии когнитивных функций у детей раннего возраста. Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного анализу отношения шансов риска атипичного развития недоношенных детей в возрасте 3, 5, 10, 14 и 25 месяцев по скорректированному возрасту. В качестве диагностической методики была использована Bayley Scale of Infant Development, 3rd Edition (Bayley-III), с помощью которой были оценены: уровень когнитивного,
Bakushkina N.I.1, Rogacheva T.V.2
1 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin
2 The State Autonomous Institution of Sverdlovsk Region
"Regional Center for Rehabilitation of Disabled People"
Abstract:
Prematurity is a risk factor for delayed development of neurocognitive functions in children, which manifests from birth. Every year in the world many children are born preterm. Thus, the problem of formation of neurocognitive functions in such children is an important area of research.
The article presents the results of an empirical study devoted to the analysis of the odds ratio of risk of atypical development of premature infants aged 3, 5, 10, 14 and 25 months by corrected age. Bayley Scale of Infant
уровень коммуникативного и уровень моторного развития младенцев.
По результатам проведенного исследования сделан вывод, что недоношенность выступает фактором риска задержки в развитии и оказывает наибольшее влияние в возрасте до года. Кроме того, раннее рождение избирательно влияет на становление нейрокогнитивных функций в зависимости от возраста и сферы развития детей в возрасте 3, 5, 10, 14 и 25 месяцев.
Ключевые слова:
недоношенность, отношение шансов, нейрокогнитивное развитие, диагностика развития.
Development, 3d Edition (Bayley-III) was used as a diagnostic technique, with the help of which it is possible to assess the level of cognitive, communicative and motor development.
Based on the findings, it was concluded that prematurity as a risk factor in development has the greatest impact in the age of one year. In addition, early birth selectively affects the formation of neurocognitive functions depending on age and sphere of development.
Keywords:
prematurity, odds ratio, neurocognitive development, developmental diagnostics.
Актуальность
Стандартизация методов неонатальной реаниматологии, повышение ее эффективности, введение новых критериев живорождения привели к росту выживаемости младенцев, рожденных раньше срока. Недоношенные дети стали таргетной группой для исследования нейрокогнитивного развития незрелого мозга, интерес к которому не ослабевает как в медицинских кругах, так и среди нейропсихологов.
В исследованиях, проведенных как в нашей стране, так и за рубежом, было доказано, что недоношенность оказывает влияние на уровень развития ребенка [1-3]. Сложность подбора адекватных методов оценки становления нейрокогнитивных функций, а также сам процесс диагностики в младенческом и раннем возрасте, привели к тому, что основные результаты получены и опубликованы в основном у детей старше 2-3 лет жизни.
При этом в исследованиях последних лет большее внимание уделяется глубоко недоношенным детям, которые очевидно имеют худший прогноз и на развитие которых не могут не сказаться ряд патологических состояний, связанных с незрелостью и повреждением мозга [4-6]. Считается, что развитие нейрокогнитивных функций у недоношенных младенцев, анамнез которых не осложнен критическими соматическими заболеваниями либо локальными поражениями головного мозга представляет интерес как для неонатологов, неврологов, так и для нейропсихологов.
Материалы и методы
Цель настоящего эмпирического исследования заключалась в анализе влияния фактора преждевременного рождения на развитие нейрокогнитивных функций у детей раннего возраста. Была выдвинута гипотеза о том, что недоношенность повышает риск атипичного развития недоношенных детей в возрасте от 3 до 25 месяцев по скорректированному возрасту.
Исследование проведено с февраля 2016 года по февраль 2019 года на базе лаборатории мозга и нейрокогнитивного развития при департаменте психологии в Уральском Федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Основным методом исследования выступил метод поперечных срезов у младенцев в возрасте 3, 5, 10, 14 и 25 месяцев. Были сформированы экспериментальная и контрольная группы испытуемых согласно критериям включения и исключения.
Критерии включения: недоношенность в сроке 28-36 недель, масса тела не менее 1,0 кг, обоих полов; отсутствие пороков развития головного мозга, сердца и других внутренних органов; отсутствие кровоизлияний или гипоксических очагов любой локализации и степени по результатам нейросонографии; отсутствие перинатальной гипербилирубинемии, отсутствие подтвержденного внутриутробного инфицирования.
Критерии исключения: недоношенность менее 28 недель, экстремально низкая масса тела - менее 1,0 кг; подтвержденные любыми клиническими методами пороки развития головного мозга, сердца и других внутренних органов, кровоизлияния и ишемические очаги любой локализации и степени в головном мозге по результатам нейросонографии; указание на перинатальную гипербилирубинемию в медицинских документах, подтвержденный факт внутриутробного инфицирования.
Демографические характеристики и количество участников исследования в каждом возрасте в экспериментальной группе представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Демографические характеристики экспериментальной группы
Характеристики Возраст исследования
3 месяца п=17 5 месяцев п=41 10 месяцев п=41 14 месяцев п=27 25 месяцев п=20
Гестационный возраст, М (SD) 33,94 (1,68) 33,15 (2,20) 32,71 (2,31) 32,85 (2,48) 31,10 (2,31)
Средний хронологический возраст, М (ББ) 4,23 (0,67) 6,26 (0,83) 11,43 (0,68) 15,67 (1,07) 25,84 (0,90)
Средний скорректированный возраст, М (ББ) 3,52 (0,54) 5,36 (0,79) 10,46 (0,71) 14,70 (0,86) 24,90 (0,90)
Пол, мальчики, N (%) 7(41,18) 21 (51,22) 20 (48,78) 12 (44,44) 12 (60,00)
Примечание: М - среднее значение; SD - стандартное отклонение.
В контрольную группу были включены родившиеся в срок дети (37-41 недель), которые имели типичное развитие и не наблюдались у детского невролога по поводу заболевания центральной нервной системы в анамнезе. Демографические характеристики и количество участников исследования в каждом возрасте в экспериментальной группе представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Демографические характеристики контрольной группы
Характеристики Возраст исследования
3 месяца п=18 5 месяцев п=58 10 месяцев п=65 14 месяцев п=55 25 месяцев п=33
Гестационный возраст, М (ББ) 38,72 (1,60) 38,93 (1,42) 39,08 (1,47) 38,82 (1,39) 38,94 (1,43)
Средний хронологический возраст, М (ББ) 3,58 (0,38) 5,80 (0,58) 10,68 (0,65) 14,85 (0,63) 25,12 (0,80)
Пол, мальчики, N (%) 9 (50,00) 38 (65,52) 38 (58,46) 32 (58,18) 22 (66,67)
Примечание: М - среднее значение; S ) - стандартное отклонение.
Для оценки уровня нейрокогнитивного развития использовалась диагностическая методика Шкалы Бейли третьей редакции (Bayley Scale of Infant Development, 3rd Edition (Bayley-III)). Методика состоит из 5 шкал и предназначена для диагностики уровня когнитивного развития, рецептивной и экспрессивной коммуникации, а также мелкой и крупной моторики у детей в возрасте 1-42 месяцев [7].
Для статистической обработки результатов применен пакет SPSS Statistics 22 (SPSS Inc., Chicago, IL, USA), Microsoft Excel for Windows. Были произведены расчеты отношения шансов (ОШ), доверительного интервала (ДИ), значение критерия Фишера (р) и ср-критерия.
Первоначально использовались сырые баллы, которые набрал ребенок по каждой из шкал. Данные баллы сравнивались со средними значениями по возрасту, которые приведены в руководстве по методике [8]. Если ребенок набирал баллы, которые были равны или выше среднестатистических значений, то это интерпретировалось как положительный исход (отсутствие отклонений в развитии). Если ребенок демонстрировал значения ниже средних, это интерпретировалось как отрицательный результат (отклонение в развитии). Недоношенность в данном случае выступала фактором риска.
ОШ определялось как отношение между вероятностью отрицательного исхода и вероятностью положительного исхода при имеющей место недоношенности, деленное на то же отношение при отсутствии недоношенности.
Интерпретация полученных результатов зависела от полученных значений ОШ относительно единицы. Таким образом, если ОШ равно единице, то в данном случае можно сделать вывод, что недоношенность не влияет на развитие анализируемых функций. Если ОШ больше единицы, то в данном случае можно говорить о том, что фактор недоношенности повышает риск, если ОШ меньше единицы - соответственно уменьшает неблагоприятного исхода в развитии. Статистическая значимость была обусловлена отсутствием единицы внутри 95%-го ДИ, для которого были рассчитаны верхние и нижние границы.
Критерий Фишера также использовался для оценки значимости различий между значениями (р<0,05). Расчет (р-критерия был произведен для оценки силы связи исследуемых факторов; интерпретация значений представлена в таблице 3 [9]. ОШ, ДИ, р и ф-критерий были рассчитаны для каждой шкалы Bayley-III.
Таблица 3.
Интерпретация значений ср-критерия (согласно рекомендациям Rea & Parker)
Значение критерия ср Сила взаимосвязи (интерпретация)
<0,1 Несущественная
0,1-<0,2 Слабая
0,2-<0,4 Средняя
0,4-<0,6 Относительно сильная
0,6-<0,8 Сильная
0,8 -1,0 Очень сильная
Результаты
Результаты статистического анализа отношения шансов для каждого возраста представлены в таблицах 4,5, 6, 7,8.
Таблица 4.
Риск отклонения в развитии согласно 5 шкал Бейли в связи с недоношенностью в возрасте 3 месяцев
Шкала Отношение шансов 95% доверительный интервал p-level ф-критерий
Когнитивная 5,60 1,93; 33,70 0,042* 0,436
Рецептивная 2,45 0,55; 11,01 0,143 0,428
коммуникация
Экспрессивная 2,08 0,40; 10,88 0,215 0,426
коммуникация
Мелкая 3,33 0,53; 20,98 0,141 0,429
моторика
Крупная 1,07 0,13; 8,93 0,397 0,424
моторика
Примечание: * достоверно значимые показатели ОШ согласно значениям р выделены полужирным шрифтом.
395
Согласно таблице 4, достоверно значимый (р<0,05) результат для детей в возрасте 3 месяцев между доношенными и недоношенными младенцами получен только по шкале когнитивного развития (5,60 [1,93; 33,70]; р=0,042; ф=0,436). Таким образом, недоношенные младенцы в 3 месяца имеют шанс в 5,60 раза выше получить результаты по когнитивному развитию ниже нормы, чем дети, родившиеся в срок.
Таблица 5.
Риск отклонения в развитии согласно 5 шкал Бейли в связи с недоношенностью в возрасте 5 месяцев
Шкала ОШ 95% ДИ p-level ф-критерий
Когнитивная 1,35 0,48; 3,77 0,171 0,452
Рецептивная 1,26 0,55; 2,85 0,139 0,452
коммуникация
Экспрессивная 1,33 0,11; 0,92 0,016* 0,490
коммуникация
Мелкая 2,22 1,87; 5,67 0,044 0,474
моторика
Крупная 2,46 1,02; 5,92 0,021 0,485
моторика
Примечание: * достоверно значимые показатели ОШ согласно значениям р выделены полужирным шрифтом.
Как видно из таблицы 5, достоверно значимые (р<0,05) результаты для возраста 5 месяцев между недоношенными и рожденными в срок младенцами были получены по шкалам экспрессивной коммуникации (1,33 [0,11; 0,92]; р=0,016; ф=0,490), мелкой моторики (2,22 [1,87; 5,67]; р=0,044; ф=0,474) и крупной моторики (2,46 [1,02; 5,92]; р=0,021; ф=0,484). Значение критерия ф указывает на относительно сильную ассоциацию во всех 3 случаях. Таким образом, можно сделать вывод, что недоношенные дети в возрасте 5 месяцев имеют более высокие шансы демонстрировать развитие экспрессивной коммуникации, мелкой и крупной моторики ниже нормы по сравнению с доношенными младенцами в 1,33 раза, в 2,22 раза, в 2,46 раза соответственно.
Таблица 6.
Риск отклонения в развитии согласно 5 шкал Бейли в связи с недоношенностью в возрасте 10 месяцев
Шкала ОШ 95% ДИ p-level ф-критерий
Когнитивная 2,28 0,83; 6,24 0,052 0,487
Рецептивная 1,98 1,88; 4,45 0,039* 0,487
коммуникация
Экспрессивная 1,35 0,57; 3,20 0,133 0,468
коммуникация
Мелкая 1,59 0,66; 3,81 0,100 0,473
моторика
Крупная 3,98 1,52; 10,42 0,003 0,532
моторика
Примечание: * достоверно значимые показатели ОШ согласно значениям р выделены полужирным шрифтом.
Согласно таблице 6, статистически значимые (р<0,05) значения ОШ в возрасте десятимесячных детей были получены по шкалам рецептивной коммуникации (1,98 [1,88; 4,45]; р=0,039; ф=0,487) и крупной моторики (3,98 [1,52; 10,42]; р=0,003; ф=0,532). Значения критерия ф в обоих случаях говорит об относительно сильной взаимосвязи между изучаемыми факторами. Таким образом, недоношенные дети в возрасте 10 месяцев имеют более высокие шансы получить результаты по рецептивной коммуникации ниже нормы по сравнению с доношенными в 1,98 раз; по крупной моторике - в 3,98 раз.
Таблица 7.
Риск отклонения в развитии согласно 5 шкал Бейли в связи с недоношенностью в возрасте 14 месяцев
Шкала ОШ 95% ДИ p-level ф-критерий
Когнитивная 1,25 0,27; 5,85 0,285 0,658
Рецептивная коммуникация 1,13 0,38; 3,34 0,208 0,658
397
Экспрессивная 0,90 0,35; 2,30 0,181 0,658
коммуникация
Мелкая 6,75 0,64; 71,56 0,092 0,675
моторика
Крупная 1,74 0,41; 7,29 0,208 0,661
моторика
Согласно данным таблицы 7, статистических значимых (р<0,05) показателей в возрасте 14 месяцев не было получено.
Таблица 8. Риск отклонения в развитии согласно 5 шкал Бейли в связи с недоношенностью в возрасте 25 месяцев
Шкала ОШ 95% ДИ p-level ф-критерий
Когнитивная 1,50 0,38; 5,91 0,225 0,986
Рецептивная 0,98 0,31; 3,07 0,224 0,984
коммуникация
Экспрессивная 0,89 0,21; 3,74 0,275 0,984
коммуникация
Мелкая 0,38 0,04; 3,85 0,285 0,987
моторика
Крупная 1,17 0,36; 3,74 0,221 0,985
моторика
Из таблицы 8 видно, что статистически значимых (р<0,05) результатов в возрасте 25 месяцев также не было получено.
Обсуждение результатов и выводы
В данном исследовании были рассмотрены не просто различия в уровне развития нейрокогнитивных функций между недоношенными и рожденными в срок детьми, внимание было направлено на риски отклонений в развитии, то
есть развитие ниже среднестатической нормы. Исследования показывают, что различия в нейрокогнитивном развитии между доношенными и рожденными раньше срока детьми прослеживаются в различные возрастные периоды и в различных областях развития [10-13]. Таким образом, недоношенные младенцы и дети более старшего возраста имеют более низкий уровень развития различных функций по сравнению с доношенными детьми. При этом согласно полученным данным, в результате проведенного исследования установлено, что рожденные раньше срока дети не всегда демонстрируют результаты ниже среднестатистической нормы, что выступает задачей дальнейших исследований.
Развитие ниже нормы было выявлено в возрасте 3 месяцев по когнитивной шкале, в возрасте 5 месяцев - по шкалам рецептивной коммуникации, мелкой и крупной моторики, в возрасте 10 месяцев - по экспрессивной шкале и шкале крупной моторики. При этом в возрасте 14 и 25 месяцев шансов иметь результаты ниже нормы у недоношенных детей выявлено не было.
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что недоношенность как фактор риска в развитии оказывает наибольшее влияние в возрасте до года, при этом данное влияние имеет избирательный характер. В возрасте от 14 до 25 месяцев данный фактор нивелируется. При этом нельзя утверждать, что в более поздние периоды онтогенеза недоношенность не будет оказывать негативное воздействие. Вероятно, именно возраст 14 и 25 месяцев являются такими периодами, когда незрелые дети больше соответствуют нормам развития.
Полученные данные являются важным материалом, который позволяет выявить периоды, в которых происходят наиболее заметные изменения в атипичном развитии, когда недоношенные дети не просто показывают более низкие результаты по сравнению с доношенными, а когда они имеют уровень развития ниже среднего по возрасту. Данная информация дает возможность для разработки наиболее эффективных программ раннего вмешательства, которые будут применяться именно в критические периоды, когда проявляется атипичная картина развития той или иной функции. Раннее вмешательство, направленное на конкретную область, является наиболее эффективным методом, что позволяет нивелировать либо уменьшить последствия тех или иных отклонений в развитии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Nepomnyaschy L., Hegyi T., Ostfeld B., et al. Developmental Outcomes of Late-Preterm Infants at 2 and 4 Years // Maternal And Child
REFERENCES:
1. Nepomnyaschy L., Hegyi T., Ostfeld B., et al. Developmental Outcomes of Late-Preterm Infants at 2 and 4 Years. Maternal and Child
Health Journal. 2011. № 16(8). P. 1612-1624.
2. Васильева М.Ю., Чернего Д.И., Мухамед-рахимов Р.Ж. Психическое развитие недоношенных детей первого года жизни, воспитывающихся в семьях и домах ребенка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Социология. 2010. №4. С. 193-201.
3. Kugelman A., Colin A.A. Late Preterm Infants: Near Term But Still in a Critical Developmental Time Period // Pediatrics. 2013. № 132 (4). P. 741-751.
4. Glass H., Costarino A., Stayer S., et al. Outcomes for Extremely Premature Infants // Anesthesia & Analgesia. 2015. № 120 (6). P. 1337-1351.
5. Johnson S., Marlow N. Early and long-term outcome of infants born extremely preterm // Archives of Disease in Childhood. 2016. № 102 (1). P. 97-102.
6. Linsell L., Johnson S., Wolke D., et al. Cognitive trajectories from infancy to early adulthood following birth before 26 weeks of gestation: a prospective, population-based cohort study // Archives Of Disease In Childhood. 2017. № 103 (4). P. 363-370.
7. Bayley N. Bayley scales of infant and toddler development. 3rd ed. San Antonio (TX): TX Harcourt Assessment Inc; 2006.
8. Bayley N. Bayley scales of infant and toddler development. 3rd ed. Administration manual. San Antonio (TX): TX Harcourt Assessment Inc; 2006.
9. Rea L., Parker R. Designing and Conducting Survey Research. New York (NY): John Wiley & Sons; 2014.
10. Yaari M., Mankuta D., Harel-Gadassi A., et al. Early developmental trajectories of preterm infants // Research in Developmental Disabilities. 2018. № 81. P. 12-23.
11. Delane L., Bayliss D., Campbell C., et al. Poor executive functioning in children born very preterm: Using dual-task methodology to untangle alternative theoretical interpretations // Journal of Experimental Child Psychology. 2016. № 152. P. 264-277.
12. Breeman L., Jaekel J., Baumann N., et al.
Health Journal. 2011; 16(8): 1612-1624.
2. Vasileva Mju., Chernego DI Muhamedrahimov RZh. Psihicheskoe razvitie nedonoshennyh detej pervogo goda zhizni vospityvajushhihsja v semjah i domah rebenka. Vestnik Sanktpeterburgskogo universiteta. Serija 12. Sociologija. 2010; 4: 193201. (In Russ).
3. Kugelman A., Colin AA. Late Preterm Infants: Near Term But Still in a Critical Developmental Time Period. Pediatrics. 2013; 132(4): 741-751.
4. Glass H., Costarino A., Stayer S., et al. Outcomes for Extremely Premature Infants. Anesthesia & Analgesia. 2015; 120(6): 1337-1351.
5. Johnson S., Marlow N. Early and long-term outcome of infants born extremely preterm. Archives of Disease in Childhood. 2016; 102(1): 97102.
6. Linsell L., Johnson S., Wolke D., et al. Cognitive trajectories from infancy to early adulthood following birth before 26 weeks of gestation: a prospective, population-based cohort study. Archives of Disease in Childhood. 2017; 103(4): 363-370.
7. Bayley N. Bayley scales of infant and toddler development. 3rd ed. San Antonio (TX): TX Harcourt Assessment Inc; 2006.
8. Bayley N. Bayley scales of infant and toddler development. 3rd ed. Administration manual. San Antonio (TX): TX Harcourt Assessment Inc; 2006.
9. Rea L., Parker R. Designing and Conducting Survey Research. New York (NY): John Wiley & Sons; 2014.
10. Yaari M., Mankuta D., Harel-Gadassi A., et al. Early developmental trajectories of preterm infants. Research in Developmental Disabilities. 2018; 81: 12-23.
11. Delane L., Bayliss D., Campbell C., et al. Poor executive functioning in children born very preterm: Using dual-task methodology to untangle alternative theoretical interpretations. Journal of Experimental Child Psychology. 2016; 152: 264-277.
12. Breeman L., Jaekel J., Baumann N., et al. Preterm Cognitive Function into Adulthood.
Preterm Cognitive Function into Adulthood // Pediatrics. 2015. № 136 (3). P. 415-423.
13. Kiselev S.Y., Lvova O.A., Gliga T., et al. The assessment of neurocognitive functions in premature infants in the first year of life using Bayley Scales // Zhurnal Nevrologii i Psihiatrii imeni S.S. Korsakova. 2016. № 116 (4). P. 62-67.
14. Дмитриев А.В., Блохова Е.Э., Гудков Р.А., и др. Особенности развития и формирование сочетанной патологии у детей первого года жизни, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2015. Т. 23, № 4. С. 91-96.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Бакушкина Надежда Игоревна - младший научный сотрудник, Лаборатория Мозга и Нейрокогнитивного развития, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19. еmail: [email protected]. Рогачева Татьяна Владимировна - доктор психологических наук, заведующий отделением реабилитационной диагностики и мониторинга государственного автономного учреждения Свердловской области «Областной центр реабилитации инвалидов»; 620089, Екатеринбург, ул. Белинского, 173 А. email: [email protected].
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 14.03.2019 ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 13.06.2019
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Бакушкина Н.И., Рогачева Т.В. Недоношенность как фактор риска отклонений в развитии у детей раннего возраста // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7, № 2 (25). Доступно по ссылке:
http://humjournal.rzgmu.m/art&id=380 Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ20192390-401
Pediatrics. 2015; 136(3): 415-423.
13. Kiselev SY., Lvova OA., Gliga T., et al. The assessment of neurocognitive functions in premature infants in the first year of life using Bayley Scales. Zhurnal Nevrologii i Psihiatrii imeni S.S. Korsakova. 2016; 116(4): 62-67.
14. Dmitriev AV., Blohova EE., Gudkov RA., et al. Outcomes and formation of comorbidity among infants born with very low and extremely low birth weight. I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald. 2015; 23 (4): 91-96. (In Russ.).
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Bakushkina Nadezhda Igorevna - junior researcher, Laboratory for Brain and Neurocognitive Development, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin; 620002, Russia, Yekaterinburg, 19 Mira street. email: [email protected]. Rogacheva Tatiana Vladimirovna - Doctor of Psychology, head of the Department of rehabilitation diagnostics and monitoring; The State Autonomous Institution of Sverdlovsk Region "Regional Center for Rehabilitation of Disabled People"; 620089, Russia, Yekaterinburg, 173 A Belinskogo street. email: [email protected].
PAPER RECEIVED : 14.03.2019 PAPER ACCEPTED : 13.06.2019
REFERENCE FOR CITING:
Bakushkina NI., Rogacheva TV. Prematurity as a risk factor for developmental disorders in children of early age. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7 (2). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=380 Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20192390-401
401