Оценка когнитивного и сенсомоторного развития недоношенных
младенцев в возрасте 5 месяцев
Бакушкина Надежда Игоревна Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н.
Ельцина
Киселев Сергей Юрьевич
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н.
Ельцина
Ключевые слова: Недоношенность, шкалы Бейли, когнитивное развитие, сенсомоторное развитие
Введение
В более ранних исследованиях было показано, что недоношенность влияет на развитие когнитивных и сенсомоторных функций у детей [Inder, 2005; Anderson & Doyle, 2008; Sun et al., 2009; Paquette et al., 2015; Киселев и др., 2016]. Однако, стоит отметить, что на сегодняшний день тема влияния преждевременного рождения на развитие ребенка в период младенчества не изучена в полной мере. Цель исследования
Цель исследования заключалась в выявлении различий в когнитивном и сенсомоторном развитии у недоношенных младенцев и детей, рожденных в срок в возрасте 5 месяцев. Материалы и методы исследования
В исследовании участвовали 2 группы испытуемых: экспериментальная (26 недоношенных младенцев) и контрольная (26 младенцев, рожденных в срок). Возраст участников составил 5 месяцев. Для недоношенных младенцев была проведена корректировка возраста с учетом гестации. Средний гестационный возраст недоношенных младенцев - 31,3 ± 2,4 недели.
Экспериментальная и контрольная группа были уравнены по полу и хронологическому возрасту методом попарного отбора.
Для оценки когнитивного и сенсомоторного развития была использована поведенческая методика Шкалы Бейли (Bayley Scale of Infant Development, 3d Edition).
Результаты
Для выявления влияния фактора недоношенности на уровень развития когнитивных и сенсомоторных функций был использован однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA). Были получены статистически значимые (p<0,05) различия по трем шкалам, которые свидетельствовали о том, что рожденные в срок дети демонстрируют более высокие показатели по когнитивному развитию, рецептивной речи и крупной моторике по сравнению с недоношенными младенцами в возрасте 5 месяцев. При этом по шкалам экспрессивной коммуникации и мелкой моторики статистически значимых (p<0,05) различий выявлено не было. Вывод
Можно сделать предположение о том, что преждевременное рождение имеет избирательный негативный эффект на когнитивное и сенсомоторное развитие в возрасте 5 месяцев.
Список литературы:
1. Киселев С.Ю., Львова О.А., Глига Т., Бакушкина Н.И., Сулейманова Е.В., Гришина К.И., Баранов Д.А., Ксенофонтова О.Л., Мартиросян С.В. Оценка развития нейрокогнитивных функций у недоношенных детей первого года жизни с помощью методики "Шкалы Бейли" // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2016. № 116 (4). С. 62-67.
2. Anderson P, Doyle L. Cognitive and educational deficits in children born extremely preterm // Seminars in Perinatology. 2008. № 32(1). P. 51-58.
3. Inder T. Abnormal Cerebral Structure Is Present at Term in Premature Infants // Pediatrics. 2005. № 115(2). P. 286-294.
4. Paquette N., Vannasing P., Tremblay J., Lefebvre F., Roy M., McKerral M., Lepore F., Lassonde M., Gallagher A. Early electrophysiological markers of atypical language processing in prematurely born infants // Neuropsychologia. 2015. № 79. P. 21-32.
5. Sun J, Mohay H, O'Callaghan M. A comparison of executive function in very preterm and term infants at 8 months corrected age // Early Human Development. 2009. № 85(4). P. 225-230.