менеджмента, экономики и права физической культуры.
САПУНКОВ Андрей Анатольевич, преподаватель кафедры менеджмента, экономики и права физической культуры.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2013 г.
© В. И. Михалев, И. И. Самсонов, А. А. Сапунков
УДК 79608 В. Н. КОНОВАЛОВ
Д. А. БЕРНАТАВИЧЮС Д. А. АФАНАСЬЕВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СПЕЦИАЛЬНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ______________________________
В статье показан алгоритм оценки специальной физической подготовленности юных хоккеистов, как по отдельным качествам, так и комплексно.
Ключевые слова: специальная физическая подготовленность, юные хоккеисты, комплексная оценка.
Рациональное построение тренировочного процесса требует наличия информация об основных сторонах специальной физической подготовленности юных хоккеистов на различных этапах тренировки [1—3]. Сложность прогнозирования результатов юных спортсменов состоит в том, что рост спортивных достижений осуществляется на фоне еще не закончившихся процессов формирования организма. Известно [4 — 6], что на спортивный результат влияют не только тренировочные нагрузки, но и морфологические, функциональные, психофизиологические изменения, происходящие в процессе индивидуального развития юного спортсмена. Поэтому у многих специалистов при планировании системы многолетней подготовки юных спортсменов возникают проблемы, связанные с организацией системы комплексного контроля физической подготовленности и физического развития детей. Изучение теоретических и экспериментальных материалов [7, 8] позволяет заключить, что имеются противоречивые взгляды по вопросам оценки и прогнозирования физической подготовленности в детском хоккее, касающиеся нормативной базы оценки специальной физической подготовленности юных хоккеистов. В связи с этим совершенствование комплексной системы оценки специальной физической подготовленности юных хоккеистов является своевременным и актуальным.
Цель работы — научно обосновать алгоритм оценки специальной физической подготовленности юных хоккеистов.
Задачи исследования: 1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме оценки физического развития и специальной физической подготовленности у юных хоккеистов. 2. Оценить уровень физического развития и специальной физической
подготовленности юных хоккеистов в больших циклах подготовки. 3. Научно обосновать алгоритм оценки специальной физической подготовленности юных хоккеистов.
Методы исследования: 1. Анализ научно-методического материала. 2. Педагогические наблюдения. 3. Педагогическое тестирование. 4. Антропометрические методики: соматометрические — длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки; физиометрические — жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук. 5. Математико-статистическая обработка.
Организация исследования: настоящее исследование проводилось в 2010 году на базе МУ ДОД СДЮСАТТЮР им. А. В. Кожевникова, в котором приняли участие юные хоккеисты 1997 года рождения. УТ — учебно-тренировочная группа (10—14 лет).
При оценке физического развития и специальной физической подготовленности юных хоккеистов руководствовались положениями, изложенными в методических рекомендациях и программе, разработанной в соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму №390 от 28 июня 2001 года «Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, УОР)».
Оценка уровня физического развития проводилась сотрудниками спортивного диспансера по следующим компонентам: рост, вес, динамометрия левой и правой кисти, окружность грудной клетки.
Оценка специальной физической подготовленности юных хоккеистов осуществлялась по программе, предусмотренной для спортивных школ [7]. Педагогические контрольные испытания проводились на ледовой площадке. Использовались тесты, которые
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
Оценка уровня физического развития юных хоккеистов по антропометрическим параметрам(п=24)
Соматометрические и физиометрические Рост Вес Динамометрия левой руки Динамометрия правой руки Окружность грудной клетки
параметры к-во детей к-во детей к-во детей к-во детей
Уровни физического развития:
очень низкий 8 9 22 22 16
низкий 7 6 2 2 4
ниже среднего 3 2 0 0 0
средний 2 4 0 0 3
выше среднего 3 3 0 0 0
высокий 1 0 0 0 1
отражали степень развития у игроков: выносливости, скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей:
— бег на коньках лицом 36 м;
— бег на коньках спиной 36 м;
— челночный бег — 12 раз по 18 метров;
— слалом с шайбой; слалом без шайбы;
— 8-минутный бег на коньках.
Результаты в тестах фиксировались системой электронного хронометража, с точностью 0,01 с.
На первом этапе в педагогических испытаниях приняли участие 24 человека, но по объективным причинам все тестовые задания были выполнены только двадцатью одним хоккеистом.
На втором этапе исследования проводилась повторная оценка компонентов специальной физической подготовленности, в которых приняли участие девятнадцать юных хоккеистов. При определении темпов прироста (по С. Броди) результатов в тестах, в расчет принимались тринадцать хоккеистов, принявших участие в двух тестированиях.
Результаты исследования. Оценка показателей физического развития, специальной физической подготовленности юных хоккеистов проводилась по программе, предусмотренной для СДЮШОР.
Оценка физического развития юных хоккеистов показала (табл. 1), что по соматометрическим параметрам — росту и весу: 15 человек из 24 отнесены к очень низкому и низкому уровню развития. Дифференцирование юных хоккеистов по физиометри-ческим параметрам показало неутешительную картину: все дети, кроме одного, отнесены к низкому и очень низкому уровню развития. Данный факт свидетельствует о том, что либо модельные характеристики значительно завышены, либо паспортный возраст детей, принимавших участие в исследованиях, значительно отличался от биологического возраста. Тем не менее юные хоккеисты с низким уровнем физического развития продемонстрировали высокие результаты в педагогических тестах, отражающих скоростные и координационные способности.
В табл. 2 представлены результаты, показанные юными хоккеистами в специальных тестах на льду и соответствующие им оценки. В тестах, отражающих скоростные и координационные способности, практически все юные хоккеисты показали высокие результаты, которые соответствовали оценке пять. Согласно данным литературы [7], оценке пять соот-
ветствует результат — 5,4 с, оценке четыре — 5,5 с и 5,7 с — удовлетворительно.
Необходимо обратить внимание на разницу в результатах, соответствующих оценкам пять и четыре, которая составила одну десятую секунды. Практика судейства соревнований по легкой атлетике спринтерских дистанций показывает, что ошибка ручного хронометража составляет 0,2 секунды, поэтому вызывает большие сомнения предложенная оценочная шкала. Для повышения информативности тестов в беге на скорость, спортивный результат следует фиксировать при помощи электронного хронометража.
Для оптимизации комплексной оценки специальной физической подготовленности юных хоккеистов мы прибегли к следующему алгоритму. В каждом тесте, отражающем различные компоненты специальной физической подготовленности, юные хоккеисты ранжировались с учетом показанного результата от 1 до 23. Один балл получал юный хоккеист, показавший лучший результат и 23 балла — худший (табл. 3). После ранжирования в каждом тесте, определялась общая сумма баллов, характеризующих скоростные, координационные возможности и выносливость. Юный хоккеист, набравший в сумме наименьшее количество мест по всем видам тестирования, имел наилучшую, для данной команды специальную физическую подготовленность (табл. 4). Использование предложенного алгоритма оценки показателей специальной физической подготовленности в тренировочном процессе юных хоккеистов позволило определить функциональную готовность отдельных игроков команды и выявить наиболее слабые звенья в структуре специальной физической подготовленности с учетом биологического развития юного хоккеиста.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что юные хоккеисты имеют большие резервы в развитии общей и специальной выносливости. В дальнейшем при разработке тренировочной программы были учтены реальные уровни специальной физической подготовленности и особенности биологического развития организма юных хоккеистов.
Повторное обследование юных хоккеистов позволило выявить самые большие темпы прироста у юных хоккеистов в «слаломе без шайбы» и в «слаломе с шайбой» соответственно (табл. 5). Это свидетельствовало о том, что избранный вариант подготовки способствовал эффективному формированию
201
Оценка компонентов специальной физической подготовленности у хоккеистов 13 лет (п=21)
№ Фамилия, имя Бег 36 метров лицом, с Бег 36 метров спиной, с Челночный бег 12x18м, с Слалом без шайбы, с Слалом с шайбой, с Разница, с 8 минутный бег, метры
результат оценка результат оценка результат оценка результат результат оценка м оценка
1 Но-ов Н 5,82 5 6,87 5 54,15 2 11,84 12,18 0,34 5 2930 3
2 Пе-в К 5,48 5 7,63 4 51,82 4 11,39 11,45 0,06 5 3040 4
3 Ша-ов А 5,20 5 6,37 5 50,75 5 10,73 11,16 0,43 5 3030 4
4 Де-ев Д 5,77 5 7,02 5 55,20 1 11,34 11,59 0,25 5 3020 4
5 Кра-ов А 5,99 5 7,57 4 58,99 0
6 См-ый Г 10,91 11,43 0,52 5 3025 4
7 Бу-ов Н 5,61 5 6,55 5 52,79 3 11,00 11,38 0,38 5 2780 2
8 Ст-ий Г 5,68 5 6,92 5 53,61 2 11,14 11,82 0,68 5 2990 4
9 Ку-ов Е 5,79 5 6,44 5 54,56 2 11,58 11,73 0,15 5 3070 5
10 Ш-ин А 5,60 5 6,59 5 49,62 5 10,31 11,17 0,86 5 3080 5
И О-пов Д 5,55 5 6,57 5 51,82 4 10,84 12,32 1,48 4 3070 5
12 Се-ух Д 5,93 5 7,67 4 56,42 0 11,45 12,02 0,57 5 2900 3
13 Мо-р А 5,56 5 7,13 5 54,40 2 11,19 11,40 0,21 5 3055 5
14 Ни-ин Н 5,50 5 7,07 5 51,31 5 11,19 12,03 0,84 5 3050 5
15 На-ов С 5,96 5 6,87 5 53,40 3 11,06 11,96 0,9 5 2920 3
16 Ис-ов Г 5,28 5 6,65 5 52,23 4 10,37 12,02 1,65 3 3030 4
17 Га-ов Д 5,87 5 7,60 4 65,13 0 12,21 13,34 1,13 4 2570 0
18 Ко-ов П 5,86 5 8,53 1 59,86 0 11,69 12,41 0,72 5 2720 1
19 Ку-ев И 5,48 5 7,16 5 50,99 5 12,28 12,73 0,45 5 3100 5
20 Ра-ха С 5,54 5 7,12 5 55,21 1 10,88 11,02 0,14 5 2915 3
21 С-ов Д 5,82 5 6,78 5 54,71 2 10,47 11,23 0,76 5 2960 4
1<ЮЫЭ И У<ШЯУЛЯ ВУЮЭЬИ£ИФ
еюг <ш) гоЫ яинюэя ипньлун ииюио
202
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (116) 2013
Таблица 3
Ранжирование юных хоккеистов по результатам, показанным в тестах на льду (п=21)
Фамилия, имя Бег 36 метров лицом, с Бег 36 метров спиной, с Челночный бег 12x18 м, с Слалом без шайбы, с Слалом с шайбой, с 8-минутный бег, м
время, с баллы время, с баллы время, с баллы время, с баллы время, с баллы метры баллы
1 Но-ов Н 5,82 16 6,87 8 54,15 11 11,84 18 12,18 16 2930 14
2 Пе-в К 5,48 3 7,63 19 51,82 5 11,39 14 11,45 8 3040 7
3 Ша-ов А 5,20 1 6,37 1 50,75 2 10,73 4 11,16 2 3030 8
4 Де-ев Д 5,77 14 7,02 И 55,20 16 11,34 13 11,59 9 3020 И
5 Кра-ов А 5,99 22 7,57 16 58,99 20 21 21 21
6 См-ый Г 23 23 23 10,91 7 11,43 7 3025 10
7 Бу-ов Н 5,61 11 6,55 3 52,79 8 11,00 8 11,38 5 2780 18
8 Ст-ий Г 5,68 12 6,92 10 53,61 10 11,14 10 11,82 11 2990 12
9 Ку-ов Е 5,79 15 6,44 2 54,56 13 11,58 16 11,73 10 3070 3
10 Ш-ин А 5,60 10 6,59 5 49,62 1 10,31 1 11,17 3 3080 2
И О-пов Д 5,55 8 6,57 4 51,82 5 10,84 5 12,32 17 3070 3
12 Се-ух Д 5,93 21 7,67 21 56,42 19 11,45 15 12,02 13 2900 17
13 Мо-р А 5,56 9 7,13 14 54,40 12 11,19 12 11,40 6 3055 5
14 Ни-ин Н 5,50 5 7,07 12 51,31 4 11,19 12 12,03 15 3050 6
15 На-ов С 5,96 20 6,87 8 53,40 9 11,06 9 11,96 12 2920 15
16 Ис-ов Г 5,28 2 6,65 6 52,23 7 10,37 2 12,02 13 3030 8
17 Га-ов Д 5,87 19 7,60 18 65,13 22 12,21 19 13,34 20 2570 20
18 Ко-ов П 5,86 18 8,53 22 59,86 21 11,69 17 12,41 18 2720 19
19 Ку-ев И 5,48 3 7,16 15 50,99 3 12,28 20 12,73 19 3100 1
20 Ра-ха С 5,54 7 7,12 13 55,21 17 10,88 6 11,02 1 2915 16
21 С-ов Д 5,82 16 6,78 7 54,71 14 10,47 3 11,23 4 2960 13
координационных способностей юных хоккеистов. Данное утверждение находит свое подтверждение в тесте — бег спиной вперед на дистанции 36 метров. Мы полагаем, что рационально сформированная техника бега на коньках позволила юным хоккеистам реализовать в тестах свои скоростные возможности (табл. 5).
Сопоставление индивидуальной динамики темпов прироста результатов в тестах со среднегрупповыми значениями позволило выявить слабые и сильные стороны подготовленности юных хоккеистов и определить дальнейшую тактику организации специальной физической подготовки, избежав форсирования подготовки в многолетнем аспекте.
Выводы.
1. Анализ литературных источников и научнометодического материала позволил заключить, что проблеме контроля специальной физической подготовленности юных хоккеистов уделяется достаточно большое внимание, в то же время в нормативной части учебных программ имеются противоречия, касающиеся оценки кондиционных и координационных способностей, прогнозирования динамики специальной физической подготовленности в годичном цикле.
2. Оценку специальной физической подготовленности игроков и в целом команды следует проводить по алгоритму, предусматривающему оценку и ранжирование специальной физической подготовленности как по отдельным качествам, так и комплексно.
3. Анализ показателей физического развития юных хоккеистов показал, что биологический возраст юных хоккеистов очень часто не совпадает с паспортным, поэтому оценку перспективности юных хоккеистов следует проводить по динамике темпов прироста в тестовых заданиях, отражающих специальную физическую подготовленность и физическое развитие. На наш взгляд, это позволит раз-
Таблица 4
Комплексная оценка специальной физической подготовленности юных хоккеистов (п=19)
Фамилия, имя хоккеиста Сумма баллов в тестах Общее место в команде
Но-ов Н 83 16
Пе-в К 55 8
Ша-ов А 18 1
Де-ев Д 74 15
Бу-ов Н 53 5
Ст-ий Г 65 14
Ку-ов Е 59 11
Ш-ин А 22 2
О-пов Д 42 4
Се-ух Д 104 17
Мо-р А 57 9
Ни-ин Н 53 5
На-ов С 53 5
Ис-ов Г 38 3
Га-ов Д 117 19
Ко-ов П 114 18
Ку-ев И 60 12
Ра-ха С 60 12
С-ов Д 57 9
Темпы прироста результатов в тестах, характеризующих специальную физическую подготовленность
Таблица 5 юных хоккеистов (п=13)
Фамилия хоккеиста Бег лицом, 36 м, м/с Бег спиной, 36 м, м/с Челнок, м/с Слалом без шайбы, м/с Слалом с шайбой, м/с Бег 8 мин, м
Куз-лев 2,40 12,94 5,58 21,76 18,92 9,23
Раз-аха 9,65 8,04 11,15 9,13 8,42 10,56
Со-лов 0,69 4,22 2,24 -0,29 18,92 9,23
Ос-ов 5,18 1,84 3,53 7,17 14,45 4,92
Ша-мов 0,39 -1,09 7,33 8,35 12,98 -1,00
Ша-лин 2,71 3,87 3,80 9,87 15,85 6,90
Ис-ов 6,65 6,04 10,12 1,16 12,65 2,28
На-ров 6,94 9,45 5,31 14,34 17,85 5,17
Сте-кий 3,58 9,38 9,11 10,49 11,83 6,79
М-ор 1,08 7,57 0,33 5,51 6,43 4,64
Ни-ин -0,54 -1,40 2,61 16,65 13,01 -5,04
Ку- ов 2,27 0,31 1,68 10,07 10,31 7,22
Пе-ов 4,86 21,00 4,36 16,13 8,66 5,75
Среднее значение 3,5 6,3 5,2 10,0 13,1 5,1
Стандартное откл. 3,0 6,2 3,4 6,2 4,0 4,3
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
работать поэтапную методику формирования специальной физической подготовленности юных хоккеистов.
Библиографический список
1. Гужаловский, А. А. Темпы роста физических способностей, как критерий отбора юных спортсменов / А. А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. — 1979. — № 9. - С. 28-31.
2. Савин, В. П. Методические подходы к повышению специальной скоростно-силовой подготовленности хоккеистов / В. П. Савин, С. Н. Лукшин // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. — М., 1993. — С. 194-203.
3. Шестаков, М. П. Специальная физическая подготовка
хоккеистов : учеб. пособие / М. П. Шестаков, А. П. Назаров, Д. Р. Черенков. — М. : СпортАкадемПресс, 2000. — 141 с.
4. Бальсевич, В. К. Организация непрерывного контроля за двигательными функциями организма спортсмена / В. К. Бальсевич, А. И. Пьянзин // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 5. — С. 32 — 38.
5. Зеличенок, В. Б. Легкая атлетика: Критерии отбора / В. Б. Зеличенок, В. Г. Никитушкин, В. П. Губа. — М. : Терра-Спорт, 2000. — 240 с .
6. Квашук, П. В. Теоретико-методические аспекты индивидуального нормирования физической подготовленности и функционального состояния юных спортсменов / П. В. Квашук // Научные труды 1998 года. — М. : ВНИИФК. — С. 129—143.
7. Быстров, В. А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов : монография / В. А. Быстров. — М. : Терра-Спорт, 2000. — 63 с.
8. Учебно-тематический план детско-юношеской спортивной школы по хоккею с шайбой НП СК «Авангард». — Омск, 2003. — 40 с.
КОНОВАЛОВ Василий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики легкой атлетики и велосипедного спорта. БЕРНАТАВИЧЮС Дмитрий Антанасович, соискатель по кафедре футбола и хоккея.
АФАНАСЬЕВ Дмитрий Анатольевич, соискатель по кафедре футбола и хоккея.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.01.2013 г.
© В. Н. Коновалов, Д. А. Бернатавичюс, Д. А. Афанасьев
Книжная полка
Бабинчук, А. Мотивация для спортсменов на каждый день / А. Бабинчук. - М. : Спорт и культура. - 2000, 2012. - 376 с. - ISBN 978-5-91775-111-5.
Мотивации в жизни, и особенно в спорте, уделяется особое внимание. Откуда она берется и как ее повысить? Как помочь самому себе улучшить свои результаты? Перед вами сборник вдохновляющих цитат великих людей и известных спортсменов. Перед вами уникальный самомотиватор на каждый день. Перечитывание цитат включает осознанность, добавляет сил и энергии, заряжает бодростью и позитивом, повышает шансы на победу. Каждый из нас нуждается в поддержке. Каждый из нас может помочь себе сам. Что для этого нужно сделать? Просто начинать свой новый день с цитаты! Книга поможет всем, кто ищет пути повышения мотивации, кто хочет стать уверенней в себе и раскрыть максимально свои способности, кто хочет достигнуть поставленных целей! Для широкого круга читателей.
Физическая культура : учеб. пособие / Ж. Б. Сафонова [и др.] ; под ред. Ж. Б. Сафоновой ;
ОмГТУ. - 3-е изд., перераб. и доп. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - 163 с. - ISBN 978-5-8149-1321-0.
Пособие содержит теоретико-методический материал для подготовки к итоговой аттестации по дисциплине «Физическая культура»; позволяет систематизировать и углубить знания по основам теории и методике физического воспитания. Освещены вопросы методики формирования навыка здорового образа жизни, психофизической подготовки, врачебно-педагогических наблюдений при организованных и самостоятельных формах занятий физической культурой. Предназначено для преподавателей физической культуры и студентов высших и средних учебных заведений.
Мельникова, О. А. Плавание. Теория. Методика. Тренировка : учеб. пособие / О. А. Мельникова, Т. В. Колтошова, Н. И. Малаховская ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - 93 с. - ISBN 9785-8149-1408-8.
В учебном пособии раскрыты теоретические и практические вопросы организации и осуществления оздоровительно-профилактических занятий плаванием в спортивно-оздоровительной деятельности студентов вуза. Рассмотрены анатомо-физиологические особенности организма студентов с учетом влияния на него плавания. Предложена тренировочная программа самостоятельных занятий плаванием для студентов основной и специальной медицинской групп. Большое внимание уделено вопросам техники, методики и тренировки спортивного плавания. Издание адресовано преподавателям, студентам, магистрантам, аспирантам, в том числе широкому кругу специалистов, занимающихся вопросами совершенствования физического развития и сохранения здоровья, физкультурных и не физкультурных вузов.