Научная статья на тему 'Комплексная оценка функционального состояния организма при психоэмоциональном стрессе'

Комплексная оценка функционального состояния организма при психоэмоциональном стрессе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
900
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CARDIORESPIRATORY SYNCHRONISM / STRESS / FUNCTIONAL CONDITIONS / WORK CAPACITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горбунов Р. В.

At an output from stress the width of a range of cardiorespiratory synchronism more, is faster development of synchronization on the minimal border, mental and physical work capacity above. The level of personal uneasiness during the poststressful period considerably decreases. Hence, at an output from a stressful situation the functional condition of an organism changes. The phenomenon of cardiorespiratory synchronism is convenient, simple in use, the nonivasive test for the characteristic of a complex estimation of dynamics of functional conditions of an organism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex estimation of the functional condition of the organism at emotional stress

At an output from stress the width of a range of cardiorespiratory synchronism more, is faster development of synchronization on the minimal border, mental and physical work capacity above. The level of personal uneasiness during the poststressful period considerably decreases. Hence, at an output from a stressful situation the functional condition of an organism changes. The phenomenon of cardiorespiratory synchronism is convenient, simple in use, the nonivasive test for the characteristic of a complex estimation of dynamics of functional conditions of an organism.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка функционального состояния организма при психоэмоциональном стрессе»

11. Покровский В. М., Абушкевич В. Г., Дашковский А. И.. Шапиро С. В. Возможность управления ритмом сердца посредством произвольного изменения частоты дыхания // ДАН СССР. 1985. Т. 283. № 3. С. 738-740.

12. Покровский В. М., Абушкевич В. Г., Потягайло Е. Г., По-хотько А. Г. Сердечно-дыхательный синхронизм: выявление у человека, зависимость от свойств нервной системы и функциональных состояний организма // Успехи физиологических наук. 2003. № 3. С. 68-77.

13. Потягайло Е. Г., Покровский В. М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке функционального состояния и регуляторно-адаптивных возможностей организма у ребенка // Физиология человека. 2003. Т. 29, № 1. С. 59-63.

14. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Самара, 2000.

15. Садыкова М. Ш., Зигизмунд В. А., Моисеева О. М., Файзи-ева Ф. Т. Функциональное состояние гипофизарно-яичниковой и тиреоидной систем в динамике менструального цикла // Акушерство и гинекология. 1987. № 3. С. 36-39.

16. Тетерина Г. П. Образ жизни и здоровье студентов. М., 1995.

17. Филимонов В. И. Физиологические основы психофизиологии. М., 2003. 320 с.

18. Харитонова Е. В., Потягайло Е. Г. Параметры сердечнодыхательного синхронизма у детей дошкольного возраста с различными типами темперамента // Кубанский научный медицинский вестник. 2000, № 2. С. 47-49.

19. Case A. M., Reid R. L. Menstrual cycle effects on common medical conditions // Compr Ther 2001 Spring; № 27 (1). P. 65-71.

R. V. GORBUNOV

COMPLEX ESTIMATION OF THE FUNCTIONAL CONDITION OF WOMEN IN VARIOUS PHASES MENSTRUAL CYCLE

Depending on a phase menstrual a cycle changes a functional condition of an organism. In follicular a phase the width of a range of development of cardiorespiratory synchronism more, is faster development on the minimal border, mental and physical work capacity above. The level of personal uneasiness, on the contrary, increases in luteineses to a phase. At phlegmatic persons width of a range of development of cardiorespiratory synchronism, mental work capacity above in both phases in comparison with choleric persons. Phlegmatic persons have lower level of physical work capacity. A level of personal uneasiness below. The phenomenon of cardiorespiratory synchronism is convenient, simple in use, the noninvasive test for the characteristic of a complex estimation of dynamics of functional conditions of an organism.

Key words: cardiorespiratory synchronism, functional conditions, work capacity.

P. В. ГОРБУНОВ

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПРИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ

Больница МСЧ МЖК «Краснодарский», г. Краснодар

В биологической и медицинской литературе тер- Согласно представлениям о системных механиз-

мин «стресс» получил широкое распространение благодаря исследованиям Г. Селье. Согласно концепции Селье возникающий при стрессе общий адаптационный синдром проходит три фазы: тревоги, резистентности, истощения [13].

Пусковые механизмы стресса реализуются через гипоталамо-гипофизарную систему. Одновременно активируется система симпатических нервов и мозгового вещества надпочечников. Повышение в крови содержания катехоламинов вызывает дальнейшее усиление активности гипофиза.

По Г. Селье, стресс - неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему повышенное требование, адаптация к возникшей трудности независимо от ее характера [13].

Стресс - реакция генерализованная. В связи с этим в ее формировании существенную роль играют меж-системные связи, в первую очередь реализующиеся между нервной, гормональной и висцеральными системами организма. Центральная организация эмоциональных и аффективных реакций, значение в их реализации структур гипоталамуса и лимбической системы предопределяют неразрывную в естественных условиях связь эмоциональных стрессов с изменениями состояния аппарата регуляции вегетативных функций организма.

мах эмоционального стресса [4, 7, 8] реакции отрицательного характера связаны с длительным отсутствием условий для удовлетворения существенных биологических или социальных потребностей, затруднением принятия решений, рассогласованием ожидаемых и реальных результатов, конфликтными ситуациями. Вследствие этого возникает застойное возбуждение, которое способно вызвать генерализованное повышение активности структур головного мозга и оказать нисходящие влияния на соматовисцеральные функции. Сформирована концепция, согласно которой развитие застойного эмоционального возбуждения при тяжелых стрессах связано со стабильными изменениями метаболизма нервных клеток гипоталамуса и ствола мозга. В результате этого складывается новая нейрохимическая интеграция, определяющая стойкое отрицательное эмоциональное возбуждение, которое находится в основе центральных механизмов всего комплекса соматовегетативных проявлений эмоционального стресса [3, 8].

Изменения сердечной деятельности и артериального давления, скорости кровотока в сонных артериях, перераспределение кровообращения в различных структурах коры головного мозга при напряженной умственной работе - все это физиологические изменения, связанные в первую очередь с обеспечением

УДК 612.821:612.17+612.2

Динамика функциональных изменений при психоэмоциональном стрессе (N=13)

Этап исследования Во время стресса После стресса

Исходный уровень ЧСС (ударов в минуту) 78,85±0,47 73,69±0,61

Минимальная граница синхронизации (ЧСС) 82,62±0,54 77,15±0,66

Длительность развития СДС на min границе (кардиоциклов) 11,77±0,17 9,77±0,24

Максимальная граница синхронизации (ЧСС) 91,08±0,64 94,46±0,68

Длительность развития СДС на max границе (кардиоциклов) 8,99±0,30 7,15±0,28

Ширина диапазона СДС (в кардиореспираторных циклах) 9,54±0,34 15,54±0,63

Физическая работоспособность (в баллах) 15,03±0,23 11,69±0,27

Психическая работоспособность (интегральная оценка) 0,40±0,02 0,68±0,06

Уровень тревожности (по Люшеру) 5,46±0,12 0,77±0,06

Примечание: уровень достоверности р<0,05,

при оценке уровня трудоспособности наименьшее числовое значение соответствует наибольшей трудоспособности.

психической деятельности человека, повышением интеллектуальной работоспособности и эмоциональным возбуждением. Однако при сочетании определенных условий (высокая мотивация, трудность выполнения работы, дефицит времени) реакция приобретает чрезмерный характер, проявляясь в виде резкой гипертензии, аритмий сердца, и это открывает возможность проследить переход адекватной (физиологической) реакции в стрессорную (состояние дистресса) [13, 15].

Психоэмоциональный стресс - явление, испытанное неоднократно каждым человеком на протяжении жизненного пути. Экзамен является наглядным примером стрессогенной ситуации, не приводящей к затяжному стрессу и, как возможному следствию, дистрессу [16]. В этой ситуации изменение параметров организма дает возможность мобилизоваться, сосредоточиться на решении проблемы, вызвавшей стресс. Но данные изменения индивидуальны и зависят от таких факторов, как тип личности, психоэмоциональное и физическое состояние на момент воздействия стрессогенного агента.

В ряде исследований показано, что при изменении физического и психоэмоционального состояния организма происходит изменение регуляторно-адаптивных возможностей (что выражается в изменении ширины диапазона и времени развития сердечно-дыхательного синхронизма - СДС) [9, 11]. Возможности объективной оценки состояния регуляторно-адаптивных систем организма дает проба сердечно-дыхательного синхронизма [11], которая является информативным количественным тестом для изучения регуляторных процессов. Исследование функционального состояния организма в условиях естественно смоделированной стрессовой ситуации (сдача экзамена) представляет собой немалый интерес. В ранее проводимых исследованиях не применялась комплексная оценка как психоэмоциональных, так и физиологических сдвигов, происходящих в организме, что послужило основанием для проведения данного исследования.

Целью настоящей работы явилось выявить взаимосвязь динамики физической и психической работоспособности и состояния регуляторно-адаптивных возможностей организма при психоэмоциональном стрессе. При этом ставились следующие задачи:

1. Определить параметры СДС во время психоэмоционального стресса и после завершения стрессового воздействия.

2. Определить параметры психической и физической работоспособности в эти периоды.

3. У всех наблюдаемых определить уровень тревожности в динамике.

4. Выявить зависимость между состоянием регуляторно-адаптивных систем организма и уровнем физической и психической работоспособности при психоэмоциональном стрессе и на выходе из него.

Методы исследования

Исследование проводилось в два этапа: до начала и через 1-2 часа после сдачи экзамена. Объектом исследования стали здоровые студенты в возрасте от 18 до 23 лет. Всего было обследовано 13 человек (все женского пола). Оба этапа исследования проводились по следующей схеме:

1) определялся уровень тревожности (по восьмицветному тесту Люшера);

2) проводилось комплексное компьютерное тестирование для определения уровня психической (умственной) работоспособности по следующим параметрам: а) темп выполнения заданий, б) точность выполнения заданий, в) кратковременная память, г) внимание, - из чего складывалась общая (интегральная) оценка уровня умственной работоспособности. За основу для проведения данного тестирования была взята автоматизированная система профессионального психологического отбора;

3) определялся уровень физической работоспособности пробой Руфье-Диксона (заключается в подсчете пульса за 15 сек. в положении лежа, выполнении 30 приседаний в течение 45 сек. с повторными подсчетами пульса за первые 15 сек. и последние 15 сек. следующей после нагрузки минуты). Далее значения подставляются в формулу

4х(р1+р2+р3)-200 _ у 10 _

Показатели 0-3 рассматриваются как хорошая работоспособность, 3-6 - средняя, 6-8 - удовлетворительная, более 8 - плохая);

4) определялось состояние регуляторно-адаптивных возможностей индивидуума с использованием автоматизированного программно-аппаратного комплекса исследования сердечно-дыхательного синхронизма (разработчики: зав. кафедрой нормальной физиологии КГМУ, д. м. н., профессор В. М. Покровский, зав. кафедрой компьютерных технологий и информационной безопасности КубГТУ, д. т. н., профессор

СС

Ш

12

10

8

б

4

2

0

□ Физическая работоспособность при стрессе

Физическая работоспособность после стресса

□ Средний уровень

тревожности (по Люшеру) при стрессе

□ Средний уровень

тревожности (по Люшеру) после стресса

Рис. 1. Сравнение уровня личностной тревожности и физической работоспособности при стрессе и после стресса

Примечание: при оценке уровня трудоспособности наименьшее числовое значение соответствует наибольшей трудоспособности.

□ Уровень психической работоспособности при стрессе

□ Уровень психической работоспособности после стресса

Рис. 2. Уровень психической работоспособности при стрессе и в постстрессовый период

61

ц

х

ы

н

р

о

т

а

р

и

п

с

е

р

о

и

д

р

а

с

е

л

о

16

14

12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

0

15,54

9,54

|—I Ширина

диапазона СДС при стрессе

Ширина диапазона СДС после стресса

Рис. 3. Сравнение диапазона развития СДС при стрессе и вне стресса

В. С. Симанков, Ю. Г. Шийха, А. Н. Стрекозов, Н. А. Стрекозов, Краснодар, 2006).

Далее формировалась сводная таблица результатов исследований и проводилась статистическая обработка полученных результатов.

Результаты исследования

В результате проведенных исследований достоверно установлено (р<0,05):

- у всех испытуемых уровень ситуационной тревожности в постстрессовый период значительно снижается (рис. 1);

- уровень умственной работоспособности вне стрессовой ситуации выше по сравнению с состоянием психоэмоционального стресса (рис. 2);

- физическая работоспособность в постстрессовом периоде возрастает (рис. 1);

- параметры сердечно-дыхательного синхронизма, характеризующие регуляторно-адаптационные возможности организма, изменяются следующим образом после психоэмоционального стресса по сравнению со стрессовым состоянием: синхронизация на минимальной и максимальной границах развивается быстрее, диапазон синхронизации шире. Это свидетельствует об увеличении регуляторно-адаптивных возможностей организма при выходе из стресса (рис. 3).

Обсуждение

В результате проведенных исследований показано, что уровень личностной тревожности при психо-эмо-циональном стрессе высок и имеет выраженную тенденцию к снижению на выходе из стресса. Показатели физической и психической работоспособности повышаются. Уровень исходной ЧСС снижается, происходит увеличение ширины диапазона СДС (минимальная граница снижается, максимальная - повышается), а длительность развития на минимальной и максимальной границах - укорачивается.

Основываясь на результатах исследования, можно утверждать, что психоэмоциональный стресс приводит к выраженным изменениям функционального состояния организма. Возрастает уровень тревожности, происходит снижение уровня трудоспособности (как психической - умственной, так и физической). Это позволяет говорить о том, что при стрессе внутренние резервы организма направлены на решение первоочередной задачи, что является поведенческим инстинктом. Организм полностью мобилизуется, пытаясь устранить стрессовое воздействие. При положительном результате происходит переход на более обыденный режим работоспособности, что сопровождается уменьшением уровня тревожности, улучшением показателей работоспособности и параметров СДС. При невозможности устранения стрессогенного фактора -организм исчерпывает функциональные возможности и переходит в состояние дистресса.

Изменение параметров СДС взаимосвязано с изменением показателей умственной, физической работоспособности и уровнем личностной тревожности. В связи с этим данную пробу можно использовать для прогнозирования как отдельных параметров, так и общего функционального состояния организма, как метод отслеживания динамики функциональных состояний при различных процессах, воздействующих на организм.

Поступила 25.08.2006 ЛИТЕРАТУРА

1. Альманах психологических тестов. М., 1960.

2. Абушкевич В. Г., Макухин В. В., Скибицкий В. В., Федунова Л. В., Похотько А. Г. Проба сердечно-дыхательного синхронизма в оценке тяжести больных стенокардией // Кубанский научный медицинский вестник. 2000, № 2. С. 70-71.

3. Белова Е. В., Емцева В. Б., Оболенский Ю. А. Особенности вегетативно-гормональных реакций при выполнении разных видов умственной деятельности в условиях эмоционального напряжения // Физиология человека. 1988. № 3. С. 482-485.

4. Ведяев Ф. П., Воробьева Т. М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов. Киев: Здоровья. 1983. 135 с.

5. Здоровье студентов / Под ред. Н. А. Агаджаняна. М.: РУДН, 1997. С. 24-26.

6. Карелин А. А // Психологические тесты. 2 том. М., 2003.

7. Китаев-Смык Л. А. // Психология стресса. М., 1983. С. 365.

8. Меерсон Ф. З. Адаптация к стрессорным ситуациям и стресслимитирующие системы организма // Физиология адаптационных процессов. М.: Медицина, 1986. С. 421-422.

9. Покровский В. М. Концепция формирования ритма сердца в центральной нервной системе (концепция центрального ритмогенеза) // Кубанский научный медицинский вестник. 2000. № 2. С. 20-24.

10. Покровский В. М., Абушкевич В. Г., Дашковский А. И., Шапиро С. В. Возможность управления ритмом сердца посредством произвольного изменения частоты дыхания // ДАН СССР. 1985. Т. 283. № 3. С. 738-740.

11. Покровский В. М., Абушкевич В. Г., Борисова И. И., Новикова В. А., Потягайло Е. Г., Похотько А. Г., Татулян В. А., Хакон С. М., Харитонова Е. В. Сердечно-дыхательный синхронизм у человека // Кубанский научный медицинский вестник. 2000, № 2. С. 42-47.

12. Райгородский Д. Я. // Практическая психодиагностика. Самара, 2000.

13. Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979.

14. Тетерина Г. П. Образ жизни и здоровье студентов. М., 1995.

15. Филимонов В. И. Физиологические основы психофизиологии. М., 2003. 320 с.

У ортопедических стоматологических больных с частичным отсутствием зубов адаптация к зубным протезам требует проведения психопрофилактики. Психические изменения у лиц при этом бывают столь значительными, что соответствуют изменениям у больных, подвергаемых большим полостным операциям [3, 5]. К сожалению, в настоящее время нет методов, позволяющих объективно оценить проводимую психопрофилактику, кроме подчас громоздких тестов и проб, которые отнимают много времени и являются субъективными [2].

В этом плане перспективной представляется проба сердечно-дыхательного синхронизма, позволяющая интегративно оценивать функциональное состояние организма [1] .

Целью работы явилась оценка по параметрам сердечно-дыхательного синхронизма психопрофилактики в адаптации к зубным протезам у лиц с частичным отсутствием зубов

Методы исследования

Наблюдения были выполнены на 161 ортопедическом стоматологическом больном в возрасте от 20 до 50 лет с частичным отсутствием зубов.

Всем больным проводилось клиническое стома-

16. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000.

R. V. GORBUNOV

COMPLEX ESTIMATION OF THE FUNCTIONAL CONDITION OF THE ORGANISM AT EMOTIONAL STRESS

At an output from stress the width of a range of cardiorespiratory synchronism more, is faster development of synchronization on the minimal border, mental and physical work capacity above. The level of personal uneasiness during the poststressful period considerably decreases. Hence, at an output from a stressful situation the functional condition of an organism changes. The phenomenon of cardiorespiratory synchronism is convenient, simple in use, the nonivasive test for the characteristic of a complex estimation of dynamics of functional conditions of an organism.

Key words: cardiorespiratory synchronism, stress, functional conditions, work capacity.

тологическое обследование: опрос, осмотр, пальпация мягких и костной тканей, инструментальное обследование челюстно-лицевой области, височнонижнечелюстных суставов, тканей полости рта, зубов и зубных рядов, определение типа прикуса. В дополнение изучались панорамные рентгенограммы и томограммы. Определяли жевательную эффективность.

У всех больных до ортопедического лечения и после него проводили пробу сердечно-дыхательного синхронизма [1].

В ходе лечения выявилась группа больных, которым требовалась психопрофилактика. Это были больные, у которых зубной протез не переставал ощущаться как инородное тело, не происходило восстановления эффективности жевания, нормализации саливации, на зубные протезы не угасал рвотный рефлекс, не восстанавливалась нормальная речь [4]. Таким образом, ретроспективно все больные были разбиты на группу пациентов, которым не требовалась психопрофилактика (77 человек), и на группу, которым она была необходима (84 человека). Последние были разделены на две группы. Первая группа проходила психопрофилактику у психотерапевта-стоматолога (40 человек), вторая группа не проходила психопрофилактики (44 человека).

А. Г. КУЦЕНКО

ПРОБА СЕРДЕЧНО-ДЫХАТЕЛЬНОГО СИНХРОНИЗМА В ОЦЕНКЕ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ В АДАПТАЦИИ К ЗУБНЫМ ПРОТЕЗАМ У ЛИЦ С ЧАСТИЧНЫМ ОТСУТСТВИЕМ ЗУБОВ

Стоматологическая поликлиника № 3, г. Краснодар

УДК 616.616.3-615

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.