Научная статья на тему 'Комплексная оценка эффективности системы государственных и муниципальных заказов'

Комплексная оценка эффективности системы государственных и муниципальных заказов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА / КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Наталья Михайловна

В статье предлагается методика оценки эффективности системы управления государственными и муниципальными заказами, основанная на комплексном подходе, учитывающем интересы всех участников системы государственных и муниципальных заказов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка эффективности системы государственных и муниципальных заказов»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

Н.М.

В статье ходе,

■ оЧенки эфф и муниципальными

на судар>

>х и

■ заказов.

КЛючевые слова: эффективность государственного и мун чество предоставляемых услуг, система управления.

| заказа,

нормативная правовая а также практика управления подтверждают невозможность рования современного механизма I ния государственных и муниципальных услуг без организации ния системы государственных и ципальных заказов (далее - ГМЗ). Оценить результативность государственного и муниципального управления не ставляется возможным без учета ки эффективности исполнения ГМЗ. На сегодняшний день нет единого подхода к оценке эффективности исполнения ГМЗ, отсутствуют механизмы расчета экономического эффекта отдельных закупок, а также оценки эффективности размещения заказа в целом, не определены и критерии оценки эффективности управления государственными и муниципальными заказами. Существующие методики оценки эффективности размещения заказов [3, 4] позволяют оценить, в детагаод эффективн°стъ размещения государственных и муниципальных ; зов. Несмотря на разработанные ды к оценке эффективности размещения заказа и дискуссии заинтересованных лиц о необходимости оценки эффективности системы управления ГМЗ, в настоящее время заказчики определяют лишь один показатель - экономию денежных

средств, называя его условным экономическим эффектом, и именно этот показатель служит показателем эффективности действующей системы. «Примером такого подхода является односторонняя ориентация большого числа некомпетентных работников только на экономию бюджетных средств - купить подешевле и побыстрее, совершенно не ясь о других параметрах сделки ство, условия поставки, гарантии и т. д.), соответствующих требованиям го потребителя. В результате, часто обретается продукция низкого качества. Деньги выкидываются на ветер, причем, в больших количествах, особенно в конце финансового года, когда нужно срочно «освоить» средства уходящего отчетного периода. О какой эффективности может идти речь, когда решается совсем иная задача? Откровенно неумелое, некомпетентное планирование финансовых ресурсов имеет своим результатом постоянное наращивание затрат всех видов. А в отчетности показатель денежной экономии маскирует серьезные недостатки финансово-хозяйственной деятельности, менеджмента закупок» [5]. Рассматривать показатели ности как отношение экономии, ченной в результате размещения заказа посредством проведения конкурентных

Борисова Наталья Михайловна - ст. преподаватель кафедры «Финансы и кредит» ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы» (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 30 53 17

закупок, к

затратам не-

достаточно. Помимо органов власти, которые должны быть заи

фф

рес°ваны в

бюджетных

ивном размещении средств, к участникам системы ГМЗ относятся предприятия - потенциальные участники размещения ГМЗ, а также население, которое должно стать участником управления ГМЗ. По этой причине необходимо сф°рмулир°вать систему показателей эффективности управления

ГМЗ, которая поможет всем заинтересованным лицам оценить эффективность деятельности субъекта управления в области ГМЗ.

По мнению автора, оценка эффективности управления ГМЗ должна проводиться по нескольким направлениям:

1) с точки зрения степени удовлетворения населения деятельностью органов власти в сфере предоставления услуг; 2) непосредственно оценка эффективности структуры управления; 3) оценка эффективности управления ГМЗ как ющая оценки эффективности , сти ортанов власти различн^1х уровней.

Эффективность ГМЗ как < ведения в жизнь государственной полита™ и (с финансовой точки зрения) как средства бюджетов различн^1х уровней и внебюджетных источников вания бюджетных организаций ного уровня представляет интерес как элемент оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти различных уровней. В принят^1х Указах Президента РФ №825 от 28.06.2007 г. и №607 от 28.04.2008 г. [1, 2] предложены перечни показателей, позволяющих оценить эффективность деятельности органов исполнительной власти, на которые ГМЗ оказывает лишь косвенное воздействие. Автор считает необходимым включить в перечень показатели, характеризующие управление ГМЗ как обязательные. Предлагаем использовать следующие показатели:

1. Экономия - это отношение (

ческих ¡затрат к планируемым Эк = £ факт / £ план ; где: Эк - экономия; £ - стоимость ГМЗ1.

В идеальной модели показатель экономии должен быть < 12.

2. Эффективность использования бюджетных средств рассчитывается по формуле:

Эфб = (£п - £к - £нк) / З * 100%; где: Эфб - эффективность использования бюджетных средств; £п - общая стоимость выставленных лотов; £к - общая сумма всех заключенных контрактов; £нк - стоимость лотов, которые не привели к заключению контрактов; З - затраты та ^тнтаац™ (включают только текущие затраты). Оптимальное значение 6 - 7%3.

Рассматривая эффективность ГМЗ,

ГМЗ,

) достижение ] детельствовать об эффективном

ГМЗ: обеспечение формирования

в

бюджетных сгредста; развитие ции в сфере оказания государственных и муниципальн^1х услуг; повышение каче-

продукции. формирования перечня нужд можно оценить через оценку стоимости каждого лота относительно рыночн^1х цен.

Покaзатели, характеризую мию средств, могут выражаться: в < мии бюджетных средств; в более ных условиях приобретения; в снижении стоимости владения.

Качество приобретаемой продукции характеризуется повышением качества товaPов, работ, услуг.

Развитие конкуренции можно оценить через показатели: снижение уровня коррупции; повышение степени открытости рынков; улучшение деловой репутации и инвестиционной привлекательности.

1,

этого и

ской отчетности, а также из оперативной . исполнительной власти, отвечающего . интерпретация.

. значение: методически

й можно взять из ации о деятельности

тформаъ за исполнение ГМЗ.

Для расчета эффективности зационной структуры управления ГМЗ показатели сгруппированы в группы, в зависимости от назначения.

В первую группу включен^1 критерии оценки, которые интересны населению, так как главной целью управления ГМЗ является удовлетворение потребностей населения.

Население является непосредственным участником системы управления как участник формирования объекта управления, так и представитель субъекта управления. Основные показатели, интересующие население, - это экономия бюджетных средств, эффективность использования бюджетных средств, а также степень реализации целевых грамм, разработанных в целях ния уровня жизни населения. Так как часть закупок осуществляется в рамках реализации целевых программ, о степени реализации целевых программ и мнение о программах можно определить через проведение опросов населения, которые целесообразно проводить на официальных сайтах администраций, во время проведения общественных слушаний.

Вторая группа показателей предназначена для руководителя структурного подразделения, отвечающего за исполнение ГМЗ. Для руководителя этого уровня важна непосредственно оценка эффективности структуры управления ГМЗ, которая будет отражать качество управления ГМЗ, а именно - эффективность планирования ГМЗ, эффективность реализации ГМЗ, эффективность контроля.

1. Показатели, которые можно использовать для оценки эффективности планирования: % исполнения ГМЗ, сроки исполнения, % удовлетворения потребностей.

1. % исполнения заказа определяется как отношение количества заключенных контрактов к количеству выставленных на торги лотов:

1% = Qзаключ / Qвыставл,

где: 1% - % исполнения ГМЗ; Qзаключ - количество заключенных контрактов; Qвыставл - количество выставленных на торги лотов.

В идеальной модели показатель исполнения должен стремиться к 1.

2. Исполнение контрактов

ется отношением исполненных в срок контрактов к количеству заключенных контрактов:

1ср = Qисп. / Qзаключ, где: 1ср - исполнение контрактов по срокам; Qисп - количество исполненных в срок контрактов.

В идеальной модели показатель исполнения должен стремиться к 1.

3. % удовлетворения потребностей определяется отношением суммы ставленных к утверждению нужд к ме заказа:

1потр = = £ предст. / X заказа, где: 1потр - % удовлетворения : ностей; £ предст - сумма перечня нужд, ^едетавлетньга к утаерждению; £ заказа - сумма утвержденного заказа.

В идеальной модели показатель должен стремиться к 1.

В этой группе показателей, характеризующих планирования, предлагается интегральный показатель эффективности плaнировaния, который рассчитывается перемножением ченных трех показателей: Эфплан = 1% * 1ср* 1потр, показатель вания должен ближен к 1.

2. Для оценки

эффективности раз мещения заказа предпринята попытка сформировать доступную и простую в применении методику оценки : ности государственного и ного заказа на основе наиболее ных для анализа оперативных данных: количество проведенных конкурсов (на сумму); количество проведенных аукционов (на сумму); количество проведенных запросов котировок (на сумму); размещение у единственного поставщика (на сумму).

Данная методика содержит две группы критериев. Первая группа критериев должна показать общее состояние мы заказа, соответствие системы

в

области государственного

>т 21 июля 2005 г.) При этом, оценки по отборочным критериям представляют собой только значения «да» либо «нет». Если по какому-либо телю поставлена оценка «нет», это

чает, что

°рительн°е

системы закУпок (то есть имеются

ной .

ГМЗ.

по этой

явные нарушения нодательства в области

Р

рассчитывать

по

казов). Отборочн^1е критерии могут быть представлен^1 в виде следующих вопросов: определены ли в нормативных документах заказчики?; определен ли орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размешения заказов?;

ведется ли реестр КонтраКтов?

Вторая группа показателей позволяет провести качествен-ный анализ структуры системы размещения: заказов. В

данную группу рекомендуется вкЛЮчить следующие показатели:

Показатели взяты из упомянутых методик [^ 4Ь критерии показателей: разработаны автором с учетом предложений МЭРТ.

1. Доля конкурсн^1х процедур в общем объеме закупок:

d1= Qk / Qzak,

где Qk - количество конкурсных процедур, Qzak - количество закупок.

Оптимально по стоимости - 75 - 90%, по количеству - 50%.

2. Доля закупок у единственного источника в общем объеме закупок:

d2= Qе / Qzak,

где Qе - количество закупок у единственного источника, Qzak - количество закупок (приемлемо 10 - 15%).

3. Доля закупок методом запроса котировок в общем объеме закупок:

d3= Qк / Qzak,

где Qк - количество закупок методом запроса котировок, Qzak - количество закупок, приемлемо по стоимости 10 -20%, по количеству 25 - 30%.

4. Доля внеконкурсных закупок в общем объеме закупок:

d4= Qvnk / Qzak,

где Qvnk - количество внеконкурсных закупок, Qzak - количество закупок (приемлемо 50%).

Стремясь к эффективной структуре

ГМЗ, должна наблюдаться тенденция к увеличению колИчестВа продедур торгов:

конкурсов и aукДИоноВ, снижение закупок запроса КоTир°В°К, закупок

у единственного источника (кроме естественных монополий), а также «малых» закупок, количество которых сократится в результате внедрения

группе предлагаем

следующей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эфстр = £1/

где: 1/LNi - весовой индекс ^го показателя, L - число показателей, Ni - индикативный уровень, К - значение показателя;

чем ближе значение Эфстр к 1, тем эффективней структура заказа..

3. Для оценки эффективность контроля предлагаем рассчитывать следующие показатели:

1. Удельный вес расторгнутых контрактов в общем числе заключенных контрактов:

Урк = Крк / Кзк,

где Крк - количество расторгнут^1х

контрактов, Кзк - количество заключенных контрактов.

Это сравнительный показатель, отслеживающий эффективность исполнения контракта. Оптимально - не более 0,1.

2. Доля обжалований в общем

стве заключенных :

Dобж = Qобж / QK,

где Ообж - количество поступивших от поставщи:

Qk - количество

дур.

Показывает степень конфликтности пРи проведении закупок (приемлемо не более 0,05).

3. Исполнение по качеству:

Ик = Qp / Q3K,

где Qp - количество рекламаций; Q3K — количество заключенных контрактов. Показатель должен стремиться к 0 (^0).

4. Исполнение законодательства:

1нар = Qвп пр / Qвп,

где 1нар - индекс нарушений; Qвп пр -количество внеплановых проверок с выдачей предписаний; Qвп - общее количество внеплановых проверок; Показатель должен стремиться к 0 (^0).

5. уровень санкци°нир°ванир°вания на оплату контрактов:

1со = Qсо / Qto;

где 1со - индекс Qto - количество с

Ф

нкДионирован^1^1Х

на оплату контрактов; Qпо - количество представленн^1х на оплату контрактов. Показатель должен стремиться к 1 (^1). Приближение к оптимальному значе-

нию показателей говорит об ности контроля в системе управления ГМЗ.

Рассматривая эффективность мы управления ГМЗ, нельзя не виться на показателях,

структуры управления. Эти будут интересны руководителю чика, и являются дополнением к перечисленным показателям, так как

об эффективности структуры управления. Дополнительно предлагается рассчитать:

1. Коэффициент качества структуры управления:

Кк = Qпо / Qобщ,

где: Qпо - количество сотрудников структуры, прошедших обучение, или повышение квалификадии в сфере управления ГМЗ; Qобщ - общее количество сотрудников структуры.

Показатель должен стремиться к 1.

2. Зарплатоемкость:

Зем = ФЗП / ГМЗ(Х);

где: ФЗП - фонд заработной платы структурного подразделения; ГМЗ0 -государственный или муниципальный заказ по сумме.

Показатель отслеживают в динамике в течении периода, тенденция к снижению - положительный результат.

Предложенные группы показателей гарактертауюг структуру ГМЗ эффективность исполнения функций планирования, организации, контроля, а также эффективность организационной структуры управления. Интерес эти тели представляют для руководителя заказчика в случае централизованной структуры управления ГМЗ или рук°-водителя муниципального уровня, или уровня субъекта.

Третья группа показателей на для представителей предприятий — потенциальных поставщиков, участников размещения ГМЗ. Для этой группы интересны тока^те^, характеризую^е заказчика как надежного партнера, вивающего конкуренцию, щую развитию предприятий регионa,

соблюдающего законодательство.

Кроме уже рассмотренного показателя «индекс нарушений», для этой группы

рекомеНдуем рассматривать следующие показатели:

1. Индекс надежности заказчика: 1над = Qризк / Qзк; где: Qризк - количество расторгнутых по инициативе заказчика контрак-

контрактов.

Этот показатель

характеризует пень надежности заказчика и должен стремиться к 0.

2. Уровень конкуренции:

1конк = Q3aявок / Qпроц;

Qзaявок - количество поступивших

заявок, Qпроц - количество процедур.

Этот показатель рассчитывается за определенный период, может ваться в динамике. Увеличение теля в течение года, (или по годам) свидетельствует о росте конкуренции.

3. Количество размещенных контрактов у представителей малого бизнеса:

1рмб = Qзкмб / Qзк;

где: Qзкмб - количество контрактов, заключенных с представителями малого бизнеса, Qзк - количество заключенных контрактов.

Этот показатель должен иметь в соответствии с законодательством значение не менее 0,1.

4. Количество размещенных контрактов у представителей региона:

1рпр = Qзкпр / Qзк,

где: Qзкпр - количество контрактов, заключенных с представителями региона, Qзк - количество заключенных контрактов.

Значение показателя зависит от по-

частности от наличия преференций, предоставляемых предприятиям региона.

для региональных предприятий

высокое, близкое к 1, значение этого :

В основу методики оценки ности управления ГМЗ положен ториальный подход, то есть методика позволяет оценить именно централизованную структуру управления ГМЗ.

Таким образом, предложенная автором методика оценки эффективности системы государственных и ]

1 этап

Сбор исходной информации

2 этап

Мониторинг исполнения заказа

3 этап

Оценка эффективности структуры управления

Форма 1-торги, результаты опросов, оперативная информация

Показатели рассчитываются отделом контроля в течение календарного периода, отслеживаются в динамике, позволяют принимать оперативные решения по корректировке деятельности

Руководитель подразделения, ответственного за исполнения ГМЗ

Руководитель вышестоящего органа исполнительной власти

4 этап

Оценка населения

Сбор информации по показателям

Оценка предприятий

5 этап

Оценка

управления

заказом

Эффективность планирования

Эффективность размещения

Эффективность контроля

эффективность

структуры

управления

/

I Qзaключ ^ С^выставл?

I — Qиcп. / С^заключ? тПОТр _ _ у /у

1 ¿-I предст.' заказа?

Эфшан = 10°*1ср* 1потр;

к[= (2к / (Згак; к2= С^е / (Згак; к3= (}к / (Згак; к4= 0\пк / (^гак; Эфс1р = У1/ЬМ,*К1;

Урк = Крк / Кзк;

Ообж Qoбж ^

Ик = (2р / (2зк; 1нар = Qвп пр / (^вп; 1со = Осо / Опо:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кк = (^по / Qoбщ; Зем = ФЗП / ГМЗ(Т);

Аконк

I,

1над = С>ризк/С)зк; (^заявок/ С)проц; рмб = (^зкмб / С>зк;

-рпр

С)зкпр / С)зк;

Система управления ГМЗ эффективна

Требуются корректировки I системе управления ГМЗ

Показатели в норме - отделы работают эффективно, принимается решение о поощрении

Показатели значительно отличаются от критериев, принимается решение о необходимости обучения или кадровых изменений

Показатели

соответствуют

критериям

Эк = X план^Х факт?

Эфб = (1„- 1к-1н,)/ 3*100%;

Показатели значительно отклоняются от критериев

Рис. 1. Алгоритм проведения оценки эффективности исполнения ГМЗ

ных заказов позволяет рассматривать систему, ориентированную на результaт,

в комплексе, учитывая интересы всех участников системы.

Литература.и источники:

2007 г. № 825 «ОН оценке ности деятельности органов тельной власти субъектов Российской

; от 28 «

органов местного округов и му

Ф о по оценке сти проведения конкурсов на ние заказов на поставки товаров сударственнъх нужд»от 27 марта. № АШ-805/05.

4. Перов, К. А. Оценка сти размещения заказов: общие / К. А. Перов // Госзаказ:

обеспечение. 2007. - № 7.

77 - 82.

^Та^лoров, Эффективность гоС

только ли в экономии средств? / П. И. Талеров // Строительство и го-в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. - 2007. - № 96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.