Научная статья на тему 'Комплексная модель организации автоматизированного процессного управления жизненным циклом подготовки специалистов на основе структурирования контента вуза и предприятия'

Комплексная модель организации автоматизированного процессного управления жизненным циклом подготовки специалистов на основе структурирования контента вуза и предприятия Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
132
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ / PRODUCTION MODEL / КОНТЕНТ / КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / COORDINATION CENTER / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL AND WORK ENVIRONMENT / ЯЗЫКИ IDEF0 / IDEF0 / IDEF3 / ПРОДУКЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / LIFELONG LEARNING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Куликов Геннадий Григорьевич, Антонов Вячеслав Викторович, Шилина Мария Анатольевна, Фахруллина Альмира Раисовна

В данной статье рассматривается с современной точки зрения вопрос разработки методики формирования структуры системы процессного управления жизненным циклом подготовки специалистов университетом совместно с промышленным предприятием на основе комплексного контента базовой кафедры. Рассматривается возможность применения ИТ для повышения эффективности образовательных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Куликов Геннадий Григорьевич, Антонов Вячеслав Викторович, Шилина Мария Анатольевна, Фахруллина Альмира Раисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED MODEL OF AUTOMATED PROCESS LIFECYCLE MANAGEMENT TRAINING THROUGH STRUCTURIZATION CONTENT OF HIGH SCHOOL AND ORGANIZATIONS

This article discusses the modern point of view, the issue of developing methods of forming the structure of the process lifecycle management of specialist training in conjunction with the University of industrial enterprise on the basis of a comprehensive content base chair. The possibility of using IT to improve the efficiency of educational processes.

Текст научной работы на тему «Комплексная модель организации автоматизированного процессного управления жизненным циклом подготовки специалистов на основе структурирования контента вуза и предприятия»

КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ СТРУКТУРИРОВАНИЯ КОНТЕНТА ВУЗА И ПРЕДПРИЯТИЯ

УДК 378.1

Геннадий Григорьевич Куликов,

д.т.н., профессор, заведующий кафедрой автоматизированных систем управления ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа Тел.: (3472) 73-78-23, Эл. почта: kulikov@asu.ugatu.ac.ru Вячеслав Викторович Антонов,

к.т.н., доцент кафедры автоматизированных систем управления ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа Тел.: (3472) 73-78-23, Эл. почта: Antonov.V@bashkortostan.ru Мария Анатольевна Шилина,

к.т.н., доцент кафедры автоматизированных систем управления ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа Тел.: (3472) 73-78-23, Эл. почта: maria.shilina@gmail.com Альмира Раисовна Фахруллина,

аспирант, старший преподаватель кафедры автоматизированных систем

управления ФГБОУ ВПО филиал «Уфимский государственный авиационный

технический университет» в г. Кумертау

Тел.: (34761) 4-23-10,

Эл. почта: almirafax@mail.ru

В данной статье рассматривается с современной точки зрения вопрос разработки методики формирования структуры системы процессного управления жизненным циклом подготовки специалистов университетом совместно с промышленным предприятием на основе комплексного контента базовой кафедры. Рассматривается возможность применения ИТ для повышения эффективности образовательных процессов. Ключевые слова: системная модель, контент, координационный центр, образовательно-производственная среда, языки IDEF0, IDEF3, продукционная модель.

Gennady G. Kulikov,

PhD, Professor and Headmaster of Automated Systems Dept., «Ufa State Aviation Technical University», Ufa Tel.: (3472) 73-78-23 E-mail: kulikov@asu.ugatu.ac.ru Vyacheslav V. Antonov,

PhD, Associate Professor Dept. of Automated Systems Dept., «Ufa State Aviation Technical University», Ufa Tel.: (3472) 73-78-23 E-mail: Antonov.V@bashkortostan.ru Maria A. Shilina,

PhD, Associate Professor Dept. of Automated Systems Dept., «Ufa State Aviation Technical University», Ufa Tel.: (3472) 73-78-23 E-mail: maria.shilina@gmail.com Almira R. Fahrullina,

Post-graduate student of Automated Systems Dept., «Ufa State Aviation Technical University», Kumertau Tel.: (34761) 4-23-10 E-mai: l almirafax@mail.ru

INTEGRATED MODEL OF AUTOMATED PROCESS LIFECYCLE MANAGEMENT TRAINING THROUGH STRUCTURIZATION CONTENT OF HIGH SCHOOL AND ORGANIZATIONS

This article discusses the modern point of view, the issue of developing methods of forming the structure of the process lifecycle management of specialist training in conjunction with the University of industrial enterprise on the basis of a comprehensive content base chair. The possibility of using IT to improve the efficiency of educational processes.

Keywords: LifeLong Learning, Coordination Center, educational and work environment, IDEF0, IDEF3, production model.

1. Введение

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в области образования одним из ключевых направлений определяет повышение доступности образования. В настоящее время все развитые государства мира формируют систему образования, целью которой является доступность образования на протяжении всей жизни.

С ускорением научно-технического прогресса концепция «Образование через всю жизнь» (Lifelong Learning) охватывает и промышленные предприятия (далее предприятие-работодатель), поскольку знания специалистов становятся наиболее важным фактором производства. Эффективное обучение и повышение качества подготовки и переподготовки специалистов достигается, в том числе, и за счет организации взаимодействия предприятия-работодателя с университетом, в ходе которого формируется образовательно-производственная среда (ОПС).

Зарубежный опыт показывает, что существуют продуктивные формы взаимодействия вуза с предприятиями-работодателями, образующие ОПС, например, исследовательские университеты, корпоративные университеты, кластеры, технополисы, бизнес-инкубаторы и др.

В свою очередь зарубежные формы взаимодействия появились и в России в виде: национальных исследовательских университетов, отраслевых кластеров, сетевых электронных университетов, университетских комплексов, университетских образовательных округов, учебно-научно-производственных комплексов, учебно-научно-инновационных комплексов, научно-образовательных инновационных комплексов, региональных межвузовских центров повышения квалификации, научно-образовательных центров, базовых кафедр на производственных предприятиях и т.д. [1].

Взаимодействие с предприятием-работодателем осуществляется вузом на основе Федерального закона №307-ФЗ от 01.12.2007 г., целью которого является предоставление работодателям права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования [2].

Для организации такого взаимодействия между вузом и предприятиями-работодателями необходимо создавать координационный центр (КЦ),

который позволит осуществлять организацию, управление, контроль и совершенствование жизненного цикла (ЖЦ) подготовки специалистов по направлениям выпускаемой продукции предприятия-работодателя в ОПС в соответствии с требованиями стандарта 180-15288 [3].

Для повышения эффективности управления необходимо обеспечить информационную поддержку ЖЦ процесса подготовки специалистов университетом совместно с промышленным предприятием на основе применения современных информационных технологий (ИТ), структурировать и формализовать взаимодействие участников КЦ с учетом их территориальной удаленности друг от друга.

Для решения этих задач определим процессы ЖЦ подготовки специалистов университетом совместно с промышленным предприятием, построим модель взаимодействия бизнес-процессов между объектами, определим структуру морфологической матрицы для проектирования моделей формирования ЖЦ подготовки специалистов, сформируем продукционную базу знаний для построения модели ЖЦ подготовки специалистов техническим университетом совместно с промышленным предприятием.

2. Основные процессы ЖЦ подготовки специалистов во взаимодействии технического университета с промышленным предприятием

В рамках исследования под объектами понимаются информационные объекты, т.е. описание некоторой сущности реального объекта и его процессов в виде совокупности логически связанных информационных элементов, а также и их пересечения и объединения и т. д. Совокупность информационных объектов, их связей, их характеристик, их параметров сохраняющих знания об исследуемой предметной области будем называть контентом.

В процессе взаимодействия технического университета и промышленного предприятия подготовки специалистов можно выделить объекты:

А - множество объектов технического университета;

В - множество объектов промышленного предприятия;

С = А гБ ф 0. '

С - это множество процессов КЦ, образующихся при пересечении объектов А и Б. Под объектами мы понимаем бизнес-процессы, протекающие внутри объектов.

Технический университет организует образовательный процесс подготовки специалистов, с учетом требований промышленного предприятия к будущим специалистам, проводит научно-исследовательские работы (НИР), научно-исследовательские опытно-конструкторские работы НИОКР, и т. д.

Образовательная среда технического университета определена своими условиями, которые обеспечивают обучение и выделяют бизнес-процесс подготовки специалистов, например модель студента, модель среды обучения, модель подготовки специалистов, в которых принимает участие промышленной предприятие через КЦ.

Для образовательной среды существуют некая внешняя среда, например государственные учреждения, которые ведут надзор и контроль качества в сфере образования, вносят корректирующие воздействия.

Промышленное предприятие производит высокотехнологичную продукцию. Производственная среда в свою очередь тоже определена своим бизнес-процессом, например модель объекта производства, модель производственной среды, модель персонала, модель и т.д.

Внедрение инновационных технологий в разработки, проектирование, испытание и эксплуатацию изделий в производстве требует привлечение научных сотрудников технического университета, в рамках НИР, НИОКР и т.д.

Промышленному предприятию постоянно требуются высококвалифицированный персонал, не всегда обучение персонала может осуществляться своими силами. В этом случае необходимо сотрудничество с внешними учебными заведениями (университетами) и разработка

совместных программ для обучения сотрудников предприятия. Взаимодействие промышленного предприятия осуществляется через КЦ.

В свою очередь под образованным КЦ понимается некоторая среда, в которой интегрируются образовательная и производственная среды, для совместной подготовки специалистов, например, данная интеграция, будет формировать ОПС.

Для повышения эффективности управления необходимо обеспечить информационную поддержку процесса подготовки специалистов техническим университетом совместно с промышленным предприятием на основе применения современных ИТ и формализовать взаимодействие участников КЦ с учетом их территориальной удаленности друг от друга в информационной системе (ИС).

Так, первоначально бизнес-процессы множества объектов A, B нецелесообразно целиком описывать, так как цель формализации разрабатываемой методики: структурирование действий процесса совместной подготовки специалистов по требованиям CALS и проектного управления, поэтому далее рассматриваем и формализуем их отношения друг с другом, как они будут между собой взаимодействовать.

В соответствии с требованиями стандарта ISO-15288 [3] наиболее важным процессом во взаимодействии двух объектов технического университета и промышленного предприятия, образующий третий -КЦ является процесс « соглашения».

В процессе «соглашения» участвуют лица принимающие решение (ЛПР) - участники КЦ, причем под ЛПР понимается как пользователь ИС, так и элемент этой системы. У каждого ЛПР существует своя роль. Независимо от того, являются ли ЛПР пользователями или операторами, они представляют из себя весьма сложные объекты системы, поведение которых зачастую трудно предсказать [4].

Цель КЦ - интеграция учебного процесса под требования промышленного предприятия. На основе цели формализации разрабатывае-

мой методики, можно выделить задачи, которые позволяет согласовывать и контролировать КЦ:

- постоянный контроль и мониторинг ЖЦ процесса подготовки специалистов со стороны промышленного предприятия;

- привлечение руководства и лучших сотрудников промышленного предприятия к образовательному процессу, учебно-методической и научной работе университета, в том числе к разработке и модернизации учебно-методического комплекса (УМК);

- обеспечение прохождения учебной и преддипломной практик студентов технического университета на базе промышленного предприятия, тем самым вовлекая студентов в реальный производственный процесс;

- возможность работы со студентами вуза консультантов из числа работников предприятия при подготовке дипломных работ, магистерских и кандидатских диссертаций по заданию предприятия;

- обучение сотрудников предприятия по направлениям подготовки, сформированным с учетом его потребностей;

- организацию совместного проведения научных исследований в области разработки, производства, внедрения и эксплуатации высокотехнологичной промышленной продукции и проведение НИР, НИ-ОКР, хозяйственных договоров в интересах предприятия;

- и др.

КЦ объединяет специалистов организаций разного профиля, территориально удаленных друг от друга, при этом университет имеет возможность повысить качество подготовки специалистов, в т. ч. за счет более оперативного учета требований предприятия к молодым специалистам, совершенствования лабораторной базы и т.п., увеличить их востребованность на рынке труда, а предприятие повысить эффективность производства своей продукции.

Таким образом, можно предположить, что применение процессов соглашения в соответствии с требованиями стандарта 180-15288, со-

здание ИС, формализации и структурирование разнородных бизнес-процессов для учебного процесса совместной подготовки специалистов будет способствовать информационной поддержки организации эффективных коммуникаций управления процессами образовательной деятельности организаций территориально-удаленных друг от друга в ЕИП.

3. Модель взаимодействия бизнес-процессов между объектами технический университет и промышленное предприятие

Определим, как взаимодействуют образовательная (технический университет) и производственная среда (промышленное предприятие) и формализуем бизнес-процессы взаимодействия этих сред.

При описании процессов используются синтаксические диаграммы, которые имеют графическое представление. Известна широко используемая методика структурного анализа и проектирования 8ЛЭТ и основанная на ней методология моделирования ГОЕРО/ ГОЕР3, которая показывает причинно-следственные связи между ситуациями и событиями в понятной ЛПР форме, используя структурный

метод выражения знаний о том, как функционирует система, процесс или предприятие [5,6].

ГОЕРО - графическая нотация, предназначенная для формализации и описания бизнес-процессов [7].

ГОЕР3 является стандартом документирования технологических процессов [6], происходящих на предприятии, и позволяет моделировать их сценарии. В процессе исполнения сценария следует сопровождение документов, определяющих структуру и последовательность процесса.

На рис. 1 представлена схема декомпозиции диаграмм типовых описаний бизнес-процессов образовательной и производственной среды, с выделением декомпозиций ГОЕРО - структурной интеграции процессов соглашения, между двумя не зависимыми бизнес-процессами, которые декомпозируются на стадий ЖЦ в виде сценариев ГОЕР3.

В данной работе рассматриваются следующие стадии ЖЦ, в соответствии с требованиями стандарта 180-15288 [3], процессов, которые представлены в виде сценариев ГОЕР3:

1. стадия замысла;

2. стадия разработки;

3. стадия производства;

4. стадия применения;

Рис. 1. Схема декомпозиции диаграмм типовых описаний бизнес-процессов образовательной и производственной среды, с выделением декомпозиций процессов соглашения нотаций ГОЕРО и сценариев ГОЕР3 - стадий ЖЦ

Рис. 2. Декомпозиции функциональной модели процесса «Мероприятия по удовлетворению потребностей

промышленного предприятия в специалистах»

5. стадия поддержки применения;

6. стадия прекращения применения и списания.

Взаимодействие между двумя бизнес-процессами образуют новый бизнес-процесс, или в нотации ГОБРО если процессы разнородны и нет возможности на данном уровне декомпозиции декомпозировать в виде сценария стадий ЖЦ (например, построен процесс «взаимодействия участников КЦ для подготовки специалистов», который образуется в результате интеграции бизнес-процесса 1 (образовательная среда) и бизнес-процесса 2 (производственная среда) (рис. 2)), или в нотации ГОБР3 - сценария стадий ЖЦ, тогда он будет считаться вертикальным. При вертикальном описании процесса показываются работы и их последовательность, из которых данный процесс состоит (рис. 2).

Взаимодействие формируется на каждой стадии ЖЦ бизнес-процесса. Стадии могут быть разнотем-повыми, т.е. у них разные структурные сложности. Причем не обязательно стадия 1 в бизнес-процессе 1 соответствует стадии 1 бизнес-процесса 2, они могут группироваться.

В результате этих объединений объектов появляются новые вертикальные бизнес-процессы, каждая стадия которых может быть отражена в нотации ГОБР3, с построением сценария динамической структуры бизнес-процесса в соответствии со стандартом 180-15288 стадиям ЖЦ [3].

На примере процесса «мероприятия по удовлетворению потребностей промышленного предприятия в специалистах» рассмотрим более подробно. В данном процессе рассматривается оценка потребностей предприятия в специалистах, промышленным предприятием формируется заявка на обучение персонала, определяются компетенции будущего специалиста, разрабатывается учебная программа и заключается хозяйственный договор на обучение [8]. Построим теоретико-множественную модель рассматриваемого процесса [9, 10, 11].

Для определения логических правил формирования функционального взаимодействия бизнес-процесса 1 (образовательная среда) и бизнес-процесса 2 (производственная среда) процессов в результате интеграции образующие процесс «взаимодействия участников

КЦ для подготовки специалистов», декомпозируется на функциональные схемы ГОБРО и сценарии ШБРЗ подпроцессов, которые в свою очередь, можно с формализовать использованием средств теории множеств [9, 10, 11].

Данный процесс можно представить в виде функциональной схемы (рис. 2). Где:

N - конечная последовательность знаков и цифр;

I - входные данные, которые делятся на части / ь /2, ..., N

О - выходные данные, которые делятся на части ои о2, ..., о^

А = {аь а2, ..., аИ] последовательность операций (функций или процессов) для получения результатов оь о2, ..., oN и формирования на их основе выходных данных О.

А1 = {А1.1, ..., А 1.4, Т1, ..., Т31},

где А1 - функция вербального описания процесса мероприятия по удовлетворению потребностей промышленного предприятия в специалистах, А1Л, ..., А14 - множество подпроцессов.

А1Л = (I1, 12, 13, 14, о;, С1, м1, м3, м4), 14 = (О22, о23, о24)

где С - множество управляющих воздействий, М - множество участников КЦ.

Л2 = (01, 02, 022, с1, с2, с3, с4, м1, м2, М3),

Аз = (0?, 0?, 023, С3, С4, С5, М1, М2,

м3),

А14 = (03, 04, 024, С1, С3, М1, М2, М3)

Так процесс А1 «Мероприятия по удовлетворению потребностей промышленного предприятия в специалистах» состоит из четырех подпроцессов, таких как: оценка потребностей в персонале промышленного предприятия; разработка компетенций будущего бакалавра, специалиста по направлению подготовки; разработка основных образовательных программ (ООП), учебных планом, учебных программ, направления подготовки бакалавров, специалистов по потребностям промышленного предприятия; заключение хозяйственно-расчетных договоров на подготовку требуемых бакалавров, специалистов. Каждый из этих подпроцессов декомпозируются на сценарии ШЕР3.

Не всегда обучение персонала может осуществляться силами промышленного предприятия. В этом случае необходимо сотрудничество с внешними учебными заведениями и разработка совместных программ для обучения сотрудников предприятия. Рассмотрим процесс оценки потребностей в персонале промышленного предприятия более подробно.

Для оценки потребностей промышленного предприятия в обучении, подготовке, переподготовке персонала необходимо сравнить имеющуюся квалификацию персонала цеха (отдела) с требуемой -С этой целью в подразделениях ведут «Реестр персонала цеха (отдела) для определения соответствия квалификации» - /2.

Руководитель подразделения письменным распоряжением по цеху (отделу) назначает лицо, ответственное за формирование, ведение, внесение изменений и дополнений в «Реестр персонала цеха (отдела) для определения соответствия квалификации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ежегодно /2 - «Реестр персонала цеха (отдела) для определения соответствия квалификации» пересматривают, согласовывают с отделом труда и заработной платы, отделом кадров, отделом менеджмента качества и сертификации, утверждают у заместителя управляющего директора по управлению персоналом промышленного предприятия. На основании реестра формируются требования к квалификации (вакансиям) -Руководитель подразделения анализирует информацию, содержащуюся в реестре персонала цеха (отдела) - /2, и определяет потребность в обучении персонала подразделения на планируемый год - /4, /5 (рис. 3).

Рассмотрим теоретико-множественную модель оценка потребностей в персонале промышленного

предприятия и обозначим её F(x1), где Хп = (1, ..., п) п - порядковый номер квалификации персонала.

F(Xl) = /1/1,/2) о Л(/1(/\/2) о

° ш, /3/1, /2)) о ш/1 /), /4) о

о /5 о Л/1, /5)

Подробнее, можно записать, как:

F(Xl) = /1(/11(Х1), /12(Х1)) о о Л1(/1(/11(Х1), /2(Х1)), /2(Х1) = о Л/^), /3(/31(Х1), /32(Х1))) о

о Ш(/1(Х1), /2(Х1)), /4 (Х1)) о /5(Х1) о

о Л/^), /5(Х1))

4. Определение структуры морфологической матрицы для проектирования моделей формирования ЖЦ подготовки специалистов техническим университетом совместно с промышленным предприятием

Для дальнейшего проектирования моделей формирования ЖЦ подготовки специалистов необходимо структурировать связи, представим построенные подпроцессы ШЕР3 в виде морфологической таблицы смежности.

Так подпроцесс «Оценка потребностей в персонале промышленного предприятия» можно представить в виде табл. 1.

Из табл. 1 видно, что всего связей в данном подпроцессе 42, из них связано 9, тогда структура подпроцесса «Оценка потребностей в персонале промышленного предприятия» обладает связями 9/42.

Рис. 3. Сценарий декомпозиции подпроцесса «Оценка потребностей в персонале промышленного предприятия» с точки зрения специалистов управления персоналом и сотрудников базовых кафедр промышленного предприятия»

Таблица 1

Морфологическая таблица смежности подпроцесса «Оценка потребностей в персонале промышленного предприятия»

Я /2 /2 /2 /4 /5

/ 0 - + - -

/2 - 0 + - - - -

/2 - + 0 + + - -

/1 - - - 0 - + -

./32 - - - - 0 + -

/4 - - - - - 0 +

/5 - - - - + - 0

Для множеств/', .../5 определены операции объединения и пересечения. Так для значений /', ... / по вертикали и значений/', .../5 по горизонтали таблицы могут быть приравнены к степеням принадлежности к ¥и.

ра = /г / где Е - множество процессов объектов,

^ - множество процессов объекта технического университета,

= /к г /ь

где - множество процессов объекта промышленного предприятия рисунок (рис. 4).

\ .. \ /к

/ .. /к

Рис. 4. Представление множества

В принятых обозначениях все атрибуты множеств могут рассматриваться как нечеткие подмножества с функцией принадлежности

^Р (р, ) =

ри Ри

где IЕ | - мощность множества Е и

] ф к1.

Для определения структуры и свойств объектов выделим основные классы, в соответствии с [4] каждый из атрибутов может принадлежать некоторому классу:

- идентификационные (ключевые) атрибуты (обозначим А1);

- функциональные атрибуты (обозначим А2);

- неформализованные атрибуты (задающиеся вербальным опи-

санием, имеющие качественные характеристики) (обозначим А3).

Тогда нечеткие множества с функцией принадлежности Ц^/Е,) подпроцесса «Оценка потребностей в персонале промышленного предприятия» представлены ниже.

Согласование реестра персонала в структурных подразделениях можно представить в виде:

(( и X2) / = = //((( и /2 )п /) (2)

Сформировать требования к квалификации персонала в виде:

и/^)п/)о/1 ^

^ о /I Ф /2 о /з1 ) / ), (3)

где ° - оператор выбора структурной части, связанной с квалификацией,

© - означает сложение (объединение) структурных множеств, зависит от типа элементов качественных объединений и числовых сложений.

Проанализировать необходимости обучения, переобучения персонала в виде:

/2'((( Ф/12)/2)о(( ф/5)

"/1 о /з2 Ф /12 о /з2,/11 о4

/5 ф /12 о /5

П /2

где ° - оператор выбора параметра, который не соответствует уровню знаний.

Формирование заявки на обучение можно представить в виде:

/, ' =( /з ' и /з2 )п /,.

Согласование заявки на обучение персонала в виде:

/5 = /4 П /5.

Выделим в каждой части множеств идентификационные и неформализованные атрибуты, для этого введем обозначения:

/11 =( /14 'Аз), /12 = ( /14 >/1Ч),

/2 = ( /2 а1 ,/2 аз .

Так подставим значения в формулу 2, получим:

/2 ((Ч и{ /12°1 ,/1 аз }) П

П ( Ла'/2 а) = /2 {/1а1 >/аъ)П

П ( /2 а1 '/2 аз) = /2 (/2а1' ^ Лза (/2 аз )) /а1 - общая часть пересечений двух множеств, (/2а3) - представляет собой функцию принадлежности требований квалификации персонала к реестру персонала в структурных подразделениях, на степень соответствия наличия требований.

где

/13аз

/2аз (/2аз ).

Подставим значения в формулу 3 получим:

П /1а1 >/1аз) /а1 Л

/х а1 '/хаз) о(/3а1 'йаз

/1

где /3а\ - общая часть и /1а1 -представляет собой информацию о квалификации, /'а3 = 0, так как присутствуют не формализованные атрибуты, /3'а2 - общая часть /с^ и /1а1 -представляет собой информацию о квалификации, /'а2 = 0, так как присутствуют не формализованные атрибуты.

Подставим значения и получим:

/11 (( Ф/&),0)

далее пересечем полученное выражение с /2, тогда:

/а Ф У3'а12 ' 0 П ( /2 а1 ,/2 аз ) = = (/а1,0)П(Ла1 ,/2аз ) =

= (/а П /2а1,0)

Таким образом, реестр персонала необходимо согласовать в соот-

Таблица 2

Справочник базы правил логических условий (фрагмент)

Наименование логического условия Правило логического условия

Л2 ЕСЛИ определена квалификация персонала И реестр персонала соответствует квалификации персонала ТО реестр отправляется на согласование, которое может принять значения «согласовано», «отправлено на доработку», «не согласовано»

Л6 ЕСЛИ сформированы требования работодателем к будущим бакалаврам, специалистам ТО формируются компетенции к будущим бакалаврам, специалистам, которые могут принять значения «сформированы», «не сформированы», «на доработку»

Ж

ветствии с требованиями. Значения согласования реестра принимает значения «согласовано», «отправлено на доработку», «не согласовано».

5. Создание продукционной базы знаний для построения модели ЖЦ подготовки специалистов техническим университетом совместно с промышленным предприятием

В сценарий верхнего уровня ЖЦ подготовки специалистов техническим университетом совместно с промышленным предприятием также можно выделить перекрестки или так называемые логические условия, более подробно рассмотрим их.

Так сценарий ЖЦ подготовки специалистов можно разделить на последовательные и параллельные процессы, они имеют общие перекрестки - логические условия, они образуют базу продукционных правил, которые в совокупности образуют базис знаний для экспертов принимающих решение.

Базис - это основа, в которой формируется база знаний.

База знаний - основа любой интеллектуальной системы, где знания описаны на некотором языке представления знаний, приближенном к естественному [12].

Существует множество моделей представления знаний для различных предметных областей, один из класса моделей определяется продукционными моделями [13].

Продукционная модель представления знаний, основанная на логических правилах, позволяет отобразить знания в виде предложения типа: «ЕСЛИ условие, ТО действие». Под условием понимается некоторое предложение-образец, по которому осуществляется поиск в базе знаний, а под действием - действия, выполняемые при успешном исходе поиска. При использовании продукционной модели база знаний состоит из набора правил [14].

В основе логически правил лежит нечеткая логика, базирующаяся на понятии не четкого множества.

Л2, Л5, Л7, Л9, ..., ЛЫ - перекрестки соединение «ИЛИ» означающие, что одно или несколько исходных

действий должны завершиться и одно или несколько конечных действий инициируется,

где N = (1, ..., е), е - порядковый номер перекрестка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л1, Л3, Л6, Л8, Л10, ..., ЛЫ - перекресток соединение «И» означает, что все предшествующие процессы должны быть завершены и все следующие процессы должны быть запущены.

Логические правила перекрестков Л1, ..., ЛЫ можно представить в виде справочника базы знаний логического условия в табл. 2.

Продукционная модель показывает алгоритм поиска решения, т. е. каким образом достигается цель, пути её решения, также она может быть, и не достигнута вообще. Разработанная модель знаний служит основой для базы знаний экспертной системы и характеризуется универсальностью. Её можно применять для анализа процессов разных объектов, как в области промышленности, так и для обучения в учебном процессе университета.

6. Заключение

В рамках данных исследований предложена методика формирования структуры (комплексной модели) ЖЦ процесса подготовки специалистов техническим университетом совместно с промышленным предприятием, как система на основе:

- Определения понятие контента, как содержание знаний в разра-

батываемой модели исследуемой предметной области.

- Предложенного метода рассмотрения двух взаимодействующих объектов, образующих третий, с т. з. процесса «соглашения».

- Разработанной модели взаимодействия бизнес-процессов между объектами технический университет и промышленное предприятие, с т. з. информационных объектов, за счет информационной поддержки и создания ОПС, для повышения эффективности учебного процесса подготовки специалистов.

- Построенной структуры морфологической матрицы для проектирования моделей формирования ЖЦ подготовки специалистов техническим университетом совместно с промышленным предприятием.

- Создания продукционной базы знаний, для построения правил логических условий рассматриваемой предметной области.

Разработанная методика позволяет знания, представленные в слабоструктурированной форме (приказы, регламенты, инструкции, договоров и договорённостей, которые хранятся в виде архивов, файлов и др.) формализовать и структурировать. ОПС отражается в виде шаблонов, файловых систем, баз данных, хранилищ данных, банков приложений, ОЬЛР-кубов, Web-портала и др., а для реализации бизнес-процессов соглашения можно будет применять системы электронного документооборота, системы

_

дистанционного обучения, нотации управления бизнес-процессами и т.п.

Литература

1. Куликова Ю.П. Межрегиональные особенности интеграции высших образовательных учреждений с целью организации стратегических консорциумов (на примере томского государственного университета) / Куликова Ю.П. // Вектор науки тольяттинского государственного университета. серия: экономика и управление. 2012. №3. с. 48-51.

2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 307-ФЗ «о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»

3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 152882008 Национальный стандарт РФ. Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем. - М.: Стан-дартинформ, 2006. - 53 с.

4. Теоретические и прикладные аспекты построения моделей информационных систем / Г. Г. Куликов, В. В. Антонов, Д. В. Антонов // LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co.KG, Германия. 2011. 134 с.

5. IDEF3 Overview [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.idef.com/IDEF3.html (дата обращения 08.12.2014)

6. Верников Г. Основы IDEF3 [Электронный ресурс]/ Г. Верников // Режим доступа: http://www.cfin.ru/ vernikov/idef/idef3.shtml (дата обращения 08.12.2014)

7. IDEF0 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// ru.wikipedia.org/wiki/IDEF0(дата обращения 12.12.2014)

8. Малышев Б.С., Ризванов К.А., Полякова Л.Ю., Фахруллина А.Р. Организация единого информационного пространства для подготовки специалистов технического ВУЗа // науч. журнал Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та. УГАТУ. 2014. Т. 18, № 2 (63). С. 142-151с.

9. Куликов Г.Г. Формализация предметной области с применением инструментов, поддерживающих стандарты / Г.Г. Куликов, В.В. Антонов, Д.В. Антонов // Вестник УГАТУ: науч. журнал Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та. УГАТУ - 2012. -Т. 16. № 3(48). - С. 42-52.

10. Антонов В.В. Метод построения математической модели предметной области / Г.Г. Куликов, В.В. Антонов // Вестник Самарского государственного экономического университета, - 2010. - № 5(67). - С. 10-14.

11. Устенко А.С. Основы математического моделирования и алгоритмизации процессов функционирования сложных систем [Электронный ресурс] / А. С. Устенко // Режим доступа: http://ustenko.fromru.com/index. html (дата обращения: 23.12.14).

12. Юсупова Н.И. Семантические сети и продукционные модели для анализа университетских образовательных программ в информационной системе / Юсупова Н.И., Гаянова М.М. // Вестник УГАТУ: науч. журн. Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та, - 2006. - Т. 7, № 2(15). -С. 120-126.

13. Башмаков А.И. Интеллектуальные информационные технологии// Башмаков А.И., Башмаков И.А. М.:МГТУ, 2005. 302 с.

14. Гаврилова Т. А. Базы знаний интеллектуальных систем / Т. А. Гаврилова, В. Ф. Хорошевский. СПб. : Питер, 2000. 384 с.

References

1. Kulikova Yu.P. Interregional features of integration of the highest educational institutions for the purpose of the organization of strategic consortia (on the example of Tomsk state university)/ Kulikova Yu.P. // Vektor nauki tolyattinskogo gosudarstven-nogo universiteta. seriya: ekonomika i upravlenie. 2012. №3. s. 48-51.

2. The federal law of01.12.2007 No. 307-FZ "about modification of separate acts of the Russian Federation for providing to associations of employers of the right to participate in development and realization of a state policy in the field of professional education".

3. State standard specification P ISO/MEK 15288-2008 National Russian Federation standard. Informa-

tion technology. System engineering. Processes of life cycle of systems. -M.: Standartinform, 2006. 53 s.

4. Theoretical and applied aspects of creation of models of information systems/ G. G. Kulikov, V. V. Antonov, D. V. Antonov// LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co.KG, Germaniya. 2011. 134 s.

5. IDEF3 Overview [Electronic resource]//access Mode: http://www. idef.com/IDEF3.html (date of the address 08.12.2014)

6. Vernikov G. IDEF3 bases [Electronic resource] / G. Vernikov//access Mode: http://www .cfin.ru/vernikov/ idef/idef3. shtml (date of the address 08.12.2014)

7. IDEF0 [An electronic resource]// access Mode: https://ru.wikipedia. org/wiki/IDEF0 (date of the address 12.12.2014)

8. Malyshev B.S, Rizvanov K.A., Polyakova L.Yu., Fahrullina A.R.

9. Kulikov G.G. Formalization of subject domain with use of the tools supporting standards/ G.G. Kulikov, V.V. Antonov, D.V Antonov // Vest-neyk UGATU: nauch. zhurnal Ufimsk. gos. aviac. tehn. un-ta. UGATU. -2012. - T. 16. № 3(48). - S. 42-52.

10. Antonov V.V Method of creation of mathematical model of subject domain/ G.G. Kulikov, V.V Antonov // Vestneyk Samarskogo gosudarst-vennogo ekonomicheskogo univer-siteta, - 2010. - № 5(67). - S. 10-14.

11. Ustenko A.S. Bases of mathematical modeling and algorithmiza-tion of processes of functioning of difficult systems [Electronic resource] / A.S. Ustenko//access Mode: http:// ustenko.fromru.com/index.html (date of the address: 23.12.14)

12. Yusupova N.I. Semantic networks and productional models for the analysis of university educational programs in information system/ Yusupova N.I., Gay-anova M.M. // Vestneyk UGATU: nauch. zhurn. Ufimsk. gos. aviac. tehn. un-ta, -2006. - T. 7, № 2(15). - S. 120-126.

13. Bashmakov A.I. Intellectual information technologies// Bashma-kov A.I., Bashmakov I.A. M.:MGTU, 2005. 302 s.

14. Gavrilova T.A. Knowledge bases of intellectual systems/ T.A. Gavrilova, V.F. Horoshevskij. SPb. : Peter, 2000. 384 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.