Научная статья на тему 'Функционально-стоимостное моделирование деятельности вуза с использованием CASE-средств'

Функционально-стоимостное моделирование деятельности вуза с использованием CASE-средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранов Р. Д.

Конец XX — начало XXI в. в технологической сфере характеризуется стремительным ростом электронных, вычислительных и телекоммуникационных систем. В политическом плане произошел резкий переход от директивно-командной системы управления к демократизации общества. Экономика также подверглась трансформации от нормативно-плановых методов хозяйствования к рыночным инструментам, где на первый план выступает способность быстро адаптироваться к окружающей среде в условиях жесткой конкуренции и где действуют законы спроса и предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционально-стоимостное моделирование деятельности вуза с использованием CASE-средств»

- проверка на соблюдение коммерческой тайны;

- проверка на связи с криминальными элементами;

- проверка на честность в работе и на злоупотребление служебным положением (получение комиссионных с партнера и сокрытие этого факта от руководства фирмы, расходование не по назначению представительских сумм, использование имущества, оборудования, автотранспорта фирмы в собственных интересах);

- проверка на лояльность (проверяется отношение к имуществу, оборудованию, финансам предприятия; готовность сотрудника сообщать о попытках совершения противоправных действий со стороны негативных субъектов).

Анализ причин, побуждающих сотрудников совершать противоправные действия, позволяет сделать вывод, что особое внимание следует уделить удовлетворенности специалистов работой (условиями и характером труда, занимаемым положением), в особенности наиболее способных и умных.

Эффективная система управления персоналом это не только высокая производительность труда, но и всесторонняя социальная защищенность сотрудников, благоприятный морально-психологический климат, комфортные условия труда, широкие возможности для самореализации личности. Все эти факторы влияют на уровень сбалансированности системы кадровой безопасности организации. А значит, можно говорить об эффективной защите бизнеса от кадровых опасностей и угроз.

ЛИТЕРАТУРА.

ги

1. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: Учеб. пособие. Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, ^ 2002.

2. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «0 частной детективной и охранной деятельности в Рос сийской Федерации» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 6 июня 2005 г., 18 о июля 2006 г.).

к

3. Чумарин И.Г. Что такое кадровая безопасность компании? // Кадры предприятия. 2003. № 2. □

4. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. О

5. Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Корпоративная разведка. М.: 0сь-89, 2005.

6. Официальный сайт компании «Infowatch» // http://www.infowatch.ru. ^

о ф

I—

х о

_ а

ф

БАРАНОВ Р.Д.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ CASE-СРЕДСТВ

X >

0

1_

О

- о

а

о <

>

о

Конец XX — начало XXI в. в технологической сфере характеризуется стремительным ростом о

электронных, вычислительных и телекоммуникационных систем. В политическом плане произошел ° резкий переход от директивно-командной системы управления к демократизации общества. Экономика также подверглась трансформации от нормативно-плановых методов хозяйствования к рыночным инструментам, где на первый план выступает способность быстро адаптироваться к окружающей среде в условиях жесткой конкуренции и где действуют законы спроса и предложения.

Все это в полной мере касается и образовательных учреждений. Переход к рыночной экономи- Ц

ке вызвал бурный рост негосударственных лицеев, колледжей, вузов. В данный момент времени ^

наблюдается значительный «перекос» в сторону чрезмерного насыщения рынка экономическими и ™

юридическими специальностями в противовес профессионально-техническим. В конкурентной борь- 1

бе вузов особое значение приобретает эффективность и качество предоставления образовательных ®

услуг, а также возможность их оказания с использованием новых методов и инструментально-вычис- |

лительных средств. Появилась и динамически развивается такая форма образования, как дистанци- х

онная. Ее применение в противовес традиционной форме позволяет на порядок снизить затраты вуза ^

на подготовку специалиста и при этом охватить гораздо большую аудиторию. При любой форме предоставления образовательных услуг остро стоит вопрос эффективного управления вузом как организацией. Сегодняшнему управленцу необходимо иметь набор инструментальных средств в области управления организацией, что особенно важно в условиях быстроизменяющейся экономического и политического окружения. Большое значение в связи с этим приобретает комплекс средств, которые позволили бы специалисту в области управления видеть и понимать прежде всего функционально-стоимостную структуру вуза, а также прогнозировать ее развитие и трансформации на значительный период времени.

Автор статьи предлагает использовать для исследования и стоимостного анализа традиционной и дистанционной форм образования комплекс инструментальных средств, получивших название CASE-средства, а, именно, пакет BPwin фирмы PLATINUM. Данный пакет позволяет создать функциональную модель вуза, провести исследование существующих бизнес-архитектур, бизнес-процессов, бизнес-правил и информационных потоков, а также выявить узкие места, отрицательно влияющие на эффективность деятельности вуза, с одной стороны, и ключевых факторов, определяющих затраты вуза, — с другой; формирование и обоснование так называемой нормативной модели бизнес-процессов и информационных потоков.

Функционально моделирование является важнейшим элементом концептуального анализа при описании бизнеса (модели «как есть» и «как должно быть»). Разработка этих моделей позволяет глу-й боко изучить природу бизнес-процессов, выявить ключевые относительно целей организации про-. цессы, провести на этой базе реструктуризацию старых и разработку новых процессов.

П

л ь

G

а* Практически в любой области деятельности люди используют тот или иной вид моделей (мате-

^ матических, физических или компьютерных), чтобы иметь более ясное представление о деятельности организации в целом.

о Модель деятельности вуза показывает, что является окружающей средой вуза и как вуз взаимо-

^ действует с этой средой. Под окружающей средой понимают все, с чем вуз взаимодействует в ходе

q осуществления своих образовательных процессов, в частности клиентов, партнеров, субподрядчиков

□ и т.д. Модель показывает работникам всех уровней, что должно быть сделано, когда и как именно. В

^ общем случае необходима не одна, а несколько интегрированных и согласованных функциональных

^ моделей. Эти модели можно считать особым языком для формализации подобной информации, кото-

D рый содержит четко определенный формат для ее представления и публикации.

® Модель деятельности (или функциональная модель) рассматривает систему как набор действий,

о в котором каждое действие преобразует некоторый объект или набор объектов. Функциональные

ф модели выделяют действия посредством представления в виде специального элемента — блока. Бло-

! ки — это основной структурный элемент функциональной модели, графическим представлением ко-

0 торой является диаграмма.

1_

° Излагаемый подход представляется актуальным именно сегодня. В период становления россий-

ф ской экономики не возникало острой необходимости оптимизировать принятие решений и подсчиты-

ш

о вать затраты, так как прибыль в большинстве случаев составляла не проценты, а разы. В настоящее

о время уже проявилась в должной мере конкуренция, а следовательно, возникла необходимость в

U оптимизации бизнес-процессов, включая процессы управления, с целью сделать образовательную

£2 продукцию одновременно и прибыльной, и конкурентоспособной.

2 Таким образом, у руководства возникает естественная необходимость иметь перед собой модель и деятельности вуза, которая отражала бы все механизмы и принципы взаимосвязи различных подси-

0 стем в рамках одного бизнеса. Модель, которая бы периодически трансформировалась из исходной «as is» в нормативную «to be» на соответствующих этапах жизненного цикла вуза в целях оптимизации ее деятельности одновременно с изменениями внешней среды. CASE-средство BPwin позволяет

1 создавать бизнес-модели с использованием нескольких технологий: IDEF0, IDEF3 и DFD.

ф IDEF0, ранее известный как технология структурированного анализа и разработки, был разра-

ботан в конце 60-х гг. как набор рекомендаций по построению сложных систем, которые предпола-

| гали взаимодействие механизмов и обслуживающего персонала. Несколько независимо, но с исполь-

? зованием аналогичных подходов технология DFD завоевала популярность для структурной разработки

5 (а впоследствии и структурного анализа) проектов построения информационных систем. Диаграммы

g потоков данных во многом аналогичны моделям IDEF0 и могут быть использованы при проектирова-

(Г) нии информационных систем, например, после разработки моделей анализа IDEF0.

о о

CL

Методология функционального моделирования ШЕБО — это технология описания системы в целом как множества взаимозависимых действий или функций. Важно отметить функциональную направленность: ШЕБО-функции системы исследуются независимо от объектов, которые обеспечивают их выполнение. «Функциональная» точка зрения позволяет четко отделить аспекты назначения системы от аспектов ее физической реализации. Наиболее часто ШЕБО применяется как технология исследования и проектирования систем на логическом уровне. ШЕБО сочетает в себе небольшую по объему графическую нотацию (она содержит только два обозначения: блоки и стрелки) со строгими и четко определенными рекомендациями, предназначенными для построения качественной и понятной модели системы.

Стандарт ШЕБ3 — это технология получения описания деталей процесса от экспертов в предметной области и разработки таких моделей процессов, в которых важно понять последовательность выполнения действий и взаимозависимости между ними.

ШЕБ3 — способ описания процессов с использованием структурированного метода, позволяющего эксперту в предметной области представить положение вещей как упорядоченную последовательность событий с одновременным описанием объектов, имеющих непосредственное отношение к процессу. ШЕБ3 является технологией, хорошо приспособленной для сбора данных, требующихся для проведения структурного анализа системы.

Основой модели ШЕБ3 служит так называемый сценарий бизнес-процесса, который выделяет последовательность действий или подпроцессов анализируемой системы.

Блавной организационной единицей модели ШЕБ3 является диаграмма. Аналогично другим тех-

нологиям моделирования действие, или в терминах IDEF3 «единица работы», — другой важный ком- ^ понент модели. Связи выделяют существенные взаимоотношения между действиями. Все связи в IDEF3 ^ являются однонаправленными, и хотя стрелка может начинаться или заканчиваться на любой стороне ^ блока, обозначающего действие, диаграммы IDEF3 обычно организуются слева направо таким образом, о что стрелки начинаются на правой и заканчиваются на левой стороне блоков. Завершение одного действия может инициировать начало выполнения сразу нескольких других действий или, наоборот, оп- □ ределенное действие может требовать завершения нескольких других действий до начала своего вы- О полнения. Соединения разбивают или соединяют внутренние потоки и используются для описания ветвления процесса. Действия в IDEF3 могут быть декомпозированы или разложены на составляющие для ^ более детального анализа. Метод IDEF3 позволяет декомпозировать действие несколько раз, что обес- о печивает документирование альтернативных потоков процесса в одной модели. £

Функциональные модели могут служить исходными данными при использовании других мето- о дов моделирования. Например, стоимостные модели, построенные на базе моделей IDEF3, могут при- ^ меняться для анализа затрат на осуществление образовательного процесса. х

Функционально-стоимостное оценивание (Activity-based costing — ABC) — это технология о выявления и исследования стоимости выполнения той или иной функции (действия). Исходными

о

X

данными для функционального оценивания являются затраты на ресурсы (материалы, персонал и ф т.д.), затем эти затраты распределяются между блоками ШЕБ3-модели, которые, в свою очередь, о

привязываются к выходам системы, называемыми в терминологии функционального оценивания, о

^

о о

объектами затрат. В сравнении с традиционными способами оценки затрат, при применении которых часто недооцениваются образовательные услуги, оказываемые в незначительном объеме, и переоцениваются массовые услуги, ABC обеспечивает более точный метод расчета стоимости производ- ^ ства продукции, основанный на стоимости выполнения всех технологических операций, выполняю- о

щихся при ее выпуске. о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модель функциональной оценки отражает схему функционирования вуза, так как в ее основе о лежит ШЕБЭ-модель действий. Поскольку построение полной картины затрат может оказаться нео- ^ правданно дорогим и долгим, важно сконцентрировать внимание на основных производственных зат- í ратах вуза. Модель функционально-стоимостной оценки представляется, как правило, в виде табли- ф цы, в которой стоимость каждого ресурса или механизма исполнения записывается в разрезе выполняемых действий и получающейся в результате продукции/работы/услуги. Формула расчета стоимо- g сти ресурсов для выполнения того или иного действия выглядит так: |

P X Q = Spq, где о

п О

P — стоимость ресурса; *

О — количество ресурса; Брц — общие затраты на ресурс.

Автором статьи проведено сопоставление в стоимостных отношениях традиционной и дистанционной форм обучения с помощью построенной функциональной модели образовательного процесса. На верхнем уровне декомпозиции выделены следующие функциональные блоки: «Проведение маркетинговых исследований», «Организация учебного процесса», «Обучение студентов» и «Выдача дипломов и присвоение квалификации». В свою очередь, функциональный блок «Организация учебного процесса» состоит из следующих блоков: «Аренда здания», «Оснащение учебных аудиторий», «Выплата заработной платы» и «Возмещение прочих расходов». Самый затратный из функциональных блоков здесь — «Выплата заработной платы». Функциональный блок «Обучение студентов» декомпозируется на следующие составные части: «Ведение базы данных о студентах», «Методическое обеспечение учебного процесса», «Ведение электронных курсов», «Образовательный процесс», «Контроль текущей успеваемости». Самый затратный из функциональных блоков здесь — «Методическое обеспечение учебного процесса» Общая оценка стоимости деятельности вуза при традиционной форме обучения составила 19 млн. руб. Наибольший удельный вес в общей массе затрат приходится на функциональный блок «Организация учебного процесса» — 99%.

При дистанционной форме обучения наиболее затратными функциональными блоками являются «Организация учебного процесса» и «Обучение студентов». Общая оценка стоимости деятельности й вуза при дистанционной форме обучения составила 11 млн. руб. Удельный вес выделенных блоков в общей массе затрат составил соответственно 62% и 34%.

П

л ь

о

^ При сопоставлении дистанционной формы обучения с традиционной абсолютное отклонение

^ составило 8 млн. руб., а относительное удешевление дистанционного образования составляет 58%.

Всё это говорит о преимуществе дистанционной формы обучения по сравнению с традиционной при

о функционально-стоимостной оценке.

¡3 ЛИТЕРАТУРА.

□ 1. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных сис-

^ тем: Учебник. М.: Финансы и статистка, 2005.

^ 2. Маклаков С.В. ВРШт и ЕЯШт. САБЕ-средства разработки информационных систем. М.: ДИАЛОГ-

0 МИФИ, 2000.

® 3. Федотова Д.Э., Семенов Ю.Д., Чижик К.Н. САБЕ-технологии: Практикум. М.: Горячая линия — Те-

о леком, 2005. а

® 4. Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Моделирование и анализ систем. ШЕЕ-технологии: прак-

X >

0

1_

О х х Ф ш

I—

О

а

о <

>

о о

тикум. М.: Финансы и статистика, 2005.

БЕРЕЛЕТ И.А.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

о Один из важнейших внешних факторов, который может привести к возникновению необходи-

о мых условий, стимулирующих формирование и развитие действенной инвестиционной системы, —

^ это эффективное государственное регулирование инвестиционных процессов. Как следует из опыта

х стран с развитой рыночной экономикой, роль государства в экономических процессах, в условиях

ф кризиса возрастает, а при стабилизации экономической ситуации снижается. Государство может обес-

т

печить необходимые условия для нормального развития экономики и инвестиционной сферы мето-

^ дами как экономическими, так и административными. Это осуществляется путем принятия и соответ-

® ствующей корректировки законодательных и нормативных актов, а также проведением целенаправ-

5 ленной инвестиционной политики, с соблюдением принципа: воздействовать на инвестиционную

^ ситуацию и экономику страны в целом таким образом, чтобы не допустить кризисных явлений и слома

(Г) рыночных основ [3, с. 42]. Основная задача воздействия государства на инвестиционный процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.