Preis Vladimir Viktorovich, doctor of technical sciences, professor, the head of chair, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Tokarev Vyacheslav Jurevich, the engineer, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 658.511
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА АНАЛИЗА КОНТРАКТА НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
В.Ю. Анцев, Е.А. Чернецова
Представлены результаты структурно-функционального моделирования процесса анализа контракта, позволившие создать модель процессного управления разработкой и заключением контрактов на изготовление грузоподъемных машин.
Ключевые слова: процессный подход, анализ контракта, структурнофункциональная модель, качество процесса.
В настоящее время, изменения, происходящие во внешней среде промышленных предприятий, вызывают необходимость поиска новых принципов организационного управления производством, обеспечивающих их устойчивое развитие. Чем интенсивнее проявляется воздействие внешней среды, тем большую актуальность приобретают изучение процессов, происходящих на предприятии, и разработка адекватных инструментов и методов организации управления производством. У управляющего персонала возникает необходимость иметь модель деятельности предприятия, отражающую все механизмы и принципы взаимосвязи различных подсистем в рамках предприятия в целом. Поэтому методики моделирования и анализа бизнес-процессов в настоящее время являются одним из важнейших инструментов повышения эффективности деятельности предприятий, и их использование имеет своей конечной целью реорганизацию бизнес-процессов и, как следствие, увеличение выручки, сокращение затрат на производство продукции, повышение качества продукции.
В современном машиностроении базой для планирования производства становится заказ потребителя. В этих условиях одной из основных задач предприятия является эффективная организация процесса управле-
ния заказами. Оптимальное управление заказами обеспечивает достижение целей показателей предприятия как субъекта финансово-хозяйственных отношений и объекта вложения средств. Своевременное и качественное выполнение заказов покупателей обеспечивает предприятию лидирующее положение на конкурентном рынке [5]. Управление заказами начинается с приема заказа и оформления контракта на поставку продукции. Время на выполнение процедур приема, подготовки, передачи, обработки, мониторинга заказа составляет 50...70 % от общего цикла его выполнения. Поэтому для повышения качества обслуживания потребителей необходимо сокращать время реализации данных составляющих цикла за счет более эффективного управления. Одним из важнейших подпроцессов процесса управления заказами является процесс анализа контракта, в ходе которого определяются ресурсы, необходимые для изготовления качественной продукции в соответствии с требованиями заказчика, и принимается решение о приеме заказа к исполнению или об отказе от него. На многих машиностроительных предприятиях процесс анализа контракта не автоматизирован, а ручная обработка выполняемых при этом процедур не исключает ошибок и увеличивает общее время цикла выполнения заказа [6].
Анализ контракта осуществляется на стадии получения и проработки заявки на контракт или проекта контракта; в процессе выполнения оформленного контракта; по результатам выполнения контракта - как предоставление статистических сводных данных для формирования маркетинговой информации, а также при поступлении рекламаций (претензий) на продукцию. Анализ контракта производится совместно маркетинговой, финансовой и конструкторско-технологической службами предприятия. При этом после укрупненного рассмотрения заказа потребителя маркетинговая служба передает техническое задание в конструкторско-технологическую службу, где решаются вопросы о возможности производства необходимого заказа, сроках и себестоимости его изготовления. Окончательная цена продукции формируется финансовой службой предприятия.
На большинстве машиностроительных предприятий, в том числе и выпускающих грузоподъемные машины, нет четко определенного, структурированного управления процессом анализа контракта, и этот процесс протекает в виде, представленном на рис. 1. По данной схеме сложно ориентироваться в ходе выполнения процесса анализа контракта, тяжело определить материальные и информационные ресурсы потребителей и поставщиков данного процесса, ответственных за каждый подэтап процесса. Описание бизнес-процесса в виде текста обычно получается достаточно длинным и запутанным, что делает его сложным для восприятия. Однако без четкой схемы работы предприятия при проведении анализа контракта трудно планировать выпуск новой продукции или оптимизировать производство уже выпускаемой. Это обусловливает необходимость применения
технологии документирования деятельности организации при анализе контракта в четком и понятном формате, выделяющем и организующем важную информацию и исключающем несущественные для понимания общей картины детали. Только использование подобной технологии позволит эффективно проанализировать, разработать и применить на практике прогрессивную схему деятельности предприятия при анализе контракта [4, 7]. В настоящее время наиболее распространенной при описании процессов является методология структурно-функционального моделирования [2, 8].
Предполагаемый заказчик
I -----------
Отдел маркетинга
1. Получение от заказчика рабочей документации на изделие 2. Заключение договора на изготовление изделия
Отдел главного технолога
1. Заключение о возможности изготовления заказа на имеющемся оборудовании.
2. Составление маршрутной технологии для расчета трудоемкости.
3. Расчет трудоемкости.
4. Расчет материала
Отдел главного металлурга
1. Заключение о возможности изготовления заготовки.
2. Расчет затрат на изготовление заготовки.
^ '
Отдел главного сварщика
1. Заключение о возможности сборо-сварки
Рис. 1. Этапы анализа контракта на предприятии
Рассмотрение процесса анализа контракта в виде структурных диаграмм позволяет определить последовательность протекания подпроцессов, факторы, влияющие на них, состав задействованных в данном процессе служб предприятия. Структурно-функциональное моделирование рассматривает систему как набор действий, в котором каждое действие преобразует некоторый объект или набор объектов. При этом деятельность
Финансово-экономический отдел (ФЭО)
1. Формирование цены изделия на основании расчетов и заключений ОГТ, ОГМет, ОГС
машиностроительного предприятия можно рассмотреть как взаимосвязь различных процессов, которые преобразуют входную информацию или производственное сырье в конечные изделия посредством огромного набора взаимопересекающихся действий или бизнес-процессов. Особую роль среди этих процессов играет процесс проектирования, так как качество грузоподъемных машин должно быть заложено в изделие на стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и обеспечено в процессе производства для достижения максимальной удовлетворенности потребителя.
Практическая реализация процессного подхода на предприятиях предусматривает описание процессов с учетом всех компонентов, необходимых для его надлежащего функционирования. В общем случае, в развернутом описании процесса целесообразно указывать следующие его характеристики [1, 3]:
- полное наименование процесса, которое должно быть кратким и по возможности выражено отглагольным существительным;
- определение процесса - формулировка, раскрывающая сущность, основное содержание процесса;
- цель процесса - необходимый или желательный результат процесса;
- владелец процесса - лицо, ответственное за перспективное планирование, ресурсное обеспечение и эффективность процесса;
- руководитель процесса - лицо, ответственное за текущее планирование и ведение процесса с целью достижения запланированных результатов;
- нормативы процесса - документация, содержащая показатели норм, в соответствии с которыми осуществляется процесс;
- входы процесса - материальные и информационные потоки, поступающие в процесс извне и подлежащие преобразованию;
- выходы процесса - результаты преобразования, добавляющие стоимость; любой процесс должен иметь, по крайней мере, один выход;
- ресурсы - финансовые, технологические, материальные, временные и информационные, посредством которых осуществляется преобразование входов в выходы;
- процессы поставщиков - внутренние или внешние поставщики -источники входов рассматриваемого процесса;
- процессы потребителей - процессы внутреннего или внешнего происхождения, являющиеся пользователями результатов рассматриваемого процесса;
- измеряемые параметры процесса - его характеристики, подлежащие измерению и контролю;
- показатели результативности и эффективности процесса, отражающие степень соответствия фактических результатов процесса заплани-
рованным, а также связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
Важнейшие характеристики процесса анализа контракта при проектировании и изготовлении грузоподъемных машин, выявленные в соответствии с перечисленными требованиями, приведены в таблице.
Характеристики процесса
Полное наименование процесса Анализ контракта
Определение процесса Своевременный анализ поступающих контрактов на изготовление грузоподъемных машин, определение возможностей предприятия по выполнению заказов
Цель процесса Согласование возможностей предприятия с требованиями потребителя, определение взаимовыгодных и оптимальных условий выполнения контракта
Владелец процесса Коммерческий директор
Руководитель процесса Главный маркетолог
Нормативы процесса Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Технические условия. Стандарты организации. Государственные стандарты ЕСКД. Рабочая документация
Входы процесса Письмо заказчика. Лист проработки
Выходы процесса Контракт. Сводня аналитическая записка
Ресурсы Персонал отдела маркетинга, конструкторско-технологической службы; финансово-экономической службы; инфраструктура (оборудование, здания и производственные помещения, транспорт, связь и т.д.); материальные и временные ресурсы; программное обеспечение, задействованное при выполнении процесса
Поставщик и потребитель процесса Предприятие в целом, производственные подразделения
Окончание
Полное наименование процесса Анализ контракта
Измеряемые параметры процесса 1. Время рассмотрения заявки на контракт. 2. Время анализа контракта при его проработке и заключении. 3. Время анализа контракта в процессе его выполнения
Показатели результативности и эффективности процесса 1. Процент заключенных контрактов. 2. Размер ущерба, причиненного предприятию из-за ошибочно заключенных контрактов. 3. Размер ущерба, причиненного предприятию из-за неоправданно отклоненных и расторгнутых контрактов
На основе данных таблицы можно сделать следующие выводы, характеризующие процесс анализа контракта.
1. Процесс анализа контракта ориентирован на определенных потребителей - производственные подразделения, которые и являются получателями заказа на изготовление грузоподъемных машин - основного выхода процесса.
2. Процесс анализа контракта должен быть всегда настроен на ожидания потребителей, которые надо знать.
3. Обращение потребителя запускает процесс, а предоставление возможности изготовления продукции завершает его.
4. Процесс анализа контракта образуется совокупностью взаимосвязанных и завершенных работ. Результаты одной работы являются началом другой, образуя цепочку внутренних поставщиков и потребителей. Иными словами, каждый участник данного процесса является одновременно потребителем результатов работы предыдущего и поставщиком для следующего за ним исполнителя.
5. Каждая из работ в составе процесса анализа контракта обычно выполняется отдельными людьми или подразделениями предприятия.
Для решения задачи повышения качества управления процессом анализа контракта был выполнен структурно-функциональный анализ данного процесса. В качестве лингвистического обеспечения при структурно-функциональном моделировании процесса анализа контракта был использован пакет Международных стандартов моделирования IDEF0, представляющий собой язык моделирования, рассматриваемый анализируемый процесс в виде совокупности множества взаимосвязанных действий, работ (Activities), которые взаимодействуют между собой на основе определенных правил (Control), с учетом потребляемых информационных,
22
человеческих и производственных ресурсов (Mechanism), имеющих четко определенный вход (Input) и не менее четко определенный выход (Output) [8]. Наиболее часто IDEF0 применяется как технология исследования и проектирования систем на логическом уровне. По этой причине IDEF0, как правило, используется на ранних этапах разработки модели до IDEF3-моделирования, т. е. для сбора данных и моделирования процесса «как есть». Результаты IDEFO-анализа могут применяться при проведении проектирования с использованием моделей IDEF3 и диаграмм потоков данных (DFD).
IDEF3 - технология сбора данных, необходимых для проведения структурного анализа системы, дополняющая технологию IDEF0. С помощью этой технологии имеется возможность уточнить картину процесса, привлекая внимание аналитика к очередности выполнения функций, подпроцессов и процессов в целом. Логика этой технологии позволяет строить и анализировать альтернативные сценарии развития процессов (модели «Что - если?»).
DFD - структурный анализ потоков данных. Диаграммы DFD позволяют описать процесс обмена информацией между элементами изучаемой системы. DFD отображает источники и адресаты данных, идентифицирует процессы и группы данных, связывающие в потоки одну функцию с другой, а также, что важно, определяет накопители (хранилища) данных, которые используются в исследуемом процессе.
Однако следует отметить, что дуги в IDEF0 жестко типизированы (вход, выход, управление, исполнитель), в то время как применительно к системам обработки информации стирается смысловое различие между входами-выходами с одной стороны, и управлениями и механизмами - с другой: входы, выходы и управления являются потоками данных и/или управления и правилами их трансформации. Более того, в IDEF0 вообще отсутствуют выразительные средства для моделирования особенностей систем обработки информации [8].
IDEF-моделирование - это способ уменьшить количество дорогостоящих ошибок за счет структуризации процесса на ранних этапах создания интеллектуальной системы, улучшения контактов между пользователями и разработчиками и сглаживания перехода от анализа к проектированию. Причем исследования показывают, что цена обнаружения и исправления ошибок становится выше на более поздних стадиях проектирования интеллектуальных систем. Исходя из положений IDEF-моделирования, сложная задача анализа контракта была разбита на ряд простых задач, решение которых позволило наиболее просто справиться с исходной проблемой.
Структурно-функциональная модель процесса анализа контракта, разработанная с помощью методологии IDEF0, представлена на рис. 2. Данная модель представляет интерпретацию цикла Деминга-Шухарта
РБСЛ для случая управления процессом анализа контракта. При этом на этапе «планирование.» разрабатывается график работ для реализации основных целей процесса. На этапе «выполнение» на основе анализа требуемых для выполнения заказа потребителя различных видов ресурсов и имеющихся соответствующих ресурсов на предприятии определяются основные параметры контракта на изготовление грузоподъемной машины. Этап «контроль» выполнения процесса согласно требованиям ГОСТ 180 9000:2011 предусматривает постоянный мониторинг хода выполнения контракта с учетом возможных изменений и дополнений заказчика к контракту и сложившейся на предприятии производственной ситуации. На этапе «регулирование» процесса анализа контракта производится анализ выполненных и отклоненных контрактов и разрабатываются основные направления дальнейшего совершенствования данного процесса.
Рис. 2. Структурно-функциональная модель процесса анализа
контракта
Проведенный структурно-функциональный анализ позволил выявить этапы процесса, на которых происходит взаимодействие маркетинговой, конструкторско-технологической и финансовой служб предприятия при идентификации требований потребителя, определении требуемых видов и объемов ресурсов и цены контракта. Причем механизм повышения
24
эффективности данного взаимодействия предложено реализовывать на основе методов структурирования функций качества и функции потерь Тагу-ти.
В результате представленных мероприятий предприятие получает механизм для сопоставления требований потребителя грузоподъемных машин с имеющейся ресурсной и конструкторской базой. На основе представленного подхода производится реинжиниринг деятельности конструкторско-технологической службы предприятия ОАО «Узловский машиностроительный завод».
Список литературы
1. Анцев В.Ю., Игнатенко Е.Ю., Сорокин П.А. Управление качеством процесса рекламационной деятельности промышленного предприятия // Известия ТулГУ. Технические науки. Тула: Изд-во ТулГУ, Вып. 1. 2012.
С. 402-410.
2. Анцев В.Ю., Савина Е.Ю. Рекламационная деятельность предприятий аэрокосмической отрасли // Стандарты и качество. №2. 2014. С. 58-61.
3. Анцев В.Ю., Толоконников А.С., Ковалева А.Е. Управление эксплуатацией грузоподъемных машин на основе процессного подхода // Подъемно-транспортное дело. №1. 2012. С. 5-7.
4. Анцев В.Ю., Федоров А.В., Федоров А.В. Стандартизация взаимодействий подразделений ремонтной службы машиностроительного предприятия // Ремонт, восстановление, модернизация. № 5. 2008. С. 42-48.
5. Всеобщее управление качеством: учебник для вузов / О.П. Глудкин [и др.]. М.: Радио и связь, 1999. 600 с.
6. Ивахненко А.Г, Сторублев М.Л. Применение информационных методов в управлении процессами системы менеджмента качества // Информатика и системы управления. № 2. 2009. С. 86-92.
7. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. 4-е изд. М.: Стандарты и качество, 2006. 408 с.
8. Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Моделирование и анализ систем: IDEF-технологии: практикум. М.: Финансы и статистика, 2002. 192 с.
Анцев Виталий Юрьевич, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Чернецова Екатерина Александровна, аспирант, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF CONTRACT ANALYSIS AT MACHINE-BUILDING PLANT
V.Y. Anzev, E.A. Chernecova
The paper reveals the results of structural and functional modeling of contract analysis, which set the basis for creation of a model of managerial procedures while preparing and making contracts on lifting machines production.
Key words: process approach, contract analysis, structural and functional model, process quality.
Antzev Vitaly Yuryevich, doctor of technical sciences, professor, the head of chair, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Chernecova Ekaterina Aleksandrovna, postgraduate,[email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 621.892
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАЩИТНОГО ГРАНИЧНОГО СМАЗОЧНОГО СЛОЯ
Б.И. Ковальский, В.Г. Шрам, О.Н. Петров, А.Н. Сокольников
Представлены результаты испытания товарного минерального масла М8-Г2, танкового масла М16-ИХПЗ, подвергшегося консервированию, и отработанного минерального масла М10-Г2к на противоизносные свойства. Определены зависимости диаметра пятна износа от времени испытания, продолжительность пластической, упругопластической и упругой деформаций и их зависимость от скорости изнашивания.
Ключевые слова: температурная стойкость, смазывающая способность масел, коэффициент поглощения светового потока, продукты температурной деструкции, продолжительность суммарной деформации, защитные граничные слои.
Практически все тяжелонагруженные узлы трения современных машин и механизмов, смазанные жидкими или пластичными смазочными материалами, в определенные моменты (при пуске и останове, при высоких контактных нагрузках или температурах, при низких скоростях относительного перемещения трущихся деталей и т.д.) работают в основном в режиме граничной смазки. Поверхности трения при этом не разделены слоем первоначального смазочного материала, а непосредственный металлический контакт, приводящий к их повышенному изнашиванию и заеданию узла трения, предотвращается (или, по крайней мере, минимизируется) вследствие образования на рабочих поверхностях пар трения граничных слоев, представляющих собой продукты взаимодействия (физикохимического, коллоидно-химического или химического) активных компонентов смазочного материала с поверхностным слоем твердого тела.
26