Galko Sergey Anatolevich, candidate of technical sciences, docent, the chief of department, 22otdel@,mail.ru, Russia, Moscow, FAE «The 25-th State Research Institute of Himmotology, Ministry of Defence of Russian Federation»,
Konstantinov Vitaly Evgenevich, candidate of technical sciences, the senior scientific employee, 22otdel@,mail.ru, Russia, Moscow, FAE «The 25-th State Research Institute of Himmotology, Ministry of Defence of Russian Federation»,
Sharykin Fedor Evgenevich, the senior scientific employee, fedor_rf@,mail.ru, Russia, Moscow, FAE «The 25-th State Research Institute of Himmotology, Ministry of Defence of Russian Federation»,
Kalashnikov Valery Georgievich, the engineer, 22otdel@ mail. ru, Russia, Moscow, FAE «The 25-th State Research Institute of Himmotology, Ministry of Defence of Russian Federation»
УДК 658.511
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА ГРУЗОПОДЪЕМНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
В.Ю. Анцев, А.Е. Ковалева
Представлены результаты структурно-функционального моделирования процесса технического обслуживания и ремонта грузоподъемного оборудования, на основе которых создается и оптимизируется модель процессного управления обслуживанием и ремонтом грузоподъемного оборудования.
Ключевые слова: процессный подход, техническое обслуживание и ремонт, грузоподъемное оборудование, структурно-функциональная модель, качество процесса.
Постоянное усложнение производственно-технических и организационно-экономических систем (фирм, предприятий, производств и других субъектов производственно-хозяйственной деятельности) и необходимость их анализа с целью совершенствования функционирования и повышения эффективности обусловливают необходимость применения специальных средств описания и анализа таких систем [1, 7, 8, 10]. Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с появлением интегрированных компьютеризированных производств и автоматизированных предприятий.
Методология SADT (Structured Analysisand Design Technique) - одна из самых известных методологий анализа и проектирования систем. В основе пакета лежит доведенное до уровня стандарта подмножество SADT
методология IDEF (Integrated DEFinition), которая позволяет исследовать структуру, параметры и характеристики производственно-технических и организационно-экономических систем [9]. Общая методология IDEF состоит из трех частных методологий моделирования. Наибольшее распространение из них получила методология IDEF0. IDEF0 (Function Modeling) - методология функционального моделирования. С помощью наглядного графического языка IDEF0 изучаемая система предстает перед разработчиками и аналитиками в виде набора взаимосвязанных функций.
Практическая реализация процессного подхода на предприятиях, в том числе и эксплуатирующих грузоподъемное оборудование, предусматривает описание процессов с учетом всех компонентов, необходимых для его надлежащего функционирования [2, 4 - 6].
Важнейшие характеристики процесса технического обслуживания и ремонта грузоподъемного оборудования (ТОиР ГПО) по данным ОАО «НПО «СПЛАВ» (г. Тула) приведены в табл. 1.
Таблица 1
Характеристики процесса ТОиР ГПО
Наименование процесса Выполнить ТОиР ГПО
Определение процесса Удовлетворение потребностей предприятия в проведении работ по поддержанию в работоспособном состоянии существующих ГПО
Цель процесса Совершенствование системы ТОиР
Владелец процесса Главный инженер
Руководитель процесса Главный механик
Нормативы процесса График частичного технического обследования и полного технического обследования (ЧТО и ПТО), график ремонтов по заключению экспертизы промышленной безопасночти (ПБ), нормативная документация Ростехнадзора, технические стандарты предприятия (СТО), единая система планово-предупредительного ремонта (ЕСШ1Р), график проведения экспертизы ПБ, график планово-предупредительного ремонта (Ш1Р), методическая литература
Входы процесса Номенклатура ГПО; ГПО, подлежащее ТОиР
Выходы процесса (результаты преобразования, добавляющие стоимость) ГПО, прошедшее ТОиР; отчет об эффективности ТОиР; отчет об эффективности всей системы ТОиР
Ресурсы Материальные и временные ресурсы, необходимые для выполнения всех видов ремонтных работ (отдел главного механика и энергетика (ОГМиЭ); сторонние лицензированные организации; производственные подразделения)
Окончание табл. 1
Наименование процесса Выполнить ТОиР ГПО
Поставщик и потребитель процесса Предприятие в целом, производственные подразделения, цеха в частности
Измеряемые параметры процесса Количество ремонтников, занятость ремонтников, процент выполненных заявок, параметры распределений
Показатели результативности и эффективности процесса Процент выполненных заявок; процент отказов ГПО; время восстановления ГПО
На основе данных табл. 1 можно сделать следующие выводы, характеризующие процесс ТОиР ГПО: 1) процесс ТОиР ГПО направлен на определенного потребителя - технологическую систему предприятия, которая и является получателем основного выхода процесса работоспособного и исправного ГПО; 2) процесс технического обслуживания и ремонта ГПО должен быть настроен на ожидания потребителей, о которых необходимо знать, поэтому нужно иметь в наличии описание процесса с указанием показателей качества.
Структурно-функциональная модель процесса анализа ТОиР ГПО, разработанная с помощью методологии IDEF0, представлена на рисунке. Данная модель представляет интерпретацию цикла Деминга - Шухарта PDCA («Plan - Do - Check - Act» - планирование - действие - проверка-корректировка) для случая управления процессом выполнения ТОиР ГПО.
Структурно-функциональная модель процесса ТОиР ГПО
Проведенный структурно-функциональный анализ показал, как функционирует система ТОиР. Список узлов структурно-функциональной модели, соответствующих данным этапам процесса технического обслуживания и ремонта грузоподъемного оборудования, представлен в табл. 2.
На основе выводов о необходимости совершенствования системы ТОиР можно произвести коррекцию некоторых узлов и внести изменения, которые приведут к более точной обработке данных и, соответственно, повысят качество описываемого процесса, что позволит усовершенствовать систему в целом [4]. Также необходимо отметить, что оценка эффективности ТОиР ГПО и усовершенствование данной системы производятся только лишь аналитическим способом, который не дает необходимой точности полученных результатов.
Таблица 2
Описание узлов структурно-функциональной модели процесса ТОиР ГПО
Узел Название
А1 Планировать ТОиР ГПО
А2 Произвести ТОиР ГПО
А2.1 Производить осмотры и освидетельствования
А2.1.1 Произвести осмотр
А2.1.2 Произвести ЧТО
А2.1.3 Произвести ПТО
А2.2 Производить экспертизу ПБ
А2.2.1 Организовать проведение экспертизы ПБ
А2.2.2 Произвести диагностику ГПО, отработавшего нормативный срок эксплуатации и ГПО, вышедшего из строя в результате аварии
А2.2.3 Принять решение о проведении ремонта
А2.3 Запланировать и провести ремонт ГПО
А2.3.1 Разработать дефектную ведомость на проведение ремонта
А2.3.2 Запланировать ремонт ГПО
А2.3.3 Провести ремонт ГПО
А2.3.4 Оценить качество проведенного ремонта
А3 Оценить эффективность произведенного ТОиР
А3.1 Составить общий отчет о проведении ТОиР
А3.2 Проанализировать данные отчета о проведении ТОиР
А3.3 Определить, вырабатывает ли ГПО свой межремонтный период
А4 Разработать направления совершенствования системы ТОиР
А4.1 Проанализировать отчет об эффективности произведенного ТОиР
А4.2 Оценить эффективность всей системы ТОиР
А4.3 Разработать мероприятия по повышению эффективности системы ТОиР
Для решения данных задач разработаны методика создания самообучающейся системы ТОиР ГПО и реализующее ее программное обеспечение, работающее по следующему укрупненному алгоритму [3].
1. С целью выявления существующих проблем на основе формул Эрланга производится расчет эффективности работы системы ТОиР ГПО по данным существующих графиков ППР.
2. На основе графиков ППР и статистической информации о времени ремонтов, их видах и периодичности создается общая база данных.
3. Проводится анализ полученных опытных данных работы системы ТОиР ГПО (сравнение данных графиков ППР с фактическими параметрами).
4. С учетом полученных данных повторно рассчитывается эффективность работы системы и производится корректировка существующих графиков ППР.
5. Продолжается работы системы ТОиР ГПО и система, накапливая и обрабатывая сведения в режиме самообучения, постепенно будет давать все более точные результаты.
6. Выполнение ежегодной корректировки графиков ППР для учета списания старого оборудования, его консервации, ввода в эксплуатацию нового ГПО.
В результате работы по данной модели получаем графики ППР, основанные на статистических данных. Такие графики позволяют учитывать колебания системы ТОиР ГПО и показывают ее реальное состояние, что дает возможность создания оптимального ремонтного цикла и минимизации затрат на ремонт грузоподъемного оборудования.
Данная система предупреждает прогрессирующий износ оборудования, снижает вероятность неплановых остановок грузоподъемного оборудования, позволяет осуществлять предварительную подготовку ремонтных работ и выполнение их в кратчайшие сроки, а также создает необходимые предпосылки для наиболее эффективного использования грузоподъемного оборудования.
Список литературы
1. Аникеева О.В., Ивахненко А.Г., Куц В.В. Управление качеством этапа планирования процесса ремонта металлорежущих станков // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 4 - 2. С. 120 -126.
2. Анцев В.Ю., Савина Е.Ю. Рекламационная деятельность предприятий аэрокосмической отрасли // Стандарты и качество. №2. 2014. С. 58 - 61.
3. Анцев В.Ю., Ковалёва А.Е., Толоконников А.С. Обеспечение эффективности функционирования системы планово-предупредительного ремонта грузоподъемных машин // Сборник материалов тринадцатой Международной научно-практической конференции «Управление качеством», 12-13 марта 2014 года / ФГБОУ ВПО «МАТИ - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского». М.: ПРОБЕЛ-2000, МАТИ, 2014. С. 37-38.
4. Анцев В.Ю., Толоконников А.С., Ковалёва А.Е. Управление эксплуатацией грузоподъемных машин на основе процессного подхода // Подъемно-транспортное дело. №1. 2012. С. 5 - 7.
5. Анцев В.Ю., Федоров А.В., Долгов В.В. Управление процессом технического обслуживания и ремонта металлообрабатывающего оборудования // Справочник. Инженерный журнал с приложением. 2004. № 8. С. 55.
6. Анцев В.Ю., Фёдоров А.В., Фёдоров А.В. Стандартизация взаимодействий подразделений ремонтной службы машиностроительного предприятия // Ремонт, восстановление, модернизация. № 5. 2008. С. 42 - 48.
7. Ивахненко А.Г., Сторублев М.Л. Моделирование процессов систем менеджмента качества / ФГБОУ ВПО «Юго-Западный гос. ун-т» (ЮЗГУ). Курск, 2012. С. 163 - 167.
8. Ивахненко А.Г., Сторублёв М.Л. Управление процессами организации на основе данных о результативности // Методы менеджмента качества. 2009. № 5. С. 8.
9. Марка Д.А., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования SADT. М.: Метатехнология, 1993. 240 с.
10. Пасько Н.И., Анцев А.В. Статистические методы в управлении качеством: учеб. пособие // Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 173 с.
Анцев Виталий Юрьевич, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, anzev@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Ковалёва Александра Евгеньевна, асп., anzeva yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF THE MAINTENANCE AND REPAIR OF LIFTING EQUIPMENT
V. Y. Anzev, A.E. Kovaleva
The results of the structural and functional modeling process maintenance and repair of lifting equipment on which the model is created and optimized process management service and repair of lifting equipment are given.
Key words: process approach, maintenance and repair, lifting equipment, structural-functional model, the quality of the process.
Anzev Vitaly Yurievich, doctor of technical sciences, professor, head of chair, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Kovaleva Alexandra Evgenievna, postgraduate, anzev@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 678:661.183.123:678:621.3.035.4
ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ПОЛИМЕРНЫХ УПАКОВОЧНЫХ
МАТЕРИАЛОВ
О.В. Кузовлева, Н.Е. Проскуряков
Проанализированы результаты исследований по растяжению полиэтиленовой пленки для выбора упаковочного материала с оптимальными свойствами.
Ключевые слова: нагрузка, полимеры, прочность, растяжение, удлинение.
В настоящее время в связи с расширяющимися потребностями рынка уделяется пристальное внимание упаковке: тщательно подбирается материал, анализируется информация, помещаемая на упаковке, и т.д. Особенно широкое распространение получили полимерные упаковочные материалы, отличающиеся экономичностью, небольшой массой и компактностью.
Благодаря развитию упаковочной промышленности постоянно увеличиваются объёмы печати на полимерных материалах. На полимерные плёнки наносят различные изображения и рекламные тексты, главным образом, способом глубокой, флексографской или трафаретной печати.
Печать на полимерных плёнках идёт без затруднений, особенно, если в составе полиграфических красок содержатся виниловые смолы. И, конечно, необходимой гарантией высокого качества печати и хорошего закрепления краски на плёнке является обработка поверхности плёнки коронным разрядом. Поэтому плёнки должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к печатным процессам - хорошая адгезия к печатным краскам, химическая инертность к компонентам печатных красок, обеспечение размерной стабильности в процессе печати, наличие достаточной механической прочности на изгиб, излом и растяжение.
Физико-механические свойства полимерных плёнок, как правило, оценивают пределом прочности материала при растяжении, ар, относительным удлинением при разрыве ер и модулем упругости Е. Эти параметры определяют деформационные свойства полимерных плёнок [1].