Научная статья на тему 'Информационные технологии как инструмент моделирования бизнес-процессов в системе менеджмента качества (на примере процессов управления персоналом)'

Информационные технологии как инструмент моделирования бизнес-процессов в системе менеджмента качества (на примере процессов управления персоналом) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
433
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ИНСТРУМЕНТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кузаева Екатерина Юрьевна, Илюхина Лариса Алексеевна

В настоящее время информационные технологии выступают в качестве мощного инструмента моделирования и совершенствования бизнес-процессов. В статье приведены примеры использования различных методов моделирования бизнес-процессов применительно к процессам управления персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кузаева Екатерина Юрьевна, Илюхина Лариса Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как инструмент моделирования бизнес-процессов в системе менеджмента качества (на примере процессов управления персоналом)»

Термин «эконометрика был введен бухгалтером П. Цьемпой (1910 г.) Он считал, что если к данным бухгалтерского учета применить методы алгебры, мат. анализа и геометрии, то получится более глубокое и точное представление о хозяйственной деятельности [3].

В 1912 г. И. Фишер (1867 - 1947) попытался создать группу ученых для стимулирования развития экономической теории путем ее связи со статистикой и математикой. Группу, однако, так создать и не удалось. Тогда Р. Фриш и математик-экономист И. Рус обратились с идеей создать специальный форум экономистов. Так, 29 декабря 1930 г. по инициативе И. Фишера, Р. Фриша, Я. Тимбергена (1903 - 1995), Й. Шумпетера, О. Андерсона (1887 - 1960) и других ученых на заседании Американской ассоциации развития науки было создано эконометрическое общество, на котором Р. Фриш дал новой науке название «эконометрика».

До 1970-х гг. эконометрика проводила эмпирическую оценку моделей в экономической теории.

С 70-х годов начинают происходить колоссальные изменения, самым важным из которых следует назвать появление компьютеров с достаточно высокой мощностью. Далее свое развитие получает статистический анализ временных рядов.

Происходит разработка новых моделей, таких как: VAR- модель, ARIMA - модель и др. Пиком стадии развития стал метод коинтеграции, который смог развить С. Иоханс (1900 г.).

Таким образом, не зная эконометрических методов, невозможно провести какое-либо исследование, анализ, провести какой-либо прогноз в какой-то определенной сфере и на данный момент эконометрика состоит из огромного числа различных моделей, которые можно использовать для решения определенных проблем в той или иной сфере.

Литература

1. Бураева Е. В. Использование эконометрических методов при исследовании факторов и резервов роста производительности труда в аграрном секторе экономики // Экономический анализ: теория и практика, 2013. № 38. С. 38-48.

2. Бураева Е. В. Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы по дисциплине «Эконометрика» для обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 -Экономика профили «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Банковское дело», «Мировая экономика» / Орел, 2016.

3. Бураева Е. В. Эконометрика. Учебное пособие для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки: 080200.62 «Менеджмент» / Орел, 2013.

Информационные технологии как инструмент моделирования бизнес-процессов в системе менеджмента качества (на примере процессов управления персоналом) Кузаева Е. Ю.1, Илюхина Л. А.2

1Кузаева Екатерина Юрьевна /Кигаеуа Ека1ег1па Уигеупа - студент; 2Илюхина Лариса Алексеевна / Пункта Larisa Alekseevna - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики труда и управления персоналом, Самарский государственный экономический университет, г. Самара

Аннотация: в настоящее время информационные технологии выступают в качестве мощного инструмента моделирования и совершенствования бизнес-процессов. В статье приведены примеры использования различных методов моделирования бизнес-процессов применительно к процессам управления персоналом.

Ключевые слова: информационные технологии, моделирование бизнес-процессов, система менеджмента качества, управление персоналом, инструменты моделирования бизнес-процессов.

Изречение Уинстона Черчилля, гласящее: «кто владеет информацией, тот владеет миром», не теряет своей актуальности до сих пор. Более того, информация становится все более важным и ценным ресурсом современного мира. Именно информационные технологии сегодня являются определяющими как в жизни отдельно взятого человека, предприятия, так и общества в целом.

Особенно глубокие знания по информационным технологиям необходимы тем компаниям, которые переходят от функционального к процессному управлению. В управлении такими организациями одними из важнейших становятся вопросы регламентации и стандартизации бизнес-процессов, а также применение для их описания методологии функционального моделирования.

Моделирование бизнес-процессов сегодня является одним из наиболее эффективных инструментов внедрения принципов системы менеджмента качества (процессный подход, системный подход к менеджменту, постоянное улучшение и других). Можно сказать, что это один из современных методов наведения порядка, повышения качества и эффективности работы предприятия. Основа данного метода заключается в описании бизнес-процесса через различные элементы (действия, события, данные, материалы), присущие ему. Моделирование процесса описывает логическую взаимосвязь всех элементов процесса от его начала до завершения в рамках организации. В более сложных ситуациях моделирование может включать в себя внешние процессы и системы по отношению к организации.

Таким образом, моделирование бизнес-процессов позволяет провести полный анализ выполняемых в компании работ. Это достигается за счет того, что модели могут быть описаны по различным аспектам и уровням управления. При этом конечная цель моделирования процессов - это улучшение работы организации в целом. Для этого в ходе анализа основное внимание уделяется повышению ценности результатов процессов и снижению времени выполнения их действий и стоимости.

Моделирование бизнес-процессов преследует несколько целей [6]:

Описание процессов. За счет моделирования можно проследить за процессами от их начала и до завершения. Моделирование позволяет получить «внешний» взгляд на процессы и определить улучшения, которые способны повысить эффективность бизнес-процессов.

Нормирование процессов. Моделирование бизнес-процессов задает правила выполнения процессов, т. е. то, каким образом они должны быть выполнены. Если следовать установленным в моделях правилам, руководящим указаниям или требованиям, то можно достичь желаемой производительности процессов.

Установление взаимосвязей в процессах. Моделирование бизнес-процессов устанавливает взаимосвязи между процессами и требованиями, которые они должны выполнять.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество методов моделирования бизнес-процессов. Эти методы относятся к разным видам моделирования и позволяют сосредоточить внимание на различных аспектах. Они включают в себя как графические, так и текстовые средства, за счет которых можно наглядным образом представить основные компоненты процесса и сформулировать точные определения параметров и связей элементов.

Рассмотрим методы моделирования бизнес-процессов, которые наиболее часто применяются в организациях, внедривших систему менеджмента качества.

Flow Chart Diagram (диаграмма потока работ) - это графический метод представления процесса, в котором данные, операции и оборудование процесса изображаются специальными символами. Метод служит для отображения логической последовательности действий процесса. Главным достоинством метода является его гибкость. Процесс может быть представлен множеством различных способов [4, с. 37].

Role Activity Diagram (диаграмма ролей). Данный метод применяется для моделирования процесса с позиции отдельных ролей, групп и взаимодействия ролей в процессе. Роль представляет собой абстрактный элемент процесса, выполняющий определённую организационную функцию. Диаграмма ролей показывает степень «ответственности» за процесс и его операции.

Data Flow Diagram (диаграмма потока данных). Диаграмма потока данных или DFD применяется для отображения передачи информации от одной операции к другой. DFD описывает взаимосвязь операций с помощью информации и данных. Этот метод является основой структурного анализа процессов, поскольку позволяет разложить процесс на логические уровни. Каждый процесс может быть разбит на подпроцессы с более высоким уровнем детализации. Применение DFD позволяет отразить только поток информации, но не поток материалов. Диаграмма потока данных показывает движение информации в процессе (входы и выходы); действия, которые способствуют изменению информации; место хранения информации в процессе [4, с. 37].

IDEF (Integrated Definition for Function Modeling) - представляет собой целый набор методов для описания разнообразных аспектов бизнес-процессов. Для моделирования бизнес-процессов наиболее часто применяют методы IDEF0 и IDEF3.

IDEF0 - позволяет создать модель функций процесса. На диаграмме IDEF0 отображаются следующие элементы: основные функции процесса, входы, выходы, управляющие воздействия и устройства, взаимосвязанные с основными функциями. Процесс может быть декомпозирован на более низкий уровень.

IDEF3 - с помощью этого метода можно создать «поведенческую» модель процесса. IDEF3 состоит из двух видов моделей. Первый вид представляет описание потока работ. Второй - описание состояний перехода объектов.

Рассмотрим примеры использования разных методов моделирования бизнес-процессов применительно к процессам управления персоналом (например, кадровое делопроизводство, подбор и адаптация персонала).

На рисунке 1 представлена диаграмма потока данных процесса «Оформление и выдача трудовой книжки сотруднику при увольнении». На данной диаграмме при помощи стрелок указаны «входы» и «выходы» подпроцессов. Например, при выполнении операции «Внести запись об увольнении в трудовую книжку» заполненный обходной лист является «входом». В качестве мест для хранения информации в процессе выступают следующие объекты: сейф, где хранятся трудовые книжки сотрудников; архив заполненных обходных листов; книга учёта хранения и выдачи трудовых книжек. Трудовая книжка, выданная уволенному сотруднику, является «выходом» процесса.

Рис. 1. DFD-диаграмма бизнес-процесса «Оформление и выдача трудовой кн иж^юки сотруднику при увольнении»

Приведём пример применения метода IDEF0 при описании взаимосвязи процессов «Ведение кадрового учёта» и «Начисление заработной платы» [2]. На рисунке 2 представлена диаграмма IDEF0 первого уровня.

Как мы видим из диаграммы, входной информацией для процесса «Ведение кадрового учёта» являются приказы о приёме и увольнении сотрудников, а также другие их данные. Далее менеджер по персоналу обрабатывает информацию по приказам и отправляет их директору на подпись. Данные по сотрудникам и подразделениям редактируются и помещаются в хранилище «Данные подразделений» (диаграмма IDEF0 не отражает места хранения информации). В качестве «выхода» выступает отчёт по кадрам.

Входной информацией для процесса «Начисление заработной платы» является отчёт по кадрам и отчётность подразделений. На основании этих данных бухгалтер рассчитывает заработную плату. Расчётная ведомость является «выходом» процесса.

Таким образом, метод DFD имеет более разнообразный набор элементов. К таким элементам относятся, например, хранилища данных, внешние сущности (субъекты), которые отражают взаимодействие информационной системы с внешним миром. В IDEF0 отсутствуют подобные выразительные средства для моделирования особенностей информационных систем. Однако IDEF0 позволяет наиболее полно описать бизнес -процесс, используя информационные, материальные потоки и обратные связи.

Но наряду с этим следует отметить и недостатки IDEF0 моделирования, такие как сложность восприятия бизнес-процесса из-за большого количества стрелок, а также наличие условия максимального количества блоков на одном уровне восприятия (6 -7), что приводит к необходимости детализации процесса и значительно увеличивает объём модели, затрудняет её понимание.

Бухгалтер

Рис. 2. Диаграмма IDEF0 (1 уровень) взаимосвязи процессов «Ведение кадрового учёта» и «Начисление заработной платы»

Для описания основных и вспомогательных процессов, а также процессов низших уровней (подпроцессов) целесообразнее использовать другой, более простой инструмент моделирования - блок-схемы.

Блок-схема позволяет наглядно представить последовательность действий при выполнении процесса. Использование блок-схем при документировании процессов даёт возможность значительно сократить описательную часть документа. Основными элементами блок-схем являются [1, с. 50]:

Действие, инициирующее или завершающее процесс;

Действие по ходу процесса. В этом элементе также может быть указано должностное лицо, ответственное за данный этап процесса;

Управляющий или отчётный документ (информация, данные, записи по качеству);

Проверка (контроль соответствия);

Доработка.

В качестве примера на рисунке 3 изображена блок-схема процесса «Подбор и адаптация персонала». Данный процесс состоит из двадцати подпроцессов, для каждого из которых есть свои «входы» и «выходы». Например, для подпроцесса «Заполнение заявки руководителем подразделения» входной информацией будет бланк заявки на подбор. «Выходом» для подпроцесса «Составление текста вакансии» будет текст вакансии.

Рис. 3. Начало блок-схемы процесса «Подбор и адаптация персонала»

Рис. 4. Окончание блок-схемы процесса «Подбор и адаптация персонала»

На современных предприятиях большинство из рассмотренных методов моделирования могут быть реализованы при помощи программного обеспечения, позволяющего выполнять постоянную поддержку бизнес-процессов и проводить их анализ. Существуют различные программные продукты для решения задач анализа и организации бизнес-процессов. Их можно разделить на три группы [5]:

1. Стандартные графические пакеты используются для представления процессов в электронном виде с целью их визуализации. Например, ABC-FlowCharter, CorelFlow, Visio.

2. Программное обеспечение для анализа процессов построено на основе графических пакетов и позволяет, наряду с визуализацией, обрабатывать некоторые данные бизнес -процессов. Например, Ablauf-Profi, Vamos-BE, Proplan.

3. Процессно-ориентированное программное обеспечение. Эта группа предоставляет широкие функциональные возможности. В данных продуктах реализованы модули для анализа, моделирования и визуализации процессов, а также поддерживаются оценка и документация. Некоторые системы позволяют строить анимационные модели. Например, ARISToolset, SYCATAIBAS, AENEIS.

Выбор программных продуктов для моделирования бизнес-процессов, как правило, осуществляется руководством компаний и зависит от целей и объемов моделирования, функциональности программных средств, их интеграции с другими инструментами.

При переходе к комплексной IT-поддержке работающей системы менеджмента качества возникает возможность корректировать бизнес-процессы уже за счёт тесной взаимосвязи информационных систем, контролирующих качество продукции, с системами управления документами и моделирования бизнес -процессов. В качестве примера, где применяется достаточно глубокий уровень связи программных систем двух последних выше указанных категорий, можно привести Российскую транспортную

компанию - «Юнитранс». На сегодня там решается задача непрерывного совершенствования бизнес-процессов. В данной организации документация, касающаяся производственной деятельности системы менеджмента качества, корректируется и генерируется автоматически на основе бизнес -моделей. При работе с бизнес-моделями также используются средства программного обеспечения.

Таким образом, современные информационные технологии, выступая мощным инструментом моделирования и совершенствования бизнес-процессов организации, коренным образом упорядочивают и улучшают работу компаний. При этом автоматизация систем моделирования позволяет ускорить и упростить поддержку и анализ бизнес-процессов, тем самым повышая эффективность работы организации.

Литература

1. Илюхина Л. А. Стандартизация деятельности вуза: процессный подход [Текст]: Монография / Л. А. Илюхина. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. Ун-та, 2013. 264 с.

2. Майер О. А. О совершенствовании информационной системы начисления заработной платы и ведения кадрового учёта // Международный студенческий научный вестник, 2013.

3. Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов [Текст] // В. В. Репин, В. Г. Епиферов. 2-е изд. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. 404 с.

4. Сорокин А. В. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие для студентов очного и заочного отделений экономических направлений / Рубцовский индустриальный институт. Рубцовск, 2014. 77 с.

5. Энциклопедия производственного менеджера. [Электронный ресурс]: Деловой портал «Управление производством». Режим доступа: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/opisanie-biznes-processov.html/ (дата обращения: 10.05.2016).

6. Моделирование бизнес-процессов. [Электронный ресурс]: Деловой портал «Менеджмент качества». Режим доступа: http://www.kpms.ru/Automatization/BPM.htm/ (дата обращения: 15.05.2016).

Мошенничество с финансовой отчетностью Маркварт Д. А.

Маркварт Дарья Андреевна /Markvart Daria Andreevna - магистр, факультет анализа рисков и экономической безопасности, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: данная работа посвящена исследованию мошенничества с финансовой отчетностью организаций в Российской Федерации, в частности связанного с завышением выручки.

Ключевые слова: мошенничество с финансовой отчетностью, завышение выручки, сигналы опасности, мошенничество, экономическая безопасность.

В настоящее время особую актуальность имеет проблема выявления и предупреждения мошенничества с финансовой отчетностью в организациях. Мошеннические манипуляции с финансовой отчетностью в последние годы становятся серьезной проблемой для бизнеса всего мира, и Россия не является исключением. В последнее десятилетие в мировой практике насчитывается огромное количество корпоративных разбирательств, банкротств и судебных дел, связанных с мошенничеством компаний при предоставлении финансовой отчетности [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.