ПРИГЛАШЕНИЕ В НАУКУ
УДК 351.862
Куцовский Л.Ю.
КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ОБОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ С МАССОВЫМ
ПРЕБЫВАНИЕМ ГРАЖДАН
В статье предложен научно-методический аппарат для обоснования рационального комплекса задач, реализация которых обеспечит, максимальный прирост уровня готовности муниципального образования к проведению мероприятий с массовым пребыванием, граждан. Предложенная, комплексная методика предполагает, решение следующих частных задач: оценку текущего уровня готовности муниципального образования к проведению мероприятий с массовым пребыванием, граждан и обоснование рационального комплекса задач, по обеспечению безопасности с учетом текущего уровня готовности муниципального образования к проведению мероприятий с массовым пребыванием, граждан.
Ключевые слова: проведение массовых мероприятий в муниципальном образовании; уровень готовности направления обеспечения безопасности; методы обработки результатов экспертного опроса; коэффициент конкордации Кендела.
Kucovskij L. YU.
COMPREHENSIVE METHODOLOGY FOR JUSTIFYING A RATIONAL SET OF SECURITY TASKS IN PREPARATION FOR HOLDING EVENTS WITH A
MASSIVE STAY OF CITIZENS
The article proposes a scientific and methodological apparatus for substantiating a rational set of tasks, the implementation of which will ensure the maximum increase in the level of readiness of the municipal entity to hold events with a massive stay of citizens. The proposed complex methodology presupposes the solution of the following particular problems: assessment of the current level of the readiness of the municipal entity to carry out activities with a massive stay of citizens and justification of a rational set of security tasks, taking into account the current level of the readiness of the municipality to conduct events with a massive stay of citizens.
Keywords: holding mass events in the municipality; level of readiness of the direction of security; methods of processing the results of the expert survey; Kendel's concordance coefficient.
При планировании проведения мероприятий с массовым пребыванием граждан (праздничных, спортивных, политических и др.) разрабатываются соответствующие планы подготовки к их проведению, включающие комплекс задач по обеспечению безопасности населения и территорий. Анализ таких планов [5, 8] показывает, что при подготовке к проведению массовых мероприятий реализуется значительное количество задач, направленных на обеспечение безопасности граждан по линии ответственности МЧС России — от 60 до 100 задач [ 8, 9, 11] в зависимости от характера, уровня и масштаба этих мероприятий.
Актуальность представленной статьи опре-
деляется необходимостью разрешения следующего противоречия:
с одной стороны, проведение крупных мероприятий с массовым пребыванием граждан существенно повышает риск возникновения чрезвычайных ситуаций и, как следствие, обуславливает необходимость заблаговременного решения дополнительных задач по обеспечению безопасности граждан, что предопределяет выделение из бюджета страны соответствующих финансовых ассигнований;
с другой стороны, в современных финансово-экономических условиях выделение дополнительных ресурсов ограничено.
Разрешение данного противоречия возмож-
но за счет обоснования рационального комплекса задач, выполнение которых обеспечит максимальный прирост готовности муниципального образования к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан в рамках выделяемых из бюджета финансовых средств.
Задача определения комплекса задач, обеспечивающих максимальный прирост уровня готовности муниципального образования к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан, может быть сформулирована следующим образом:
Для заданных:
А1 — перечня задач по обеспечению безопасности, которые планируется выполнить при подготовке к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан, £ = 1,Т, где Т — общее количество задач;
д — объема финансовых средств, выделяемых из бюджета для подготовки к проведению мероприятия с массовым пребыванием граждан;
St — требуемого объема финансовых средств для выполнения в полном объеме г-ой задачи, входящей в состав ¿-го направления подготовки к проведению массовых мероприятий;
необходимо в условиях ограниченных финансовых ресурсов 5 определить такой комплекс задач по обеспечению безопасности, при котором прирост готовности муниципального образования к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан будет максимальным.
В формализованном виде частная постановка задачи может быть представлена следующим образом:
определить в каждом направлении подготовки наименование задач хгг, выполнение которых обеспечит максимальный прирост готовности муниципального образования к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан
п к
Я(хгг) = ^ У^ «н хп ^ тах (1)
г= 1 г= 1
при следующих ограничениях п к
'У ^ ^ ^ вггХгг < Б, ХГг Е
0.1, (2)
1=1 Г=1
вк и
где а— вклад г-ои задачи 1-го направле-
ния подготовки в уровень готовности муниципального образования к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан.
Сформулированная научная задача предполагает последовательное решение следующих частных задач:
— оценку текущего уровня готовности муниципального образования к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан;
— обоснование рационального комплекса задач по обеспечению безопасности с учетом текущего уровня готовности муниципального образования к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан.
Для количественной оценки текущего уровня готовности муниципального образования к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан необходимо разработать:
— алгоритм классификации задач обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий в муниципальном образовании;
— алгоритм оценки значимости направлений подготовки к мероприятиям с массовым пребыванием граждан;
— алгоритм оценки уровня готовности направлений подготовки и муниципального образования в целом к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан.
Большое количество задач по обеспечению безопасности граждан при подготовке к проведению массовых мероприятий делает их труднообозримыми и существенно осложняет решение следующих проблемных вопросов:
— определение значимости задач по обеспечению безопасности при подготовке мероприятий с массовым пребыванием граждан;
— рациональное распределение ограниченного объема финансовых средств с учетом значимости задач по обеспечению безопасности;
— определение текущего уровня готовности муниципального образования к проведению массовых мероприятий и др.
В этих условиях становится актуальным вопрос классификации задач обеспечения безопасности (их группировки по классам), решаемых при подготовке к проведению массовых мероприятий в муниципальном образовании. В результате такой группировки все решаемые задачи могут быть объединены в направления подготовки к проведению массовых мероприятий. Под направлением подготовки к проведению массовых мероприятий следует понимать определенную область деятельности, для реализации которой необходимы специалисты, обладающие соответствующими знаниями и оснащенные специальной техникой.
Решение задачи классификации множества исходных задач включает два этапа. Целью первого этапа является разбиение множества исходных задач на ряд подмножеств. Задача разбиения множества может решаться в условиях заданного заранее количества классов и при произвольном количестве классов [2]. На втором этапе полученные подмножества идентифицируются в соответствии с их основным предназначением. Алгоритм классификации задач обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий в муниципальном образовании представлен в работе [6].
Следующим шагом в направлении решения задачи оценки текущего уровня готовности муниципального образования является определение значимости направлений подготовки к мероприятиям с массовым пребыванием граждан. Особую актуальность эта задача приобретает в условиях ограничений на выделяемые финансовые, материальные, людские и другие ресурсы. По сути, решение данной задачи позволяет определить вклад каждого направления в безопасность проведения крупных массовых мероприятий и в последующем, оценив их стоимость, принять решение о рациональном комплексе подготовительных мероприятий по критерию « эффективность-стоп мость ».
Анализ процедуры ранжирования направлений подготовки к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан показал, что эта задача относится к области, где решение не поддается эффективной формализации и велика роль опыта и интуиции. Поэтому для определения значимости направлений подготовки целесообразно использовать метод экспертных оценок, под которым следует понимать комплекс логических и математических методов и алгоритмов, позволяющих упорядочить и систематизировать процедуры сбора и анализа мне-
ний специалистов, привести их к виду, наиболее пригодному для принятия рационального решения.
Количественная оценка значимости сравниваемых направлений подготовки может быть осуществлена на основе анализа их вклада в обеспечение безопасности проведения массовых мероприятий. Для решения этой задачи необходимо:
— проранжировать направления подготовки в порядке снижения их вклада в обеспечение безопасности проведения соревнований;
— построить интервальную шкалу предпочтительности, которая позволяет количественно оценить значимость направлений подготовки к проведению массовых мероприятий.
Для решения этих задач предлагается соответственно метод парных сравнений и метод сравнительных суждений Терстоуна [3, 10, 12].
Алгоритм оценки значимости направлений подготовки к проведению массовых мероприятий в полном объеме представлен в работе [7] и включает следующие основные этапы (рисунок 1).
Планирование выполнения задач по линии ответственности МЧС России в условиях организации массовых мероприятий в муниципальном образовании необходимо осуществлять с учетом текущего состояния направлений подготовки к их проведению. Данный подход позволит дифференцированно распределить имеющиеся финансовые, материальные, людские и другие ресурсы на выполнение задач по подготовке к проведению массовых мероприятий.
При выполнении всей совокупности задач в полном объеме по каждому направлению подготовки уровень готовности муниципального образования оценивается в пять баллов по пятибалльной шкале. Однако в условиях ограничений финансовых, материальных, людских и других ресурсов весь комплекс задач по подготовке к проведению массовых мероприятий не может быть выполнен. В этих условиях становится актуальной проблема обоснования рационального комплекса задач, выполнение которых вносит максимальный вклад в повышение уровня готовности муниципального образования к проведению массовых мероприятий при ограничениях на выделяемые ресурсы.
Выявление специалистов (экспертов) по исследуемому вопросу
Организация соора информации у экспертов
Оценка компетентности экспертов
Анализ согласованности мнений экспертов
Построение интервальной шкалы предпочтительности направлений полготовки к проведению массовых мероприятий
Рисунок 1 Основные этапы решения задачи оценки значимости направлений подготовки к
проведению массовых мероприятий
Для решения задачи оценки текущих) состояния направлений подготовки к проведению массовых мероприятий задачи может быть использован метод ранжирования [1, 4|. В рассматриваемой задаче ранжирование это процедура определения коэффициентов готовности направлений подготовки, проводимая на основе их упорядочивания. Ранг это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого направления подготовки в общей группе направлений.
Пусть экспертиза проводится группой из т экспертов, которые являются квалифицированными специалистами в области обеспечения безопасности при проведении мероприятий с массовым пребыванием граждан. Анализу подвер-
гается п направлений подготовки к проведению массовых мероприятий.
Сущность ранжирования заключается в том, что каждый эксперт располагает направления подготовки по порядку убывания или возрастания уровня подготовки, исходя из собственной индивидуальной оценки. Наиболее подготовленному направлению эксперт присваивает ранг п, где п — число сравниваемых направлений подготовки. Второму но подготовленности направлению присваивается ранг п — 1 и т.д. до 1 в порядке убывания уровня подготовленности. Значения рангов р^- (г = 1 ,п; ] = 1,ш) заносятся в таблицу сравнительных оценок направлений подготовки к проведению массовых мероприятий (таблица 1).
Направления подготовки Эксперты
1 2 3 111
1 Р11 Р12 Р13 Р1т
2 Р21 Р22 Р23 Р2т
3 Р31 Р32 Р33 Р3т
п-1 Рта-11 Рта-12 Рта-13 Рта- 1т
п Рта1 Рга2 Рга3 Рпт
Сумма рангов ¿1 ^2 ^3 А лт
Таблица 1 Результаты сравнительных оценок направлений подготовки к проведению массовых
мероприятий
Алгоритм обработки результатов экспертного опроса включает следующие этапы:
1. Рассчитывается сумма рангов по каждому направлению подготовки к проведению массовых мероприятий:
т
Яг = ^ РИ;
3=1
(3)
2. Рассчитывается сумма рангов по всем направлениям подготовки к проведению массовых мероприятий:
Таким образом, разработанный алгоритм позволяет определить значения текущих уровней готовности направлений подготовки, которые являются исходными данными для оценки готовности муниципального образования в целом к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан.
Для оценки текущего уровня готовности муниципального образования целесообразно использовать мультипликативную свертку следующего вида:
п т
Я = р*з;
г=1 3=1
(4)
3. Определяются коэффициенты готовности аг направлений подготовки к проведению массовых мероприятий из выражения:
аг =
Ет г,
]=1 РгЗ ; Ргз
(5)
4. Оценивается степень согласованности мнений экспертов на основе определения коэффициента согласованности К (коэффициента конкордации Кендела) [13].
Для оценки текущего состояния направлений подготовки к проведению массовых мероприятий экспертами по пятибалльной шкале оценивается направление, получившее максимальное значение коэффициента готовности. В результате этой процедуры определяются значения с^ — оценка уровня готовности ьго направления подготовки (получившего максимальное значение коэффициента готовности), выставленная ]-ым экспертом {сц = 1,5). Для определения среднего значения уровня готовности ьго направления используется выражение:
Сг = У Сгг.
т ^
(6)
3 = 1
Для определения значений уровней готовности остальных направлений подготовки к проведению массовых мероприятий используются выражения:
С1
Сг * а1 аг :
,С2
Сг * а2 аг ''
Сг * Сг * о.п
• = I , ... ^п =
(7)
аг
аг
Стек. = с ^ х Сг»2 х...хС х ■ ■ ■ х С™п, (8)
где и1г — коэффициент значимости г-го направления подготовки к проведению массовых мероприятий, который может быть определен в соответствии с алгоритмом, изложенным выше; С™г — значение уровня готовности г-го направления подготовки к проведению массовых мероприятий с учетом его значимости.
При этом должно выполняться следующее нормирующее условие — сумма коэффициентов значимости всех направлений подготовки к проведению массовых мероприятий должна быть
Еп -1
г=1 'Шг = 1.
Таким образом, разработанный алгоритм позволяет определить текущий уровень готовности муниципального образования с учетом уровней готовности и коэффициентов значимости направлений подготовки к проведению массовых мероприятий. Данное значение выступает в качестве одного из элементов исходных данных для определения вклада каждой задачи в повышение готовности муниципального образования.
Для обоснования рационального комплекса задач по обеспечению безопасности с учетом текущего уровня готовности муниципального образования к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан необходимо разработать:
— алгоритм определения вклада каждой задачи в уровень готовности муниципального образования к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан;
— алгоритм определения комплекса задач, выполнение которых обеспечит максимальный прирост уровня готовности муниципального образования к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан.
Алгоритм определения вклада каждой задачи в уровень готовности муниципального образования к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан должен предусматривать решение следующих задач:
1. Определение вектора локальных приоритетов задач, реализуемых в каждом направлении подготовки. Для решения этой задачи может быть использован рассмотренный выше алгоритм, в соответствии с которым определяются коэффициенты значимости задач обеспечения безопасности, входящих в ьое направление подготовки:
7=1 Р.
•Г]
Vя Vй п1 2^г=1 1=1 Р.
где р,
значение ранга, присвоенного ]-
ым экспертом г-ои задаче, входящей в состав г-го направления подготовки (г=1,п; 3=1,т, г=1,К); п — количество направлений подготовки к проведению массовых мероприятий; т — количество экспертов, участвующих в экспертном опросе; К — количество задач, входящих в г-ое направление подготовки. 2. Определение значений вектора глобальных приоритетов задач по обеспечению безопасности с учетом значимости направлений подготовки к мероприятиям с массовым пребыванием граждан:
(1 ■ =
од од
Ей
г=1 Ь г=1 аг «г
(10)
3. Определение приведенных значений вектора глобальных приоритетов задач по обеспечению безопасности с учетом требуемых финансовых средств для их выполнения в полном объеме:
а •
г=1 агг
(11)
4. Определение потенциального прироста уровня готовности муниципального образования к проведению мероприятия с массовым пребыванием граждан:
0ПО'Т. _ 5 _
(12)
где С"014 — значение потенциального прироста уровня готовности муниципального образования к проведению мероприятия с массовым пребыванием граждан; ^тек. — значение текущего уровня готовности муниципального образования к проведению мероприятия с массовым пребыванием граждан, которое может быть определено по приведенному выше алгоритму.
5. Определение вклада каждой задачи в уровень готовности муниципального образования к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан:
(9)
а.
.
ОД?. х С*
(13)
Таким образом, разработанный алгоритм позволяет определить вклад каждой задачи в повышение уровня готовности муниципального образования к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан. Эти значения необходимы для обоснования рационального комплекса задач, обеспечивающих максимальный прирост уровня готовности муниципального образования к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан. Анализ сущности сформулированной выше задачи определения рационального комплекса задач по обеспечению безопасности при подготовке к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан позволяет сделать следующие выводы:
показатель эффективности в целевой функции — уровень готовности муниципального образования к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан линейно зависит от элементов решения — количества задач, которые могут быть включены в рациональный комплекс задач по обеспечению безопасности;
ограничения, налагаемые на элементы решения, имеют вид линейных неравенств относительно управляемых переменных (неравенства, связывающие количество задач по обеспечению
безопасности с объемом финансовых ресурсов, выделяемых из бюджета для подготовки к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан).
Таким образом, можно сделать аргументированный вывод о том, что в основу методики определения рационального варианта оснащения СВФ МЧС России целесообразно положить один из методов линейного программирования.
Решаемая в данной работе задача отличается следующей особенностью — искомые значения переменных должны принадлежать к множеству натуральных чисел (0,1). Данное требование может быть учтено при разработке постановки задачи за счет введения дополнитель-
ных ограничений, налагаемых на элементы решения. Введение новых ограничений в постановку решаемой задачи переводит ее из класса задач линейного программирования в более сложный класс задач целочисленного программирования, решение которой может быть осуществлено на основе комплексного применения симплексметода и метода Гомори.
Таким образом, на основе последовательного применения рассмотренных алгоритмов может быть решена задача обоснования рационального комплекса задач по обеспечению безопасности при подготовке к проведению мероприятий с массовым пребыванием граждан.
Литература
1. Бурнов В.Н. и др. Получение и анализ экспертной информации.^ М. 1991 г.
2. Гладких Б.А. Некоторые проблемы классификации.^ В сб.: Распознание образов в экономико-статистическом моделировании.— Новосибирск, 1984 г.
3. Горелов В.Е. и др. Методы экспертных оценок.^ М. 1997 г.
4. Девид Г. Метод парных сравнений— М. 1998 г.
5. «Концепция обеспечения правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения в 2013 году XXVII Всемирной лет-ней Универсиады в г. Казани», утверждена Премьер министром Республики Татарстан 29 ноября 2008 года.
6. Куцовский Л.Ю. Методика классификации задач обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий в муниципальном образовании. // «Технологии техносферной безопасности» 2017 г., № 1 [Электронный ресурс]: http://academygps.ru/nauka/ttb/arhiv (дата обращения: 20.04.2017).
7. Куцовский Л.Ю., Чириков А.Г. Алгоритм ранжирования мероприятий, направленных на повышение безопасности, при подготовке к проведению крупных спортивных соревнований.// Технологии гражданской безопасности — М.: 2017, т. 14, № 2 (52)
8. «План Главного управления МЧС России по Красноярскому краю подготовки к обеспечению проведения мероприятий XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске», утвержден начальником Главного управления МЧС России по Красноярскому краю 29 августа 2014 года.
9. Поручение первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И. Шувалова от 19.01.2015 № ИШ-П12-165В «О подготовке к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске».
10. Пустыльник К.II. Статистические методы анализа и обработки наблюдений.— М. 1968 г.
11. Распоряжение Правительства РФ от 18.02.2014 № 219-р (ред. от 02.07.2014) «Об образовании организационного комитета по подготовке и проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске».
12. Терстоун Л. Психофизиологический анализ. В сб. Проблемы и методы психофизики.^ М. 1984 г.
13. Фёрстер Э., Рёнц Б. Методы корреляционного анализа.^ М. 1983 г.