Научная статья на тему 'Комплексная количественная оценка влияния условий и интенсивности спортивно-тренировочных нагрузок на организм'

Комплексная количественная оценка влияния условий и интенсивности спортивно-тренировочных нагрузок на организм Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
123
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPREHENSIVE HYGIENIC ASSESSMENT OF SPORTS ACTIVITY / КОМПЛЕКСНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Овчинников Н.Д., Матвеев Ю.А., Егозина В.И., Овчинников Д.Н.

Bodies of physical education teachers and athletes, often operating in adverse natural-climatic conditions and with maximum physical and mental loadings, have to constantly adapt to such a simultaneous influence of different, sometimes unfavorable environmental factors, and the maintenance of homeostasis, this important physiological rule, is possible only in case of full mobilization of all vital resources. The purpose of the present study was to design the technique of such integrated hygienic assessment of conditions and manner of physical education and sports activity which could simultaneously take into account the level of sports training loadings, level of psychoemotional and physical stress, and mode of conduct and organization of trainings, as well as changes in physiological and psychophysiological indicators of the body of the involved ones as medical supervision. Similar studies are useful for the scientific substantiation of practical recommendations on the optimization of sports activity in comprehensive, children's and youth sport schools, professional colleges, including during competitions and training sessions in summer sports camps. The versatility of provided comprehensive quantitative assessment of hygienic conditions and modes of sports and training activities, the information value of this technique enable us to recommend the use of the integral index in sports practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная количественная оценка влияния условий и интенсивности спортивно-тренировочных нагрузок на организм»

УДК: 796.012.38

КОМПЛЕКСНАЯ

количественная оиенка влияния условий и интенсивности спортивно-тренировочных нагрузок на организм

Доктор медицинских наук, профессор Н.Д. Овчинников Кандидат медицинских наук, доцент Ю.А. Матвеев Доктор педагогических наук, профессор В.И. Егозина Аспирант Д.Н. Овчинников

Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета, Москва

2 "и

£ л а

ч—

■ о

0J и

а ■ тз с га

Ii

О (U .с Н

INTEGRATED QUANTITATIVE ASSESSMENT OF INFLUENCE OF CONDITIONS AND INTENSITY OF SPORTS-TRAINING LOADINGS ON BODY

N.D. Ovchinnikov, professor, Dr.Med.

YuA. Matveev, associate professor, Ph.D.

V.I. Egozina, professor, Dr.Hab. D.N. Ovchinnikov, postgraduate Teacher training institute of physical culture and sport of Moscow City Teachers' Training University, Moscow

Key words: comprehensive hygienic assessment of sports activity in solving problems of optimization of loadings on athletes' body. Bodies of physical education teachers and athletes, often operating in adverse natural-climatic conditions and with maximum physical and mental loadings, have to constantly adapt to such a simultaneous influence of different, sometimes unfavorable environmental factors, and the maintenance of homeo-stasis, this important physiological rule, is possible only in case of full mobilization of all vital resources. The purpose of the present study was to design the technique of such integrated hygienic assessment of conditions and manner of physical education and sports activity which could simultaneously take into account the level of sports training loadings, level of psychoe-motional and physical stress, and mode of conduct and organization of trainings, as well as changes in physiological and psychophysiological indicators of the body of the involved ones as medical supervision. Similar studies are useful for the scientific substantiation of practical recommendations on the optimization of sports activity in comprehensive, children's and youth sport schools, professional colleges, including during competitions and training sessions in summer sports camps. The versatility of provided comprehensive quantitative assessment of hygienic conditions and modes of sports and training activities, the information value of this technique enable us to recommend the use of the integral index in sports practice.

Ключевые слова: комплексная гигиеническая оценка условий физку-льтурно-спортивной деятельности при решении проблем оптимизации нагрузок на организм спортсменов.

Организм физкультурников и спортсменов, нередко функционирующий в неблагоприятных природно-климатических условиях и с предельным физическим и нервно-психическим напряжением, вынужден постоянно приспосабливаться к такому одновременному влиянию различных, порой неблагоприятных факторов внешней среды, и поддержание гомео-стаза, этой важнейшей физиологической закономерности, возможно только при полной мобилизации всех жизненных ресурсов.

Опытфизкультурно-спортивнойде-ятельности свидетельствует, что нередко она осуществляется в гигиенических условиях внешней среды, выходящих за пределы комфортных, оптимальных и допустимых значений. Довольно часто спортивные соревнования приходится проводить в неблагоприятных (непривычных для определенных групп людей) природно-климатических условиях, создающих дополнительную нагрузку на адаптивные системы организма и вызывающие явления десинхро-ноза физиологических функций. В ходе некоторых видов спортивных состязаний, например командных игр, при спортивных единоборствах и т. д., спортсмены могут испытывать значительное психоэмоциональное напряжение, создающее дополнительные сложности для мобилизации адаптивных систем организма. Необходимо также определить правила расчёта оптимальных нагрузок на спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта, например участие в мотогонках, парашютный спорт и другие, в ходе которых они действуют в условиях и режимах с повышенными уровнями опасности для здоровья и даже жизни.

Отклонение гигиенических показателей условий физкультурно-спортивной деятельности и уровней спортивно-тренировочных нагрузок от оптимальных значений создает риск значительного перенапряжения регулятор-

ных и гомеостатических механизмов, а в некоторых, случаях выходя за пределы допустимых уровней безопасности, приводят к развитию различного рода патологических процессов [1-4].

Цель настоящей работы заключается в разработке методики такой комплексной гигиенической оценки условий и характера физкультурно-спортивной деятельности, которая одновременно учитывала бы уровень спортивно-тренировочных нагрузок, степень психоэмоционального и физического напряжения, режим проведения и организации тренировок, а также изменения физиологических и психофизиологических показателей состояния организма занимающихся в качестве врачебного контроля.

Подобные исследования необходимы для научного обоснования практических рекомендаций по оптимизации физкультурно-спортивной деятельности в общеобразовательных, детских и юношеских спортивных школах, специализированных колледжах, в том числе при проведении соревнований и тренировочных сборов в летних спортивных лагерях.

Актуальность проблемы заключается в том, что оптимизация спортивно-тренировочного процесса требует проведения комплексных количественных оценок условий учебной среды и характера физкультурно-спортивной деятельности с последующим определением степени адаптивного напряжения и функциональных резервов организма учащихся.

К числу важнейших факторов, определяющих степень напряжения физиологических механизмов адаптации у спортсменов, могут быть отнесены следующие:

- превышение гигиенических параметров среды жизнедеятельности, установленных нормативами ПДУ и ПДК [7];

- превышение физических нагрузок на организм детей и подростков, определяемых разработанными возрастно-половыми нормами [1, 2];

- значительные нервно-психические нагрузки при некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности [6];

- значительное напряжение систем регуляции биологических ритмов жизнедеятельности [8].

Указанные выше обстоятельства при регламентации физкультурно-спортивной деятельности потребовали четкого определения конкретных показателей, характеризующих условия, действующие на спортсменов, и разделить их на 4 группы:

• группа показателей гигиенических параметров среды физкультурно-спортивной деятельности,

• группа показателей степени тяжести физических нагрузок,

• группа показателей нервно-эмоциональной напряженности спортивной деятельности,

• группа показателей режимов физкультурно-спортивной деятельности.

Краткие пояснения по группе гигиенических факторов, влияющих на показатели спортивной деятельности.

Наиболее значимый фактор - воздушная среда, которая характеризуется показателями: атмосферное давление, температура, скорость движения воздуха, влажность и загрязненность биологически агрессивными пылями.

Нормальное атмосферное давление составляет 1013,25 гПа (760 мм рт. ст.), и в обычных условиях человек его не ощущает, так как оно соответствует давлению газов и жидкостей в организме. Непривычная для людей, постоянно проживающих в средней природно-климатической зоне нашей страны, температура воздуха в жаркий период года может привести к существенному дополнительному напряжению систем терморегуляции организма, которое может сказаться на спортивных результатах. Например, россияне на Олимпиаде в Пекине при температуре воздуха более 30 градусов и соответственно более высоком уровне теплообразования, в марафонском забеге испытывали резкое снижение физических возможностей. Сильный боковой или встречный ветер может оказывать влияние на спортивные результаты в беге, стрельбе из лука и др. Высокие показатели влажности воздуха снижают возможности организма регулировать тепловое состояние. Повышенное содержание биологически агрессивных пылей в воздухе может негативно влиять на показатели газообмена. На состояние человека оказывает существенное влияние степень ионизации воздуха: при накоплении в атмосфере большого количества положительных аэроионов у некоторых людей могут отмечаться расстройства физиологических функций [7]. Значительные перепады атмосферного давления, возникающие даже в равнинных местностях с колебаниями в течение суток до 15-20 гПа и более, при смене воздушных масс (прохождение атмосферных фронтов) также нарушают нормальную жизнедеятельность [1, 2].

Беспорядочные звуковые колебания разной физической природы с изменением амплитуды и частоты - шум отрицательно влияют на организм человека. Анализ данных о вредном влиянии шума позволяет сделать вывод о том, что шум - столь же грозный фактор риска, как и курение. Производительность физической деятельности в шумовой среде снижается на 30 %, а при умственной -на 60 %. Высокие уровни шума - причина развития функциональных нарушений центральной нервной и сердечнососудистой систем, роста общей заболеваемости [2, 3]. Поток звуковой энергии (шум), вызывая механические колебания покоящегося на базальной мембране кортиевого органа, обеспечивающего восприятие звука, при превышении предельно допустимых значений звукового давления инициирует в нем химические реакции и электрические импульсы, которые могут привести к его повреждению и соответственно к снижению остроты слуха [7]. В основе патологических эффектов при действии шума лежит также длительное возбуждение звуковоспринимающего аппарата, приводящее к нарушению обменных процессов и как следствие к расстройствам микроциркуляции кровообращения и возникновению дегенеративных изменений в клетках кортиевого органа. Многими исследованиями подтверждено, что шум приводит к хроническому переутомлению, глухоте, оказывает раздражающее действие на вегетативную нервную систему, эмоционально угнетают [7]. Длительное воздействие шума вызывает изменение скорости физиологических реакций, нарушение сна, психического и соматического здоровья, снижение работоспособности и слухового восприятия [1, 2, 4, 7].

Механические колебания, например при прыжках, беге, толчках, столкновениях (вибрация), оказывают зна-

2 и

£ л а

ч—

■ о

(и и

а

■ 13

с

га

^

О (и .с Н

чительное воздействие на внутренние органы спортсмена. При беге и толчках вибрация передается по всему телу. Влиянию общей вибрации может подвергаться и весь организм спортсмена, например через сиденье мотоцикла, гоночного автомобиля и т. д. Частые и длительные механические колебания могут вызывать в организме явления функциональной дезадаптации, проявляющейся в мор-фофункциональных изменениях нервно-мышечного и суставного аппаратов. Сотрясения тела способны нарушать регуляцию кровотока в виде снижения общего уровня мозгового кровообращения с формированием клинических признаков церебрального ангиодистонического синдрома. Под влиянием механических колебаний нарушается выработка таких физиологически активных веществ, как гиста-мин, простагландины, развиваются изменения дистрофического характера паренхиматозных органов [1-4, 7].

На функциональное состояние организма спортсменов влияет повышенная интенсивность солнечного ультрафиолетового излучения, проникающего в кожу на глубину нескольких миллиметров и разрушающего обеспечивающие иммунную защиту организма специфические белки - иммуноглобулины. Интенсивное ультрафиолетовое облучение приводит к повышению активности биохимических реакций в клетках и в первые дни снижает сопротивляемость организма к действию инфекционных и токсических агентов. Избыточное ультрафиолетовое излучение может провоцировать обострение некоторых хронических заболеваний [7].

Изменения активности природного геомагнитного поля могут вызывать неблагоприятные сдвиги в различных клеточных структурах, приводить к нарушениям внутриклеточного метаболизма, отрицательно сказываются на функции важнейших физиологических систем. Влияние гелиометеотропных факторов особенно наглядно проявляется при переезде спортсмена в непривычную для него климатогеографическую зону. Влияние климатогеогра-фических и гелиофизических факторов при этом объясняется расстройством взаимодействия в новой среде различных структурно-функциональных уровней организма, начиная с молекулярных и клеточных и до систем в целом. Геомагнитные возмущения в северных районах в 3-4 раза превосходят уровни, характерные для среднего климатического пояса нашей страны [7].

На показатели спортивной деятельности значительное влияние оказывает также состояние психо- и эмо-циорегулирующих систем организма. Велика роль психоэмоциональных состояний и положительных эмоций в достижении успеха в спорте. Повышенное психоэмоциональное напряжение в ходе спортивных состязаний может мобилизовать организм на эффективную деятельности или, напротив, снизить уровень мотивации к достижению победы. При эмоциональных реакциях происходит адаптивная перестройка деятельности функциональных систем организма, способствующая мобилизации организма на достижение полезного приспособительного результата. Негативные эмоциональные реакции, неудовлетворенность результатами спортивной деятельности могут породить неуверенность в решении поставленных задач, а длительное непрерывное негативное эмоциональное состояние стать причиной психоэмоционального

стресса, для которого характерно появление комплекса соматовегетативных нарушений, затрагивающих в том числе поведенческие механизмы и вегетативные функции [6, 8].

Гигиенические исследования свидетельствуют, что биологическое действие обозначенных выше неблагоприятных факторов окружающей среды очень трудно свести к их простому суммарному воздействию на организм [7]. В данном случае, по мнению многих ведущих исследователей, проявляется сочетанное усиление их взаимного эффекта, этим и объясняются те довольно значимые изменения физиологических и психофизиологических функций в организме спортсменов под влиянием не одного, двух, а сочетания нескольких неблагоприятных факторов [2-4, 6, 8]. Другими словами, такое сочетанное взаимовлияние действующих на организм факторов необходимо учитывать с помощью математического закона потенцирования, что и натолкнуло на мысль применить этот метод математического анализа в качестве определения интегрального показателя, который позволил бы дать объективную оценку влияния и гигиенических факторов, и уровня физического и психоэмоционального напряжения, и режима организации учебно-спортивных тренировок.

Использование такого комплексного количественного оценочного показателя на практике позволило бы вооружить тренерские коллективы и спортивных врачей новым методом оценки степени адаптивного напряжения и функциональных резервов организма юных спортсменов и всех занимающихся, что в конечном итоге направлено на оптимизацию учебного процесса как в общеобразовательных, так и в спортивно-ориентированных школах и специализированных колледжах.

Результаты исследования и их обсуждение. Все показатели, характеризующие гигиенические аспекты условий физкультурно-спортивной деятельности, в интересах последующего анализа объединены в 4 группы и в зависимости от выраженности учитываемых ими факторов подразделены на 4 категории.

В 1-ю группу включены показатели гигиенических условий обучения. По качественным показателям величины создаваемой для адаптационно-компенсаторных систем организма нагрузки гигиенические условия среды подразделены на оптимальные, допустимые, вредные и экстремальные.

К оптимальным отнесены такие условия среды, при которых воздействие факторов не вызывает неприятных субъективных ощущений, заметного напряжения гомео-статических механизмов регуляции и позволяет поддерживать необходимый уровень функциональной активности на протяжении длительного периода времени.

Кдопустимым отнесены такие условия, которые, вызывая некоторое напряжение гомеостатических механизмов регуляции, не сопровождались значительным снижением физической работоспособности обследуемых.

К разряду вредных отнесены такие условия, при которых выраженность факторов превышает уровни, регламентируемые действующими санитарными нормативами, приводят к ухудшению самочувствия, значительному напряжению гомеостатических механизмов регуляции, а также к возможному развитию патологических процессов.

К экстремальным отнесены такие условия, при которых отмечается предельное напряжение гомеостатических механизмов в сочетании с повышенной угрозой для здоровья и жизни спортсменов.

Во 2-ю группу объединены показатели тяжести физической деятельности. По данному качественному критерию принимались во внимание физические нагрузки, создающие напряжение в основном для опорно-двигательного аппарата и вегетативных систем жизнеобеспечения. Они также подразделены на легкие, средней степени тяжести, тяжелые и очень тяжелые.

К разряду легкой степени тяжести физической деятельности отнесены нагрузки, не требующие значительной мобилизации физиологических систем адаптации обследуемых, а значит, выполнялись при оптимальном для них физическом усилии.

К деятельности средней степени тяжести отнесены нагрузки, для выполнения которых потребовалось уже значительное напряжение опорно-двигательного аппарата и вегетативных систем жизнеобеспечения, но без мобилизации дополнительных физиологических ресурсов организма.

К разряду тяжелой физической деятельности отнесены те нагрузки, при выполнении которых напряжение опорно-двигательного аппарата и вегетативных систем жизнеобеспечения приблизились к физиологическим пределам.

К разряду очень тяжелой деятельности отнесены нагрузки, при выполнении которых потребовалось запредельное напряжение опорно-двигательного аппарата и вегетативных систем жизнеобеспечения с полной мобилизацией физиологических ресурсов организма.

В 3-ю группу объединены показатели психоэмоциональной напряженности деятельности. Исследовалась напряжённость анализаторных и высших психических функций центральной нервной системы - внимания, памяти, эмоциональной сферы. По данному критерию степени напряжённости спортивная деятельность подразделяется на ненапряженную, малонапряженную, напряженную и очень напряженную.

К разряду ненапряженной деятельности отнесена такая, которая характеризовалась невысокой нагрузкой на анализаторные и высшие психические функции центральной нервной системы.

К разряду малонапряженной отнесена деятельность, которая характеризовалась умеренной нагрузкой на анализаторные функции ЦНС с вовлечением в процесс оперативной памяти и внимания.

К напряженной отнесена деятельность, которая характеризовалась значительной загрузкой всех важнейших психических и анализаторных функций, а также вовлечением эмоциональной сферы.

К разряду очень напряженной отнесена деятельность, которая характеризовалась значительной психоэмоциональной нагрузкой, связанной уже с угрозой для жизни и здоровья, повышенной личной ответственностью и выраженными отрицательными эмоциями в ходе спортивных соревнований.

К 4-й группе отнесены показатели режима деятельности. По критерию соответствия интенсивности нагрузок

физиологическим возможностям организма и его функциональной активности условия деятельности, объединяемые понятием «режим», подразделены нами на оптимальные, допустимые, неблагоприятные и очень неблагоприятные.

К разряду оптимального отнесен такой режим деятельности, при котором не потребовалось перестройки естественной ритмики физиологических функций, а необходимый уровень работоспособности обеспечивался умеренным повышением функциональной активности. К разряду допустимого - режим, который потребовал напряжения адаптационно-компенсаторных систем организма среднего уровня. К разряду неблагоприятного - режим, при котором для достижения установленного уровня работоспособности потребовалось значительное напряжение адаптационно-компенсаторных систем с мобилизацией функциональных резервов организма. К разряду очень неблагоприятного - режим, при котором деятельность сопровождалась развитием явлений десинхроноза физиологических функций и неполным восстановлением функциональных резервов организма.

При разработке упомянутого выше интегрального оценочного показателя использовались критерии, уточненные в ходе гигиенических, физиологических, психофизиологических и эргономических исследований различных научно-исследовательских организаций и опубликованные в ряде работ [1-6, 8].

В соответствии с изложенными в указанных публикациях основными градациями нормирования гигиенических условий физкультурно-спортивной деятельности фактическим параметрам, выявляемым в ходе нашего исследования, присваивалось определённое ранговое значение.

Ориентировочную оценку долевой значимости приведенных ниже гигиенических факторов вполне могут проводить врач команды или тренер спортсмена на основании собственных субъективных оценок при личном осмотре мест проведения тренировок (без проведения специальных исследований и без использования измерительной аппаратуры), что, на наш взгляд, представляется практически значимым. По данным субъективной оценки условий и режимов спортивно-тренировочной деятельности названные специалисты могут по ожидаемому напряжению адаптивных систем самостоятельно относить их к следующим категориям:

• 1-я категория - вызывающие слабо выраженное адаптивное напряжение физиологических систем организма,

• 2-я категория - вызывающие существенное напряжение адаптивных систем организма,

• 3-я категория - вызывающие сильное напряжение адаптивных систем,

• 4-я категория - вызывающие предельное напряжение адаптивных систем.

Критерии комплексной количественной оценки гигиенических условий среды осуществления спортивной деятельности, степени тяжести физических нагрузок, напряженности и режима деятельности приведены в таблице.

Расчет интегрального комплексного количественного показателя условий и характера физкультурно-спортивной деятельности, учитывающего эффекты сочетанного воздействия и взаимного потенцирования вызываемых ими

Исходные параметры для комплексной количественной характеристики условий спортивно-тренировочной деятельности

си

V. □ □

и

2 и

£ л а

ч—

ф о

(и и

а

с

га

^

о (и л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

1. Характеристика условий среды жизнедеятельности

Категории условий жизнедеятельности и ранговая значимость параметров

Показатели условий жизнедеятельности 1. Оптимальные, 1 балл 2. Допустимые, 2 балла 3. Вредные, 3 балла 4. Экстремальные, 4 балла

1. Температура воздушной среды, град.С Оптимальная по ГОСТ Допустимый по ГОСТ Неблагоприятная, отклонение от допустимого <15% Неблагоприятная, отклонение от допустимого >15%

2. Скорость движения воздуха, м/с <0,2 0,2<1,0 1,0<3,0 >3,0

3. Относительная влажность, % 60-70 40-60 <40 <25

4. Загрязнение воздуха биологическими агрессивными пылями < ПДК Превышение ПДК Превышение ПДК, но не более чем на 20% Превышение ПДК более чем на 20%

5. Освещенность, в люксах В соответствии с СН Уровни по СН менее чем на 25% Отклонения от 25 до 50% норм по СН Отклонения от СН более чем на 50%

6. Акустические колебания (шум), в дБа - Менее ПДУ Превышение ПДУ, но не более чем на 10 дБа Превышение ПДУ более чем на 10дБа

7. Механические колебания (вибрации в Гц) - Менее ПДУ Превышение ПДУ, но не более чем на 3 дБ Превышение ПДУ более чем На 3 дБ

8. Тепловое состояние среды Оптимальный по СН Допустимый по СН Превышение ПДУ до 10 раз Превышение ПДУ более 10 раз

9. Геомагнитные возмущения в регионе (в эстредах) - Небольшие магнитные возмущения Сильные геомагнитные возмущения Сильные и частые перепады геомагнитных возмущений

10.Необходимость использования средств индивидуальной защиты - Использование легких средств защиты Использование прочных средств защиты отдельных частей тела (хоккей, бокс) Использование прочных средств защиты всех частей тела (мотогонки)

2. Характеристика тяжести физических усилий

Показатели тяжести физических усилий при спортивных тренировках Степень тяжести физических усилий и ранговая значимость параметров

Легкие усилия, 1 балл Усилия средней тяжести, 2 балла Тяжелые физические усилия, 3 балла Очень тяжелые усилия, 4 балла

1. Максимальный вес перемещаемого груза, кг <5 5-15 15-40 >40

2. Место деятельности с перемещениями в соотв. с процессом Стационарное Нестационарное с перемещениями менее 8 км Нестационарное с перемещениями от 8 до 15 км Нестационарное с перемещениями более 15 км

3. Необходимая поза в процессе спортивной деятельности(хок-кей, мотогонки, скелетон) Свободная Вынужденная, до 25% времени без значительных усилий Вынужденная, малоудобная, при периодических физических усилиях Вынужденная, физиологически неудобная, со значительными физическим напряжением

3. Характеристика психоэмоциональной напряженности деятельности

Показатели напряженности спортивной деятельности Степень напряженности деятельности и ранговая значимость параметров

Ненапряженная, 1 балл Малонапряженная, 2 балла Напряженная, 3 балла Очень напряженная, 4 балла

1. Уровень опасности для жизни и здоровья Минимальный Небольшой Значительный Большой

2. Внимание: число объектов наблюдения (спортивные командные игры, единоборства) 1 (1 соперник) 2-7(игроки спортивной команды) 8-14 (игроки своей команды и соперников) Более 15 (игроки своей команды и соперников)

3. Напряжение функций зрения (стрельба) Грубая и малоточная Точная Высокоточная Высокоточная с применением оптики

4. Объем долговременной памяти Помнить несложную инструкцию Помнить сложную инструкцию Помнить 2-4 сложные инструкции Помнить > 5 сложных инструкций

5. Интеллектуальное напряжение (спортивные игры, единоборства) Нет необходимости принятия решений Решение простых альтернативных задач Решение сложных задач в условиях дефицита времени Эвристическая деятельность в неповторяющихся ситуациях

4. Характеристика режима деятельности и отдыха

Показатели режима деятельности во время тренировочных циклов Степень напряженности деятельности и ранговая значимость параметров

1. Оптимальный, 1 балл 2. Допустимый, 2 балла 3. Вредный, 3 балла 4. Экстремальный, 4 балла

1. Максимальная длительность нагрузки, ч Менее 2 ч От 2 до 6 ч От 6 до 12 ч Более 12 ч

2. Наличие перерывов для отдыха Без ограничений При развитии утомления При сильном утомлении Деятельность без перерывов

в ПОИСКАХ нового ПРОРЫВА

II

физиологических и психофизиологических эффектов, проведены нами в соответствии со следующими правилами [4-6]:

1. Расчет по каждой группе показателей: условий жизнедеятельности среды (S), физической тяжести (Т), нервно-эмоциональной напряженности (Н) и режима деятельности (R) производится в баллах в соответствии с ранговой значимостью фактора для оцениваемого вида спорта по формуле:

S, T, H, R= (A1+A2+A3... AN)/n, (1)

где: A1, A2, A3 .AN - ранговая значимость показателя в баллах (определяется по общепринятым методикам), n - количество показателей, учтенных при расчетах.

2. Интегральный показатель условий спортивной деятельности и нагрузки (PN) вычисляется по формуле:

PN = S 2 + T 2 + H2 + R 2, (2)

где: S - гигиенические условия среды, усл. ед. T - показатели тяжести физической деятельности, усл. ед.

H - показатели нервно-эмоциональной напряженности, усл. ед.

R - показатели режима деятельности, усл. ед.

Показатели информативности предложенной методики оценки гигиенических условий, степени тяжести физических нагрузок и нервно-эмоциональной напряженности физкультурников и спортсменов при тренировочных занятиях в спортивных залах и на спортивных базах согласованы с действующими гигиеническими нормативными документами [7].

Проверка методики подтвердила высокую информативность получаемых данных по сравнительной оценке условий осуществления учебно-педагогического процесса в общеобразовательных и спортивно-ориентированных школах, в специализированных учебных заведениях, на спортивных базах, в летних спортивных лагерях.

Результаты проведенных исследований влияния условий физкультурно-спортивной деятельности на изменения функционального состояния и здоровья в соответствии с принятыми в мировой практике подходами, шкалой рисков любой деятельности, в том числе занятий различными видами спорта, подразделены нами на четыре зоны по значениям предложенного нами показателя комплексной количественной оценки условий физкультурно-спортивной деятельности:

• 1-я зона - область допустимого (в обычных условиях жизнедеятельности) риска ухудшения состояния здоровья на уровне постоянно сопутствующего деятельности человека в повседневной жизни - при интегральной оценке менее 1,8 усл. ед.;

• 2-я зона - область приемлемого (превышающего допустимый уровень в обычных условиях) риска ухудшения состояния здоровья (например: парашютный спорт, мотогонки и т. п.) - при интегральной оценке от 1,8 до 2,4 усл. ед.;

• 3-я зона - область предельно допустимого риска ухудшения состояния здоровья при деятельности со значительной угрозой для личной безопасности и здоровья (например: бокс, спортивные единоборства) - при интегральной оценке от 2,5 до 5,0 усл. ед.;

• 4 зона - область высокого риска при деятельности с высокой степенью угрозы для личного здоровья и безопасности (экстремальные виды спорта) - при интегральной оценке более 5,0 усл. ед. Таким образом, предлагаемая нами методика комплексной количественной оценки условий физкультурно-спортивной деятельности даёт возможность с достаточной степенью информативности в виде конкретных цифровых значений определять зоны риска для здоровья занимающихся от минимальных (1,8 усл. ед.) до значительно выраженных (5,0 усл. ед.).

Вывод. Универсальность представленной комплексной количественной оценки гигиенических условий и режимов спортивно-тренировочной деятельности, информативность этой методики позволяют рекомендовать использование данного интегрального показателя в спортивной практике.

Литература

1. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

2. Коваль В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 320 с.

3. Курс лекций по спортивной медицине: учеб. пособие / под ред. А.В. Смоленского. - М.: Физическая культура. 2011. - 280 с.

4. Овчинников Н.Д. Функциональные нагрузки на организм спасателей в чрезвычайных ситуациях / Н.Д. Овчинников // Комплексная безопасность. Новые горизонты. Тезисы междунар. науч.-практ. конф. МЧС. 2011 г. - С. 78-80.

5. Овчинников Н.Д. Воспитание деятельностных навыков спасателя у курсантов высшего учебного заведения МЧС / Н.Д. Овчинников, В.И. Егозина // Сб. тр. «Проблемы и перспективы развития физического воспитания студентов». МГСУ, октябрь 2011 г. - С. 145-148.

6. Основы психофизиологии экстремальной деятельности / Под ред. докт. пед. наук, проф. А.Н. Блеера. - М.: Анита Пресс, 2006. - 380 с.

7. Полиевский С.А. Общая и специальная гигиена: учебник / С.А. По-лиевский, А.Н. Шафранская. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 304 с.

8. Психофизиология. - СПб.: Питер. 2007 - 464 с.

References

1. Weinbaum, J.S. Hygiene of physical education and sport: textbook for students of institutions of higher prof. education / J.S. Weinbaum, V.I. Koval', T.A. Rodionova. - 2nd ed., rev. - Moscow: Academia, 2003. - 240 P. (In Russian)

2. Koval', V.I. Hygiene of physical education and sport: textbook for students of institutions of higher prof. education / V.I. Koval', T.A. Rodionova. -2nd ed. rev. - Moscow: Academia, 2013. - 320 P. (In Russian)

3. Lectures on sports medicine: study guide / Ed. by A.V. Smolensky. -Moscow: Fizicheskaya kul'tura. 2011. - 280 P. (In Russian)

4. Ovchinnikov, N.D. Functional body loadings of rescuers in emergencies / N.D. Ovchinnikov // Complex security. New Horizons. Book of abstracts of internat. theor.-pract. conf. of EMERCOM. 2011. - P. 78-80. (In Russian)

5. Ovchinnikov, N.D. Training activity skills of a lifeguard in cadets of higher educational institution EMERCOM / N.D. Ovchinnikov, V.I. Egozina // Collected researches "The problems and perspectives of development of students' physical culture". MSSU, October 2011. - P. 145-148. (In Russian)

6. The basics of psychophysiology of extreme activity / Ed. by prof., Dr.Hab. A.N. Bleer. - Moscow: Anita Press, 2006, 380 P. (In Russian)

7. Polievsky, S.A. General and specific hygiene: textbook / S.A. Polievsky, A.N. Shafranskaya. - Moscow: Academia, 2009. - 304 P. (In Russian)

8. Psychophysiology. - St.Petersburg: Piter. 2007 - 464 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

ondiz@mail.ru

Поступила в редакцию 10.01.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.