Белых Елена Владимировна, канд. пед. наук, декан, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Матвеева Татьяна Валерьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Самарина Яна Вячеславовна, преп., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
RATIONALE FOR HEALTH IMPACT ASSESSMENT FOR STUDENTS WATER AEROBICS
SPECIAL MEDICAL GROUPS
E. V. Belykh, T. V. Matveeva, J. V. Samarina
As part of the present work shows the results of implementation of the learning process in aqua aerobics classes for students of special medical group. The paper deals with the problem of the health of students, data morphological features and functionalities of the studied population.
Key words: health-enhancing physical culture, water aerobics, a special medical
team.
Belykh Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, dean, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Matveeva Tatyana Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Samarina Jano, Vyacheslavovna, teacher, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.015
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
И ХАРАКТЕРА НАГРУЗОК НА ОРГАНИЗМ УЧАЩИХСЯ
С.И. Г орбунов, Д.Н. Овчинников
Разработана методика комплексной количественной характеристики гигиенических условий и характера нагрузок на организм учащихся средних общеобразовательных и спортивно-ориентированных школ, профессиональных колледжей. Методика может быть использована для оценки учебных нагрузок на детей и подростков для сопоставления с данными физиологических и психофизиологических исследований.
Ключевые слова: комплексная гигиеническая оценка условий обучения,
оптимизация нагрузок на организм учащихся при занятиях физической культурой и обучении профессиональным навыкам.
Оптимизация учебного процесса в спортивно-ориентированных школах и колледжах требует проведения комплексных количественных оценок условий учебной среды и характера физкультурно-спортивной
деятельности с последующим определением степени адаптивного напряжения и функциональных резервов организма учащихся.
К числу важнейших факторов, определяющих степень напряжения физиологических механизмов адаптации у детей и подростков, могут быть отнесены следующие:
- во-первых, превышение гигиенических параметров среды жизнедеятельности установленных нормативных пределов, предельно допустимого уровня и концентрации;
- во-вторых: необходимость для обеспечения эффективной
спортивно-тренировочной деятельности значительных физических усилий и психоэмоциональной мобилизации, требующих повышенного напряжения функциональных систем организма [4, 5].
Все показатели, характеризующие гигиенические аспекты условий обучения детей и подростков, в интересах последующего анализа объединены в 4 группы и в зависимости от выраженности учитываемых ими факторов подразделены на 4 категории.
В первую группу включены показатели гигиенических условий обучения. По качественным показателям величины создаваемой для адаптационно-компенсаторных систем организма нагрузки гигиенические условия среды подразделены на оптимальные, допустимые, вредные и экстремальные.
К оптимальным отнесены такие условия среды, при которых воздействие факторов не вызывает неприятных субъективных ощущений, заметного напряжения гомеостатических механизмов регуляции и позволяет поддерживать необходимый уровень функциональной активности на протяжении долгого периода времени.
К допустимым относятся такие условия, которые, вызывая некоторое напряжение гомеостатических механизмом регуляции, не сопровождаются значительным снижением физической работоспособности человека.
К разряду вредных отнесены такие условия, при которых выраженность факторов превышает уровни, регламентируемые действующими санитарными нормативами, приводит к ухудшению самочувствия, значительному напряжению гомеостатических механизмов регулирования, а также к возможному развитию патологических процессов.
К экстремальным относятся такие условия, при которых отмечается предельное напряжение гомеостатических механизмов в сочетании с повышенной угрозой для здоровья и жизни спортсменов.
Во второй группе объединены показатели физической тяжести деятельности. По качественному критерию физические нагрузки, создающие напряжение в основном для опорно-двигательного аппарата и вегетативных систем жизнеобеспечения, подразделены на легкие, средней тяжести, тяжелые и очень тяжелые.
К разряду легкой по физической тяжести деятельности отнесена такая, которая может быть выполнена при оптимальном физическом усилии и не требует серьезной мобилизации физиологических систем адаптации.
К деятельности средней степени тяжести относится такая, для выполнения которой требуется серьезное напряжение опорно-
двигательного аппарата и вегетативных систем жизнеобеспечения.
К разряду тяжелой физической деятельности относится такая, при которой нагрузки на опорно-двигательный аппарат и вегетативные системы жизнеобеспечения приближается к физиологическим пределам.
К разряду очень тяжелой деятельности относится такая, при которой нагрузки на опорно-мышечный аппарат и вегетативные системы жизнеобеспечения требуют предельного напряжения адаптивных систем организма.
В третьей группе показателей объединены показатели
психоэмоциональной напряженности деятельности. По критерию степени нагрузки, приходящейся в основном на анализаторные и высшие
психические функции центральной нервной системы (внимание, память, эмоциональную сферу), деятельность подразделяется на ненапряженную, мало напряженную, напряженную и очень напряженную.
К разряду ненапряженной деятельности относится такая, которая характеризуется невысокой нагрузкой на анализаторные и высшие
психические функции центральной нервной системы.
К разряду мало напряженной деятельности относится такая, которая характеризуется умеренной нагрузкой на анализаторные функции
центральной нервной системы, вовлечением в процесс оперативной памяти и внимания.
К напряженной деятельности относится такая, которая характеризуется значительной загрузкой всех важнейших психических и анализаторных функций, а также вовлечением эмоциональной сферы.
К разряду очень напряженной деятельности относится такая, которая характеризуется большой психоэмоциональной нагрузкой, связанной с угрозой для жизни и здоровья, повышенной личной ответственностью и выраженными отрицательными эмоциями в ходе спортивных соревнований.
В четвертой группе показателей объединены показатели режима профессиональной деятельности. По критерию соответствия интенсивности нагрузок физиологическим закономерностям функциональной активности условия деятельности подразделены на оптимальные, допустимые, неблагоприятные и очень неблагоприятные.
К разряду оптимального отнесен такой режим деятельности, при котором не требуется перестройки естественной ритмики физиологических
функций, а необходимый уровень работоспособности обеспечивается при умеренном повышении функциональной активности.
К разряду допустимого отнесен такой режим работы, при котором требуется существенное напряжение адаптационно-компенсаторных систем организма.
К разряду неблагоприятного отнесен такой режим деятельности, при котором для достижения установленного уровня необходимо серьезное напряжение адаптационно-компенсаторных систем с мобилизацией функциональных резервов организма.
К разряду очень неблагоприятного отнесен такой режим деятельности, при котором ее осуществление сопровождается развитием явлений десинхроноза физиологических функций и неполным восстановлением функциональных резервов организма.
При разработке использовали критерии, уточненные в ходе гигиенических, физиологических, психофизиологических и эргономических исследований различных научно-исследовательских организаций и опубликованные в ряде работ [1, 2].
В соответствии с изложенными выше основными градациями нормирования выявляемым в ходе исследования фактическим параметрам гигиенических условий физкультурно-спортивной деятельности присваивали то или иное ранговое значение (табл. 1.).
Таблица 1
Исходные параметры для комплексной количественной характеристики условий жизнедеятельности при различных видах и формах организации учебно-практического процесса
1. Характеристика условий среды жизнедеятельности
Показатели условий жизнедеятель- ности Категории условий жизнедеятельности и ранговая значимость параметров (в баллах)
1. Оптимальные 2. Допустимые 3. Вредные 4. Экстремальные
1 балл 2 балла 3 балла 4 балла
1 2 3 4 5
1. Температура воздушной среды, град. С Оптимальная по ГОСТ Допустимая по ГОСТ Неблагоприятная, отклон. от допуст. < 15 % Неблагоприятная, отклон. от допуст. > 15 %
2. Скорость движения воздуха, м/с < 0,2 0,2 < 1,0 1,0 < 3,0 > 3,0
3. Относительная влажность, % 60-70 % 40-60 % < 40 % < 25 %
4. Загрязнение воздуха биолог. агрессивными пылями < ПДК превышение ПДК превышение ПДК, но не более чем на 20 % превышение ПДК более чем на 20 %
1 2 3 4 5
5. Освещенность В соотв. с СН Уровни по СН менее чем на 25 % Отклонения от 25 до 50% норм по СН Отклонения от СН более чем на 50%
6. Акустические колебания (шум) Менее ПДУ превышение ПДУ, но не более чем на 10 дБа превышение ПДУ более чем на 10 дБа
7. Механические колебания (вибрации) Менее ПДУ превышение ПДУ, но не более чем на 3 дБ превышение ПДУ более чем на 3 дБ
8. Инфракрасное излучение Оптимальный по СН Допустимый по СН превышение ПДУ до 10 раз превышение ПДУ более 10 раз
9. Электромагнитные поля превышение ПДК превышение ПДК превышение ПДК, но не более чем на 50 % превышение ПДК более чем на 50 %
10. Необходимость использования средств индивидуальной защиты Используются менее 20 % рабочего времени Используются менее 50 % рабочего времени Постоянное использование комплекта СИЗ
2. Характеристика тяжести физических усилий
Показатели тяжести физических усилий Степень тяжести физических усилий и ранговая значимость параметров (в баллах)
Легкие усилия Усилия средней тяжести Тяжелые физич. усилия Очень тяжелые усилия
1 балл 2 балла 3 балла 4 балла
1. Максимальный вес перемещаемого груза, кг < 5 5-15 15-40 > 40
2. Место деятельности с перемещениями в соотв. с процессом Стационар- ное Нестационарное с перемещениями < 8 км Нестационарное с перемещениями 8 < 15 км Нестационарное с перемещениями > 15 км
3. Необходимая поза свободная до 50 % времени в позе стоя, до 25 % -внаклон до 50% времени внаклон, на коленях, на корточках более 50 % времени в неудобной позе: лежа, на коленях, внаклон
3. Характеристика психоэмоциональной напряженности деятельности
Показатели напряженности труда Степень напряженности деятельности и ранговая значимость параметров, в баллах
Ненепря- женная Малонапря- женная Напряженная деятельность Очень напря- женная
1 балл 2 балла 3 балла 4 балла
1 2 3 4 5
1. Уровень опасности для жизни и здоровья Минималь- ный Небольшой Значительный Большой
2. Внимание: число объектов наблюдения < 5 5-10 10-25 > 25
3. Напряжение функций зрения Грубая и малоточная Точная Высокоточная Высокоточная с применением оптики
4. Объем долговременной памяти Помнить не сложную инструкцию Помнить сложную инструкцию Помнить 2 сложные инструкции Помнить > 5 сложных инструкций
5.Интеллектуальное напряжение Нет необходимости принятия решений Решение простых альтернативных задач Решение сложных задач в условиях дефицита времени Эврист. деятельность в неповторяющихся ситуациях
4. Характеристика режима деятельности и отдыха
Показатели режима деятельности Степень напряженности деятельности и ранговая значимость параметров, в баллах
1. Оптимальный 2. Допустимый 3. Вредный 4. Экстремальный
1 балл 2 балла 3 балла 4 балла
1. Максимальная длительность нагрузки, час Менее 8 От 2 до 6 От 6 до 12 Более 12
2.Наличие перерывов для отдыха Без ограничений При развитии утомления При сильном утомлении Деятельность без перерывов и без права сна
Примечание: ПДК - предельно допустимая концентрация; ПДУ - предельно
допустимый уровень; СН - санитарные нормы; СИЗ - средства индивидуальной защиты.
Расчет количественных показателей условий и характера деятельности производится в соответствии со следующими правилами:
1. Расчет по каждой группе показателей: условий жизнедеятельности среды ^), физической тяжести (Т), нервно-эмоциональной напряженности (Н) и режима деятельности (Я) производится в баллах в соответствии с ранговой значимостью фактора для оцениваемой профессии по формуле:
S, T, Я, К= (A1+A2+A3... AN )/п, где: (1)
А1, А2, А3,... AN - ранговая значимость показателя в баллах (определяется по общепринятым методикам); п - количество учтенных при расчетах показателей.
2. Интегральный показатель условий жизнедеятельности и нагрузки (Р^ вычисляется по формуле:
PN = S2 + ^ ^ + R2, где: (2)
S - гигиенические условия среды, усл. ед.;
T - показатель физической тяжести деятельности, усл. ед.;
H - показатель нервно-эмоциональной напряженности, усл. ед.;
R - показатель режима деятельности, усл. ед.
Сравнительная оценка гигиенических условий, степени тяжести физических нагрузок и нервно-эмоциональной напряженности учебных занятий в классах, физических нагрузок в спортивных залах и спортплощадках в общеобразовательных школах и специализированном пожарно-спасательном колледже проведены нами в соответствии с принятыми гигиеническими нормативами [1].
Результаты сравнительной оценки условий осуществления учебнопедагогического процесса в общеобразовательных школах, в пожарноспасательном колледже и характеристика реальных условий профессиональной деятельности спасателей представлены в табл. 2.
Таблица 2
Данные сравнительного анализа условий учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях и в Техническом
пожарно-спасательном колледже
Показатели условий учебно-воспитательного процесса В общеобразовательных школах В пожарноспасательно м колледже Реальные условия ЭС и ЧС
В классе На уроке физ. культуры На спец. занятиях
1. Гигиен. условия среды, усл. ед. 1,0 1,0 1,3 2,5
2. Физическая тяжесть, усл. ед. 1,0 2,0 2,6 3,0
3. Напряженность, усл. ед. 1,0 1,2 2,2 3,5
4. Режим деятельности, усл. ед. 1,0 1,0 1,5 2,5
Интеграл. нагрузка, усл. ед. 1,0 1,86 3,88 8,44
Примечание: ЭС - экстремальная ситуация; ЧС - чрезвычайная ситуация.
Как видно из данных табл. 2, нагрузка на адаптивные системы организма учащихся общеобразовательных школ при занятиях в классах может быть расценена как оптимальная и безопасная для детей и подростков всех возрастов.
Физические нагрузки и уровень психоэмоционального напряжения при занятиях в спортивных залах и на спортивных площадках также могут быть расценены как допустимые и безопасные для практически здоровых
детей и подростков. Условия занятий в классах общеобразовательных учебных заведениях соответствуют физиологически обоснованным гигиеническим нормам и их можно признать оптимальными для юношей 15-18 лет, обеспечивающими комфортные условия жизнедеятельности. При этом на занятиях физической культурой в спортивных залах и на открытых площадках условия и нагрузки на курсантов по параметрам физических нагрузок (1,86 усл. ед.) являются также оптимальными, тренирующими адаптивные системы и допустимыми для организма 15-17летних учащихся [2, 5].
Анализ учебно-образовательных нагрузок на организм подростков и юношей, занимающихся в пожарно-спасательном колледже, существенно отличаются от таковых для подростков, учащихся в общеобразовательных школах. Условия практической деятельности юношей, обучающихся в колледже навыкам профессиональных спасателей, и отличия заключаются в следующем:
1. юношам на учебной площадке приходится выполнять упражнения по отработке профессиональных навыков с закрепленными за спиной тяжелыми баллонами со сжатым воздухом и кислородом;
2. необходимо преодолевать полосу препятствий в защитном респираторе и противогазе для защиты органов дыхания от продуктов вредных и опасных продуктов сгорания различных материалов;
3. дымозащитный респиратор существенно ограничивает обзор рабочего пространства, поиск возможного пострадавшего и определение путей выхода из опасной зоны;
4. в классе значительная нагрузка на психоэмоциональную сферу юношей, обусловленная информацией о возможности возникновения различных экстремальных и чрезвычайных ситуаций (ЧС);
5. необходимо запомнить значительный объем жизненно важной для обеспечения собственной безопасности и спасения пострадавших в ЧС людей информации;
6. несмотря на условность моделирования сложной обстановки ЧС учащийся осознает повышенный уровень личной опасности при преодолении полосы препятствий [1, 2].
Можно констатировать, что гигиеническая, физическая и психофизиологическая нагрузки на организм подростков и юношей, проходящих учебную подготовку в классах и на учебной площадке по программе спасателей, существенно (примерно в 2 раза) выше, чем таковая при осуществлении учебного процесса в общеобразовательных школах. Наши исследования подтверждают допустимость таких физических и психофизиологических нагрузок.
Учитывая, что юношей необходимо подготовить к работе в качестве профессиональных спасателей с общей нагрузкой на уровне примерно 8,8 усл. ед., со значительными физическими нагрузками и высокой нервно-
эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности особое внимание необходимо уделять физической и психофизиологической тренировке адаптивных систем организма.
Результаты оценки условий и параметров физических и психоэмоциональных нагрузок с учетом необходимости подготовки к предстоящей профессиональной деятельности с нагрузками на уровне 8 усл. ед. и более дают основания прийти к заключению, что подготовку профессиональных спасателей необходимо осуществлять в особых режимах, учитывающих возрастные особенности и реакции организма на значительные физические и психоэмоциональные нагрузки, развивая у них стрессоустойчивость к предельным физическим и психоэмоциональным нагрузкам.
Список литературы
1. Овчинников Н.Д. Функциональные нагрузки на организм спасателей в чрезвычайных ситуациях // Комплексная безопасность. Новые горизонты: тез. межд. науч.-практ. конф. МЧС. 2011. С. 78-80.
2. Овчинников Н.Д., Егозина В.И. Воспитание деятельностных навыков спасателя у курсантов высшего учебного заведения МЧС // Проблемы и перспективы развития физического воспитания студентов: сб. трудов, 2011. С. 145-148.
3. Основы психофизиологии экстремальной деятельности / под ред. А.Н. Блеера. М.: Анита Пресс, 2006. 380 с.
4. Покровский А.В. Физиология человека. М.: Медицина, 2007.
5. Психофизиология. СПб.: Питер, 2007. 464 с.
6. Судаков К.В. Нормальная физиология. М.: МИА, 2006.
7. Физиология человека / под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1996. 238 с.
Горбунов Станислав Игоревич, аспирант, [email protected], Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,
Овчинников Дмитрий Николаевич, аспирант, [email protected], Россия, Москва, Московский городской педагогический университет
COMPARATIVE ASSESSMENT OF HYGIENIC CONDITIONS AND CHARACTER OF LOADS OF THE ORGANISM OF PUPILS
S.I. Gorbunov, D.N. Ovchinnikov
The technique of the complex quantitative characteristic of hygienic conditions and character of loads of an organism of pupils of the high comprehensive and sports focused schools and professional colleges is developed. The technique can be used for an assessment of academic loads on children and teenagers for comparison to data of physiological and psychophysiological researches.
Key words: complex hygienic assessment of conditions of training, optimization of loads of an organism ofpupils at occupations by physical culture and training in professional skills.
Gorbunov Stanislav Igorevich, graduate student, [email protected], Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University,
Ovchinnikov Dmitry Nikolaevich, graduate student, [email protected], Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University
УДК 796.075
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧАСТНИКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
М.В. Грязев, С.А. Архипова
В рамках разработки научно-методического подхода к формированию и реализации целевых программ развития физической культуры и спорта представлен материал, отражающий дифференцированное информационное обеспечение участников реализации программы на основе учета их интересов, что позволяет обеспечить эффективность её реализации.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, целевая программа, участники системы управления, интересы, информация, информационное обеспечение.
Одной из целей региональных и муниципальных органов власти и управления является повышение результативности и эффективности целевых программ развития физической культуры и спорта как инструмента решения крупных социально-экономических проблем -сбережения нации и накопления человеческого потенциала.
Однако отсутствие информационного обеспечения целевых программ порождает слабую проработанность системы поддержки управленческих решений как для органов управления физической культурой и спортом, так и для всех физкультурно-спортивных организаций в целом и, как следствие, отсутствие системы управления реализацией программ развития физической культуры и спорта. Кроме того, без системы информационного обеспечения программ расчет затрат на их реализацию представляет собой процесс неэффективного финансирования, что влечет за собой неверные расчеты объемов материально-технического обеспечения и численности кадрового состава. Следовательно, информационное обеспечение является основой реализации программ развития физической культуры и спорта [2, 3].