УДК 159.98.015 С.В. Духновский
Курганский государственный университет
комплексная диагностика в рамках профилактики дисгармонии
межличностных
отношений субъектов
образовательного
процесса
Аннотация. В статье раскрываются особенности использования профессиональной психологической диагностики в рамках профилактики дисгармонии межличностных отношений. Показано, что на основании результатов тестирования определяются проблемные зоны в отношениях, являющиеся местом приложения психологического воздействия для профилактики дисгармонии отношений в рамках образовательного процесса.
Ключевые слова: психологическая диагностика, дисгармония, межличностные отношения, профилактика, субъекты образовательного процесса.
S.V. Dukhnovsky Kurgan State University
comprehensive diagnostics in the framework of preventing disharmony in interpersonal relationships of the subjects of educational process
Abstract. The article reveals the patterns of the use of professional psychological diagnostics for the purpose of preventing disharmony in interpersonal relationship. It is shown that on the basis of the test results the problem areas in the relationship can be identified, and become the focus for applying psychological measures in order to prevent relationship disharmony within the educational process.
Keywords: psychological diagnostics, disharmony, interpersonal relationship, prevention, subjects of the educational process.
Субъекты образовательного процесса - дети разного возраста, их родители, педагоги и другие -включены в межличностное взаимодействие, постоя н н о об щаются д руг с друго м , и между н и ми
складываются определенные межличностные отношения. Таким образом, в рамках психологической службы образования имеется потребность в надежном психологическом инструментарии для комплексной диагностики гармоничности - дисгармоничности межличностных отношений, результаты которой могли бы быть использованы для профилактики этого явления в образовательной среде.
Проведенный обзор психодиагностических методик и проективных техник [3], которые можно применять для диагностики гармоничности - дисгармоничности отношений, показал, что это явление в полной мере отражено в очень ограниченном количестве методик. Часть методик «устарела», а в ряде методик отсутствует психометрические характеристики, что существенным образом отражается на надежности получаемых с их помощью данных. Все это отражается на качестве и надежности получаемых результатов.
Таким образом, перед нами встала проблема создания психодиагностического инструментария для диагностики гармонии и дисгармонии отношений субъектов образовательного процесса, обусловленной дистанцией между ними, который отвечает основным требованиям, предьявляемым к психологическим тестам. Для решения этой проблемы нами был разработан комплекс методик:
- опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» «СОМО» [3]. Назначение методики - определение напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессивности как индикаторов дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса;
- опросник «Определение социально-психологической дистанции» «СПД» [3]. Назначение методики - оценка степени близости (отдаленности), между взаимодействующими субъектами, обусловленной пониманием, доверием, положительным чувственным тоном и характером совместной деятельности в межличностных отношениях;
- опросник «Шкала субъективного переживания одиночества» «СПО» [3]. Основным назначением шкалы является определение степени переживания одиночества, являющегося индикатором близости - отдаленности между субъектами отношений и, соответственно, показателем гармоничности - дисгармоничности их межличностных отношений;
- анкеты «Причины неудовлетворенности межличностными отношениями» и «Межличностная дистанция» [3].
В дополнение к указанным выше в рамках профилактики дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса правомерно использовать и другие психодиагностические методики, прошедшие психометрическую проверку и стандартизацию.
Одной из проблем, встающих при проведении комплексной диагностики в рамках профилактики д и сга р м о н и и м ежл и ч н о ст н ых отнош е н и й субъек-
51
тов образовательного процесса, является качество интерпретации диагностических данных. Об этом речь пойдет ниже.
Н.А. Батурин, Н.Н. Мельникова предлагают использовать три принципа, обеспечивающие качество интерпретаций и валидность диагностических отчетов [1]: ориентацию на конкретные практические цели; соблюдение границ содержания; опору на эмпирические данные, полученные в ходе психометрической проверки методики.
1 Ориентация на конкретные практические цели. Полученная с помощью тестов информация нужна для конкретных практических задач. «Разные практические цели предполагают разные стратегии анализа результатов и разные формы диагностических отчетов» [1, 14]. В нашем случае это ранняя диагностика, целью которой является профилактика дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса: отношений «педагог - ученик», «педагог - родитель ученика», «родитель - ребенок».
2 Соблюдение границ содержания. «Смысл этого принципа заключается в том, что интерпретации не должны выходить за границы того содержания, которое изначально заложено в тест» [1, 15]. Это необходимо для того, чтобы другие исследователи избежали «вольной трактовки результатов и разворота контекста в субъективно интересующую пользователя или удобную для заказчика» [1, 15].
3 Опора на эмпирические данные, полученные в ходе психометрической проверки методики. Это будет способствовать тому, чтобы пользователь методик не смог (не стал) вносить в интерпретацию того содержания, которое не подтверждено эмпирически.
Завершающим этапом использования методик, входящих в «Комплексную диагностику» в целях ранней профилактики дисгармоничности межличностных отношений, является составление диагностического отчета. Как указывают Н.А. Батурин, Н.Н. Мельникова, «главное назначение отчета - корректно донести информацию о результатах тестирования заинтересованной в этом группе лиц. При этом отчет должен быть, с одной стороны, информативным и полезным для практики, а с другой - легким для восприятия» [1, 23].
Диагностический отчет должен содержать описание результатов тестирования, а также практические рекомендации, что уже априори предполагает качественную подготовку как в области психодиагностики, так и в области психологии отношений. Это будет обеспечивать более качественную диагностику для профилактики дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса.
На основании полученных эмпирических данных [4; 5; 6; 7; 8 и др.] нами была разработана модель профилактики дисгармонии межличностных отно ше н и й , кото рую п ра во м е рн о и спол ьзоват ь в 52
рамках психологического сопровождения субъектов образовательного процесса.
Цель психологического сопровождения заключается в организации сотрудничества с субъектами образовательного процесса, направленного на их самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой межличностных отношений.
Психолого-педагогическая профилактика -это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей [9; 10].
Общими задачами профилактики дисгармонии межличностных отношений являются:
1 Определение «актуального состояния» межличностных отношений субъектов образовательного процесса.
2 Выявление существующих проблем в межличностных отношениях субъектов образовательного процесса.
3 Выявление в рамках образовательного процесса ситуаций, несущих в себе реальную или потенциальную угрозу гармоничности отношений субъектов образовательного процесса.
4 Предупреждение дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса.
5 Предотвращение дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса.
6 Преодоление дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса.
Модель профилактики, представленная на рисунке 1, состоит из трех частей: диагностической, консультативной и развивающе-коррекци-онной (психологической помощи субъектам образовательного процесса). Представленную модель правомерно использовать в рамках первичной профилактики (предполагает заботу о психологическом здоровье и выявление личностных ресурсов субъектов отношений); вторичной профилактики (раннее выявление трудностей и проблем в межличностных отношениях); третичной профилактики (психологическая помощь субъектам образовательного процесса - психокоррекционная и психотерапевтическая - в преодолении дисгармонии отношений).
Диагностическая часть. Комплексная диагностика дисгармонии отношений субъектов образовательного процесса осуществляется по следующей схеме.
1 Запрос к психологу (психодиагносту) от субъекта (субъектов) образовательного процесса, обусловленный переживанием неудовлетворенности межличностными отношениями. В терминологии Э.Г. Эйдемиллера и соавторов это обозначено как феномен «тлеющей» неудовлетворенности, это плохо осознаваемая, относительная неудовлетворенность межличностными отношениями. Речь идет о ка ко й -то вто росте п е н н о й в объе ктивно м
Вестник КГУ, 2015. № 2
плане проблеме, которая разрастается до масштабов, серьезно снижающих удовлетворенность взаимоотношениями. С помощью этой проблемы и особенно резко преувеличенной её значимости индивид (в нашем случае это субъект образовательного процесса) получает возможность сам себе объяснить смутно ощущаемую им самим неудовлетворенность, вызываемую на самом деле не данной проблемой, а совокупностью взаимоотношений [13].
2 Выявление возможных «проблемных зон» - причин дисгармоничности отношений. Используется анкета: «Причины неудовлетворенности отношениями» «ПНО» и методика «Определение социально-психологической дистанции» «СПД». Особое внимание уделяется сравнению количественных показателей, получаемых по тому или иному параметру используемых психодиагностических методик в рамках каждой обследованной диады. При этом наиболее информативным является расхождение в получаемых количественных оценках. Именно это и будет «проблемной зоной» в межличностных отношениях субъектов образовательного процесса.
Консультативная часть. Основной целью является получение информации о формах, структуре, развитии межличностных отношений, а также роли социально-психологической поддержки в установлении и поддержании гармонии в них. В конечном счете это приведет к более полному осознанию и пониманию «проблемных зон» в своих отношениях субъектами образовательного процесса. Основная цель консультирования - предотвращение, т.е. устранение реальных (актуальных) и потенциальных (возможных) факторов риска возникновения дисгармонии межличностных отношений между субъектами образовательного процесса благодаря осознанию характера межличностных отношений, а также получению знаний об их формах, структуре и развитии.
Консультативная часть. Консультирование -процесс, при котором человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, от-
крыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, которые временно будут в роли его клиентов (Британская ассоциация консультирования). Задача консультанта заключается в том, чтобы дать клиенту возможность исследовать, обнаружить и прояснить источники и пути, которые позволят ему жить более плодотворно и двигаться в сторону лучшего самочувствия.
В консультировании имеет место три составляющие: до-верие;вера;знание.
1 До-верие. Человек доверяет еще до того, как что-то получит.
2 Вера во что-то. У человека есть установка на верование. Это преддверие знания.
3 Знание. Знающий не имеет веры. Знание -это приобретенный опыт.
Консультирование может осуществляться по следующей схеме [12].
1 Установление контакта профессионального консультирования.
2 Предоставление пациенту (клиенту) возможности выговориться. В ряди случаев люди, получившие возможность рассказать о своей проблеме, не прерываемые вопросами и советами, сами в процессе разговора начинают «видеть проблему и возможности её решения по-другому». Они могут остановить консультирование на этом этапе, будучи удовлетворенными его результатами.
3 Предоставление пациенту (клиенту) эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах его проблемной ситуации.
4 Совместное с пациентом (клиентом) переформулирование проблемы.
5 Заключение динамического контракта. Он включает в себя обсуждение организационных аспектов и доли ответственности пациента (клиента) и консультанта, выявление и коррекцию нереалистичных ожиданий пациента (клиента).
6 Формирование списка возможных решений проблемы. Консультант предлагает свой профессиональный и жизненный опыт только после того, как пациент (клиент) сформулировал 2-3 решения.
Рисунок 1 - Модель профилактики дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса
7 Выбор наиболее подходящего решения из созданного «списка решений» с точки зрения пациента (клиента).
8 Закрепление мотивации и планирование реализации намеченного решения. Оно может осуществляться прямой поддержкой либо парадоксально - «критикой и сомнениями» консультанта.
9 Завершение консультирования с предоставлением пациенту (клиенту) права повторного обращения при необходимости либо назначением катамнестической, поддерживающей встречи.
Приведем в качестве примера этапы часовой консультативной беседы, предложенные С.В. Петрушиным [11]. Коротко их можно описать следующим образом:
0 Клиенту назначается определенное время и обговариваются условия оплаты.
1 Создание психологом атмосферы доверия и безопасности для клиента (5-10 минут).
2 Формулировка проблемы клиентом. Необходимо, чтобы клиент не просто рассказал о себе, а сформулировал свою проблему и желаемый результат от консультации (5 минут).
3 Совместная работа по переформулировке обозначенной клиентом проблемы - в психологическую проблему. Обнаружение проблемы в субъективной реальности клиента (15 минут).
4 Осуществление психологического воздействия - помощь клиенту в изменении его субъективной реальности таким образом, чтобы проблема была решена (20-30 минут).
5 Выяснение степени удовлетворенности клиентом результатами консультации и обсуждение возможности дальнейшей психологической работы (5 минут).
Основная цель консультирования - предотвращение, т.е. устранение реальных (актуальных) и потенциальных (возможных) факторов риска возникновения дисгармонии отношений субъектов образовательного процесса.
Развивающе-коррекционная часть. Представляет собой преодоление, т.е. психологическую помощь, в том числе и самопомощь, по гармонизации межличностных отношений субъектов образовательного процесса. Помощь, которую должен оказывать психолог-консультант, предполагает активизацию внутренних ресурсов субъектов образовательного процесса для того, чтобы они сами могли справиться со своей проблемой, имеющейся в межличностных отношениях друг с другом.
Обобщая описанное, отметим, что в основе психологической помощи значительную роль играют сами субъекты образовательного процесса, психолог выступает при этом лишь в роли «катализатора». Соответственно психологическая помощь предполагает элемент самопомощи. Данная часть включает в себя следующие направления работы:
• Развитие «приближающих» личностных ха-рактерист и к субъекто в о б разовател ь н о го процес-54
са, способствующих установлению гармоничных отношений, и коррекция «отдаляющих» личностных характеристик.
• Развитие навыков гибкого построения дистанции субъектами образовательного процесса как основы гармонии отношений между ними.
• Развитие умений выстраивать межличностные отношения, в основе которых лежит доверие и понимание субъектами друг друга, благоприятный чувственный тон.
• Развитие у субъектов образовательного процесса навыков конструктивного взаимодействия в разных сферах: профессиональной, семейной, сфере увлечений, сфере общественной жизни и обучения, образования.
• Развитие субъектами образовательного процесса навыков прогнозирования возможных «проблемных» зон в отношениях.
• Повышение общей психологической культуры субъектов образовательного процесса - получение знаний в области психологии межличностных отношений; осознание своей роли и роли партнера в установлении и поддержании гармоничных отношений.
• Коррекция «интеракционной» зависимости и патологической созависимости субъектов образовательного процесса в случае её выявления в ходе ранней психологической диагностики.
Таким образом, гармонизация межличностных отношений субъектов образовательного процесса в рамках психологического сопровождения должна осуществляться системно - используя комплексную диагностику и профилактики, в основу которой положено предупреждение, предотвращение и преодоление трудностей и проблем в отношениях. Это в конечном счете приведет к психологическому здоровью и благополучию взаимодействующих субъектов, что, на наш взгляд, может позитивно отразиться на качестве образовательного процесса (обучения и воспитания).
Список литературы
1 Батурин Н. А. и др. Технология разработки тестов: часть IV//Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2010. -Вып. 11. - № 40 (216). - С.13-28.
2 Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: учебное пособие. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с.
3 Духновский С. В., Овчарова Р. В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса : монография. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 296 с.
4 Духновский С. В. Анализ межличностной дистанции как новый ресурс гармонизации отношений в системе «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - СТУДЕНТ» //Педагогическое образование России. - 2012. - №2 - С. 25-27.
5 Духновский С. В. Нарушение личного пространства как причина дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса // Научный информационно-ана-литическийжурнал «Образование и общество». - 2012. -
№ 3 (74). - С. 47-50.
6 Духновский С. В. Депривация потребностей как условие дисгармоничности отношений субъектов образовательного процесса // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 7. - С.63-66.
7 Духн о в скв й С. В . Личнв стны е д ет ермин ан ты в арм о-
Вестник КГУ, 2015. № 2
нии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия : «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2012. - Т.18, № 3. - С.110-113.
8 Духновский С. В. Самораскрытие как фактор гармоничности / дисгармоничности межличностных отношений субъектов образовательного процесса //Известия ВГПУ. Серия «Педагогические науки». - 2012. - № 7 (71). - С.110-112.
9 Овчарова Р. В. Практическая психология образования. -М. : Академия, 2005. - 448 с.
10 Овчарова Р. В. Технологии работы практического психолога образования : учебное пособие. - М. : Сфера ; Юрайт-М, 2001. - 448 с.
11 Петрушин С. В. Искусство быть вместе: любовь и переговоры. - СПб. : Речь, 2009. - 240 с.
12 Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб. : Питер, 2002. - 1024 с.
13 Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. и др. Семейный диагноз и семейная психотерапия : учебное пособие для врачей и психологов. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с.
УДК 159.99 З.А. Киреева
Курганский государственный университет
исследование взаимосвязи
стрессоустойчивости
личности и уровня физической активности
Аннотация. Статья посвящена результатам изучения взаимосвязи стрессоустойчивости личности и уровня ее физической активности. В работе исследованы две выборки испытуемых: занимающиеся спортом и не занимающиеся никакими видами физической активности. Проведено исследование уровня нервно-психической устойчивости испытуемых и дан сравнительный анализ полученных результатов. Данные работы позволяют формулировать рекомендации по профилактике стресса, основанные на включении человека в определенный контекст физической активности.
Ключевые слова: стрессоустойчивость, физическая активность, нервно-психическая устойчивость.
Z.A. Kireyeva Kurgan State University
the study of the relation between the resistance to stress and the physical activity level of the personality
Abstract. The article deals with the results of the study of the relation between the resistance to stress and the p h ys i cal acti vity l eve l of the pe rs o n a l ity. We
have investigated two samples of subjects: those involved in sports and the ones that are not engaged in any physical activity. The work presents the study of the psychological stability level of subjects and on the comparative analysis of the obtained results. These data allow us to define recommendations on stress prevention, based on the involvement of the person in a certain context of the physical activity.
Keywords: resistance to stress, physical activity, mental stability.
Современное общество живет в эпоху перемен, меркантилизма, постоянного развития, соперничества. Эта эпоха характеризуется высокой стрессогенностью и преодолением большого количества стресс-факторов.
Исследователями разных областей науки отмечается все возрастающий уровень стрессоген-ности жизни, в связи с чем становится актуальным изучение способов профилактики стресса.
В настоящее время люди все чаще стали заботиться о состоянии своего здоровья. Все популярнее становится пропаганда здорового образа жизни. Все чаще человек обращается к физической активности разного рода, дабы убежать от переживаний, стрессов, психологических нагрузок. Это позволяет рассматривать физические нагрузки как один из способов стрессопрофилактики.
В психологии стресс понимают как состояние психического напряжения, возникающего в ситуациях, труднопреодолимых для человека, несущих за собой перенапряжение и негативные эмоции [1]. Но не всегда это состояние несет в себе именно негатив. Стресс для человека может играть и положительную роль. Так, стресс может мотивировать человека к быстрой мобилизации своих сил, мгновенному принятию решений сложившейся проблемы. Именно он поддерживает активность систем всего организма на уровне нормы.
В психологической науке выделяют также и факторы, влияющие на развитие стресса. Например, Ю.В. Щербатых объединил следующие факторы:
- Врожденные способности организма и детский опыт. Психогенетические исследования показали, что реакция людей на какие-либо факторы на 30-40% зависят от генов, переданных их родителями, и на 60-70% от воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков, выработанных условных рефлексов и т.д. Также, если женщина во время беременности подвергалась стрессам, велика вероятность развития стресса у ребенка, как и наличие определенного детского опыта. Так, психотравмирующие переживания первых семи лет осложняют протекание стрессовых реакций на протяжении всей последующей жизни.
- Родительский сценарий. У каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения. Этот сценарий усваивается в детстве, ко гда род ител и , и сп ыт ы ва я ст ре ссы , ко н флистуют
55