Научная статья на тему 'Комплексная диагностика финансовой безопасности ПАО "Аэрофлот"'

Комплексная диагностика финансовой безопасности ПАО "Аэрофлот" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
FINANCIAL SECURITY OF THE COMPANY / FINANCIAL STABILITY / LIQUIDITY / SOLVENCY / BUSINESS ACTIVITY / PROFITABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перфильева В.В.

В данной статье рассмотрена проблематика, актуальность и необходимость обеспечения финансовой безопасности на предприятии. Для ее диагностики приведены основные группы индикативных показателей, характеризующих уровень обеспеченности финансовой безопасности и ее основных составляющих. С использованием данных индикаторов проведена комплексная оценка обеспеченности финансовой безопасности ПАО «Аэрофлот» за период 2011-2015 гг. и в последствии выявлены основные угрозы в финансовой сфере деятельности авиакомпании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная диагностика финансовой безопасности ПАО "Аэрофлот"»

УДК 658.15

Перфильева В. В., студентка специальности «Экономическая безопасность»

«Национальный исследовательский Мордовский государственный

университет им. Н.П. Огарёва»

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПАО «АЭРОФЛОТ»

Аннотация: В данной статье рассмотрена проблематика, актуальность и необходимость обеспечения финансовой безопасности на предприятии. Для ее диагностики приведены основные группы индикативных показателей, характеризующих уровень обеспеченности финансовой безопасности и ее основных составляющих. С использованием данных индикаторов проведена комплексная оценка обеспеченности финансовой безопасности ПАО «Аэрофлот» за период 2011-2015 гг. и в последствии выявлены основные угрозы в финансовой сфере деятельности авиакомпании.

Ключевые слова: финансовая безопасность предприятия, финансовая устойчивость, ликвидность, платежеспособность, деловая активность, рентабельность.

Perfilyeva V. V., student of the specialty «Economic Security», National Research Mordovian State University. N.P. Ogarev

COMPREHENSIVE DIAGNOSIS FINANCIAL SECURITY OF PJSC «AEROFLOT»

Abstract: This article deals with the problems, the urgency and the need to ensure the financial security of the company. For its diagnosis are the main group of performance indicators characterizing the level of financial security and the security of its main components. With a comprehensive assessment of the financial security

provision PJSC "Aeroflot" held using these indicators for the period 2011-2015 years and later identified the main threats to the financial sector airline operations.

Key words: financial security of the company, financial stability, liquidity, solvency, business activity, profitability.

В современной рыночной экономике каждое предприятие нацелено на успешное функционирование, развитие, повышение своей конкурентоспособности и получение достаточно хорошего результата от своей деятельности как с материальной точки зрения, так и с моральной.

Одной из наиболее важных проблем функционирования предприятия является его финансовая деятельность и финансовое состояние. Финансовое состояние предприятия отражает обеспеченность его финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, их целесообразное размещение и использование, платежеспособность, финансовую устойчивость, а также финансовые взаимоотношения с другими физическими и юридическими лицами. В свою очередь высокий уровень стратегического управления его финансовой деятельностью в значительной степени предопределяет эффективное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе, которое связано прежде всего с обеспечением высоких темпов его развития и повышения конкурентоспособности, что является важным для предприятия в условиях рыночной среды.

Поэтому обеспечение финансовой безопасности предприятия является одной из основополагающих задач управления предприятием.

Для оценки уровня финансовой безопасности на предприятии необходимо опираться на систему экономических индикативных показателей и их пороговых значений, которые отражают их предельно допустимые величины, превышение которых может привести к формированию отрицательных тенденций в финансовой системе предприятия, к возникновению и развитию угроз его финансовой безопасности, а также может послужить причиной

диспропорций в хозяйственной деятельности предприятия и привести к нарушению его развития в целом [7].

Основными показателями, отражающими уровень финансового потенциала предприятия, являются индикаторы, характеризующие ликвидность активов баланса, соотношение операционного и финансового рычагов, платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия [6].

Финансовая устойчивость предприятия предполагает такое состояние финансов, при котором предприятие способно стабильно развиваться, сохраняя свою финансовую безопасность в условиях дополнительного уровня риска [7].

Для оценки уровня финансовой устойчивости, как правило, используются коэффициент собственности или финансовой независимости (К ф.н.) (формула 1), коэффициент заемных средств или финансовой напряженности (К ф.напр) (формула 2), коэффициент заемных средств или плечо финансового рычага (К з) (формула 3).

К ф.н. = СК/ВБ, (1)

где СК - собственный капитал, ВБ - валюта баланса

К ф.напр- = Ж/КБ., (2)

где ЗК - заемный капитал

К з = ЗК/Ж (3)

Платежеспособность предприятия предполагает его способность в полном объеме и в установленные сроки рассчитываться по своим краткосрочным и долгосрочным обязательствам при помощи денежных средств и их эквивалентов, что является основой непрерывности воспроизводственного процесса, следовательно, и финансовой безопасности.

Также одним из условий обеспечения финансовой безопасности предприятия является его ликвидность. От степени ликвидности баланса предприятия зависит его платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и перспективу. Предприятие может быть платежеспособным на отчетную дату, но при этом иметь неблагоприятные возможности в будущем, и наоборот. Ликвидность

предполагает способность предприятия превращать свои активы в денежные средства без потери текущей стоимости для покрытия всех своих обязательств в условиях сложившейся конъюнктуры рынка.

Для оценки платёжеспособности и ликвидности предприятия используются такие показатели, как коэффициент абсолютной ликвидности (формула (4)), коэффициент критической ликвидности (формула (5)), коэффициент текущей ликвидности (формула (6)), коэффициент утраты платежеспособности (формула (7)), коэффициент восстановления платежеспособности (формула (8)).

(Денежные средства+Краткосрочные вложения) К ал' Краткосрочные обязательства (4)

Денежные средства+Краткосрочные финансовые вложения+

+Краткосрочная дебиторская задолженность

К кл' Краткосрочные обязательства (5)

Оборотные активы

К тл -----(6)

Краткосрочные обязательства

3

К1ф+3*(К1ф-К1н)

К у.п. =-1—-, (7)

где К1ф - фактическое значение (в конце отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности, К1н - значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчетного периода, 3 - период утраты платежеспособности предприятия в месяцах, Т - отчетный период в месяцах

К1ф+|*(К1ф-К1н)

К в.п. --1—-, (8)

где 6 - период восстановления платежеспособности в месяцах

Показатели деловой активности характеризуют текущую деятельность предприятия. Главным принципом является то, что чем меньше финансовых ресурсов замораживается в активах, тем более эффективно они используются, быстрее оборачиваются, приносят предприятию новые прибыли, обеспечивая высокий уровень финансовой устойчивости и экономической безопасности предприятия.

Для оценки деловой активности предприятия используют коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (формула (9)) и коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (формула (10)).

Выручка (нетто) Кодз Среднегодовая сумма дебиторской задолженности (9)

Себестоимость реализованной продукции

Кокз = 7-:- (10)

Среднегодовая стоимость кредиторской задолженности

Таким образом, для комплексной оценки обеспеченности финансовой безопасности ПАО «Аэрофлот» на основе официальной финансовой отчетности [3] целесообразно использовать приведенные выше показатели.

Сама группа «Аэрофлот» представляет собой современный авиационный холдинг, крупнейший авиаперевозчик России и один из лидеров европейского рынка авиаперевозок. Головной компанией Группы является ПАО «Аэрофлот». Группа «Аэрофлот» входит в число лидеров глобальной отрасли по качеству обслуживания пассажиров, что подтверждается высокими позициями в признанных мировых рейтингах. Одно из ключевых конкурентных преимуществ Группы — современный парк воздушных судов. Парк авиакомпании «Аэрофлот» является самым молодым в мире среди крупных авиаперевозчиков [2].

Одной из важных характеристик эффективности финансового управления предприятием является его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансов, при котором предприятие способно стабильно развиваться, сохраняя свою финансовую безопасность в условиях допустимого уровня риска.

Проанализируем финансовую устойчивость авиакомпании «Аэрофлот» за 2011-2015 гг. с помощью обозначенных показателей.

Согласно рис. 1 можно наблюдать незначительное увеличение значения Коэффициента финансовой независимости в течение 2011-2013 гг., а в последующие 2 года - снижение, что является неблагоприятной ситуацией для

финансовой устойчивости компании. К тому же стоит отметить то, что положительная ситуация наблюдалась только в 2013 г., когда значение данного показателя было выше порогового (не менее 0,5) (рис. 1). Таким образом можно отметить, что за данный период, не считая 2013 г., в авиакомпании доля активов покрывается больше за счет заемных средств, чем за счет собственных. А в 2015 г. в компании наблюдалось падение финансовой устойчивости, т.к. значение коэффициента финансовой независимости было почти в 2 раза ниже допустимой величины.

0,6

0,5 0,4 ---*б*44

0,3

» 0,26

0,2

0,1

0

2011 2012 2013 2014 2015

> Коэффицент финансовой независимости — — — Пороговое значение

Рисунок 1 - Изменение коэффициента финансовой независимости ПАО «Аэрофлот» за 2011-2015 гг.

Согласно значениям коэффициента финансовой напряженности можно увидеть, что значения за данный период (кроме 2015г.) приблизительно колебались в рамках порогового значения (не более 0,5), однако меньше него (что соответствует условиям финансовой безопасности) было значение только в 2013 г. (рис. 2). Это свидетельствует об увеличении доли заемных средств в валюте баланса, что является негативной тенденцией в области обеспечения финансовой устойчивости. В 2015 году наблюдается наиболее острая ситуация, которая вызвана резким увеличением долгосрочных и краткосрочных обязательств компании (рис. 3).

0,8 0,7

0,74

0,6

т пгг

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

0

2011 2012 2013 2014 2015

< Коэффицент финансовой напряженности — — — Пороговое значение

Рисунок 2 - Изменение коэффициента финансовой напряженности ПАО

«Аэрофлот» за 2011-2015 гг.

Рисунок 3 - Динамика долгосрочных и краткосрочных обязательств ПАО

«Аэрофлот» за 2011-2015 гг.

Наиболее приемлемые значения коэффициента заемных средств (плечо финансового рычага) наблюдались в 2011г. и 2013г. В остальные годы рассматриваемого периода значения данного индикатора превышали его пороговое значение (меньше 1), в особенности в 2015 г. - почти в 2,5 раза (рис.

4).

2,5 2 1,5

0,5 О

Рисунок 4 - Динамика показателя «Плечо финансового рычага» ПАО «Аэрофлот» за 2011-2015 гг.

Это объясняется превышением доли заемного капитала компании над его собственным (рис. 5), что отрицательно влияет на его финансовую устойчивость. Это может быть связано с использованием заёмных средств с целью увеличения размера операций, не имея на то достаточного собственного капитала. Данная ситуация наиболее ярко наблюдалась в 2015г., когда расходы на поддержание деятельности и перевозку пассажиров «Трансаэро» осенью-зимой составили 16,8 млрд руб.

160000000 140000000 120000000 100000000 80000000 60000000 40000000 20000000

0 2011 2012 2013 2014 2015

Заемный капитал 49859867 59999431 53276977 83667942 137200744

^^—Собственный капитал 46783172 46811977 56978324 68262279 49344061

Заемный капитал ^^—Собственный капитал

Рисунок 5 - Структура и динамика показателей капитала ПАО «Аэрофлот» за

2011-2015 гг.

Таким образом, исходя из проведенного анализа финансовой устойчивости с помощью трех соответствующих коэффициентов, можно сделать вывод о том, что финансовое состояние авиакомпании «Аэрофлот» не является абсолютно устойчивым, как мы предполагали ранее, в основном за данный период показатели хоть незначительно, но всё же превышали допустимые пределы, что не есть хорошо. В особенности отрицательное финансовое состояние наблюдается в 2015г., которое связано с резким ухудшением общей экономической ситуацией в экономике и стране в целом.

Для анализа ликвидности и платежеспособности авиакомпании целесообразно использовать показатели Коэффициент текущей ликвидности, Коэффициент восстановления платежеспособности и Коэффициент утраты платёжеспособности.

59651907

Ктл за 2011 г = = 1,88

2011 г 31 738 314

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

66 941 132

Ктл за 2012 г = 48 158 143 = 1,39

68 479 598

Ктл за 2013 г = = 1,77

2013 г 38 755 418

90 884 628

Ктл за 2014 г = 69 530 163 = 1,31

110 013 886

Кт л за 201 5 г = = 0,95

2015 г 115 999 774

Полученные значения в ходе расчета коэффициента текущей ликвидности компании в течение 5 лет получились меньше допустимого значения (2,0-2,5), что характеризует ее недостаточную способность погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счет своих оборотных средств. Особенно

негативная ситуация сложилась в 2015 г. в связи с резким увеличением краткосрочных обязательств компании.

Исходя из полученных результатов целесообразно оценить возможность утраты и восстановления платежеспособности авиакомпании на основе соответствующих коэффициентов.

Так, согласно значениям коэффициента восстановления платежеспособности за 2012-2015 гг., возможность восстановления нормальной текущей ликвидности компании в течение полугода можно увидеть только в 2013г (рис. 6). За остальные годы компания не имела такой возможности, что является негативной ситуацией для ее финансовой устойчивости и финансовой безопасности в целом. А значения коэффициента утраты платежеспособности, которые меньше его порогового значения, равного 1, свидетельствуют о наличии реальной угрозы для компании утратить свою платежеспособность на всем анализируемом периоде, в особенности в 2015 г. (рис. 6).

0,2 0

2012 2013 2014 2015

— • — пороговое значение

— |— коэффициент восстановления платежеспособности авиакомпании "Аэрофлот" Ш коэффициент утраты платежеспособности авиакомпании "Аэрофлот"

Рисунок 6 - Изменение коэффициентов утраты и восстановления платежеспособности ПАО «Аэрофлот» за 2012-2015 гг.

Таким образом, на основе проведенных расчетов можно сделать вывод о том, что ликвидность авиакомпании «Аэрофлот» находится в не совсем хорошем положении, в связи с чем степень ее платежеспособности также

остается недостаточной для обеспечения абсолютной финансовой устойчивости. В особенности плачевная ситуация наблюдалась в 2015 году, который характеризовался самыми низкими величинами рассчитанных показателей (намного ниже их допустимых значений).

Проанализировать результаты текущей деятельности предприятия можно с помощью показателей деловой активности, которые характеризуют эффективность использования ресурсов предприятия и степень их оборачиваемости, а также показателей прибыли и рентабельности (рис. 7):

Рисунок 7 - Сравнение индикаторов финансовой безопасности ПАО «Аэрофлот» с их пороговыми значениями за 2012-2015 гг.

Исходя из рис. 7, можно заметить, что наиболее благоприятным годом с точки зрения обеспечения финансовой безопасности предприятия был 2013г., т.к. большинство показателей были в зоне «стабильности» и выше.

Но всё же наиболее проблемным показателем в 2013г., как и в другие года анализируемого периода, был «Рентабельность продаж», который не выходил из зоны «критического риска», причина чего - недостаточно высокая прибыль от продаж относительно получаемой выручки. Данная ситуация может прямым образом влиять на развитие кризисных явлений, в связи с чем необходимо принятие определенных решений для постепенного устранения данной проблемы.

Также в течение 2012-2015 гг. в зоне «значительного риска» находились такие показатели финансовой безопасности предприятия, как «Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности» и «Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности». Данная ситуация для нормального финансового состояния компании также является неприемлемой.

Особенно напряженным годом для финансового состояния ПАО «Аэрофлот» стал 2015г. - почти все показатели находились в зоне «значительного риска», причиной чему в основном стала, как было сказано ранее, достаточно тяжелая политическая и экономическая ситуация, распространившаяся по всей Российской Федерации. Об этом также может напрямую свидетельствовать сложившаяся ситуация с чистой прибылью ПАО «Аэрофлот». Так, за весь рассматриваемый период в конце 2015г. впервые чистая прибыль ушла в убыток и составила -18 927 841 000 руб. (рис. 8).

Рисунок 8 - Динамика показателей чистой прибыли ПАО «Аэрофлот» за 20112015 гг. (тыс. руб.) [3]

Это является реальной угрозой финансовой устойчивости компании.

Таким образом, стоит отметить, что финансовой состояние ПАО «Аэрофлот» в течение анализируемого периода находилось на недостаточном уровне безопасности, в особенности это касается 2015г., т.к. финансовая устойчивость достаточно отклонена от абсолютного уровня.

Также причиной значительного ухудшения финансовой устойчивости ПАО «Аэрофлот» в 2015г. стала дестабилизация политической и экономической ситуации в 2015г. в Российской Федерации, которая серьезно пошатнула финансовое состояние компании.

Сложившееся финансовое состояния авиакомпании является значительной угрозой дальнейшему обеспечению ее финансовой безопасности. Поэтому для стабилизации финансовой ситуации необходимо быстрое реагирование со стороны управления ПАО «Аэрофлот» на возникшие проблемы и принятие определенных решений и мероприятий, способствующих финансовому оздоровлению и повышению его экономической безопасности в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аверина О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Аверина О.И., Москалева Е.Г., Челмакина Л.А., Давыдова В.В., Лушенкова Н.И., Саранцева Е.Г., Горбунова Н.А., Лезина Е.Г., Меркулова И.Ф. учебник / Москва, 2016. (2-е издание, переработанное и дополненное)

2. Аэрофлот - российские авиалинии [электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.aeroflot.ru/ru-ru. Дата обращения: 20.12.2016.

3. Аэрофлот - российские авиалинии [электронный ресурс]: Финансовая отчетность. - Режим доступа: http://ir.aeroflot.ru/ru/reports-center/financial-results/ras/. Дата обращения: 20.12.2016.

4. Давыдова В. В. Зарубежный опыт учета и анализа / В. В. Давыдова, Е. Г. Москалева, Н. А. Горбунова. - Саранск, 2011. 120 с. (2-е издание, дополненное и исправленное)

5. Давыдова В.В., Москалева Е.Г., Пронина О.Р., Челмакина Л.А. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / В.В. Давыдова - изд. 2-ое исп. и доп. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та. - 2011. - 176 с.

6. Егорова Е. И., Гаврилова С. В. Анализ и оценка финансового состояния предприятия // Достижения вузовской науки - 2014. - № 9. - с.180-184.

7. Есембекова А. Ж. Финансовая безопасность - основа финансовой устойчивости / А. Ж. Есембекова // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — 2012. — С. 81-83.

8. Москалева Е. Г. Стратегический анализ в деятельности фирмы -функция и ее организация / Е.Г. Москалева // Системное управление. - 2013. -№ 2 (19). - С. 28

9. Москалева Е. Г., Чекалдаева Ю.А. Совершенствование финансовой стратегии бизнес - субъекта (на примере машиностроительного предприятия Республики Мордовия ОАО «Станкостроитель») // Экономика и социум.

2015. № 1-3 (14). С. 1328-1333.

10. Москалева Е.Г. Анализ зарубежного опыта прогнозирования вероятности банкротства и возможности его использования в Российской практике // Системное управление. 2013. № 3 (20). С. 29.

11. Москалева Е.Г. Повышение эффективности деятельности стратегических предприятий Республики Мордовия // Системное управление.

2016. № 1 (30). С. 25

12. Москалева Е. Г., Колмыкова Е.С. Зарубежный опыт прогнозирования вероятности банкротства и возможности его использования в Российской практике // Экономика и социум. 2015. № 1-3 (14). С. 1311-1317.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.