Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ДЕВОЧЕК 7-8 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ'

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ДЕВОЧЕК 7-8 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
550
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЫЖКОВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЫГУЧЕСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрова Алиса Валерьевна, Дружкова Дарья Олеговна

Упражнения в современной художественной гимнастике включают в себя сложнейшие композиции разнохарактерных движений, элементом которых являются прыжки. Цель исследования -разработать комплекс упражнений для развития прыжковой подготовки девочек занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной спортивной подготовки. Методика и организация исследования. В процессе эксперимента были выбраны тесы для определения уровня развития прыгучести у девочек. Выводы: Для улучшения показателей прыжковой подготовки необходимо постоянное усложнение упражнений, с использованием эффективных сочетаний движений и увеличением нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петрова Алиса Валерьевна, Дружкова Дарья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SET OF EXERCISES FOR THE DEVELOPMENT OFJUMPING ABILITY IN GIRLS 7-8 YEARS OLD ENGAGED IN RHYTHMIC GYMNASTICS

Exercises in modern rhythmic gymnastics include the most complex compositions of diverse movements, the element of which is jumping. The purpose of the study is to develop a set of exercises for the development of jumping training of girls engaged in rhythmic gymnastics at the stage of initial sports training. Methodology and organization of the study. During the experiment, test were selected to determine the level of development of jumping ability in girls. Conclusions: To improve the performance of jumping training, it is necessary to constantly complicate exercises, using effective combinations of movements and increasing the load.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ДЕВОЧЕК 7-8 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ»

3. Сравнительный анализ постуральной устойчивости квалифицированных спортсменов, специализирующихся в ситуационных видах спорта (боксе и регби) / Е. С. Тришин, Е. М. Берди-чевская, А. Ю. Соломяный, Д. С. Шипенко // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2018. - № 1. - С. 361-363.

REFERENCES

1. Vyprikov, D.V., (2020), "Organization of the training process in the competitive period in rugby leagues", Actual problems, modern trends in the development of physical culture and sports, taking into account the implementation of national projects: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Moscow, pp. 373-376.

2. Dyachenko, N.A., Zhischenko, A.N. and Aksenov, V.P. (2008), "Method for estimating the external load during speed-power training on simulators", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (35), pp. 38-41.

3. Trishin, E.S., Berdichevskaya E.M., Solomyany, A.Yu. and Shipenko, D.S. (2018), "Comparative analysis of postural stability of qualified athletes specializing in situational sports (boxing and rugby)", Competitiveness resources of athletes: Theory and Practice of Implementation, No. 1, pp. 361-363.

Контактная информация: yanapetrenko2000@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.01.2022

УДК 796.412.2

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ДЕВОЧЕК 7-8 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Алиса Валерьевна Петрова, кандидат педагогических наук, доцент, Дарья Олеговна Дружкова, магистрант, Чайковская государственная академия физической культуры и

спорта, Чайковский

Аннотация

Упражнения в современной художественной гимнастике включают в себя сложнейшие композиции разнохарактерных движений, элементом которых являются прыжки. Цель исследования -разработать комплекс упражнений для развития прыжковой подготовки девочек занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной спортивной подготовки. Методика и организация исследования. В процессе эксперимента были выбраны тесы для определения уровня развития прыгучести у девочек. Выводы: Для улучшения показателей прыжковой подготовки необходимо постоянное усложнение упражнений, с использованием эффективных сочетаний движений и увеличением нагрузки.

Ключевые слова: художественная гимнастика, начальная подготовка, прыжковая подготовка, прыгучесть, физические упражнения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p304-307

SET OF EXERCISES FOR THE DEVELOPMENT OF JUMPING ABILITY IN GIRLS 7-8 YEARS OLD ENGAGED IN RHYTHMIC GYMNASTICS

Alisa Valeryevna Petrova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Darya Ole-govna Druzhkova, the master's student, Tchaikovsky state Academy of Physical Culture and

Sports, Tchaikovsky

Abstract

Exercises in modern rhythmic gymnastics include the most complex compositions of diverse movements, the element of which is jumping. The purpose of the study is to develop a set of exercises for the development of jumping training of girls engaged in rhythmic gymnastics at the stage of initial sports training. Methodology and organization of the study. During the experiment, test were selected to determine the level of development of jumping ability in girls. Conclusions: To improve the performance of

jumping training, it is necessary to constantly complicate exercises, using effective combinations of movements and increasing the load.

Keywords: rhythmic gymnastics, initial training, jumping training, jumping ability, physical exercises.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день современная художественная гимнастика развивается высокими темпами, где выступление гимнасток представляет собой технико-эстетическое представление, подчиняющееся жесткому регламенту, поэтому к технической подготовке гимнасток, предъявляются высокие требования, а именно к овладению таких фундаментальных групп элементов, как равновесия, повороты, волны, махи и прыжки [2].

Прыжковая подготовка является одной из важнейших сторон технической беспредметной подготовки гимнасток. В правилах соревнований по художественной гимнастике указано, что все трудности прыжков должны иметь следующие базовые характеристики: хорошую высоту прыжка, определенную и законченную форму во время полета, хорошую амплитуду самой формы. Как отмечают Г.Н. Пшеничникова и О.П. Власова, прыжки представляют собой один из наиболее ярких элементов композиции из разряда самых трудных категорий движений [1, 3]. Главным показателем развития прыжка является его протяженность выполнения и высота, что во многом определяет мастерство гимнастки и находится в прямой зависимости от специальных качеств спортсменки, а именно развития скоростно-силовых способностей («прыгучести») и умения реализовать ее в технике конкретного прыжка.

Как отмечает Т. С. Лисицкая, для развития прыгучести рекомендуется применять упражнения общей и специальной скоростно-силовой направленности. Для развития прыжковой выносливости целесообразно применять прыжки со скакалкой с отягощением около 7-8% от собственного веса. При этом прыжки выполняются сериями, количество прыжков в серии должно быть для каждой гимнастки индивидуальным и составлять лишь 2/3 от максимально возможного количества прыжков [2].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился с августа по октябрь 2021 г. в г. Чайковский Пермский край, на базе СШ по художественной и эстетической гимнастике «Грация». В исследовании приняли участие 11 девочек 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Для определения исходного уровня развития прыгучести у девочек, были определены показатели с помощью следующих тестов: тест №1 - Прыжок в высоту с места толчком двумя ногами, тест №2 - Высота выпрыгивания вверх с одного шага толчком одной ногой с касанием рукой разметки, тест №3 - Прыжок в длину с места толчком двумя ногами.

После обработки результатов было выявлено, что средний показатель теста №1 составляет 11,8 см, тест №2 - 11,7 см. Сравнив результаты первичного тестирования, теста №1 и теста №2, с нормативами прыжка в высоту для девочек 7-8 лет из авторской методики, составленной тренерами СШ «Грация», выявлено, что уровень развития скоростно-силовых способностей преимущественно ниже средней нормы. Норматив: 10 см - удо -влетворительно, 13 см - хорошо, 16 см - отлично.

Сравнивая результат теста №3, с нормами ГТО 1 ступени (6-8 лет) выявлено, что уровень развития скоростно-силовых способностей, ниже нормы и составляет 111,5 см. Нормы ГТО «прыжка в длину с места толчком двумя ногами»: бронза - 105 см, серебро -115 см, золото - 135см.

Исходя из полученных результатов, сделан вывод, о необходимости улучшения прыгучести и разработки комплекса физических упражнений для девочек, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки. Комплекс состоял из следующих упражнений:

1. Упражнения для прыжковой выносливости и формирования устойчивости к вращательной нагрузке, выполнялись в подготовительной части занятия в 2-3 сериях по 10-15 прыжков подряд. Упражнения с использованием скакалки: прыжки на двух ногах вперед (назад); прыжки на двух ногах со смещением вперед (назад); прыжки через вдвое сложенную скакалку с вращением вперед (назад); прыжки с ускорением, попеременный бег вперед (назад); чередование прыжков на одной и двух ногах с высоким выпрыгиванием вверх; прыжки на два оборота, вперед и назад - «двойные прыжки»; разнообразные прыжки (прямые и с поворотами) на 180о и 360о, заканчивая их равновесными позами.

2. Упражнения для совершенствования отталкивания, выполнялись в начале основной части занятия по 2-3 подхода с интервалом отдыха 1 мин. Прыжки с высоким подниманием бедра или голени - «стрелочки»; приставной шаг с максимальным отталкиванием правым левым боком; прыжки с ноги на ногу; упражнения на высоту или длину отталкивания - на возвышение, через препятствие, на ориентир (гимнастическая скамейка, степ платформа); прыжки у опоры (двумя руками держась за прикрепленный хореографический станок, выполняются выпрыгивания максимально вверх с последующим мягким приземлением на согнутые ноги); Аллегро - прыжки различного характера и амплитуды на середине зала (соте, эшап-пе, жете, ассамбле, сиссон симпл).

3. Упражнения для развития выворотности, подвижности и укрепления связок голеностопного сустава, мышц голени и стопы (партерная хореография), упражнения повторялись 6-8 раз, в зависимости от изменения темпа исполнения. Вытягивание и сокращение стоп; поочерёдное вытягивание и сокращение стоп; круговое движение стопами; вытягивание ног в выворотном положении стоп; поднимание ног с одновременным сокращением и выпрямлением стоп; покачивание на стопах; поднимание на подъемах; раББе по I позиции (в парах); деми плие (полуприсед), гранд плие, релеве (поднимание «на полупальцы»).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данный комплекс физических упражнений проводился в группе, гимнасток 7-8 лет, 3 раза в неделю по 1,5-2 часа.

Таблица - Показатели скоростно-силовых качеств девочек 7-8 лет

Наименование показателя До эксперимента После эксперимента

Тест № 1 Прыжок в высоту с места толчком двумя ногами 11,8±1,5 15,1±1,3

Тест №2 Высота выпрыгивания вверх с одного шага толчком одной ногой с касанием рукой разметки 11,7±1,6 14,9±1,3

Тест №3 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами 111,5±5,3 126,7±2,9

Сравнивая результаты повторного тестирования, теста №1 и теста №2, с нормативами из авторской методики, выявлено значительное улучшение результатов по сравнению с первичным тестированием гимнасток. Полученные результаты в тесте №1 выше среднего показателя (хорошо - 13 см, отлично - 16 см), и колеблются от 14-16 см. Тест №2 так же имеет положительную динамику, его прирост составил 26,2%. Сравнив результаты повторного тестирования теста №3, с нормами ГТО 1 ступени, прирост составил 13,6 % и колеблется от 120 см до 130 см.

ВЫВОДЫ

Оценивая результаты тестирований, по динамике их прироста, которая достигает уровня выше среднего можно предположить, что данный комплекс физических упражнений эффективен. Основным условием развития прыгучести в группах начальной подготовки является осуществление на всех этапах тренировочного процесса разносторонней физической и технической подготовки. Для улучшения всех показателей прыжковой подготовки необходим более долгий тренировочный процесс с постоянным усложнением упражнений, с использованием эффективных сочетаний движений и увеличением

нагрузки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дружкова Д.О. Методика развития гибкости у девочек 8-10 лет, занимающихся эстетической гимнастикой / Д.О. Дружкова // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Москва, 2021. - С. 270-275.

2. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике: учеб. пособие для вузов / Т.С. Лисицкая. - 2-е изд. - Москва : Юрайт, 2019. - 242 с.

3. Пшеничникова Г.Н. Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике : учебное пособие / Г.Н., Пшеничникова, О.П. Власова. - Омск : Сиб-ГУФК, 2013. - 187 с.

REFERENCES

1. Druzhkova, D.O. (2021), "Methods of flexibility development in girls 8-10 years old engaged in aesthetic gymnastics", Current problems, current trends in the development of physical culture and sports, taking into account the implementation of national projects. Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Moscow, pp. 270-275.

2. Lisitskaya, T.S. (2019), Choreography in gymnastics: studies. Handbook for universities, You Write, Moscow.

3. Pshenichnikova G.N. and Vlasova O.P. (2013), Teaching elements without a subject at the stage of initial training in rhythmic gymnastics: textbook, Omsk.

Контактная информация: alisa.scharavyova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.12.2021

УДК 612.821.1+797.253

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ЮНЫХ ВАТЕРПОЛИСТОВ.

СООБЩЕНИЕ 2. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕНСОМОТОРНЫХ

ЦЕНТРОВ

Надежда Петровна Петрушкина, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой, Екатерина Владимировна Звягина, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Николаевич Алешин, кандидат педагогических наук, профессор, декан, Надежда Александровна Симонова, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

Уровень развития физиологических систем, отвечающих за основные двигательные функции в водном поло, обеспечивает эффективную действенность спортсмена. В структуре функциональной подготовленности спортсмена выделяют контрольные компоненты: психический - отражает оперативный анализ быстро меняющейся игровой ситуации, прогнозирование, принятие решений и т.д., и нейродинамический компонент - связан с уровнем возбудимости, подвижности и устойчивости корковых процессов. Цель - оценка функционального состояния сенсомоторных центров юных ватерполистов. Методика и организация исследования - использовали диагностический комплекс для оценки функционального состояния сенсомоторных центров нервной системы «Психотест». Уровень возбудимости определяли по скорости «Простой зрительно-моторной реакции»; а также оценены комплексные функциональные характеристики - функциональный уровень системы; устойчивость функциональной системы; уровень функциональных возможностей. Оценка уровня подвижности нервной системы проводилась по результатам выполнения теста «Критическая частота световых мельканий». Для исследования уровня уравновешенности нервной системы проводили тест «Реакция на движущийся объект». Обработка данных - программа Microsoft Excel. Результаты исследования и их обсуждение Значения выполнения теста «Простой зрительно-моторной реакции» достоверно не различались и составили: 231,9±14,24 мс у вратарей; 246,0±12,41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.