не соблюдаются санитарно-гигиенические меры по сохранению и поддержанию природной зоны в надлежащем виде. Дело здесь не только в бескультурье некоторых посетителей, но и в безответственности фирм, арендующих парковые зоны и загрязняющие территории парков. Слабо ведутся работы по очистке и восстановлению зеленого фонда. Не уделяется должного внимания экологическому воспитанию подрастающего поколения.
Сложный механизм работы парков требует решения самых разных вопросов и проблем, связанных как с методами и формами работы с населением, так и с обустройством и развитием парка. Для обустройства территорий парков сейчас требуются колоссальные средства, которые должны пойти на реконструкцию и реорганизацию всего паркового хозяйства. Огораживание парковых территорий представляющих особую значимость; осуществление плана освещения и иллюминации парков в соответствии с современными стандартами с применением энергосберегающих технологий; реконструкция и переоснащение инженерных коммуникаций, парковых сооружений; ландшафтное проектирование, благоустройство территорий, культура зеленого строительства, с последующим его поддержанием; развитие физкультурно-оздоровительных, спортивно-развлекательных, культурно-развлекатель-
Библиографический список
ных, торгово-сервисных и др. услуг для населения; обновление и ремонт парка аттракционной техники; обеспечение безопасности аттракционной техники и территорий парков с применением современных технологий; организация охраны и видеонаблюдения парка; установка стационарных парковых точек питания и биотуалетов - это наиболее важные аспекты в работе парков культуры и отдыха, которые нужно решать в первую очередь.
Парк культуры может и должен играть объединяющую функцию в связи поколений, оставляя незабываемые мгновения, минуты радости общения в жизни каждого человека. К сожалению, по многих причинам этому не уделяется должного внимания, слабо используется огромный опыт парковой работы зарубежных коллег и отечественный, накопленный в советское время.
Необходимым условием активизации является проведение масштабных маркетинговых исследований, направленных на поиск новых методов работы, выявления наиболее перспективных и востребованных направлений деятельности парков в целях удовлетворения нужд и потребностей посетителей, хотя бы и изредка прибегающих к услугам «клубов на открытом воздухе».
1. Галуцкий, Г.М. Введение в экономику культуры (Основы экономических знаний для специалистов культуры). - М., 2001.
2. Новаторов, В.Е. Маркетинг в социально- культурной сфере / В.Е. Новаторов. - Омск, 2000.
Статья поступила в редакцию 25.09.08
УДК 159.96 + 159.94 + 316.6
О.Г. Милашина, доц. НГИ, г. Новосибирск
КОМПЛЕКС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ, ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ
В статье рассматриваются социально - психологические характеристики личности, взаимосвязанные с тревожностью на примере студентов, обучающихся на четвертом курсе вузов Новосибирска.
Ключевые слова: ситуативная тревожность, личностная тревожность, социально -психологические характеристики личности.
Актуальность исследования определяется, прежде всего, современным состоянием общества, для которого свойственна повышенная тревожность. Высокая тревожность является помехой для реализации умений и навыков выпускников, отрицательно влияя на все сферы жизненейшей доработки. Так, до сих пор не выделены социально - психологические характеристики личности юношеского возраста, взаимосвязанные с тревоностью, которые определяли бы специфику поведения личности в процессе приобретения профессии в различных системанейшей доработки. Так, до сих пор не выделены социально - психологические характеристики личности юношеского возраста, взаимосвязанные с тревожностью, которые определяли бы специфику поведения личности в процессе приобретения профессии в различных системах и условиях обучения в высшей школе.
Исследование проведено на примере лиц юношеского возраста, обучающихся в высших учебных заведениях - коммерческом и государственном. Коммерческое учебное заведение -Новосибирский гуманитарный институт (НГИ) гуманитарной
направленности, в нем используется модульная образовательная технология. Государственное учебное заведение - Новосибирская Государственная Академия Водного Транспорта (НГАВТ) технической направленности, в нем используется традиционная образовательная технология. В Новосибирском гуманитарном институте выборка состояла из студентов психологического и юридического факультетов - 92 человека, в Новосибирской Государственной Академии Водного Транспорта студенты обучались на факультетах судовождения и гидротехническом - 122 человека. Обе выборки были уравнены по уровню тревожности, полу, возрасту и уровню образования, что позволяет увеличить степень валидности и репрезентативности результатов. Всего испытуемых 214 человек, среди них 94 юноши и 120 девушек, в возрасте от 19 до 21 года.
Для определения тревожности применен тест «Шкала реактивной и личностной тревожности» Спилбергера-Ханина [2]. Для определения взаимосвязанных с тревожностью проявлений социально-психологических характеристик личности использованы психодиагностические методики, отражаю-
щие основные задачи юношеского возраста - в принятии другими людьми, в удовлетворяющем отношении окружающих, а так же в самореализации. Это тест-опросник А. Мехрабиана для измерения мотивации аффиляции (МАФ) в модификации, предложенной М.Ш. Магомед-Эминовым [3]; тест на измерение уровня самоактуализации личности (САТ), модификация Л.Я. Гозмана и М.В. Кроза [1]; опросник социально-психологической адаптированности (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда [4]; методика «Тип поведения в конфликтной ситуации» разработанная К. Томасом и адаптированная Н.В. Гришиной [2].
С целью изучения особенностей социально-психологических характеристик, связанных с тревожностью личности в различных системах и условиях высшей школы был применен однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).
По результатам диагностики, студенты НГИ и НГАВТ являются социально психологически адаптированными молодыми людьми в процессе обучения в различных системах и условиях высшей школы.
В НГИ отмечается обратная взаимосвязь между «Стремлением к принятию», «Принятием собственной агрессии», «Принятием себя», «Внутренним контролем» и низким уровнем «Личностной тревожности» (Рисунок 1).
Это свидетельствует о том, что с увеличением стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки и самоуважения, уменьшается способность студентов принимать свое раздражение, гнев и агрессивность, снижается адекватная самооценка и понимание себя, а значит и хорошее отношение к себе, теряется контроль над собственной жизнью и способность принимать решения при достижении целей.
Отмечается обратная взаимосвязь между «Контактностью», «Доминированием» и нижним уровнем «Ситуативной тревожности», и прямая взаимосвязь между «Эскапизмом» и высоким уровнем «Ситуативной тревожности».
У студентов НГИ с увеличением напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности снижается способность быстро устанавливать глубокие и тесные эмоционально-насыщенные контакты с людьми, теряется независимость, стремление
ПринАгр ПринС
- Внут К
Рисунок 1 - Различия в выборке студентов НГИ по признакам социально-психологических характеристик в разных уровнях «Личностной тревожности»
— Контакт Домин
— Эскапизм
СТ (В) СТ (С) СТ (Н)
Рисунок 2 - Различия в выборке студентов НГИ по признакам социально-психологических характеристик в разных уровнях «Ситуативной тревожности»
быть лучшим, а также возможность мыслить и действовать самостоятельно. С другой стороны, уменьшается желание решать проблемы.
У студентов НГАВТ можно наблюдать прямую зависимость между «Страхом отвержения» и высоким уровнем «Личностной тревожности», обратную взаимосвязь между «Спонтанностью» и низким уровнем «Личностной тревожности» (Рисунок 3).
С увеличением беспокойства о себе, угрозе собственной личности, самооценке увеличивается страх отвержения значимыми людьми и уменьшается способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства.
В группе студентов НГАВТ также наблюдается обратная взаимосвязь между «Поддержкой», «Ценностными ориентациями», «Гибкостью поведения» и низким уровнем «Ситуативной тревожности» и прямая взаимосвязь между «Избеганием» и высоким уровнем «Ситуативной тревожности» (Рисунок 4). «Поддержка» измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность). Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля. «Ценностные ориентации» показывают, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности. «Гибкость поведения» диагностирует степень гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Шкалы «Ценностной ориентации» и «Гибкости поведения», дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая - особенности их реализации в поведении.
При высокой эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию студенты НГАВТ в своих поступках перестают руководствоваться собственными целя-
0
4
4
Рисунок 3. Различия в выборке студентов НГАВТ по признакам социально-психологических характеристик в разных уровнях «Личностной тревожности»
Рисунок 4. Различия в выборке студентов НГАВТ по признакам социально-психологических характеристик в разных уровнях «Ситуативной тревожности»
ми, убеждениями, установками и принципами, снижается гибкость в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, снижается желание кооперации и увеличивается тенденция к достижению собственных целей.
Таким образом, давая психологический портрет студентов НГИ, их можно охарактеризовать как людей чувствительных, испытывающих беспокойство в различных жизненных ситуациях. Они стремятся к принятию другими людьми, налаживанию эмоциональных отношений и контактов, что очень значимо в процессе взаимодействия и общения. Большая часть студентов видит свою жизнь целостно, связанной с прошлым, настоящим и будущим, для них характерна независимость в своих поступках, стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями. Они способны оценить свои лучшие качества, положительные свойства характера, направить их на приобретение знаний об окружающем мире, но слабо отдают себе отчет в своих потребностях и чувствах и не готовы принимать свои отрицательные качества. Студенты НГИ воспринимают природу человека в целом как положительную и готовы принести в жертву собственные интересы ради интересов другого человека, что, возможно, связано с выбором профессиональной деятельности - психолога и юриста и работой, направленной на оказание помощи людям. Стоит отметить, что молодые люди ощущают себя комфортно и безопасно в высшем учебном учреждении, готовы общаться и взаимодействовать со своими сверстниками и другими людьми, но также студенты НГИ обладают потребностью доминировать, контролировать других, в сочетании с подчинением значимым и авторитетным людям, оставляя возможность решать свои проблемы им.
Психологический портрет студентов НГАВТ выглядит следующим образом. Это молодые люди, которые воспринимают слишком близко то, что касается их личностных особенностей и качеств, но адекватно реагируют на внешние обстоятельства. Эмоциональные отношения и общение для данных молодых людей, а именно их потеря и отвержение, очень значимы в их жизни, поэтому возникает некоторая сте-
пень зависимости, конформности и преобладание внешнего локуса контроля у большей части выборки.
У студентов выражена творческая направленность, способность к целостному восприятию мира и людей, к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально насыщенных контактов, выражено стремление к приобретению знаний об окружающем мире. Но при этом молодые люди боятся вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции. У них слабо развита способность принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Отмечается склонность к избеганию конфликтов и стремление идти на компромисс, а также готовность добиваться удовлетворения своих интересов, если возникнет благоприятная ситуация. Также отмечается недооценка своих сил и возможностей, низкое желание превосходить и подчиняться, но готовность и желание решать свои проблемы. Студентов НГАВТ можно считать адаптировавшимися и привыкшими за 4 года к учебному процессу и технологии преподавания, получающими на данный момент удовлетворение от жизни.
Таким образом, дисперсионный анализ позволил выявить особенности социально-психологических характеристик личности в юношеском возрасте, связанные с тревожностью на примере студентов, обучающихся в разных системах и условиях обучения высшей школы.
Для студентов коммерческого учебного заведения гуманитарной направленности (НГИ), обучающихся с применением модульной образовательной технологии, высокому уровню личностной тревожности соответствуют низкие социально-психологические характеристики, такие, как: «Стремление к принятию», «Принятие собственной агрессии», «Принятие себя» и «Внутренний контроль». Высокому уровню ситуативной тревожности соответствуют низкие «Контактность», «Доминирование» и «Эскапизм».
У студентов государственного учебного заведения технической направленности (НГАВТ), обучающихся с применением традиционной технологии образования, с высокой личностной тревожностью связан высокий «Страх отвержения» и низкая «Спонтанность». При высокой ситуативной тревожности наблюдается высокое «Избегание» и низкая «Поддержка», «Ценностная ориентация» и «Гибкость в поведении».
Библиографический список
1. Болотова, А.К. Прикладная психология / А.К. Болотова, И.В. Макарова: учеб. для вузов. - М.: Пресс, 2001.
2. Бурлачук, Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов - СПб: Питер, 2001.
3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002.
4. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности, Методы исследования и диагностики. - Москва - Нальчик: Издательский центр «ЭльФа», 1996.
Статья поступила в редакцию 11.02.09
УДК 74.58
Ю.В. Казанцева, канд. пед. наук, доц.;
И.Н. Языкова, канд. пед. наук, доц. Рубцовского индустриального института (филиал)
ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Барнаул
ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)
Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста является одной из основных проблем современной системы высшего образования. На данном этапе необходима подготовка высококвалифицированных профессионалов, которым помимо предметных знаний и умений необходимо духовное и личностное развитие, а также владение иностранным языком, который рассматривается как средство совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста, а также как средство развития и саморазвития личности.
Ключевые слова: личностное и профессиональное развитие, Я-концепция, подготовка специалиста, педагогический процесс в высшей школе, владение иностранным языком, современные педагогические технологии, метод проектов.
Перестройка высшего образования настоятельно требует выпуска специалистов с широким кругозором, умеющих мыслить концептуально и принимать самостоятельные решения, владеющих коммуникативными способностями и умениями адаптироваться в изменяющихся условиях. Существенно изменились квалификационные требования к специалисту, от которого помимо предметных знаний и умений требуется интеллектуально-духовное развитие личности, то есть специалист должен быть профессионально и социально компетентным, владеть иностранным языком, что является органической частью его будущей профессиональной деятельности.
Формирование устойчивого положительного отношения к профессии, профессиональной направленности, развитие у студентов познавательной и профессиональной мотивации является неотъемлемой частью построения учебного процесса.
Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития как профессионализма, так и личностного развития; развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Результат профессионального самовыражения личности обнаруживается в динамике образа «Я», самооценок, личных целей, ценностей. Профессиональное самовыражение состоит в развитии и реализации профессиональной Я-концепции, соответствующей возможности реализации способностей, интересов и свойств личности в профессиональных ситуациях.
Анализ литературных источников показывает, что исследование проблемы профессионального саморазвития и самоактуализации в психологии и педагогике представлено работами по профессиональному становлению, психологии профессионализма, профессиональной пригодности и адаптации, профессионального самоопределения и воспитания. Исходным тезисом большинства исследований является идея детермина-
ции развития личности деятельностью, где человек изучается с позиций его соответствия профессии и успешности деятельности в ней, реализации потребностей личности, самоопределения ее в социальных сферах жизнедеятельности.
К. Роджерс рассматривает стремление индивида к самовыражению и личностному росту как основной источник мотивов, побуждающих к деятельности. Личностное самовыражение, или актуализация «Я», по К. Роджерсу, выражается в стремлении становиться более компетентным и усиливать «самость», т.е. организованный связанный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования и определяющий взгляд на себя. К. Роджерс в своих работах дает развернутое описание направлений личностного роста.
По линии «личность - внутренний мир» основные направления личностного роста следующие:
- принятие себя и вера в себя, доверие к собственной природе;
- открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, адекватное представление о себе, реалистичная и гибкая «Я-концепция», сближение «Я-реального» и «Я-идеального»;
- внутренний локус оценивания - ответственность за себя и независимость от внешних оценок;
- интегрированность внутреннего мира, единство, целостность;
- гибкость, динамичность, способность меняться, «быть в процессе».
Важнейшие направления личностного роста по линии «личность - внешний мир» следующие:
- дифференцированное и точное восприятие действительности и других людей, эмпатичность;
- естественное, гибкое, реалистичное поведение;
- принятие и уважение других людей, конструктивность и социализированность;