2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М., 2008.
3. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник [Электронный ресурс]. - изд. 3-е, испр. и доп. - М.: ОЛМА-Пресс, 2006.
4. Полякова Т.П. Чтение как педагогический процесс развития информационной культуры младших школьников // Школьная библиотека. - 2006. - № 4.
КОМПЛЕКС ПРЕДПОСЫЛОК И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
© Марченко С.Е.*
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск
Организационно-педагогические условия эстетического воспитания подростков в самодеятельном хореографическом коллективе я рассматриваю как комплекс предпосылок и факторов, в той или иной мере влияющих на процесс создания, формирования и развития коллектива, а в конечном счете определяющих результативность работы руководителей, педагогов, хореографов-постановщиков по формированию эстетической культуры подростков, занимающихся в самодеятельном коллективе.
Художественное образование (в широком значении данного понятия) -это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Данное определение заимствовано нами из «Концепции художественного образования в Российской Федерации», принятой в ноябре 2001 года.
Осуществлённые мной в процессе исследования наблюдения а также содержательный, текстуальный анализ годовых отчетов (2007, 2008 гг.) учреждений культуры г. Омска и Омской области позволили мне сделать обоснованное заключение относительно того, что досуговые объединения, в том числе любительские хореографические коллективы, действуют более целенаправленно и результативно, когда они создаются и функционируют на базе конкретных культурно-досуговых учреждений, прежде всего клубного типа - домах и дворцах культуры, домах молодежи, культурно-
* Преподаватель кафедры Хореографии.
досуговых комплексах, и / или современных центрах общественного досуга. В таких случаях не только обеспечиваются надлежащие материально-технические и кадровые условия работы объединений, но исподволь формируется «социальный заказ»: определяется направленность в работе объединения, устанавливается оптимальный регламент его деятельности, складывается стиль работы руководителя объединения (любительского, самодеятельного коллектива), формируется репертуар коллектива и т.п. Иными словами, в деятельности конкретного, отдельно взятого досугового объединения и / или самодеятельного коллектива «преломляются» стиль, тон и имидж учреждения культуры, на базе которого досуговое объединение (самодеятельный коллектив) создаётся и функционирует.
Но, как совершенно справедливо утверждает М.А. Ариарский, как бы ни назывался центр общественного досуга, он призван стать базой непрерывного просвещения, самодеятельного творчества, основывающейся на социальной активности людей в сфере свободного времени, обеспечить единство государственных и общественных начал стимулирования всестороннего развития личности, способствовать дальнейшему обогащению духовных интересов людей, развитию их творческих потенций, инициативы и самодеятельности, создать условия для свободной деятельности, результатом которой становятся ... новые качества личности.
Приведенное высказывание известного ученого правомерно отнести и на счет отдельно взятого досугового объединения (самодеятельного коллектива) как структурного образования того или иного центра общественного досуга. Именно в условиях плодотворно работающего досугового объединения, в нашем случае - самодеятельного хореографического коллектива -наиболее успешно решаются задачи эстетического воспитания и более целенаправленно, чем это происходит в индивидуальном творчестве или массовых культурных акциях, формируется эстетическая культура подростков.
В процессе констатирующего эксперимента мной обследовались самодеятельные хореографические коллективы, функционирующие на базе Центра современной хореографии Областного молодежного центра «Химик» (г. Омск), а также танцевальные кружки и коллективы, работающие при районных домах культуры Усть-Ишимского и Марьяновского районов Омской области. Кроме того, проводился письменный опрос участников ряда других танцевальных, хореографических коллективов г. Омска и Омской области. В общей сложности было опрошено 240 подростков в возрасте 11-14 лет.
Обращение к реальному опыту действующих самодеятельных хореографических коллективов потребовало предварительного изучения и анализа соответствующих теоретических источников, позволивших нам обеспечить методологически корректный подход к анализу и оценке отдельных сторон жизнедеятельности художественных подростковых коллективов танцевального жанра.
Осуществлявшееся на протяжении всего времени работы над диссертацией наблюдение, в том числе включенное, анализ материалов региональной прессы, изучение деловой документации, в частности, ежегодных статистических и творческих отчетов учреждений культуры г. Омска и Омской области убедили меня в том, что плодотворная эстетическая деятельность любого самодеятельного художественно-творческого коллекти-ва в значительной мере детерминируется тем социально-культурным «фоном», на котором эта деятельность осуществляется. Культурная политика конкретного региона определяет жанровую направленность, идейно-художественное содержание репертуара, алгоритм творческо-исполнительской деятельности самодеятельного коллектива, его имидж и социальный статус. Именно руководствуясь данными соображениями, я изучал социально-культурную ситуацию в Омском Прииртышье.
Эстетическое воспитание и развитие, как уже отмечалось, напрямую зависит от общения подростка с избранным видом искусства. Жанровая определённость - вот что формирует изначальный интерес подростка, пришедшего в самодеятельный хореографический коллектив. Нам удалось установить следующую зависимость: в хореографическом коллективе, работающем в каком-либо одном жанре - классическом, народном, бальном, спортивном и т.п. - состав участников заметно стабильнее, в то время как в разножанровых коллективах наблюдается практически непрерывное движение.
Немаловажным условием оптимизации процесса эстетического воспитания в подростковом хореографическом коллективе является соблюдение педагогических и психологических требований при его создании.
Я пытался выяснить, что конкретно кладётся в основание будущего коллектива - интересы и потребности подростков, амбиции их родителей или творческие устремления руководителей вновь создаваемых хореографических коллективов. К сожалению, последнее слово (60 % случаев) здесь остаётся за родителями, в особенности когда речь идет о платных занятиях в коммерческих хореографических группах. В других случаях (30 %) жанровая направленность деятельности самодеятельного коллектива задаётся творческими устремлениями делающих набор руководителей. Как видно, подросткам при создании нового коллектива практически ничего не остаётся, как принять или отвергнуть решение старших. В особенности это ощутимо проявляется в младшем подростковом возрасте (10-11 лет).
Интерес к занятиям танцами и хореографией с рождением не даётся. При создании новых самодеятельных коллективов руководители учреждений культуры и педагоги-хореографы, как показало мое исследование, используют следующие пути и средства привлечения подростков :
- объявления об организации коллектива, вывешенные в людных местах (90 %);
- конкурсы на утренниках на лучшее исполнение танца, что помогает выявить способности танцоров (60 %);
- выступление опытных исполнителей в местах, где предполагается создать новый коллектив (40 %);
- проведение популярных лекций о хореографическом искусстве в общеобразовательных школах (50 %);
- оповещение о начале записи (в кружок, студию) в печати, по местному радио, сообщение на сайте Интернет (20 %).
Не отрицая полезности подобных рекламных акций, следует признать приведённый перечень не достаточным. Речь идёт не просто о выборе подростками способа культурного времяпровождения, но об их увлечении, «хобби», которое может продолжаться на протяжении многих лет, а для кого-то стать поводом к последующему профессиональному хореографическому образованию, творческой карьере. Я убежден, что отбор в танцевальный коллектив должен быть строго индивидуальным, с участием родителей и учителей, опытных руководителей, педагогов и психологов. Через эстетическое отношение к танцу подросток будет продолжительное время воспринимать окружающий мир, постепенно развивать свои эмоционально-эстетические чувства, формировать эстетический вкус. Я считаю, что поспешность и формализм при отборе желающих заниматься в танцевальном коллективе совершенно недопустимы.
Письменный опрос подростков, занимающихся в хореографических коллективах при учреждениях культуры г. Омска и Омской области ( общее число опрошенных - 240 человек: 160 девочек и 80 мальчиков), позволил выявить реальные мотивы их прихода в танцевальные коллективы (кружки, студии, ансамбли, центры, школы, классы и т.п.). Их ответы , по принципу убывающей значимости, расположились следующим образом :
- танец - моё любимое занятие с раннего детства - 42 % ответов;
- понял (а), что искусство танца приносит людям пользу, доставляет радость - 24 % ответов;
- пришел (шла) в коллектив по объявлению - 16 % ответов;
- хочу стать в данной области профессионалом - 11 % ответов;
- начал (а) заниматься по совету друзей - 7 % ответов.
Из приведённых ответов видно, что доминирующим мотивом выбора для подростков, пришедших в хореографический коллектив, является увлечение танцем. В известной мере такие ответы предполагались. Смущает другое: имея возможность подобным образом мотивировать свой выбор, юные респонденты (58 %) не воспользовались ею, высказав иные причины и соображения. Разумеется, и эти мотивы достойны внимания, в особенности позиция 2, свидетельствующая о серьёзном и вдумчивом отношении к избранному досуговому занятию. Более того, «остались без ответа» такие позиции, как « занятия в танцевальном коллективе - хороший способ раскрыться, развить свои способности», «продолжил (а) традицию нашей семьи», «принял (а) решение после просмотра концерта с участием
танцевального коллектива». Заметим, что эстетическое отношение к искусству танца, стремление к культурному общению, потребность в творчестве, т.е. собственно эстетической деятельности в ответах не доминируют. Вероятно, это должно стать поводом к размышлению руководителей о содержании учебно-воспитательной работы в действующих коллективах.
В специальной литературе подробно и обстоятельно раскрываются технологии проведения отбора желающих заниматься танцами, что освобождает нас от необходимости входить в подробности организационной работы.
Как уже отмечалось выше, искусство является эффективным средством формирования эстетической культуры подростков. В деятельности самодеятельных художественных коллективов различного жанра есть общее и особенное. Совершенно очевидно, что «базовым» фактором эстетического воспитания подростков является жанр искусства, который культивируется в самодеятельном коллективе. В нашем случае - это танец. Отношение подростка к танцу, глубина его «проникновения» в жанр, степень и мера понимания им эстетической природы танца, мы рассматриваем как важные предпосылки не только овладения исполнительской техникой, но изначального проявления и последующего развития эстетической потребности, эстетических чувств и вкуса, а в конечном счете - эстетической культуры. По нашему убеждению, именно на этом «фундаменте» может и должна выстраиваться система организаторской и воспитательной работы в самодеятельном хореографическом коллективе.
Прежде всего, ставилась задача - выявить отношение подростков к искусству вообще, назвать его жанры. В подавляющем числе ответов, в различной последовательности, были названы четыре вида: музыка, танец, кино и театр. Лишь в нескольких анкетах были названы жанры изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, художественная фотография). Ни один из юных респондентов не упомянул о скульптуре, архитектуре, художественной литературе, пантомиме и др. Вероятно, это объясняется узостью кругозора подростков, их недостаточным художественным образованием, определенными упущениями в воспитательной работе в самодеятельном коллективе. Ограниченность познаний и представлений подростков в области не названных ими искусств наводит на мысль об узости «эстетического фона», на котором должна была бы выстраиваться работа по формированию их эстетической культуры. Вероятно, в воспитательной работе целесообразно принимать во внимание наблюдающиеся здесь упущения и создавать, по возможности, условия для привлечения внимания подростков к тем видам искусств, в которых они еще очень слабо ориентируются.
А какое же место в жизни подростков занимает искусство танца, хореографии? Предполагалось, что данный вид искусства будет поставлен на первое место всеми респондентами. Но этого не случилось. Только 68 %
ответивших поставили искусство танца и хореографии на первое место. Среди других предпочтений - музыка (18 % ответов), кино (9 % ответов), театр (5 % ответов). Непропорциональность предпочтений легко объяснима. Как можно предположить, подростки, занимающиеся в театральном кружке, на первое место поставили бы искусство театра, а участники детского хора или оркестра выбрали бы музыку. Вместе с тем, полученные ответы свидетельствуют о том, что интерес к танцевальному искусству и потребность в занятиях танцем проявляются не всегда и не у всех подростков, пришедших в хореографический коллектив. Это, на наш взгляд, зависит от творческого потенциала руководителя коллектива, условий, в которых коллектив занимается и мотивов прихода подростков в коллектив.
Как уже отмечалось, часть подростков приходит в хореографические коллективы «путём подражания». Желание заниматься танцами возникает у них еще и потому, что этим занимаются другие : молодые родители, учителя, старшие товарищи и сверстники. Наблюдая это на протяжении определённого времени, подросток постепенно приходит к убеждению: заниматься танцами - это красиво, интересно, престижно.
В предложенной мной анкете значился и такой (открытый) вопрос: «Как ты думаешь - почему люди вообще занимаются танцами, что они в этом находят?» Предполагалось получить ответы примерно такого содержания: «потому, что это очень красиво», «люди любят выступать на сцене: слышать в свой адрес аплодисменты, получать цветы, быть популярными», «артистам балета хорошо платят», «можно попасть на телеэкран» и т.п.
Но ничего похожего в ответах подростков я не обнаружил. Приоритетными в их суждениях по этому поводу оказались совершенно иные соображения: « занятия танцами позволяют завести новые знакомства», «это хорошая возможность общаться со сверстниками», «это дисциплинирует человека» и т.д. А вот « возможность выступать на сцене» оказалась на одном из самых последних мест. Полученная мной информация даёт необходимые основания заключить: с позиции своего возраста подростки правильно понимают сущность и характер «танцевального поведения» взрослых.
Далее, я ставил задачу выяснить, какую пользу лично для себя ощущают подростки, занимающиеся в хореографических коллективах. Полученные ответы, по убывающей степени, выглядят следующим образом:
1 место: «занимаясь танцами, я имею возможность выразить себя в творчестве» (54 % ответивших);
2 место: «благодаря занятиям танцами я веду здоровый образ жизни» (34 % ответивших);
3 место: «люблю выступать на сцене» (26 %);
4 место: «я приобрёл (ла) здесь много новых друзей» (18% ответивших);
5 место: «я научился (лась) хорошо и ритмично двигаться» (13 % ответивших).
Полученные ответы свидетельствуют о том, что для формирования эстетической культуры подростков в хореографических коллективах существуют или могут быть созданы оптимальные условия в плане эстетизации окружающей среды, педагогически регулируемой эстетики поведения и разнообразной эстетической деятельности. Особняком стоит важная для моего исследования, хотя и небольшая, часть ответов, обращенных к художественному образованию: пять подростков из числа опрошенных заявили, что занятия в хореографическом коллективе позволяют им «познать культуру разных народов». Ограниченность числа подобных ответов объясняется, как можно предположить, недооценкой, со стороны руководителей хореографических коллективов, роли и значения учебно-познавательной и поисково-исследовательской деятельности. Между тем, на этом направлении возможна и необходима самая разнообразная информационно-просветительная и воспитательная работа, позволяющая расширить кругозор подростков, повысить общий уровень их эстетической культуры.
Фронтальное ознакомление с характером и содержанием деятельности самодеятельных хореографических коллективов г. Омска и Омской области, путём анализа годовых (2008 г.) отчетов муниципальных образований позволило зафиксировать достаточно широкий спектр их жанровой направленности. Одновременно я ставил задачу изучить «жанровые предпочтения» подростков при выборе ими самодеятельного коллектива (кружка, студии, ансамбля и т.п.). Приоритеты в этой области выглядят следующим образом: коллективы джазового танца - 37 % ответов; коллективы, работающие в стиле «модерн» - 35 % ответов; коллективы народного танца (20 % ответов); коллективы спортивного танца - 10 % ответов; бального танца - 10 % ответов; эстрадного танца - 10 % ответов, брейк-танца - 9 % ответов; классического танца - 5 % ответов, ; историю - бытового танца -0 % . Из приведённых ответов (респонденты не были ограничены числом выборов) виден весь спектр предпочтений современных подростков: большинство из них сделали выбор в пользу современных хореографических направлений: « джаз» и «модерн». Бывший в прошлом самым популярным народный танец явно уступает завоёванные им в советское время позиции. Это должны принимать во внимание сегодняшние руководители и администраторы, намеревающиеся создать на базе своего учреждения культуры дополнительного образования новый творческий коллектив.
Не секрет, что многие мальчики и девочки, часто при интенсивной поддержке амбициозных родителей, связывают сегодняшние занятия в кружке или студии с возможной завтрашней карьерой артиста балета. Так, пятая часть опрошенных желала бы в будущем поступить на профессиональную сцену. Но примерно такая же их часть вполне довольствуется самодеятельной сценой и не связывает своё будущее с профессиональным искусством. Еще 16 % опрошенных «пока что об этом не задумывались». Приведённые
ответы наводят на размышления о творческой состоятельности и моральной ответственности педагогов - хореографов за судьбы подростков, принятых сегодня в кружок или студию.
При правильной организации жизнедеятельности самодеятельного хореографического коллектива появляются неограниченные возможности для художественного образования подростков, воспитания их эстетических чувств и вкуса, постепенного формирования их эстетической культуры. К примеру, важно принимать во внимание увлечения и интересы подростков, казалось бы не имеющих прямого отношение к танцам и хореографии. В результате опроса подростков мне удалось выяснить, что большинство из них увлечены, параллельно с занятиями в танцевальном коллективе, еще и другими досуговыми занятиями: музыкой (42 % ответов), рисованием или лепкой (33 % ответов), каким - либо видом спорта (24 %), вышивкой или вязанием (18 % ответов), резьбой по дереву (9 % ответов) и др. Это хорошие предпосылки для « жанрового синтеза» досуговых занятий, которые необходимо учитывать при программировании целей и содержания эстетического воспитания, формирования эстетической культуры подростков в самодеятельном коллективе.
В ходе констатирующего эксперимента мне удалось зафиксировать существенные расхождения между ожиданиями подростков, занимающихся в хореографических коллективах, и их удовлетворенностью характером и содержанием внутриколлективной деятельности.
Еще тревожнее выглядит картина, отражающая степень реализации ожиданий подростков. Руководители самодеятельных хореографических коллективов ограничивают свою педагогическую деятельность преимущественно учебно-тренировочными занятиями в балетных классах, традиционными репетициями и нечастыми выступлениями на концертных площадках. Наши собственные наблюдения подтверждают это: многие самодеятельные хореографические коллективы обнаруживают себя лишь при проведении смотров и конкурсов. Такая практика в какой-то мере оправдывает себя в учреждениях дополнительного образования, где результаты учебной работы студийцев демонстрируются исключительно на академических показах и переводных экзаменах. Согласиться с такой практикой в условиях клубной художественной самодеятельности нельзя. Здесь студийцы и кружковцы стремятся как можно чаще выступать перед зрителями, хотя, разумеется, и здесь ведётся учебно-тренировочная работа.
Нельзя согласиться и с явной недооценкой роли и значения внутриколлективной организационно-воспитательной работы, не связанной с репетициями и выступлениями. Так, посещение театров и музеев, проведение лекций и бесед об искусстве, в том числе хореографическом, ни в коей мере не «перекрывают» ожиданий подростков. На этом направлении , судя по оценкам респондентов, имеются существенные педагогические ресурсы ре-
сурсы, которые по разным причинам не используются в воспитательной работе. Даже такие культурные акции, как празднование дня образования коллектива, совместный выезд / выход на природу и поздравление участников коллектива с днём рождения оказались мало востребованными реальной педагогической практикой (соответственно, 24, 12 и 22 процента ответов). Анализ работы лучших самодеятельных хореографических коллективов г. Омска и Омской области убеждает нас в том, что подобные внутриколлективные воспитательные акции не только не мешают основной, учебно-творческой работе, но вносят разнообразие в самое эстетическую деятельность, обогащают и укрепляют моральный климат коллектива, способствуют стабилизации его состава, а в конечном итоге повышают результативность его деятельности.
Анализ годовых отчетов органов и учреждений культуры, письменные опросы подростков, занимающихся в самодеятельных хореографических коллективах, многолетнее наблюдение, в том числе включенное, деятельности различных по жанровой направленности образцовых хореографических коллективов, беседы с родителями подростков, учителями общеобразовательных школ и педагогами системы внешкольного образования, интервьюирование педагогов-хореографов позволяют нам сделать заключение : самодеятельный хореографический коллектив - эффективный инструмент эстетического воспитания подростков, формирования их эстетической культуры. Таковым он становится при условии, когда создана и непрерывно функционирует многозвенная система художественного образования и эстетического воспитания, когда в необходимой мере используется эстетический потенциал танцевального, хореографического искусства, когда учебно-творческая деятельность коллектива органично и естественно дополняется организационно-воспитательной работой.
Важную роль играет в этом процессе сам подросток. Исследование убедило меня в том, сколь важное значение в воспитательном процессе имеют предрасположенность воспитанников к занятиям танцем и хореографией, добровольность их участия в работе самодеятельного хореографического коллектива, степень их творческой удовлетворённости, мера совпадения их ожиданий с реальной воспитательной практикой, разнообразной творческой и общественно полезной деятельностью.
В поступательном развитии личности подростка, формировании его эстетической культуры исключительно важную роль имеет педагог-хореограф, руководитель самодеятельного творческого коллектива. Именно он выступает системообразующим элементом целостной системы воспитательной работы, именно его личность является определяющим фактором и главным условием успешной деятельности коллектива по формированию эстетической культуры занимающихся в нём подростков.
В своем исследовании я не ставил перед собой задачи изучить и исследовать досконально все без исключения стороны жизни самодеятель-
ного коллектива. Мое внимание было сосредоточено на предмете исследования - том, что касается эстетического воспитания и формирования эстетической культуры.
Список литературы:
1. Абдуллаев М. Эстетическая культура: историко-методологический аспект / М. Абдуллаев. - Ташкент: Фан, 1991. - 91 с.
2. Актуальные проблемы формирования культуры и самореализации подрастающего поколения XXI века: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 160 с.
3. Каргин A.C. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе / A.C. Каргин. - М.: Просвещение, 1984. - 224 с.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
© Нежельская Т.Н.*
Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь
Исследования проблемы адаптации студентов экономического факультета к изучению иностранного языка носит многоуровневый характер. Опираясь на концепцию уровневой методологии, разработанной Э.Г. Юдиным [12], в содержании первого, высшего уровня, то есть уровня философской методологии нашего исследования, мы включили общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.
Второй уровень составляет общенаучная методология (представляющая собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин), которая представлена в нашем исследовании системным подходом.
Третий уровень составляет конкретно-научная методология, изучающая совокупность принципов, методов исследования проблемы.
Четвертый уровень методологии образуют методика и технология исследования, то есть набор процедур, способствующих получению достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
Каждый из выделенных уровней выполняет свои особые, только ему свойственные функции исследования. За счет такой своеобразной специализации все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение.
Выбор методологических подходов дает возможность провести теоретическую и опытно-экспериментальную работу.
* Ассистент кафедры Иностранных языков.