Научная статья на тему 'Роль педагога-хореографа в эстетическом воспитании подростков'

Роль педагога-хореографа в эстетическом воспитании подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1096
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ / РУКОВОДИТЕЛЬ / AESTHETIC EDUCATION / SOCIALLY CULTURAL ACTIVITY / TEACHER / HEAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко С. Е.

В статье затрагивается важная для современной социально-культурной практики проблема педагогического руководства самодеятельным хореографическим коллективом. В центре внимания пути и средства формирования эстетической культуры личности в подростковом возрасте. При этом руководителю коллектива, педагогу-хореографу отводится ведущая роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the teacher-choreographer in aesthetic education of teenagers

In the article it is mentioned important for modern socially cultural practice the problem of pedagogical management of amateur choreographic collective. The attention is paid to ways and means of formation of aesthetic culture of the person at teenage age. Thus, to the head of the collective, the teacher-choreographer leading part is highlighted.

Текст научной работы на тему «Роль педагога-хореографа в эстетическом воспитании подростков»

УДК 793.3+37.01

С. Е. МАРЧЕНКО

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

РОЛЬ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ_

В статье затрагивается важная для современной социально-культурной практики проблема педагогического руководства самодеятельным хореографическим коллективом. В центре внимания — пути и средства формирования эстетической культуры личности в подростковом возрасте. При этом руководителю коллектива, педагогу-хореографу отводится ведущая роль.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, социально-культурная деятельность, педагог, руководитель.

Политические потрясения и экономические преобразования, начавшиеся в России на рубеже XX — XXI вв., повлекли за собой нежелательные изменения в жизни общества, породили отрицательные тенденции развития социально-культурной сферы, вызвали появление множества проблем в различных областях культуры, искусства и досуга. Путь к стабильности и прогрессу во всех сферах жизнедеятельности в решающей мере определяется культурой человека как субъекта политических, экономических и социальных преобразований, целенаправленной созидательной деятельности.

Современная социокультурная ситуация в Российском обществе отличается многосложностью и противоречивостью. Наблюдаются определенные позитивные перемены, связанные с духовным раскрепощением народа, заметной активизацией социально-культурного творчества всё большего числа наших современников. В то же время многие авторы обращают в своих научных исследованиях внимание на утрату духовной самобытности российской культуры, продолжающуюся коммерциализацию культурной жизни, постепенную унификацию обычаев, традиций и образа жизни по зарубежным образцам [1].

Для динамичного развития общества, поддержания динамики социально-культурной модернизации необходимо преобладание высокохудожественных эстетических ценностей и идеалов национальной культуры. В сложившихся условиях проблема формирования эстетической культуры подрастающего поколения, способного испытывать эстетические эмоции, чувства и реализовывать эстетический потенциал в мире культуры приобретает особую актуальность и значимость.

Формирование эстетической культуры личности протекает в различных сферах общественной жизни, в том числе в сфере профессионального и любительского художественного творчества [2]. В частности, хореографическое творчество, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта молодых людей с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве.

Как показало осуществленное нами исследование, в социально-культурной практике наблюдается односторонний подход к организации творческой жизни и деятельности многих самодеятельных, в частности

хореографических, коллективов. Кружковцы, участники, студийцы часто ориентируются руководителями хореографических коллективов лишь на репетиционную и концертно-исполнительскую деятельность. При этом упускаются такие важные для формирования эстетической культуры личности формы совместной деятельности занимающихся в коллективах детей и подростков, как беседы об искусстве, коллективные походы в театры, музеи, встречи с деятелями профессионального искусства и др.

Смещение акцента в работе танцевальных коллективов в сторону тренировочно-репетиционных занятий в ущерб разносторонней эстетической деятельности кружковцев происходит по ряду причин: установка администрации учреждения культуры, отсутствие надлежащих условий для интеграции творческой деятельности коллектива в единый контекст региональной социально-культурной практики, отношение к «танцевальным увлечениям» детей и подростков со стороны учителей общеобразовательных школ, родителей, старших членов семьи и т.п. Важную роль в организации разносторонней воспитательной работы играет руководитель танцевального коллектива, педагог-хореограф, его личностная, профессиональная и деловая культура [3].

В организации эстетического воспитания подростков недопустимо концентрировать внимание исключительно на вопросах художественно-эстетического образования. Важно помнить, что сфера проявления эстетического отнюдь не ограничивается «форматом» хореографического искусства. Эстетическое воспитание проявляется в интерьере репетиционных помещений, в одежде и манерах поведения окружающих подростков людей, в звучащей на репетициях музыке, в эстетике сценических костюмов, в разнообразной социально-культурной деятельности, в которую вовлекаются приобщившиеся к самодеятельному хореографическому творчеству подростки. Своеобразным нравственным компасом, мерилом эстетического вкуса опять же выступает руководитель коллектива. При этом речь идет не только о собственной эстетической культуре личности руководителя, но и о его политической, психологической, педагогической культуре.

В научной литературе по проблемам социально-культурной деятельности и развития народного художественного творчества нашли отражение черты

и свойства личности современного руководителя. В частности, выделяются такие качества, как гражданская совесть, нравственная воля, деловая требовательность, самообладание, трудолюбие, увлеченность работой, скромность, единство слова и дела, бескорыстность и великодушие, умение учить и учиться у других, способность генерировать идеи, умение рисковать, инновационное мышление, креативность [4]. Понятно, что речь идет о некоем идеале, поскольку в «чистом» виде такие руководители встречаются довольно редко. В социально-культурной практике, в частности в сфере любительского художественного творчества, мы встречаемся сегодня с обычными людьми, получившими в разное время специальное образование, имеющими более или мене продолжительный стаж работы по избранной специальности, определённую репутацию в профессиональной среде [5] . В значительной своей части это кадры советской формации, со сложившимся стилем работы, культурным багажом и определенным уровнем эстетической культуры. Но именно они определяют в наше время направленность развития любительского художественного творчества, его жанровую палитру, исполнительский стиль, репертуарную политику и нравственно-психологический климат в самодеятельных коллективах. Именно они выступают мерилом эстетической воспитанности и служат (или не служат) личным примером для занимающихся в самодеятельных коллективах детей и подростков.

В нашем исследовании мы обращали внимание на то, в каких условиях работают сегодняшние руководители, в частности, хореографических коллективов. Было опрошено 30 педагогов-хореографов, возглавляющих танцевальные коллективы в учреждениях культуры и дополнительного образования г. Омска и Омской области. На вопрос « Довольны ли Вы условиями, в которых работаете?» лишь половина хореографов ответили утвердительно. Третья часть респондентов недовольна условиями работы, а 20 % честно признались, что у них «нет иного выбора».

«Как Вы оцениваете уровень собственной эстетической культуры?» На этот вопрос были получены такие ответы: «как достаточный для работы с контингентом занимающихся» (60 % ответов), или «как недостаточный, по причине нехватки времени на эстетическое образование» (20 % ответов). Еще 20 % респондентов откровенно заявили, что им «некогда об этом думать, надо работать». Примечательно, что в обследованных нами хореографических коллективах уровень эстетической культуры занимающихся в них подростков оказался выше именно там, где руководители, педагоги-репетиторы систематически и глубоко занимаются собственным самообразованием, самовоспитанием и саморазвитием. Что же касается оценок эстетической культуры кружковцев и студийцев, то мнения руководителей разделились: 40 % опрошенных полагают, что уровень эстетической культуры их подопечных « вполне нормальный для их возраста», в то время как 60 % сочли его «недостаточным».

Для нас было важным выяснить, как складываются в действующих хореографических коллективах взаимоотношения занимающихся с их наставниками. Полученные ответы вызывают тревогу: пятая часть руководителей коллективов ограничивает свое общение с подростками исключительно учебно-творческими занятиями (разучивание новых номеров, репетиции и т.п.); лишь 12 % руководителей встречаются с кружковцами и студийцами в их свободное

время (беседы об искусстве, походы в театр и др.); четверть опрошенных предпочитает сохранять в отношениях с подростками полагающуюся дистанцию. Вряд ли таким руководителям известны подробности школьной жизни подростков, равно как и отношение родителей к их увлечениям. А без этого знания педагогу-хореографу весьма сложно управлять коллективом, закладывать и развивать его традиции, формировать эстетическую культуру подростков.

В подростковом возрасте формирующаяся личность стремится к самоутверждению и самореализации. Опытный руководитель самодеятельного коллектива учитывает это обстоятельство и по мере возможности привлекает кружковцев к решению возникающих вопросов внутриколлективной жизни. Однако, по имеющимся у нас данным, две трети руководителей самодеятельных коллективов предпочитают решать все возникающие в процессе творческой деятельности проблемы единолично, лишь треть из них пытается развивать в той или иной форме самоуправление.

Существенно разнятся между собой ответы, данные руководителями коллективов на вопрос об оптимальной, по их мнению, репертуарной политике. Треть опрошенных склонны считать, что репертуар для самодеятельного коллектива — не главное, важно обучить занимающихся исполнительской технике. Еще 50 % полагают, что в репертуаре коллектива должны преобладать номера и постановки, отражающие художественный стиль педагога-постановщика, поскольку для него это еще и возможность проявить себя, раскрыть свой творческий потенциал. В этом случае подростки становятся пассивными исполнителями воли педагога, а их формирующиеся интересы и эстетические потребности никак не учитываются и не развиваются.

Даже столь беглый анализ хореографической практики самодеятельных коллективов позволяет утверждать: далеко не все руководители хореографических коллективов до конца понимают свою педагогическую миссию, необходимость развивать собственную креативность, повседневно демонстрировать личный художественный вкус, желание и готовность включаться в разнообразную эстетическую деятельность.

Анализ учебных планов хореографических отделений учебных заведений культуры и искусства позволил обнаружить явную недостаточность психолого-педагогической подготовки будущих хореографов, слабую эстетическую направленность многих общенаучных и специальных дисциплин. Молодые специалисты — выпускники хореографических отделений в большей мере одержимы оригинальными постановками в стиле джаз, брейк, хип-хоп, модерн и т.п. Гораздо реже они обращаются к народным, народно-сценическим танцам. Наблюдается явная недооценка народных танцевальных традиций, мало внимания уделяется фольклору. Это обедняет содержание эстетического воспитания членов самодеятельных коллективов, не способствует формированию подлинно эстетической культуры подростков.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть: многие стороны организаторской и художественно-творческой деятельности самодеятельных хореографических коллективов определяются именно авторитетом руководителя, стилем его работы и служебного поведения, его эстетическим вкусом, его имиджем. В современных условиях ни молодой, ни даже опытный руководитель не вправе забывать, что своим личным примером они каждодневно демонстрируют подопечным свое отношение к искусству танца,

к хореографии, к эстетической культуре. А она проявляется на сцене, во время смотров-конкурсов, что само по себе повышает ответственность руководителя за творческую форму коллектива; она проявляется во всех сферах жизнедеятельности подростков, а педагог во всех случаях выступает примером и важным фактором формирования их высокой эстетической культуры.

Библиографический список

1. Бухвостова, Л. В. Балетмейстер и коллектив / Л. В. Бухвостова, Н. И. Заикин, С.А. Щекотихина. — Орел, 2007. — 248 с.

2. Современные концепции эстетического воспитания : теория и практика / Отв. ред. Н. И. Киященко ; РАН. — М., 1998 . — 302 с.

3. Фролова, Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками / Г. И. Фролова . — М. : Просвещение,

1986. - 159 с.

4. Чабанный, В. Ф. Духовное развитие личности в коллективе художественной самодеятельности / В. Ф. Чабанный. — СПб.,

1987. — 106 с.

5. Череднякова, А. Б. Педагог-хореограф как специалист социально-культурной сферы / А. Б. Череднякова // Социально-культурные проблемы подготовки специалистов в вузе. — Челябинск, 2007. — С. 152—161.

МАРЧЕНКО Сергей Евгеньевич, преподаватель кафедры хореографии.

Адрес для переписки: e-mail: art-msergey@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.07.2010 г. © С. Е. Марченко

УДК 37Ю9Ц о. Ю. ЛЕВЧЕНКО

Забайкальский институт предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации,

г. Чита

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В СИСТЕМЕ ГОРНОЗАВОДСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬЯ (XVIII—XIX вв.)_

Статья посвящена истории горнозаводского образования Забайкалья. На основе анализа архивных и печатных источников автором прослеживается процесс преподавания иностранных языков.

Ключевые слова: горнозаводское образование Забайкалья, иностранные языки.

Нерчинский горный округ, представлявший собой особую территориальную, административную и промышленную единицу, расположенную на территории Забайкалья, обеспечивал потребности российского государства в ценных и цветных металлах. Для успешного и бесперебойного функционирования горных заводов требовалось значительное количество квалифицированных рабочих и мастеров, а также инженеров, имевших специальное образование в сфере горного дела. В этой связи заслуживает особого упоминания деятельность выдающегося государственного деятеля, организатора горно-металлургической промышленности В. Н. Татищева, который одним из первых в отечественной педагогике не только осознал важность профессионального образования, но и предпринял конкретные шаги в этом направлении.

Долгое время история становления и развития горнозаводского образования Забайкалья не становилась предметом изучения историков, краеведов и педагогов. Первые шаги в этом направлении были предприняты читинским историком В. Г. Изгачевым в 60-х годах прошлого века. Свою дальнейшую разработку данная тема получила в исследовании Т. А. Константиновой, проанализировавшей деятельность горнозаводских учебных заведений Нерчинского горного округа в свете общероссийской политики в области

профессионального образования и организации горного дела в XVIII — начале XX вв.

Уникальность системы горнозаводского образования обуславливает актуальность его всестороннего изучения с целью выявления позитивного опыта, имеющего возможность практического применения в современных условиях. В этой связи представляется интересным определение роли и места иностранных языков в программах учебных заведений системы горнозаводского образования Забайкалья. К сожалению, отрывочность сведений за отдельные исторические периоды затрудняет воссоздание полной картины языкового образования в учебных заведениях Нерчинского горного округа, тем не менее сохранившиеся архивные документы позволяют выявить общие тенденции и характерные особенности данного процесса.

Базируясь на изученных архивных документах, Т. А. Константинова утверждает, что первая профессиональная школа возникла в Нерчинском горном округе в 1723 году, явившись тем самым одним из первых общеобразовательных и профессиональных учебных заведений Забайкалья. Отсутствие архивных документов не дает оснований говорить о преподавании иностранных языков в момент начала деятельности школы. По подтвержденным данным они

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.