Научная статья на тему 'Комплекс предложений по совершенствованию управления финансовыми ресурсами муниципального района'

Комплекс предложений по совершенствованию управления финансовыми ресурсами муниципального района Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальный район / финансовые ресурсы / программа развития / бюджет. / municipal district / financial resources / development program / budget.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камов Леонид Петрович, Иванова Наталья Андреевна

В статье представлен комплекс предложений по решению ряда задач, обеспечивающих повышение эффективности и качества управления финансовыми ресурсами на уровне муниципального района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A set of proposals for improving the management of financial resources municipal district

The article presents a set of proposals for solving a number of problems that improve the efficiency and quality of financial resources management at the level of the municipal district.

Текст научной работы на тему «Комплекс предложений по совершенствованию управления финансовыми ресурсами муниципального района»

Комплекс предложений по совершенствованию управления финансовыми ресурсами

муниципального района A set of proposals for improving the management of financial resources municipal district

Q

УДК 631.334 DOI 10.24411/2658-3569-2019-12009 Камов Леонид Петрович,

кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственныйуниверситет по землеустройству», г. Москва

Иванова Наталья Андреевна,

кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва

Ivanova N.A., [email protected] Kamov L.P., [email protected]

Аннотация. В статье представлен комплекс предложений по решению ряда задач, обеспечивающих повышение эффективности и качества управления финансовыми ресурсами на уровне муниципального района.

Summary. The article presents a set of proposals for solving a number of problems that improve the efficiency and quality of financial resources management at the level of the municipal district.

Ключевые слова: муниципальный район, финансовые ресурсы, программа развития, бюджет.

Key words: municipal district, financial resources, development program, budget. Управление финансовыми ресурсами в муниципальном районе является важнейшим элементом муниципального управления и занимает ведущее место в экономическом регулировании отношений между органами власти на местном уровне. Исследования Н.А. Ибрагимовой позволили сделать вывод, что «степенью сбалансированности бюджета на стадии планирования, правильностью финансовых и социальных прогнозов

детерминируется устойчивое функционирование бюджетной сферы и выполнение программ развития территорий» [1].

Анализ научных результатов экономической науки в сфере финансового обеспечения развития муниципального образования показывает, что для достижения цели повышения эффективности и качества управления финансовыми ресурсами на уровне муниципального района предусматривается решение следующих основных задач [2, 3, 4, 5, 6, 7]:

- повышение эффективности бюджетных расходов муниципального района;

- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального района;

- увеличение доходов бюджета, связанных с использованием муниципального имущества и земельных ресурсов.

Решение задач целесообразно осуществлять посредством реализации комплекса мероприятий, входящих в состав соответствующих муниципальных программ, которые структурированы по задачам, объемам финансовых средств, необходимых для решения задач, по годам реализации и источникам финансирования. Комплекс мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального района представлен в таблице 1.

Таблица 1

Комплекс мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального района

№ и/хк Наименование м ер отхр иятн и Перечень процедур, обеспечивающие выполнен и е мероприятия Объем финансирования мероприятия, тыс. руб.

1 Формирование проекта "програьашого" бюджета мунжципалъного района на очередной финансовый год и плановый период 1. Подготовка Порядка и Методики планирования: бюджетных ассигнований бюджета района на очередной финансовый год и плановый период. 2. Формирование бюджета муниципального района на очередной финансовый год и плановый период на основании мероприятий м\гницппальных программ В пределах средств, выделенных на о беспеченне деятельности уполномоченного органа власти в сфере финансов и казначейства муниципального района

2 Оценка качества муж®нцип аль ных услуг, результативности и эффективности выполнения му н и rrci п а^тъ ных задашш Оценка качества муниципальных услуг, результативности и эффективности выполнения мгчттннип^тънъхх задашш В пределах средств, выделенных на о б еспеченне деятельности администрации района

3 Равномерное финансирование расходов бюджета м\гннципального района в течение финансового года; Исполнение расходных обязательств бюджета муниципального района в отчетаом финансовом годлг Планирование финансирования расходных обязательств бюджета муниципального района. Составление кассового плана исполнения бюджета муниципального района.

4 Разработка критериев по введению новых (увеличению объема действлтощнх) расходных обязательств Разработка и утверждение порядка принятия решений по введению новых (у в сличению объема действующих^) расходных обязательств муниципального района

Изучение ряда программных документов по управлению финансовыми ресурсами на местном уровне позволяет сделать вывод, что органы муниципальной власти к ключевым мероприятиям, позволяющим повысить эффективность бюджетных расходов в условиях муниципального района, относят равномерное финансирование расходов бюджета муниципального района в течение финансового года; разработку критериев по введению новых (увеличению объема действующих) расходных обязательств; подготовку порядка и методики планирования бюджетных ассигнований бюджета района на очередной финансовый год и плановый период; составление кассового плана исполнения бюджета муниципального района и другие.

Как отмечает В.Е. Чиркин, «муниципальные образования должны стремиться к построению сбалансированных бюджетов, в которых размеры доходов и расходов совпадают. Бюджетный кодекс РФ допускает размер дефицита местного бюджета, утвержденного представительным органом муниципального образования на очередной финансовый год, не более 15% от объема доходов бюджета (без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней) [8].

Одновременно должны быть утверждены источники покрытия этого дефицита, в числе которых могут быть муниципальные займы, кредиты, поступления от продажи муниципального имущества и другие источники, установленные законодательством.

С учетом анализа исполнения доходной и расходной части бюджета муниципального района в комплекс мероприятий по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета целесообразно включить подготовку методики прогнозирования доходов бюджета муниципального района, осуществление краткосрочного прогнозирования поступления доходов в бюджет района на основе расчетов налоговых и неналоговых доходов в бюджет муниципального района и детального прогнозирования ассигнований для финансирования социально значимых расходов, а также установление ответственности за выполнение плана по привлечению доходов бюджета муниципального района.

Выделение финансирования данных мероприятий осуществляется в пределах средств, выделенных на обеспечение деятельности профильного управления в сфере регулирования финансово-хозяйственной деятельности в администрации муниципального района и органов местного самоуправления муниципального района.

Положительными результатами обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета на среднесрочную перспективу следует признать следующие:

- ежегодный прирост налоговых и неналоговых доходов местного бюджета;

- минимально допустимое отклонение исполнения бюджета по доходам;

- отсутствие просроченной кредиторской задолженности по оплате труда в общем объеме расходов;

- уменьшение размера (или отсутствие) просроченной кредиторской задолженности в расходах бюджета.

Увеличение доходов бюджета, связанных с использованием муниципального имущества, предусматривает проведение технической инвентаризации объектов муниципальной собственности, получение технических планов и кадастровых паспортов на объекты недвижимости, оценку рыночной стоимости объектов недвижимости и т.д. На примере Истринского муниципального района Московской области сводные расчетные оценки приведены в таблице 2.

При этом основным предметом мониторинга является динамика привлечения и погашения заимствований на основе анализа и условий предоставления кредитных ресурсов, анализа исполнения бюджета и сроков исполнения долговых обязательств. Результатом мероприятия должно стать значение объема муниципального долга, не превышающее общий годовой, объем доходов бюджета района без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Действенной представляется система мер по уменьшению процентных ставок заимствований района путем привлечения кредитов в кредитных организациях, заключения дополнительных соглашений к кредитным договорам о снижении процентных ставок.

Таблица 2

Комплекс мероприятий по увеличению доходов бюджета, связанных с использованием муниципального имущества, на примере Истринского муниципального района Московской области

На именование мероприятий Перечень процедур, обеспечивающих выполнение мероприятия Объем финансирования мероприятия на 5-летнюю перспективу, тыс. руб.

Техническая инвентаризация объектов муниципальной собственности Утверждение плана по объему осуществления мероприятия б 311,0

Оценка рыночной стоимости объектов недвижимости 185,0

Оценка рыночной стоимости права аренды нежилых помещений 344,0

Содержание муниципального имущества Коммунальные услуги, услуги охраны, услуги связи, транспортные услуги, текущий ремонт, юридические услуги, прочие расходы 1000,0

Итого 7&40,01

Достигнуть этого можно путем проведения мониторинга процедур размещения заказов муниципальными образованиями на оказание услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями на постоянной основе; подготовки обоснования начальной цены муниципального контракта; разработки технического задания и проекта муниципального контракта; заключения муниципального контракта и кредитных договоров.

Реализация предлагаемых мер согласно анализу практики муниципальных образований в регионах Центрального федерального округа в период 2014-2017 годов создаст условия для того, чтобы отношение объема расходов на обслуживание муниципального долга муниципального района к объему расходов бюджета в среднем не будет превышать 15 процентов.

Достижение координации и сбалансированности стратегического планирования (программа социально-экономического развития — муниципальные программы — муниципальные задания), бюджетного планирования (бюджетная стратегия — бюджет — субсидии) возможно за счет подготовки своевременной отчетности, оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, оценки эффективности муниципальных программ и муниципальных заданий.

Список использованной литературы

1. Ибрагимова, Н.А. Совершенствование механизма муниципального финансового планирования в дотационных регионах: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Ибрагимова Нахапу Адамовна; СКФУ. - Ставрополь, 2016. — 200 с.

2. Захаров М.А. Диагностика ключевых проблем социально-экономического развития городского округа Воронеж/ Захаров М.А., Рисин И.Е. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2017. - № 1. - С. 47-56.

3. Иванова Н.А. К вопросу об определении землеустройства как инструмента управления земельными ресурсами на местном уровне/ Иванова Н.А. // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2014. - № 9 (117). - С. 54-57.

4. Иванов Н.И. Взаимосвязь документации по территориальному планированию с программами социально-экономического развития/ Н.И. Иванов // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2008. - № 10 (46). - С. 43-45.

5. Прикладной менеджмент: учебное пособие / Ю.А. Цыпкин, Н.И. Иванов, А.А. Фомин, А.С. Кокорев - М: ООО «Научный консультант», 2018. - 440 с.

6. Давыдов Д.В. Разнообразие типов и форм управления муниципальными образованиями и их социально-экономическое развитие [Текст] / Давыдов Д.В., Лаврененко И.И. // Вестник

Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2016. -№ 1. - С. 71-78.

7. Методологические основы развития рынка недвижимости: монография / В.Н. Хлыстун, А.А. Мурашева, П.В. Клюшин, В.М. Столяров и др. - М: ГУЗ, 2017. - 368 с.

8. Система государственного и муниципального управления: учебник. / Чиркин В.Е. - М.: Юристъ. - 2005. — 379 с.

[1] В соответствии с паспортом муниципальной программы «Управление муниципальными финансами, имуществом и земельными ресурсами Истринского муниципального района в 2015-2019 годах»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.