Научная статья на тему 'Комплекс педагогических условий адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности в вузе'

Комплекс педагогических условий адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фёдорова Елена Евгеньевна

В статье раскрывается сущностная характеристика адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности; рассматривается комплекс педагогических условий; делаются выводы об их необходимости и достаточности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплекс педагогических условий адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности в вузе»

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. Е. Федорова

КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

В статье раскрывается сущностная характеристика адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности; рассматривается комплекс пеоагогических условий; делаются выводы об иг необходимости и достаточности.

Успешность адаптации студентов к учебно-прскЬессиональной деятельности зависит от создания педагогических условий в образовательном процессе высшего учебного заведения.

По мнению Ю,К. Бабанского, В.А. Беликова, Э.Г. Юдина и других, любая система может успешно функционировать и развиваться при соолюдении определенных условий, соответственно необходимо их выявить с учетом особенностей профессиональной подготовки.

Под педагогическими условиями, обеспечивающие эффективность адаптации студентов к учебно-поофессиональной деятельности мы будем понимать внешние обстоятельства и внутренние особенности, оказывающие позитивное влияние на процесс адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы и обобщения опыта профессиональной подготовки студентов, мы считаем, что условиями адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности являются: актуализация профессионально-познавательного интереса студентов вуза; учебно-методическое сопровождение процесса активизации самостоятельной работы студентов; пооектирование индивидуальных программ саморазвития профессионально важных качеств.

Выявленные педагогические условия опираются на возможности высшего профессионального образования как наиболее технологичной и подвижной части системы образования, организующей познавательную деятельность субъектов образования,

способствующих адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности.

Необходимость выделения первого педагогического условия - актуализация познавательного интереса студентов вуза -обусловлена личностным подходом к образованию, который предполагает право каждой личности на самоопределение, саморазвитие в соответствии с собственными интересами, одновременное рассмотрение личности как субъекта и объекта образовательного процесса. Идея личностного подхода реализуется через такой педагогический процесс, который обеспечивает всестороннее развитие личности и учитывает, что внешние педагогические влияния действуют лишь опосредованно, через внутренние условия личности, опираясь на ее собственную активность. С позиций личностно ориентированного образования интерес определяется субъектностью студента в дидактической системе, и его направленность на разных этапах развития зависит от его личностного опыта.

В определении сущности личности, нам представляется научно обоснованной теория о целостной структуре личности человека, сочетающей в органическом единстве знания, мотивы, действия (Б.Г. Ананьев), согласно которой, личность как субъект общественных отношений формируется и проявляется в процессе социальной практики, что связано с развитием профессионально-познавательного интереса.

Психологи (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов) в качестве ведущего компон нта структуры личности выделяют направленность, которая имеет сложное строение и

©Е.Е. Федорова, 20П7

многофункциональное назначение, включает в себя ряд важнейших компонентов, в том числе интерес. Интерес выступает как специфическая направленность личности на то, что приобретает некоторую значимость для человека в силу тех или иных обстоятельств.

Теоретический анализ источников по проблеме показал, что принято выделять три направления в понимании интереса. Первое из них получило название интеллектуального, согласно которому, всякий интерес связан с познанием окружающей действительности, то есть с интеллектуальной деятельностью человека, что составляет интеллектуальную сторону психики.

Второе направление - эмоциональное, рассматривает интерес как то, что особо привлекает к себе внимание человека и вызывает положительные эмоции. В данном случае сущность интереса усматривается в эмоциональной сфере психики человека, т.к. именно ее элементы (положительные эмоции) вызывают у него возникновение и сохранение интереса. В таком контексте рассматривают интерес А.Г. Ковалев, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и другие.

Представители третьего направления трактуют интерес с позиций волевой активности личности. Согласно их мнению, интерес является стимулом активности, он не пассивен и выражается в стремлении человека к интересующему его предмет^. Различные сферы деятельности определяют большое разнообразие интересов, в сферу нашего внимания включаются профессиональные и познавательные интересы. Для выявления точек сопряженности профессиональных и познавательных интересов мы обобщили педагогические исследования по этой проблеме Л.Г. Антиповой, Ю.К. Бабанского, A.C. Белкина, J1.B. Благонадежиной, Д.И. Зюзина. H.A. Исаевой, С.П. Крядже, Н.Д. Левитова, Т.К. Панкратова, Ф.К Савиной, В.А. Сластенина, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и выявили, что: познавательные и профессиональные интересы наиболее тесно взаимопроникают, соприкасаются в период профессионального обучения; способности к познанию интересующей области пробуждают способности к профессиональной деятельности в этой же области; профессиональный интерес придает целевую и практическую направленность познавательному интересу.

Современному обществу нужна

опережающая педагогика, как система интеллектуального и психологического развития, формирующая устойчивые компоненты творческого стиля мышления: умения анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять и устранят- лротиворечия, находить новые решения и прогнозировать возможные варианты решений. Личность с таким стилем мышления готова к постоянным изменениям в профессиональной деятельности и ищет новые возможности для решения профессиональных задач. Стратегическим направлением модернизации образования является оптимизация системы управления учебно-профессиональной деятельностью студентов, а также процессами воспитания самостоятельности, ответственности и развития творческих способностей будущих специалистов в рамках организационной структуры профессионального образования - это обусловило выбор второго педагогического условия - учебно-методическое сопровождение процесса активизации самостоятельной работы студентов.

Исследование процесса отдельных аспектов самостоятельной работы нашло свое отражение в трудах А. Дистервега, Т. Кампанеллы, Я.А. Коменского, М. Монтеня, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского и других. Современное осмысление данной проблемы осуществляется с различных позиций в исследованиях A.M. Воробьева, Е.А. Голанта, Н.Г. Дайри, М.А Данилова, Б.П. Есипова, И А. Зимней, A.B. Усовой и других.

Анализ теоретических источников по проблеме самостоятельной работы дает возможность выделить в качестве существенных следующие признаки этого явления: наличие задания; отсутствие непосредственного участия преподавателя в выполнении задания; наличие специально предоставленного для выполнения задания времени; наличие опосредованного управления преподавателем познавательной деятельностью учащихся; развитие познавательной активности и самостоятельности как черты личности.

Самостоятельную работу студентов мы понимаем как свободную по выбору и содержащего высшую специфическую форму познавательной деятельности, форму внутренне мотивированного самообразования, осуществляемого при косвенном руководстве извне. Самостоятельная работа формирует положительную мотивацию учения,

64

Частник КГУ им. H.A. Некрасова» 2007. Том 13

Комплекс педагогических условий адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности в вузе

профессиональную компетентность и важнейшие личностные качества - самостоятельность, познавательную активность и ответственность.

На активизацию самостоятельной работы студентов в системе профессионального образования оказывают влияние: качественное планирование и организация проведения самостоятельной работы студентов; целенаправленная их подготовка к самостоятельной работе; учет личностно-временных аспектов самоорганизации деятельности студентов в ходе педагогического проектирования самостоятельной работы; разработка и применение специальных технологий самостоятельной работы студентов; наличие дидактических материалов для индивидуализированного управления

познавательной деятельностью обучающихся в ходе самостоятельной работы; наличие и использование студентами современных технических средств обучения и средств новых информационных технологий.

Для активизации самостоятельной работы студентов важно знать виды, структуру, функции познавательных потребностей; роль эмоций и мотивов, межличностных отношений и общения в формировании познавательных потребностей; осознание студентами общественного долга и путей перевода познавательных потребностей на уровень профессионально-познавательных потребностей. В процессе познавательной деятельности воспитываются качества, присущие личности в целом: активность, самостоятельность, творчество и другие. Поэтому мы считаем, что достижение основных целей профессиональной подготовки возможно лишь в процессе активной самостоятельной работы студентов и посредством ее. Итак, активизацию самостоятельной работы студентов мы рассматриваем как целенаправленную совместную деятельность преподавателей и студентов, предполагающую совершенствование содержания, форм, методов, приемов познавательной деятельности с целью формирования положительной мотивации, повышения профессиональной компетентности будущих специалистов на основе развития таких личностных качеств студентов, как активность, творчество, самостоятельность, рефлексивность. Формирование самостоятельности, ответственности студентов в учебно-профессиональной деятельности исторически и логически связано с реализацией их творческих

возможностей. Особое значение придается активной деятельности, стимулированию способностей личности к творчеств), формированию внутренних потребностей, мотивов, творческих особенностей (В.Г Ананьев, Л.И Божович, Л.С. Выготский, К.К. Платонов, Д.В Эльконин и др.).

Выбор третьего педагогического условия -проектирование индивидуальных программ саморазвития профессионально важных качеств — обусловлен тем, что адаптация предполагает использование человеком (осознанно или неосознанно) тех своих благоприятных природных качеств, которые способствуют успеху в деятельности. Это условие отражает личностную составляющую адаптации студентов к учебно-профессиональной деятечьности и опирается на акмеологический подход.

Первичность акмеологии по отношению к уже сложившимся наукам о человеке заключается в том, что она исследует весь жизненный и профессиональный путь человека. При этом весьма важно то, что акмеология изучает проблемы совершенствования и коррекции профессиональной деятельности (способы разрушения отрицательных стереотипов и формирование положительных, обеспечение творческих решений производственных задач). Акмеология исходит из того, что вершин профессионализма человек достигает сам.

Будущии специалист, используя свои знания и способности в профессиональной деятельности должен включиться в творческий процесс, добиваясь положительного результата, который выражается не только в материальных и духовных ценностях, но и в преобразовании личности этого специалиста в ходе создания нового продукта. Учитывая это, Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков предполагают, что профессиональная деятельность образует трехуровневую структуру где основанием ^лужит рефлексия - осмысление своей поисково-творческой деятельности личностью; созидательно-преобразовательная деятельность и сотворчество. Таким образом, акмеологический подход к анализу сущности профессионально-личностного развития специалиста позволяет осмыслить закономерности развития его личности в период профессиональной подготовки, соотнести индивидуальное и творческое начала, стимулировать осознанное выполнение им своей работы, чему способствует проектирование индивидуальных программ саморазвития

Педагогика. Психология. Социальная раоота. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3, 2и07

профессионально важных качеств студентов. Итак, при выявлении педагогических условий эффективности процесса ячаптации студентов вузов к учеОно-профессиональной деятельности мы

учитывали социальный заказ общества, официальные документы, степень разработанности проблемы в психолого-педагогической и специальной литературе, с опорой на акмеологический подход.

О. В. Башун

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Современная эпоха характеризуется мощным развитием рыночных экономических отношений, усложнением и у.лублением социальных процессов, усилением борьбы в сфере философских и религиозных идей, обострением проблем в нравственной и культурной жизни, повышением роли личностных устремлений человека, наконец, появлением и развитием новых направлений в науке и социальной практике. XXI век требует от человека оперативной и эффективной адаптации к новым условиям существования, ускоренного овладения знаниями, которые позволят ему быть достойным времени.

В связи с этим в последние годы резко повысилась роль образования в жизни каждого человека и всего человечества в целом. Учение на протяжении всей жизни стало треоованием нашего времени, необходимой предпосылкой и условием для эффективной деятельности во всех сферах общественного и личного бытия, а также поступательного развития человеческого общества. Сегодня треоуется образование иного качества. Ушло в прошлое представление об образовании как об относительно непродолжительном и обретающем завершение процессе.

Современному учителю во все периоды его жизни необходимо обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру, развивать способности, совершенствоваться в профессии. Становятся важнейшими способы деятельности, связанные с умением получать, перерабатывать, активно усваивать и применять новую информацию. Поиски путей повышения культуры умственного труда в процессе обучения постоянно находятся в поле зрения педагогической науки. Вместе с тем, необходимость дальнейшего

совершенствования школьного и вузовского образования требует решения данной проблемы каждый раз на новом уровне. Становится все более очевидной недостаточная ^фективность приемов умственного труда, которые были разработаны педагогами прошлого, для решения задач, поставленных современной жизнью-Развитие культуры обогащает человечество все новыми достижениями, в результате чего полученное в молодости образование - это лишь база, которая требует постоянного личностно-профессионального совершенствования человека. Культура интеллектуального труда будущего учителя является важным аспектом его профессионализма, поскольку, с одной стороны, она позволяет осуществлять продуктивную профессиональную деятельность, а с другой, инициирует развитие интеллектуальной сферы и культуры школьников. Поэтому особое значение приобретает проблема актуализации и развития культуры интеллектуального трупа студента, как одной из составляющих профессиональной компетентности получающей свое специфическое наполнение в условиях вузовского обучения.

Классическая образовательная парадигма, ставившая в основу знания умения и навыки обучающихся, перестала быть доминирующей. Одной из задач современного вузовского образования является обеспечение развития личности, способной к адекватной ориентации в постоянно расширяющемся потоке научной информации, к преобпазующей. творческой деятельности. Сешдня требуется такое развитие личности будущего учителя в процессе образования, которое даст ей возможность в дальнейшем опережать существующую в каждый момент времени востребованность знаний.

Таким образом, ведущим направлением модернизации высшего образования выступает

66

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова» 2007. Том 13

©О.В. Башун. 2О07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.