Научная статья на тему 'Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста'

Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / PERSONALITY-PROFESSIONAL DEVELOPMENT / FUTURE PROFESSIONAL / OPTIMIZATION / PSYCHO-AKMEOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деркач Анатолий Алексеевич

В серии публикаций (№№ 4, 2012; 1-4, 2013) актуализируется необходимость научной разработки инновационных подходов к профессиональному образованию в современной России, адекватных индивидному, личностному и субъектному своеобразию каждой становящейся личности; комплексно рассмотрена проблема повышения профессионализма во всех экономических и социальных отраслях на основе создания целостных систем личностно-профессионального развития; обоснованы важнейшие средства оптимизации такого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деркач Анатолий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological-akmeological bases and means of optimizing personal and professional development of competitive specialist

Updated professional development of psychological and akmeological approach to education (№№ 4, 2012; 1-4, 2013). The problem of professionalism through the creation of integrated systems of personal development in the profession, optimization of such development.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста»

АКМЕОЛОГИЯ: ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Деркач А.А.

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА1

Акмеологический подход к индивидуализации личностно-профессионального развития будущих специалистов. Личностно-профессиональное развитие предполагает не только освоение технологий профессиональной деятельности, но и, прежде всего, освоение способов познания мира и себя для формирования собственных траекторий жизненного пути и индивидуальных стратегий саморазвития.

В связи с этим возникает необходимость индивидуализации и самого процесса личностно-профессионального развития будущих специалистов.

Осмысление накопленных теоретических знаний по вопросам подготовки будущих специалистов и практического опыта организации образовательного процесса в вузах позволяет утверждать, что индивидуализация способна привести профессиональную подготовку в соответствие с новыми социальными реалиями, с международными стандартами, сделать студента реальным субъектом своего личностно-профессионального развития.

Т.В. Бурлакова (2009), обобщив материалы зарубежных и отечественных исследований, продемонстрировала сложность эволюции понятия «индивидуализация».

Как показал, исторический анализ, проведённый Т.В. Бурлаковой, введение термина «индивидуализация» связывают с именами античных философов Левкиппа и Демокрита, которые понимали индивидуализацию как принцип, лежащий в основе философского объяснения бытия. Принцип индивидуализации приобрёл статус общего метода познания, ведущего к постижению целого через анализ его индивидуальных элементов, в философии Нового времени. Представители немецкой классической философии создали диалектическую концепцию индивидуализации. После исследований Г. Гегеля, трактовавшего индивидуализацию человека как преодоление в нем природного, чувственного, единичного, в решении проблемы проявились две противоположные тенденции. К. Маркс, Ф. Энгельс связывали ее решение с раскрытием взаимоотношений человека и общества, личности и коллектива. С. Кьеркегор, понимая индивидуализацию как постоянный выбор человеком самого себя, пытался решить эту проблему в рамках индивидуализма.

В ХХ веке, как всякая фундаментальная научная проблема, проблема индивидуализации получает решение на методологическом, теоретическом и экспериментальном уровне.

Методологическая основа научного понимания индивидуализации заложена в работах философов (М.С. Каган, И.И. Резвицкий, А.М. Эткинд и др.). Теоретические аспекты проблемы анализируются в трудах психологов (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А. Бине, Э. Вебер, Л.С. Выготский, Г. Гаудиг, Дж Дьюи, А. Лай, В.Ф. Ломов, М. Мак-

1 Продолжение. Начало см. в №1 2013. С. 11-16.

Миллан, М. Монтессори, А. Норт, К. Роджерс, В.И. Слободчиков, Э.Л. Торндайк, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Г. Шаррельман, В. Штерн и др.) и педагогов (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, А.А. Бударный, М.А. Данилов, Л.В. Занков, А.А. Кирсанов, В.М. Монахов, Е.С. Рубанский, В.В. Сериков, И.Э. Унт, Т.И. Шамова и др.).

В ХХ1 веке стремительно меняющаяся социальная реальность и социально-экономические преобразования в стране привели к необходимости переосмысления идей индивидуализации, ее сущности и возможностей в обеспечении жизненного, профессионального, личностного самоопределения каждого студента, его конкурентоспособности на рынке труда.

Кроме того, известные отечественные учёные (Е.В. Бондаревская, В.И. Загвязинский, В.А. Сластенин) отмечают наличие серьёзных недостатков в вузовском образовании, которые связаны с потерей его ценностно-смысловых позиций, нежеланием отказаться от сложившихся стереотипов и ориентацией на формальные результаты деятельности.

Сравнительно-сопоставительный анализ современных отечественных и зарубежных энциклопедических изданий, проведённый Т.В. Бурлаковой, свидетельствует о том, что в трактовке индивидуализации исходят из значений латинского слова individuum - особь, отдельный человек, личность. В зависимости от того, какое из этих значений принято в качестве родового, содержание индивидуализации может быть понято: как выделение личности или особи по ее индивидуальным свойствам; обособленность личности, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости; принятие во внимание особенностей каждого индивидуума; становление индивидуальности.

Важный вопрос, возникающий при рассмотрении индивидуализации, относится к трактовке самих понятий «особь», «отдельный человек», «индивидуальность», «личность», которые находятся в тесной связи, но различаются уровнем конкретизации, степенью отражения в них врожденного и приобретенного.

Многие известные авторы (Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Е.И. Исаев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштнейн, В.И. Слободчи-ков и др.) указывали, что для понимания существа личности определяющее значение имеет исполнение человеком определенных социальных действий, внутреннее к ним отношение. Индивидуальность в современной науке (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.А. Деркач,

A.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, Е.В. Селезнева, В.И. Слободчиков,

B.А. Ядов, М.Г. Ярошевский) принято считать высшим синтезом, интегральным результатом жизненного пути человека, своеобразием и неповторимостью человека как индивида, как субъекта, как личности.

Результаты обобщения сравнительных исследований по проблеме профессиональной подготовки в западных странах позволили Т.В. Бурлаковой установить, что стратегии индивидуализации при подготовке будущих специалистов различаются от минимальной модификации в групповом обучении до полностью независимой самостоятельной работы студентов. Характерной чертой высшего профессионального образования исследователи признают плюрализм. В то же время в практике работы российской высшей школы преобладает та сторона индивидуализации, которая характеризует процесс обучения (конструирование различий в содержании обучения в зависимости от базовой подготовленности студента; учет индивидуального темпа продвижения студента по достижению учебных целей; индивидуальное консультирование; использование возможностей научно-исследовательской работы студентов).

Анализ современных подходов, сложившихся в отечественной науке, подтвердил, что проблема индивидуализации является междисциплинарной: ее разработка ведется в философии, психологии, педагогике, социологии, акмеологии. Индивидуализация трактуется как система (А.А. Кирсанов), принцип (Н.Н. Гордеева, Н.А. Завалко), процесс (Н.Ф. Гейжан), стратегия (С.В. Кораблева), педагогическая категория (Н.В. Асташкина), учет особенностей учащихся (И.Э. Унт).

Т.В. Бурлакова говорит, что каждый из выделенных смыслов понятия «индивидуализация» подчеркивает его значимость. Так, индивидуализация как явление представляет собой объективный факт, в том числе и в реальной жизни, и в образовательном процессе. Индивидуализация как принцип предназначена для объяснения изменений, происходящих с

человеком, в том числе в процессе подготовки. Индивидуализация как стратегия фактически означает ценность и цель для человека. При этом происходит постепенное изменение трактовки понятия «индивидуализация» от обозначения формы и средства обучения к его определению как широкой преобразовательной деятельности по образованию человека, позитивному изменению его внутреннего мира.

В психологии и акмеологии сформировались различные подходы к определению индивидуализации (К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, А.Э. Голубева, А.А. Деркач, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, В.С. Мерлин, В.И. Слободчиков, Л.А. Степнова и др.). Ее суть описывается различными понятиями (акциденцирование, индивидуация, интеграция, сублимация, вариа-тизация, интимизация и др.).

Осмысление приоритетных позиций, включенных в анализируемые определения («включенность внутренних условий», «становление самости», «развертывание индивидуальных устремлений», «реализация уникальной сущности», «творческое самовыражение», «выработка жизненных стратегий, смыслов, стилей деятельности» и др.), позволило Т.В. Бурлаковой установить следующие особенности индивидуализации профессиональной подготовки и личностно-профессионального развития будущего специалиста в вузе.

Осознание студентом себя происходит через глубокое освоение ценностей и опыта. Следовательно, на начальной стадии индивидуализацию следует рассматривать как накопление энергии, действия, происходящее через освоение будущим специалистом профессиональных ценностей и профессионального опыта на основе включения в систему разнообразных связей и отношений со всеми участниками образовательного процесса.

Внутренняя основа индивидуализации, обусловливающая целостный характер индивидуального бытия, заключается в умении подчинить свои силы единой цели. Значит, определяющей характеристикой индивидуализации личностно-профессионального развития будущего специалиста в вузе должна стать целенаправленность.

Потребность в индивидуальной позиции предполагает собственный способ существования, в свою очередь, собственный способ существования в профессии предполагает наличие индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Индивидуализация, определяемая как процесс становления индивидуальности, способствует приобретению студентом все большей самостоятельности и относительной автономности, которая проявляется в способности к самоопределению и саморегулированию. Необходимым условием индивидуализации является формирование индивидуальной позиции каждого студента относительно избранной профессии, а также способности к самоанализу, мотивации и рефлексии.

Индивидуализация представляет собой единство самореализации и самоотдачи. С одной стороны, она стимулирует стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей, к познанию собственной природы; а с другой, стимулирует желание отдавать полученные знания, приобретенную энергию. Фактически, это «равность на весах» того, что студент приобретает и отдает; сбалансированность вложенной и приобретенной энергии; удовлетворенность и обоснованность вложенных усилий. Для каждого человека этот процесс является уникальным.

Процесс профессиональной подготовки глубоко индивидуален: студент внешнее делает внутренним, своим, делает сознательно и самостоятельно.

Проведенный теоретический анализ и обобщение отечественных и зарубежных исследований позволяет сформулировать следующее определение индивидуализации личностно-профессионального развития будущего специалиста.

Индивидуализация личностно-профессионального развития будущего специалиста представляет собой динамический, интериоризированный личностью процесс акмеологиче-ского взаимодействия, который адекватен как индивидуально-образовательному потенциалу студента, так и системе социальных ценностей, требований и целей, и обеспечивает овладение способами познания мира, профессии и себя для самореализации в жизни и профессиональной деятельности.

В контексте данного определения индивидуализация личностно-профессионального развития будущего специалиста характеризуется реципрокностью, противопоставленностью внешней и внутренней ее составляющих. Внешняя индивидуализация - это направ-

ленное воздействие образовательного пространства, включающего адаптацию содержания и форм учебного процесса к индивидуальным особенностям студента, оказание акмеологи-ческой поддержки с целью развития его индивидуальности. Внутренняя индивидуализация - это направленность студента на развертывание и реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование индивидуальной траектории личност-но-профессионального развития.

Внешняя индивидуализация способствует пребыванию системы (субъекта) в активном состоянии одного и того же уровня, связанного с текущим изменением элементов, функций и связей в функционирующей системе; внутренняя индивидуализация приводит к преобразованию системы, появлению ее нового качества, что означает возникновение принципиально новых образований и переходу системы на новый уровень функционирования.

Главная особенность внешней составляющей индивидуализации состоит в ее обращенности к каждому студенту. Направленность внешней составляющей индивидуализации способствует тому, что внешнее образовательное пространство принимается и осваивается студентом. Осмысление, преобразование образов и символики внешнего пространства, освоение полученной информации происходит во внутреннем пространстве личности, субъективирующем личностно-профессиональное развитие. Целостное восприятие новой информации расширяет внутреннее пространство личности, наполняет его содержанием и смыслом, становится внутренним источником развития. Начинается движение «от студента», состоящее в реализации индивидуальности, творческом самовыражении, в выработке жизненных и профессиональных смыслов, стиля деятельности.

Индивидуализация профессиональной подготовки будущих специалистов обеспечивается на «внутреннем» уровне посредством внутреннего личностного роста студента, самоорганизацией его личностного (образовательного и развивающего) пространства. Внутренняя индивидуализация предстает как естественно осуществляющийся процесс качественных изменений человека, направленный на реализацию уникальной сущности. Индивидуализированная профессиональная среда и соответственно организованный процесс обучения становятся внешними регуляторами внутренней индивидуализации студента.

С позиций акмеологии нам представляется, что процесс индивидуализации личностно-профессионального развития будет более эффективным, если ее стратегию будет задавать вариативно-рефлексивный подход (Т.В. Бурлакова). Данный подход предполагает построение системы личностно-профессионального развития будущих специалистов на основе выбора вариантов соотношения между внешней («вариативность») и внутренней («рефлексия») индивидуализацией для нахождения оптимального и успешного пути достижения целей личностно-профессионального развития каждым студентом и способствует разрешению противоречий между индивидуальными и общественными интересами.

Анализ проблемы вариативности в образовании (А.Г. Асмолов, В.В. Афанасьев, А.В. Золотарева, А.Б. Ольнева и др.) позволил Т.В. Бурлаковой рассматривать ее как процесс, направленный на рост социальной и профессиональной мобильности, расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и саморазвития. Развитие вариативного образования соотносится с разнообразием организационно-правовых форм деятельности образовательных учреждений, их типов и видов; многообразием форм получения образования, содержания образования (разнообразием учебных планов, курсов, программ, учебников) и форм организации учебного процесса; многообразием целей и задач.

Рефлексия в современных научных исследованиях (В.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, Л.С. Выготский, Б.З. Вульфов, А.В. Карпов, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.) рассматривается как обобщенный тип реальности, проявляющийся в различных видах мыслительной, творческой активности и предполагающий анализ, критическую реконструкцию реальности и нормативной стороны деятельности. Переосмысление человеком отношений с предметно-социальным миром позволяет, как дифференцировать в каждом развитом Я его различные подструктуры, так и интегрировать Я в неповторимую целостность. Рефлексия имеет особую значимость для личностно-профессионального развития, позволяет критически осмыслить основание, характер, структуру, процесс и результат собственной деятельности. Она связана с творческим процессом, присутствует в инновационной деятельности, позволяет

устранить внутреннюю дисгармонию посредством преобразования собственного сознания, перестройки мироощущения и мировосприятия.

Анализ процессов, происходящих в мировом и отечественном педагогическом образовании, позволил выявить ряд тенденций, способствующих успеху профессиональной подготовки.

Реализация идей вариативности, с точки зрения Т.В. Бурлаковой, обеспечивает внешнюю индивидуализацию и характеризуется совокупностью положений, определяющих способность системы образования предоставлять студентам многообразие полноценных, привлекательных вариантов образовательных траекторий, учитывающих интересы студентов и специфику будущей специальности. В качестве средств используются расширение спектра образовательных услуг, диверсификация и обновление профессиональной подготовки с учетом индивидуализированных технологий; создание и развитие моделей индивидуализации образования, разработка вариативных образовательных программ; конструирование различий в содержании учебных программ и уровне их усвоения, темп продвижения по достижению учебных целей; создание системы поддержки студентов при движении по образовательной траектории.

Реализация идей рефлексии обеспечивает внутреннюю индивидуализацию и проявляется в стимулировании, развитии, обогащении личностно-профессиональных качеств будущего специалиста. В качестве средств используются: а) формирование рефлексивных умений студентов, которые являются основным механизмом воплощения результатов рефлексии и необходимым условием развития личности, способствуют повышению профессионального, интеллектуального и личностного уровня будущего специалиста, выработке умений внутреннего контроля; б) применения рефлексивных методик, учитывающих актуальные образовательные потребности студента, его субъектный и личностный опыт в профессиональной сфере. Рефлексивные методики обращены к внутреннему потенциалу студента, способствуют сознательному восприятию знаний и выработке умений на основе внутреннего побуждения к самосовершенствованию; направлены на рационализацию процесса достижения личностно и профессионально значимой цели, развитие творческого и осознанного отношения к профессии, способствуют адекватной самооценке достижений студентов.

Таким образом, рефлексия служит психолого-акмеологическим механизмом личност-но-профессионального развития студентов, обеспечивает каждый его этап осознанным результатом. Выход в рефлексивную позицию по отношению к опыту и деятельности позволяет студенту сделать их предметом своего сознания и воли, обеспечивает проникновение в собственный внутренний мир. Рефлексивное соотнесение достижений с интересами и устремлениями позволяет студенту совместить духовные ценности с профессиональной деятельностью.

В то же время вариативность обеспечивает специфику подготовки и индивидуальные потребности студентов и реализуется в выбираемых студентом областях профессиональной деятельности, в индивидуальных целях и задачах, в содержании учебной и самостоятельной работы, в варьировании методов, форм, заданий.

Интеграция идей вариативного и рефлексивного подходов позволяет студенту стать реальным субъектом своего личностно-профессионального развития.

В ходе исследования Т.В. Бурлаковой выявлены закономерности индивидуализации профессиональной подготовки будущих специалистов, ведущими среди которых являются:

взаимная обусловленность индивидуализации и профессионализации личности будущего специалиста;

необходимость смены в процессе профессиональной подготовки периодов преимущественного воздействия внешней индивидуализации периодами преимущественной внутренней индивидуализации с целью реализации потребности студента к самоопределению;

детерминированность становления субъектности студента внутренней и внешней индивидуализацией.

Закономерность взаимной обусловленности индивидуализации и профессионализации личности будущего специалиста подтверждается, по мнению Т.В. Бурлаковой, тем, что реальный профессионализм (А.К. Маркова) есть внутренняя характеристика личности, позволяющая не просто соответствовать нормативным требованиям профессии, но и отличаться

самобытностью, индивидуальным своеобразием. Индивидуализация нацелена на создание условий для раскрытия и формирования индивидуальности студента. Она может выступать в качестве ведущего основания, позволяющего будущему специалисту достичь внутренней готовности реализовать свой потенциал (знания, опыт, личностные качества) для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной среде, осознать значимость и личную ответственность за результаты своей деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования.

Системное изучение сущности индивидуализации и уточнение содержания понятия позволило Т.В. Бурлаковой установить, что продуктивность процесса личностно-профессионального развития зависит как от внутренней индивидуализации, обусловленной личностно-деятельностными факторами, качествами собственной учебно-воспитательной деятельности студентов, так и от интенсивности и характера внешней индивидуализации, определяемой социально-профессиональными факторами. Различное соотношение внешней и внутренней индивидуализации на различных ступенях образовательного процесса определяет величину индивидуальных и личностных изменений студента, стимулирует его потребность к самоопределению. По мере становления индивидуальности студента объективно уменьшается необходимость внешней индивидуализации и одновременно возрастает роль внутренней индивидуализации, но взаимопереходы между ними сохраняются. Таким образом, имеет место закономерность необходимости смены в процессе профессиональной подготовки периодов преимущественного воздействия внешней индивидуализации периодами преимущественной внутренней индивидуализации с целью реализации потребности студента к самоопределению.

Закономерность детерминированности становления субъектности студента внутренней и внешней индивидуализацией подтверждается одной из общефилософских характеристик субъекта: субъект в деятельности не только обнаруживается и проявляется, но и созидается, и определяется (С.Л. Рубинштейн). Структурирование интеллекта, становление субъектных характеристик индивидуально и вариативно (Б.Г. Ананьев). Внутренняя и внешняя индивидуализация сопряжены с индивидуальностью и вариативностью. Согласно Е.А. Климову, личность в качестве субъекта характеризуется мотивами, направленностью, саморегуляцией, креативностью, интеллектуальными чертами индивидуальности. Это позволяет рассматривать субъектную позицию студента как цель, условие и результат личностно-профессионального развития. Динамика субъектного становления студента определяется как возможностью и своевременностью внешней индивидуализации, так и необходимостью и реализацией внутренней индивидуализации.

Т.В. Бурлакова показала, что эффективность индивидуализации личностно-профессионального развития будущих специалистов определяется реализацией следующих принципов и правил.

Принцип гибкости и разнообразия обосновывается тем, что содержание и методики образовательного процесса в системе высшего образования должны помочь студенту расширить возможности обоснованного выбора жизненного и профессионального пути (В.А. Бордовский, В.А. Сластенин, С.Д. Смирнов). При этом формирование базовых компетенций будущего специалиста должно строиться в соответствии с его потребностями и интересами (А.Г. Асмолов, В.И. Байденко, И.А.З имняя).

Реализация принципа гибкости и разнообразия предполагает учет следующих требований:

выполнение общих требований образовательного стандарта в сочетании с удовлетворением индивидуальных возможностей и интересов каждого студента;

гибкое реагирование на индивидуальные и личностные изменения студента путем внесения необходимых изменений в индивидуальные образовательные программы и индивидуальные планы;

создание условий для свободного самоопределения студентов при выборе сложности и объема содержания образования, форм и методов подготовки, контроля и оценки достижений;

степень самостоятельности;

изучение условий возникновения внутренней индивидуализации;

осуществление подготовки с высокой степенью рефлексии, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств и др.

Принцип формирования субъектной позиции студента предполагает, что студент осознает и принимает цели деятельности; самостоятелен и ответственен в реализации целей; адекватен в самооценке своих способностей и достижений, самокритичен; способен обоснованно и самостоятельно делать выбор и принимать решения на всех этапах профессиональной подготовки; имеет потребность в самоопределении, самореализации, в анализе образовательной деятельности.

Реализация принципа формирования субъектной позиции студента предполагает учет следующих требований:

включение студента в процесс целеполагания и планирования своей образовательной деятельности на всех этапах профессиональной подготовки;

осознание студентом значимости учебной и профессиональной деятельности; развитие мотивации учения;

вооружение студента способами самодиагностики учебных достижений и обучение объективной самооценке собственных достижений и др.;

учет принципа поддержки индивидуальности и развития автономности обусловлен тем, что одной из целей современного высшего профессионального образования является развитие индивидуальности будущего специалиста. Автономность индивидуальности обеспечивается тем, что человек обладает способностью к самодетерминации, поскольку содержит в себе источник собственного развития и активности. Развитие индивидуальности студента может осуществляться поэтапно как становление, преобразование и преображение (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).

Т.В. Бурлакова выделила три этапа развития индивидуальности студента: осознание, преобразование, объединение. Для этапа осознания характерно самопонимание индивидуальности и понимание индивидуальности студента преподавателем. Этап преобразования характеризуется появлением вектора «от студента», а также желанием сделаться иным, лучшим. Этап объединения характеризуется интеграцией индивидуальности и иерархии профессиональных ценностей и смыслов. Результатом этого этапа является формирование основ индивидуального стиля профессиональной деятельности и стиля жизни в целом.

Реализация принципа поддержки индивидуальности и развития автономности предполагает учет следующих требований:

создание у студентов мотивации к изучению и учету своих общих и профессиональных способностей;

проведение глубокой диагностики сфер индивидуальности студента; установление взаимосвязи между этапами развития индивидуальности студента и обеспечения необходимости перехода от одного этапа к другому;

создание индивидуальных образовательных программ и планов с учетом индивидуальности студента;

создание ситуаций, в которых студент может проявить свою индивидуальность и др. Принцип взаимосвязи произвольности и саморегуляции предполагает рассмотрение взаимосвязи внешних и внутренних факторов развития, а также непрерывности и дискретности, интериоризации и экстериоризации как механизмов развития и обучения, аффекта и интеллекта. Очевидно, что становление человека как личности столь многопланово, что его могут одновременно определять как внешние, так и внутренние условия (Л.С. Выготский, Л.И. Катаева, О.В. Москаленко, А.В. Петровский, Е.В. Селезнева, В.И. Слободчиков, Н.В. Соловьева, Т.А. Полозова, А.П. Федоркина). Согласно А.В. Петровскому, развитие личности, как системы, может быть представлено как единство непрерывности и прерывности (дискретности). Можно утверждать, что дискретность определяет конкретную форму протекания процесса развития индивидуальности, а непрерывность обеспечивает преображение индивидуальности.

Взаимосвязь произвольности и саморегуляции обеспечивает интеллектуально-личностное развитие студента. Развитие человека всегда идет от непроизвольности, импульсивности, ситуативности поведенческих реакций к их произвольности, регулируемости. Эта тенденция проявляется в умении студента управлять своим поведением, сознатель-

но ставить цели, преднамеренно искать и находить средства их достижения. Произвольность поведения основывается на постепенном переходе от внешней регуляции к саморегуляции.

Можно выделить следующие требования реализации данного принципа: развитие индивидуальности студента на основе взаимосвязи внешней и внутренней индивидуализации;

соответствие методов и форм внешней индивидуализации индивидуальности студента;

постановка задач и последовательное осуществление целей, способствующих саморазвитию индивидуальности студента;

обеспечение интеллектуально-личностного развития студента;

обеспечение в учебном процессе перехода от деятельности, организуемой преподавателем, к ее самоорганизации студентом и др.

Принцип позитивной перспективы и самоактуализации соотносится с особенностями формирования жизненной перспективы студента на основе управления его представлениями о себе в настоящем и будущем. Как показало исследование Т.В.Бурлаковой, студенты чаще всего называли четыре условия, необходимых для появления внутренней индивидуализации: 1) желание принимать себя в окружающем пространстве, находясь в нем; 2) позитивное восприятие символики и образов окружающего пространства; 3) открытость разнообразию окружающего пространства и 4) позитивность перспективы.

Принцип позитивной перспективы и самоактуализации предусматривает следующие требования:

признание уникальности и самобытности каждого студента, уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;

выявление и развитие мотивов, ориентирующих студентов на успешность учебной и профессиональной деятельности относительно их целей и жизненных планов; опора на положительные качества студента; создание ситуаций успеха и выбора;

оказание студенту необходимой помощи и поддержки в преодолении трудностей; защищенность и эмоциональная комфортность студента в педагогическом взаимодействии;

взаимное уважение, терпение и такт во взаимодействии преподавателей и студентов и

др.

Принцип саморазвития и самореализации соотносится с гуманистическим смыслом индивидуализации, который состоит в недопущении насильственного изменения индивидуальности студента в процессе личностно-профессионального развития и в создании условий, способствующих приобретению будущим специалистом опыта осознания себя и освоения себя в деятельности. Рефлексия выступает внутриличностным механизмом, побуждающим к саморазвитию и самосовершенствованию. Она способствует усложнению внутреннего мира будущего специалиста, настраивает на построение позитивной жизненной перспективы. Обеспечение будущему специалисту рефлексивной позиции в деятельности является одним из условий эффективности его личностно-профессионального развития.

Принцип саморазвития и самореализации предусматривает выполнение требований: признание за каждым студентом права на саморазвитие;

предоставление возможности каждому студенту реализации себя в различных видах профессиональной деятельности и общения;

обеспечение динамики самостоятельности студентов в саморазвитии и самореализации;

обеспечение студенту рефлексивной позиции в учебной и профессиональной деятельности и др.

перечисленные принципы взаимосвязаны, дополняют друг друга и отражают стратегию индивидуализации личностно-профессионального развития студентов.

Т.В. Бурлакова показала, что успешность индивидуализации личностно-профессионального развития студентов определяется:

признанием специфичности и избирательности внутренней индивидуализации;

поиском обобщенных индивидуальных оснований, обеспечивающих внешнюю индивидуализацию;

обеспечением свободы выбора образовательного пути и безопасности личностного проявления в учебных ситуациях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стимулированием креативности студента;

обеспечением субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса.

Исследование различных подходов к личностно-профессиональному развитию человека показывает особое для этого процесса значение ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сторон. В силу этого особой важностью обладает условие целевой ориентации на одновременное развитие профессиональной компетентности и личности студента в процессе индивидуализации его личностно-профессионального развития.

С акмеологической точки зрения представляет значительный интерес разработанная Т.В. Бурлаковой модель индивидуализации профессиональной подготовки студентов.

Целевой компонент модели определяет приоритетное направление и содержание индивидуализации подготовки будущего специалиста, поскольку умение подчинить свои цели единой цели является основой индивидуализации личностно-профессионального развития. Целевой компонент строится в рамках субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента. К его основным характеристикам относятся диагностичность, преемственность, адекватность, систематичность, согласованность и направленность.

Содержательный компонент представлен объективным и субъективным планами. Вариативно-рефлексивный подход помогает решить сложную задачу объединения их в единое целое, обеспечивает выполнение общих требований образовательного стандарта в сочетании с гибким удовлетворением потребностей и интересов каждого студента.

Деятельностный компонент модели ориентирует на создание благоприятных условий для выхода за пределы типичных ситуаций, определяется творческим характером познавательной деятельности студентов.

Мотивационный компонент модели определяется многими факторами: особенностями вуза; особенностями организации образовательного процесса в нем; субъективными особенностями студентов и преподавателей; спецификой постигаемой специальности.

Рефлексивно-аналитический компонент позволяет моделировать особые условия для осознания будущим специалистом своих возможностей, перспективы личностно -профессионального роста, наполняет процесс профессиональной подготовки личностным смыслом.

Диагностически-оценочный компонент включает программу мониторинга, в которой определены критерии и показатели оценки уровня освоения образовательной программы, сформированности профессиональных умений и навыков, профессионально-значимых качеств личности, методики их отслеживания.

Эксперимент, проведенный Т.В.Бурлаковой, включал диагностический, прогностический, организационный, практический, обобщающий и внедренческий этапы.

В рамках программы были определены критерии оценки уровня профессиональной подготовки студентов в вузе (компетентность, удовлетворенность профессией, направленность на развитие профессионально значимых индивидуальных и личностных качеств). Компетентность как высокий уровень сформированности системы профессиональных действий, качественной структуры предметных и методических знаний и умений отражает объективную оценку готовности. Критерий удовлетворенности избранной профессией отражает оценку субъективных требований, предъявляемых студентом к условиям профессиональной деятельности.

Об успешности эксперимента свидетельствует как формальный результат (отметки), так и выявленные личностные показатели достижений студентов. У студентов экспериментальных групп, в которых реализовывались разработанные Т.В. Бурлаковой программы, наблюдалось общее повышение уровня академической успеваемости в 2 - 2,5 раза во всех образовательных областях. Результаты итоговых испытаний (государственный экзамен по специальности) также демонстрируют большую успешность выпускников эксперименталь-

ных групп, у которых оценок «отлично» больше на 26 % , оценок «хорошо» больше на 22 % (данные 2007 г.).

Основным критерием измерения в данном исследовании служила такая характеристика, как продвижение студентов на более высокие уровни достижений, свидетельствующие о сформированности ценностной и технологической составляющих основы индивидуального стиля профессиональной деятельности будущих специалистов. Исследованием доказано, что реализация вариативно-рефлексивного подхода позволяет осуществить переход студентов на более высокие уровни личностно-профессионального развития.

Литература

[1]. Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов: концептуальные основы: монография. - Шуя, 2008.

[2]. Бурлакова Т.В. Учебно-методическое сопровождение педагогической практики студентов-математиков: учебно-методическое пособие. - Шуя, 2008.

[3]. Мешкова И.В., Зеер Э.Ф., Панина Л.П. Психологические основы формирования развивающего профессионально-образовательного пространства студентов колледжа. - Екатеринбург, 2007.

[4]. Никитин О.Д. Использование средств творческого самовыражения в образовательной практике (на примере преподавания психологических дисциплин в ВУЗах) // Проблемы и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества. -М., 2006.

[5]. Никитин О.Д. Творческая самореализация как необходимый компонент личностного роста в современной культуре // Творческая самореализация как антропоцентрический эталон здоровья в современной культуре. - М., 2007.

[6]. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / кол. авторов; под ред. Н.В. Бордовской. - М., 2010.

Продолжение следует

Степнова Л.А., Тюрин К.Г.

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТОВ КАК ОБЪЕКТ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ

С целью выделения групп личностно-профессиональных качеств эксперта как объекта акмеологической оценки, прежде всего, мы рассмотрели различные виды государственной экспертной деятельности.

Так, в исследовании В.Ю. Асланян показаны особенности профессиональной оценки психологического воздействия служителей деструктивных религиозных культов экспертами-психологами. Предметом экспертизы в «религиоведческой экспертизе», которая введена в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 11 п. 8) является психологическое воздействие служителей деструктивных религиозных культов. Экспертом выделяются типы последствий психологического воздействия служителей религиозных культов. Критерием оценки последствий психологического воздействия служителей деструктивных религиозных культов является изменение выраженности отраженной субъектности.

Психолого-педагогическая экспертиза СМИ осуществляет экспертизу информации, осуществляемой в целях предотвращения нанесения вреда здоровью и развитию детей в рамках Концепции, разработанной с целью совершенствования практики применения Федерального закона № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Цель концепции - научно-методическое обоснование, повышение объективности и унификации проведения экспертизы информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.