Научная статья на тему 'Комплекс мер по обеспечению экономической безопасности национальной валютно-финансовой системы'

Комплекс мер по обеспечению экономической безопасности национальной валютно-финансовой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
609
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / КРИЗИС / ECONOMIC SECURITY / FINANCIAL SECURITY / MONETARY AND FINANCIAL SECURITY / MONETARY AND FINANCIAL SYSTEM / ECONOMIC SANCTIONS / CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаков Андрей Владимирович

Рассмотрена сущность, характеристики валютно-финансовой безопасности как составляющей экономической безопасности государства. В современных условиях нестабильности экономики и санкций против России проблема обеспечения безопасности в этой сфере стала очень актуальной, требующей решений. Решения должны строиться не только на тактике, но и на долгосрочной стратегии, поскольку безопасность в этой сфере определяет безопасность экономики страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SET OF MEASURES TO ENSURE THE ECONOMIC SECURITY OF THE NATIONAL MONETARY AND FINANCIAL SYSTEM

The article discusses the essence, characteristics of monetary and financial security as a component of the economic security of the state. In the current conditions of economic instability and sanctions against Russia, the problem of ensuring security in this area has become very urgent, requiring solutions. Decisions should be based not only on tactics, but also on a long-term strategy, since security in this area strongly determines the security of the country’s economy as a whole.

Текст научной работы на тему «Комплекс мер по обеспечению экономической безопасности национальной валютно-финансовой системы»

УДК 338.2 ББК 66.2

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10131 © А.В. Минаков, 2020

Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

КОМПЛЕКС МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Андрей Владимирович Минаков,

профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета, доктор экономических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрена сущность, характеристики валютно-финансовой безопасности как составляющей экономической безопасности государства. В современных условиях нестабильности экономики и санкций против России проблема обеспечения безопасности в этой сфере стала очень актуальной, требующей решений. Решения должны строиться не только на тактике, но и на долгосрочной стратегии, поскольку безопасность в этой сфере определяет безопасность экономики страны в целом.

Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая безопасность, валютно-финансовая безопасность, валютно-фи-нансовая система, экономические санкции, кризис.

A SET OF MEASURES TO ENSURE THE ECONOMIC SECURITY OF THE NATIONAL MONETARY AND FINANCIAL SYSTEM

Andrey V. Minakov,

Professor of the Department of Economy and Accounting, Doctor of Economic Sciences, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article discusses the essence, characteristics of monetary and financial security as a component of the economic security of the state. In the current conditions of economic instability and sanctions against Russia, the problem of ensuring security in this area has become very urgent, requiring solutions. Decisions should be based not only on tactics, but also on a long-term strategy, since security in this area strongly determines the security of the country's economy as a whole.

Keywords: economic security, financial security, monetary and financial security, monetary and financial system, economic sanctions, crisis.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Минаков А.В. Комплекс мер по обеспечению экономической безопасности национальной валютно-финансовой системы. Вестник экономической безопасности. 2020;(2):294-300.

Тема управления экономической безопасностью национальной валютно-финансовой системы достаточно актуальная и часто рассматривается в научной литературе и публикациях. Следует отметить публикации таких авторов как С.Ю. Глазьев, Е.Р. Ермакова, Ю.В. Жилкина, Е.В. Кара-нина, М.Е. Косов, И.И. Кучеров и некоторых других. Их монографии, публикации в периодике посвящены вопросам экономической безопасности Российской Федерации, включая вопросы валютно-финансовой безопасности. Валютно-фи-нансовая система является формой организации ва-лютно-финансовых отношений, органической частью национальной финансовой системы. Она играет важную роль, связывая национальную финансовую систему с мировой валютно-финансовой системой.

Именно поэтому основной целью исследования является определение наиболее проблемных аспектов развития российской валютно-финансовой системы с точки зрения экономической безопасности государства, а также выработка рекомендаций по повышению безопасности этой системы в рамках общего повышения экономической безопасности Российской Федерации.

Исследование теоретических аспектов проблемы позволяет провести прямую взаимосвязь между экономической безопасностью государства и экономической безопасностью валютно-финансовой системы. Е.В. Каранина использует термин «финансовая безопасность» как важный аспект экономической безопасности, подразумевая под ней на макроуровне «защищенность финансовых интересов на всех уровнях финансовых отношений; определен-

ный уровень независимости, стабильности и стойкости финансовой системы страны в условиях влияния на нее внешних и внутренних дестабилизирующих факторов... способность финансовой системы государства обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы.» [5, с. 11]. Валютная безопасность ею рассматривается как составной элемент финансовой безопасности, связанный с обеспеченностью государства валютными ресурсами, поддержанием положительного платежного баланса, стабильности курса и защитой от потрясений валютного рынка. Соответственно, дефицит или профицит платежного баланса, отток или приток капитала в стране, динамика и волатиль-ность валютного курса - те индикаторы, которые отражают валютно-финансовую безопасность [5, с. 16-18].

Е.Р. Ермакова, рассматривает финансовую безопасность в качестве одного из элементов экономической безопасности государства, как «состояние защищенности финансово-экономических интересов государства и заключается в способности органов государственной власти обеспечить политическими, правовыми, экономическими и организационными методами и средствами безопасное функционирование всех сфер общественной и экономической деятельности, где обращаются финансы» [3, с. 326], выделяя несколько ее элементов, включая и безопасность валютно-денежной системы. Под последней понимается обеспечение стабильности курса национальной валюты, обеспечение умеренности темпа инфляции, состояние трансграничного движения капитала страны [3, с. 327].

Ю.В. Жилкина также определяет, что финансовая безопасность - это неотъемлемый элемент национальной экономической безопасности, а ее толкование представлено достаточно широко, как «состояние ее экономики и финансовых институтов, при котором обеспечивается формирование государственных финансовых потоков в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций, и их адекватное использование государством» [4, с. 34]. Соответственно, состояние инфляции, динамика и волатильность валютного курса, состояние платежного баланса - все это автором подразумевается как элементы финансовой без-

опасности, объекты валютно-финансовой политики государства [4, с. 35].

М.Е. Косов указывает на то, что финансовая безопасность - это индикатор общей экономической безопасности страны, и она проявляется как «устойчивость со стороны финансовой сферы ко всем внутренним и внешним негативным воздействиям» [6, с. 212], также уточняя то, что ее обеспечение является залогом предотвращения кризисов, дефолтов, деструкции финансовых потоков, нарушения стабильности денежного обращения. В целом, и он отмечает факт, что валютно-финансовая безопасность является значимым элементом финансовой безопасности государства, поскольку ею обеспечивается стабильность национальной валюты, денежной системы государства.

И.И. Кучеров определяет финансовую безопасность государства также в качестве элемента национальной безопасности (национальной экономической безопасности), как «состояние защищенности финансовой системы Российской Федерации, основанное на финансовой устойчивости государства, которое позволяет осуществлять непрерывное и достаточное финансовое обеспечение всех его полномочий и функций» [8, с. 81]. Устойчивость валютной и денежной системы страны названа им также одной из важных задач обеспечения финансовой безопасности. А помимо нестабильности и волатильности валютного курса, оттока капитала и высокой инфляции он справедливо подчеркивает негативное влияние на эту безопасность криминального воздействия: незаконных валютных операций, легализации преступных доходов и т.п. [7, с. 150].

Обобщая приведенные определения, можно сделать основные выводы. Экономическая безопасность государства включает в себя финансовую безопасность как защищенность финансовой системы от внешних и внутренних угроз, что дает государству возможность выполнения функций и задач по развитию экономики. Валютно-финансовая безопасность является элементом финансовой безопасности, непосредственно связанным с функционированием валютного рынка и денежного обращения. Ее обеспечение дает возможность функционирования стабильного денежного обращения, стабильного курса национальной валюты, положительного

3,0

g 1,0 вв

1 0,0

1-1,0 в

Е-

-2,0 -3,0

22,4% 29,1% 32,2%

2,3

1,3

2013 20l\ 2015 2Ш6 2017 2018

-2,3

40,0%

10,0% | 0,0% а -10,0% $

s

tu S

а н

-60,0%

- Теми прироста реального ВВП

Темп прироста цены нефти

Источник: https://www.statista.coni/statistics/262858/change-in-opec-cmde-oil-prices-siiice-1960/;

https://ac.gov.rU/files/publication/a/21979.pdf

Рис. 1. Сопоставление прироста реального ВВП и цены на нефть

Источник: https://www.audit-it.ru/currency/ Рис. 2. Динамика среднего курса доллара США по отношению к российскому рублю (USD/RUR)

платежного баланса, определенной стабильно-низкой инфляции.

Поскольку валютный курс, инфляция, платежный баланс и движение капитала являются важными характеристиками, индикаторами валютно-финансовой безопасности, то необходимо по данным статистики провести их анализ за последние 6 лет (с докризисного 2013 года по 2018 год, за который статистика имеется за год целиком). Также необходимо сопоставить это с динамикой стоимости сырьевых ресурсов, а именно топливно-энергетических товаров (на них построено около 63-70% экспорта РФ1), динамикой реального ВВП России.

То есть, изменение цен на нефть практически идентично отражается на динамике ВВП страны, поскольку страна сильно зависима от экспорта энергоресурсов (нефти и природного газа, цена на который тоже зависит от цен на нефть). Россия действительно уже в 2016 году вышла на рост реального ВВП, но даже по итогам 2018 года он очень низкий (2,3%). Если сравнивать со странами Восточной Европы, то в Эстонии он составлял в том же году 3,9%, Латвии - 4,8%, Литвы - 3,5%, Польши - 4,3%, Румынии - 4,1%, при том, что снижения реального ВВП в 2014-2016 гг. там не было2.

Изменение валютного курса РФ за тот же период можно представить в виде следующей диаграммы (рис. 2).

1 Федеральная таможенная служба, статистика экспорта РФ за 1 полугодие 2019 г. / URL: http://customs.ru/press/federal/

document/199911 (дата обращения: 24.01.2020).

296_ - Вестник экономической безопасности

2 Экономические показатели стран мира / URL: https:// knoema.ru/atlas/ (дата обращения: 24.01.2020).

0,0

-50,0

-100,0

-150,0

-200,0

2013 2014 2015 -19,2 2018 2019 (сите но чн оХ

-6lV У-56,9 -31,3

\ / ~ '

-151,5

Источник: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ Рис. 3. Чистый отток капитала из России в 2013-2019 гг.

То есть, динамика курса доллара близка к динамике цен на нефть, которая представлена на рис. 1. При резком снижении цен в 2015 году имела место резкая девальвация, которая даже усилилась в 2016 году, но уже в 2017 году имеет место значительная стабилизация. При этом, если рассматривать волатильность валютного рынка, можно отметить, что только за 2018 год курс доллара США к рублю на Московской бирже изменялся от 56,84 руб., до 69,91 руб. и далее со снижением до 68,64 руб. «Скачки курса» имели место в апреле, сентябре и ноябре 2018 года1.

Не только цена на нефть влияет на курс валют и на волатильность рынка. Для России проблемой также является чистый приток или отток капитала в страну, который также влияет на спрос на иностранную валюту. На рис. 3 представлена его динамика:

То есть, в 2014 году, с началом украинского конфликта и с введением санкций к России, отток значительно увеличивается (потом он сокращается, и возможно это позитивно влияет на динамику валютного курса, как и его рост в 2018 году - негативно влияет на динамику валютного курса, представленную выше). Но и в 2013 году он имел место, притом, был достаточно значительным. Если рассматривать более ранние периоды, чистый приток капитала в Россию имел место только в 2006-2007 гг., а отток кризисного 2008 года был сопоставим с оттоком 2014 года ($133,6 млрд)2. Следует учитывать также и то, что в качестве санкций были приняты ограничения по операциям с привлечением капитала для

1 Динамика курса доллара к рублю (MOEX) / URL: https:// yandex.ru/news/quotes/2002.html (дата обращения: 24.01.2020).

2 Приток и отток капитала из России, URL: http://www. tadviser.ru/index.php/ Статья:Приток_и_отток_капитала_из_Рос-сии (дата обращения: 24.01.2020).

российских государственных банков (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк), для ряда частных банков (например, «Банк Россия», СМП Банк), что также повлияло на динамику оттока капитала.

Отток капитала негативно влияет на платежный баланс России, и даже при росте поступлений от экспорта и сокращении импорта в результате развития импортозамещения, отток капитала стимулирует спрос на иностранную валюту, оказывает давление на валютный рынок.

Динамика инфляция в России за последние годы представлена на рис. 4.

То есть, наиболее высокие показатели инфляции пришлись на 2014-2015 год, одновременно с резким снижением курса российского рубля, далее инфляция замедляется. Зависимость инфляции от динамики валютного курса определяется во многом высокой импортозависимостью российской экономики, снижение которой, и то не по всем направлениям, наметилось только после введения санкций, и, особенно, эмбарго на поставку продуктов питания из-за рубежа [11].

В острый период рост санкций против России особенно значимые угрозы виделись в возможности блокировки для российских банков систем международных расчетов (подобные меры были приняты в 2014 году к «Банку Россия» и «СМП Банку»), и это стимулировало развитие платежной системы МИР, а также обязывание систем Visa и MasterCard перенести процессинговые центры обработки данных в Россию. Были опасения возможной блокировки системы межбанковских платежей SWIFT для России (как это было сделано в отношении Ирана ранее). Но ни то, ни другое опасение позже не подтвердились: в России по-прежнему функци-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рис. 4. Инфляция в

онируют международные системы расчетов, несмотря на санкции для отдельных банков (даже не являющихся системообразущими). Тем не менее, Центральный банк в 2019 году рассматривает новые угрозы для валютно-финансовой системы страны, которые связаны с валютизацией банков (рост привлечения средств, включая депозиты, именно в иностранной валюте), рост закредитованности компаний и граждан. Отмечается, что больше половины угроз определяет «высокий уровень тревоги россиян» [9].

Меры, которые должны быть приняты для обеспечения валютно-финансовой безопасности страны, связаны с высокой дискуссионностью вопроса относительно самих причин кризиса, начавшегося с 2014 года, при введении санкций против России. Если рассматривать последние несколько лет функционирования российской экономики, можно отметить существенное ухудшение многих показателей, характеризующих экономический рост, состояние валютного рынка, инфляции. Перечисленные выше авторы подчеркивают, что во многом это определяется сложной экономической ситуацией и влиянием режима санкций против России, введенных в 2014 году после крымских событий и событий на Донбассе. Более того, С.Ю. Глазьев и вовсе ведет речь о целенаправленном негативном влиянии США на валютно-финансовую сферу в России, сочетание спекулятивных атак на валютный рынок и режима санкций, что вносит значительную дестабилизацию в валютной сфере, увеличивает отток капитала, замедляет рост экономики. Он утверждает, что «Россия избрана в качестве направления главного удара в силу сочетания объективных и субъективных

Источник: https://rosinfostat.ru/inflyatsiya/ России в 2013-2019 гг.

обстоятельств» [2, с. 35]. Ю.В. Жилкина несколько более мягко описывает влияние санкций, и хоть и признает, что их цель направлена на дестабилизацию валютно-финансовой системы страны, но выделяет и иные важные факторы, негативное влияние которых усилилось при введении санкций: сырьевая ориентированность экономики, направленность экспорта, в основном, на Европу, зависимость от импорта продовольствия и техники, рост корпоративного долга при оттоке из страны капитала (отток же начался еще до 2014 года) [4, с. 37]. Экономисты РБК и Института переходных экономик Банка Финляндии [1], а также эксперты МГИМО и Центра экономических исследований - Института экономики (CERGE-EI) Чехии А. Пестова и М. Мамонов [12] вообще считают, что влияние санкций не столь существенно для валютно-финансовой системы России. Действительно, санкции замедлили рост экономики в 2015 г. примерно на 1,2%, но не они стали катализатором кризиса. «Спад экономики в целом произошел не из-за проблем с доступом компаний к зарубежным финансовым инструментам, а в связи с резким падением цен на нефть, которое вызвало сокращение доходов федерального бюджета, и соответственно, с усилением консервативной бюджетной политики, которое повлекло падение бюджетных расходов (отмена индексации зарплаты госслужащим, пенсий и т.д.)» [12].

Именно поэтому в настоящее время меры, которые предлагаются для увеличения безопасности ва-лютно-финансовой сферы в России разные специалисты оценивают по-разному. Если рассматривать предложения С.Ю. Глазьева, то они направлены на повышение финансовой мощности российской ва-

лютно-финансовой системы, в том числе, рост применения российского рубля в расчетах по международным сделкам, финансовое обеспечение роста конкурентоспособности российских компаний-производителей, целевое кредитование предприятий (как альтернатива привлечения ресурсов на биржевых площадках), способствование активному развитию импортозамещения в сферах, где импортоза-висимость достаточно высокая [2, с. 40-49] - т.е., целенаправленная стратегия роста инвестиций при поддержке государства, прежде всего, в перерабатывающие отрасли и развитие импортозамещения.

Ю.В. Жилкина, рассматривая меры по обеспечению безопасности валютно-финансовой системы России также ведет речь о необходимости развития импортозамещения, поддержки экспорта несырьевых товаров, развитию валютно-кредитных и торговых отношений со странами БРИКС, в том числе, перевод расчетов в национальные валюты, развитие защищенной российской системы расчетов (каким становится недавно созданная система «МИР»), вывод ее на международный уровень, начиная с ЕАЭС и БРИКС [4, с. 41-42]. О необходимости противодействия незаконного вывода денег за рубеж пишут, в частичности, В.Я. Пищик и А.А. Прудникова [10, с. 149], И.И. Кучеров [7, с. 154].

Учитывая представленные мнения, автор считает необходимым разработку стратегии повышения безопасности валютно-финансовой системы страны по следующим двум направлениям.

Первое - это снижение для населения, организаций и иностранных инвесторов политических рисков, улучшение инвестиционного климата в стране. И здесь нельзя обойтись без снижения политической напряженности отношений с США, Евросоюзом, соседними государствами. Также важным должно стать улучшение работы судебной системы, реальное противодействие коррупции и развитие той информационной инфраструктуры, которая максимально бы ускорила процессы работы (регистрации бизнеса, лицензирования, получения разрешений), исключала коррупцию. Все это должно стимулировать сначала сокращение оттока, а потом и приток капитала в страну, снижению опасений инвесторов как юридически, так и частных лиц.

Второе - развитие несырьевых отраслей и их экспорта, а также импортозамещения, в чем доста-

точно полезными были бы те предложения, которые представлены были в докладе С.Ю. Глазьева. Действительно, в условиях высокой глобальной конкуренции не только со стороны Евросоюза и США, но и со стороны Китая и других азиатских стран, для российских предприятий требуется государственная поддержка, увеличивающая их конкурентоспособность. Рост экспорта и сокращение импорта по ряду важных направлений также должно положительно сказаться на платежном балансе, снижении валютных рисков для предприятий, получающих ресурсы для развития.

Таким образом, можно сделать выводы, что валютно-финансовая безопасность является элементом финансовой безопасности государства, она предполагает обеспечение стабильно функционирующего валютного рынка и денежного обращение, стабильного курса национальной валюты, положительного платежного баланса, определенной стабильно-низкой инфляции. Проблемы валютно-финансовой системы России последние годы определялись значительным снижением цен на энергоресурсы на мировом рынке при высокой их доля в экспорте, а также при высокой зависимости страны от импорта в ряде отраслей. Также значительным оказался чистый отток капитала из страны. Санкции против России, введенные еще в 2014 году, дополнили негативное влияние внешних факторов, и в результате страна имела значительные финансово-экономические проблемы. Для обеспечения безопасности валютно-финансовой системы необходимы: реализация стратегии роста инвестиционной привлекательности страны, как для резидентов, так и для иностранных инвесторов (что может быть обеспечено при снижении политических и коррупционных рисков); активное развитие импортозаме-щения при поддержке государства, стимулирования экспорта несырьевых товаров - т.е., изменением структуры экономики и экспорта в частности.

Литература

1. Гальчева А. Экономисты оценили потери России от санкций в $ 800 млрд // РБК. 2019. URL: https://www.rbc.ru/economics/14/08/2019/5d51780c9a 7947cd5eb6eb56

2. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и

выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. Доклад. М.: Институт экономических стратегий, Русский биографический институт, 2015. 60 с.

3. Ермакова Е.Р. Финансовая безопасность в системе национальной безопасности государства // Fundamental research. 2016. № 5. С. 324329.

4. Жилкина Ю.В. Финансовая система и обеспечение экономической безопасности России в условиях санкций // Вестник ТОГУ. 2018. № 3(50). С. 33-42.

5. Каранина Е.В. 21 Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности). Монография. Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2015. 239 с.

6. Косов М.Е. Финансовая система и безопасность экономики России в условиях санкций // Вестник экономической безопасности. 2016. № 6. С. 211-223.

7. Кучеров И.И. Система валютно-денежного обращения как объект финансовой безопасности //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. № 8 (36). С. 147-154.

8. Кучеров И.И. Слагаемые финансовой безопасности и ее правовое обеспечение // Журнал российского права. 2017. № 6 (246). С. 69-80.

9. Макаренко Г. ЦБ назвал четыре главные уязвимости финансовой системы России // РБК. 2019. URL: https://www.rbc.ru/finances/30/05/2019/5 ceebe779a79476093632fa0

10. Пищик В.Я., Прудникова А.А. Тенденции развития российского валютного рынка в контексте глобальных структурных трансформаций и режима санкций // Проблемы прогнозирования. 2018. № 6. С. 140-149.

11. Ткачев И. Эксперты назвали самые изменившиеся из-за санкций отрасли экономики // РБК. 2019. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/10/2019/ 5db1a76a9a794744a5d6e13a.

12. Pestova A. Mamonov M. Should we care? The economic effects of financial sanctions on the Russian economy // BOFIT Discussion Papers. 2019. No 13. pp. 3-47.

Угрозы экономической безопасности и их предупреждение

2-е издание

Угрозы экономической безопасности и их предупреждение.

2-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Под. ред. В.В. Криворото-ва, Н.Д. Эриашвили. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрены теоретические и методологические подходы к формированию понятия и основ исследования региональной экономической безопасности.

Определены и проанализированы основные угрозы региональной экономической безопасности России; обоснованы проявления угроз экономике регионов на различных этапах реформирования российской экономики, а также в современный период ее развития. Рассмотрены научные подходы к формированию индикаторов региональной экономической безопасности и их интерпретации; представлена комплексная методика оценки состояния угроз региональной экономической безопасности и приведены результаты диагностики экономической безопасности регионов Российской Федерации.

Для студентов, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» (специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»), а также другим специальностям экономики и управления. Может быть рекомендовано специалистам органов государственной власти, регионального и местного управления, решающим вопросы управления экономикой и проблемы экономического развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.