УДК 378.14 DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-1(43)-90-94
Компетенция самосовершенствования педагога: некоторые аспекты изучения и формирования
Иванова Людмила Викторовна
МКОУ Алейниковская ООШ Россошанского района Воронежской области 396611, Российская Федерация, Воронежская обл., с. Алейниково, ул. Кирова, 48 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1603-3643, e-mail: millavictorrdkn@mail.ru
Аннотация. На основе анализа актуальной научной литературы по проблемам самосовершенствования педагога - компетенций профессионального, личностного, профессионально-личностного самосовершенствования, сформулировано авторское определение понятия «компетенция самосовершенствования педагога». Рассмотрена компетенция самосовершенствования педагога как важная составляющая его профессионально-педагогической компетентности; уточнено понимание сущности и структуры самосовершенствования как деятельности, процесса, результата личностного роста и развития педагога, выступающего его компетентным субъектом, инициатором. Обосновано единство взаимодействия личностного и профессионального аспектов в структуре компетенции самосовершенствования педагога; отмечены важные аспекты изучения самосовершенствования как само-процесса в виде продуктивной формы саморазвития педагога. Подчеркнута недостаточная подготовленность многих современных педагогов к реализации компетенции самосовершенствования, активному, самостоятельному от стереотипов и продуктивному профессионально-личностному росту и достижениям. Отмечено отсутствие системных и комплексных научно-практических исследований, формирующих четкое представление относительно структурно-содержательных характеристик компетенции самосовершенствования педагога. Обозначены возможные направления и актуальность разработки теоретико-прикладных положений изучения и формирования компетенции самосовершенствования у работающих педагогов в условиях повышения квалификации. Ключевые слова: самосовершенствование; профессионально-личностное самосовершенствование; компетенция; компетенция самосовершенствования педагога
Для цитирования: Иванова Л.В. Компетенция самосовершенствования педагога: некоторые аспекты изучения и формирования // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 1 (43). C. 90-94. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-1(43)-90-94.
Competence of self-improvement of the teacher: some aspects of study and formation
Lyudmila V. Ivanova
Aleynikovo BCS of Rossosh District of the Voronezh Region 48 Kirov St., Aleynikovo Stlmt. 396611, Voronezh Region, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1603-3643, e-mail: millavictorrdkn@mail.ru
Abstract. Based on the analysis of current scientific literature on problems of self-improvement of the teacher - competences of professional, personal, professional-personal self-improvement, we formulated the definition of the concept «competence of self-improvement of the teacher. We considered the competence of self-improvement of the teacher as an important component of his vocational and pedagogical competence; clarified the understanding of the essence and structure of self-improvement as an activity, a process, the result of personal growth and the development of the teacher, acting as his competent subject, the initiator; justified the unity of interaction of personal and professional as-
© Иванова Л.В., 2020
pects in the structure of competence of self-improvement of the teacher; noted important aspects of self-improvement study as a self-process in the form of a productive form of self-development of a teacher; stressed the lack of preparation of many modern teachers for the realization of competence of self-improvement, for active, independent from stereotypes and productive vocational and personal growth and achievements; noted that there are no systematic and complex scientific and practical studies that form a clear idea of the structural and substantive characteristics of the competence of self-improvement of the teacher; indicated possible directions and relevance of development of theoretical and applied provisions of study and formation of competence of self-improvement among working teachers in conditions of advanced training.
Keywords: self-improvement; professional and personal self-improvement; competence; competence of self-improvement of the teacher
For citation: Ivanova L.V. Kompetentsiya samosovershenstvovaniya pedagoga: nekotorye aspekty izucheniya i formirovaniya [Competence of self-improvement of the teacher:some aspects of study and formation]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2020, vol. 19, no. 1 (43), pp. 90-94. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-1(43)-90-94. (In Russian, Abstr. in Engl.)
Новым, перспективным направлением отечественной педагогики и психологии становится «моделирование личности в ее противоречивом и проблемном жизненном становлении» [1, с. 6], которое на уровне теоретических и эмпирических исследований может раскрыть средства саморазвития человека в обществе как субъекта собственной жизнедеятельности.
Ученые, обращаясь к саморазвитию как сложному процессу, непрерывно протекающему во времени и пространстве всей жизни и деятельности человека, отмечают его неоднозначность, многогранность [2; 3]. Сложность здесь состоит в проблеме четкого выделения системы последовательных действий, отражающих и характеризующих саморазвитие, что, в свою очередь, обусловлено многими причинами, среди которых важным выступает представленность самых разнообразных, взаимодополняющих форм саморазвития. В.Г. Маралов обоснованно обращает наше внимание, что «неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития» [4, с. 80]. Речь идет о так называемых само-процессах, которые включают все многообразие суверенных процессов индивида: самореализацию, самообразование, самоконтроль, самоопределение, самоорганизацию, самопознание, саморазвитие, самореализацию, саморегуляцию и т. п. «Самость» -важный этап развития личности; рассматривается «как результат и механизм выделения человеком себя из окружающего мира; как понимание себя субъектом действия, как
обозначение некоего совокупного «Я» и даже как система представлений о самом себе («Я-концепция»)» [5, с. 51].
«Само» - начальная их часть обращает внимание, что субъектом, инициатором самодеятельности выступает непосредственно сам человек; вторая - раскрывает особенности, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердить себя, реализовать свой потенциал, усовершенствоваться в чем-либо. Однако «просто анализировать цели, мотивы, способы и результаты саморазвития не представляется возможным», так как требуется их анализировать в рамках ведущих форм саморазвития личности, среди которых наиболее адекватной, согласно В.Г. Маралову, выступает самосовершенствование [4, с. 83].
Согласно К.А. Абульхановой-Славской, самосовершенствование есть своего рода высшая стадия развития зрелой личности, результат личностного роста и развития. Исследуя психолого-педагогический аспект проблемы самосовершенствования будущего учителя, С.Н. Хатунцева характеризует его «...как триединый процесс самообразования, саморазвития и самовоспитания. Связующим звеном этой проблемы является личностный потенциал студента» [6, с. 10].
В самом общем виде профессиональное самосовершенствование специалистов, по мнению Л.А. Кунаковской, «представляет собой сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, ус-
ловиями профессиональной деятельности и личной программы развития» [7, с. 90]. Однако в исследованиях отмечается, что многие педагоги оказались недостаточно подготовлены к активному, самостоятельному от стереотипов профессионально-личностному самосовершенствованию, «не способны эффективно использовать собственный потенциал» [8, с. 29].
Компетенцию личностного самосовершенствования изучают Т.А. Лайкина, С.Н. Горшенина, рассматривая ее «...как ин-тегративное качество личности, отражающее активную профессионально-личностную позицию, основанную на ценностях самоопределения, самореализации, самовоспитания и самообразования в соответствии с требованиями к профессиональной деятельности педагога, а также способность к рефлексивной самооценке» [9, с. 73].
Конкретно личностная составляющая профессионального самосовершенствования специалиста выражена в исследовании Д.В. Агейкина: «Личностно-профессиональ-ное самосовершенствование - это потребно-стно-мотивационная готовность, стремление студента к освоению системы действий, адекватных его индивидуальным особенностям и направленным на успешную реализацию поставленных им профессионально-значимых целей» [10, с. 7].
В процессе научно-практического поиска, осуществленного нами по изучению понятия «компетенция самосовершенствования», выявлены несколько аспектов в исследовании: самосовершенствование как деятельность и процесс (Л.А. Кунаковская, В.Г. Маралов, П.Н. Осипов и др.); профессиональное самосовершенствование (Г.В. Гривусевич, О.В. Ми-цук, Б.В. Сергеева и др.); личностное самосовершенствование (Е.В. Везетиу, С.Н. Горшенина, С.В. Гренадерова, Т.А. Лайкина и др.); личностно-профессиональное самосовершенствование (Д.В. Агейкин и др.).
Для изучения компетенции самосовершенствования педагога считаем необходимым уточнить и рассмотреть понятие «компетенция». На основе анализа психолого-педагогической литературы мы рассматриваем компетенцию как «знание и опыт в определенной области, а также способность лич-
ности успешно действовать в нетрадиционных ситуациях» [11, с. 235]. Компетенция самосовершенствования, наряду с методической, дидактической, исследовательской, коммуникативной, акмеологической и другими компетенциями, выступает важным компонентом профессионально-педагогической компетентности современного педагога.
Однако до настоящего времени не определен единый компонентный состав профессиональных компетенций педагога, что представляет предмет не только научных дискуссий, но и активного теоретико-прикладного поиска. Все еще отсутствуют системные и комплексные исследования, целостно раскрывающие и формирующие более четкое представление относительно структуры и содержания компетенции самосовершенствования педагога. Актуальными остаются вопросы разработки основных теоретических и практических положений формирования изучаемой компетенции с использованием возможностей внутришкольного повышения квалификации. «В последние годы разрабатываются идеи вариативных форм и содержания последипломного образования и внут-ришкольного повышения квалификации педагога» [12, с. 99], но изучению и формированию компетенции самосовершенствования педагога все еще не уделяется должного внимания.
В своем исследовании компетенцию самосовершенствования педагога в самом общем виде мы рассматриваем как составляющую его профессиональной компетентности, которая проявляется в способностях, возможностях педагога усиливать мотивацию личностного роста, расширять и углублять профессиональные знания, обеспечивая профессиональные достижения, успех и самореализацию.
Формирование компетенции самосовершенствования педагога будет успешно проходить при наличии представления о ее структурной организации, теоретическом обосновании и построении педагогической модели, соответствующего практикума ее формирования, при выявлении необходимых и достаточных для этого педагогических условий.
Литература
1. Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений. М.: Академический Проект; Трикста, 2004. 256 с.
2. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Повышение квалификации преподавателя высшей школы: саморазвитие и компетентность // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 2 (20). С. 43-52.
3. Исаев И.Ф., Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности: восхождение к акме // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 2. С. 43-54.
4. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.
5. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
6. Хатунцева С.Н. Проблема самосовершенствования будущего учителя // Инновационные образовательные технологии. 2015. № 3 (43). С. 9-13.
7. Кунаковская Л.А. Самосовершенствование педагога высшей школы // Педагогическое образование и наука. 2014. № 6. С. 89-93.
8. Abdalina L., Koval N., Vyunova N., Gosteva S., Khutornaya M. Entrepreneurial spirit of a modern university professor: empirical data // Espacios. 2017. Vol. 38. № 48. P. 29.
9. Лайкина Т.А., Горшенина С.Н. Педагогические условия формирования компетенции личностного самосовершенствования будущих педагогов в дополнительном профессиональном образовании // Проблемы образования в условиях инновационного развития / под ред. Ж.А. Каско. Саранск, 2018. С. 70-74.
10. Агейкин Д.В. Формирование позитивного отношения студентов к личностно-профессиональному самосовершенствованию в условиях технического вуза: автореф. ... дис. канд. пед. наук. Самара, 2003. 24 с.
11. Хуторской A.B. Педагогическая инноватика. М.: Академия, 2008. 256 с.
12. Абдалина Л.В., Кобзенко И.К. Структурно-содержательные характеристики личностного потенциала педагога // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 2 (94). С. 99-103.
References
1. Starovojtenko E.B. Psikhologiya lichnosti v paradigme zhiznennykh otnoshenij [Personality Psychology in the Life Relationship Paradigm]. Moscow: Academic Project; Trixta, 2004, 256 p. (In Russian).
2. Makarova L.N., Sharshov I. А. Povysheniye kvalifikatsii prepodavatelya vysshej shkoly: samorazvitiye i kompetentnost' [Advanced training of the teacher of higher school: self-development and competence].
Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. -Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics and Psychology. 2012, no. 2 (20), pp. 43-52. (In Russian).
3. Isaev I.F., Sharshov I.A. Professional'no-tvorcheskoye samorazvitiye lichnosti: voskhozhdeniye k acme [Professional and creative self-development of the individual: ascent to the akma]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - Siberian Pedagogical Journal. 2009, no. 2, pp. 43-54. (In Russian).
4. Maralov V.G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya [Foundations of Self-knowledge and Self-development]. Moscow: "Academy" Publ., 2002, 256 p. (In Russian).
5. Krylova N.B. Kul'turologiya obrazovaniya [Education Cultural Science]. Moscow: National education, 2000, 272 p. (In Russian).
6. Khatuntseva S.N. Problema samosovershenstvovaniya budushchego uchitelya [The problem of self-improvement of the future teacher The problem of self-improvement of the future teacher].
Innovatsionnye obrazovatel'nye tekhnologii. - Innovative Educational Technologies. 2015, no. 3 (43), pp. 9-13. (In Russian).
7. Kunakovskaya L.A. Samosovershenstvovaniye pedagoga vysshej shkoly [Self-improvement of Higher school Teacher]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka. - Pedagogical education and science. 2014, no. 6, pp. 89-93. (In Russian).
8. Abdalina L., Koval N., Vyunova N., Gosteva S., Khutornaya M. Entrepreneurial spirit of a modern university professor: empirical data. Espacios. 2017, vol. 38, no. 48, p. 29.
9. Lajkina T.A., Gorshenina S.N. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya kompetentsii lichnostnogo samosovershenstvovaniya budushchikh pedagogov v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii
[Pedagogical conditions of formation of competence of personal self-improvement of future teachers in additional vocational education]. Problemy obrazovaniya v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya. -Problems of Education in Conditions of Innovative Development. Saransk, 2018, pp. 70-74. (In Russian).
10. Agejkin D.V. Formirovaniye pozitivnogo otnosheniya studentov k lichnostno-professional'nomu samosovershenstvovaniyu v usloviyakh tekhnicheskogo vuza: avtoref. ... dis. cand. ped. nauk [Formation of Positive Attitude of Students Towards Personal-professional Self-improvement in Conditions of Technical University. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Samara, 2003, 24 p. (In Russian).
11. Khutorskoj A.B. Pedagogicheskaya innovatika [Pedagogical Innovatics]. Moscow: Academy Publ., 2008, 256 p. (In Russian).
12. Abdalina L.V., Kobzenko I.K. Strukturno-soderzhatel'nye kharakteristiki lichnostnogo potentsiala pedagoga [Structural-content characteristics of the personal potential of the teacher]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. - Tambov University Review. Series: Humanities. 2011, no. 2 (94), pp. 99-103. (In Russian).
Информация об авторе
Иванова Людмила Викторовна - учитель иностранного языка. Алейниковская ООШ, с. Алейниково, Воронежская обл., Российская Федерация. E-mail: millavictorrdkn@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1603-3643 Вклад в статью: идея исследования, обработка литературных источников, написание текста статьи.
Поступила в редакцию 23.01.2020 г. Поступила после рецензирования 15.02.2020 г. Принята к публикации 17.03.2020 г.
Information about the author
Lyudmila V. Ivanova - Foreign Language Teacher. Aleynikovo BCS, Aleynikovo Stlmt., Voronezh Region, Russian Federation.
E-mail: millavictorrdkn@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1603-3643 Contribution: research idea; processing of references; writing of the article text.
Received 23 January 2020 Reviewed 15 February 2020 Accepted for press 17 March 2020