ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА-ПЕДАГОГА КАК ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ЦЕННОСТИ
Злотникова Екатерина Анатольевна
соискатель кафедры психологии и педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск
Е-mail: psy. krk@icloud. com
THE RESEARCH OF SELF-EDUCATIONAL COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHERS AS THE PROFESSIONAL VALUES
Zlotnikov Catherine
competitor of the Department of Psychology and Pedagogy Krasnoyarsk State Pedagogical universities im. V.P. Astafeva, Russia, Krasnoyarsk
АННОТАЦИЯ
Проблема становления самообразовательной компетенции обучающихся в настоящее время является актуальной, что подтверждается требованиями ФГОС ВПО. Целью работы выступает исследование проблемы становления самообразовательной компетенции обучающегося — будущего бакалавра-педагога как его профессиональной ценности. Позиционируя самообразовательную компетенцию как профессиональную ценность, можно утверждать, что она служит источником формирования умений управления самообразовательной деятельностью для осуществления непрерывного профессионального самосовершенствования.
ABSTRACT
The problem of formation of self-competence of students is currently relevant, as evidenced by the requirements of the GEF VPO. The purpose of the acts of self-study on the formation of student competence — the future bachelor-teacher as his professional values. Self-education positioning competence as a professional value, it can be argued that it is the source of the skills of self-management activities for continuous professional self-improvement.
^ created by free version of
i) DociFreezer
Ключевые слова: самообразовательная компетенция; ценность; профессиональная ценность; самообразовательная деятельность, будущий бакалавр-педагог.
Keywords: оf self-competence; value; professional values; self-educational activity; the future bachelor-teacher.
Самообразовательная компетенция личности хоть и является предметом теоретического анализа, но проблема ее становления и формирования остается открытой - недостаточно изучаемой в настоящее время. Авторы, исследующие аспекты становления самообразовательной компетенции обучающихся, актуализируют ее роль в управлении личностью собственной самообразовательной деятельностью как источника профессионального самосовершенствования, в регуляции процесса решения профессиональных задач, то есть — в обеспечении самоорганизации профессиональной деятельности.
Самообразовательную компетенцию как ценность будущего бакалавра-педагога мы понимаем как его интегративную характеристику, включающей личностный и профессиональный контекст в виде знаний, умений, способов освоения самообразовательной деятельности, усвоенный опыт, профессионально-личностные качества, проявляющиеся в ценностном отношении будущего бакалавра-педагога к данному виду деятельности и направленную на удовлетворение профессиональных потребностей, осуществление непрерывного профессионального саморазвития в течение всей жизни [4, с. 49].
Обратимся к сущности понятия «ценность». В теории ценность трактуется как значимость для личности каких-либо материальных, духовных или природных объектов, явлений и их соответствие основным потребностям общества [2]. Ценность призвана определять сферу действительности, наиболее значимую для личности. Являясь одним из компонентов психологической структуры личности, определяет, характеризует смысловые аспекты других
created by free version of
DociFreezer
компонентов ее психологической структуры и особенности развития [5, с. 22]. Исследователи (Э.Ф. Зеер, С.Л. Рубинштейн и др.), убеждены, что ценность позиционируется не просто определенная значимость для личности чего-то в действительности, а это личностный и профессиональный ориентир, регулятор ее деятельности [7]. Авторы А.В. Кирьякова и А.Г. Здравомыслов в своих работах акцентируют внимание на ценностях как духовных опорах, призванных упорядочивать окружающую действительность и придавать смысл человеческому существованию [3; 6]. Таким образом, идеи теории ценностей ориентируют общество и отдельного его индивида на необходимость усвоения ценностей в качестве средств, идей, личных ориентиров с целью удовлетворения потребностей и придания смысла своему существованию [1].
Понятие «профессиональная ценность» является родовидовым по отношению к понятию «ценность». В настоящее время нет однозначного подхода к определению данного термина. В общем понимании исследователей (А.М. Столяренко, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова), профессиональные ценности представляют собой ориентиры, средства, необходимые субъекту для удовлетворения социальных потребностей, формирующиеся в процессе усвоения социального опыта и отражающиеся в его целях, убеждениях, идеалах и интересах. Названные авторы утверждают, что профессиональные ценности педагога являются фундаментом формирования профессионально -педагогической его культуры и профессионального становления в целом. Так, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова замечают, что профессиональные ценности педагога позиционируются как нормы, регламентирующие профессионально-педагогическую деятельность и являются «познавательно-действующей системой». Данная система, по утверждению автора, выступает связующим элементом между мировоззрением социума в сфере образования и деятельностью педагога. Овладение педагогом профессиональными ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности [8]. Позволим заметить, что усвоение и формирование профессиональных ценностей будущим педагогом начинает осуществляться еще на первоначальном этапе овладения
педагогической профессией, а в процессе непосредственной педагогической деятельности происходит их расширение и дальнейшее становление, следовательно, необходимо формировать ценностное отношение к профессии и создавать условия для усвоения профессиональных ценностей в самом начале обучения в педагогическом вузе. Также важно на данном этапе в образовательном процессе вуза создавать условия для становления самообразовательной компетенции будущего педагога как профессиональной ценности, так как сформированная самообразовательная компетенция является необходимым фундаментом его дальнейшего совершенствования и выступает показателем личностного и профессионального развития педагога.
Формирование профессиональных ценностей является неотъемлемым компонентом при подготовке и дальнейшем профессиональном развитии современного педагога. Усвоение и развитие профессиональных ценностей будущего педагога начинается еще с момента выбора им педагогической профессии, поэтому необходимо создавать адекватные условия для усвоения профессионально-педагогических и личностных ценностей на ранней ступени обучения в педагогическом вузе.
Часто в педагогической теории понятие «профессиональная ценность» сопоставляют с понятием «профессиональная компетентность». В большинстве случаев профессиональную компетентность педагога понимают как совокупность его теоретической и практической готовности, личностные возможности, позволяющие самостоятельно решать педагогические задачи и эффективно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность (А.Г. Здравомыслов и др.). По нашему мнению, обозначенные дефиниции тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, так как профессиональные ценности педагога в целом выступают ориентирами и средствами его профессионально -педагогической деятельности и обеспечивают личностный социально-значимый результат его профессии.
Еще на начальном этапе процесса обучения в вузе будущему педагогу необходимо усвоить основы и закономерности саморазвития,
created by free version of
DociFreezer
самосовершенствования, самокоррекции и самоконтроля исходя из своих собственных потребностей и требований общества к его будущей профессии. Необходимым компонентом обозначенных личностных и профессиональных преобразований выступает сформированная самообразовательная компетенция будущего педагога, которая наряду с другими профессиональными ценностями обеспечивает эффективный результат его педагогической деятельности, так как обеспечивает становление других профессиональных компетенций.
Самообразовательная компетенция как профессиональная ценность представляет собой интегративную характеристику личности будущего бакалавра-педагога, включающую в себя знания, умения, способности к самостоятельной организации самообразовательной деятельности, направленной на непрерывное саморазвитие профессиональных качеств, удовлетворение профессиональных потребностей и обеспечивающая, наряду с другими профессиональными ценностями, социально-значимый результат профессионально-педагогической деятельности.
Список литературы:
1. Ельмеев В.Я. Философское новаторство В.П. Тугаринова / Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители». Вып. 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 98 с; с. 24.
2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарвь. М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2006.. — С. 507.
3. Здравосмыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986. — 224 с.
4. Злотникова Е.А., Чижакова Г.И. Становление самообразовательной
компетенции бакалавров-педагогов как профессиональной и личностной ценности.// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, № 3 (29). Красноярск, КГПУ, 2014 г. — 232 с., — с. 48—55.
5. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2002., — 220 с.
6. Кирьякова А.В. Ценности как социальная доминанта ориентации / Учебные записки ОГУ. Вып. 1. Оренбург, 2002. — 328 с., — с. 18.
7. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии: в 2 т. М., — 1989. — Т. 2., — с. 168.
8. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. — 192 с.