001: 10.17803/1994-1471.2022.142.9.144-153
С. С. Алексеев*
Компетенция органов управления автономной некоммерческой организации в период добровольной ликвидации
Аннотация. Анализируется компетенция органов управления автономной некоммерческой организации в стадии добровольной ликвидации организации, с учетом действующего законодательства и судебной практики разграничиваются полномочия ликвидационной комиссии и иных (доликвидационных) органов управления организации. На практике пришлось столкнуться с сомнениями членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организации в отношении правомочности принятия решений по вопросам предусмотренной уставом компетенции данного органа управления, за исключением тех вопросов, принятие решений по которым коллегиальным высшим органом управления автономной некоммерческой организации в период добровольной ликвидации прямо предусмотрено законом (например, утверждение ликвидационного баланса). При этом в качестве основания таких сомнений указывается на переход полномочий по управлению делами юридического лица к ликвидационной комиссии с момента ее назначения (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Делаются выводы о том, что учредители и коллегиальный высший орган управления автономной некоммерческой организации, помимо предусмотренных законом полномочий по ликвидации организации, сохраняют значительную часть своей компетенции, закрепленной законом и уставом, с учетом объема право- и дееспособности организации в период ее ликвидации. Выводы имеют практическое значение не только для юристов некоммерческих организаций, но и для широкого круга юристов хозяйственных обществ в плане подхода к оценке компетенции органов управления юридического лица в период его ликвидации.
Ключевые слова: автономная некоммерческая организация; добровольная ликвидация; единоличный исполнительный орган; коллегиальный высший орган управления; наблюдательный совет; компетенция органов управления; переход полномочий по управлению делами юридического лица; управление деятельностью автономной некоммерческой организации; ликвидационная комиссия (ликвидатор); учредитель. Для цитирования: Алексеев С. С. Компетенция органов управления автономной некоммерческой организации в период добровольной ликвидации // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17. — № 9. — С. 144-153. — DOI: 10.17803/1994-1471.2022.142.9.144-153.
© Алексеев С. С., 2022
* Алексеев Сергей Сергеевич, заместитель генерального директора по юридическим вопросам автономной некоммерческой организации «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта»
Пресненская наб., д. 8, стр. 1, г. Москва, Россия, 123317 [email protected]
Competence of the Governing Bodies of an Autonomous Non-Profit Organization during the Period of Voluntary Liquidation
Sergey S. Alekseev, Deputy General Director for Legal Affairs, Autonomous Non-Profit Organization «Far East Investment Promotion and Export Support Agency» Presnenskaya nab., d. 8, str.1, Moscow, Russia, 123317 [email protected]
Abstract. The paper analyzes the competence of the governing bodies of an autonomous non-profit organization in the stage of voluntary liquidation of the organization. Given the current legislation and judicial practice, the powers of the liquidation commission and other («pre-liquidation») management bodies of the organization are delineated. In practice, members of the collegiate supreme governing body of an autonomous non-profit organization had to face doubts about the legitimacy of making decisions on issues of the competence of this governing body provided for by the charter, with the exception of those issues, the adoption of decisions on which by the collegiate supreme governing body of an autonomous non-profit organization during the period of voluntary liquidation is expressly provided by law (for example, approval of the liquidation balance sheet). At the same time, as the basis for such doubts, the transfer of authority to manage the affairs of a legal entity to the liquidation commission from the moment of its appointment is indicated (clause 4, article 62 of the Civil Code of the Russian Federation). The author concludes that the founders and the collegiate supreme governing body of an autonomous non-profit organization, in addition to the powers provided by law to liquidate the organization, retain a significant part of their competence, enshrined in law and the charter, taking into account the scope of the organization's legal capacity during its liquidation. The conclusions are of practical importance not only for lawyers of non-profit organizations, but also for a wide range of lawyers of business entities in terms of approach to assessing the competence of the governing bodies of a legal entity during its liquidation. Keywords: autonomous non-profit organization; voluntary liquidation; sole executive body; collegiate supreme governing body; supervisory board; competence of governing bodies; transfer of powers to manage the affairs of a legal entity; managing the activities of an autonomous non-profit organization; liquidation commission (liquidator); founder.
Cite as: Alekseev SS. Kompetentsiya organov upravleniya avtonomnoy nekommercheskoy organizatsii v period dobrovolnoy likvidatsii [Competence of the Governing Bodies of an Autonomous Non-Profit Organization during the Period of Voluntary Liquidation]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2022;17(9):144-153. DOI: 10.17803/19941471.2022.142.9.144-153. (In Russ., abstract in Eng.).
В период добровольной ликвидации автономной некоммерческой организации приходится сталкиваться с сомнениями, прежде всего членов высшего коллегиального органа управления, относительно правомочности принятия решений по вопросам компетенции данного органа, предусмотренной уставом, за исключением тех вопросов, принятие решений по которым высшим коллегиальным
органом управления в период ликвидации прямо предусмотрено законом1. При этом в качестве основания таких сомнений указывается на переход полномочий по управлению делами юридического лица к ликвидационной комиссии и, соответственно, прекращение перешедших полномочий у иных органов юридического лица в период его ликвидации2. Справедливости ради необходимо отметить, что имеются
1 На практике автор столкнулся именно с добровольной ликвидацией автономных некоммерческих организаций в рамках реформы Правительством РФ институтов развития. См.: распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3710-р «Об институтах развития» // СЗ РФ. 2021. № 3. Ст. 611.
2 Согласно п. 4 ст. 62 ГК РФ, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
основания для таких сомнений, ведь в отношении некоммерческих организаций практически отсутствуют и нормативно-правовое регулирование, и судебная практика, касающиеся перечня (объема) полномочий, которые переходят к ликвидационной комиссии от иных органов управления. При этом закон предусматривает серьезные правовые последствия в связи с решениями, принятыми органом управления организации при отсутствии компетенции3.
О составе органов управления. Сначала необходимо кратко остановиться на составе органов управления автономной некоммерческой организации, которые формируются в организации в период ее текущей (доликвидацион-ной) деятельности и с которыми организация, соответственно, входит в процесс добровольной ликвидации.
Как правило, в автономной некоммерческой организации существует трехуровневая система органов управления: учредители, высший орган управления, исполнительные органы.
Согласно п. 1 ст. 123.25 ГК РФ4, п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ)5, учредители автономной некоммерческой организации осуществляют управление и надзор за деятельностью организации в порядке, установленном ее уставом.
По решению учредителей автономной некоммерческой организации в ней может быть
создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом (п. 4 ст. 123.25 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона № 7-ФЗ, высшим органом управления для автономной некоммерческой организации является коллегиальный высший орган управления.
Положения ст. 123.24-123.25 ГК РФ не предусматривают требований к составу и порядку формирования высшего органа управления.
По мнению Минюста России, высший орган управления автономной некоммерческой организации может быть только коллегиальным. При этом он может состоять из числа учредителей и (или) третьих лиц в зависимости от того, как будет предусмотрено уставом организации6.
Как правило, высший коллегиальный орган управления автономной некоммерческой организации, если только таким статусом не наделяются учредители (собрание учредителей), создается в форме наблюдательного совета (возможно и другое наименование данного органа управления) из числа представителей учредителей (возможно участие в качестве члена такого органа также учредителей-граждан), третьих лиц и работников организации. Такая практика создания высшего коллегиального органа управления широко применяется Российской Федерацией как учредителем автономных некоммерческих организаций7.
В силу п. 3 ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно, если оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания. См. также п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 90, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 14 от 09.12.1999 «О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"», согласно которому решение органа управления, принятое с нарушением компетенции, не имеет юридической силы независимо от того, было оно оспорено или нет (здесь и далее в статье материалы судебной практики приводятся по СПС «КонсультантПлюс», если не указано иное).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
См.: Обзор применения законодательства Российской Федерации при решении проблемных вопросов в сфере государственной регистрации и при осуществлении контроля за деятельностью общественных объединений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, направленный письмом Минюста России от 02.11.2015 № 11-126260/15.
См. уставы автономных некоммерческих организаций, утвержденные Правительством РФ, например: распоряжение Правительства РФ от 30.11.2019 № 2880-р // СЗ РФ. 2019. № 49. Ст. 7192 ; распоряжение
3
4
5
6
7
При этом за учредителями автономной некоммерческой организации в любом случае сохраняется исключительная компетенция по вопросам, предусмотренным статьями 123.24123.25 ГК РФ и Законом № 7-ФЗ:
— принятие в состав учредителей новых лиц;
— преобразование автономной некоммерческой организации в фонд;
— утверждение устава (при создании организации);
— определение порядка управления;
— определение порядка надзора за деятельностью;
— создание постоянно действующего коллегиального органа (органов);
— назначение единоличного исполнительного органа.
Вместе с тем возможно наделение учредителей (собрания учредителей) правами высшего коллегиального органа управления автономной некоммерческой организации8. При этом такой орган управления состоит только из учредителей организации. С учетом коллегиальности высшего органа управления представляется, что такие случае возможны только при наличии в организации не менее двух учредителей. В таком случае органы управления организации представляют собой двухуровневую систему: учредители и исполнительные органы (собра-
ние учредителей одновременно обладает компетенцией и учредителей, и высшего коллегиального органа управления)9.
Компетенция наблюдательного совета устанавливается уставом с учетом вопросов, отнесенных пунктом 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ к исключительной компетенции данного органа.
Исполнительный орган автономной некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным, в его компетенцию входит решение всех вопросов, которые не относятся к исключительной компетенции других органов управления организации (ст. 30 Закона № 7-ФЗ).
Органы управления в период добровольной ликвидации организации. Учредители (участники) юридического лица (или орган), принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), с момента назначения которой к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3, 4 ст. 62 ГК РФ).
В отличие от законодательства о банкротстве, положения п. 3 ст. 62 ГК РФ прямо не предусматривают при назначении ликвидационной комиссии прекращения полномочий иных органов управления юридического лица10.
Что касается единоличного исполнительного органа, из содержания п. 3, 4 ст. 62 ГК РФ сле-
Правительства РФ от 27.12.2014 № 2751-р // СЗ РФ. 2015. № 2. Ст. 537 ; распоряжение Правительства РФ от 26.11.2019 № 2804-р // СЗ РФ. 2019. № 48. Ст. 6911 ; распоряжение Правительства РФ от 12.04.2020 № 991-р // СЗ РФ. 2020. № 16. Ст. 2666 ; распоряжение Правительства РФ от 26.05.2016 № 1017-р // СЗ РФ. 2016. № 22. Ст. 3274.
См., например: Устав автономной некоммерческой организации «Российская система качества» // URL: https://roskachestvo.gov.ru/upload/iblock/62e/Ustav-_6.pdf (дата обращения: 13.01.2022). В дальнейшем по тексту статьи высший коллегиальный орган управления автономной некоммерческой организации будет именоваться наблюдательным советом (с учетом трехуровневой системы органов управления). При этом необходимо отметить, что совмещение собранием учредителей компетенций и учредителей, и высшего коллегиального органа управления не имеет правового значения при разграничении полномочий между ликвидационной комиссией и иными органами управления ликвидируемого юридического лица, аналогично и при трехуровневой системе органов управления автономной некоммерческой организации.
Согласно п. 1 ст. 94, п. 2 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190), с даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, а с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия.
8
9
дует, что к ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят все полномочия единоличного исполнительного органа организации11.
Как отмечает А. Б. Габов, ликвидационной комиссии «передаются только полномочия исполнительных органов»12.
«Формулировка ГК РФ о том, что с момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, дает основание утверждать, что к ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят полномочия единоличного исполнительного органа»13.
С учетом положений п. 3 ст. 62, ст. 63 ГК РФ полномочия единоличного исполнительного органа ликвидируемой организации переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору) как к органу ликвидируемого юридического лица14.
Переход к ликвидационной комиссии (ликвидатору) всех полномочий единоличного исполнительного органа ликвидируемой организации
однозначно подтверждается и обширной судебной практикой15.
В том случае, если в автономной некоммерческой организации создан коллегиальный исполнительный орган, в том числе наряду с единоличным исполнительным органом, нет оснований отдельно выделять судьбу его компетенции в стадии ликвидации юридического лица: вся компетенция коллегиального исполнительного органа также переходит к ликвидационной комиссии (ликвидатору).
Что касается полномочий учредителей и наблюдательного совета в период добровольной ликвидации автономной некоммерческой организации, то этот вопрос является не таким однозначным, как вопрос о полномочиях исполнительного органа.
По мнению А. В. Габова, «при наличии у юридического лица иных органов, кроме исполнительных, их права не прекращаются, напротив, именно эти органы впоследствии утверждают
11 О переходе полномочий единоличного исполнительного органа к ликвидационной комиссии см., например, комментарий к п. 4 ст. 62 (автор — А. В. Габов) в издании: Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1-5 / под ред. Л. В. Санниковой. М. : Статут, 2015; комментарий к ст. 61 ГК РФ в издании: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (постатейный) / Н. А. Агешкина, Н. А. Баринов, Е. А. Бевзюк [и др.] // СПС «Консуль-тантПлюс».
12 Габов А. В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц : научно-практический комментарий к статьям 57-65 Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М. : ИЗиСП, Инфра-М, 2014. С. 147.
13 Корпоративное право : учебник / отв. ред. И. С. Шиткина. М. : Статут, 2019. С. 313.
14 О том, что ликвидационная комиссия является органом ликвидируемого юридического лица, а не отдельным самостоятельным субъектом права, см., например: определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2006 № 51-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дрея Вячеслава Григорьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем вторым пункта 2 и пунктом 3 статьи 21 Федерального закона "Об акционерных обществах"» ; постановление ФАС ЦО от 05.02.2009 № Ф10-6479/08 по делу № А64-3502/06 ; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2010 по делу № А69-4726/08.
15 В определении Верховного Суда РФ от 31.03.2016 № 304-ЭС15-16673 по делу № А27-16398/2014 указано, что «на ликвидационной комиссии лежит обязанность по обеспечению надлежащего исполнения текущих обязательств ликвидируемой организации». См. также: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.03.2007 № Ф04-975/2007(31878-А46-36) по делу № А46-20873/2006 ; постановление ФАС Московского округа от 28.11.2011 по делу № А41-30320/10 ; постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.09.2013 по делу № А56-28175/2011 ; постановления ФАС Поволжского округа: от 05.09.2011 по делу № А65-20584/2009, от 19.04.2012 по делу № А12-13445/2010, от 13.08.2012 по делу № А12-22624/2010, от 30.10.2012 по делу № А65-3483/2010, от 16.04.2013 по делу № А55-4004/2012 ; постановления Арбитражного суда Центрального округа от 13.03.2015 № Ф10-147/2015 по делу № А14-8487/2014, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.04.2015 № Ф01-628/2015 по делу № А38-6132/2013.
промежуточный и окончательный ликвидационные балансы»16.
Сохранение у органов управления ликвидируемого юридического лица (помимо ликвидационной комиссии) их прав, по крайней мере тех, которые непосредственно обусловлены проведением ликвидации и предусмотрены законом, подтверждается также судебной практикой17.
Вместе с тем указанная в предыдущем абзаце судебная практика не ограничивает полномочия доликвидационных органов управления юридического лица, находящегося в стадии ликвидации, только полномочиями, непосредственно связанными с ликвидацией организации и предусмотренными законом. Так, Конституционный Суд РФ, приводя данные полномочия как пример продолжения функционирования доликвидационных органов управления ликвидируемого юридического лица, при определении компетенции ликвидационной комиссии и иных органов управления разграничивает их полномочия, выделяя в качестве компетенции
ликвидационной комиссии вопросы ликвидации юридического лица (соответственно, за исключением вопросов ликвидации юридического лица, отнесенных законом к компетенции иных органов управления организацией)18.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 63 ГК РФ19.
Представляется, что полномочия ликвидационной комиссии по ликвидации автономной некоммерческой организации не исчерпываются полномочиями, определенными статьей 63 ГК РФ, и дополнительно можно выделить следующие полномочия ликвидационной комиссии:
— представление интересов ликвидируемого юридического лица в суде20;
— инвентаризация имущества ликвидируемого юридического лица21;
— подача заявления о банкротстве юридического лица при неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества для расчетов с кредиторами22;
16 Габов А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы. М. : Статут, 2011. С. 150.
О продолжении осуществления деятельности иными органами (кроме исполнительных) ликвидируемого юридического лица, в частности по вопросам утверждения промежуточного и окончательного ликвидационного балансов, см. также: комментарий к ст. 62 ГК РФ в изданиях: Борисов А. Н. Комментарий к главе 4 части первой Гражданского кодекса РФ «Юридические лица» (постатейный) // СПС «Консуль-тантПлюс» ; Ломакин Д. В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М. : Статут, 2008. С. 304.
17 В определении от 16.02.2006 № 51-О Конституционный Суд РФ указал, что «переход полномочий по управлению делами такого юридического лица, как акционерное общество, к ликвидационной комиссии не означает прекращения всех полномочий остальных органов управления, отдельные полномочия, непосредственно обусловленные проведением ликвидационных мероприятий (например, утверждение ликвидационного баланса), сохраняются за общим собранием акционеров». См. также: постановление ФАС Московского округа от 06.08.2003 № КГ-А41/5189-03 ; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2010 по делу № А69-4726/08 ; постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.08.2016 № Ф06-11016/2016 по делу № А65-18110/2015.
18 См.: абз. 10-11 мотивировочной части определения Конституционного Суда РФ от 16.02.2006 № 51-О.
19 П. 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.01.2000 № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» // Вестник ВАС РФ. 2000. № 3.
20 П. 4 ст. 62 ГК РФ.
21 П. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н // СПС «КонсультантПлюс».
22 П. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
— решение судьбы имущества организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов23.
С учетом перешедших к ликвидационной комиссии (ликвидатору) с момента назначения полномочий исполнительного органа по осуществлению текущего руководства деятельностью организации и полномочий по ликвидации организации, предусмотренных законом, следует признать, что этим полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) автономной некоммерческой организации и исчерпываются.
Полномочия учредителей и наблюдательного совета автономной некоммерческой организации к ликвидационной комиссии не переходят, закон этого не предусматривает.
А. В. Габов приходит к выводу о том, что «все основные органы юридического лица в период ликвидации сохраняются и в полном объеме осуществляют свою деятельность. Это означает, что в реальности к ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят полномочия только единоличного исполнительного органа, и не более»24.
В то же время с учетом специфики деятельности автономной некоммерческой организации в период ликвидации нельзя утверждать, что учредители и наблюдательный совет организации продолжают осуществлять все свои полномочия, предусмотренные законом и уставом, в полном объеме.
При определении круга оставшихся полномочий данных органов управления необходимо учитывать объем право- и дееспособности организации в период ее ликвидации25.
Для этого сначала вернемся к перечню полномочий учредителей автономной некоммерческой организации, относящихся, согласно ст. 123.24-123.25 ГК РФ, к их исключительной компетенции.
Не вызывает сомнений, что в период ликвидации организации за учредителями остаются вопросы определения состава наблюдательного совета и формального прекращения полномочий исполнительного органа.
Полномочия исполнительного органа, как правило, прекращаются одновременно с решением о ликвидации организации и назначением ликвидационной комиссии. Но не исключен вариант, когда решение о прекращении полномочий исполнительного органа принимается позднее решения о ликвидации организации и назначения ликвидационной комиссии. Это может произойти даже просто в силу субъективных причин, в связи с отнесением этих вопросов к компетенции разных органов управления организацией: вопроса прекращения полномочий исполнительного органа — к компетенции учредителей, а вопросов ликвидации и назначения ликвидационной комиссии — к компетенции наблюдательного совета. Не исключено и увольнение генерального директора, членов коллегиального исполнительного органа в связи с ликвидацией организации, что с учетом необходимости вручения уведомления об увольнении также происходит не одновременно с решением о ликвидации и назначением ликвидационной комиссии. В таких случаях полномочия исполнительного органа ликвидируемого юридиче-
23 Согласно п. 1 ст. 20 Закона № 7-ФЗ, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено законом, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
24 Юридические лица в российском гражданском праве : монография : в 3 т. / А. В. Габов, К. Д. Гасников, В. П. Емельянцев [и др.] ; отв. ред. А. В. Габов. М. : ИЗиСП, Инфра-М, 2015. Т. 3 : Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц. С. 199.
25 О правоспособности юридического лица см. подробнее, например: Ломакин Д. В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. М. : Статут, 2005. С. 116 ; Хаби-буллина А. Ш. О правовом статусе и компетенции высшего органа управления и учредителя (участника) юридического лица на стадии ликвидации // Юрист. 2014. № 18. С. 4-10.
ского лица все равно в силу закона переходят к ликвидационной комиссии с момента ее назначения, а генеральный директор, члены коллегиального исполнительного органа при этом могут продолжать состоять в трудовых отношениях с ликвидируемым юридическим лицом до своего увольнения.
Вряд ли в период добровольной ликвидации автономной некоммерческой организации вопросы принятия в состав учредителей новых лиц, определения порядка управления и надзора за деятельностью организации являются актуальными, хотя правовых оснований исключить их из компетенции учредителей не имеется.
Принятие учредителями решения по вопросу преобразования автономной некоммерческой организации в фонд невозможно в силу правового статуса ликвидируемого юридического лица.
Полномочие учредителей по утверждению устава, по сути, является разовым, реализуется при учреждении организации, а изменение устава находится в компетенции наблюдательного совета.
В определенной степени принцип остаточно-сти полномочий в период ликвидации автономной некоммерческой организации относится и к компетенции наблюдательного совета.
Помимо вопросов исключительной компетенции26, уставом к компетенции наблюдательного совета автономной некоммерческой организации, как правило, также относятся вопросы согласования крупных сделок, критерии которых определяются опять же уставом, и сделок с заинтересованностью, а для организаций, получающих бюджетное финансирование, также утверждения финансового плана и внесения в него изменений.
Из вопросов исключительной компетенции, помимо полномочий по ликвидации автономной некоммерческой организации, предусмотренных законом (утверждение промежуточного и ликвидационного балансов, изменение состава ликвидационной комиссии), наблюда-
тельный совет может принять решение и об отмене ликвидации организации.
Необходимо отметить, что вопросы о дальнейшей судьбе имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, могут быть урегулированы как в первоначальном решении наблюдательного совета о ликвидации организации, так и в дополнительном (отдельном) решении непосредственно в период ликвидации организации.
Кроме того, вопросы, связанные с текущей деятельностью ликвидируемого юридического лица, обеспечение которой осуществляет ликвидационная комиссия, в случае, когда согласно закону и (или) уставу требуется согласование (одобрение) отдельных вопросов такой деятельности наблюдательным советом, также остается в компетенции данного органа управления. Например: утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности; прекращение участия в других юридических лицах; утверждение аудитора; согласование крупных сделок и сделок с заинтересованностью; утверждение (изменение) финансового плана.
Если в период после учреждения юридического лица образование исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий отнесено уставом к компетенции наблюдательного совета, все ранее сказанное в отношении формального прекращения полномочий исполнительного органа в связи с добровольной ликвидацией организации относится, соответственно, к полномочиям наблюдательного совета.
Не представляются актуальными в период добровольной ликвидации организации решения по вопросам исключительной компетенции наблюдательного совета по определению приоритетных направлений деятельности организации, участию организации в других юридических лицах, определению порядка приема и исключения из состава ее учредителей, хотя правовых оснований полностью исключить данные вопросы из компетенции наблюдательного совета не имеется.
26 Вопросы исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации установлены пунктом 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ.
Принятие решений об изменении устава, реорганизации, создании других юридических лиц или филиалов, а также открытии представительств невозможно в силу правового статуса ликвидируемого юридического лица27.
Заключение. Таким образом, в период добровольной ликвидации автономной коммерческой организации дальнейшая судьба правового статуса ее доликвидационных органов управления складывается по-разному.
Полномочия исполнительного органа полностью переходят к ликвидационной комиссии
(с момента ее назначения) как специальному органу, создаваемому для целей ликвидации юридического лица.
Что касается учредителей и наблюдательного совета, то помимо полномочий по ликвидации организации, предусмотренных законом, данные органы управления в период ликвидации организации сохраняют значительную часть своей доликвидационной компетенции, предусмотренной законом и уставом, с учетом объема право- и дееспособности организации в период ее ликвидации.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Борисов А. Н. Комментарий к главе 4 части первой Гражданского кодекса РФ «Юридические лица» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2014.
2. Габов А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы. — М. : Статут, 2011. — 303 с.
3. Габов А. В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц : научно-практический комментарий к статьям 57-65 Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). — М. : ИЗиСП, Инфра-М, 2014. — 203 с.
4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (постатейный) / Н. А. Агешкина, Н. А. Баринов, Е. А. Бевзюк [и др.] // СПС «КонсультантПлюс», 2016.
5. Корпоративное право : учебник / отв. ред. И. С. Шиткина. — М. : Статут, 2019. — 735 с.
6. Ломакин Д. В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. — М. : Статут, 2008. — 511 с.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1-5 / под ред. Л. В. Санниковой. — М. : Статут, 2015. — 662 с.
8. Ломакин Д. В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. — М. : Статут, 2005. — 221 с.
9. Хабибуллина А. Ш. О правовом статусе и компетенции высшего органа управления и учредителя (участника) юридического лица на стадии ликвидации // Юрист. — 2014. — № 18. — С. 4-10.
10. Юридические лица в российском гражданском праве : монография : в 3 т. / А. В. Габов, К. Д. Гасников, В. П. Емельянцев [и др.] ; отв. ред. А. В. Габов. — Т. 3: Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц. — М. : ИЗиСП, Инфра-М, 2015. — 278 с.
Материал поступил в редакцию 17 января 2022 г.
27 В силу п. 2 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с момента внесения регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо. См.: СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3431.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Borisov A. N. Kommentariy k glave 4 chasti pervoy Grazhdanskogo kodeksa RF «Yuridicheskie litsa» (postateynyy) // SPS «KonsultantPlyus», 2014.
2. Gabov A. V. Likvidatsiya yuridicheskikh lits. Istoriya razvitiya instituta v rossiyskom prave, sovremennye problemy i perspektivy. — M.: Statut, 2011. — 303 s.
3. Gabov A. V. Reorganizatsiya i likvidatsiya yuridicheskikh lits: nauchno-prakticheskiy kommentariy k statyam 57-65 Grazhdanskogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii (postateynyy). — M.: IZiSP, Infra-M, 2014. — 203 s.
4. Kommentariy k Grazhdanskomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii. Chast pervaya ot 30 noyabrya 1994 g. № 51-FZ (postateynyy) / N. A. Ageshkina, N. A. Barinov, E. A. Bevzyuk [i dr.] // SPS «KonsultantPlyus», 2016.
5. Korporativnoe pravo: uchebnik / otv. red. I. S. Shitkina. — M.: Statut, 2019. — 735 s.
6. Lomakin D. V. Korporativnye pravootnosheniya: obshchaya teoriya i praktika ee primeneniya v khozyaystvennykh obshchestvakh. — M.: Statut, 2008. — 511 s.
7. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Postateynyy kommentariy k glavam 1-5 / pod red. L. V. Sannikovoy. — M.: Statut, 2015. — 662 s.
8. Lomakin D. V. Ocherki teorii aktsionernogo prava i praktiki primeneniya aktsionernogo zakonodatelstva. — M.: Statut, 2005. — 221 s.
9. Khabibullina A. Sh. O pravovom statuse i kompetentsii vysshego organa upravleniya i uchreditelya (uchastnika) yuridicheskogo litsa na stadii likvidatsii // Yurist. — 2014. — № 18. — S. 4-10.
10. Yuridicheskie litsa v rossiyskom grazhdanskom prave: monografiya: v 3 t. / A. V. Gabov, K. D. Gasnikov, V. P. Emelyantsev [i dr.]; otv. red. A. V. Gabov. — T. 3: Sozdanie, reorganizatsiya i likvidatsiya yuridicheskikh lits. — M.: IZiSP, Infra-M, 2015. — 278 s.