ФОРМИРОВАНИЕ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ООО
Ленковская Р.Р. Мамаев И.Я.
3.4. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
Ленковская Рената Романовна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Российский государственный социальный университет. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected] Мамаев Иван Яковлевич. Должность: помощник адвоката. Место работы: Адвокатская коллегия «Правовой партнер». E-mail: [email protected]
Аннотация: Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ и Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» порядок формирования органов управления юридического лица определяется законом и учредительным документом (в данном случае - уставом). Однако общее собрание участников общества не подпадает под это общее правило, так как оно формируется в ходе самого собрания на основе сведений (информации) о регистрации его участников. В статье также рассматриваются полномочия совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа, директора.
Ключевые слова: общество с ограниченной ответственностью, органы управления общества, полномочия органов управления общества, общее собрание участников, совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган, директор.
FEATURES OF FORMATION AND POWERS OF THE MANAGEMENT BODIES OF A LIMITED LIABILITY COMPANY
Lenkovskaya Renata Romanovna, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Russian state social University. Department: civil law disciplines chair. E-mail: [email protected]
Mamaev Ivan Yakovlevich. Position: Lawyer assistant. Place of employment: Law office "Legal partner". E-mail: [email protected]
Annotation: According to paragraph 1 of article 53 GK of the Russian Federation and the Federal law "On limited liability companies" the procedure of formation of managing bodies of the legal persons is determined by law and the Foundation document (in this case Charter). However, the General meeting of the company is not subject to this General rule, as it is formed during the Assembly on the basis of information (information) on the registration of its participants. The article also discusses the powers of the Board of Directors (Supervisory Board), collegial Executive body, Director.
Keywords: the limited liability company, the company's management bodies and powers of the management bodies of the company, the General meeting of participants, Board of Directors (Supervisory Council), collective Executive body, Director.
К числу органов управления общества с ограниченной ответственностью относятся: общее собрание, совет директоров, коллегиальный исполнительный орган, единоличный исполнительный орган.
Главным органом управления общества с ограниченной ответственностью является общее собрание участников. Оно отличается ото всех остальных органов общества в первую очередь порядком формирования.
Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ порядок формирования органов управления юридического лица определяется законом и учредительным документом (в данном случае - уставом) [1]. Однако общее собрание участников общества не подпадает под это общее правило, так как оно формируется в ходе самого собрания на основе сведений (информации) о регистрации его участников [14, 6-9; 15]. Но специфика формирования общего собрания не может свидетельствовать о том, что оно не является органом управления обществом, оно просто имеет особенности в порядке формирования. Закон прямо указывает, что общее собрание участников является высшим органом управления обществом (Ст. 32 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»)^].
Можно предположить, что положения ст. 53 ГК РФ содержат неполный перечень оснований приобретения органом управления юридического лица своего статуса. Данный перечень следует добавить еще одним основанием - регистрацией.
Согласно ст. 51 Гк РФ, юридическое лицо, в том числе и общество с ограниченной ответственностью, приобретает правосубъектость с момента государственной регистрации в качестве юридического лица. С этого же момента свои полномочия приобретает и общее собрание участников общества [11].
Что касается прекращения полномочий общего собрания участников общества, согласно ст. 62 ГК РФ, они прекращаются при принятии решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии. Однако это не совсем так. Общее собрание будет выступать высшим органом управления и после принятия решения о ликвидации, в частности, при утверждении промежуточного и ликвидационного балансов. После утверждения последнего, общее собрание участников уже не выступает как орган управления юридического лица.
Что касается полномочий общего собрания, ст. 33 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» определяет его компетенцию. Перечень полномочий, установленный в законе, является открытым, т.е. возможность предоставления иных полномочий определяется самим обществом. Итак, к компетенции общего собрания относится:
1) определение основных направлений деятельности общества, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
2) утверждение устава общества, внесение в него изменений или утверждение устава общества в новой редакции, принятие решения о том, что общество в дальнейшем действует на основании типового устава, либо о том, что общество в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава, изменение размера уставного капитала общества, наименования общества, места нахождения общества;
3) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных во-
просов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;
4) избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества;
5) утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;
6) принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества;
7) утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества);
8) принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
9) назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг [16, 27-30];
10) принятие решения о реорганизации или ликвидации общества;
11) назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов.
Таким образом, общее собрание участников общества является высшим органом управления обществом не только исходя из его компетенции, но и специфического порядка формирования.
Следующим органом управления обществом является совет директоров (наблюдательный совет). Согласно положениям законодательства, этот орган управления не является обязательным. Закон предоставляет право определения порядка формирования и прекращения деятельности совета директоров (а также и Председателя совета директоров) самому обществу. Поэтому при формировании совета директоров может быть использован любой, не запрещенный законом порядок формирования, самое главное, чтобы он был прописан в уставе общества [13]. Также закон предоставляет самому обществу определять структуру этого органа.
В большинстве случаев совет директоров формируется путем избрания. Однако возможны случаи установления порядка формирования путем назначения, как правило, общим собранием участников общества [10, 327].
Полномочия совета директоров возникают с момента принятия решения об избрании или назначении членов совета, или с даты, которая указана в самом решении.
Если совет директоров формируется первоначально на общем собрании учредителей при образовании общества, моментом возникновения полномочий является дата внесение записи в реестр юридических лиц о создании общества. Судебной практики, которая подтверждала бы или опровергала данное утверждение, не существует.
По вопросу досрочного прекращения отдельных членов или всех членов совета директоров, закон также предоставляет это право самим учредителям путем указания в уставе общества.
Как правило, прекращение полномочий членов совета директоров общества происходит на основании:
истечения срока полномочий;
принятия решения о прекращении полномочий членов совета директоров.
Что касается полномочий совета директоров общества с ограниченной ответственностью, их перечень является открытым, то есть общество может самостоятельно определять компетенцию совета, с учетом положений действующего законодательства. В частности, в ст. 32 Закона «Об обществах с ограниченной
ответственностью» предусмотрены следующие полномочия:
1) определение основных направлений деятельности общества;
2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее - управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;
3) установление размера вознаграждения и денежных компенсаций единоличному исполнительному органу общества, членам коллегиального исполнительного органа общества, управляющему;
4) принятие решения об участии общества в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
5) назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и установление размера оплаты его услуг;
6) утверждение или принятие документов, регулирующих организацию деятельности общества (внутренних документов общества);
7) создание филиалов и открытие представительств общества;
8) решение вопросов об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
9) решение вопросов об одобрении крупных сделок;
10) решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества.
Таким образом, совет директоров (наблюдательный совет) - это орган управления общества с ограниченной ответственностью, порядок формирования, деятельности и прекращения полномочий которого определяются обществом самостоятельно.
Следующим органом управления обществом с ограниченной ответственностью является коллегиальный исполнительный орган.
В соответствии с п. 1 ст. 41 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрена возможность формирования в системе органов управления общества коллегиального исполнительного органа. В отношении него закон предусматривает порядок формирования - избрание общим собранием участников. Количество членов и срок полномочий определяются уставом общества. Если в уставе не определено количество членов исполнительного органа, общее собрание не может своим решением установить численность. Для этого необходимо внесение соответствующих изменений в устав.
Уставом общества может быть предусмотрено отнесение вопросов образования коллегиального исполнительного органа общества и досрочного прекращения его полномочий к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Предусматривается возможность избрания в члены коллегиального исполнительного органа и неучастников общества (Ст. 41 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью») [3].
Момент возникновения полномочий членов коллегиального исполнительного органа определяется аналогично с полномочиями совета директоров общества. Закон не определяет компетенцию коллегиального исполнительного органа общества, передавая это право самому обществу. Исходя из практики наделениям полномочиями данного органа общества - это текущее управление хозяйственными делами общества.
ФОРМИРОВАНИЕ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ООО
Ленковская Р.Р. Мамаев И.Я.
Прекращение полномочий членов коллегиального исполнительного органа также аналогично прекращению полномочий членов совета директоров.
В большинстве случаев к полномочиям коллегиального исполнительного органа относят:
1) управление текущей деятельностью общества;
2) реализация хозяйственной политики общества в целях увеличения прибыльности;
3) разработка и представление финансовой отчетности;
4) планирование деятельности общества;
5) подготовка внутренних документов общества;
6) подготовка договоров, для руководителя;
7) совершение сделок по распоряжению имуществом стоимостью от 10 до 25% балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о совершении таких сделок [12].
Последним органом управления общества является единоличный исполнительный орган. Он избирается общим собранием участников общества на срок, установленный в уставе. Однако этот вопрос может быть отнесен к компетенции совета директоров (Ст. 40 Федерального «Об обществах с ограниченной ответственностью») [3].
Единоличный исполнительный орган может избираться как из числа участников общества, так и из других лиц.
Срок полномочий исполнительного органа определяется общим собранием участников общества. Это срок должен быть прописан в уставе общества. Обычно срок определяется периодом от двух до трех лет.
Единоличный исполнительный орган осуществляет подготовку и реализацию решений общего собрания участников общества, оперативно управляет организационными, финансовыми и хозяйственными вопросами.
Согласно ст. 40 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» к полномочиям единоличного исполнительного органа общества относят:
действовать от имени общества без доверенности, совершать сделки;
выдавать доверенности;
издавать приказы в отношении работников.
Перечень является открытым.
Правовые отношения между обществом и единоличным исполнительным органом (директором) регламентируются трудовым договором.
Общие требования к содержанию трудового договора определены в ст. 57 Трудового кодекса РФ [2], а с учетом того, что договор с директором является срочным трудовым договором, необходимо учесть положения статей 58, 59 ТК РФ. Права и обязанности директора регламентируются ТК РФ, законами, уставом общества, внутренними документами и трудовым договором.
В связи с особенностью статуса директора общества с ограниченной ответственностью, законодательством предусмотрен более широкий перечень оснований для расторжения трудового договора. Дополнительные основания предусмотрены в ст. 278 ТК РФ:
- в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
- в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником
лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора;
- по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором.
Директор также обладает правом досрочного расторжения трудового договора с условием предварительного уведомления работодателя не менее чем за месяц (ст. 280 ТК РФ).
Естественно, данные правила не распространяются на случаи, когда единственный участник общества является и его руководителем. В данном случае он обладает правом собственности (владение, пользование, распоряжение), элементом которого является управление.
Заключение трудового договора в таком случае является бессмысленным [9, 787].
Согласно ст. 40 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» в качестве единоличного исполнительного органа может выступать только физическое лицо. Однако полномочия директора могут быть переданы управляющему [17, 10].
Представляется необходимым определить момент, с которого директор имеет полномочия по управлению обществом. С момента принятия решения общим собранием участников или советом директоров, или с момента оформления трудовых отношений, или с момента внесения записи в реестр юридических лиц. Судебная практика однозначно трактует этот вопрос - с момента принятия решения об избрании директора (например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2012 по делу № А53-14216/2011 [4], Постановление ФАС Поволжского округа от 06.08.2013 по делу № А06-6570/2012 [5]).
В связи с этим также необходимо рассмотреть следующий момент: прекращаются ли полномочия единоличного исполнительного органа, если истек срок трудового договора, устав по этому поводу ничего не содержит и ни одна из сторон не потребовала прекращения существующих отношений?
Современная судебная практика исходит из того, что закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» не определяет юридических последствий истечения срока полномочий руководителя. Вследствие этого он будет действовать до принятия решения уполномоченным субъектом о прекращении полномочий, либо до избрания нового руководителя.
В качестве примера можно привести Определение ВАС РФ от 17.10.2012 № ВАС-13633/12 по делу № А53-15902/11 [6]. Суть спора такова: банк отказывается принимать платежные поручения от общества в лице руководителя, так как его полномочия истекли. Общество обратилось в суд.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что участники ставили вопрос об избрании директора на общем собрании, но не смогли этот вопрос решить, так как количество голосов «за» и «против» назначенного ранее руководителя было равное. А вопрос о признании полномочий руководителя прекращенными, не ставился в повестке дня. Таким образом, руководитель в силу закона обязан исполнять полномочия, пока не будет избрано иное лицо.
Также интересным является следующий момент. Руководитель не хочет больше исполнять свои обязанности, а уполномоченный орган не хочет принимать решение о прекращении его полномочий (уклоняется от принятия решения), несмотря на письменное уведомление за месяц о расторжении договора. Руково-
дитель подписывает приказ об увольнении самого себя.
Однако, как показывает судебная практика, этот приказ не влечет никаких правовых последствий (Определение ВАС РФ от 31.05.2011 № ВАС-6424/11 по делу № А45-18709/2010 [7], Постановление ФАС Московского округа от 15.05.2013 по делу № А40-70620/12-22-683 [8]). И тем более не влечет никаких правовых последствий запись в трудовой книжке.
Таким образом, действующее законодательство в большинстве случаев в вопросах формирования органов управления предоставляет это право самому обществу. В основном споры возникают только вокруг фигуры единоличного исполнительного органа вследствие отсутствия детального правового регулирования.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016)// Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3301.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// «Собрание законодательства РФ», 2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обществах с ограниченной ответственностью»// «Собрание законодательства РФ», 1998, № 7, ст. 785.
4. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от
20.06.2012 по делу № А53-14216/2011// СПС «Кон-сультантПлюс».
5. Постановление ФАС Поволжского округа от
06.08.2013 по делу № А06-6570/2012// СПС «Консуль-тантПлюс».
6. Определение ВАС РФ от 17.10.2012 № ВАС-13633/12 по делу № А53-15902/11//СПС «Консультан-тПлюс».
7. Определение ВАС РФ от 31.05.2011 № ВАС-6424/11 по делу № А45-18709/2010// СПС «Консуль-тантПлюс»
8. Постановление ФАС Московского округа от 15.05.2013 по делу № А40-70620/12-22-683//СПС «КонсультантПлюс».
9. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / М.А. Бочарникова, З.Д. Виноградова, А.К. Гаврилина и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский. 6-е изд., испр., доп. и перераб. М.: Контракт, Ин-фра-М, 2014. С. 787.
10. Могилевский С.Д. Общество с ограниченной ответственностью: законодательство и практика его применения. М., 2010. С. 327.
11. Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами: правовой аспект. М., 2001. С. 120.
12. Могилевский П.С. Формирование органов управления общества с ограниченной ответственностью и принятие ими решений в процессе своей деятельности: Дисс. ... канд. юр. наук : М., 2010.С.149.
13. Пушкарев И.П. Совет директоров в системе органов управления хозяйственного общества//Вестник Омского университета. 2013. № 1. С. 257.
14. Ситдикова Л.Б. Гражданско-правовой режим информации // Юридический мир. 2007. № 5. С.6-9.
15. Ситдикова Л.Б. Правовое регулирование отношений в сфере оказания информационных и консультационных услуг в Российской Федерации: автореф. дисс. ... док. юрид. наук. - Москва, 2009. - 50с.
16. Ситдикова Л.Б. Правовые аспекты информационного обеспечения аудиторских услуг // Налоги-журнал. 2008. № 5. С. 27-30.
17. Тихомиров М.Ю. Организация управления в обществе с ограниченной ответственностью // Право и экономика. 2007. № 8. С. 10.
Рецензия
на научную статью «Особенности формирования и полномочий органов управления общества с ограниченной ответственностью» Ленковской Ренаты Романовны и Мамаева Ивана Яковлевича
В представленной на рецензирование статье «Особенности формирования и полномочий органов управления общества с ограниченной ответственностью» рассматриваются порядок формирования и полномочия (компетенции) общего собрания участников, совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью.
Анализируя теоретические и практические материалы по данной теме, авторы пришли к выводу, что действующее законодательство в большинстве случаев в вопросах формирования органов управления предоставляет это право самому обществу. В случае единоличного исполнительного органа отсутствует детальное правовое регулирование.
В статье исследуются такие нормативно-правовые акты как Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон «Об акционерных обществах», а также судебная практика по исследуемым проблемам.
Проведенный авторами анализ органов управления общества с ограниченной ответственностью дополняет теоретические исследования в данной области общественных отношений на достаточно высоком уровне.
Таким образом, можно сказать, что представленная научная статья соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду работ и рекомендуется для публикации в открытой печати.
Данная статья ранее авторами не публиковалась.
Рецензент:
Зав. кафедрой Гражданского права и процесса РГСУ, д.ю.н., профессор Л.Б. Ситдикова