Научная статья на тему '«Компетенция» или «Компетентность»: к вопросу о компетентностном подходе в образовании'

«Компетенция» или «Компетентность»: к вопросу о компетентностном подходе в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / COMPETENCE BASED EDUCATION / ФГОС 3+ / СТРАТЕГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / STRATEGY OF THE EDUCATION MODERNIZATION / FGES 3+ (FEDERAL GOVERNMENTAL EDUCATION STANDARD)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанов Олег Александрович

В работе осмыслено развитие и становления понятий «компетенция» и «компетентность». Определены причины перехода от традиционной системы образования к компетентностному подходу в образовании. Проведён критический анализ взглядов иностранных авторов на понятие «компетентность». Предложено авторское понимание понятиям «компетентность» и «компетенция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Competence” or “competency”: competence based education issue

Development and establishment of the concepts of competency and competence as well as conversion from the traditional system of education to the competence based education have been reviewed in the present article. Critical analysis of the views of foreign authors on the concept of competence has been implemented. The authors' understanding of the concepts of competency and competence was suggested to the audience.

Текст научной работы на тему ««Компетенция» или «Компетентность»: к вопросу о компетентностном подходе в образовании»

О.А. ШАБАНОВ ФГБОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы

*

Зав. кафедрой Межкультурной коммуникации и перевода

«Компетенция» или «Компетентность»: к вопросу о компетентностном подходе в образовании

Сегодня в прессе, научной литературе и в других источниках ведётся постоянная дискуссия о компетентностном подходе в образовании. Одни педагоги, философы и мыслители рассматривают компетентностный подход как положительное явление для российского образования и приветствуют уход от классической, знание-вой модели. Другие рассматривают компетентностный подход как явление, которое если не разрушило, то ослабило российскую систему образования. Ведущие российские учёные оперируют такими понятиями, как компетентность и компетенция, межкультурная компетентность, не понимая её сущности, поверхностно и синонимично рассматривая характеристику этих понятий. Газеты и ме-диаресурсы пестрят понятиями «компетенция» и «компетентность», которые употребляются иногда совершенно не к месту. В данной работе мы попытаемся дать научный обзор понятиям «компетенция» и «компетентность», посмотреть историю становления данного понятия и определить соотношение понятий «компетенция» и «компетентность».

Со времён зарождения традиционной, знаниевой ЗУНовской образовательной парадигмы (во многих работах Knowledge based Education), прошло несколько столетий. Мир изменился, а педагогическая система осталась по своей основной сущности практически той же самой, что и в начале своего становления, и уже давно не отвечает вызовам времени. Это проявляется, в частности, в

* Шабанов Олег Александрович, e-mail: mk-perevod@mail.ru

том, что постиндустриальное, или новое информационное общество XXI века, оказалось перед проблемой отсутствия достаточного числа кадров, способных сразу после окончания вуза компетентно работать в новых, жёстких, рыночных, конкурентоспособных условиях. Ситуация, когда специалист с дипломом имеет конечный объём знаний при отсутствии умений его использовать и пополнять, становится сдерживающим фактором развития производительных сил общества. Этим обусловлено обращение европейского, а вслед за ним и российского образования к компетентностному подходу (Competence based Education).

Курс на реализацию этого подхода отражён в «Стратегии модернизации содержания общего образования» и ФГОС ВПО 3 и 3+. В них определены требования к системе образования по развитию компетентностного качества у обучающихся. Профессиональная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные компетенции.

И.А. Зимняя называет пять причин ориентации на компетент-ностный подход в образовании:

1) тенденция интеграции и глобализации мировой экономики;

2) необходимость гармонизации архитектуры европейской системы высшего профессионального образования, заданная Бо-лонским процессом;

3) происходящая в последнее время смена образовательной парадигмы;

4) богатство понятийного содержания термина «компетентно-стный подход»;

5) предписания органов управления образованием.

В «Словаре иностранных слов» представлены два варианта толкования термина «компетенция»:

1. круг полномочий какого-либо органа или должностного лица;

2. круг вопросов, в которых данное лицо обладает познанием, опытом. То же относится к термину «компетентность»:

1. обладающий компетенцией;

2. обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо в определённой области1.

Современные авторы склонны удревнять понятие «компетентность», отыскивая его в различных текстах. Так, его обнаруживают в «Законах» вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), ссылаясь на французский перевод: «Telles sont les decisions de justice que Hammurabi, le roi competent, a etablies pour engager le pays conformement a la verite et a l'ordre equitable» (Вот справедливые законы, которые установил Хаммурапи, могучий царь, тем самым давший стране истинное счастье и доброе управление). Эквивалент понятия «компетентность» находят в Древней Греции -иканотис (ikovôthç), производное от «иканос» (kâvôç), способный,

w w W M

умелый, знающий, компетентный. В качестве авторитетного автора, который этим понятием пользуется, указывают на Платона (диалог «Лисид», 215 а, 380 год до н.э.). Корень слова «икано» (iKavó) от «иканомаи» (kâvô^ai) означает прибывать, достигать, добиться успеха.

В спектре значений слов «компетентный», «компетентность» особенно обратим внимание на потестарные (властные) значения, такие, как могущество, стремление и способность к победе. В латинском языке мы также обнаруживаем этот слой значений. Так, «competo», с одной стороны, «быть годным, способным»; «competens» - «законный». Но также «ad arma capienda» - «суметь взяться за оружие».

1 Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование России. 2003, № 4, с. 34.

Из глубины исторических времён к нам пришли не столько сами понятия «компетентность» и «компетенция», сколько двусмысленность их толкования и возможность актуализации различных значений в зависимости от контекста. Если во французском, английском языках в понятии «компетентность» латентным является знаниевый компонент значения, то в словоупотреблении русского языка неявным оказался компонент могущества, воинственности, которые, несомненно, присутствуют в приведённых примерах. Войдя в русский язык, иностранное слово «компетентность» свою многозначность в значительной степени утратило. Под компетентностью понимались глубина знаний и практического опыта в какой-либо конкретной области, а также круг полномочий, определяемых служебными инструкциями. В идеале между ними нет противоречия, то и другое должны были совпасть.

С точки зрения русского языка второй половины ХХ в. представление о том, что образование ведёт к компетентности в определённой области, было само собой разумеющимся и до некоторых пор не являлось предметом дискуссий, не сопровождалось особыми административными усилиями. В этом плане характерно замешательство преподавателей вузов перед противопоставлением компетентностной и знаниевой моделей - с точки зрения бытования слова «компетентность» в русском языке это противопоставление бессмысленно2.

Зарубежные исследователи давно оперируют понятиями «компетенция» и «компетентность». Так, специалисты Центра профессионального образования и подготовки к трудовой деятельности Университета штата Огайо под компетентностью понимают конкретные, легко измеряемые знания, умения, навыки (ЗУ-

2 Горляков, П.Ю. Понятие компетентности и особенности профессионально-ориентированного обучения иностранному языку // Общество. Среда. Развитие. 2010, № 3, с. 119-123.

Ны), необходимые для дальнейшей продуктивной деятельности в выбранной области. Данное определение в некоторой степени сужает понятие, так как учитывает только область ЗУНов и исключает способности человека, его личностные и социальные качества. Американский исследователь Р. Мейерс под компетентностью понимает не только соответствие заранее заданным профессиональным критериям, но и демонстрацию выполнения поведенческих задач на практике3. Таким образом, данное определение включает также и деятельностный компонент, что в свою очередь расширяет границы его применения. С. Велде дифференцировала понятия: компетентность - это личностная характеристика, совокупность знаний, умений, навыков и гибкого мышления, а компетенции - некоторые отчуждённые, наперёд заданные требования к образовательной подготовке выпускника, единицы учебной про-граммы4.

Американские ученые Норманн Хиггинс и Ховард Сулливан в своей работе «Обучая компетенциям» (Teaching for competence) описали все за и против компетентностного подхода в образовании США на примере Аризонского Государственного Университета (Arizona State University, ASU). Там же они ввели в научный оборот понятие «Стиль обучения при компетентностном подходе» (CBI-style). Введены в научный оборот понятия Competency и Competence. Тут же ими было сформулировано понятие компетентности: Компетентность - это совокупность знаний, умений и отношений к предмету обучения, которую должен получить студент к концу обучения5. Отметим, что результаты исследования этих учёных широко не представлены в сети интернет на русском языке.

3 Meyers, R. Development and implementing local educational standards / Ed. by Meyers R. ERIS Clearing House on Assessment and Evaluation, 1998.

4 Velde, C. Crossing borders: an alternative conception of competence // Proceedings of the XXVII Annual SCUTREA Conference. 1997, р. 27-35.

5 Sullivan, H. & Higgins, N. (1983). Teaching for Competence. New York, New York: Teachers College Press.

Британский психолог Джон Равен под компетентностью понимает специфическую способность, необходимую для выполнения определённого действия в определённой предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также осознание ответственности за свои действия. Быть компетентным - значит иметь набор компетенций разного уровня6.

Здесь стоит отметить, что, по нашему мнению, перевод книги Джона Равена «Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация» выполнен не совсем качественно, хотя многие российские учёные на него ссылаются. Думается, что для более эффективного понимания процессов определения, развития и формирования компетенций требуется выполнить перевод данной книги ещё раз, причём привлечь для работы специалистов с педагогическим и лингвистическим образованием, чем, в сущности, мы сейчас и занимаемся. Думается, что на суд общественности мы представим перевод к концу 2015 года.

Анализ трудов отечественных исследователей также показывает разброс определений и понятий. Так, по мнению И.С. Сергеева, компетенции - это сочетание таких элементов, как умение, знание и опыт, обеспечивающее в своей совокупности способность решать поставленные практические задания в различных сферах жизни и профессиональной деятельности. Наиболее важными компетенциями для личности являются общекультурная, коммуникативная, методологическая, а также компетенции в сфере самостоятельной, познавательной и культурно-досуговой деятельности7.

6 Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М., «Когито-Центр», 2002. 396 с.

7 Хуторской, А.В., Хуторская, Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Орлова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. Вып. 1, с. 117137.

Хуторской А.В. и Хуторская Л.Н. в своей работе «Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования понятия компетенция и компетентность» отличают синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность». «Компетенция», по их мнению, включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности в этой сфере. Компетентность же характеризует опытное овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В сухом остатке, по их мнению, компетенция есть некоторое отчуждённое, наперёд заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, а компетентность - уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере8.

Стоит отметить, что в работах Хуторского есть большое количество определений понятий «компетенция» и «компетентность». По нашему мнению, это обусловлено полисемией его категориального ряда. Представим несколько, по нашему мнению, наукоёмких определений:

Компетенция - это отчуждённое, заранее определённое социальное требование (норма) к образовательной подготовке студента, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определённой сфере.

Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

8 Хуторской, А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 327 с.

Компетентность - это совокупность личностных качеств учащегося (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определённой социально и личностно-значимой сфере9.

Компетентность - это квинтэссенция целевых, содержательных, смысловых, творческих, эмоциональных, ценностных характеристик личности.

Компетентность определяется как «обладание основательными знаниями и авторитетностью в какой-либо области», как «обладание компетенцией», как «особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности»10.

Э.Ф. Зеер под компетентностью понимает содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений, а также обобщённые способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности11.

А.А. Вербицкий в качестве разделения понятий «компетенции» и «компетентности» предлагает выбрать объективность и субъективность условий, определяющих качество профессиональной деятельности. Объективные условия он определяет как компетенции и понимает их как сферу деятельности специалиста, его права, обязанности и сферы ответственности, определённые в различного рода официальных документах: законах, постановлениях, указах, приказах, положениях, инструкциях и т.д. В качестве субъективных условий, т.е. компетентностей выступают при этом сложившаяся на данный момент система ответственных отноше-

9 Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. 2003, № 5, с. 55-61.

10 Там же.

11 Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования в России [Текст] / Э.Ф. Зеер // Высшее образование в России. 2005, № 4, с. 23-30.

ний и установок к миру, другим людям и к самому себе, профессиональные мотивы, профессионально важные качества личности

специалиста, его психофизиологические особенности, способно-

12

сти, знания, умения, навыки и др.12

В заключении, учитывая всё вышесказанное, но, без сомнения, не останавливаясь на достигнутом, автор данной работы предлагает определения понятиям «компетентность» и «компетенция», основываясь на результатах своего исследования по кандидатской диссертации и некоторых результатах своей научной деятельности. Итак:

Компетенция - это совокупность поддающихся оценке знаний, умений, навыков и способов деятельности по отношению к определённому кругу предметов, процессов или явлений.

Компетентность - это способность на практике осуществлять профессиональную деятельность.

Шабанов О.А. «Компетенция» или «Компетентность»: к вопросу о компетентностном подходе в образовании. В работе осмыслено развитие и становления понятий «компетенция» и «компетентность». Определены причины перехода от традиционной системы образования к компетентностному подходу в образовании. Проведён критический анализ взглядов иностранных авторов на понятие «компетентность». Предложено авторское понимание понятиям «компетентность» и «компетенция».

Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, компетентностный подход в образовании, ФГОС 3+, стратегия модернизации образования.

Shabanov O.A. "Competence" or "competency": competence based education issue. Development and establishment of the concepts of competency and competence as well as conversion from the traditional system of education to the competence based education have been reviewed in the present article. Critical analysis of the views of foreign authors on the concept of competence has been implemented. The authors' understanding of the concepts of competency and competence was suggested to the audience.

Key words: competency, competence, professional competence, competence based education, FGES 3+ (Federal governmental education standard), strategy of the education modernization.

12 Вербицкий, А.А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2006, № 11, с. 39-46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.