Научная статья на тему 'Проблема формирования профессионально-правовой компетентности студентов'

Проблема формирования профессионально-правовой компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕ-ТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / COMPETENCE / THE COMPETENCE-BASED FOCUSED EDUCATION / THE COMPETENCE-BASED FOCUSED APPROACH / COMPETENT EXPERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова Г. В., Верховцев А. А.

Рассмотрены глобальные изменения в образовательной системе, имеющие как результат подготовку компетентных специалистов для разных отраслей экономики, особенно аграрного сектора. Компетенция представлена как потенциальная возможность или способность находить ответы на вопросы в определенной жизненной и/или профессиональной ситуации, то есть компетенция это потенциальное качество определенной деятельности. Компетентность, в свою очередь, является актуальной способностью человека «к решению вопросов в данной сфере деятельности, в условиях реальной действительности». В связи с этим в рамках данного исследования под компетентностью понимается глубинное психологическое образование, которое связано с развитием ментального личностного опыта обучаемого, проявляющегося в его общей способности и готовности к профессиональной деятельности, основа которой знания и опыт, приобретённые в процессе обучения и социализации и ориентированные на самостоятельное и успешное участие в определённой профессиональной деятельности. Понятие «компетентность» в трактовках разных исследователей, на наш взгляд, сводится к тому, что личность должна обладать общей способностью и готовностью к профессиональной деятельности, основа которой знания и жизненный опыт, приобретённые не только в процессе непрерывного образования, но и собственно в процессе профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of formation of students’ professional legal competence

In the article the author's attention is centered on the global changes in the educational system, with the result of training competent professionals for different sectors of the economy, the peculiarities of the agricultural sector. Competence is presented as a potential opportunity or ability to find the answers to some of life and / or professional situation, ie competence is the potential quality of certain activities. Competence, in turn, is an actual human ability "to address the issues in this field, in terms of reality". In this regard, this study under the competence to understand the deep psychological education, which is associated with the development of the mental personal experience of the student, manifested in its overall ability and readiness for professional work, the basis of which the knowledge and experience gained in the process of learning and socialization and focused on self and successful participation in certain professional activities. The concept of "competence" in the interpretation of different researchers, in our view, is to ensure that a person must possess general ability and willingness to professional activity, the basis of which the knowledge and life experience, acquired not only in the process of lifelong learning, but in fact in professional activities.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования профессионально-правовой компетентности студентов»

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.3

Проблема формирования профессионально-правовой компетентности студентов

Problems of formation of students' professional legal competence

Доцент Г.В. Короткова, аспирант А.А. Верховцев (Мичуринский государственный аграрный университет) кафедра правового обеспечения, тел. 8(47545) 94646 E-mail: korotkova-g'a mail.ru

Associate Professor G.V. Korotkova, Assistant A.A. Verhkhotsev (Michurinsk State Agrarian University) chair of legal support, tel. 8(47545) 94646 E-mail: [email protected]

Реферат. Рассмотрены глобальные изменения в образовательной системе, имеющие как результат подготовку компетентных специалистов для разных отраслей экономики, особенно аграрного сектора. Компетенция представлена как потенциальная возможность или способность находить ответы на вопросы в определенной жизненной и/или профессиональной ситуации, то есть компетенция - это потенциальное качество определенной деятельности. Компетентность, в свою очередь, является актуальной способностью человека «к решению вопросов в данной сфере деятельности, в условиях реальной действительности». В связи с этим в рамках данного исследования под компетентностью понимается глубинное психологическое образование, которое связано с развитием ментального личностного опыта обучаемого, проявляющегося в его общей способности и готовности к профессиональной деятельности, основа которой знания и опыт, приобретённые в процессе обучения и социализации и ориентированные на самостоятельное и успешное участие в определённой профессиональной деятельности. Понятие «компетентность» в трактовках разных исследователей, на наш взгляд, сводится к тому, что личность должна обладать общей способностью и готовностью к профессиональной деятельности, основа которой - знания и жизненный опыт, приобретённые не только в процессе непрерывного образования, но и собственно в процессе профессиональной деятельности.

Summary. In the article the author's attention is centered on the global changes in the educational system, with the result of training competent professionals for different sectors of the economy, the peculiarities of the agricultural sector. Competence is presented as a potential opportunity or ability to find the answers to some of life and / or professional situation, ie competence - is the potential quality of certain activities. Competence, in turn, is an actual human ability "to address the issues in this field, in terms of reality". In this regard, this study under the competence to understand the deep psychological education, which is associated with the development of the mental personal experience of the student, manifested in its overall ability and readiness for professional work, the basis of which the knowledge and experience gained in the process of learning and socialization and focused on self and successful participation in certain professional activities. The concept of "competence" in the interpretation of different researchers, in our view, is to ensure that a person must possess general ability and willingness to professional activity, the basis of which the knowledge and life experience, acquired not only in the process of lifelong learning, but in fact in professional activities.

Ключевые апова: компетентность, компетентностно-ориентированное образование, компе-тентносгно-ориентированный подход, компетентный специалист.

Keyword: competence, the competence-based focused education, the competence-based focused approach, the competent expert.

Современная Россия, будучи включённой в процессы глобализации, переживает период трансформаций в экономике. В связи с тем что Россия является индустриально-аграрной страной, наблюдается увеличение потребности в высококвалифицированных специалистах в разных отраслях экономики, а особенно в

О Короткова Г.В., Верховцев А.А., 2017

Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК-продукты здорового питания, № 3, 2017

аграрном секторе. Новые кадровые потребности демонстрируют несоответствие сложившейся в России системы профессионального образования современным требованиям глобального рынка труда. По мнению некоторых исследователей (В.И. Байденко, B.C. Кукушин, О.И. Ребрин, Л.Е. Солянкина, С.Е. Шишов и др.), кадровый профессиональный голод на фоне ежегодного многочисленного притока выпускников вузов на рынок труда даёт право утверждать, что молодые специалисты чаще всего не готовы к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии со своей квалификацией.

Кроме того, в современном обществе наблюдается тенденция актуализации правовых знаний и осознания их практической значимости и функциональности в профессиональной деятельности специалистов всех направлений, в том числе и специалистов, обслуживающих аграрный сектор экономики. Обязательная интеграция правовых знаний в профессиональную деятельность будущего специалиста требует модернизации традиционной системы российского вузовского образования.

В связи с этим одной из ведущих задач инновационных изменений российского образования, решаемой на фоне активной интеграции России в мировое образовательное пространство, а именно присоединение к Болонскому и Копенгагенскому процессам и активное включение в них, является задача подготовки специалистов нового типа. Под специалистом нового типа в рамках данного исследования мы будем понимать специалиста-практика, который умеет самостоятельно решать поставленные перед ним производственные задачи, готов к решению нестандартных задач и в этой связи обладает практико-ориентированными компетенциями, в полной мере реализуемыми в рамках правового поля профессиональной деятельности, определяемого параметрами законодательной базы специализированной деятельности, законодательной защитой деятельности специалиста, характером регулирующего вмешательства государства, обеспечивающего свободу и законность деятельности специалиста, а также уровень ее адаптивности, при этом специалист нового типа должен быть способным к творческому преобразованию действительности, а также профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.

В современном российском обществе развивается тенденция осознания важности и практической значимости правовых знаний, культивируемых в конкретных востребованных формах сопровождения профессиональной деятельности специалиста, и, как следствие этого, в массовом сознании растёт интерес к правовым знаниям. При этом наблюдается противоречие, связанное с тем, что на фоне интереса к правовой культуре, к гражданским правам и обязанностям личности, роста престижа юридических специальностей и увеличения часов преподавания основ правовых знаний на разных этапах обучения (школа, колледж, вуз), наблюдаются массовые проявления правовой безграмотности, правового нигилизма, отсутствие чётких духовно-нравственных ориентиров. Данные противоречия, на наш взгляд, являются результатом отсутствия сформированной и чётко сформулированной государственной концепции правового образования.

Кроме того, важно отметить недостаточную разработанность феномена правовой компетентности в подготовке специалиста-агрария, отсутствие теоретико-прикладных исследований в области правовой компетентности и её взаимосвязи с профессиональной компетентностью студента аграрного вуза, недостаточная разработанность модели развития и формирования профессионально-правовой компетентности специалиста-агрария.

Необходимо констатировать, что в образовательном пространстве возникает противоречие, связанное с высокими требованиями к профессионально-правовой подготовленности будущих специалистов и недостаточным уровнем их реализации в процессе обучения в аграрных вузах. В этой связи не вызывает сомнения актуальность и значимость исследования проблемы формирования профессионально-правовой компетентности у студентов аграрного вуза в практико-ориентированной образовательной среде.

промышленности

Современное образовательное пространство, несмотря на достаточно основательно апробированную и разработанную психолого-педагогическую основу вузовского образования, снижает конкурентоспособность содержания профессиональной подготовки специалиста, в основу которой положен знаниевый компонент (H.H. Калинина, Л.Е. Солянкина и др.), что объясняется изменениями организационно-управленческих и концептуальных основ высшего профессионального образования, носящими прагматический характер и в соответствии с образовательным стандартом третьего поколения актуализирующими доминанту прикладных практико-ориентированных компетенций профессиональной деятельности. Это вызывает «снижение авторитета» знаниевых категорий, умений и навыков как основополагающих и профессионально-ориентирующих результатов образования. В этой связи знаниям, умениям и навыкам в новой образовательной парадигме противопоставляется категория компетентности.

Таким образом, смена современной образовательной парадигмы привела к тому, что традиционная система обучения в высшей школе, будучи ориентированной на формирование знаний, на основе которых должны развиваться умения и навыки будущего специалиста, показала свою неконкурентоспособность и консервативность - знаний, умений и навыков для вхождения в мировое образовательное, экономическое, культурное и политическое пространство оказывается недостаточно. Это приводит к стремительному процессу резкой переориентации оценки результата образования с понятий «знания», «умения» и «навыки» на понятия «компетентность», «компетенция». Исследователи обычно рассматривают сущность и проблемы формирования компетентности в «чистом», «рафинированном» виде (общекультурные, коммуникативные, профессиональные, социальные и т.п.), не интегрируя их между собой.

Данные исследования важны и значимы, но современный процесс экономической, культурной, правовой глобализации, глобализации в образовании ставит преподавателя высшей школы в условия, при которых он должен осознавать важность и значимость формирования у будущего специалиста неюридических специальностей профессионально-правовой компетентности, которая будет являться гарантом качественной, правомерной, грамотно организованной профессиональной деятельности, позволит выпускнику высшей школы плавно, «безболезненно» интегрироваться в профессиональную среду и её правовое поле.

Несмотря на то что в широком смысле компетентность - это осведомлённость, авторитетность в какой-либо области, в понятие «компетентность» в мировой образовательной практике вкладывается достаточно широкий спектр смыслов, связанных с разноаспектностью подходов к изучению её феномена [5]. При этом понятие «компетентность» репрезентуется преимущественно в контексте понятия «компетентность личности», которая является доминирующей и базовой дефиницией, применяемой в оценке результата обучения на разных образовательных уровнях (ступенях): например, в Англии, Германии, Швеции, Франции и Шотландии детерминантом компетентности является её способность выступать в роли цели, которая должна быть достигнута в результате процесса профессиональной подготовки специалиста.

Похожую точку зрения на понятие компетентность обнаруживаем в «Словаре по образованию и педагогике», определяющем компетентность как «совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности».

В этой связи не вызывает сомнения актуальность переориентации образовательного процесса на формирование компетентностей как результата обучения и базиса лдя последующей профессиональной деятельности, способного аккумулировать и развивать накопленный опыт в разных направлениях

Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК-продукты здорового питания, Ар 3,2017

профессиональной деятельности, интегрировать компетентности в процессе дальнейшей профессиональной и образовательной деятельности специалиста (повышение квалификации, получение дополнительного образования, ведение научно-исследовательской работы, самообразование), но в современной интерпретации и оценке понятий «компетентность» и «компетенция» нет единства научного мнения.

Ориентация обучения на замену конечной цели образовательного процесса со знаний на компетентности и отсутствие единого понимания у педагогов -учёных и педагогов-методистов того, что они должны достичь в результате обучения, подготовки и воспитания будущего выпускника как средней, так и высшей школы, создаёт широкое научное дискуссионное поле.

Компетентность с позиций Болонской системы образования включает когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие.

Отечественные учёные, например, A.A. Борчаева, рассматривают «компетентность личности» как объединение интеллектуальной и практической составляющей образования, в котором заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого от результата и обладающего интегративной природой, так как вбирает в себя ряд однородных и близкородственных понятий, относящихся к широким сферам культуры и деятельности [1].

Личностный аспект как важную доминанту компетентности включает в её определение В.В. Краевский, по мнению которого компетентность заключается во владении личностью соответствующей компетенцией, «включая качества этой личности» [3].

Ряд научных исследований рассматривает компетентность как самостоятельно реализуемую способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанную на учебном и жизненном опыте, ценностях и склонностях, приобретённых обучающимся.

Э.Ф. Зеер вкладывает в понимание компетентности важность наличия в ней целостной и систематизированной совокупности обобщенных знаний [2]. Важное наполнение вкладывает в трактовку понятия «компетентность» М.А. Чошанов, утверждая, что компетентность заключается не только в обладании определённым спектром знаний, но и в постоянном стремлении их обновлять и использовать в конкретных условиях.

A.Г. Бермус рассматривает компетентность как системное единство, которое интегрирует личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты. В определении компетентности, по мнению A.M. Аронова, ключевым является готовность специалиста включиться в определенную деятельность.

В связи с отсутствием единого мнения в понимании компетентности и очевидной взаимосвязи понятий «компетентность» и «компетенция» важно рассмотреть, что исследователи вкладывают в понятие «компетенция». Считаем целесообразным проанализировать точки зрения на проблему определения компетенции для уточнения понятий «компетентность» и более аргументированного определения различий или сходств компетентности и компетенции.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования трактует компетенцию через способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. При этом важно, чтобы компетенции выпускника в результате освоения учебного курса подкреплялись такими личными качествами, как работоспособность, прилежность, увлеченность, ответственность и пр.

B.В. Краевский считает компетенцией норму, «заранее заданное социальное требование, необходимое для эффективной продуктивной деятельности» [3].

промышленности

В связи с пониманием компетентности как совокупности обобщённых знаний Э.Ф. Зеер в термин «компетенция» вкладывает обобщенные способы действий, которые обеспечивают продуктивное выполнение профессиональной деятельности, то есть способности человека на практике реализовывать свою компетентность [2].

Европейские учёные как компетенцию рассматривают базовое качество индивида, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению работы или в других ситуациях прогнозирующее исполнение, качество которого оценивается на основе конкретных критериев.

По мнению А.П. Тряпицыной, компетенции - это совокупность задач, которые необходимо решить для выполнения профессиональной деятельности, то есть учёный утверждает формирование через компетенции у будущего специалиста потенциальных возможностей и реакций адаптации в профессиональных ситуациях посредством готовности к самостоятельному решению профессиональных задач. Ю.Г. Татур, как и А.П. Тряпицына, включает в понятие «компетенция» готовность человека использовать свой потенциал [4].

Иное понимание «компетенции» высказывает A.B. Хуторской. По его мнению, компетенции представляют собой совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, то есть элементов содержательной стороны образования, которые необходимы для эффективного выполнения деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов. Компетенция представляется исследователем отчуждённым, заранее заданным социальным требованием (нормой) к образовательной подготовке обучаемого [6]. В связи с этим компетенция, по A.B. Хуторскому, представляет собой квалификационную характеристику индивида при его включении в профессиональную деятельность через способность мобилизации и реализации знаний, умений и поведенческих отношений в определённой профессиональной ситуации.

Актуальные исследования компетенции определяют её как квалификационную характеристику индивида в момент его включения в профессиональную деятельность: способность мобилизовать и реализовать знания, умения и поведенческие отношения в конкретной профессиональной ситуации.

Разнообразие имеющихся вариантов обозначения дефиниции «компетенция» и ее производных указывает на то, что все эти определения включают многочисленные личностные параметры: мотивы, отличительные свойства, способности, выбираемые способы действия в различных профессиональных ситуациях, характеризующие представителя определенной профессии.

Таким образом, по нашему мнению, компетенцию целесообразно рассматривать как потенциальную возможность или способность находить ответы на вопросы в определенной жизненной и/или профессиональной ситуации, то есть компетенция - это потенциальное качество определенной деятельности. Компетентность, в свою очередь, является актуальной способностью человека к решению вопросов в данной сфере деятельности, в условиях реальной действительности.

Компетентность — это глубинное психологическое образование, которое связано с развитием ментального личностного опыта обучаемого, проявляющееся в его общей способности и готовности к профессиональной деятельности, основа которой знания и опыт, приобретённые в процессе обучения и социализации и ориентированные на самостоятельное и успешное участие в определённой профессиональной деятельности.

Итак, понятие «компетентность» в трактовках разных исследователей, на наш взгляд, сводится к тому, что личность должна обладать общей способностью и готовностью к профессиональной деятельности, основа которой знания и жизненный опыт, приобретённые не только в процессе непрерывного образования, но и собственно в процессе профессиональной деятельности.

Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК-продукты здорового питания, № 3, 2011

ЛИТЕРАТУРА

1. Борчаева, A.A. Компетентность в подготовке профессионального специалиста [Текст] / A.A. Борчаева / / Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе: Сер. Научные труды СГА. - 2009. - С. 19-20.

2. Зеер, Э.Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст] / Э.Ф. Зеер // Понятийный аппарат педагогики и образования. - Вып. 5. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 347 с.

3. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика [Текст] / В.В. Краевский. - М, 2007. - 135 с.

4. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста [Текст] / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 13-18.

5. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 2003. -1427 с.

6. Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / A.B. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

REFERENCES

1. Borchaeva A.A. Kompetentnost' v podgotovke professional'nogo spetsialista // Realizatsiya kompetentnostnogo podkhoda v obrazovatel'nom protsesse: Ser. Nauch-nye trudy SGA. - Moskva: SGA, 2009. - S. 19-20

2. Zeer E.F. Ponyatiyno-terminologicheskoe obespechenie kompetentnostnogo podkhoda v pro-fessional'nom obrazovanii / / Ponyatiynyy apparat pedagogiki i obra-zovaniya. - Vyp. 5. - M.: VLADOS, 2007. - 347 c.

3. Kraevskiy V.V. Osnovy obucheniya. Didaktika i metodika // Izdatel'skiy tsentr «Akademiya». - M, 2007. - 135 с.

4. Tatur Yu.G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki spetsialista // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2004. - № 3. - S. 13-18.

5. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka // Pod red. D.N. Ushakova. - M., 2003. -1427 c.

6. Khutorskoy A.V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostnoorien-tirovannoy paradigmy obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie. - 2003. - № 2. - S. 5864.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.