Научная статья на тему 'Компетенция Экономического сообщества стран Западной Африки (эковас) в сфере сельского хозяйства и использования природных ресурсов'

Компетенция Экономического сообщества стран Западной Африки (эковас) в сфере сельского хозяйства и использования природных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
673
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОВАС / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОЛОГИЯ / ЗАПАДНАЯ АФРИКА / ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА / КОМПЕТЕНЦИИ ЭКОВАС В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Менса Коку Мариус

В статье говорится об ЭКОВАС, Экономическое сообщество западноафриканских государств и его роль в регулировании сельского хозяйства и использовании природных ресурсов. ЭКОВАС является крупнейшим и самым комплексным из региональных организаций в Западной Африке. В условиях изменения климата, западная Африка, как и остальные части континента, регулярно сотрясали периодические продовольственные кризисы. Эти кризисы являются результатом множества факторов, как природного, так и человеческого происхождения. Данная статья обсуждает компетенции ЭКОВАС в сфере сельского хозяйства и использования природных ресурсов в том числе, водных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC COMMUNITY''S COMPETENCE OF THE WESTERN AFRICA COUNTRIES (EKOVAS) IN THE SPHERE OF AGRICULTURE AND USAGE OF NATURAL RESOURCES

The article refers to the ECOWAS, the Economic Community of West African States and its role in the regulation of agriculture and natural resources. ECOWAS is the largest and most complex of the regional organizations in West Africa. In the context of climate change in West Africa, as well as other parts of the continent, regularly shaken by periodic food crises. These crises are the result of many factors, both natural and human origin. This article discusses the competence of ECOWAS in the area of agriculture and natural resources including water resources.

Текст научной работы на тему «Компетенция Экономического сообщества стран Западной Африки (эковас) в сфере сельского хозяйства и использования природных ресурсов»

2'2014

Пробелы в российском законодательстве

10.3. КОМПЕТЕНЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА СТРАН ЗАПАДНОЙ АФРИКИ (ЭКОВАС) В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Менса Коку Мариус, аспирант. Подразделение: кафедра международного права. E-mail: mcmarius@mail.ru Место учебы: Российский университет дружбы народов.

Аннотация: В статье говорится об ЭКОВАС, Экономическое сообщество западноафриканских государств и его роль в регулировании сельского хозяйства и использовании природных ресурсов. ЭКОВАС является крупнейшим и самым комплексным из региональных организаций в Западной Африке. В условиях изменения климата, западная Африка, как и остальные части континента, регулярно сотрясали периодические продовольственные кризисы. Эти кризисы являются результатом множества факторов, как природного, так и человеческого происхождения. Данная статья обсуждает компетенции ЭКОВАС в сфере сельского хозяйства и использования природных ресурсов в том числе, водных ресурсов.

Ключевые слова: ЭКОВАС, Региональные организации, Экономическая интеграция, Экология, Западная Африка, изменения климата, компетенции Эковас в сфере сельского хозяйства, использование природных ресурсов.

Annotation: The article refers to the ECOWAS, the Economic Community of West African States and its role in the regulation of agriculture and natural resources. ECOWAS is the largest and most complex of the regional organizations in West Africa. In the context of climate change in West Africa, as well as other parts of the continent, regularly shaken by periodic food crises. These crises are the result of many factors, both natural and human origin. This article discusses the competence of ECOWAS in the area of agriculture and natural resources including water resources.

Keywords and phrases: ECOWAS, Regional Organizations, Economic Integration, Ecology, West Africa, climate change, the competence of ECOWAS in the area of agriculture, the use of natural resources.

Экологические законодательства начали динамично развиваться под влиянием разных международных конференций по охране окружающей среде. Эта ситуация улучшила экологическое состояние ряд государств но была также причиной перемещении грязных технологий в развивающиеся страны.[1] Вопрос экологической компетенции любой региональной межправительственной организации неотъемлемо связан с правами человека.[2] Всеобщая декларация прав человека и гражданина 1948г, Справочный документ о человеческих правах, не выделяет права человека на благоприятную окружающую среду, но в его статье, закрепляет право на жизнь. В дальнейшем, ООН расширила понятие «право на жизнь» в Стокгольмской

конференции 1972г., где принцип 1 Стокгольмской декларации гласит, что человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество ,которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь. Региональные суды таких международных организаций как ЭКОВАС, опираются в своих решениях на подобных принципах и на конвенции, ратифицированной членами сообщества.

В основном, универсальные правовые акты как принцип 10 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, резолюция генеральной ассамблеи 37/7 от 28 октября 1982г о всемирной хартии природы и 45/94 от 14 декабря 1990г о необходимости обеспечения здоровой окружающей среды в интересах благосостояния людей и другие, играют важную роль в защите прав человек.1 11 Отсутствие на универсальном уровне международные межправительственные организации, специально созданные государствами для решения проблем связанные с окружающей среды [3] не помешало Африки и стран ЭКОВАС задумываться о защите окружающей среды задолго до конференции в Рио в 1992 году, после первой состоявшейся в Стокгольме в 1972 году. Кроме Лондонской конвенции 1933г и Алжирской конвенции 1968г, у континента есть своя региональная декларация прав человека и народов со статьей о защите окружающей среды. В 1981 году Африканская хартия прав человека и народов, формально закрепляла права на окружающую среду ("Все народы имеют право на здоровую окружающую среду, способствующую их развитию), что не встречается ни в одном из предыдущих соглашений о защите прав человека. Это провозглашенное право на окружающую среду имело символическое значение и быстро распространялось в других частях мира. Эта хартия укрепила решимость международного сообщества и Африканских государств поместить экологию в центре глобальных проблем. Принципы этой хартии закреплены в конституции и законодательных актах многих стран в Африке и в других местах. Изначально, экологическое право стан Африки было ориентировано на сохранение природных экосистем. Оно постепенно развивается, чтобы охватить другие аспекты охраны окружающей среды. На протяжении многих лет существования Африканское экологического право развивалось, и сфера его применения была значительно расширена с интеграцией в национальные правовые системы большинства стран на континенте. Появлялись соответствующие положения многосторонних природоохранных соглашений регулирующих многие аспекты экологического управления и борьбы с загрязнением. Основополагающих текстов учитывает все международные конвенции, подписанные и ратифицированные государствами-членами, а также статья 29-31 Глава VI договор Эковас о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.[6] Все эти

1 В качестве пример, в Европе, система прав человека опирается на европейской конвенции о защите прав и основных свобод 1950г, несмотря на то, что эта конвенция не содержит понятия защиты экологических прав, суд на практике опирается на него поскольку значительное загрязнение окружающей среды может повлиять на благосостояние граждан и сделать невозможным пользование ими своим жильем. Дело Лопес остра я. Испании. (Lopez Ostra v. Spain, Hatton and others v. the United Kingdom, Powell and Rayner v. the United Kingdom 1990, Guerra and others v. Italy 1998). В том же духе в Америке, судьи опираются на статью

11 в Сан Саль Вадорском протоколе о праве жить в здоровой среде. Дело коренный народ Яномами vs Бразилии.

314

КОМПЕТЕНЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Менса Коку М.

инструменты передают определенную компетенцию институции ЭКОВАС. В рамках компетенции в области сельского хозяйства и водных ресурсов, у ЭКОВАС есть департамента сельского хозяйства и развития сельских районов, экологии и управления водных ресурсов. Под руководством комиссара сельского хозяйства, окружающей среды и водных ресурсов, департамент стремится к стратегическому осуществления общей сельскохозяйственной политики сообщества для удовлетворения продовольственных потребностей населения, экономического и социального развития и сокращения бедности в государствах-членах. За последние 30 лет, сельское хозяйство Западной Африки претерпело глубокие изменения. В контексте разъединения государства, фермеры способны адаптироваться. Общий рост производства сопровождался ростом населения. Но этот рост основан на модели экстенсивного производства, низкой производительности, потребление природных ресурсов и низкооплачиваемой рабочей силе. Несмотря на это, сельскохозяйственный сектор играет важную роль в экономическом и социальном развитии Экономического сообщества западноафриканских государств. В основе экономики стран ЭКОВАС лежит сельское хозяйство. Оно имеет важное значение, для национальной экономики, например (35% ВВП), занятости (более 60% активов) и дохода. Экспорт сельскохозяйственной продукции занимает важное место во внешней торговле Западной Африки. Сельскохозяйственная продукция является одной из основных движущих сил региональной рыночной интеграции. Она играет ключевую роль в борьбе с бедностью и продовольственной безопасности, как за счет потребления фермерские хозяйства и поставок продукции на местных рынках и городских продовольственных рынках. Для достижения общей цели возложенной на Департамент сельского хозяйства, окружающей среды и сельского развития определены следующие конкретные задачи: скоординированное осуществление региональной сельскохозяйственной политики и проведение региональных и международных переговоров по сектору; координация выполнения национальных сельскохозяйственных инвестиционных программ, формирование областной сельскохозяйственной инвестиционной программы (PRIA), инициирование и контроль за осуществлением мобилизации и последующего объединения региональных программ; содействие принятию решений для реформы государственной политики (инструменты управления отраслью на региональном уровне гармонизация и сближение национальных политик, мониторинг и оценка общей сельскохозяйственной политики, программ и программных документов).

Продовольственная безопасность остается главной проблемой для Сахеля и Западной Африки. Она и есть цель, которую преследуют ЭКОВАС и другие межрегиональные организации. Западную Африку, как и остальные части континента, регулярно сотрясали периодические продовольственные кризисы. Эти кризисы являются результатом множества факторов, как природного, так и человеческого происхождения. Таким образом, тенденция ухудшения продовольственной безопасности с каждым годом, в том числе связанна с негативными последствия изменения климата, влиянием глобальных энергетических и финансовых кризисов на экономику этих стран, конфликтами в регионе и их негативными последствиями. Доклад департамента сельского хозяйства и развития сельских районов, экологии и управления водными ресурсами,

отвечающий за сельское хозяйство сообщает, что дефицит продовольствия не менялся с региональной засухи 1970 в Сахеле до продовольственного кризиса в 2008 и 2010 году. Экономика большинства стран Сахеля и Западной Африки в основном базируется на сельском хозяйстве, постоянные продовольственные кризисы, не только имеют последствия для продовольственной безопасности, но и приводит к потере средств к существованию и распространению нищеты, особенно для бедных и наиболее уязвимых групп населения. Такая ситуация продолжается несмотря на реализацию в регионе сельскохозяйственной политики региональной программы продовольственной безопасности. В этом году был выявлен значительный дефицит зерна. Проблема отсутствия продовольственной безопасности, в связи с ее влиянием на макроэкономическую стабильность и условия жизни населения, находится в центре внимания ЭКОВАС. В этой связи, ЭКОВАС решил разработать ряд стратегических планов и действий, нацеленных на долгосрочную продовольственную безопасность:

создание Комитета высокого уровня под председательством Президента республики Нигер, для оценки урожая и отзыва пищевых продуктов. Комитет провел свое первое заседание в Ниамей, Нигер 14 февраля 2012;

заседание Совета министров сельского хозяйства и финансов стран-членов ЗАЭВС в Уагадугу, где была оказана финансовая поддержка Буркина-Фасо, Нигер и Сенегал для смягчения зернового дефицита;

совещание Целевой группы ЭКОВАС для создания региональной стратегии хранения пищевых продуктов;

встреча группы по предотвращению продовольственного кризиса, состоявшаяся в Париже в целях осуществления намеченных планов и ответа на продовольственный кризис в регионе.

Для обеспечения продовольственной безопасности, Комиссия ЭКОВАС со своей стороны, после кризиса 2008 года, приняла следующие меры:

Ускорение процесса осуществления высокого уровня технического содействия и прямую поддержку каждого из 15 государств-членов в общей сумму $ 6 млн. Благодаря этой поддержке всех государств-членов ЭКОВАС разработали национальных Сельское хозяйственных инвестиционных программ с конкретными финансирования сельскохозяйственных проектов на общую сумму более 2 млрд. долларов США;

непосредственно поддержка пострадавшим государствам на сумму 4,5 млн. долл. США (Буркина-Фасо, Мали и Нигер), чтобы помочь им справиться с кризисом;

выступила с инициативой семян на сумму $ 2,5 млн. для помощи населению в странах, пострадавших от кризиса в 2012 году;

изучение возможности создания региональных продовольственных резервов.

Список литературы:

1. Копылов М.Н. Принцип международного сотрудничества глазами юриста-эколога// Вестник РУДН. Сер. Юрид. Науки.- М., 2005-NO 2- C. 116

2. И.П. Блищенко, А.Х. Абашидзе: Право международных организаций; Изд. 2-е, испр. И доп.- М.: РУДН, 2013. -С. 258-288.

3. Копылов М.Н. Международная экологическая ад-министрация//Закон и Право.-1998.-No 10.-C.32-36;

4. Копылов М.Н., Солнцев А.М. Международное экологическое право перед вызовами современности (

315

2'2014

Пробелы в российском законодательстве

международная экологическая организация) //Евразийский юридический журнал.-2013.- No 1 (56).-С.56-58;

5. Нгуен Куанг Тьен. АСЕАН: экология, политика, международное право: Монография/ под ред. Д-ра юрид.наук, проф. М.Н. Копылова. С.5, Москва 2013

6. http://www.comm.ecowas.int/sec/index.php7icUtreaty &lang=en

Рецензия

«Компетенция Экономического Сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) в сфере сельского хозяйства и использования природных ресурсов» (М., 2014)

Рецензируемая статья вне всякого сомнения представляет интерес как с практической, так и с теоретической точек зрения. В ней автор предпринял попытку раскрыть базовые принципы, па которых строится политика ЭКОВАС в области сельского хозяйства и охраны природных ресурсов. Во многом па попытка автору удалась.

Он сумел собрать, обобщить и систематизировать достаточно большой доктринальный и нормативный материал по теме своего исследования, после чего сформулировать некоторые практические предложения, которые, в случае их осуществления на практике в деятельности ЭКОВАС, могут повысить эффективность работы сообщества по указанным направлениям.

Автор справедливо полагает, что государствам, входящим в ЭКОВАС, следовало бы проявлять больше инициативы в решении экологических проблем и не дожидаться проведения международных конференций универсального характера.

Отличительной чертой рецензируемой статьи является то, что анализируя деятельность ЭКОВАС, автор постоянно держит в уме события и решения, происходящие и принимаемые на глобальном уровне. Именно с ними автор регулярно сравнивает деятельность Экономического Сообщества и, как правило, приходит к правильному выводу.

Принимая во внимание все вышесказанное, представляется, что статья Менса Коку Мариуса на тему «Компетенция Экономического Сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) в сфере сельского хозяйства и использования природных ресурсов» может быть рекомендована к опубликованию в научном журнале.

Рецензент: д.ю.и., проф. М.Н. Копылов

316

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.